Оценка уровня развития игры ребенка
Наталья Иванова
Анализ сюжетно-ролевой игры: оценка уровня развития игровой деятельности
При анализе игры ответить на вопросы: по чьей инициативе возникла игра?
Планировали ли дети заранее её ход? Сколько детей участвовало в игре? Какие роли и как распределялись? Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями? Чему отдавали предпочтение во время игры (действия с предметами или взаимоотношения между людьми? Какие новые игровые ситуации придуманы в ходе игры? Сколько времени она продолжалась? Связанна ли данная игра с другими играми? Как окончилась игра (организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после её окончания? Самостоятельны ли в развитии игры или она развивалась при участии воспитателя? Соответствует ли игра возрасту детей? Каков уровень развития их игровой деятельности? Как вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?
Анализ записей сюжетно-ролевой игры: оценка сформированности у детей реальных и игровых взаимоотношений.
Игровые взаимоотношения возникают в ходе исполнения ролей (мама заботится о дочке, врач дает указания медсестре, командир отдает приказ солдатам, и они подчиняются ему и т. п.)
Реальные связаны с организацией игры, по ним определяются дети-лидеры, организаторы игры. Они договариваются о начале игры, распределяют роли, принимают или не принимают других в игру, оценивают выполнение установленных ими правил, исключают из игры детей за нарушение правил и др. Дети-лидеры, как правило, выбирают главную роль, как бы руководят игрой.
Анализируется, сколько детей участвовало в игре в начале, сколько включилось по её ходу, кто решал вопрос о приеме в игру, выходили ли дети из игры и если да, то почему, возникали ли конфликты в процессе распределения ролей, кем и как они устранялись, кто был лидером в игре, оставались ли пассивными дети, которые полностью подчинялись воле других, возникали ли конфликты в ходе игры, из-за чего, кем и как устранялись, как спланировать работу воспитателя по формированию взаимоотношений в игре.
Возможные варианты развития игры:
• введение новых ролей,
• игровых действий,
• ситуаций,
• оборудования.
Анализ деятельности воспитателя по руководству сюжетно-ролевыми играми.
1. Созданы ли в группе необходимые условия для организации игр;
2. Какое время отведено им в режиме дня;
3. Есть ли специальное место для игр в группе и на участке;
4. Как оборудованы игры;
5. Руководит ли ими воспитатель;
6. По чьей инициативе возникла игра (если по инициативе детей, то как скоро воспитатель заметил игру, какова была его реакция);
7. Способствовал ли взрослый развитию игры, каким образом;
8. Предлагал ли новые роли, игровые действия, ситуации;
9. Расширял ли знания детей для развития игры;
10. Вносил ли дополнительное оборудование, изготовлял ли его вместе с детьми;
11. Способствовал ли формированию коллективистических взаимоотношений (предлагал принять новичка, помогал распределять роли, договариваться о плане игры, устранял конфликты);
12. Способствовал ли взрослый укреплению воспитательной функции сюжетно-ролевой игры (привлекал внимание к положительным поступкам действующих лиц, к красоте взаимоотношений между персонажами);
13. Принимал ли сам воспитатель участие в игре;
14. Помогал ли закончить игру, подвести итог, заранее договориться о новой игре или о продолжении старой;
15. Как оцениваете руководство воспитателя данной игрой;
16. На основании чего делаете такой вывод;
17. Как бы вы руководили игрой.
Можно развивать следующие стороны игровой деятельности:
• Разнообразие ролей и игровых ситуаций;
• Увеличение продолжительности игры;
• Степень охвата детей.
Можно внести следующие изменения в содержание игр:
• Введение другой тематики;
• Отражение в игре положительных явлений и положительных взаимоотношений между персонажами игры.
Можно внести следующие изменения в организацию игровой деятельности:
• Привлечение детей к предварительному совместному планированию игры;
• Привлечение к продуманному отбору игрового оборудования, изготовлению его ими самими;
• Умение организованно распределять роли, заканчивать игру и переходить к следующему виду деятельности, заранее обсудив дальнейшее течение игры и подведя итоги.
Источник
Анализ сюжетно-ролевой игры: оценка уровня развития игровой деятельности.
При анализе игры ответить на вопросы: по чьей инициативе возникла игра?
Планировали ли дети заранее её ход? Сколько детей участвовало в игре? Какие роли и как распределялись? Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями? Чему отдавали предпочтение во время игры (действия с предметами или взаимоотношения между людьми)? Какие новые игровые ситуации придуманы в ходе игры? Сколько времени она продолжалась? Связанна ли данная игра с другими играми? Как окончилась игра (организованно или неожиданно)? Обсуждали ли дети ход игры после её окончания? Самостоятельны ли в развитии игры или она развивалась при участии воспитателя? Соответствует ли игра возрасту детей? Каков уровень развития их игровой деятельности? Как вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?
