Оценка развития ребенка перед школой

Оценка развития ребенка перед школой thumbnail

И что важно, а чего делать нельзя на первых порах его школьной жизни

0

Иногда у психолога спрашивают: «Сыну в январе будет 7 лет. Он уже умеет читать, писать, решает примеры. Если еще год будет ходить в садик, боимся, что потом ему будет скучно в школе. С другой стороны, может, еще маловат… Как поступить?». Вопрос в том, когда лучше отдавать ребенка в школу, стоит перед многими родителями.

Готовность интеллектуальная — умение читать, писать, сообразительность, — конечно, важный показатель, но как обстоит дело с другими сторонами его развития, на которые не всегда обращают внимание не только родители, но и воспитатели? Готов ли ребенок к новой школьной жизни эмоционально, умеет ли он справляться с переживаниями, возможными трудностями и неудачами? Может ли он работать в большой группе, где внимание учителя не будет сосредоточено на нем одном? Умеет ли дружить, сможет ли занять достойное место среди сверстников? Вот вопросы, на которые стоит ответить, принимая решение о том, отдавать ли ребенка в школу, где он, возможно, будет младше своих одноклассников. К сожалению, в нашем опыте встречается слишком много случаев, когда ребенок, поступив в первый класс, еще не в состоянии достаточно хорошо контролировать свое поведение и эмоции, испытывает сложности в сфере общения. И тогда интеллектуальное развитие не помогает, слишком много сил уходит не на саму учебу, а на то, что ее сопровождает.

При оценке готовности ребенка к школе необходимо опираться на ряд критериев:

Первый критерий — умение ребенка регулировать свое поведение и эмоции.

Ребенок должен уметь усидеть на уроке 30–40 минут и при этом внимательно слушать учителя, понимать его объяснения и четко выполнять предлагаемые задания. Кроме того, важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуациях неудачи, проигрыша, ссоры или конфликта, а также адекватно выражать свои эмоции и чувства.

Второй критерий — умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми людьми.

Важно, чтобы первоклассник умел налаживать отношения с разными ребятами, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Такому малышу легче найти друзей, он значительно комфортнее чувствует себя среди одноклассников. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что роль и позиция учителя весьма отличаются от привычного отношения взрослых к дошкольнику. Поэтому необходимо, чтобы первоклассник чувствовал эту разницу и мог адекватно относиться к учителю — признавать его авторитет, понимать и принимать важность требований и возлагаемых педагогом на него как на ученика обязанностей.

Третий критерий — уверенность ребенка в себе и адекватная оценка своих возможностей.

В школе многие задания связаны с проявлением способностей и знаний ученика перед всем классом. Ребенок должен говорить так, чтобы его слышали другие, уверенно и внятно излагать свои мысли и идеи, не пасовать перед классом. Школьная жизнь в основном связана с изучением чего-то нового, и, конечно, не все получается с первого раза, для достижения цели необходимо прикладывать усилия, терпеливо добиваться результата. Поэтому так важно, чтобы первоклассник не боялся проявлять себя, чтобы он экспериментировал, пробовал, старался, доводил начатое до конца, а не бросал на полпути. Поэтому ребенок должен иметь представление о том, что он знает и умеет делать хорошо, что у него получается, а также о том, что пока ему дается с трудом и над чем еще нужно поработать. Ведь во многом адекватность самооценки ребенка зависит от сознания собственных сил и возможностей, а также понимания своих слабых сторон, недостатков и способности их учитывать.

Четвертый критерий — интеллектуальная готовность.

Чаще всего именно данному критерию при поступлении в школу родители и воспитатели уделяют самое большое внимание. Конечно, хорошо, когда первоклассник знает буквы, умеет считать до десяти и может написать свое имя, имеет ряд знаний и представление о себе и об окружающем мире, может выделять и объяснять логику происходящего. Но интеллектуальная готовность, с психологической точки зрения — это не столько умение ребенка читать, писать и считать (чему, по сути дела, и учит начальная школа), сколько способность думать, запоминать и быть внимательным тогда, когда этого требует учитель.

Пятый критерий — желание ребенка идти в школу.

Это условие является одним из самых значимых. Поступление в первый класс — это тот шаг, который кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые и более серьезные требования, и необходимо, чтобы будущий первоклассник был готов к подобным изменениям. Поэтому часто психологи обращают внимание на то, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс была сформирована «внутренняя позиция школьника». Это можно рассматривать как понимание и принятие себя в роли ученика. Ведь желание идти в школу и заинтересованность во многом помогают ребенку справляться с трудностями и неудачами, которые могут произойти. Школьная жизнь требует усилий, это трудоемкий и повседневный труд. Не всегда все получается, не всегда хочется делать домашнее задание, можно устать от самой школы, одноклассников и учителя. Но если ребенок понимает важность и необходимость обучения в школе, он обязательно справится с трудностями и будет принимать помощь со стороны взрослых.

Конечно же, принятие решения о том, идти в школу в этом году или подождать еще год, — это ответственный родительский шаг, который в дальнейшем во многом определит успешность ребенка в школе. В решении этого вопроса необходим комплексный подход. Важно учитывать, как мнения людей, которые чаще всего взаимодействуют с ребенком (родителей, знакомых, няни, руководителя кружков, спортивных секций), так и точку зрения специалистов (психологов, педагогов, невропатологов, воспитателей). Только благодаря такому совместному подходу можно, взвесив все «за» и «против», принять правильное для ребенка решение.

Еще один из актуальных вопросов: «Осенью наш сын пойдет в школу. Очень волнуемся, как он справится с этим событием. Хочется подготовить ребенка получше, позаниматься летом. Что вы посоветуете?»

Поступление в первый класс — значимое и важное событие в жизни ребенка.

У него начнется действительно новая жизнь, с иными правилами, нагрузками, режимом. Ему придется решить множество задач: познакомиться с новыми людьми, приобрести друзей, научиться организовывать свое время, привыкнуть к новому распорядку.

Помощь взрослых, конечно, важна для малыша в этот период. И прежде всего, ему необходимы поддержка и внимание, а не давление и родительские тревоги.

Интересоваться делами первоклассника следует не эмоционально и бурно, переживая первые неудачи, а обсуждая, что можно сделать, чтобы исправить отметку, подружиться с тем, кто нравится, не бояться отвечать у доски … Ни в коем случае не стоит сравнивать достижения ребенка с успехами одноклассников: не спрашивайте его о том, как написали контрольную другие ребята или кто еще не смог решить задачу. Для ребенка самым полезным становится сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним, ведь даже если успехи не очень значительны, всегда есть продвижение и развитие. Такой подход помогает ребенку поверить в свои силы.

А последним «воистину детским» летом будущему ученику важно просто набраться сил, в первую очередь физических, и хорошо отдохнуть. Заниматься чтением, письмом, математикой, конечно, можно, но перегружать ребенка не стоит. Очень важно, чтобы у него не пропало желание и интерес к учебе, а за знаниями и умениями он отправится осенью.

Мы разработали курс «Психологическая готовность к школе», который поможет ребятам обрести уверенность и необходимые навыки, чтобы пойти в первый класс с удовольствием и без проблем!

Авторы — специалисты НОУ ДО «Архитектура будущего»

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Кажется, еще вчера малыш только появился на свет, а сегодня он уже готовится отправиться в первый класс. Готов ли он психологически, эмоционально, владеет ли нужным багажом умений и знаний, чтобы справиться со школьной программой? Эти вопросы волнуют всех родителей дошколят.

Что должен знать ребенок перед школой?

Содержание:

  • Знания о себе и своей семье
  • Физические навыки
  • Кругозор
  • Речь первоклассника
  • Математические знания
  • Мелкая моторика
  • Окружающий мир

Список необходимых знаний, которыми должен обладать кроха перед первым классом, может показаться большим, но не стоит бояться. Большинство материала точно есть в арсенале ребенка, если он посещал ДОУ или занимался дома с родителями.

Если по какой-либо причине что-то осталось вне поля зрения, то еще есть время освоить. Главное, вовремя провести оценку знаний, чтобы понять, где у ребенка есть пробелы.

Давайте рассмотрим полный набор знаний и умений необходимых первокласснику.

Знания о себе и своей семье

Первоклассник должен знать:

  • свое полное имя, возраст, дату рождения. Малыш должен откликаться на фамилию, а также знать свое отчество. Четко называть, сколько ему лет и дату рождения;
  • полные имена родителей, где и кем работают; если есть другие члены семьи (братья, сестры, бабушки, дедушки, тети и дяди), то называть их имена и степень родства;
  • важным навыком будет знание адреса и домашнего телефона (если он есть). Хорошо, когда может сказать номер мобильного телефона для связи с мамой или папой.

первоклассники правильно сидят за партой

Первоклассник должен уметь правильно сидеть за партой

Физические навыки ребенка перед первым классом

Важно, чтобы ребенок обладал ниже перечисленными умениями, которые помогут сохранить эмоциональное и физическое здоровье:

  • уметь сохранять правильное положение тела при работе за столом;
  • правильно держать инструмент для письма или творчества;
  • адаптироваться в незнакомой среде и концентрироваться на занятии до 30 минут;
  • сохранять спокойствие, контролировать эмоции;
  • обладать навыками первичной физической подготовки, выполнять простейшие упражнения;
  • выполнять указания взрослого в заданной последовательности;
  • понимать важность правильного питания и здорового образа жизни.

Кругозор ребенка 6 лет

Знания, которые помогут освоиться в новой обстановке и приступить к изучению школьной программы – кругозор. Хорошо, если малыш знает:

  • в каком городе и стране он живет, название столицы государства;
  • о достопримечательностях места проживания, основных административных и культурных заведениях;
  • ориентируется в оттенках и знает, как смешивать цвета для получения нового;
  • части тела и органы, понимает их функции и может назвать парные и одиночные;
  • видит отличие человеческого организма и организма животных, может назвать схожие и отличные черты;
  • предметы одежды и обуви. Различает по названию одежду, для какого сезона и погоды предназначается;
  • виды транспорта. Разделяет на воздушный, наземный, водный. Ориентируется в специальном транспорте и знает назначение;
  • распространенные профессии и виды спорта. Рассказывает о том, чем занимаются люди и какие инструменты используют для работы;
  • несколько сказок или рассказов. Передает последовательно сюжет и основные реплики героев;
  • некоторое количество русских классиков поэзии и прозы. Называет некоторые произведения знакомых авторов;
  • этикет. Выполняет основные правила поведения. Хорошо понимает важность вежливости.

что должны знать дошкольники

Дети перед школой должны знать, в каком городе и какой стране живут

Речь первоклассника

Немаловажным является речь ребенка. При возникновении затруднений в речи рекомендуется посетить специалиста до школы и при необходимости провести курс для восстановления правильного произношения.

Важно, чтобы малыш, который идет в первый класс:

  • четко выговаривал все звуки и обладал хорошей артикуляцией;
  • правильно употреблял приставки, союзы и другие части речи;
  • мог определять звук и его место в слове. При необходимости выделять интонацией;
  • назвать и посчитать количество звуков в слове;
  • делить слова на отдельные слоги, отмечать при помощи хлопка или стука момент смены;
  • четко понимать разницу числа (единственное и множественное), определять род и разделять предметы на живые/неживые;
  • знал обобщающие слова и мог соотносить к ним вещи;
  • работая с картинкой, мог описать ее и составить связный текст об увиденном;
  • понимал разницу между гласными и согласными буквами;
  • мог подобрать слово по указанному значению, найти противоположное обозначение;
  • мог составить небольшое предложение, используя предложенные слова;
  • был способен выучить наизусть небольшое стихотворение и прочитать его с выражением;
  • знал, как отгадывать загадки.

Стоит отметить, что навык чтения для дошкольника не является обязательным, но если малыш обладает этим умением, то это поможет легче овладеть предложенными знаниями.

Математические знания дошкольника

Математические знания, которые ребенок должен получить до школы:

  • счет до 10 и обратно;
  • ориентация в цифрах по порядку и вразнобой;
  • основные геометрические фигуры;
  • понимание, что такое доли, умение разделить объект на 2 и 4 части;
  • измерение ширины, длины и высоты при помощи палочек или других предметов;
  • ребенок должен уметь обобщать, сравнивать, классифицировать. Обладать знаниями простейших логических операций;
  • ориентироваться в пространстве и времени: знать, как пользоваться часами и определять время);
  • знать основные математические термины и знаки (минус, плюс, прибавить, сложить);
  • решать и составлять простые математические задачи в пределах 10;
  • обладать умением решать логические задачи, собирать пазлы, разгадывать ребусы.

что должен знать из математики ребенок перед школой

Ребенок перед первым классом должен обладать базовыми математическими навыками

Особенности мелкой моторики первоклашки

Важным для первоклассника является наличие развитой мелкой моторики. Навыки, которые должны присутствовать:

  • умение рисовать простые предметы и геометрические фигуры;
  • понимание, что такое пропорции;
  • способность закрашивать выбранное поле полностью или частично, используя разные техники, не выходя за обозначенные границы;
  • возможность нарисовать прямую линию от руки;
  • умение написать печатные буквы в прописи;
  • работа с ножницами, умение вырезает фигуры по контуру;
  • способность лепить из пластилина или глины заданный предмет;
  • умение обращаться с клеем, составлять простые аппликации.

Знания об окружающем мире

Будущему первокласснику также необходимо обладать знаниями об окружающем мире:

  1. Подготовленный малыш знает последовательность дней недели и месяцев. Понимает разницу между временами года и их чередование. Может рассказать об отличительных чертах. Воспроизводит некоторое количество загадок или стихотворений связанных со временем года.
  2. Обладает знанием о животных. Понимает, в чем их отличие, как называются детеныши. Знает, какие животные живут в разных частях света. Разделяет на домашних, живущих в неволе и диких.
  3. Различает несколько птиц. Понимает разницу между перелетными птицами и остающимися зимовать. Умеет различать некоторое количество пернатых по внешним признакам.
  4. Знает некоторые виды растений, разделяет на деревья, кустарники, траву, цветы, злаки и т. д. Выделяет среди растений комнатные, знает 2-3 представителя каждого вида.
  5. Ориентируется в овощах и фруктах.

Таким образом малыш, который готовится пойти в школу, должен обладать довольно большим объемом знаний. Если присмотреться к ним, то видно, что большинство можно почерпнуть, просто читая и общаясь с крохой. Рассказывая ему о разнообразии мира, обучая новым для него навыкам и помогая разбираться со сложными для понимания ребенка процессами и задачами, можно легко подойти к школьному обучению в полной готовности.

Даже если чадо не будет знать один или несколько пунктов из перечисленных – не страшно.

Ваша любовь и забота позволит ему преодолеть незнание и достигнуть успехов в освоении любого материала.

Главное, чтобы к походу в школу малыш был готов психологически и стремился освоить новые горизонты знаний.

Не стоит сильно напирать на изучение пропущенного материала, подходите спокойно и размеренно. Обучайте постепенно, руководствуясь желанием ребенка учиться, а не собственными амбициями. Воспитание до 7 лет – игра. Если нарушить правила, то можно поплатиться желанием ребенка трудиться на поле освоения знаний.

Будьте терпеливы и внимательны, заботливы и участливы. Вы, в первую очередь, — любящий родитель, а не учитель. Ваша задача − привить любовь к учебе, а если что-то не получается, то лучше обратиться к специалисту.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

— Ну, конечно! — воскликнут многие мамы. — Мой с 5 лет читает и считает до 100… И вообще мы уже в лучший лицей записались.

Увы, это не самое главное. Семилетка может заучивать наизусть поэмы, но при этом быть совсем не готовым к школе. Как же понять, что чадо «созрело»?

Готовность ребенка к обучению можно выяснить с помощью теста. Его разработали директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Безруких и ведущий научный сотрудник института Татьяна Филиппова (называется комплексная диагностика развития детей «Ступеньки к школе»).

Итак, ребенок может смело идти в первый класс, если:

1. Понимает и выполняет инструкции

Например, вы дали сыну задание — сделать открытку бабушке. И видите итог: он вас правильно понял и все выполнил — аппликация готова. Отлично, если будущий школьник проверит за собой, все ли приклеилось, что надо — подправит. Сам! Без указаний взрослого.

Совет: чаще давайте такие задания и четко проговаривайте, что нужно сделать.

2. Может следовать чужим правилам

Понаблюдайте, как ребенок играет с детьми или взрослыми. Ему интересно только то, что придумал он сам, или он готов следовать чужим планам? Последнее очень ценно! Ведь в школе появится учитель, и именно он станет «диктовать» правила.

Совет: если такого навыка у ребенка пока нет, предложите игру. В понедельник вся семья живет по правилам папы, во вторникам — по правилам мамы, потом самого ребенка, старшего брата, бабушки…

3. Умеет проигрывать

Ох, все мы знаем, как бурно дети могут реагировать на победу других. Отец обогнал на велосипеде или дедушка выиграл в шашки — все, катастрофа! И мы, взрослые, начинаем поддаваться. А надо ли? Ведь потом в жизни у этого человека будут и взлеты, и падения. Уже в детстве полезно учиться спокойно относиться к неудачам.

Совет: если и решили поддаться ребенку, покажите ему «зеркало». Например, проиграли в шашки, начните швырять фигуры, кричать, что больше играть никогда не будете! Но не переусердствуйте, «расстройтесь» так, как это делает он. Ребенок посмотрит на себя со стороны и, скорее всего, перестанет бурно реагировать на проигрыш. Но это крайний прием. Лучше на своем примере учить адекватности.

4. Просит о помощи

Без этого никуда. В школе ребенку надо будет что-то переспросить у учителя или попросить о помощи. А он начнет стесняться.

Совет: говорите ребенку о том, что просить о помощи — это нормально! Приучайте его к этому дома.

5. Правильно и четко говорит

«У вашей фефочки проблемы с фикцией»? Если ребенок не выговаривает несколько звуков, лучше не торопиться с походом в школу.

Совет: отложите учебу на следующий год и идите к логопеду. Иначе юному школьнику будет тяжело не только отвечать на уроках, но и общаться со сверстниками. Они порой любят дразниться!

6. Выпадают молочные зубы

Да-да! Физиологию никто не отменял. Она тоже указывает, насколько готов ребенок к обучению в школе. Смена молочных зубов указывает: в организме происходят качественные изменения, он готов к новым нагрузкам.

Совет: если молочные зубы у ребенка все еще на месте — повремените с учебой.

7. Достает до уха

Есть такой тест. Нужно встать перед ребенком и попросить его перекинуть одну из рук себе через голову (см. фото ниже). Если он достал ею до своего уха, значит, созрел для учебы. Если не достал 3-4 сантиметра — тоже годится. Не готов к школе совсем — если на вашу просьбу положил ладошку на макушку.

Совет: это только кажется, что тест примитивный — на самом деле он научный. Если ребенок не выполнил его, значит, его мозг еще не готов к новым интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.

Источник