Оценка уровня физического развития ребенка
Физическое
развитиеребёнка — это
совокупность морфологических и
функциональных признаков в их
взаимосвязи и зависимости от окружающих
условий, характеризующих процесс
созревания в данный момент времени.
В
клинической педиатрии термин «физическое
развитие» трактуется как динамический
процесс роста (увеличение длины, массы
и развитие отдельных частей тела) и
биологического созревания ребенка в
различные периоды детства.
Алгоритм
оценки физического развития
Определение
паспортного возраста
Измерение | Измерение | Измерение | Измерение |
Оценка
результатов измерения
Оценка
гармоничности физического развития
Заключение
по физическому развитию
Определение
паспортного возраста ребёнка:
Дата
измерения — Дата рождения = Паспортный
возраст ребенка
Измерение
массы тела:
Вес
детей до 18 мес должен измерять на весах
с возможностью «обнуления шкалы»,
калибровки и возможностью оценить
прибавку веса до 10 г.
Детей
следует взвешивать либо голыми, либо в
чистом подгузнике.
Взвешивание
лучше проводить в утренние часы.
Для
этого следует положить ребёнка на весы,
зафиксировать на шкале его массу тела,
записать показатели.
Вес
детей старше 18 месяцев следует взвешивать
на весах со шкалой деления 100 г.
Взвешивание
лучше проводить в утренние часы, с
минимальным количеством одежды.
Для
взвешивания следует поставить ребёнка
на весы, зафиксировать на шкале его
массу тела, записать показатели.
Измерение
длины тела и роста:
Ребёнка
до 2 лет следует измерять в лежачем
положении (дина тела), ноги должны
упираться в фиксированную перегородку
измерительного стола.
Ребёнка
следует положить так, чтобы:
-голова
упиралась в стационарную перегородку
-ноги
были выпрямлены
—
пятки «смотрели» на ножную перегородку,
пальцы ног – вверх.
При
правильном положении ребёнка зафиксировать
его длину, записать показатели.
Рост
ребёнка с 2 до 18 лет следует измерять с
использованием стадиометров (ростомеров),
когда он стоит спиной к шкале, сверху
подвижный ограничитель. Измерения лучше
проводить в утренние часы, на выдохе,
положение головы – верхний край уха и
глаз располагаются на одной горизонтальной
прямой
Ребёнка
поставить без обуви и головного убора
прямо, спиной к шкале, стопы полностью
на полу, ноги разогнут. Пятки, ягодицы,
лопатки прижаты к шкале.
При
правильном положении ребёнка зафиксировать
его длину, записать показатели.
Измерение
окружности головы:
Этот
параметр необходимо определять только
у детей до 36 мес.
Измерение
окружности головы производят по
«окципитально-фронтальной» окружности
— наибольшей окружности головы с точностью
до 1 см.
Следует
использовать гибкую не растягивающуюся
градуированную ленту.
Накладывают
ленту по линии над бровями, затем — над
ушами, сзади- по самой широкой части
головы.
При
правильном положении ленты зафиксировать
показатели, записать результаты.
Измерение
окружности груди:
Следует
использовать гибкую не растягивающуюся
градуированную ленту.
Измерения
следует проводить у раздетого ребёнка,
на выдохе, с опущенными руками.
В
положении стоя или сидя расположить
ленту спереди на уровне сосковой линии,
сзади — подлопаточной.
При
правильном положении ленты зафиксировать
показатели, записать результаты.
Оценка
результатов измерения.
По
лученные показатели могут быть переведены
в процентили или Z-показатели.
Найти
положение полученных измерений в
центильных интервалах по
таблицам
стандартов для каждого показателя в
зависимости от возраста и пола ребенка.
Центильные
распределения наиболее строго и
объективно отражают распределение
признаков среди здоровых.
Колонки
центильных таблиц показывают количественные
границы признака у определенной доли
или процента (центиля) детей данного
возраста и пола. При этом за средние или
условно нормальные величины принимаются
значения, свойственные половине здоровых
детей данного пола и возраста в интервале
от 25 до 75 центиля
Каждый
измеряемый признак (рост, масса тела,
окружность груди)
может
соответственно быть помещен в свою
область, или свой
≪коридор≫,
центильной шкалы в соответствующей
таблице. Никаких
расчетов
при этом не производится. В зависимости
от того, где
расположен
этот ≪коридор≫,
можно формулировать оценочное
суждение
и принимать врачебное решение.
