Ограничения движения в развитие ребенка

Это будет необычная статья, совершенно не связанная с ИТ, но как по мне, так гораздо более важная. Я затрону очень важный вопрос воспитания детей, в частности, привитие им привычки работать стоя. Сам я абсолютно убежден, что сидячий образ жизни современной цивилизации является одним из главных негативных факторов развития современного человека.

Если у вас есть желание научиться строить и поддерживать высокодоступные и надежные сети, рекомендую познакомиться с онлайн-курсом «Сетевой инженер» в OTUS. Курс не для новичков, для поступления нужно пройти .

Как движение влияет на развитие детей

Я задумал написать на очень обширную тему и, честно говоря, даже не знаю, с чего начать. Вопросом воспитания детей, как любой нормальный отец, я интересуюсь давно. Считаю, что именно отцы в первую очередь ответственны за воспитание и формирование личности ребенка. Я получаю информацию из разных источников, зачастую не запоминая их. Из-за этого я не смогу вам везде приводить доказательства и подтверждения. У меня нет времени на такую подробную кропотливую работу. Я вам перескажу своими словами то, что у меня за последние 5 лет накопилось в голове на тему воспитания детей и влияния движения на их развитие. Где вспомню — дам ссылку на источник.

Тугое пеленание замедляет развитие младенца

Уже с младенческого возраста мы можем влиять на развитие ребенка. Существует несколько подходов к пеленанию — тугой и свободный. Чем туже вы заворачиваете ребенка, тем сильнее вы тормозите его начальное развитие. Эту информацию я почерпнул из видео выступлений антрополога Чагина (отец 13-ти детей!!!). Он дал просто массу полезной информации, обоснованной научно с точки зрения антропологии и биохимии организма. Я очень рекомендую вам поискать его записи в ютубе и посмотреть. Те примеры педагогики, что я раньше слышал на уровне гуманитарных рекомендаций, он объясняет с точки зрения биохимических процессов организма. В частности, очень хорошо показывает, как воспитывать волю мальчика и чем отличается воспитание девочек и мальчиков. Сейчас я не буду на этом останавливаться, так как задумал написать на другую тему, хотя эта не менее интересна и важна.

Чем больше ребенок двигается в младенчестве, тем быстрее развивается его мозг. Если вы туго запеленаете ребенка, он будет делать минимум движений, но зато будет спокойно лежать и лучше спать, что упрощает жизнь родителям, но ухудшает развитие ребенка. Пеленать туго не надо. Руки должны быть свободны. Ребенок должен ими шевелить, пусть даже беспорядочно. Чем больше будет шевелить сейчас, тем быстрее научится ими управлять.

И еще важный момент, хоть и не по теме. Но он действительно очень важен, поэтому скажу. Младенец до полутора-двух лет должен находиться на грудном вскармливании и спать с мамой рядом. Это очень важно для него.

Как только ребенок научился ходить, забываем про коляску

Дальше ребенок подрастает. Как только он начинает делать первые шаги и учится самостоятельно шагать — забываем про коляску и больше не берем ее на прогулку. Пусть ребенок ходит самостоятельно. У меня прямо сейчас перед глазами снимок, показывающий активность мозга у ребенка, который сидит и того, кто ходит. Хождение очень сильно влияет на развитие мозга. Чем раньше ребенок начинает ходить, тем быстрее, как правило, он начинает говорить. Ранняя речь — один из признаков развития интеллекта. Об этом тоже можно отдельно поговорить, так как развитие речи тоже важный этап развития мозга ребенка.

Меня просто поражают родители, которые в 3-4-5 лет катают ребенка в коляске. Постоянно это наблюдаю. Это просто чудовищно по отношению к ребенку. Как только он начал ходить, сразу же прекращаем катать без необходимости в коляске. Выходите гулять около дома на то расстояние, которое ребенок способен пройти самостоятельно. Чем быстрее и лучше он будет ходить, тем дальше можно будет с ним гулять. Моей дочке сейчас еще нет 2-х лет, но она без проблем проходит 500 метров. Обратно, конечно, уже надо помогать, устает. Сын в 3-4 года спокойно ходил по 2 километра на прогулке.

Не ограничиваем ребенка в ежедневном и беспорядочном движении

Любой, у кого есть маленькие дети, знает, какие они активные. Не могут усидеть на месте и все время двигаются. Мой сын, как волчок, постоянно движется. Дома может по комнате бегать по кругу, перепрыгивая препятствия, забегая на диван и т.д. На улице, если долго стоит на месте, в какой-то момент срывается, бегает по кругу. Потом если надо опять постоять — стоит, и снова бегает.

Движение — нормальное, естественное состояние ребенка. Ему нужно двигаться, чтобы развиваться. Он испытывает острую потребность в движении. Не нужно его в этом ограничивать. С грустью наблюдаю, как в детском саду воспитатели запрещают детям бегать, прыгать, шуметь и т.д.

Это просто чудовищно — ограничивать малышей в движении. Конечно, я понимаю, что на воспитателях большая ответственность — если с ребенком что случится, он упадет, ударится, его родители замордуют своими жалобами и претензиями. Поэтому они вынуждены ограничивать детей и всячески их обездвиживать, так спокойнее. Это не вина воспитателей, а всей системы детсадовского воспитания. Она глубоко безразлична к потребностям детей и в основном вредит им, нежели идет на пользу. Чего стоят общие туалеты без отдельных кабинок, куда дети стесняются ходить по большой нужде. Или группы по 25 человек, рассчитанные на 10-12. Но это тоже большая отдельная тема.

Читайте также:  Развитие костно мышечной системы в этапах развития ребенка

Привыкаем читать, рисовать, писать стоя

Приближаюсь к пункту, который сподвиг меня написать данную статью. Я купил для сына (4 года) парту-конторку, для того, чтобы он привыкал читать, рисовать, писать стоя, а не сидя. Если вы побываете в Царскосельском лицее под Питером и посмотрите, где жил и учился студент Пушкин, то увидите в его комнате конторку для работы стоя. Толстой тоже писал свои произведения за наклонной конторкой стоя. Таких примеров очень много даже среди известных людей 20-го века. Например, Хемингуэй, Набоков, Черчилль и многие другие работали стоя. В их кабинетах стояли высокие конторки.

Любой человек, когда берет в руки книгу, планшет, смартфон, наклоняет их в руках так, чтобы угол между плоскостью для чтения и глазами был 90 градусов. Это естественно и удобно. Посмотрите, именно так вы держите свой смартфон, когда берете в руки. Так почему же рабочий стол для чтения и письма должен быть без наклона? Чтобы сделать угол в 90 градусов, между таким столом и глазами, приходится сутулиться. Вот наглядный пример, как сидят дети за современными партами. Они почти все сутулятся, стремясь поставить голову так, чтобы угол между плоскостью стола и их взглядом был 90 градусов. Именно в таком положении удобнее всего смотреть на лист, лежащий на столе. При других углах лист становится не квадратным, а в виде трапеции.

И вот итог. Большинство детей, закончивших современную школу, имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом и зрением. Сей участи не избежал и я. Помню еще в школьные времена, когда была диспансеризация, у нас в классе только у одного мальчика было все в порядке со скелетом. Не было никаких замечаний. У всех остальных что-то да нашли в разной форме — сколиоз, плоскостопие, искривление и т.д.

Это же не нормально и не правильно, что дети в школе теряют здоровье. Так быть не должно, но чиновники от образования этого как-будто не замечают и ничего не делают. Суетятся в основном родители и некоторые ученые.

Движение обеспечивает общее развитие организма человека

Движение — жизнь. Эта истина была известна с давних времен. Еще в Древней Греции юноши наравне изучали науки и развивали тело, занимались физкультурой. Греки знали, что залог хорошего ума — здоровое тело. Думаю, отсюда появился лозунг — В здоровом теле, здоровый дух. И это не пустые слова.

В условиях современной цивилизации большую часть дня (около 8-10 часов) дети школьного возраста обездвижены. Ежедневно значительную часть времени они проводят сутулясь, сидя за плоскими партами в школе и дома. Движение влияет на развитие головного мозга. Именно в детстве двигательная активность и вертикальное положение тела человека в пространстве обеспечивает развитие основных структур его головного мозга, которые отвечают за развитие речи, памяти, координацию движений, ориентацию в пространстве, способности к осуществлению волевых усилий.

Любое подавление активности — это деградация и распад нейронов головного мозга.
(О.В.Богданов, 1987 г.)

Именно двигательная активность детей является основным условием для нормального развития всех органов и систем их организма. Среда, окружающая человека, условия, в которых он ежедневно находится, определяет модели его поведения. Заставляя ежедневно детей заниматься сидя по 6-8 часов в школе и дома, мы сами тормозим их развитие и формируем у них привычку обездвиженности, которая определяет их дальнейший образ жизни.

Здоровьесберегающая программа

Но не все так мрачно. В России разработана здоровьесберегающая программа, которая рекомендована для использования во всех образовательных учреждениях с целью профилактики и коррекции наиболее распространенных болезней, приобретаемых детьми в процессе учебы (близорукость, нарушение осанки, нервно-психические отклонения, сердечно-сосудистые нарушения и т.д.) Она называется — Массовая первичная профилактика школьных форм паталогии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах. Привожу специально полное название, чтобы все заинтересовавшиеся смогли сами найти информацию.

Данная программа разработана сотрудниками НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АМН СССР под научным руководством В. Ф. Базарного. Про последнего вы могли где-то слышать, так как у него много видео на ютубе. Он часто ездит, выступает. У него много последователей. Сам я тоже ознакомился с основными моментами программы и взял себе на вооружение. В частности, приобрел для дома раскладную конторку, чтобы дети могли ее регулировать под свой рост и заниматься стоя. Выглядит она вот так.

Не буду говорить, где я ее купил, так как не очень доволен результатом. Через поиск можно все без проблем найти, по разным ценам и разного качества. На любой вкус и кошелек.

Сам я давно мечтаю начать работать стоя. Пробовал и в целом мне понравилось, хоть немного непривычно. Сдерживает то, что не так давно сделал ремонт, оборудовал рабочее место, купил стол, повесил над ним полку, все разместил. Сейчас установить стол для работы стоя не получится. Надо менять стол, перевешивать полку, от нее останутся дырки в стене. В общем, неудобно. Так как я затеял переезд из города в деревню (об этом возможно я тоже когда-то начну писать, когда будет возможность выделять на это время) и уже купил подходящий участок и начал его обустраивать, решил, что на новом месте оборудую себе рабочее место для работы стоя. В идеале, его можно будет модифицировать под стоячую и сидячую работу.

Читайте также:  Развитие и воспитание ребенка программа курса

Заключение

Я не претендую на истину и прошу не принимать на веру мои слова. Я могу заблуждаться, ошибаться, быть под влиянием каких-то ложных идей. Я просто рассуждаю и делюсь с вами информацией. Цель данного материала — заставить вас задуматься над обозначенной проблемой сидячего образа жизни современной цивилизации. Познакомиться с методикой Базарного. Это действительно полезно. А самое главное — задумайтесь над воспитанием своих детей. Отнеситесь к этому со всей ответственностью, не пускайте на самотек. Помогите своим детям избежать тех ошибок, что совершили вы сами и ваши родители.

Никто не заинтересован в развитии ваших детей, кроме вас самих и ваших близких. Поэтому все нужно брать в свои руки. Я заказал детям учебники для первого класса, выпущенные в сталинскую эпоху. Будем учить детей азам сами, дома. Книги еще не получил, поэтому ничего говорить про них не буду, но тема эта мне знакома давно. Простой пример — во времена Сталина в школах преподавали детям такие предметы как логика, психология. Потом почему-то посчитали, что это лишнее. Сейчас, к примеру, есть предмет — деловое общение. Общение есть, а логики нет. Она и не нужна в современном бизнесе. Для успешного делового общения нужна беспринципность, ложь, лицемерие. Тогда будет успех в бизнесе. Достаточно посмотреть на неотъемлемую часть современного бизнеса — рекламу. Вся пронизана ложью. Поэтому и логика не нужна.

Ох, разошелся я 🙂 Если у кого есть вопросы, возражения, замечания — комментарии в вашем распоряжении. В статье трудно все охватить, да и навыка большого нет в написании подобных текстов. Особенно любопытно услышать отзыв того, кто пробовал длительное время работать стоя.

Онлайн курс «Сетевой инженер»

Если у вас есть желание научиться строить и поддерживать высокодоступные и надежные сети, рекомендую познакомиться с онлайн-курсом «Сетевой инженер» в OTUS. Это авторская программа в сочетании с удалённой практикой на реальном оборудовании и академическим сертификатом Cisco! Студенты получают практические навыки работы на оборудовании при помощи удалённой онлайн-лаборатории, работающей на базе партнёра по обучению — РТУ МИРЭА: маршрутизаторы Cisco 1921, Cisco 2801, Cisco 2811; коммутаторы Cisco 2950, Cisco 2960. Особенности курса:

  • Курс содержит две проектные работы.;
  • Студенты зачисляются в официальную академию Cisco (OTUS, Cisco Academy, ID 400051208) и получают доступ ко всем частям курса «CCNA Routing and Switching»;
  • Студенты могут сдать экзамен и получить вместе с сертификатом OTUS ещё сертификат курса «CCNA Routing and Switching: Scaling Networks»;

Проверьте себя на вступительном тесте и смотрите программу детальнее по .

Помогла статья? Есть возможность отблагодарить автора

Источник

Оксана Протасова
Обучение детей основным видам движений в условиях ограниченного пространства (методические рекомендации для воспитателей)

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении. Недостаточная двигательная активность детей ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма. Современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Двигательная активность дошкольников всё больше ограничивается созданными условиями:

— особенностями северного климата (сокращаются утренние и вечерние прогулки, редко проводятся занятия по физической культуре на свежем воздухе);

— замкнутым перенасыщенным пространством групп в детском саду и квартир;

— требованиями (запреты) взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадёшь и др.);

— преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепередач, компьютерные и настольные игры, занятия изобразительной и конструктивной деятельностью и т. д);

— генетической наследственностью.

Но самая главная проблема – несмотря на то, что двигательные центры каждой группы оснащены спортивно-игровым оборудованием дети не умеют правильно организовывать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В помощь воспитателям разработаны «Методические рекомендации по организации обучения детей основным видам движений в условиях ограниченного пространства».

ХОДЬБА

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста: Слабый мышечный корсет. Не сформировано ощущение правильной осанки. Мышцы разгибатели развиты слабее, поэтому дети часто принимают неправильные позы (опущенная голова, сутулая спина, запавшая грудь)

Методические рекомендации:

Следить за хорошей осанкой детей. При ходьбе давать детям ориентир, для того чтобы они не опускали голову.

Чаще использовать ходьбу на носках и с предметом на голове, для формирования ощущения правильной осанки.

Давать задания, в которых изменяются темп и направление движения при ходьбе, с разным положением рук, умение чередовать ходьбу с другими движениями.

Чаще проводить упражнения в ходьбе: по песку, дорожкам с естественными поворотами, с преодолением препятствий.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка в невском районе

Игры для самостоятельной деятельности:

— Гигантские шаги – перешагивание различными способами с коврика на коврик.

— Веселая дорожка – перешагивание с коврика на коврик по команде ведущего.

— Веселые негритята – перенос мешочков с грузом на голове, ходьба по ортопедической дорожке, между шнурами.

Пособия и атрибуты: Коврики, мешочки с грузом, ортопедические дорожки.

БЕГ

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста: Мышечная система еще слабая. Формируется свод стопы. Координация движений в процессе формирования. Быстрое утомление.

Методические рекомендации:

Обязательно контролировать осанку детей во время бега.

Обращать внимание на согласование движения рук и ног, непринуждённость

движений.

Следить за тем, чтобы в беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног.

Недопустимо требовать сгибания рук в локтях и прижимания их к груди, что сковывает движения, плохо влияет на дыхание и кровообращение.

Применять бег на короткие дистанции, чередуя его со спокойной ходьбой, при условии частого использования бега.

Игры для самостоятельной деятельности:

— Веселая дорожка – перешагивание с коврика на коврик по команде ведущего.

— Займи свое место – перебегание по команде с коврика на коврик.

— Прогулка – ходьба по узкой дорожке между скакалок, по ортопедической дорожке.

— Обезьянки – хождение руками и ногами по стенке (развитие координации)

Пособия и атрибуты: коврики, скакалки, дорожки, тихий тренажер

ПРЫЖКИ

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста: Формируется свод стопы, слабые связки и мышцы. Слабо развиты координаций, глазомер, чувство равновесия.

Методические рекомендации:

Особое внимание обращать на мягкое приземление, а не преодоление высоты или длины.

Лучше организовать подпрыгивание, тогда внимание ребенка не отвлекается необходимостью преодоления препятствия, а сосредоточенно на самом движении.

Широко использовать подводящие упражнения (поднимание на носках, сочетание поднимания и взмахов рук, подскоки, подпрыгивания).

Игры для самостоятельной деятельности:

— Достань ягодку – подпрыгивание, дотягивание до условной метки.

— Через кочку – перепрыгивание через мешочки с песком.

— С кочки на кочку – запрыгивание и спрыгивание на большие мешочки с песком.

Пособия и атрибуты: Тихий тренажер, мешочки с песком малые, мешочки с песком большие.

МЕТАНИЕ, КАТАНИЕ, БРОСАНИЕ

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста: Слабые мышцы плечевого пояса.

Методические рекомендации:

Особое внимание на правильный замах, т. к. это не только способствует приобретению и закреплению навыка, но и укрепляет мышцы спины.

Объяснять и показывать детям правильную позу при метании, обращая внимание на исходное положение.

Уточнять некоторые элементы техники броска, ловли мяча (замедленные движения).

Игры для самостоятельной деятельности:

— Урожай в «кладовочку» – забрасывание мешочков в короб.

— Попади в цель – метание мешочков в цветные ладошки.

— Хитрый мяч – прокатывание мяча из руки в руку различными способами.

Пособия и атрибуты: Мешочки с песком, мешочки с песком, тихий тренажер, мячи большие и малые, кольцеброс, кегли.

ЛАЗАНИЕ, ПОЛЗАНИЕ, ПРОЛЕЗАНИЕ, ПОДЛЕЗАНИЕ

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста: Страх высоты, слабо развитая координация движений. Продолжается развитие и совершенствование двигательного анализатора. Слабые мышцы спины. Продолжается формирование позвоночных изгибов.

Методические рекомендации:

Следить за тем, чтобы дети правильно обхватывали планку, руки держали на ширине плеч, поочередно работали обеими руками; не смотрели вниз, держались прямо.

Обращать внимание на то, чтобы дети не пропускали перекладины (чередующийся шаг).

Постепенное освоение перехода с пролета на пролет – приставной шаг.

При ползании на четвереньках обязательный последующий переход в вертикальное положение и активное выпрямление позвоночника.

Регулярное усложнение препятствий, которые нужно преодолевать

Игры для самостоятельной деятельности:

— Паутинка – перелезание, подлезание, пролезание между натянутых шнуров.

— Достань ягодку – «лазание» по тихому тренажеру.

— Пройди по стенке – ходьба и лазание по тихому тренажеру.

— Котята – хождение на четвереньках по ортопедическим дорожкам и коврикам.

— Паравозик – пролезание на четвереньках в обручи, под препятствиями.

Пособия и атрибуты: Скакалки, шнуры, тихий тренажер, ортопедическая дорожка, коврики, обручи.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАВНОВЕСИЕ

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста: Устойчивость и чувство равновесия еще только формируются.

Методические рекомендации:

Проводить упражнения в спокойном темпе, не включать соревнований на быстроту выполнения движений.

Обращать внимание на уверенность выполнения статичных поз.

Игры для самостоятельной деятельности:

— По мостику – хождение по шнурам, ортопедической дорожке, между скакалок.

— Аисты – стояние на одной ноге на мешочке с песком или на полу.

Пособия и атрибуты: Шнуры, ортопедическая дорожка, скакалки, мешочек с песком.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП МЫШЦ

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста: Остаются слабыми мышцы шеи, груди, поясницы, свода стопы и кистей рук.

Методические рекомендации:

Точно дозировать упражнения и применять их в разнообразных комбинациях и вариантах.

Обеспечивать избирательный характер воздействия на отдельные звенья двигательного аппарата, отдельные группы мышц и определенные системы организма – в зависимости от конкретных задач.

Игры для самостоятельной деятельности:

— Сажаем огород – игры с ортопедической дорожкой.

— Паутинка – перелезание, подлезание, пролезание между натянутых шнуров.

Пособия и атрибуты: Шнуры, ортопедическая дорожка, мешочек с песком.

Источник