Оценка развития ребенка с дцп
ДЦП или детский церебральный паралич – это серьезная комплексная патология головного и спинного мозга для специалиста и страшный диагноз для родителей.
Эта патология представляет собой комплекс разных неврологических расстройств, развивающихся в связи с различной степенью повреждения структур мозга во внутриутробном периоде, во время или после родов.
Важно знать, что в 90% случаев эти тяжелые поражения мозга формируются еще период внутриутробного развития, что и приводит к двигательным нарушениям – вялым парезам и параличам с нарушениями чувствительности.
Также возникают изменения слуха, зрения и речи.
Что такое ДЦП
Детский церебральный паралич – многофакторное заболевание, и точное определение причины его развития в каждом конкретном случае сложно.
Чаще всего это обусловлено выраженной незрелостью и/или повреждением структур головного мозга с нарушением их взаимодействия, вызванные воздействием на ЦНС плода или новорожденного различных патологических агентов.
И в то же время доказано, что ДЦП – не передается по наследству, им невозможно заразиться или заболеть неожиданно.
ДЦП – это группа разных неврологических синдромов, возникающих в результате нарушения структур головного мозга плода или новорожденного.
Они отвечают за координацию распределения мышечного тонуса и формирование рефлекторных механизмов, отвечающих за сохранность равновесия тела.
Причины развития ДЦП
Симптомы детского церебрального паралича зависят от отделов поражения в головном мозге.
К причинам, вызвавшим развитие ДЦП во внутриутробном периоде, относятся:
- внутриутробные (TORCH) инфекции (токсоплазмоз, цитомегаловирусная, герпетическая инфекция, гепатит, краснуха, хламидиоз);
тяжелые формы гемолитической болезни (резус – конфликт или печеночная недостаточность у плода на фоне распада гемоглобина);
- токсические воздействия на плод (билирубиновая энцефалопатия, злоупотребление алкоголем, никотином, наркотическими средствами, стойкая нефропатия);
- инфекционные заболевания в первом и втором триместре (краснуха, грипп, ветряная оспа, инфекционный мононуклеоз, распространенный герпес или токсоплазмоз);
- прогрессирование различных специфических инфекций (сифилис, туберкулез);
- сложные соматические заболевания у беременной (сахарный диабет, пороки сердца, почечная недостаточность, гипертоническая болезнь с высокими цифрами артериального давления, аритмии);
- прием лекарственных средств, особенно транквилизаторов и антидепрессантов;
- выраженная и длительная фетоплацентарная недостаточность со стойким кислородным голоданием плода;
- угроза прерывания беременности;
- сильный токсикоз;
- переношенная или многоплодная беременность;
- угроза прерывания беременности;
- травмы в период беременности.
В 10% развитие ДЦП связано:
- с родовыми травмами на фоне выраженной асфиксии на фоне тугого обвития пуповиной или отслойки плаценты с единичными или множественными кровоизлияниями в вещество мозга, мозжечок, желудочки или в подоболочечное пространство;
- патологическими родами (при нарушении положения плода, стремительные роды);
- роды, ранее 33 недели гестации – мозг еще незрелый и возможны изменения во время и после родов;
- активными инфекционными заболеваниями после родов со стойкой интоксикацией, спровоцировавшей поражения нейронов;
- воздействиями лекарств или токсических факторов после родов;
- сложные травмы головы после рождения.
Поэтому распространенное мнение, что основными причинами возникновения ДЦП являются травмы головы и шейного отдела позвоночника в родах – ошибка.
Важно знать, что в большинстве случаев малыш уже рождается с предпосылками формирования ДЦП и чем раньше замечены первые симптомы заболевания, тем легче форма болезни сформируется у ребенка.
Многих проблем можно избежать, если заниматься лечением как можно раньше.
Поэтому важно знать какие первые признаки проявляются у новорожденных и грудничков при ДЦП.
Ранние признаки патологии у новорожденных и грудничков
Заболевание связано с повреждением нейронов или глиальных структур под воздействием различных патогенных факторов.
При этом изменяется созревание и взаимодействие определенных уровней центральной нервной системы от среднего и промежуточного мозга до подкорковых структур и коры головного мозга.
Клинические проявления заболевания связаны с изменением нормального функционирования определенных областей центральной нервной системы, поэтому признаки болезни выражается по-разному у каждого отдельно взятого ребенка.
Заподозрить формирование детского церебрального паралича можно еще в первые месяцы жизни.
Первое — это анамнез беременности и родов – наибольшей вероятностью возникновения ДЦП относятся малыши с отягощенной беременностью, а также сочетание сложной беременности и тяжелых родов.
Эти дети входят в группу риска и за ними более пристально наблюдают педиатр, и детский невролог с обязательным контролем динамики физического и психоэмоционального развития.
Второе — у детей в период новорожденности в определенной последовательности появляются и угасают рефлексы.
При подозрении на ДЦП обратить внимание необходимо на следующие рефлексы:
- защитный;
- «ползанья»;
- «опоры»;
- хватательный;
- рефлекс Моро;
- ладонно-ротовой рефлекс.
Для каждого рефлекса есть время появления и его угасания – если у ребенка эти рефлексы сохраняются дольше — это повод для беспокойства, но уточнить вероятность возможной патологии может только специалист.
Третье – тревожные признаки.
Признаки ДЦП у новорожденного
Наиболее вероятными признаками развития ДЦП у новорожденных относятся:
- Изменение мышечного тонуса:
гипертонус – конечности ребенка находятся в неестественном вынужденном положении, отмечается спазм мышц, нарушение произвольных движений;
- гипотония – значительное снижение тонуса мышц.
- Появление парезов или параличей с частичным или полным обездвиживанием конечностей.
- Болевой синдром, который проявляется в виде постоянного громкого или монотонного крика.
- Гиперкинезы (хаотичное движение конечностей), тремор конечностей и/или подбородка.
- Нескоординированные движения глазных яблок синдром «заходящего солнца», выраженное косоглазие.
- Патологические движения – неестественные позы, гримасы, повороты головы.
- Судороги.
- Нарушения глотания, сосания.
Признаки ДЦП у ребенка до года
Характерными симптомами ДЦП у деток до года являются:
- Отставание в физическом развитии:
- малыш долго не держит головку, не переворачивается;
- в 4 месяца малыш не тянется за игрушкой, слабо реагирует на звук поворотом головы и не удерживает голову;
- при установке ребенка на ножки – упорно становиться на носочки, а не на полную стопу;
ребенок не сидит самостоятельно после 7-8 месяцев.
- Отсутствуют осознанные движения в конечностях, отмечаются гиперкинезы или патологические движения.
- Отмечаются стойкие нарушения координации движений.
- Задержка психического развития, значительное отставание по возрастным показателям (не улыбается, не гулит).
- Отмечаются нарушения слуха (достаточно часто) или зрения (нарушения фиксации взгляда, косоглазие, нескоординированные движения глазных яблок).
- Нарушения сосания и глотания, по мере роста нарушается жевание, акт глотания сопровождается частыми поперхиваниями.
- Парезы и параличи.
- Вздрагивания, судороги, фиксация взгляда («зависания»).
- Повышенная нервная возбудимость или заторможенность с отсутствием интереса к окружающему миру.
- Стойкие нарушения сна.
- Эндокринные нарушения в виде дистрофии или ожирения, гипотиреоз, задержка роста.
- Асимметрия положения тела, вызванная гипотонией или гипертонусом определенной группы мышц.
Диагностика ДЦП
Диагностика ДЦП основана на сочетании:
- отягощенного анамнеза при беременности и в родах;
- появления ранних признаков болезни;
- уточнения наличия отставания физического и психомоторного развития ребенка;
- назначения дополнительных инструментальных исследований — УЗИ головного мозга и МРТ;
- лабораторные обследования.
Также проводятся скрининговые методы исследования у беременных из группы риска:
- УЗИ органов и систем плода всем беременным в определенные периоды внутриутробного развития: 10-14, 20-24 и 30-34 недели беременности;
- двухэтапное обнаружение специфических биохимических маркеров в сыворотке крови беременной: 1 этап (определение ПАПП-А, ХГЧ), 2 этап (ХГЧ, АФП, эстриол) – отклонение от их нормальных показателей с высокой вероятностью указывает на аномалии развития определенных органов и систем плода.
При значительных изменениях показателей биохимических маркеров в сочетании с возможным наличием нарушения структур головного мозга плода принимается решение о применении внутриматочных диагностических методов:
- плацентоцентеза;
- биопсии хориона;
- кордоцентеза;
- амниоцентеза.
Инвазивные (внутриматочные) методы диагностики дают возможность опровергнуть или подтвердить наличие заболевания у будущего ребенка.
Важно знать, что даже при наличии двигательных нарушений и других признаков болезни у грудничка – специалисты не спешат ставить диагноз «ДЦП».
Поэтому изначально эти признаки определяются как энцефалопатия различного генеза, назначается необходимая медикаментозная коррекция, массаж, физиопроцедуры.
И при выполнении всех рекомендаций лечащего врача — невролога, постоянном динамическом наблюдении со своевременной коррекцией патология может иметь обратное развитие или переходить в более легкие формы.
Это значительно облегчает социальную адаптацию ребенка — для многих семей это имеет огромное значение.
врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Актуальность исследования. Проблема инвалидности с детства в современное время заслуживает особого внимания. Согласно современным медицинским канонам, инвалидность расценивается как состояние ограниченной жизнедеятельности или же существование с ограниченными жизненными функциями [4]. Неуклонное увеличение числа детей с ограниченными психическими и физическими возможностями, растущие потребности в медико-социальной помощи, низкие результаты абилитации повысили актуальность проблемы детской инвалидности.
По данным Зелинской Д.И. среди причин детской инвалидности по обусловившему ее заболеванию третье место принадлежит болезням нервной системы и органов чувств, в эту же группу входит детский церебральный паралич (ДЦП), распространенность которого составляет 19,4 на 10000 детей [2].
Первое место принадлежит психическим расстройствам – 31,0 случая на 10 тыс. детей, среди которых 21,9 случая составляет умственная отсталость. Второе – врожденным аномалиям развития – 28,2 случая на 10 тыс. детского населения [1].
Рост инвалидности среди детей, страдающих ДЦП, особенно очевиден в течение последних 10-15 лет. Согласно официальной статистике в России в 1998 году заболеваемость ДЦП была 43,1 инвалида на 10000 детей, в 2002 году – 196,3. Среди подростков от 15 до 18 лет заболеваемость ДЦП в 1992 году составила 4,0, в 1998 году – 11,3, а в 2002 году она достигла 14,6, увеличение более, чем в 3 раза [3].
Особо следует отметить наличие широкого круга сочетанной патологии. У 53,1% детей с детским церебральным параличом отмечают психические нарушения различной тяжести: 67,1% — задержка психического развития.
Главная причина возникновения ДЦП – органическое повреждение коры и подкорковых структур головного мозга.
Эффективность абилитационного процесса зависит от срока его начинания. По мнению Семеновой К.А. восстановительное лечение этого заболевания до настоящего времени лишь в определенной степени эффективно у детей первых месяцев и лет жизни [3].
Цель исследования – оценка развития моторных функций детей дошкольного и школьного возраста с ЦП в системе комплексной абилитации в реабилитационном центре.
Задачи исследования:
Определить факторы риска и причины ДЦП, наиболее распространенные формы ДЦП и двигательные нарушения;
Оценить моторное развитие исследуемых детей с ЦП в процессе комплексной абилитации средствами АФК.
Разработать комплексы лечебной гимнастики для каждой формы ДЦП.
Объект исследования – комплексная абилитация в реабилитационном центре
Предмет исследования – оценка моторных функций детей дошкольного и школьного возраста, страдающих ДЦП.
Методы исследования:
Оценка состояния моторных функций и их изменения методом (GMFM-88);
Методы математической статистики.
Методы исследования
Оценка двигательных моторных функций проводилась с помощью метода «Шкала измерения двигательных моторных функций» (GMFM-88).
Шкала для оценки двигательных моторных функций является стандартизированным инструментом наблюдений, разработанным с целью измерения изменений крупных моторных функций у детей с церебральным параличом (ДЦП) в динамике по времени. Шкала была разработана для применения в клинических, педагогических и в научно-исследовательских учреждениях.
Организация исследования
Для решения поставленных задач мы проводили исследование в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго». В исследовании принимали участие 41 ребенок с ДЦП от 4 до 17 лет. Была проведена оценка текущего уровня физической подготовленности детей.
Оценивание проходило на каждом курсе лечения, каждый из которых составлял 19 рабочих дней, начиная с октября 2014 года и заканчивая в марте 2015 года.
В эксперименте было протестировано: 18 детей со спастической диплегией; 7 детей с гемипаретической формой; 3 ребенка с атонически-астатической формой; 13 детей с двойной гемиплегией.
На основании проведенной оценки детей с ЦП по методике GMFM-88 подверглись анализу следующие характеристики:
— общее количество детей с ДЦП проходящих абилитацию в РЦ в срок проводимого нами исследования;
— двигательные способности детей различных форм ДЦП.
Оценка двигательного развития детей с церебральным параличом
Исходя из проведенного нами анализа испытуемых видно, что большая часть их принадлежит к формам ДЦП спастической диплегии и двойной гемиплегии (табл. №1).
Таблица № 1
Распределение форм ДЦП в процентном соотношении
Форма ДЦП | процентное соотношение |
Спастическая диплегия | 44 |
Гемипаретическая форма | 17 |
Атонически-астатическая форма | 7 |
Двойная гемиплегия | 32 |
Такие цифры обусловлены большей распространенностью данных форм ДЦП.
Ниже представлены данные показывающие уровень развития моторных функций из разных исходных положений для каждой формы ДЦП.
Исходя из анализа таблицы (табл. №2) можно сделать выводы о том что в форме ДЦП спастическая диплегия: двигательный потенциал, достаточно неплохой для данной формы ДЦП, представлен в положениях А. (положение лежа) и Б. (положение сидя); в положении Г. (положение стоя) половина возможных баллов; в положениях В. (ползание и ходьба на коленях) и Д. (ходьба, бег, прыжки) мы видим сниженные показатели. В процессе комплексной абилитации необходимо акцентировать свое внимание на развитие силы мышц нижних конечностей, а так же на развитие координационных способностей.
Таблица №2
Оценка моторного потенциала детей 4-14 летнего возраста, страдающих ДЦП, форма спастическая диплегия
Блоки для оценки двигательных функций | Результаты исследования (n=18) | |
Средний балл | Процент от максимума | |
А. Положение лежа (51 балл максимум) | 40 | 78 |
Б. В положении сидя (60 баллов максимум) | 46 | 77 |
В. Ползание и ходьба на коленях (42 балла максимум) | 28 | 39 |
Г. Положение стоя (39 баллов максимум) | 19 | 49 |
Д. Ходьба, бег, прыжки (72 балла максимум) | 26 | 36 |
Итого (264 балла максимум) | 159 | 60 |
На основании полученных данных нами были разработаны задачи лечебной гимнастике где были учтены особенности детей со спастической диплегией.
1) Коррекционные задачи:
— развитие выпрямления и равновесия, то есть так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу.
2) Компенсаторные задачи:
— развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического);
— стимуляция звуковой и речевой активности;
— развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми).
3) Профилактические задачи:
— предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа;
— профилактика искривления позвоночного столба.