Анализ записей сюжетно-ролевой игры: оценка сформированности у детей реальных и игровых взаимоотношений.
Игровые взаимоотношения возникают в ходе исполнения ролей (мама заботится о дочке, врач дает указания медсестре, командир отдает приказ солдатам, и они подчиняются ему и т.п.)
Реальные связаны с организацией игры, по ним определяются дети-лидеры, организаторы игры. Они договариваются о начале игры, распределяют роли, принимают или не принимают других в игру, оценивают выполнение установленных ими правил, исключают из игры детей за нарушение правил и др. Дети-лидеры, как правило, выбирают главную роль, как бы руководят игрой.
Анализируется, сколько детей участвовало в игре в начале, сколько включилось по её ходу, кто решал вопрос о приеме в игру, выходили ли дети из игры и если да, то почему, возникали ли конфликты в процессе распределения ролей, кем и как они устранялись, кто был лидером в игре, оставались ли пассивными дети, которые полностью подчинялись воле других, возникали ли конфликты в ходе игры, из-за чего, кем и как устранялись, как спланировать работу воспитателя по формированию взаимоотношений в игре.
Возможные варианты развития игры:
- введение новых ролей,
- игровых действий,
- ситуаций,
- оборудования.
Анализ деятельности воспитателя по руководству сюжетно-ролевыми играми.
- Созданы ли в группе необходимые условия для организации игр;
- Какое время отведено им в режиме дня;
- Есть ли специальное место для игр в группе и на участке;
- Как оборудованы игры;
- Руководит ли ими воспитатель;
- По чьей инициативе возникла игра (если по инициативе детей, то как скоро воспитатель заметил игру, какова была его реакция);
- Способствовал ли взрослый развитию игры, каким образом;
- Предлагал ли новые роли, игровые действия, ситуации;
- Расширял ли знания детей для развития игры;
- Вносил ли дополнительное оборудование, изготовлял ли его вместе с детьми;
- Способствовал ли формированию коллективистических взаимоотношений (предлагал принять новичка, помогал распределять роли, договариваться о плане игры, устранял конфликты);
- Способствовал ли взрослый укреплению воспитательной функции сюжетно-ролевой игры (привлекал внимание к положительным поступкам действующих лиц, к красоте взаимоотношений между персонажами);
- Принимал ли сам воспитатель участие в игре;
- Помогал ли закончить игру, подвести итог, заранее договориться о новой игре или о продолжении старой;
- Как оцениваете руководство воспитателя данной игрой;
- На основании чего делаете такой вывод;
- Как бы вы руководили игрой.
Можно развивать следующие стороны игровой деятельности:
- Разнообразие ролей и игровых ситуаций;
- Увеличение продолжительности игры;
- Степень охвата детей.
Можно внести следующие изменения в содержание игр:
- Введение другой тематики;
- Отражение в игре положительных явлений и положительных взаимоотношений между персонажами игры.
Можно внести следующие изменения в организацию игровой деятельности:
- Привлечение детей к предварительному совместному планированию игры;
- Привлечение к продуманному отбору игрового оборудования, изготовлению его ими самими;
- Умение организованно распределять роли, заканчивать игру и переходить к следующему виду деятельности, заранее обсудив дальнейшее течение игры и подведя итоги.
Схема анализа сюжетно-ролевой игры.
1.Замысел игры, постановка игровых целей и задач. | 1. Как возникает замысел игры? (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д.) 2. Обсуждает ли ребенок с партнерами замысел игры, учитывает ли их точку зрения? 3. Насколько устойчив замысел игры? Видит ли ребенок перспективу игры? 4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры? Насколько часто наблюдаются импровизации в игре? 5. Умеет ли ребенок сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям? |
2. Замысел игры. | 1. Что составляет основное содержание игры? (Действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми.) 2. Насколько разнообразно содержание игры? Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием? Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения? |
3. Сюжет игры. | 1. Насколько разнообразны сюжеты игр? (Указать их название и количество.) 2. Какова устойчивость сюжета игры, т.е. следует ли ребенок одному сюжету? 3. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет? 4. Насколько развернут сюжет? Представляет ли он собой цепочку событий или ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет? 5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры? 6. Каковы источники сюжетов игры? (Кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т. д.) |
4. Исполнение роли и взаимодействие детей в игре. | 1. Обозначает ли исполняемую роль словом? Когда это делает? (До или во время игры.) 2. Какие средства использует для взаимодействия с партнерами по игре? (Ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика.) 3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога? 4. Передает ли и как передает характерные особенности персонажа? 5. Как участвует в распределении ролей? Кто руководит распределением ролей? Какие роли чаще исполняет – главные или второстепенные? Как относится к необходимости исполнять второстепенные роли? 6. Что предпочитает – играть один или входить в игровое объединение? (Дать характеристику объединения: численность играющих, устойчивость и характер взаимоотношений.) 7. Есть ли у ребенка любимые роли? Сколько ролей он может исполнять в разных играх? |
5. Игровые действия и игровые предметы. | 1. Использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие? По какому принципу выбирает и преобразует их для использования в игре? 2. Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям? Насколько легко это делает? 3. Кто – сам ребенок или взрослый – является инициатором выбора предмета-заместителя? Предлагает ли свой вариант замещения партнеру? 4. Использует ли в игре образные игрушки? Как часто? Есть ли любимые игрушки? 5. Характеристики игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий? 6. Как воспринимает воображаемую ситуацию? Понимает ли ее условность? Играет ли с воображаемыми предметами? |
6. Игровые правила. | 1. Выполняет ли функцию регулятора игры? Осознает ли правило? 2. Как соотносит выполнение правила со взятой на себя ролью? 3. следит ли за выполнением правил другими детьми? Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре? 4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил? |
7.Достижение результата игры. | 1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре? 2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом? 3. Какими средствами достигается реализация замысла? |
8.Особенности конфликтов в игре. | 1. По поводу чего чаще возникают конфликты? (Распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.) 2. Каковы способы разрешения конфликтов? |
9. Игровая среда. | 1. готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры? 2. Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка)? Как? |
10. Роль взрослого в руководстве игрой. | 1. Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры? По поводу чего? Как часто? 2. Предлагает ли принять взрослого в игру? |
11. Специфика игр детей в конкретной возрастной группе.. | 1. Умеют ли дети найти себе игру, занятие без помощи взрослого? 2. Характер детских игр (одиночные, игры рядом), их содержание. 3. Взаимоотношения между играющими: умеют ли пользоваться общими игрушками? Охотно ли принимают сверстников в игру? Есть ли дети, которые ведут себя агрессивно (ссорятся, отнимают игрушки, разрушают постройки)? Причины такого поведения 4. Умеют ли дети пользоваться игрушками? Убирают ли их после игры на место? |
Руководство воспитателя играми детей. Анализ.
2 младшая группа.
Предлагает ли воспитатель сюжеты детских игр? В какой форме? Как предлагает развернуть и продолжить начатую игру? Имеет ли место совместная игра воспитателя с детьми? Какую роль при этом играет воспитатель? Методы и приемы педагога по формированию правильных взаимоотношений детей.
Самостоятельны ли дети в выборе игрушек? партнера? Умеют ли спокойно, сосредоточенно играть? Характер взаимоотношений детей во время игры. Как часто обращаются к воспитателю? По какому поводу?
Средняя группа.
Методы и приемы для формирования игровой деятельности детей. Использует ли воспитатель поведение детей в игре? Какие методы и приемы использует для формирования положительных взаимоотношений детей в игре?
Сюжеты детских игр, их содержание. В какие игры дети играют самостоятельно7 Уровень самостоятельности детей в играх (умеют ли выбирать тему игры, организовать обстановку, сговариваться). Играют ли совместно? На чем основано объединение в совместных играх? Характер общения между детьми. Причины такого общения. Есть ли неиграющие дети?
Старшая группа.
В чем суть деятельности воспитателя по формированию у детей умения играть? Какие методы и приемы использует при руководстве детскими самодеятельными группами? (Советы по выбору игровых партнеров; помощь в создании игровой обстановки, в распределении ролей, составлении плана сюжета). Как воспитатель управляет детскими взаимоотношениями в игре? (Видит возникающие разногласия, всегда ли правильно разрешает их.) Приемы включения в игру робких и застенчивых детей. Как педагог помогает им преодолеть нерешительность?
Количество играющих подгрупп. По чьей инициативе возникли игры в подгруппах? Тематика и содержание игр. Устойчивость и взаимоотношения различных играющих группировок (по содержанию игр). Что объединяет детей в группировках? (Интерес к игрушке, деятельности.) Имеют ли место одиночные игры? Их вид, тема, содержание. Уровень проявления самодеятельности детей в играх (знание правил, умение организовать обстановку для игры, распределять и исполнять роли, подчиняться правилам, согласовывать свои действия друг с другом, разрешать конфликты). Возникают ли конфликты и по какому поводу? (При определении темы игры, ролей, при использовании игрушек, выполнении правил игры и т.д.) Какие способы дети используют чаще для разрешения конфликтов? (Стараются изменить тему игры, переходя к другой игре или другому виду деятельности, вводят правила, очередность, подчинение меньшинства большинству, дерутся, жалуются и т.д.)
Подготовительная к школе группа.
Принимает ли воспитатель непосредственное участие в играх детей? Необходимость его участия в этих играх. Характер руководства воспитателем играми детей. Учитываются ли индивидуальные особенности детей при руководстве играми7
Тематика и содержание игр. Численность детских самодеятельных игровых группировок в сюжетно-ролевых играх, играх с правилами (подвижные, дидактические, настольно-печатные). Самоорганизация детей (умение самостоятельно организовываться в группы для общей игры, совместно обдумывать содержание деятельности, распределять роли, подбирать нужный для игры материал). Соответствуют ли игровые приемы программе воспитания в детском саду? Характер реальных взаимоотношений детей в игре.
Источник
Как оценить уровень развития своего ребёнка? Для этого можно воспользоваться вопросами для родителей дошкольников американского психолога Д. Чейпи.
Оценка развития познания
1. Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый (левый), большой (малый), в (из)…?
2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?
3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
Оценка базового опыта ребенка
6. Приходилось ли ребенку сопровождать Вас на почту, в сберкассу, в магазин?
7. Был ли малыш в библиотеке?
8. Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
9. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть у него хобби?
Оценка языкового развития
11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
12. Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: .щетка, пылесос, холодильник?
14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы; на столе, под столом?
15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
16. Четко ли ребенок выговаривает слова?
17. Правильна ли речь ребенка-с точки зрения грамматики?
18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?
Оценка уровня эмоционального развития
19. Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
21. Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
22. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Оценка умения общения
23. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
25. Способен ли ребенок слушать других не перебивая?
Оценка физического развития
26. Хорошо ли ребенок слышит?
27. Хорошо ли он видит?
28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
29. Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
31. Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?
Зрительное различение
32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б/п, кот/год?
Зрительная память
34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сна-чала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?
35. Знает ли ребенок свое собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
Зрительное восприятие
36. Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
37. Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
38. Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
39. Может ли малыш интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?
Уровень слуховых способностей
40. Может ли ребенок рифмовать слова?
41. В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
42. Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
45. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
46. Задает ли ребенок вопросы о словах?
А теперь попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению. Для этого дайте ответы на вопросы, которые может задавать психолог при поступлении в школу.
Может ли ваш ребенок:
1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыпленок?
2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
3. Понимать смысл того, о чем ему читают?
4. Четко выговорить свое имя?
5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
6. Писать карандашом или мелками на бумаге?
7. Нарисовать картинки к сочиненной истории и объяснить, что на них изображено?
8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
9. Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?
10. Слушать и следовать полученным указаниям?
11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
12. Сосредоточиться хотя бы на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?
13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
14. Положительно оценивать: я — человек, который многое может?
15. «Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?
16. Проявлять интерес к окружающим его предметам?
17. Ладить с другими детьми?
В заключение правдиво и искренне дайте ответ на следующие вопросы,
которые помогут Вам оценить Ваши взаимоотношения с ребенком:
1. Нравится ли Вам Ваш малыш?
2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?
3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?
4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
5. Поправляете ли Вы речь малыша?
6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли Вы его?
8. Смеетесь ли Вы вместе с ним?
9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
10. Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры?
11. Поощряете ли Вы интересы и увлечения ребенка?
12. Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?
13. Есть ли у ребенка дома место (например, полка), которое отведено только ему?
14. Стараетесь ли Вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги?
15. Обсуждаете ли Вы с семьей и с ребенком что-нибудь интересное из прочитанного Вами?
16. Стараетесь ли Вы сказать все за малыша, прежде, чем он успеет открыть рот:
1) у зубного врача;
1) в магазине?
17. Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком?
18. Задаете ли Вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
19. Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор?
20. Есть ли у ребенка возможность проявлять «мощь своих мышц» в играх, мять, тискать и шлепать глину и т.п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?
21. Стараетесь ли Вы ходить с малышом на прогулки?
22. Собираетесь ли Вы сводить ребенка в театр, в зоопарк, в музей?
За каждый ответ «почти всегда» начислите себе 4 балла,
«иногда» — 2 балла,
«никогда» — 0 баллов.
Полученные баллы сложите.
Если сумма
88 баллов — здорово!
44 балла — неплохо.
меньше 22 баллов — стоит задуматься.
Источник