В
одномоментной оценке принято относить
к вариантам нормы
измерения,
отнесенные к 3-5 интервалам, т.е. в зону
от 10 до 90 центиля.
Следует
считать, что положение показателей в
зонах 2 и 6 интервалов
(кроме
длины тела) является основанием для
включения ребенка в
группу
≪наблюдения≫
участкового педиатра и отнесения ко
2-й группе здоровья.
Положение
показателей в зонах 1 и 7 интервалов
свидетельствует о
необходимости
углубленного исследования для
дифференцировки
возможных
заболеваний.
Найти
положение полученных измерений в
центильных интервалах по
таблицам
стандартов для каждого показателя в
зависимости от возраста
и
пола ребенка.
Z-показатель
или стандартное отклонение является
более точным прогностическим фактором,
особенно у детей, которые оказываются
ниже 5-го или выше 95-го центиля.
Современные
графики Z-показателя (номограммы) массы
тела, роста имеют ось Х (для возраста) и
ось У (для веса, длины/роста, окружности
головы).
Полученные
значения массы тела, длины/роста,
окружности головы нужно нанести на
графики Z-показателя. По горизонтали
(ось Х) найти возраст ребёнка, используя
линейку начертить вертикальную линию
из данной точки. По вертикали (ось У)
найти измеренное значение веса,
длины/роста, окружности головы. Используя
линейку начертить горизонтальную линию
до её пересечения с осью Х. Место
пересечения обозначить точкой.
При
интерпретации результатов Z-критерия
за средние значения принимается интервал
-1+1. По рекомендациям ВОЗ значения Z=
-2и -3 для роста являются показателями
задержки роста, для веса -недостаточного
веса и исхудания. Значения Z=+2
и +3 для массы могут расцениваться как
проблемы с ростом, по графикам соотношения
веса к росту — как избыток массы тела и
ожирение.
Оценка
гармоничности физического развития:
Находят
разность между максимальным и минимальным
номерами
коридоров
центильной шкалы, полученных для массы,
роста и
окружности
груди относительно возраста. Если
разность равна 0 либо 1
– физическое
развитие гармоничное, если разность
равна 2 – физическое
развитие
дисгармоничное, если разность равна 3
и более –физическое
развитие
считают резко дисгармоничным.
Заключение
по физическому развитию.
Даётся
заключение о соответствии фактических
антропометрических данных долженствующим
по сравнению с таблицами перцентелей
или графиков Z-
показателей.
Формулируется
общая оценка антропометрических данных
и степень гармоничности физического
развития.
Соседние файлы в папке Навыки студентов
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Физическое
развитие оценивают на основании
сопоставлении индивидуальных показателей,
характеризующих уровень развития
ребенка, с их средними значениями для
данной возрастно-половой группы детей.
Средние данные (региональные стандарты)
отражающие степень развития детей и
подростков, проживающих в аналогичных
условиях, получают при массовом
исследовании выборочной группы детей
(не менее 100—150 чел.) одного возраста
и пола. Полученные данные обрабатывают
с применением разных способов статического
анализа (метода сигмальных отклонений,
регрессионного или центильного методов).
Оценивать индивидуальные показатели
можно лишь после определения точного
возраста ребенка и принадлежности его
к определенной возрастной группе.
Методы оценки физического развития
Метод
сигмальных отклонений (антропометрических
стандартов) основан на сравнении
показателей физического развития
обследуемого со средними показателями
соответствующей возрастно-половой
группы стандартных оценочных таблиц.
Такие оценочные таблицы получают путем
массовых обследований разных
возрастно-половых групп населения
конкретного региона через каждые
7-10 лет. Полученные данные обрабатываются
вариационно-статистическим методом,
в результате получают среднюю величину
каждого показателя (М) и величину среднего
квадратичного отклонения сигму —
(δ), характеризующую допустимую величину
колебаний от средней величины.
Результаты антропометрических измерений
обследуемого сравнивают со средней
арифметической (М) стандарта, вычисляют
разность (со знаком + или -). Найденную
разницу делят на величину 5, являющуюся
для оценки разницы. По величине сигмальных
отклонений можно судить о степени
физического развития.
Физическое
развитие считается средним, если
показатели обследуемого совпадают
с М или отличаются от нее на величину
сигма. Таким образом, различают следующие
уровни физического развития:
высокий,
превышающий М± 2 δ;выше
среднего, в пределах от М± 1 δ до М + 2 δ;средний,
в пределах М± 1 δ;ниже
среднего, в пределах от М -1 δ до М-2 δ;низкий,
менее М-2 δ.
Следует
отметить, что метод сигмальной оценки
имеет существенный недостаток, так как
не учитывает связь между отдельными
показателями физического развития:
массой тела и длиной тела, массой тела
и окружностью груди и т. д.
Метод
оценки с помощью таблиц-шкал регресии.
Таблицы-шкалы
регрессии составлены на основании
вычисления коэффициента корреляции
между антропометрическими признаками.
Известно, что основные признаки
физического развития (длина тела, масса
тела, окружность грудной клетки и
др.) тесно взаимосвязаны, т.е. с изменением
величины одного показателя меняется
и другой. Суть оценки физического
развития данным методом заключается
в том, что оценка производится не только
по величине отдельных показателей, но
и с учетом признаков между собой.
Поэтому данный метод еще называют
методом корреляций.
В
связи с тем, что показатели роста более
стабильны, чем показатели массы и
окружности груди, в качестве базового
используется длина тела, и по отношению
к ней определяются величина и степень
соответствия окружности груди и
массы тела в пределах данного возраста
при измерении роста на 1 см. Эти измерения
выражаются в виде коэффициента регрессии
(R).
На основе стандартов антропометрических
показателей и коэффициентов регрессии
строятся таблицы-шкалы регрессии.
Центильный
метод. Сущность
центильного метода оценки физического
развития детей и подростков заключается
в следующем. Все результаты измерений
одного признака у большой группы детей
одного пола и возраста располагают в
восходящем порядке в виде упорядоченного
ряда. Этот ряд делят на сто интервалов.
Для характеристики распределения
приводят обычно не все 100, а лишь семь
фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й,
50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Третий центиль отсекает
3 % наблюдений данного ряда, 10-й центиль
— 10 % наблюдений и т.д. Каждый из
фиксированных центилей называют
центильной вероятностью и обозначают
в процентах. Между фиксированными
центильными вероятностями образуется
восемь промежутков, которые получили
названия центильных интервалов:
центальная
вероятность, % …………….. 3
10
25 50 75 90 97
центильный
интервал ………………… 1 2 3
4
5 6
7
8
Принадлежность
изучаемых признаков к тому или иному
центильному интервалу позволяет оценить
их по следующей схеме:
очень
низкая оценка 1
низкая
оценка 2
пониженная
оценка 3
средняя
оценка 4, 5
повышенная
оценка 6
высокая
оценка 7
очень
высокая оценка 8
В
центильном методе величину наблюдаемого
признака считают средней (типичной),
если она находится в пределах 25 — 75-го
центилей. Следовательно, за среднее
значение признака принимают его
величины, ограниченные 4-м и 5-м центильными
интервалами. Первый-третий интервалы
характеризуют снижение изучаемого
показателя, 6 —8-й интервалы свидетельствуют
об увеличении изучаемого показателя
по сравнению с его средним значением.
Центильные
шкалы составлены по 10 признакам,
характеризующим морфофункциональное
состояние организма: длине тела, массе
тела, окружности грудной клетки, жировой
складке живота, жизненной емкости
легких, мышечной силе правой и левой
кистей, артериальному давлению, частоте
сердечных сокращений.
В
шкалах указаны максимальные и минимальные
значения каждого из 10 признаков и
диапазон колебаний по центильным
интервалам. Шкалы позволяют детально
охарактеризовать морфологический
статус, определить гармоничность
физического развития, оценить
функциональное состояние организма,
выявить детей, склонных к ожирению, и с
изменением сосудистого тонуса.
Скрининг-тест
для оценки физического развития.Для
выявления отклонений в физическом
развитии детей и подростков используют
скрининг-тест с центильными номограммами,
разработанными на основе центильного
метода. Скрининг-тест может применяться,
когда необходимо быстро оценить
физическое развитие лишь по двум ведущим
морфологическим показателям: длине
и массе тела.
Центильные
номограммы представляют собой центильные
показатели массы тела, рассчитанные
на каждый сантиметр длины тела ребенка.
Центильные номограммы позволяют быстро
и точно оценить самую существенную
сторону развития — его гармоничность
— и выявить детей с отклонениями в
физическом развитии за счет избытка
или дефицита массы тела.
С
помощью скрининг-теста в детских
коллективах можно выделить три группы
физического развития детей (рис. 3):
дети
с нормальным физическим развитием
(длина тел пределах 3 —6-го центрального
интервала, масса тела в пределах 4
—5-го центиля);дети,
относящиеся к группе риска и имеющие
дисгармоничное физическое развитие
(массу тела, несоответствующе длине,
дефицит или избыток массы тела), а также
дети, имеющие низкие или высокие значения
длины тела;дети,
имеющие отклонения в физическом
развитии. Их можно разделить на несколько
групп:
—
очень низкая масса тела при любом росте;
—
очень высокая масса тела при любом
росте;
—
очень низкий рост независимо от массы
тела;
—
очень высокий рост в сочетании с
дефицитом или избытком массы тела.
Таблица
1. Комплексная оценка физического
развития
Биологический | Схема | Морфофунк-циональное состояние | Масса и | Функциональный показатель |
Соответствует |
| Гармоничное | М± счет мускулатуры | М+ и |
Опережает возраст | Дисгармоничное | от до от до повышенного жироотложения | от до | |
Отстает от | Резко дисгармоничное | От и от и | от |
Комплексная
оценка физического развития. В
практике оценки физического развития
детей с начала 1980-х гг. используется
комплексный метод, учитывающий как
морфофункциональное состояние организма,
так и соответствие паспортного возраста
ребенка уровню биологического развития.
Метод позволяет выделить детей, имеющих
соответствующее возрасту и гармоничное
физическое развитие, а также детей с
разными отклонениями в физическом
развитии. Схема комплексной оценки
физического развития представлена в
таблице 1. Индекс «R»
означает регрессию.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Наблюдая за интенсивным физическим изменением детского организма, многие мамы задумываются над вопросом: а насколько хорошо развит ребенок, соответствуют ли его показатели нормам детей его возраста? Давайте разбираться, как нужно оценивать физическое развитие ребенка, что нужно учитывать.
- Как оценить физическое развитие ребенка
- Оценка физического развития ребенка дома
- Таблица норм физического развития детей
- Основные этапы физического развития детей
- Особенности физического развития мальчиков и девочек
- Физическое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС
- Важные компоненты физического развития по ФГОС
- Как улучшить выносливость детского организма
- Закаливание
Как оценить физическое развитие ребенка
Правильно, если оценку физического развития малыша делает педиатр. По правилам каждый ребенок должен проходить осмотр врача в установленные сроки: до года – ежемесячно, с года до 3 лет – ежеквартально, после 3 лет – минимум раз в год. Специалист должен обратить внимание на ряд показателей, свидетельствующих о физическом развитии мальчиков и девочек:
- Масса тела. Взвешивание проводится утром, малыш должен быть голым или в чистом подгузнике. Его кладут на весы, фиксируют показатели. Детей старше 2-х лет измеряют стоя.
- Рост. Детей до 2-х лет измеряют на специальном столе. Ножки и голова упираются в перегородки, пальчики смотрят вверх. Рост ребенка с 2-х лет измеряется с помощью стадиометра. Врач ставит ребенка спиной к шкале, без обуви. Стопы полностью на полу, колени разогнуты.
- Окружность головы. Врач накладывает градуированную ленту для измерения по линии над бровями, ушами малыша, по широкой части головы сзади.
- Окружность груди. Проводится на выдохе. Врач располагает ленту на уровне груди спереди, под лопатками сзади.
Эти измерения очень важны для оценки общего развития малыша, анализа скорости и уровня развития тела ребенка. Физические показатели могут стать сигналом о необходимости дополнительного исследования, если, например, голова непропорционально большая, вес значительно уступает росту и т. д.
При желании такую оценку могут проводить и родители дома, но если вы нашли несоответствия, не расстраивайтесь раньше времени, обратитесь к педиатру за консультацией.
Оценка физического развития ребенка дома
Чтобы провести оценку физического развития ребенка в домашних условиях вам понадобятся:
- Весы;
- Линейка до 1 м для ребенка до года или стадиометр (правильно приклеенный к ровной вертикальной поверхности);
- Портновский сантиметр для измерения окружности головы и груди.
Измерения детей до года лучше проводить вдвоем, чтобы пока один взрослый проводил замеры, второй фиксировал ребенка. Измерив рост, вес, окружность головы и грудины сверьте данные с нормами физического развития детей определенного возраста.
Обращаем ваше внимание, что каждый ребенок индивидуален и его показатели могут отличаться от установленных норм без сопутствующих патологий. Для корректной оценки физического развития детей, которые выходят за рамки норм, необходимо обратиться к участковому педиатру. Он оценит гармоничность развития, сравнит динамику прибавки по всем показателям, при необходимости назначит дополнительные исследования
Таблица норм физического развития детей
Нормы веса мальчиков с рождения до 17 лет
Нижняя граница веса | Средний вес | Верхняя граница веса | |
Новорожденный | 2,7 кг | 3,3 кг | 4,7 кг |
1 месяц | 3,6 кг | 4,5 кг | 5,1 кг |
2 месяца | 4,2 кг | 5,6 кг | 7,1 кг |
3 месяца | 4,9 кг | 6,4 кг | 7,5 кг |
4 месяца | 5,1 кг | 7 кг | 7,9 кг |
5 месяцев | 6,1 кг | 7,5 кг | 8,3 кг |
6 месяцев | 6,6 кг | 7,9 кг | 9 кг |
7 месяцев | 7,1 кг | 8,3 кг | 9,2 кг |
8 месяцев | 7,5 кг | 8,6 кг | 9,3 кг |
9 месяцев | 7,9 кг | 8,9 кг | 9,5 кг |
10 месяцев | 8,3 кг | 9,2 кг | 11 кг |
11 месяцев | 8,6 кг | 9,4 кг | 11,2 кг |
12 месяцев | 8,9 кг | 9,6 кг | 11,5 кг |
2 года | 11 кг | 12,2 кг | 14,5 кг |
3 года | 13 кг | 14,3 кг | 17,4 кг |
4 года | 14,4 кг | 16,3 кг | 21,2 кг |
5 лет | 16 кг | 18,3 кг | 24,2 кг |
6 лет | 18 кг | 20,5 кг | 27,1 кг |
7 лет | 20 кг | 22,9 кг | 30,7 кг |
8 лет | 22,1 кг | 25,4 кг | 34,7 кг |
9 лет | 24,3 кг | 28,1 кг | 39,4 кг |
10 лет | 26,7 кг | 31,2 кг | 45 кг |
11 лет | 27 кг | 35 кг | 50 кг |
12 лет | 28 кг | 40 кг | 58 кг |
13 лет | 30 кг | 46 кг | 66 кг |
14 лет | 34 кг | 50 кг | 73 кг |
15 лет | 38 кг | 54 кг | 80 кг |
16 лет | 44 кг | 58 кг | 84 кг |
17 лет | 49 кг | 62 кг | 87 кг |
Нормы веса девочек с рождения до 17 лет
Нижняя граница веса | Средний вес | Верхняя граница веса | |
Новорожденная | 2,65 кг | 3,2 кг | 4,5 кг |
1 месяц | 3,6 кг | 4,2 кг | 5,5 кг |
2 месяца | 4,2 кг | 5,1 кг | 6,6 кг |
3 месяца | 4,8 кг | 5,8 кг | 7,5 кг |
4 месяца | 5,1 кг | 6,4 кг | 8,2 кг |
5 месяцев | 5,9 кг | 6,9 кг | 8,8 кг |
6 месяцев | 6,3 кг | 7,3 кг | 9,3 кг |
7 месяцев | 7,1 кг | 7,6 кг | 9,8 кг |
8 месяцев | 7,5 кг | 7,9 кг | 10,2 кг |
9 месяцев | 7,9 кг | 8,2 кг | 10,5 кг |
10 месяцев | 8,3 кг | 8,5 кг | 10,9 кг |
11 месяцев | 8,6 кг | 8,7 кг | 11,2 кг |
12 месяцев | 8,7 кг | 8,9 кг | 11,5 кг |
2 года | 10,8 кг | 11,5 кг | 14,8 кг |
3 года | 12,5 кг | 13,9 кг | 17 кг |
4 года | 14 кг | 16,1 кг | 21,5 кг |
5 лет | 15,8 кг | 18,2 кг | 24,9 кг |
6 лет | 17,5 кг | 20,2 кг | 27,8 кг |
7 лет | 19,3 кг | 22,4 кг | 31,4 кг |
8 лет | 21,4 кг | 25 кг | 35,8 кг |
9 лет | 24 кг | 28,2 кг | 41 кг |
10 лет | 25 кг | 31,9 кг | 46,9 кг |
11 лет | 26,5 кг | 34 кг | 51 кг |
12 лет | 27 кг | 39 кг | 63 кг |
13 лет | 32 кг | 43 кг | 69 кг |
14 лет | 37 кг | 46 кг | 72 кг |
15 лет | 42 кг | 50 кг | 74 кг |
16 лет | 45 кг | 53 кг | 75 кг |
17 лет | 46 кг | 57 кг | 76 кг |
Нормы роста мальчиков с рождения до 17 лет
Нижняя граница роста | Средний рост | Верхняя граница роста | |
Новорожденный | 46 см | 50 см | 56 см |
1 месяц | 51 см | 53 см | 56,5 см |
2 месяца | 54 см | 58 см | 62 см |
3 месяца | 56,5 см | 61 см | 63 см |
4 месяца | 57,6 см | 63 см | 65,3 см |
5 месяцев | 61,1 см | 65 см | 67 см |
6 месяцев | 63 см | 67 см | 69 см |
7 месяцев | 65,1 см | 69 см | 71,1 см |
8 месяцев | 66,8 см | 70,6 см | 73,1 см |
9 месяцев | 68,2 см | 72 см | 75,1 см |
10 месяцев | 69,1 см | 73,3 см | 76,9 см |
11 месяцев | 71,3 см | 74,5 см | 78,5 см |
12 месяцев | 72,5 см | 75,7 см | 79,5 см |
2 года | 83,5 см | 87,8 см | 93 см |
3 года | 91 см | 96,1 см | 102 см |
4 года | 94 см | 103,3 см | 111 см |
5 лет | 94,9 см | 105 см | 111,7 см |
6 лет | 100,7 см | 110 см | 119 см |
7 лет | 106,1 см | 116 см | 125,8 см |
8 лет | 111,2 см | 121,7 см | 132,3 см |
9 лет | 116 см | 127,3 см | 138,6 см |
10 лет | 120,5 см | 132,6 см | 144,6 см |
11 лет | 125 см | 135 см | 151 см |
12 лет | 136 см | 140 см | 163 см |
13 лет | 141 см | 147 см | 170 см |
14 лет | 148 см | 153 см | 176 см |
15 лет | 154 см | 160 см | 181 см |
16 лет | 158 см | 164 см | 186 см |
17 лет | 162 см | 169 см | 189 см |
Нормы роста девочек с рождения до 17 лет
Нижняя граница роста | Средний рост | Верхняя граница роста | |
Новорожденная | 45,4 см | 49,1 см | 52,9 см |
1 месяц | 49,8 см | 53,7 см | 57,6 см |
2 месяца | 53 см | 57,1 см | 61,1 см |
3 месяца | 55,6 см | 59,8 см | 64 см |
4 месяца | 57,8 см | 62,1 см | 66,4 см |
5 месяцев | 59,6 см | 64 см | 68,5 см |
6 месяцев | 61,2 см | 65,7 см | 70,3 см |
7 месяцев | 62,7 см | 67,3 см | 71,9 см |
8 месяцев | 64 см | 68,7 см | 73,5 см |
9 месяцев | 65,2 см | 70,1 см | 75 см |
10 месяцев | 66,5 см | 71,5 см | 76,4 см |
11 месяцев | 67,7 см | 72,8 см | 77,8 см |
12 месяцев | 68,9 см | 74 см | 79,2 см |
2 года | 80,7 см | 86,4 см | 93 см |
3 года | 84 см | 95,1 см | 102,7 см |
4 года | 94,1 см | 102,7 см | 111,3 см |
5 лет | 100 см | 109 см | 119, см |
6 лет | 105 см | 115 см | 125 см |
7 лет | 109 см | 120 см | 131,7 см |
8 лет | 115 см | 126,6 см | 138,2 см |
9 лет | 120,3 см | 132,5 см | 144,7 см |
10 лет | 125,8 см | 138 см | 151 см |
11 лет | 129 см | 142 см | 157 см |
12 лет | 137 см | 147 см | 163 см |
13 лет | 143 см | 152 см | 168 см |
14 лет | 147 см | 157 см | 171 см |
15 лет | 150 | 162 см | 173 см |
16 лет | 151 | 167 см | 174 см |
17 лет | 152 | 170 см | 175 см |
Окружность головы мальчиков с рождения до 17 лет
Нижний показатель нормы окружности головы | Средний показатель нормы окружности головы | Верхний показатель нормы окружности головы | |
Новорожденный | 33,2 см | 34 см | 35,5 см |
1 месяц | 35,3 см | 36 см | 37,9 см |
2 месяца | 37,3 см | 38 см | 40,3 см |
3 месяца | 38,8 см | 39,5 см | 41,6 см |
4 месяца | 40,2 см | 40,8 см | 42,9 см |
5 месяцев | 41,2 см | 42 см | 44 см |
6 месяцев | 42 см | 42,7 см | 45,3 см |
7 месяцев | 42,8 см | 43,7 см | 46,1 см |
8 месяцев | 43,6 см | 44,2 см | 46,8 см |
9 месяцев | 44 см | 44,8 см | 47,4 см |
10 месяцев | 44,6 см | 45,4 см | 48 см |
11 месяцев | 45 см | 45,9 см | 48,6 см |
12 месяцев | 45,3 см | 46,2 см | 49,1 см |
2 года | 47,6 см | 48,1 см | 50,5 см |
3 года | 48,6 см | 49,5 см | 51,5 см |
4 года | 49,6 см | 50,2 см | 52,4 см |
5 лет | 50,1 см | 50,7 см | 53,1 см |
6 лет | 50,6 см | 51,2 см | 54 см |
7 лет | 51 см | 51,6 см | 54,5 см |
8 лет | 51,4 см | 52 см | 55 см |
9 лет | 51,7 см | 52,5 см | 55,5 см |
10 лет | 52 см | 52,8 см | 56 см |
11 лет | 52,3 см | 53,2 см | 56,3 см |
12 лет | 52,6 см | 53,5 см | 56,7 см |
13 лет | 52,8 см | 53,7 см | 57,3 см |
14 лет | 53 см | 54 см | 57,5 см |
15 лет | 53,2 см | 54,3 см | 57,8 см |
16 лет | 53,4 см | 54,4 см | 57,9 см |
17 лет | 53,5 см | 54,6 см | 58 см |
Окружность головы девочек с рождения до 17 лет
Нижний показатель нормы окружности головы | Средний показатель нормы окружности головы | Верхний показатель нормы окружности головы | |
Новорожденная | 33 см | 34 см | 35,5 см |
1 месяц | 34,8 см | 36 см | 38 см |
2 месяца | 36,3 см | 37,4 см | 39,8 см |
3 месяца | 37,7 см | 38,5 см | 41,3 см |
4 месяца | 38,9 см | 39,7 см | 42,4 см |
5 месяцев | 39,9 см | 40,7 см | 43,5 см |
6 месяцев | 40,8 см | 41,5 см | 44,3 см |
7 месяцев | 41,7 см | 42,5 см | 45,3 см |
8 месяцев | 42,3 см | 43,2 см | 45,9 см |
9 месяцев | 42,9 см | 43,7 см | 46,6 см |
10 месяцев | 43,5 см | 44,3 см | 47,2 см |
11 месяцев | 43,9 см | 44,8 см | 47,8 см |
12 месяцев | 44,2 см | 45 см | 48,2 см |
2 года | 46,6 см | 47,3 см | 49,7 см |
3 года | 48,1 см | 48,6 см | 51 см |
4 года | 48,6 см | 49,3 см | 51,9 см |
5 лет | 49,1 см | 50 см | 52,5 см |
6 лет | 49,6 см | 50,3 см | 52,8 см |
7 лет | 50 см | 50,7 см | 53,3 см |
8 лет | 50,3 см | 51 см | 53,6 см |
9 лет | 50,6 см | 51,3 см | 53,9 см |
10 лет | 50,8 см | 51,5 см | 51,1 см |
11 лет | 51 см | 51,7 см | 54,3 см |
12 лет | 51,2 см | 51,9 см | 54,6 см |
13 лет | 51,4 см | 52 см | 54,8 см |
14 лет | 51,5 см | 52,1 см | 55 см |
15 лет | 51,6 см | 52,2 см | 55,2 см |
16 лет | 51,7 см | 52,3 см | 55,3 см |
17 лет | 51,8 см | 52,4 см | 55,4 см |
Окружность груди мальчиков с рождения до 17 лет
Нижний показатель нормы окружности груди | Средний показатель нормы окружности груди | Верхний показатель нормы окружности груди | |
Новорожденный | 32,3 см | 33,5 см | 36 см |
1 месяц | 34,1 см | 35,4 см | 38 см |
2 месяца | 35,7 см | 37 см | 40 см |
3 месяца | 37,3 см | 38,4 см | 42,1 см |
4 месяца | 38,8 см | 39,8 см | 43,5 см |
5 месяцев | 40,1 см | 41,1 см | 45 см |
6 месяцев | 41,4 см | 42,4 см | 46,3 см |
7 месяцев | 42,5 см | 43,4 см | 47,5 см |
8 месяцев | 43,5 см | 44,4 см | 48,5 см |
9 месяцев | 44,3 см | 45,2 см | 49,3 см |
10 месяцев | 45 см | 46 см | 50 см |
11 месяцев | 45,6 см | 46,6 см | 50,8 см |
12 месяцев | 46,1 см | 47 см | 51,2 см |
2 года | 48,4 см | 49,5 см | 53,2 см |
3 года | 49,7 см | 50,8 см | 54,6 см |
4 года | 51,2 см | 52,4 см | 55,8 см |
5 лет | 52,8 см | 54 см | 58 см |
6 лет | 54,4 см | 56 см | 60,2 см |
7 лет | 56,2 см | 57,9 см | 62,3 см |
8 лет | 58 см | 60 см | 64,8 см |
9 лет | 59,6 см | 61,9 см | 67,1 см |
10 лет | 61,4 см | 93,9 см | 69,8 см |
11 лет | 63 см | 66 см | 72,1 см |
12 лет | 65 см | 68 см | 74,9 см |
13 лет | 66,9 см | 70,2 см | 78,2 см |
14 лет | 68,6 см | 73,1 см | 81,8 см |
15 лет | 72,6 см | 76,3 см | 85,7 см |
16 лет | 76,1 см | 80 см | 89,9 см |
17 лет | 80,1 см | 82,9 см | 92,2 см |
Окружность груди девочек с рождения до 17 лет
Нижний показатель нормы окружности груди | Средний показатель нормы окружности груди | Верхний показатель нормы окружности груди | |
Новорожденная | 31,8 см | 33,2 см | 35,7 см |
1 месяц | 34 см | 35,3 см | 37,4 см |
2 месяца | 35,7 см | 37,2 см | 39,1 см |
3 месяца | 37,3 см | 38,7 см | 40,5 см |
4 месяца | 39,1 см | 40,4 см | 42,1 см |
5 месяцев | 40,5 см | 41,7 см | 43,5 см |
6 месяцев | 41,6 см | 42,9 см | 44,9 см |
7 месяцев | 42,8 см | 44 см | 46 см |
8 месяцев | 43,7 см | 44,9 см | 46,9 см |
9 месяцев | 44,5 см | 45,6 см | 47,8 см |
10 месяцев | 45,2 см | 46,2 см | 48,1 см |
11 месяцев | 45,8 см | 46,8 см | 49,3 см |
12 месяцев | 46,3 см | 47,3 см | 49,9 см |
2 года | 48,6 см | 49,5 см | 52,5 см |
3 года | 49,1 см | 50,3 см | 54 см |
4 года | 50,4 см | 51,6 см | 55,1 см |
5 лет | 51,6 см | 53 см | 56,9 см |
6 лет | 53 см | 54,8 см | 58,6 см |
7 лет | 54,6 см | 56,3 см | 61 см |
8 лет | 56,3 см | 58,2 см | 64,5 см |
9 лет | 58 см | 60 см | 68 см |
10 лет | 60,1 см | 62 см | 71,3 см |
11 лет | 62,2 см | 64,4 см | 74,5 см |
12 лет | 64,5 см | 67,2 см | 77,6 см |
13 лет | 66,8 см | 70 см | 80,9 см |
14 лет | 69,6 см | 73 см | 83,5 см |
15 лет | 72,9 см | 76,2 см | 85,5 см |
16 лет | 75,9 см | 78,8 см | 87,1 см |
17 лет | 78 см | 80,7 см | 88 см |
Основные этапы физического развития детей
С рождения и до 17-18 лет все дети проходят через несколько этапов физического развития, для каждого из которых характерны свои особенности.
- Груднички. Их развитие делят на несколько этапов:
В первые два месяца ребенок учится держать голову.
К трем месяцам малыш переворачивается на живот. Позвоночник укрепляется. Малыш разжимает кулачки, хватает руками предметы.
В 4 месяца ребенок подтягивается.
На 5-м месяце жизни малыш задерживается в положении сидя.
В полгода у детей возникает значительный скачок в развитии. Они самостоятельно садятся, ползают, встают у опоры.
- Дети до двух лет. Продолжают формироваться кости, происходит замедление роста. Особое внимание родители должны обратить на осанку, убедиться, что стопы малыша развиваются, как нужно.
- К двум годам ребенок умеет: ходить, стоять на носочках, подпрыгивать, подниматься по лестнице.
- Ребенок на третьем году жизни. Может держаться на одной ноге, поймать мяч с большого расстояния и бросить его обратно.
- Дети старшего дошкольного возраста. В 4 года поступают в детсад, где всесторонне развиваются, благодаря постоянным заняти