Оценка развития ребенка с синдромом дауна
Развитие ребенка с синдромом Дауна до года, его темп роста и прибавка массы имеют огромное диагностическое значение и являются важнейшими показателями его соматического здоровья. Так, низкая прибавка массы тела может оказаться первым симптомом нарушений со стороны сердечно-сосудистой, пищеварительной или нервной системы. Известно, что у детей с трисомией-21 чаще встречаются врожденные аномалии развития. Более того, клинические проявления некоторых заболеваний у детей с синдромом Дауна часто носят «стертый» характер, могут протекать под маской других состояний или принимаются клиницистами за признаки самого синдрома. Так, диагностика гипотиреоза и целиакии у детей с синдромом Дауна на клиническом этапе может вызывать значительные трудности.
Как происходит физическое развитие ребенка с синдромом Дауна
Хорошо известно, что развитие ребенка с синдромом Дауна в целом имеет сниженный темп роста с рождения и до завершения всего периода роста. Причина задержки роста пока однозначно не ясна.
С другой стороны, нельзя недооценивать профилактику паратрофии и избыточной массы тела у детей с трисомией по 21-й паре хромосом начиная с самого раннего возраста.
Определять темпы роста детей возможно при анализе последовательных измерений ребенка, проводимых в определенные сроки, при этом оцениваются темповые изменения отдельных показателей (длины тела, массы тела, окружности головы). Существует несколько основных способов оценки антропометрических показателей, в том числе параметрический (сигмальный) и непараметрический (по перцентильным таблицам) методы [1, с. 37—57].
Очевидно, что оценивать темпы роста детей с трисомией по 21-й паре хромосом с помощью графиков, разработанных для обычных детей, не информативно. Для оценки физического развития этих детей необходимо применять таблицы, разработанные для детей с трисомией-21 с учетом расово-этнических особенностей конкретного региона.
Впервые перцентильные графики, разработанные для детей с синдромом Дауна, появились еще в 1988 году благодаря усилиям американских ученых [2] и долгое время успешно применялись во всем мире для оценки физического развития детей с синдромом Дауна. Позже подобные графики разрабатывались для детей с трисомией по 21-й паре хромосом и в других странах: Португалии, Швеции и т. д. В нашей стране до настоящего времени графиков для оценки физического развития детей с синдромом Дауна не существовало.
С целью разработки отечественных графиков для оценки массы, длины тела и окружности головы детей с синдромом Дауна первого года жизни нами были обследовано 514 детей с цитогенетически верифицированным синдромом Дауна, находящихся на воспитании в семье, рожденных в период с 2000 по 2011 год. Наблюдались 241 девочка и 273 мальчика. Из них родился доношенным 441 ребенок и 73 родились недоношенными на сроке 35 ±1 недель в среднем. Задержка внутриутробного развития отмечалась у 18,7 %, а морфофункциональная незрелость — у 19 % новорожденных с синдромом Дауна.
Врожденные пороки сердца были выявлены у 45,6 %. Аномалии желудочно-кишечного тракта, такие как болезнь Гиршпрунга, атрезия 12-перстной кишки и др., были диагностированы у 3,5 % исследуемых детей. Гипотиреозом, в том числе субклиническим, страдали 24,2 % младенцев с синдромом Дауна (рис. 1).
В возрасте от 0 до 1 года проводилось динамическое измерение длины, массы тела и окружности головы по стандартным методикам. Показатели физического развития недоношенных детей оценивались в соответствии со скорригированным возрастом.
Половина обследуемых детей (52,7 %) находилась на грудном вскармливании до трехмесячного возраста и только 28,6 % детей — до шести месяцев и дольше. Прикорм вводился по возрасту. При разработке таблиц учитывались данные детей, находящихся как на грудном, так и на искусственном вскармливании.
Статистическая обработка проводилась с помощью компьютерных программ Microsoft XL, SPSS.
Физическое развитие ребенка до года
Результаты
Проведено 4538 измерений. Средний вес девочек при рождении составил 3,132 ± 0,429 (M±d) кг (табл. 1), мальчиков – 3,236 ± 0,547 кг (табл. 2). Рост – 50,13 ± 2,41 см и 50,82 ± 2,73 см соответственно.
Средний вес девочек с синдромом Дауна в 1 год составил 8,275 ± 1,06 кг, а мальчиков — 9,356 ± 1,41 кг. К 12 месяцам жизни средний рост девочек достиг 72,29 ± 3,34 см, а мальчиков – 73,3 ± 3,89 см.
Среднее значение окружности головы при рождении у детей с синдромом Дауна соответствовало среднему значению окружности головы обычных детей. У девочек это 33,53 ± 1,47 см, у мальчиков – 34,04 ± 1,72 см. В возрасте 12 месяцев средний показатель окружности головы и девочек и мальчиков с синдромом Дауна находился ниже значений 1 стандартного отклонения окружности головы обычных детей (–1d).
Поскольку качественная оценка роста возможна только при анализе динамических измерений ребенка, для оценки темповых изменений отдельных показателей (длины тела, массы тела, окружности головы) нами предложены перцентильные графики, так как они не только позволяют оценить антропометрические показатели в настоящий момент, но и дают представление о темпах роста ребенка в целом (рис. 2—7).
При сравнении медиан массы и длины тела детей с синдромом Дауна, полученных в ходе нашего исследования, с показателями, полученными в Америке и Португалии [2, 3], видно, что темпы физического развития российских детей несколько превышают соответствующие американские и португальские данные (рис. 8, 9). Вероятно, разница связана с расово-этническими отличиями исследуемых групп и временем исследования (американское исследование проведено в конце 80-х гг. XX в., португальское – в 2001 г.).
Разработанные нами графики с успехом могут применяться в практике амбулаторного наблюдения за детьми с синдромом Дауна. Это улучшит диагностику у этих пациентов сопутствующей патологии и позволит провести у них раннюю профилактику нарушений питания.
Рис. 1. Частота сопутствующих патологий в исследуемой группе детей с синдромом Дауна
Таблица 1
Показатели массы, длины тела и окружности головы девочек с синдромом Дауна
* стандартное отклонение,
** количество измерений.
Таблица 2
Показатели массы, длины тела и окружности головы мальчиков с синдромом Дауна
Рис. 2. Перцентильные графики массы тела девочек с синдромом Дауна первого года жизни.
Рис. 3. Перцентильные графики массы тела мальчиков с синдромом Дауна первого года жизни
Рис. 4. Перцентильные графики длины тела девочек с синдромом Дауна первого года жизни
Рис. 5. Перцентильные графики длины тела мальчиков с синдромом Дауна первого года жизни
Рис. 6. Перцентильные графики окружности головы девочек с синдромом Дауна первого года жизни
Рис.7. Перцентильные графики окружности головы мальчиков с синдромом Дауна первого года жизни
Рис. 8. Сравнительные графики медиан массы и длины тела девочек с синдромом Дауна в возрасте от 0 до 12 месяцев[1]
Рис. 9. Сравнительные графики медиан массы и длины тела мальчиков с синдромом Дауна в возрасте от 0 до 12 месяцев
Литература
- Шабалов Н. П. Педиатрия. М., 2003.
- Characterization of the somatic evolution of Portuguese children with Trisomy 21 — Preliminary results / A. Fernandes et al. // Down Syndrome Reseach and Practice. 2001. Vol. 6, № 3. P. 134—138.
- Growth charts for children with Down syndrome: 1 month to 18 years of age / C. Cronk, A. C. Crocker, S. M. Pueschel et al. // Pediatrics. 1988. Vol. 81. P. 102–110.
[1] В графиках на рис. 8 и 9 использованы данные зарубежных исследований [2, 3].
Источник
Шаихова Валерия Викторовна
Особенности детей с синдромом Дауна
а) Общая характеристика детей с синдромом Дауна;
б) Комплексное развитие детей с синдромом Дауна;
в) Обучение детей с синдромом Дауна
Общим для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта, является также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
Внимание у таких детей всегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственно крайне слабое произвольное внимание, необходимое для выполнения различных игровых и бытовых заданий.
С памятью также проблемы. Они не в состоянии запомнить название реальных или изображенных на картинках предметов, либо тексты коротких стихотворений.
Особенно у детей с недостатками развития нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарное обобщение. Нарушение мышления у ребенка непосредственно сказывается на овладении речью. Ребенок с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае он улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, в которые они и вкладывают определенный смысл.
Движения ребенка с ограниченными возможностями неуклюжи, некоординированны, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенно плохо удаются малышу движения пальцев рук: ребенок с трудом учиться шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Из-за нарушений координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода.
Поведение таких детей различно. Один ребенок более спокойный, сравнительно легко подчиняется требованиям взрослого. Другой крайне возбудим, не управляем, вскакивает с места, хватает все, что попадается под руку, ломает или бросает игрушки, толкает рядом сидящих.
Легко возбудимых детей следует приучать к соблюдению режима. Прежде чем указать на допущенные ребенком ошибки, надо сначала подчеркнуть его достижения. В таких условиях у него уменьшается возбуждение, улучшается внимание, повышается работоспособность, ответственность за его поведение.
Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью. Обычно они замкнуты, пассивны, негативно реагируют на происходящее вокруг. К заторможенным детям необходим чуткий, бережный подход. Таких детей следует выводить из пассивного состояния осторожно, без нажима. Для этого надо поощрять, одобрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности, вселять в них уверенность в своих силах. Благотворно действует на ребенка спокойный тон, негромкий голос взрослого, иногда даже шепот.
Среди детей с недостатками развития значительную часть составляют дети, у которых диагностирован синдром Дауна. Особенности детей с синдромом Дауна очень различны: одни из них вялы и апатичны, другие — наоборот, возбудимы и беспокойны. Несмотря на то, что способности к познанию у таких детей ниже, чем у здоровых, они отличаются умениями подражать окружающим.
Дети с синдромом Дауна плохо говорят, но гораздо лучше понимают чужую речь. Таким детям трудно говорить, поскольку их артикуляционный аппарат недоразвит, и может создаться ложное представление об их истинном уровне познавательной деятельности. Однако, если ребенку дать задание, не связанные с его собственной речью, например разложить в группы картинки с мебелью или посудой, он легко выполнит задание.
Дети — дауны эмоциональны. Они могут испытывать гнев, страх, радость, грусть. Как правило свои чувства они выражают недостаточно ярко, хотя иногда их переживания сильны даже по незначительному поводу. У некоторых детей проявляются эпилептоидные черты характера. Детям с синдромом Дауна музыка доставляет удовольствие и усиливает их энергию, необходимую для выполнения многих практических занятий. Благодаря тому, что эти дети эмоциональны, контактны, им можно помочь, если с ними настойчиво и доброжелательно заниматься.
Дети — дауны, как правило делают то, что им говорят. Они обучаются несложным действиям с предметами, распознают их по форме, цвету и другим наглядным признакам. Критерием развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте является игра, а в более старшем — способность общения с окружающими, возможность выполнения несложных видов труда, т. е. социальная адаптация.
Комплексное развитие детей с синдромом Дауна.
По статистике один младенец из 700-800 появляется на свет с синдромом Дауна, и присутствие таких людей в нашей жизни не такая большая редкость Нельзя сказать, что эти дети просто замедленны в развитии. Они, несомненно, испытывают специфические трудности в обучении, поэтому с самого раннего возраста им необходим комплекс специальных коррекционно — педагогических мероприятий. Насколько приспособленным к жизни станет такой ребенок, зависит от ряда факторов. Степень воздействия этих факторов на каждого отдельного ребенка с синдромом Дауна может быть разной, но все они влияют на процесс его развития и обучения.
Вот некоторые из факторов, влияющих на приспособленность к жизни детей с синдромом Дауна:
• Интеллектуальные затруднения
Интеллектуальные затруднения присуще практически всем индивидуумам с синдромом Дауна. Хотя современные исследования показывают, что большинство детей с подобным синдромом имеют среднюю или легкую степень умственной отсталости и вполне способны к обучению.
• Личность
Известно, что наследственные черты и влияние окружения определяют достаточно широкий спектр личностных особенностей людей с синдромом Дауна.
• Семейная динамика
Поддержка близких и их ожидание крайне важны и значимы, они в достаточной мере влияют на достижения ребенка. Братья и сестры, отношения с родителями, семейная экономика — все это играет определенную роль и воздействует на развитие и обучение ребенка с синдромом Дауна.
• Методы обучения
Выбирая стратегию и тактику обучения детей с синдромом Дауна, следует учитывать, что они лучше всего обучаются, если задействованы все сенсорные каналы. Нет методик, которые гарантированно подходили бы абсолютно для всех, поскольку каждый ребенок уникален и обладает собственным индивидуальным стилем обучения.
• Влияние медицинских проблем
Этот фактор, требующий долгосрочного наблюдения. Многие дети с синдромом Дауна с первых лет жизни имеют серьезные проблемы со здоровьем, а у кого-то такого рода проблемы могут возникнуть лишь впоследствии. Некоторые из этих проблем можно достаточно успешно и быстро скорректировать, в то время как другие порой требуют долгого и тщательного лечения или даже хирургического вмешательства.
При организации коррекционно — педагогической помощи детям с синдромом Дауна недооценка любого из этих факторов может отрицательно сказаться на эффективности специальной помощи и, следовательно, на раскрытии потенциальных возможностей ребенка.
При организации групповых и индивидуальных занятий с такими детьми всегда предусматривается участие родителей.
Обучение детей с синдромом Дауна.
Занятия следует проводить в игровой форме. Вносить в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалить, поддерживать любую инициативу. Многие дети с нарушением интеллекта плохо понимают обращенную к ним речь, поучения, и беседы с ними взрослых, как правило, оказываются безрезультатными. На занятиях с ребенком необходимо использовать наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого малыша. Показывая ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяя необходимые действия мы вырабатываем в результате у него несложные умения и навыки.
Из-за поражения центральной нервной системы детям трудно осмыслить условия окружающей жизни, понять те или иные требования взрослых, осознанно следовать определенным правилам поведения, поэтому главное в воспитании таких детей — формирование привычек.
Еще один важнейший принцип обучения — доступность. Это позволит ребенку выполнить любую работу или задание и таким образом подняться на более высокую ступень развития.
Необходимо насыщать занятия эмоциональным компонентом, так как эмоции у таких детей более сохранны. Усвоение практического опыта такими детьми осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к познавательной деятельности. Следует включать в занятия больше музыки и пения, использовать изобразительную деятельность, театрализованные игры, сказкотерапию.
Разговаривать с детьми надо спокойным, доброжелательным тоном, не скупиться на похвалу, поощрение, всегда положительно оценивать попытки ребенка самостоятельно справиться с заданием.
Источник
С целью выделения критериев для определения образовательного маршрута ребенка с синдромом Дауна и разработки диагностического инструментария для оценки его готовности к обучению в центре «Тверской», который являлся партнером Даунсайд Ап в описываемом проекте, была создана диагностическая группа подготовки детей с синдромом Дауна к школе.
Воспользоваться имеющимися тестовыми методиками по оценке готовности к школе не представлялось правильным, поскольку все они направлены в основном на оценку знаний, умений и навыков, а также высших психических функций ребенка, но не оценивают те параметры, которые являются для ребенка с синдромом Дауна ключевыми, — его коммуникативные способности (именно способность к коммуникации, а не уровень речевого развития), социальные навыки, предпосылки учебной деятельности и пр.
Специалистами центра «Тверской» была разработана «Карта готовности ребенка с синдромом Дауна к школе». Она отражает попытку выделить и оценить те параметры готовности, которые наиболее значимы для начала школьного обучения ребенка с синдромом Дауна. А поскольку развитие особого ребенка происходит по тем же законам, что и развитие его обычного сверстника, мы считаем возможным опираться на существующие параметры готовности к школе.
Карта предназначена для оценки готовности детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна (6-7 лет) к школьному обучению. Эту карту может заполнять как один из узких специалистов детского сада, так и воспитатель. Параметры готовности к школьному обучению, представленные в карте, могут не только быть использованы для количественной и качественной оценки готовности, но и определять основные направления работы по подготовке к школе данной категории детей.
Результаты выполнения заданий заносятся в специально разработанный протокол. Собранные таким образом данные удобны для дальнейшей количественной и качественной обработки.
Карта заполняется педагогом два раза — в начале и конце учебного года. По результатам диагностики выстраивается индивидуальный профиль готовности к школьному обучению, который, при желании, можно представить как диаграммами, так и линейным графиком.
На основе результатов диагностики составляется индивидуальная программа воспитания и обучения ребенка. Практика работы в ЦППРиК «Тверской» с детьми с синдромом Дауна, которые посещают не только этот центр, но и детский сад, показывает необходимость согласования и составления совместных со специалистами ДОУ индивидуальных программ воспитания и обучения[1].
Карта оценки готовности к школьному обучению ребенка с синдромом Дауна
ФИО ребенка _________________________________________
Дата рождения _______________________________________
Дата обследования в начале учебного года Дата обследования в конце учебного года
Оценка в баллах | |||
№ | ОЦЕНИВАЕМЫЙ НАВЫК | Начало учебного года | Конец учебного года |
1 | СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ | ||
1.1 | Представления о себе, социальном окружении | ||
1.1.1 | Знание собственного имени и фамилии | ||
1.1.2 | Знание возраста, половой принадлежности | ||
1.1.3 | Знание членов семьи (с кем ребенок живет вместе) | ||
1.1.4 | Знание адреса (название улицы, № дома и квартиры) | ||
1.1.5 | Знание социальных объектов (поликлиника, магазин, детский сад, школа, парикмахерская, автобус, метро) | ||
Итого по 1-му комплексу | |||
1.2 | Коммуникативные навыки | ||
1.2.1 | Умение самостоятельно вступать в контакт (вербально или невербально) | ||
1.2.2 | Умение поддержать контакт (вербально или невербально) | ||
1.2.3 | Умение конструктивно разрешать конфликтную ситуацию (уступить, договориться…) | ||
1.2.4 | Умение соблюдать очередность | ||
1.2.5 | Умение оказывать поддержку другим детям (в продуктивной деятельности, при одевании) | ||
Итого по 2-му комплексу | |||
1.3 | Социальное поведение | ||
1.3.1 | Знание различия людей по полу и возрасту | ||
1.3.2 | Адекватность поведения со сверстниками | ||
1.3.3 | Знание правил общения со взрослыми (обращаться уважительно, не перебивать в разговоре, удерживать дистанцию и т. п.) | ||
1.3.4 | Знание правил поведения в общественных местах (говорить негромко, не бегать, на дороге находиться рядом со взрослыми и т. п.) |
1.3.5 | Сформированность представлений о правилах поведения в школе (знает, что в школе учатся, урок ведет учитель, знает функции школьного звонка, правила поведения в школе) |
Итого по 3-му комплексу | |
Итого по 1-му блоку | |
2 | ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
2.1 | Мотивация |
2.1.1 | Отношение к школе |
2.1.2 | Заинтересованность в получении результата работы и положительной оценки его окружающими |
2.1.3 | Реагирование на оценку |
2.1.4 | Принятие социальной роли ученика |
2.1.5 | Отношение к педагогу |
Итого по 1-му комплексу | |
2.2 | Начальные логические операции |
2.2.1 | Умение классифицировать (раскладывать 3 группы картинок по видовому признаку, называя его: «Животные», «Продукты, «Растения») |
2.2.2 | Умение производить сравнение (для сравнения предлагаются две пары картинок, отличающиеся одним признаком) |
2.2.3 | Умение выделять в предметах признаки |
2.2.4 | Умение следовать плану (изготовить по плану поделку) |
2.2.5 | Умение пользоваться предметами-заместителями (в игровой деятельности) |
Итого по 2-му комплексу | |
2.3 | Организация деятельности |
2.3.1 | Работоспособность |
2.3.2 | Включение в деятельность |
2.3.3 | Соблюдение правил внутреннего распорядка (соблюдает правила, принятые в группе, на занятии, умеет ждать своей очереди) |
2.3.4 | Выполнение фронтальной инструкции (понимает, что говорит учитель, обращаясь ко всему классу, действует в соответствии с этим) |
2.3.5 | Самостоятельность |
Итого по 3-му комплексу | |
Итого по 2-му блоку |
3 | НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ, КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ | ||
3.1 | Умение самостоятельно пить и есть | ||
3.2 | Умение самостоятельно мыть руки, пользоваться полотенцем | ||
3.3 | Умение самостоятельно пользоваться туалетом | ||
3.4 | Умение самостоятельно раздеваться, разуваться, одеваться и обуваться | ||
3.5 | Умение убирать за собой игрушки, личные вещи | ||
Итого по 3-му блоку | |||
4 | МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ | ||
4.1 | Крупная моторика | ||
4.1.1 | Наличие скоординированной ходьбы и бега | ||
4.1.2 | Умение прыгать на двух ногах | ||
4.1.3 | Умение ловить мяч двумя руками | ||
4.1.4 | Умение играть в подвижные игры | ||
4.1.5 | Наличие двуручной деятельности (одной рукой держать бутылку, другой — откручивать крышку; одной рукой держать бумагу, другой — открывать и закрывать ножницы) | ||
Итого по 1-му комплексу | |||
Мелкая моторика | |||
Ведущая рука | Правая/ | Правая/ | |
левая | левая | ||
4.2.1 | Умение пользоваться ножницами (вырезать нарисованный на бумаге квадрат) | ||
4.2.2 | Умение работать с глиной/пластилином (отрывать кусочки, расплющивать, раскатывать в жгутики, шарики, лепить простой предмет из 3-4 частей) | ||
4.2.3 | Умение переворачивать страницы книги по одной (толщина страницы равна толщине страницы учебника) | ||
4.2.4 | Движения отдельных пальцев | ||
4.2.5 | Наличие тонких дифференцированных движений пальцев | ||
Итого по 2-му комплексу | |||
4.3 | Графомоторные навыки | ||
4.3.1 | Умение раскрашивать простой предметный рисунок (крупный), не выходя за контуры | ||
4.3.2 | Умение правильно держать карандаш (трехпальцевый захват) | ||
4.3.3 | Умение штриховать внутри контура крупные фигуры, простые предметы (квадрат, яблоко) |
4.3.4 | Умение обводить по внутреннему краю шаблона простую фигуру (треугольник) |
4.3.5 | Умение рисовать простые предметы (дом, машинку) |
Итого по 3-му комплексу | |
Итого по 4-му блоку | |
5 | РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
5.1 | Понимание речи |
5.1.1 | Умение понимать обращенную речь |
5.1.2 | Умение понимать содержание простого короткого рассказа, сказки, стихотворения |
5.1.3 | Умение понимать и выполнять инструкцию |
5.1.4 | Понимание грамматических категорий |
5.1.5 | Понимание предлогов |
Итого по 1-му комплексу | |
5.2 | Собственная речь |
5.2.1 | Словарный запас |
5.2.2 | Умение строить фразу |
5.2.3 | Умение грамматически оформлять фразу |
5.2.4 | Навыки звукопроизношения |
5.2.5 | Умение пересказать простой короткий рассказ |
Итого по 2-му комплексу | |
Итого по 5-му блоку | |
6 | ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ |
6.1 | Пространственные представления |
6.1.1 | Ориентировка в пространстве относительно себя (справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади) |
6.1.2 | Ориентировка на вертикальной плоскости (на доске) (верх/низ, правая/левая стороны) |
6.1.3 | Ориентировка на альбомном листе (знание верха, низа, правой и левой стороны, центра листа) |
6.1.4 | Ориентировка на листе в крупную клетку (понятие «клетка», может обвести клетку, поставить в клетке точку) |
6.1.5 | Ориентировка на листе в линейку (понятие «строка», может провести в строке линию, показать строку) |
Итого по 1-му комплексу | |
6.2 | Временные представления |
6.2.1 | Понимание временной связи: сначала — потом, раньше — позже |
6.2.2 | Знание частей суток, их последовательности |
6.2.3 | Оперирование словами «вчера», «сегодня», «завтра» |
6.2.4 | Знание времен года, их последовательности |
6.2.5 | Знание дней недели, их последовательности |
Итого по 2-му комплексу | |
Итого по 6-му блоку | |
7 | ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. |
7.1 | Сенсорное развитие |
7.1.1 | Знание эталонов цвета (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый) |
7.1.2 | Знание эталонов геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, звезда, крест) |
7.1.3 | Знание эталонов величины |
7.1.4 | Знание эталонов геометрических тел (шарик, кубик, крыша, кирпичик) |
7.1.5 | Умение выстраивать сериационные ряды: от большого к маленькому и наоборот (группа из 5 предметов) |
Итого по 1-му комплексу | |
7.2 | Количество и нумерация |
7.2.1 | Знание понятий «много», «мало», «ни одного» |
7.2.2 | Умение пользоваться количественным счетом |
7.2.3 | Знание цифр в пределах пяти |
7.2.4 | Умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой (в пределах пяти) |
7.2.5 | Умение пользоваться порядковым счетом в пределах пяти |
Итого по 2-му комплексу | |
7.3 | Арифметические действия |
7.3.1 | Умение сравнивать две группы предметов по количеству |
7.3.2 | Умение устанавливать равенство двух групп предметов |
7.3.3 | Умение делить группу предметов на равные части Умение совершать операцию сложения (на наглядной основе) |
7.3.4 | Умение совершать операцию вычитания (на наглядной основе) |
Итого по 3-му комплексу | |
Итого по 7-му блоку |
8 | ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ | ||
8.1 | Навыки анализа предложения. Умение определять последовательность и количество слов в простом трехсловном предложении (предложение без предлога) | ||
8.2 | Знание букв (без опоры на графический образ) | ||
8.3 | Знание графического образа букв | ||
8.4 | Умение читать простые слова (написание не расходится с произношением) | ||
8.5 | Умение набрать (на слух) из букв разрезной азбуки простое слово (произношение не расходится с написанием) | ||
Итого по 8-му блоку | |||
УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ |
[1]Пример такой программы, составленной совместно специалистами ЦППРиК «Тверской» и детского сада, который посещал данный ребенок, см. в Приложении 10.
Источник