Одаренный ребенок особенности развития и воспитания

Одаренный ребенок особенности развития и воспитания thumbnail

Умиджан Бижанова
Особенности воспитания одаренных детей дошкольного возраста

«Особенности воспитания одаренных детей дошкольного возраста»

Вопросы одаренности личности были актуальны во все времена, а в настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Это диктуется потребностью общества в неординарной творческой личности.

Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей особенно проявляется в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Детский сад – первое общественное учреждение, появляющееся на жизненном пути ребенка. В нем он должен познать основные правила общения с окружающими людьми.

Современные исследования показывают, что одаренные дети в детском саду – это отдельный пласт общества. Одаренные дети не понимают, почему им так трудно найти общий язык со сверстниками в разговорах или играх. Они ищут точки соприкосновения, стараются предложить детям свои правила игры, но они обычно не доступны для восприятия большинства. Таких детей не так много (один или два ребенка на всю группу). Как правило, одаренные дети быстро понимают собственное превосходство. Из-за этого они становятся или лидерами или отталкивают от себя всех окружающих, становясь изгоями.

Став лидером, ребенок ощущает свое превосходство перед остальными и старается утвердиться среди других детей, и подчинить их своему влиянию. Иногда по этой причине группа детей напоминает отдельное сообщество. В некоторых случаях ребенок вступает в партнерство с воспитателем. Например, умея отлично разговаривать, он может подсказать педагогу, что именно желает малыш.

Также встречаются случаи, когда родители, отлично понимая уникальные способности своего ребенка, воспитывают его в неправильном направлении. Они постоянно говорят ему об исключительности его знаний и умений, ставя его выше всех остальных детей. Любой психолог назовет такое воспитание неправильным. Ребенок должен в первую очередь стать частью общества, а уже после этого сможет раскрыть себя.

Из-за такого воспитания некоторые одаренные дети в детском саду ведут себя ужасно. Они обособляются ото всех и всегда стараются поступать по собственному желанию. В группе таких детей можно видеть играющими отдельно и, не интересующимися поведением окружающих.

Одаренные дети часто предпочитают дружбу с взрослыми. Здесь уместно вспомнить одну историю. Американский талантливый 4-летний мальчик в ответ на вопрос психолога о том, кто его лучшие друзья, назвал несколько взрослых мужчин – друзей своего отца. Перевод ребенка в школу для одаренных детейпри нью-йоркском колледже Хантера принес желаемые перемены: он смог учиться и играть с детьми аналогичных способностей.

Вынужденные заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательный интерес, желание заниматься.

Читайте также:  Развитие личности ребенка раннего возраста реферат

Чтобы этого в детском саду не произошло, работу с одаренными детьми нужно строить с учетом их индивидуальных особенностей.

На НОД необходимо достигать большей мыслительной логической деятельности; решать задачи, которые поощряют стремление ребенка к оформлению своих мыслей, суждений и предложений; развивать наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности. НОД должны содержать индивидуальные задания повышенной сложности для одаренных детей.

При изучении нового материала всегда можно опереться на помощь этих детей, не давая готовых знаний. Для этого необходимо создать такую проблемную ситуацию, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Детям нужно предлагать задачи поискового характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и размышлений.

Личность педагога является ведущим фактором любого обучения. Наиболее существенным фактором успешности работы педагога является глобальная личностная характеристика – система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

По мнению некоторых исследователей, поведение педагога для одаренных детейдолжно отвечать следующим характеристикам:

• он разрабатывает гибкие, индивидуальные программы;

• создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в коллективе;

• предоставляет детям обратную связь;

• использует различные стратегии обучения;

способствует формированию положительной самооценки ребенка;

• уважает его ценности;

• поощряет творчество и работу воображения;

• стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;

• проявляет уважение и индивидуальность ребенка.

Педагог, работающий с одаренными детьми, меньше говорит, меньше дает информации, устраивает демонстрации и реже решает задачи за детей.

Педагог, работающий с одаренными детьми, меньше говорит, меньше дает информации, устраивает демонстрации и реже решает задачи за детей. Вместо того чтобы самому отвечать на вопросы, он предоставляет это детям. Он больше спрашивает и меньше объясняет.

Заметны различия в технике постановки вопросов. Одаренным детям больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Педагог провоцирует детей выходить за пределы первоначальных ответов и гораздо чаще пытается понять, как дети пришли к выводу, решению, оценке.

В заключение необходимо помнить, что работа педагога с одаренными детьми это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагога личностного характера, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологом, другими педагогами, администрацией и обязательно с родителями таких детей. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Особенности обучения и воспитания одаренного ребенка выполнила: Гончарова Анн

Описание слайда:

Особенности обучения и воспитания одаренного ребенка выполнила: Гончарова Анна Владимировна

2 слайд

Ступени развития способностей Воспитание одаренных детей Обучение одаренных

Описание слайда:

Ступени развития способностей Воспитание одаренных детей Обучение одаренных детей Особенности одаренных детей Основные стратегии обучения одаренных детей Содержание:

Читайте также:  Форум о развитии речи ребенка 2 лет

3 слайд

Стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одаренного ребенка

Описание слайда:

Стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одаренного ребенка (В. С. Юркевич) «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержке и специальных методов обучения, они вряд ли бы достигли бы тех высот, покорив которые они стали знаменитыми» (Бенджамин Сэмюэл Блум)

4 слайд

Ступени развития способностей гениальность талант ОДАРЕННОСТЬ способности зад

Описание слайда:

Ступени развития способностей гениальность талант ОДАРЕННОСТЬ способности задатки

5 слайд

Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой

Описание слайда:

Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. Задатки — это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. (В.С. Юркевич) Задатки являются врожденной основой способностей. Что такое ЗАДАТКИ?