Анализируя полученные данные, представленные в таблице (табл. №3), можно сделать выводы о том, что в гемипаретической форме ДЦП: двигательный потенциал достаточно не плохо представлен в положениях А. (положение лежа) и Б. (положение сидя); но низко оценены двигательные способности в положениях В. (ползание и ходьба на коленях), Г. (положение стоя), Д. (ходьба, бег, прыжки). Акцент в комплексной абилитации необходим на развитие силовых и координационных качеств в паретичной стороне.
Таблица № 3
Оценка моторного потенциала детей 4-12 летнего возраста, страдающих ДЦП, гемипаретическая форма
Блоки для оценки двигательных функций (максимальный балл) | Результаты исследования (n=7) | |
Средний балл | Процент от максимума | |
А. Положение лежа (51 балл максимум) | 33 | 65 |
Б. В положении сидя (60 баллов максимум) | 42 | 70 |
В. Ползание и ходьба на коленях (42 балла максимум) | 16 | 38 |
Г. Положение стоя (39 баллов максимум) | 16 | 41 |
Д. Ходьба, бег, прыжки (72 балла максимум) | 29 | 40 |
Итого (264 балла максимум) | 136 | 51,5 |
По результатам тестирования нами были составлены задачи лечебной гимнастике где учитывались все двигательные особенности детей данной формы ДЦП.
1) Коррекционные задачи:
— коррекция основного двигательного недостатка (паралич конечностей с какой-либо стороны);
2) Компенсаторные задачи:
— развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического);
— стимуляция звуковой и речевой активности;
— компенсация паретичной стороны за счет здоровой.
3) Профилактические задачи:
— предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа на здоровой стороне;
— профилактика искривления позвоночного столба (сколиоза) и плоскостопия.
Исходя из результатов таблицы (табл. №4) можно сделать вывод, что у детей с атонически-астатической формой моторные функции развиты достаточно хорошо для детей с ДЦП. Но стоит отметить, что атонически-астатическая форма проявляется в виде гипотонуса мышц и снижением координационных возможностей.
Таблица № 4
Оценка моторного потенциала детей 5-14 лет, страдающих ДЦП, атонически-астатическая форма
Блоки для оценки двигательных функций | Результаты исследования (n=3) | |
Средний балл | Процент от максимума | |
А. Положение лежа (51 балл максимум) | 42 | 82 |
Б. В положении сидя (60 баллов максимум) | 54 | 90 |
В. Ползание и ходьба на коленях (42 балла максимум) | 36 | 86 |
Г. Положение стоя (39 баллов максимум) | 34 | 87 |
Д. Ходьба, бег, прыжки (72 балла максимум) | 63 | 87,5 |
Итого (264 балла максимум) | 229 | 88 |
С целью повышения тонуса мышц и развития координационных возможностей нами были разработаны задачи лечебной гимнастике.
1) Коррекционные задачи:
— коррекция основного двигательного дефекта (гипотонус мышц);
— повышение координационных способностей (способности к сохранению равновесия, ориентационные способности).
2) Компенсаторные задачи:
— развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического);
— стимуляция звуковой и речевой активности.
3) Профилактические задачи:
— профилактика искривления позвоночного столба (во фронтальных и сагитальных плоскостях) и плоскостопия.
По результатам исследования наглядно видно, что двойная гемиплегия является самой тяжелой формой ДЦП. Исходя из таблицы (табл. №5) мы делаем вывод: дети с двойной гемиплегией имеют низкие показатели моторных функций в положениях А. (положение лежа) и Б. (положение сидя), и очень низкие показатели в положениях В. (ползание и ходьба на коленях), Г. (положение стоя), Д. (ходьба, бег, прыжки).
Таблица № 5
Оценка моторного потенциала детей 7-17 лет, страдающих ДЦП, форма двойная гемиплегия
Блоки для оценки двигательных функций | Результаты исследования (n=13) | |
Средний балл | Процент от максимума | |
А. Положение лежа (51 балл максимум) | 25 | 49 |
Б. В положении сидя (60 баллов максимум) | 25 | 42 |
В. Ползание и ходьба на коленях (42 балла максимум) | 9 | 21 |
Г. Положение стоя (39 баллов максимум) | 6 | 15 |
Д. Ходьба, бег, прыжки (72 балла максимум) | 10 | 14 |
Итого (264 балла максимум) | 75 | 28 |
С целью профилактики более серьезных двигательных и функциональных осложнений нами были разработаны задачи по лечебной гимнастике для детей с двойной гемиплегией.
1) Коррекционная задача:
— коррекция основного двигательного недостатка (контрактуры суставов);
2) Компенсаторные задачи:
— развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического);
— стимуляция звуковой и речевой активности.
3) Профилактические задачи:
— профилактика искривления позвоночного столба (во фронтальных и сагитальных плоскостях) и плоскостопия.
На основании показателей моторного развития детей с церебральным параличом нами были разработаны комплексы упражнений по лечебной гимнастике, где были учтены двигательные особенности детей.
Таким образом в рамках нашего исследования мы протестировали 41 ребенка с различными формами ДЦП, оценивая их моторные функции, что бы определить в каких положениях ребенок может выполнять двигательные действия. Почти у всех детей проявляется неуверенные движения в верхних конечностях. Наиболее удачно дети справлялись с упражнениями в положениях лежа и сидя, кроме детей с двойной гемиплегии.
Атонически-астатическая форма хотя и проявляется координационными нарушениями, но в исследовании, эта форма, была представлена детьми, которые справились со всеми упражнениями из всех блоков. Это обусловлено низкой степенью двигательного нарушения протестированных детей.
Исследование детей со спастической диплегией показало, что у них слабо развиты мышцы нижних конечностей в следствии повышенного мышечного тонуса, плохо сформирована ориентировка в пространстве и равновесие.
База двигательных моторных функций детей с гемипаретической формой представлена средним показателем. Объем выполняемых движений снижен в паретичной стороне. Но многие дети научились компенсировать недостаток одной стороны за счет другой.
Двойная гемиплегия представлена широким спектром патологических изменений: повышенный мышечный тонус, за счет ригидности; контрактуры суставов; задержкой речевого и психического развития; эпилептические припадки. Причем степень этих патологий ярко выражений, нежели у остальных формы ДЦП. Двигательный потенциал низкий при выполнение упражнений лежа и сидя, а упражнения в ползании, ходьбе на коленях, стоя и ходьбе и вовсе очень слаб. Почти все дети не выполняют упражнения из трех последних блоков. Это обусловлено тяжелыми мышечными и суставными нарушениями.
Мы считаем, что абилитация должна носить пожизненный характер. Необходимо контролировать патологические проявления с целью их поддержания и уменьшения и ни в коем случае не допускать регресса.
Выводы
Было определены: факторы риска — преждевременные роды, асфиксия в момент родов, инфекции у матери; причина — гибель или порок развития какого-либо участка головного мозга, возникшие в раннем возрасте или до момента рождения; формы — спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гиперкинетическая, гемипаретическая, атонически-астатическая; двигательные нарушения — спастичность, регидность, гипотония, мышечная дистония.
Было оценено моторное развитие детей с ЦП в процессе комплексной абилитации средствами АФК, в частности физическими упражнениями.
Были разработаны комплексы лечебной гимнастике которые были внесены в практику инструкторов по физическому воспитанию РЦ «Фламинго».
Список литературы
1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова. — М.: Астрель, 2007. — 224 с.
2. Зелинская, Д.И. Детская инвалидность / Д.И. Зелинская, Л.С. Балева. — М.: Медицина, 2001. — 136 с.
3. Семенова, К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом: Учеб. пособие / К.А. Семенова. — М.: ЗАКОН И ПОРЯДОК, серия «Великая Россия. Наследие». – 2007. — 616 с.
Научные журналы
4. Барашнев, Ю.И. Недифференцированная патология нервной системы и роль аномалий развития мозга у детей в этом процессе / Ю.И. Барашнев, А.В. Розанов, Ф.И. Волобуев, В.О. Панов // Международный неврологический журнал. – 2006. – №5.
Источник