Оценка психомоторного развития ребенка журба

№ Название методики. Автор Возраст Направление Критерии оценки Зарубежные диагностические методики Шкалы развития младенца Bayley От 1 до 42 мес. Вычисление индексов:
ментального развития (MDI) и психомоторного развития (PDI).
Включает 3 шкалы:
1. Психическое развитие;
2. Моторное развитие;
3. Шкала (протокол) поведения. Каждый пункт оценивается как «выполненный» или «невыполненный». Время тестирования детей младше 15 мес. — 25-35 мин, старше 15 мес. — до 60 мин. Денверский скрининг-тест развития (DDST) Frankenburg W. К., J. В. Dodds От 2 недель до 6 лет. Выявления детей с задержанным развитием.
Содержит 4 шкалы:
1. Грубая моторика;
2. Тонкая моторика;
3. Речь;
4. Социальная адаптация. Каждый пункт оцениваются как «выполненный», «невыполненный», «отказ от выполнения», «не было возможностей для выполнения». Порядковые (числовые) шкалы психологического развития.
I. Uzgiris, J. McHunt на основании концепции психического развития Ж. Пиаже От рождения до 2 лет Психометрическая оценка развития ребенка включает 64 пункта.
Содержит 6 шкал:
1. Развитие зрительного слежения и сосредоточения на объекте;
2. Умение ребенка использовать разные средства для получения желаемого предмета;
3. Вокальная и жестовая имитация (две субшкалы);
4. Причинные действия;
5. Построение объектных связей в пространстве;
6. Развитие отношений к объектам. Критерий возрастной. Психическое развитие изучается в следующих возрастных промежутках: 0-3 мес., 4-7 мес., 8-11 мес., 12-17 мес. и 18-24 мес. Профиль психического развитияG. D. Alpern-Boll От рождения до 9 лет. Содержит 186 пунктов и 5 шкал:
1. Физическое развитие;
2. «Социальная» шкала;
3. Коммуникация;
4. Способность к обучению;
5. Шкала «самопомощи». Критерий возрастной — определяют, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка. Шкала ментального развитияR. Griffiths от 0 до 24 мес. Содержит 260 пунктов, объединенных в 5 субшкал:
1. Локомоторная активность (глаза-руки, слух-рука);
2. Развитие речи;
3. Тонкая моторика;
4. «Персональная» шкала;
5. «Социальная» шкала. Критерий количественный — определяется, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка (расчет интеллектуального коэффициента ребенка). KID-шкала J. Reuter От 0 до 16 мес. KID(R) – русская версия Кентской шкалы оценки развития младенцев (Kent Infant Development Scale; KID Scale). Представляет собой субъективную оценку взрослыми психического развития ребенка (мать в домашних условиях заполняет регистрационный лист теста).
Тест содержит 252 пункта и 5 шкал:
1. Познание;
2. Движения;
3. Самообслуживание;
4. Общение;
5. Языковая шкала. Коэффициент интеллектуального развития ребенка. Развитие ребенка оценивается следующим образом: число набранных ребенком баллов (число пунктов в вопроснике, которые он выполняет) сопоставляется со статистически обработанными и стандартизованными оценками большой выборки типично развивающихся детей. Шкала поведения новорожденных (NBAS) Т. Brazelton от 2 дней до 6 нед. жизни. Оценка поведения и неврологического статуса детей. Выявление детей группы риска.
Состоит из 20 вызываемых рефлексов и движений.
Имеется также 27 заданий для квалификации движений, взаимодействия со взрослыми, статического контроля, реагирования на стресс. Оценка 20 вызываемых рефлексов и движенийпроисходит по 4-балльной шкале.
Оценка 27 заданий
проводится по 9-балльной шкале, указывающей на 5 возможных типов поведения. Дополнительно отмечается, требовалась ли стимуляция для того или иного типа поведения. Поведенческий тест новорожденных Graham От 1 до 14 дней Состоит из 6 субшкал:
1. Двигательная, с оценкой моторики;
2. Мышечный тонус;
3. Тактильная;
4. Слуховая сенсорная;
5. Зрительная сенсорная;
6. Шкала реактивности. Количественный Тестовая методикаPrechtl, Beintema От 1 до 9 дней Включает шкалы:
1. Внешний вид;
2. Поза,
3. Движения;
4. Дыхание;
5. Неврологический статус. Количественный Опросник младенческого темперамента. Carey, S. McDevit от 4 до 8 мес. Скрининговое исследование темперамента детей.
Состоит из 95 пунктов, оценивающих поведение по 6-балльной шкале, содержит 9 категорий:
1. Активность;
2. Синхронность;
3. Доступность;
4. Приспособляемость;
5. Сенситивность;
6. Настроение;
7. Постоянство;
8. Отвлекаемость;
9. Агрессия.
. Оценка поведения по 6 балльной шкале. При обследовании ребенка с ПЭП, неврологический осмотр должен предшествовать психологической и психиатрической оценкам
При анализе результатов младенцы оцениваются как:
1. «довольно трудные» (асинхронные, игнорирующие общение);
2. низкоадаптивные (сенситивные);
3. «легкие» (синхронные, доступные, адаптивные);
4. «медленно реагирующие» (неактивные, тихие);
5. Промежуточный тип детей.
  Модифицированный скринговый тест-опросник M-CHAT Robins, Fein, Barton
  от 16 мес. до 30 (48) мес. M-CHAT является расширенной версией скринингового опросника CHAT. Выявление риска наличия аутизма, расстройств аутистического спектра. Используется в практике ранней помощи, в т.ч. в России. Разработан для опроса родителей ребенка. Содержит 23 утверждения. Ребенок не проходит тест при 2-х и более несовпадающих ответах на критические вопросы или 3-х несовпадающих ответах на любые вопросы. Ответы Да/Нет преобразуются в прошел/не прошел. Child Development Inventory; CDI
Г. Айртон от 1 г. 2 мес. до 3 лет 6 мес. RCDI Адаптированный к условиям России (Санкт-Петербурга) вариант Шкалы оценки уровня развития ребенка и степени его отставания от типично развивающихся сверстников в каждой из областей.
Состоит из 216 пунктов, (5 пунктов отнесены одновременно к 2 областям).
Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 6 областей:
1. Социальной;
2. Самообслуживание;
3. Крупные движения;
4. Тонкие движения;
5. Развитие речи;
6. Понимание языка. Развитие ребенка оценивается следующим образом: число набранных ребенком баллов (число пунктов в опроснике, которые он выполняет) сопоставляется со статистически обработанными и стандартизованными оценками большой выборки типично развивающихся детей. Отечественные диагностические методики Диагностика нервно-психического развития детей
Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт От 10 дней до 3 лет Диагностика нервно-психического развития детей
Состоит из 3 возрастных шкал для 1-го, 2-го и 3-го года жизни.
На 1-м году исследуют:
развитие зрительных, слуховых, ориентировочных, эмоционально-положительных реакций; движений руки, гуление; общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов пассивной и активной речи; понимание и активную речь. На 2-м году: развитие понимания речи, активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формирование навыков. На 3-м году:активная речь, игра, изобразительная и конструктивная деятельность, сенсорное развитие, развитие движений, навыков. Качественная оценка без использования баллов. Норма: выполнение навыков в пределах ±15 дней от проверяемого возраста.

Тест развития детей первого года жизни. О. В. Баженова От 2 до 12 мес. Определение 4 степеней выраженности поведенческой реакции. Оценивается в возрасте 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 и 12 мес.
Включает 98 диагностических проб, разделенных на 6 шкал:
1. Двигательное развитие;
2. Эмоциональное развитие;
3. Сенсорное развитие;
4. Действия с предметами;
5. Взаимодействие со взрослыми;
6. Голосовая активность. Построение профиля психического развития на основании данных индекса развития (ИР) по 6 шкалам:
0 баллов — отсутствие;
1 балл — намеченность;
2 балла — несовершенная форма проявления;
3 балла — совершенная форма проявления.
Определяется индекс развития (ИР)— отношение актуальной и контрольной оценок Оценка уровня психомоторного развития ребенка
Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова До 1 года Включает 7 нервно-психических показателей (динамических функций):
1. Коммуникабельность;
2. Голосовые реакции;
3. Безусловные рефлексы;
4. Мышечный тонус;
5. Асимметричный шейный тонический рефлекс;
6. Цепной симметричный рефлекс;
7. Сенсорные реакции.
Оценка уровня стигматизации, черепно-мозговой иннервации и патологических движений, которые помогают выявить группу детей с повышенным риском задержки развития. Помесячная количественная оценка у ребенка до 1 года проводится на основе показателей, оцениваемых по 4-балльной системе с учетом динамики нормального возрастного развития. Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам.
27— 29 баллов возрастная норма.
23—26 баллов безусловная группа риска.
13—22 балла задержка развития. Ниже 13 баллов — тяжелая задержка развития вследствие органического поражения мозга. Тест «ГНОМ» График нервно-психического обследования младенцев. Г. В. Козловская и соавт.   Состоит из 12 возрастных субтестов (20 вопросов (заданий)) на определение развития сенсорных, моторных, эмоционально-волевых, познавательных и поведенческих функций.
Исследования сенсорной функции:Тестирование зрительной, слуховой, тактильной чувствительности.
Исследование моторной функции:статика, кинетика, тонкая моторика, мимика.
Исследование:
а) эмоциональных реакций:
уровень и дифференцировка эмоциональных реакций, появление и характер эмоционального резонанса (способности воспринимать эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать).
b) волевых функций: активная и пассивная произвольная деятельность.
Исследование познавательной деятельности:
речь, мышление, игра и внимание.
Исследование поведенческих функций:
a) Биологическое поведение: (пищевое поведение, формирование навыков опрятности).
b) Социальное поведение. Количественный. Распределение обследуемых детей по трем группам:
1) здоровые дети — показатель коэффициента психического развития (КПР) от 110 до 90 баллов; 2) группа риска — КПР 80—89 или выше 111 баллов; 3) группа нарушения развития — КПР ниже 80.

Источник

1. Уровни и методы оценки психомоторного развития Для оценки психомоторного развития выделяют 2 уровня — психический и моторный. В психическом развитии учитываются развитие речи и социальная адаптация. В моторном развитии выделяются общая моторная деятельность и ручная умелость. Психомоторное развитие учитывается при состоянии здоровья ребенка до 6 лет жизни в следующие возрастные интервалы:
1) до 1 года — 1 раз в месяц;
2) до 3 лет — 1 раз в 3 месяца;
3) с 3 до 6 лет — 1 раз в 6 месяцев.
После проведенного обследования ребенка указывается соответствие психомоторного развития возрасту или задержка, опережение. Обычно уточняется, по каким подуровням и на сколько возрастных интервалов имеется задержка или опережение психомоторного развития. Степень психомоторного развития позволяет определить наблюдение за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Оценку психомоторного развития проводят эмпирическим методом, табличным, центильным. При оценке эмпирическим методом психомоторного развития учитываются основные показания нервно-психического развития.
2. Показатели нервно-психического развития на 1-м году жизни В 1 месяц ребенок кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним, вздрагивает при резком звуке и мигает; появляется первая улыбка; держит голову лежа на животе.
В 2 месяца следит взглядом за движущимся предметом. Ищет источник звука поворотом головы. Хорошо держит голову в вертикальном положении. Улыбается в ответ на речь взрослого.
3 месяца. Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба, фиксирует взгляд на неподвижном предмете, находясь в любом положении, отчетливое слуховое сосредоточение, отмечается опора на предплечье лежа на животе, опора на полусогнутые ноги. Первые направленные движения рук к игрушке, отводит руки от плеча, случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью.
4 месяца. Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлексов Керинга и Моро. Исчезает физиологический гипертонус с верхних конечностей; узнает мать, поворачивает голову на звук, громко смеется, поворачивается со спины на живот, рассматривает руку, захватывает, ощупывает игрушку, поддерживает рукой бутылочку или грудь матери при кормлении.
5 месяцев. Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного. Отличает чужих от близких, различает тон, с которым к нему обращаются. Поворачивается со спины на живот, стоит с поддержкой, не подгибая ног, берет игрушку из рук взрослого, тянет ее в рот. Продолжительно гулит; адекватная реакция оживления или страха; различает близких и чужих, ласковый и строгий тон.
6 месяцев. Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке, садится, перекладывает игрушку в руках. Появляются элементы лепета; ест с ложки. Начинает формироваться внимание.
7 месяцев. Хорошо ползает и сидит. Постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую. На вопрос «где?» находит предмет, пьет из чашки, которую держит взрослый. Подолгу лепечет, реакция страха сменяется интересом при обращении взрослого.
8 месяцев. Самостоятельно садится, сидит, самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее. Игрушками занимается долго, громко повторно произносит различные слоги. По просьбе родителей произносит различные слоги. По просьбе взрослых делает «ладушки», «до свидания». Сам держит печенье, корочку хлеба, сухарики, яблоко. Общается с помощью жестов. Узнает близких по фотографии.
9 месяцев. Ходит при поддержке за обе руки. Действует с предметами по-разному, подражает слышимым слогам, по просьбе взрослых делает определенные действия. Знает свое имя, умеет пить из чашки, спокойно относится к высаживанию на горшок, общается с помощью жестов.
10 месяцев. Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. Открывает, закрывает коробку, матрешку, вкладывает один предмет в другой. Подражает разным слогам взрослого. Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого, пьет из чашки. Показывает части лица другого человека. Произносит первые односложные слова «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Любит играть с другими детьми.
11 месяцев. Стоит самостоятельно, без опоры, ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидок. Делает несколько шагов без опоры. Понимает первые обобщения — куклы, машины, кубики, мячики. Показывает части своего тела. Увеличивается запас лепетных слов, упрощенных слов. Реакция торможения при слове «нельзя».
12 месяцев. Самостоятельно ходит без поддержки, выполняет простые поручения. По назначению использует расческу. Произносит 8- 10 слов, сам берет чашку и пьет. Подбирает предметы по формам.
1 год 3 месяца. Играя, различает два разных по величине предмета. Ходит долго, меняет положение — может приседать, наклоняться. Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиды). Быстро расширяет запас понимаемых слов, произносит отдельные слова, самостоятельно ест ложкой густую пищу.
1 год 6 месяцев. Из предметов разной формы подбирает предметы такой же величины, уверенно перешагивает через препятствия. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые действия. В момент удивления, радости или сильной заинтересованности называет предмет. Находит по слову среди нескольких предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
1 год 9 месяцев. Играя, различает три разных по величине предмета. Умеет ходить по поверхности шириной 15- 20 см и на высоте 15- 20 см над полом. Выполняет несложные постройки из кубиков: домик, ворота, скамья. Понимает несложный рассказ, отвечает на вопросы, обозначает действиями, пользуется двухсложными выражениями, частично одевается с небольшой помощью, надевает шапку, колготки.

Источник