6 слайд

Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного че

Описание слайда:

Способности — индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от др., определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплов) Способности – это способы выполнения деятельности. Не отдельные приемы, а глобальные, фундаментальные способы. Способности не даются от природы они вырабатываются с опытом в результате определенной деятельности (В.С. Юркевич) Что такое СПОСОБНОСТИ?

7 слайд

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при

Описание слайда:

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. (Н.С.Лейтес) Одаренность – от слова дар, (дар природы, Божий дар). Такое понимание есть и в других языках, в частности, в английском. Там одаренность — giftedness от слова дар — gift. (В.С. Юркевич) Что такое ОДАРЕННОСТЬ?

8 слайд

Ребёнок в семье – не только большая радость, но и большая ответственность. Н

Описание слайда:

Ребёнок в семье – не только большая радость, но и большая ответственность. Нередко уже в 2-4 года маленький вундеркинд опережает своих сверстников в развитии, легко запоминает интересные факты, услышанные из книг или в средствах массовой информации, обладает ярко выраженными способностями в математике, музыке, проявляет огромный интерес к окружающему миру. Означает ли это, что перед нами одарённый ребёнок, требующий индивидуальных методов воспитания? Безусловно, ДА! Воспитание одаренного ребенка

9 слайд

Большинство проблем одарённых детей связано с их психосоциальной чувствитель

Описание слайда:

Большинство проблем одарённых детей связано с их психосоциальной чувствительностью. Так, они обнаруживают обострённое чувство справедливости и предъявляют высокие требования к себе и окружающим, зачастую, им недостаёт эмоционального баланса. Они критически относятся к собственным достижениям, в результате чего страдают низкой самооценкой. Стремление ставить перед собой завышенные цели, не имея возможности достичь их, приводит к переживаниям, которые могут привести к моральным травмам. Воспитание одаренного ребенка

10 слайд

Опыт работы педагогов и психологов с одаренными детьми в начальной школе поз

Описание слайда:

Опыт работы педагогов и психологов с одаренными детьми в начальной школе позволяет выделить несколько наиболее распространенных причин детских трудностей: опережающее познавательное развитие одаренных детей; отсутствие достаточного опыта взаимоотношений со сверстниками; своеобразная избалованность; социальная несамостоятельность. Обучение одаренных детей

Читайте также:  Пальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенка

11 слайд

Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений Потребность

Описание слайда:

Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Особенности одаренных детей

12 слайд

Ускорение обучения (раннее речевое развитие эти дети понимают большее количе

Описание слайда:

Ускорение обучения (раннее речевое развитие эти дети понимают большее количество слов и больше сообщений быстрота в схватывании сущности и смысла Основные стратегии обучения одаренных детей (Лейтес Н.С.)

13 слайд

Раннее поступление в школу Ускорение в обычном классе (более эффективно в нач

Описание слайда:

Раннее поступление в школу Ускорение в обычном классе (более эффективно в начальной школе) Занятия в другом классе Перепрыгивание через класс Профильные классы Частные школы Раннее поступление в высшее учебное заведение Виды ускорения

14 слайд

Обогащение обучения прогрессивная альтернатива ускорению, дает ребенку возмож

Описание слайда:

Обогащение обучения прогрессивная альтернатива ускорению, дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников, одновременно развивая свои интеллектуальные способности на соответствующем уровне. Основные стратегии обучения одаренных детей (Лейтес Н.С.)

15 слайд

Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим позна

Описание слайда:

Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умении работать самостоятельно. Виды обогащения

16 слайд

1. «Общая ориентировочная деятельность и включает ряд занятий, основная цель

Описание слайда:

1. «Общая ориентировочная деятельность и включает ряд занятий, основная цель которых — помочь всем учащимся соприкоснуться с новыми темами, идеями, областями знаний, которые обычно не затрагиваются в традиционном школьном обучении. 2. Направлен на формирование умений и навыков, без которых невозможна реализация способностей. 3. Предназначен именно для специфических познавательных потребностей выдающихся по интеллекту детей, стремящихся к самостоятельной работе, к более глубокому изучению, исследованию вызывающей интерес проблемы. Модель обогащения Дж. Рензулли

17 слайд

Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Изда

Описание слайда:

Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 416 с. Юркевич В.С., Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность, М., «Просвещение», 1996 г https://ru.wikipedia.org/wiki Список литературы:

Выберите книгу со скидкой:

Одаренный ребенок особенности развития и воспитания

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Одаренный ребенок особенности развития и воспитания

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Одаренный ребенок особенности развития и воспитания

Курс повышения квалификации

Одаренный ребенок особенности развития и воспитания

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-395323

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник