Оценка состояния здоровья ребенка критерии развития

Оценка состояния здоровья ребенка критерии развития thumbnail

Оценка состояния здоровья ребенка критерии развития

Добавил:

Вуз:

Предмет:

Файл:

Экзамен / Гигиена ответы на экзамен ПФ.docx

Скачиваний:

1029

Добавлен:

30.01.2018

Размер:

7.22 Mб

Скачать

  • Режим дня. Через каждые 45 минут
    занятий нужно делать 15-минутные
    перерывы,  через каждые 15 минут –
    менять позу.

  • Кроме того, в дневном распорядке нужно
    выделить время и для прогулок, и для
    подвижных игр.

  • Следует чередовать нагрузки для ума с
    нагрузками для тела. Самыми полезными
    видами спорта для ребенка считаются 
    плавание и велосипед.

  • Питание. Очень важно, чтобы школьник
    питался регулярно и разнообразно.
    Особое внимание нужно уделять продуктам,
    богатым солями калия, магния и витаминами
    группы В. Эти вещества улучшают работу
    сосудов и сердца, способствуют
    восстановлению нарушенного баланса
    между отделами вегетативной нервной
    системы.

  • Критерии комплексной оценки состояния
    здоровья детей и подростков.

  1. Наличие
    или отсутствие хронических заболеваний
    в момент обследования.

  2. Уровень
    функционального состояния основных
    систем организма.

  3. Степень
    сопротивляемости организма неблагоприятным
    условиям

  4. Уровень
    достигнутого развития и степень
    гармоничности.

  • 1. Выбирается наихудшая группа,
    поставленная группой из врачей

  • 2 и 4
    пункт 113 и 115 билет –
    оценка
    физического развития

  • 3. Количество обращений в год.

  • Iгруппа – 0-3 раза в год

  • IIгруппа – 4 и более.

  • Группы здоровья

  1. Здоровые
    дети и подростки с нормальным развитием
    и нормальным уровнем функций

  2. Здоровые
    дети и подростки имеющие функциональные
    и некоторые морфологические отклонения,
    а также сниженную сопротивляемость к
    острым и хроническим заболеваниям.

  3. Больные
    дети и подростки, имеющие хронические
    заболевания в компенсированном состоянии
    с сохраненными функциональными
    возможностями организма.

  4. Больные
    дети и подростки хроническими
    заболеваниями в состоянии субкомпенсации
    со сниженными функциональными
    возможностями организма.

  5. Больные
    дети и подростки с хроническими
    заболеваниями в состоянии декомпенсации
    со значительно сниженными функциональными
    возможностями организма.

  • Принадлежность ребенка к группе здоровья
    устанавливает медицинская комиссия в
    составе педиатра и врачей-специалистов
    по результатам комплексного
    профилактического осмотра.

  • При наличии нескольких функциональных
    отклонений и заболеваний у одного
    ребенка окончательное заключение о
    состоянии его здоровья выносится по
    наиболее тяжелому из них. 5 группа не
    ставится, поскольку такие дети не
    участвуют в массовых осмотрах.

  • «Комплексная оценка состояния здоровья ребенка»

  • Порядок действий:

  1. Определить точный паспортный возраст
    ребенка и выбрать необходимую возрастную
    группу.

  2. Используя одномерные центильные шкалы,
    определить номера центильных интервалов
    для следующих показателей: длина тела,
    масса тела, ИМТ, окружность грудной
    клетки, жизненная емкость легких,
    динамометрия правой кисти, динамометрия
    левой кисти, САД, ДАД, ЧСС, толщина
    жировой складки на животе, толщина
    жировой складки на плече.

  3. Определить группу физического развития(с.16)

  4. Определение уровня биологического
    развития
    согласно зубной или половой
    формулам. Если дана зубная формула,
    просто сравнить количество имеющихся
    постоянных зубов с должным количеством
    для данного возраста (табл.4, с.21). Если
    дана половая формула: используя
    Приложение 1, найти сумму баллов (каждая
    стадия развития признака имеет свою
    балльную оценку) и сравнить полученную
    сумму с должной суммой для данного
    возраста (табл. 5♂, 6♀, с.22). Дать заключение:
    УБР (уровень биологического развития)
    соответствует паспортному возрасту,
    опережает или отстаёт.

  5. Оценить функциональное состояние
    организма: показатели ЖЕЛ и динамометрии,
    оцененные по 3 – 6 центильным интервалам,
    считаются удовлетворительными, по 1 –
    2 центильным интервалам –
    неудовлетворительными, по 7 – 8 центильным
    интервалам характеризуются как высокие.
    Показатели САД и ДАД в 3-6 центильных
    интервалах – возрастной норматив, 2 и
    7 – пограничные значения, 8 – артериальная
    гипертония, 1 – гипотония. Показатели
    ЧСС в 3-6 ц.и. – возрастной норматив, 2 и
    7 – пограничные значения, 8 – тахикардия,
    1 – брадикардия.

  6. Дать заключение по оценке гармоничности
    морфофункционального развития
    (табл.7, с.23)

  7. Проанализировать имеющиеся у ребенка
    хронические заболевания,
    соответствующие им группы здоровья и
    выбрать наихудшую группу здоровья.

  8. Оценить резистентность организмапо количеству заболеваний по обращаемости
    за год:

  1. не болеющие дети – 0 раз/год

  2. эпизодически болеющие – 1-3 раз/год

  3. часто болеющие – 4<раз/год

Соседние файлы в папке Экзамен

  • #
  • #

Источник

«Утверждаю»

зав. кафедрой
педиатрии,

д.м.н., профессор

А.И. Кусельман

——————————

«——»————2007

Методические
рекомендации для студентов по теме:

Комплексная
оценка состояния здоровья детей
различного возраста. Критерии оценки.
Группы здоровья.

(пропедевтика
детских болезней 3 курс)

Вид
занятия:
практическое

Продолжительность
занятия 2 часа

Цель занятия:
Изучить особенности и методику оценки
состояния здоровья детей различного
возраста. Уметь определять группу
здоровья, знать основные критерии
оценки. Изучить правила и принципы
диспансеризации детей различного
возраста.

Студент должен
знать:

  1. Определение
    здоровья согласно ВОЗ.

  2. Критерии оценки
    здоровья.

  3. Группы здоровья.

  4. Общее понятие о
    диспансерном наблюдении.

  5. Организация
    динамического профилактического
    наблюдения за развитием и состоянием
    здоровья ребенка.

  6. Диспансерное
    наблюдение: организация диспансерного
    профилактического наблюдения за
    развитием и состоянием ребенка.

  7. Основные элементы
    диспансеризации.

  8. Схема диспансерного
    наблюдения детей первых 7 лет жизни.

  9. схема диспансерного
    наблюдения детей школьного возраста.

Студент должен
уметь:

  • Правильно оценить
    состояние здоровья ребенка.

  • Правильно проводить
    антропометрию, психометрию детей
    различного возраста.

  • Определять группу
    здоровья.

Вопросы для
самостоятельной работы студентов:

  • самостоятельная
    курация больных.

  • комплексная оценка
    развития ребенка.

  • алгоритм определения
    группы здоровья детей.

По определению
ВОЗ 1990 г. индивидуальное здоровье
– это состояние полного социального,
биологического и психического
благополучия, когда функции всех органов
и систем организма человека уравновешены
с природной и социальной средой,
отсутствуют какие-либо заболевания,
болезненные состояния и физические
дефекты.

Учитывая то, что
детский организм растущий, развивающийся,
понятие «здоровье» применительно к
детству должно включать и наличие
условий для обеспечения последующего
оптимального развития ребенка.

Общеизвестно, что
все, что не тренируется, не работает,
постепенно атрофируется и даже отмирает!
Это касается не только мышечной системы,
но и высшей человеческой функции —
мышления. Яркий пример — феномен
«Маугли». При отсутствии интегральной
концепции здоровья в настоящее время
его оценивают по тем или иным физическим,
физиологическим, лабораторным или
другим показателям. Это привело к тому,
что как парафраз известного афоризма
И. Гёте: «Если человек займется
исследованием своего организма или
морального состояния, то непременно
признает себя больным» — возникла
справедливая шутка: «Уровень медицины
настолько высок, что признать кого-либо
здоровым в настоящее время невозможно».

Система комплексной
оценки состояния здоровья основывается
на 4-х базовых критериях:

  1. Наличие или
    отсутствие функциональных нарушений
    и/или хронических заболеваний (с учетом
    клинического варианта и фазы течения
    патологического процесса).

Физические
заболевания или врожденные пороки
развития определяют во время осмотра
педиатром или врачом-специалистом и
оценивают как «здоров», «пограничное
состояние» или «болен».

Проводится
биологический и генеалогический анализ,
социальные условия жизни.

  1. Уровень
    функционального состояния основных
    систем организма.

Определяется
сравнением показателей основных
функциональных систем с нормой.

  1. Степень
    сопротивляемости организма неблагоприятным
    внешним воздействиям.

Резистентность и
реактивность – определяют кратность
острых заболеваний по обращаемости за
предшествующий период (обычно год).
Хороший результат – отсутствие или
редкие (до 3 раз) заболевания.

Для детей первого
года жизни определяется индекс острой
заболеваемости:

J=N/T,
где N
– количество острых заболеваний, Т –
возраст ребёнка в месяцах.

Возраст в месяцах

Среднее значение

Сигма

2 месяца

0,65

0,03

3 месяца

0,47

0,22

4 месяца

0,39

0,02

5 месяцев

0,35

0,22

6 месяцев

0,30

0,02

7 месяцев

0,28

0,02

8 месяцев

0,27

0,17

9 месяцев

0,23

0,02

10 месяцев

0,27

0,17

11 месяцев

0,26

0,17

12 месяцев

0,20

0,10

Таблица: Индекс
острой заболеваемости у детей 1-го года
жизни (Т.Я. Черток, 1987 год, ЦОЛИУВ).

Часто
болеющие дети
(ЧБД)

это термин, обозначающий группу детей,
выделяемую при
диспансерном наблюдении, харак­теризующуюся
более высоким, чем их сверстники, уровнем
заболеваемости острыми респираторными
инфекциями.

Критерии
выделения детей в группу ЧБД сфор­мулированы
в 1986 г. В.Ю. Альбицким и А.А. Ба­рановым
[1]. Они приведены в таблице, из кото­рой
видно, что в возрасте до 1 года к группе
ЧБД относят
ту категорию детей, которые перенесли
4
и более эпизодов ОРЗ в год. Среди детей
от 1 до 3 лет
в нее включают детей, перенесших в
течение года
6 и более эпизодов ОРЗ, соответственно,
среди детей
от 3 до 5 лет — 5 и более эпизодов, а среди
детей
старше 5 лет — 4 и более ОРЗ в год

.

Таблица
1.
Критерии
включения детей в группу часто болеющих

Возраст ребенка

Частота
эпизодов ОРЗ

в
год

До
года

4 и
более

1
— 3 года

6 и
более

4
— 5 лет

5
и более

Старше
5 лет

4 и
более

    Оценивается
    физическое развитие и степень его
    гармоничности (антропометрия и оценка
    полученных данных с помощью сигмальных
    отклонений или центильных критериев),
    а также психическое развитие и степень
    его гармоничности (таблицы НПР).

    Основным методом,
    позволяющим получить характеристики,
    на основании которых дается комплексная
    оценка состояния здоровья, является
    профилактический медицинский осмотр.
    Комплексная оценка состояния здоровья
    каждого ребенка или подростка с
    формализацией результата в виде отнесения
    к одной из «групп здоровья» дается
    с обязательным учетом всех перечисленных
    критериев.

    В зависимости от
    состояния здоровья дети могут быть
    отнесены к следующим группам:

    к I группе
    здоровья
    относятся здоровые дети,
    имеющие нормальное физическое и
    психическое развитие, не имеющие
    анатомических дефектов, функциональных
    и морфофункциональных отклонений;

    ко II группе
    здоровья
    относятся дети, у которых
    отсутствуют хронические заболевания,
    но имеются некоторые функциональные и
    морфофункциональные нарушения,
    реконвалесценты, особенно перенесшие
    тяжелые и средней тяжести инфекционные
    заболевания; дети с общей задержкой
    физического развития без эндокринной
    патологии (низкий рост, отставание по
    уровню биологического развития), дети
    с дефицитом массы тела (масса менее M —
    2 сигма_R) или избыточной массой тела
    (масса более M + 2 сигма_R), дети часто и/или
    длительно болеющие острыми респираторными
    заболеваниями; дети с физическими
    недостатками, последствиями травм или
    операций при сохранности соответствующих
    функций;

    — к III группе
    здоровья относятся дети, страдающие
    хроническими заболеваниями в стадии
    клинической ремиссии, с редкими
    обострениями, с сохраненными или
    компенсированными функциональными
    возможностями, при отсутствии осложнений
    основного заболевания; дети с физическими
    недостатками, последствиями травм и
    операций при условии компенсации
    соответствующих функций, степень
    компенсации не должна ограничивать
    возможность обучения или труда ребенка,
    в том числе подросткового возраста;

    к IV группе
    здоровья
    относятся дети, страдающие
    хроническими заболеваниями в активной
    стадии и стадии нестойкой клинической
    ремиссии с частыми обострениями, с
    сохраненными или компенсированными
    функциональными возможностями или
    неполной компенсацией функциональных
    возможностей; с хроническими заболеваниями
    в стадии ремиссии, но с ограниченными
    функциональными возможностями, возможны
    осложнения основного заболевания,
    основное заболевание требует поддерживающей
    терапии; дети с физическими недостатками,
    последствиями травм и операций с неполной
    компенсацией соответствующих функций,
    что, в определенной мере, ограничивает
    возможность обучения или труда ребенка;

    к V группе
    здоровья
    относятся дети, страдающие
    тяжелыми хроническими заболеваниями,
    с редкими клиническими ремиссиями, с
    частыми обострениями, непрерывно
    рецидивирующим течением, с выраженной
    декомпенсацией функциональных
    возможностей организма, наличием
    осложнений основного заболевания,
    требующими постоянной терапии;
    дети-инвалиды; дети с физическими
    недостатками, последствиями травм и
    операций с выраженным нарушением
    компенсации соответствующих функций
    и значительным ограничением возможности
    обучения или труда.

    Отнесение больного
    ребенка или подростка ко II, III,
    IV или V группам здоровья проводится
    врачом с учетом всех приведенных
    критериев и признаков (см. приложение
    1.). Врач-специалист на основании анализа
    данных, содержащихся в истории развития
    ребенка, медицинской карте ребенка для
    образовательных учреждений, результатов
    собственного осмотра, а также
    инструментальных и лабораторных
    исследований, выносит (по своей
    специальности) полный клинический
    диагноз с указанием основного заболевания
    (функционального нарушения), его стадии,
    варианта течения, степени сохранности
    функций, наличия осложнений, сопутствующих
    заболеваний или заключение «здоров».

    Оценка состояния
    здоровья по группам при нескольких
    диагнозах у ребенка дается по самому
    основному и тяжелому из них. При каждом
    последующем осмотре в декретированные
    сроки отмечается динамика в состоянии
    здоровья ребенка, например переход из
    2 группы в 1 группу здоровья ( в случае
    улучшения ) или в 3 и 4 ( в случае ухудшения
    ). Своевременное обследование и
    оздоровление детей 2 группы здоровья
    препятствует развитию у них патологического
    состояния с переходом в 3 группу здоровья.

    Комплексную оценку
    состояния здоровья ребенка на основании
    заключений специалистов и результатов
    собственного обследования дает
    врач-педиатр, возглавляющий работу
    медицинской бригады, проводящей
    профилактический осмотр.

    Детям, с впервые
    заподозренными в момент осмотра
    заболеваниями или функциональными
    нарушениями, а также с подозрением на
    изменившийся характер течения болезни,
    уровень функциональных возможностей,
    появление осложнений и др., по результатам
    профилактического медицинского осмотра
    комплексная оценка состояния здоровья
    не дается. В таких случаях, необходимо
    проведение в полном объеме диагностического
    обследования. После получения результатов
    обследования выносится уточненный
    диагноз и дается комплексная оценка
    состояния здоровья.

    Все дети, независимо
    от того, к какой из групп здоровья они
    отнесены, ежегодно проходят
    скрининг-обследование, по результатам
    которого определяется необходимость
    дальнейшего педиатрического осмотра.

    Дети, отнесенные
    к I группе здоровья, проходят
    профилактические медицинские осмотры
    в полном объеме в сроки, определенные
    действующими нормативно-методическими
    документами.

    Контроль за
    состоянием здоровья детей, отнесенных
    ко II группе здоровья, осуществляется
    при профилактических медицинских
    осмотрах и ежегодно — врачом-педиатром.

    Дети, отнесенные
    к III — V группам здоровья, проходят
    профилактические медицинские осмотры
    в соответствующие возрастные периоды.
    Кроме того, контроль за состоянием их
    здоровья и оценка эффективности лечебных
    и реабилитационных мероприятий
    осуществляется на основании результатов
    диспансерного наблюдения.

    Результаты
    комплексной оценки состояния здоровья
    могут, в определенной степени (в качестве
    скрининга), помогать решать прикладные
    специальные задачи в отношении состояния
    здоровья детей — отнесение к определенным
    группам для занятия физической культурой,
    спортивный отбор, решение экспертных
    вопросов в отношении профессионального
    выбора, военной службы и др.

    Таблица 2. Группы
    здоровья.

    Группа

    Характе-ристика
    группы

    Состав группы

    Хроническая
    патология

    Функциональное
    состояние систем организма

    Резистентность
    и реактив-ность

    Физичес-кое
    развитие и НПР

    I
    группа

    Здоровые дети,
    подлежащие общему медицинскому
    наблюдению

    A. Дети, развитые
    соответственно возрасту, из семей без
    «факторов риска». Могут иметь отдельные
    стигмы, не требующие коррекции.

