Оценка уровня развития ребенка дошкольного возраста

Оценка уровня развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Один из главных вопросов, который волнует родителей шестилетнего ребенка – готов ли он к школе? Школьная программа образования постоянно усложняется и предъявляет первоклассникам все более строгие требования, поэтому незадолго до поступления в школу рекомендуется провести оценку уровня развития ребенка. Для определения уровня развития ребенка используются специальные тесты и задания. Полученные результаты позволят выяснить, насколько развито зрительное и слуховое восприятие ребенка, а также оценить уровень развития речи, памяти, внимания и мышления. Таким образом, можно заранее выявить возможные трудности, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения, и организовать дополнительные занятия еще до поступления в школу.

Уровень развития ребенка

Общая оценка уровня умственного развития ребенка

Специальные задания и тесты помогают определить уровень умственного развития ребенка, то есть его интеллектуальные способности: умение анализировать, применять логику, базовые знания счета и т.п. Кроме того, с помощью тестов оценивается уровень психического развития ребенка: память, внимание, мышление.

Для оценки уровня психического развития ребенка и определения его умственного развития можно использовать следующие тесты.

Оценка уровня развития ребенка путем дополнения фраз. Ребенка просят закончить 10 предложений:

  1. Когда у тебя будет день рождения, то…
  2. Если пойдет сильный дождь, то тогда…
  3. Если кусочек льда положить на ладонь, то…
  4. Вечером становится темно, потому что…
  5. Девочка весело смеялась, потому что…
  6. Если летом будет жарко, то…
  7. Если гулять зимой без варежек, то…
  8. Девочка заболела, потому что…
  9. Мама похвалила мальчика, потому что он…
  10. В комнате погас свет, потому что…

С помощью этого задания определяется уровень психического развития ребенка: его способность устанавливать причинно-следственные связи, использовать знания об окружающем мире и ориентироваться в нем. За ответы, которые содержат причину или следствие, ставится один бал. Высоким результатом по этому тесту считается 8–10 баллов, средним – 6–7 баллов, низким – от 0 до 5 баллов.

Тест для оценки внимания и памяти. Ребенку предлагается повторять за взрослым ряд цифр, идущих в определенном порядке. Каждый ряд цифр произносится один раз, а затем взрослый жестом подает команду повторить его. Если ребенку не удается воспроизвести какой-либо ряд цифр из первой группы, ему следует дать аналогичный ряд цифр из второй группы, а затем вернуться к следующему ряду цифр первой группы.

Первая группа:

  • 3 – 8 – 6
  • 6 – 1 – 2
  • 3 – 4 – 1 – 7
  • 6 – 1 – 5 – 8
  • 8 – 4 – 2 – 3 – 9
  • 5 – 2 – 1 – 8 – 6

Вторая группа:

  • 5 – 7 – 4
  • 2 – 5 – 9
  • 7 – 2 – 9 – 6
  • 8 – 4 – 9 – 3
  • 4 – 1 – 3 – 5 – 7
  • 4 – 7 – 8 – 5 – 2

Оценки ставят следующим образом: 2 балла – ребенок повторяет три цифры; 4 балла – ребенок повторяет 4 цифры; 5 баллов – ребенок повторяет 5 цифр. Если ребенок набирает от 1 до 12 баллов, это считается низким результатом, от 13 до 18 – средним, а от 19 до 24 – высоким.

Тесты на способность к обобщению. Ребенку показывают картинки, на которых ему необходимо найти предметы, обладающие общими признаками. Для задания используются карточки с изображением четырех предметов, три из которых относятся к одному классу, а один нет. Например: игрушки, мебель, животные. Ребенку задают вопрос, какая картинка является лишней и почему:

  1. Кошка, собака, коза, воробей.
  2. Портфель, тетрадь, ручка, цветок.
  3. Мяч, кукла, юла, мальчик.
  4. Апельсин, яблоко, груша, лук.
  5. Тарелка, чашка, стакан, стол.
  6. Шкаф, стул, кресло, чайник.

За каждое из шести правильно выполненных заданий ставится по одному баллу. Шкала результата будет следующей: 0–1 балл – низкий уровень, 2–3 балла – средний, 4–6 – высокий.

Важно, чтобы ребенок справлялся с предлагаемыми заданиями самостоятельно, без подсказок со стороны взрослых. Если результаты тестирования оказываются слишком низкими, делать выводы о плохом уровне развития ребенка не следует – он мог быть уставшим или настроенным больше на игру, чем на проявление своих знаний и умений. Поэтому в таких случаях для объективной оценки через несколько дней тестирование необходимо провести еще раз. Кроме того, следует учитывать, что оценка уровня развития ребенка должна проводиться специалистами. Правильно и объективно оценить уровень умственного развития ребенка может только детский психолог или опытный педагог. Родителям рекомендуется рассматривать результаты тестов только в качестве ориентиров.

Задания для оценки уровня речевого развития ребенка

Для оценки уровня речевого развития ребенка предлагаются следующие тесты.

Тест для оценки словарного развития. Ребенку нужно объяснить значения слов: «Представь, что ты разговариваешь с иностранцем – человеком, который плохо знает русский язык и просит тебя объяснить, что означает слово». Для задания используется 5 наборов, в каждом из которых содержится по 10 слов:

  1. Велосипед, молоток, книжка, друг, шляпа, перья, прыгать, собирать, бить, острый.
  2. Автомобиль, веник, блокнот, трус, зонтик, мех, бежать, соединять, щипать, тупой.
  3. Мотоцикл, гвоздь, тетрадь, герой, сапоги, чешуя, качаться, разделять, кусать, мягкий.
  4. Автобус, лопата, альбом, ябеда, ботинки, шкура, спотыкаться, связывать, убегать, колючий.
  5. Самолет, швабра, письмо, враг, плащ, пух, вертеться, чесать, гладить, шершавый.

Если ребенок не может описать какое-либо слово, ему предлагается показать его жестами или нарисовать. За каждое слово ребенок получает от 0 до 2 баллов: 0 – если не знает значения слова или неправильно его указывает; 1 – понимает значение слова, но не может объяснить его словами (объясняет с помощью жестов, действий или рисует); 1,5 – без труда описывает предметы словесно, например: «Молоток – им забивают гвозди» или «Веник – нужен, чтобы подметать пол»; 2 – объясняет слова, используя определения, которые приближаются к энциклопедическим, например: «Герой – это смелый человек, который помогает другим людям».

Уровень словарного развития оценивается по сумме набранных баллов. Для шестилетнего ребенка низким уровнем считается 6,5 баллов, средним – от 7 до 12 баллов и высоким – от 12,5 баллов.

Тест на осознанность восприятия и активность использования речи. Ребенку читают короткий рассказ, в котором встречаются новые для него слова. Например: «Как-то раз Саша с папой пошли на рыбалку. Папа взял с собой спиннинг и удочку. Пока они рыбачили, по реке проплывала баржа. Саше понравилось ловить рыбу вместе с папой».

Затем ребенка просят пересказать эту короткую историю. Выполнение задания оценивается в зависимости от поведения ребенка:

  • ребенок молчит и не задает вопросов даже после дополнительной стимуляции к этому;
  • ребенок пытается пересказывать, употребляя новые слова, хоть и не понимает их значения;
  • ребенок строит пересказ в соответствии с собственным пониманием и искажает его смысл;
  • ребенок сначала спрашивает про незнакомые слова, а затем начинает пересказывать.

Попытка вычленить новые слова и выяснить их значение свидетельствует о высоком уровне речевого развития ребенка.

Источник

Инна Разумная
Методики выявления уровня развития личности дошкольника

Проведенное теоретическое исследование проблемы развития личности детей дошкольного возраста 4-5 лет позволило нам определить цель нашего практического исследования данной проблемы: экспериментальным путем выявить влияние занятий художественного цикла на развитие личности детей дошкольного возраста. Нами были обследованы дети 4-5 лет средней группы детского сада № 9 «Ромашка» г. Гуково (5 человек).

Для этого мы провели исследование трех наиболее важных для данной возрастной группы новообразований – развитие речи детей среднего дошкольного возраста, развитие воображения и мелкой моторики.

Для исследования речевого развития мы использовали методику О. С. Ушаковой. Эта методика предполагает обследование речи детей по следующим направлениям:

— составлять связный текст, соблюдая структуру, используя разнообразные способы связей в описании или повествовании;

— понимать смысловые оттенки слова в зависимости от суффикса, его прямой и переносный смысл;

— употреблять образные слова и выражения в связном высказывании [10].

Рассмотрим кратко речевые задания по отношению к детям пятого года жизни.

Словарь

1) Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;

2) понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);

3) подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;

4) сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.

Грамматика

1) Соотносить названия животных и их детенышей (лиса — лисенок, корова — теленок);

2) употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);

3) правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);

4) составлять предложения разных типов.

Фонетика

1) Правильно произносить звуки родного языка;

2) находить слова, сходные и различные по звучанию;

3) правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.

Связная речь

1) Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;

2) составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;

3) выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;

4) выявить умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.

Связная речь:

Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: I — высокий, II — средний (достаточный) и III (ниже среднего).

3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности:

1) правильный ответ;

2) частично правильный;

3) неточный ответ.

В конце проверки производится подсчет баллов. Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.

Обследовав группу детей среднего дошкольного возраста, мы получили результаты, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Уровень речевого развития детей 4-5 лет

№ Фамилия и имя ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1 Коля П. +

2 Света З. +

3 Света И. +

4 Сережа К. +

5 Кристина М. +

Результаты, представленные в таблице, показывают, что только один ребенок имеет высокий уровень речевого развития и средний уровень. Трое из опрошенных имеют низкий уровень речевого развития.

Далее нами было исследовано воображение детей.

О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.

Изучать воображение можно в словесном творчестве, в речевой и изобразительной деятельности, при понимании сказочных образов, при построении образов сказочных персонажей. Все эти методы по-своему хороши, позволяют выявить и исследовать различные стороны воображения.

Методика 1. Изучение воображения при понимании сказочных образов, предложенная Субботиной Л. Ю. [30].

Подготовка исследования. Подобрать сказку для чтения (например, «Петушок — Золотой гребешок и чудо-меленка», составить вопросы, помогающие ребенку при пересказе сказки в случаях затруднения. Подготовить бумагу, цветные карандаши для рисования.

Проведение исследования. Детям 4-5 лет выразительно читают сказку. После чтения проводят 2 серии экспериментов.

1 серия. Выясняют, насколько ребенок понял сюжет и образы главных героев сказки. Если ребенок затрудняется, то ему задают подготовительные вопросы:

1) назови главных героев сказки.

2) кто тебе понравился в сказке? Почему?

3) Кто не понравился? Почему?

4) О чем эта сказка?

2 серия. Детей просят нарисовать главных персонажей сказки (Петушка -Золотого гребешка, чудо-меленку, горох). Занятие можно проводить коллективно, но при этом необходимо следить, чтобы каждый ребенок выполнял задание индивидуально.

Обработка данных. Определяют степень соответствия оригиналу созданного детьми образа (количество соответствующих деталей, усложнение и обогащение созданного образа). Описывают изменения в понимании согласно возрасту ребенка — воссоздании сказочных образов. Результаты оформляют в таблицу.

Интерпретация результатов.

1) особенности воображения, которые дошкольник проявляет при воспроизведении сказочных образов можно наблюдать и в игровой деятельности (высокий уровень);

2) развитие воображения и развитие игровой деятельности взаимозависимые процессы, важные для нормального развития ребенка (средний уровень);

3) для диагностики и развития воображения необходима специально организованная взрослыми игровая деятельность (низкий уровень).

Таблица 2. Уровни развития воображения детей 4-5- лет.

№ Фамилия и имя ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1 Коля П. +

2 Света З. +

3 Света И. +

4 Сережа К. +

5 Кристина М. +

Из таблицы видно, что двое детей имеют высокий уровень развития воображения, один средний и два ребенка имеют низкий уровень. Из чего очевидно, что воображение опрошенных детей находится на недостаточном уровне и необходима целенаправленная работа в этом направлении.

Далее мы провели исследование мелкой моторики детей 4-5 лет с помощью следующей методики, которая состоит из нескольких блоков.

1 блок. Упражнения на повторение фигур из пальцев

«Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

«Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

«Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

2 блок. Упражнения на дорисовывание.

— Дорисуй прямую линию;

— Дорисуй волнистую линию;

— Дорисуй ломаную линию (заборчик).

При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

3 блок. Работа с бумагой.

— Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);

— сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок. Упражнения на координацию движений.

«Ладонь, кулак, ребро» — вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;

— Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);

— Катание шарика.

Методика проведения обследования развития мелкой моторики.

(+) – 1 балл – с заданием справился;

(-) – 0 баллов – с заданием не справился;

(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;

2 — балла и ниже – низкий уровень;

2-2,5 баллов – средний уровень;

3-4 баллов – высокий уровень;

2 балла и ниже (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Таблица 3. Уровни развития мелкой моторики детей 4-5 лет.

№ Фамилия и имя ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1 Коля П. +

2 Света З. +

3 Света И. +

4 Сережа К. +

5 Кристина М. +

Из таблицы видно, что два ребенка имеют средний уровень развития и три ребенка низкий уровень развития мелкой моторики. Ни один из детей не показал высокий уровень развития данного показателя. Педагогам следует уделить особое внимание развитию данного показателя развития личности опрошенных детей.

Данные проведенного исследования мы обобщили и представили в виде диаграммы.

Диаграмма 1. Результаты констатирующего эксперимента

Уровни

развития

личности

показатели развития личности

Высокий

Средний

Низкий

Мелкая моторика

Речевое развитие. Вообра

жение

.

Из диаграммы видно, что из всех исследуемых показателей развития личности дошкольников 4-5 лет наиболее развито воображение. На более низком уровне находится речевое развитие дошкольников и совсем низкий уровень имеет такой показатель, как развитие мелкой моторики дошкольников. Из чего мы можем сделать вывод о том, что работа педагогов по развитию речи детей и мелкой моторики находится на недостаточно высоком уровне. В этой связи нами был проведен формирующий этап нашего эксперимента, в ходе которого была организована целенаправленная работа на занятиях художественного цикла.

После проведения формирующего этапа эксперимента мы провели диагностику развития исследуемых показателей развития личности детей дошкольного возраста. Мы использовали те же методики, что и в начале эксперимента. Нами были получены результаты, которые мы обработали и представили в виде диаграммы.

Диаграмма 2. Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента

Уровни

развития

личности

показатели развития личности

Высокий

Средний

Низкий

Мелкая моторика

Речевое развитие. Вообра

жение

Из полученных данных очевидно, что работа, проведенная целенаправленно по развитию личности дошкольников, привела к следующим результатам. Занятия художественного цикла способствовали тому, что показатели развития мелкой моторики дошкольников возросли (с низкого уровня до среднего уровня). По показателю речевого развития дошкольников также результаты улучшились. Кроме того, была продолжена работа и по развитию воображения детей средней группы. Из чего мы можем сделать вывод о том, что занятия художественного цикла, которые были организованы целенаправленно по следующим показателям – развитие речи, мелкой моторики и воображения дошкольников – дали положительный результат. Таким образом, занятия художественного цикла положительно влияют на развитие личности дошкольников 4-5 лет.

Источник