Оценка развития ребенка в приемной семье
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Вельский детский дом»
Уполномоченная Служба по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, и содействию органам опеки и попечительства в вопросах сопровождения принимающих семей.
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
Резанова Н.С.
Социальный педагог
Вельск, 2014
В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребенка, проживающего в замещающей семье.
Мониторинг представляет собой систему мероприятий по комплексному обследованию развития детей, проживающих в замещающих семьях. Мониторинг проводится с целью обеспечения эффективности работы с ребёнком, помещённым в замещающую семью, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.
При проведении мониторинга решаются следующие задачи:
— непрерывное наблюдение за состоянием и развитием ребёнка;
— своевременное выявление изменений и факторов, вызывающих эти изменения;
— создание условий для предупреждения негативных тенденций в состоянии и развитии ребёнка;
— осуществление краткосрочного прогнозирования состояния и развития ребёнка в результате социального — педагогических воздействий;
— оценка эффективности действий специалистов службы.
Принципы проведения мониторинга:
1.Систематичность и периодичность — полная оценка качества воспитания в приемных семьях осуществляется раз в год на протяжении всего периода воспитания ребенка в приемной семье.
2. Конфиденциальность — полученные в результате мониторинга данные не подлежат разглашению и могут быть использованы специалистами только для оценки качества воспитания приемного ребенка и планирования помощи приемной семье.
3. Объективность — сбор информации осуществляется одновременно на основании формализованного и личного опроса приемных родителей и приемных детей, обследования условий жизни, а также информации, предоставляемой компетентными специалистами: врача, учителя, психолога, социального педагога.
4. Защита — оценка качества воспитания ребенка в приемной семье осуществляется с целью контроля над реализацией его прав и законных интересов.
5. Помощь — информация, полученная в ходе мониторинга, используется для улучшения подготовки замещающей семьи к выполнению родительской роли, совершенствование системы сопровождения приемных семей.
Мониторинг развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье, проводится 1 раз в год. Мониторинг проводится в виде обследования детей и семьи специалистами Службы сопровождения. В проведении мониторинга участвуют: педагог-психолог, социальный педагог, а также учитель-дефектолог, учитель-логопед (при необходимости).
На основании результатов мониторинга оценивается эффективность деятельности замещающей семьи.
В процессе мониторинга отслеживаются и анализируются следующие стороны жизнедеятельности семьи и состояния приемных детей:
Здоровье:
— физическое развитие ребенка;
— нервно-психическое развитие;
— заболеваемость хроническая;
— заболеваемость острая.
Образование:
— школьная мотивация;
— успеваемость;
— дополнительное образование;
— личностное развитие;
— психические процессы;
— самооценка;
— эмоциональное развитие.
Социальная адаптация:
— навыки самообслуживания;
— внешний вид и поведение в обществе;
— межличностные отношения;
— способность к общению (со взрослыми и сверстниками);
— соблюдение прав и обязанностей в семье:
— готовность к самостоятельной жизни.
Социальное окружение:
— атмосфера понимания, принятия и поддержки ребенка и семьи в окружающем
социуме;
— обеспечение приемными родителями основных жизненных потребностей
приемных детей;
— создание условий для безопасного проживания, развития и обучения приемных
детей;
— степень эмоционального принятия детей в семье;
— возможности для поддержания контактов с биологическими родителями или
родственниками;
— степень понимания приемными родителями своих обязанностей, их
воспитательные установки и действия, степень ответственности в выполнении
своих функциональных обязанностей.
Для сбора информации мы используем следующие методы:
— наблюдение (визуальное наблюдение за ребенком, его настроением, поведением,
высказываниями, общением с родителями;
— беседа. Беседы психолога, социального работника с родителями и детьми дадут представление о том, как развивается семья и как родители понимают свои функции);
— интервью;
— анкетирование (специально разработанные анкеты и опросники для приемных
детей и замещающих родителей).
— акты обследования жилищно-бытовых условий.
— средовой контроль – контроль материально-бытовых условий и морального,
психологического климата в семье.
— школьные характеристики и данные, полученные из бесед с учителями школы;
— анализ продуктов деятельности (рисунки, школьные тетради);
— психологическое обследование с применением психологических инструментов
диагностики (тесты, опросники, проективные методики);
— медицинское обследование.
Для получения более полной картины развития приемного ребенка, ведется сотрудничество в этом направлении непосредственно с самими приемными родителями. Специалистами Службы разработан Дневник приемного родителя, который представляет собой карту динамического наблюдения, в соответствии с утвержденными службой критериями, которую приемные родители заполняют в течение всего учебного года. Дневник дает основу для систематического сбора данных относительно развития ребенка в разных областях, определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению.
Результаты мониторинга, выявившие проблемы в развитии ребенка или проблемы функционирования семьи, обсуждаются на психолого — медико- педагогическом консилиуме.
Цель консилиума – разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка переданного в замещающую семью, в процессе его воспитания, обучения и развития, в соответствии с индивидуальными потребностями, возрастными особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.
В заседании психолого-медико-педагогических консилиумов принимают участие специалисты Службы сопровождения: директор, он же и руководитель ПМПК, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-педиатр (по необходимости), а также специалисты ООП. Консилиум проводится в форме круглого стола, на котором каждый участник имеет право высказать свою точку зрения.
На консилиуме обсуждаются предложения о необходимости изменения Плана развития ребенка, вырабатываются меры необходимых коррекционно–реабилитационных действий.
Организация консилиума позволяет решать ряд задач:
1) всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения основных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь;
2) утверждение индивидуального коррекционного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;
3) рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных);
4) выделение семей «группы риска» (дополнительные посещения, регулярная связь по телефону, сотрудничество со специалистами ООП).
Семьи «группы риска» и семьи, нуждающиеся в интенсивном сопровождении определяются в зависимости от причин и характера неблагополучия:
— семьи с нарушенными взаимоотношениями, повышенной конфликтностью;
— семьи с низкой педагогической культурой и деструктивной родительской позицией по отношению к ребенку. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия на ребёнка.
— семьи с завышенными требованиями или пренебрежительным отношением по отношению к детям.
— семьи с нарушениями в межличностных внутрисемейных отношениях при внешнем благополучии, с множеством скрытых в них рисков, влияющих на процесс социализации.
— семьи в случае возникновения трудной жизненной (кризисной) ситуации;
— семьи с дефектами психического и физического развития ребенка, социальной дезадаптацией и девиантным поведением, с трудностями в обучении.
Дальнейшая работа службы строится при условии добровольного сотрудничество родителей и специалистов.
По итогам консилиума заполняется протокол заседания. В нем описывается ход проведения самого консилиума и выводы, сделанные специалистами по каждому ребенку, а также конкретные рекомендации по воспитанию и развитию ребенка, воспитывающегося в замещающей семье Выписки из протокола заседания консилиума готовятся в 2-х экземплярах: один остается в личной деле семьи, а другой выдается под роспись приемному родителю.
Это необходимо для того чтобы:
— замещающие родители знали все проблемы и пробелы в развитии своего ребенка, и над чем в ближайшем будущем им предстоит работать совместно со специалистами Службы;
— проследить динамику развития ребенка;
-повысить ответственность замещающих родителей в выполнении данных рекомендаций;
— осуществлять контроль за выполнением данных рекомендаций.
Виды консилиума подразделяются на:
— плановый 3 раза в год (на начало учебного года, промежуточный в середине учебного года, на конец учебного года)
— внеплановый (по кризисному или экстренному случаю)
Подводя итог вышесказанному — специалисты Службы сопровождения опираются на результаты мониторинга и работы консилиума, в дальнейшем определяют формы и методы необходимой помощи сопровождения и поддержки семьи.
Источник
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, в личном деле воспитанника приёмной семьи, детского дома семейного типа (обязательные для школы)
Оценка развития ребёнка, воспитывающегося в приёмной семье
Диагностический протокол обследования ребёнка младшего школьного возраста
Диагностический протокол обследования ребёнка старшего дошкольного возраста
Диагностический протокол обследования подростка
АКТ обследования условий жизни и воспитания подопечного
карта сети контактов
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ,
в личном деле воспитанника приёмной семьи, детского дома семейного типа (обязательные для школы)
1.Решение районного исполнительного комитета о создании приемной семьи, о заключении договора об условиях воспитания и содержания ребенка (детей).
2.Документы ребёнка: свидетельство о рождении, удостоверение инвалидности (если таковое имеется).
3.План развития приёмной семьи на полугодие, который включает в себя следующие разделы: организационно-методическая и аналитическая работа; обеспечение прав и законных интересов воспитанников; социально-педагогическая работа; психолого-педагогическая поддержка семьи и ребенка (детей); медицинская помощь, поддержка здоровья воспитанников и семьи; материальная деятельность (с пометками о выполнении мероприятий плана).
4. Анализ плана развития приёмной семьи по истечению срока реализации (копия представляется в СПЦ)
5. Характеристика классного руководителя на ребенка.
6.Психолого-педагогическая характеристика на ребёнка с рекомендациями для классного руководителя, приемного родителя, педагога социального.
7. Оценка развития ребёнка, воспитывающегося в приёмной семье (копии). Оригинал предоставляется в СПЦ ежегодно в конце сентября.
8. Учет проводимой работы с семьей.
9. Акты обследования жилищно-бытовых условий проживания приемного ребенка.
С целью контроля за положением дел в семье и согласно п.6 главы 1 Положения о приёмной семье, отделу образования, спорта и туризма, уполномоченным ими организациям, осуществлять контроль и анализировать исполнение приёмными родителями должностных обязанностей согласно графика: 1-3 месяц – 1 раз в неделю, 3-12 месяцев – 1 раз в месяц, после года – 1 раз в квартал.
В первый год, после передачи ребенка на воспитание в семью, копии актов обследования необходимо передавать в ГУО «Калинковичский районный социально-педагогический центр».
10. Табель успеваемости (в июне копия сдается в сектор охраны детства).
11. Анкетирование ребенка и приемного родителя с диагностическими протоколами. Копия предоставляется в СПЦ ежегодно в конце сентября.
12. Контактная карта.
13. Индивидуальные программы работы с ребенком (в случае необходимости).
Что необходимо сдавать в сектор охраны детства:
- 1 раз в квартал АКТ обследования условий жизни и воспитания подопечного
- В конце учебного года сдается характеристика на ребенка, табель успеваемости, АКТ обследования условий жизни и воспитания подопечного
- 1 раз в квартал отчет приемного родителя о расходовании денежных средств (сдаётся приёмным родителем непосредственно в сектор охраны детства, при личной просьбе приёмного родителя отчёт может быть передан через педагога учреждения образования, копия данное отчёта не вкладывается в личное дело воспитанника приёмной семьи).
Источник
1.
Что такое приемная семья?
Приемная семья — это один из видов опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (есть еще собственно опека (попечительство)и патронатное воспитание).
Отличие приемной семьи от простой опеки (попечительства) в том, что ребенка берут в семью на возмездной основе. При таком устройстве ребенка в семью между органом опеки и попечительства и приемным родителем (родителями) заключается срочный договор о приемной семье (отношения, возникающие в результате заключения такого договора, регулируются не Трудовым, а Гражданским кодексом). Срок нахождения ребенка в приемной семье определяется договором.
В приемной семье не может быть больше 8 детей, включая родных и усыновленных. При этом братьев и сестер можно взять на воспитание в приемную семью только вместе, за исключением тех случаев, когда раздельное воспитание служит их интересам.
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье, определяются законодательством субъектов Российской Федерации и обязательно прописываются в договоре.
Если вы еще не знаете, какого ребенка хотите взять под опеку (на попечительство), вам нужно сначала ознакомиться с банком данных о детях-сиротах.
Посмотреть анкеты детей, оставшихся без попечения родителей, вы можете онлайн. Сейчас в регионах есть территориальные банки данных о детях-сиротах (в Москве это портал usynovi-moskva.ru), кроме того, существует федеральный банк. На электронных ресурсах вы можете ознакомиться с фотографиями детей, кратким описанием их характера, узнать о состоянии их здоровья, а также о том, в каком детском доме они находятся, — таким образом, в дальнейшем вы можете обратиться непосредственно в нужное учреждение.
С просьбой подобрать ребенка вы можете обратиться и сразу в орган опеки и попечительства.
Для получения доступа к полным анкетным данным детей* вам необходимо будет ответить на вопросы анкеты и предоставить документ, удостоверяющий личность, и заключение о возможности быть опекуном или попечителем (либо заключение о возможности быть усыновителем).
Когда вы выберете ребенка, вам выдадут направление на его посещение.
*
С 1 января 2020 года осуществляется учет граждан, лишенных родительских прав или ограниченным в родительских правах, граждан, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине. Им информация о детях, оставшихся без попечения родителей, не предоставляется.
4.
Как проходит встреча с ребенком?
Вы обязаны встретиться с ребенком в присутствии специалиста по охране детства органа опеки и попечительства. Кроме того, вам должны показать все документы ребенка.
Факт ознакомления с его медицинским заключением подтверждается в письменной форме. Вы имеете право также обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка. На медосмотре должен присутствовать сотрудник организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
После встречи с ребенком вам необходимо сообщить оператору органа опеки, что вы готовы взять ребенка под опеку (попечительство), затем вам будет выдан акт о назначении вас приемным родителем.
5.
Как заключить договор о приемной опеке?
В течение 10 дней после того, как вам выдадут акт о назначении вас приемным родителем, орган опеки и попечительства по будущему месту жительства ребенка должен заключить с вами договор о приемной семье, содержащий сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие). Также в нем должны быть указаны: срок действия договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, размер и периодичность денежного вознаграждения, а также основания и последствия прекращения договора.
В случае изменения места жительства ребенка этот договор необходимо будет расторгнуть и заключить другой — с органом опеки и попечительства по новому месту жительства ребенка.
6.
Будет ли кто-то следить за тем, как воспитывается ребенок?
Да. После того как вы возьмете ребенка на воспитание в приемную семью, органы опеки и попечительства будут проверять, в каких условиях он живет и воспитывается. Проверки включают в себя оценку жилищно-бытовых условий ребенка, его состояния здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить его потребности развития. Плановые проверки проводятся:
- в течение первого месяца после передачи ребенка в семью — 1 раз;
- в течение года после передачи ребенка в семью — 1 раз в 3 месяца;
- в течение последующих лет — 1 раз в 6 месяцев.
Кроме того, если поступят жалобы о неисполнении или ненадлежащем исполнении приемными родителями своих обязанностей, орган опеки и попечительства может провести внеплановую проверку.
Также приемным родителям ежегодно нужно предоставлять в орган опеки и попечительства отчет о расходовании денежных средств, выделяемых на ребенка, и состоянии его имущества.
7.
На какие выплаты можно рассчитывать?
Вы можете рассчитывать на следующие виды материальной поддержки:
- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
- денежные средства на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) или переданного в приемную семью;
- ежемесячную компенсацию на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и за пользование телефоном в жилом помещении, в котором фактически проживает подопечный или дети, переданные в приемную семью, на патронатное воспитание;
- ежемесячную компенсационную выплату отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей.
- ежемесячное вознаграждение приемным родителям, патронатным воспитателям.
8.
Какое наказание грозит за невыполнение обязательств?
Опекуны, попечители, приемные родители и патронатные воспитатели за некачественное исполнение или неисполнение обязанностей по воспитанию детей несут административную (ст. 5. 35 КоАП РФ) и уголовную (ст. 156 УК РФ) ответственность.
Источник