    Б. Дети с вариантами
    нормы и непатологичес-кими привычками.

    B. Подгруппа
    внимания — здоровые дети с повышенным
    генетическим, семейным, социальным,
    экологическим риском.

    Отсутствует

    Отклонений нет

    Редкие, легко
    протекающие ОРЗ

    Нормальные,
    соответственно возрасту

    II
    группа

    Здоровые дети, с
    функциональными и морфологическими
    отклонениями, требующие повышенного
    внимания, консультаций специалистов

    A. Подгруппа
    краткосрочного врачебного наблюдения
    (менее 6 мес), например, реконвалесценты
    после хирургических вмешательств,
    травм, перенесенных пневмоний и других
    инфекций, острых заболеваний,
    потребовавших госпитализации, а также
    дети с начальными проявлениями рахита,
    гипотрофии, анемии. Дети, нуждающиеся
    в общеоздоровительных мероприятиях.

    Б. Подгруппа
    длительного врачебного наблюдения.
    Дети с отклонениями, доступными
    коррекции (умеренная миопия, косоглазие,
    плоскостопие, аномалии прикуса,
    начальный кариес зубов, энурез и т.
    п.).

    B. Подгруппа
    постоянного медицинского наблюдения.
    Дети из условий и семей повышенного
    медицинского риска, с пограничными
    состояниями (см. выше), негрубыми
    нарушениями осанки и увеличениями
    щитовидной железы в препубертатном
    периоде, функциональными шумами в
    сердце, минимальной мозговой дисфункцией,
    дети с проявлениями диатезов,
    субфебрилитетом, имеющим самостоятельное
    диагностическое значение.

    Отсутствует

    Функциональные
    отклонения (отягощенный акушерский
    анамнез, аномалии прикуса и т.д.)

    Продолжительные
    ОРЗ, с последующим периодом реабилитации
    (субфебрилитет и т.д.)

    ФР нормальное,
    но возможен дефицит/избыток массы
    тела 1 степени. НПР в норме.

    III
    группа

    Дети со стойкими
    отклонениями в состоянии здоровья,
    подтвержденным диагнозом хронического
    заболевания, но в стадии компенсации.
    Они требуют ограничений физических
    и эмоциональных нагрузок, регулярного
    наблюдения специалистами, проведения
    специальных функциональных исследований.

    A.
    Дети с прогностически благоприятными
    заболеваниями (кандидаты во II
    группу) — хронический тонзиллит,
    соматогенная задержка роста, речи,
    вегетодистонии.

    Б. Дети с
    прогностически тревожными заболеваниями
    — компенсированные врожденные пороки
    развития, неврозы, синдромы повышенной
    химической, радиационной чувствительности,
    аллергическими заболеваниями.

    B. Дети с нетяжелыми
    проявлениями наследственных заболеваний

    Хроническая
    патология, врожденные дефекты органов
    и органов и систем

    Функциональные
    отклонения, патологически измененная
    система, без клинических проявлений

    Редкие нетяжелые
    обострения основного заболевания.
    Редкие интеркуррентные заболевания

    ФР нормальное,
    но возможен дефицит/избыток массы
    тела 2-3 степени, низкий рост. НПР в
    норме или слегка отстает

    IV
    группа

    Дети с хроническими
    заболеваниями и врожденными пороками
    с периодической функциональной
    декомпенсацией

    A. Дети с
    приобретенными заболеваниями,
    требующими повторных госпитализаций
    — рецидивирующие болезни, например,
    бронхиальная астма.

    Б. Дети с
    наследственной и врожденной патологией,
    требующей длительного (постоянного)
    лечения — гемофилия, адреногенитальный
    синдром, фенилкетонурия, гипотиреоз.

    B. Дети с постоянной,
    но неполной инвалидностью

    Хроническая
    патология, врожденные дефекты в
    развитии

    Врожденные
    отклонения патологически измененного
    органа или системы

    Частые обострения
    основного процесса, другие заболевания
    с нарушением общего состояния

    ФР — дефицит или
    избыток массы тела, низкий рост. НПР
    в норме или оттстаёт

    V
    группа

    Дети-инвалиды

    A. Дети с
    онкозаболеваниями.

    Б. Дети, страдающие
    болезнями с серьезным прогнозом. Дети
    на гемодиализе.

    B. Дети-инвалиды,
    требующие постоянного ухода и применения
    медицинских технологий

    Тяжелая хроническая
    патология, врожденный порок, предрешающий
    инвалидность

    Отклонения
    патологически измененных органов и
    систем

    Частые тяжелые
    обострения основного заболевания,
    присоединение другой патологии.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник