Оценка психомоторного развития ребенка табличным методом

Оценка психомоторного развития ребенка табличным методом thumbnail

Уровни и методы оценки психомоторного развития

Для оценки психомоторного развития выделяют 2 уровня — психический и моторный. В психическом развитии учитываются развитие речи и социальная адаптация. В моторном развитии выделяются общая моторная деятельность и ручная умелость. Психомоторное развитие учитывается при состоянии здоровья ребенка до 6 лет жизни в следующие возрастные интервалы:

1) до 1 года — 1 раз в месяц;

2) до 3 лет — 1 раз в 3 месяца;

3) с 3 до 6 лет — 1 раз в 6 месяцев.

После проведенного обследования ребенка указывается соответствие психомоторного развития возрасту или задержка, опережение. Обычно уточняется, по каким подуровням и на сколько возрастных интервалов имеется задержка или опережение психомоторного развития. Степень психомоторного развития позволяет определить наблюдение за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Оценку психомоторного развития проводят эмпирическим методом, табличным, центильным. При оценке эмпирическим методом психомоторного развития учитываются основные показания нервно-психического развития.

Показатели нервно-психического развития на 1-м году жизни

В 1 месяц ребенок кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним, вздрагивает при резком звуке и мигает; появляется первая улыбка; держит голову лежа на животе.

В 2 месяца следит взглядом за движущимся предметом. Ищет источник звука поворотом головы. Хорошо держит голову в вертикальном положении. Улыбается в ответ на речь взрослого.

3 месяца. Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба, фиксирует взгляд на неподвижном предмете, находясь в любом положении, отчетливое слуховое сосредоточение, отмечается опора на предплечье лежа на животе, опора на полусогнутые ноги. Первые направленные движения рук к игрушке, отводит руки от плеча, случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью.

4 месяца. Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлексов Керинга и Моро. Исчезает физиологический гипертонус с верхних конечностей; узнает мать, поворачивает голову на звук, громко смеется, поворачивается со спины на живот, рассматривает руку, захватывает, ощупывает игрушку, поддерживает рукой бутылочку или грудь матери при кормлении.

5 месяцев. Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного. Отличает чужих от близких, различает тон, с которым к нему обращаются. Поворачивается со спины на живот, стоит с поддержкой, не подгибая ног, берет игрушку из рук взрослого, тянет ее в рот. Продолжительно гулит; адекватная реакция оживления или страха; различает близких и чужих, ласковый и строгий тон.

6 месяцев. Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке, садится, перекладывает игрушку в руках. Появляются элементы лепета; ест с ложки. Начинает формироваться внимание.

7 месяцев. Хорошо ползает и сидит. Постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую. На вопрос «где?» находит предмет, пьет из чашки, которую держит взрослый. Подолгу лепечет, реакция страха сменяется интересом при обращении взрослого.

8 месяцев. Самостоятельно садится, сидит, самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее. Игрушками занимается долго, громко повторно произносит различные слоги. По просьбе родителей произносит различные слоги. По просьбе взрослых делает «ладушки», «до свидания». Сам держит печенье, корочку хлеба, сухарики, яблоко. Общается с помощью жестов. Узнает близких по фотографии.

9 месяцев. Ходит при поддержке за обе руки. Действует с предметами по-разному, подражает слышимым слогам, по просьбе взрослых делает определенные действия. Знает свое имя, умеет пить из чашки, спокойно относится к высаживанию на горшок, общается с помощью жестов.

10 месяцев. Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. Открывает, закрывает коробку, матрешку, вкладывает один предмет в другой. Подражает разным слогам взрослого. Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого, пьет из чашки. Показывает части лица другого человека. Произносит первые односложные слова «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Любит играть с другими детьми.

11 месяцев. Стоит самостоятельно, без опоры, ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидок. Делает несколько шагов без опоры. Понимает первые обобщения — куклы, машины, кубики, мячики. Показывает части своего тела. Увеличивается запас лепетных слов, упрощенных слов. Реакция торможения при слове «нельзя».

12 месяцев. Самостоятельно ходит без поддержки, выполняет простые поручения. По назначению использует расческу. Произносит 8- 10 слов, сам берет чашку и пьет. Подбирает предметы по формам.

1 год 3 месяца. Играя, различает два разных по величине предмета. Ходит долго, меняет положение — может приседать, наклоняться. Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиды). Быстро расширяет запас понимаемых слов, произносит отдельные слова, самостоятельно ест ложкой густую пищу.

1 год 6 месяцев. Из предметов разной формы подбирает предметы такой же величины, уверенно перешагивает через препятствия. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые действия. В момент удивления, радости или сильной заинтересованности называет предмет. Находит по слову среди нескольких предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

1 год 9 месяцев. Играя, различает три разных по величине предмета. Умеет ходить по поверхности шириной 15- 20 см и на высоте 15- 20 см над полом. Выполняет несложные постройки из кубиков: домик, ворота, скамья. Понимает несложный рассказ, отвечает на вопросы, обозначает действиями, пользуется двухсложными выражениями, частично одевается с небольшой помощью, надевает шапку, колготки.[NEXT_PAGE]

2 года. Находит предмет по цвету, преодолевает препятствия, чередуя шаг. В игре воспроизводит ряд логически связанных действий. Пользуется двух- и трехсложными предложениями. Понимает рассказы взрослых о событиях прошлого. Частично самостоятельно одевается.

2 года 6 месяцев. Подбирает по образцу предметы различных цветов и геометрических форм. Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий. В речи использует сложные предложения с придаточными. Выполняет простые сюжетные построения, сам называет их. Начинает пользоваться карандашом. Полностью сам одевается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки, по необходимости пользуется носовым платком.

3 года. Называет 4 основных цвета. Переступает через препятствия высотой в 10- 15 см. В речи использует сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Часто задает вопросы «почему?», «когда?», «зачем?». Проявляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», «воспитательница» и др. В игре используются сюжетные постройки. Рисунки карандашом отражают предметы, при лепке создаются простые фигуры из пластилина. Полностью сам одевается, пользуется салфеткой и носовым платком.

4 года. Двигательные умения: свободные, координированные движения рук, бросает мяч двумя руками, ловит его, не прижимая к груди, прыгает с высоты и в длину на 15- 20 см, по сигналу сдерживает движения, любит лазать, заводит ключом механическую игрушку, умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии. Сенсорное развитие: знает 6 основных цветов, подбирает предметы по цвету и оттенку, знает и подбирает «круг», «квадрат», «треугольник», умеет сопоставить по длине, ширине, высоте, правильно ориентируется в пространстве, узнает на ощупь предметы. Умственное развитие: считает до 5, знает время года, время суток. Задает вопросы «что?», «зачем?», «почему?», слушает и пересказывает, выделяет существенное звено в сказке, называет сюжет картин, речь фразовая, грамматически оформленная. Игровая деятельность. Появляются сюжетно-ролевые игры с другими детьми, продолжительность игры до 40 мин, появляются любимые игры, любит играть со строительным материалом. Занимается конструированием, обыгрывает постройку — «гараж», «дом». Поведение. Внимательно слушает взрослых, называет взрослых по имени, отчеству. Соблюдает правила поведения в обществе, сформированы основные гигиенические навыки: опрятность, умывание, мытье рук после туалета. Навыки: самостоятельно одевается, кушает, правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой, самостоятельно умывается.

5 лет. Двигательные умения: сформирована правильная осанка, хорошо координированы движения рук и ног при ходьбе, умеет ходить и бегать по кругу, без боязни прыгает с высоты, может ходить по бруску высотой 30 см и шириной 20 см. Подбрасывает мяч, ловит его, четко координирует движения пальцев при конструировании, хорошо рисует горизонтальные и вертикальные линии.

Сенсорное развитие. Знает 8 цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки, может расставлять предметы в возрастающем и убывающем порядке, ориентируется в частях собственного тела.

Умственное развитие. Считает до 5, формирует обобщенные понятия типа «мебель», «фрукты» и т. д. Речь фразовая с хорошим произношением.

Нервная деятельность. Есть любимые игры, в игре отражается окружающий мир.

Поведение. Выполняет правила поведения. Навыки: все умеет делать самостоятельно.

6 лет. Моторное развитие. Движения приобретают легкость и изящество, увлеченно прыгает с разбега в высоту и длину, ловит мяч одной рукой, может ходить по бруску высотой 30 см и шириной 20 см, умеет обращаться с мячом, ловит его, ударяет о землю, четко координирует движения пальцев при конструировании, хорошо рисует карандашом и красками, вырезает ножницами простые формы.

Сенсорное развитие. Может исследовать предметы зрительно и осязательно, может назвать ромб и овал, называет оттенки цветов — голубой, розовый, фиолетовый, серый.

Умственное развитие. Считает до 10, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части, называет по порядку дни недели, времена года; называет составляющие обобщенных понятий, делает последовательные заключения по 2- 3 картинкам. Речь с правильным построением предложений. Игровая деятельность: есть любимые игры и роли.

Поведение: следит за тем, чтобы другие дети выполняли правила поведения.

Навыки: все умеет делать. Самостоятельно поддерживает чистоту в доме, свободно пользуется ножницами.

7 лет. Двигательные умения: быстро перестраивается во время движения, держит равнение в колонне, шеренге, круге. Может выполнять движения в указанном темпе. Может кататься на лыжах, коньках, самокате, 3-колесном велосипеде. Может плавать, играть в бадминтон, теннис, хорошо работает с разными материалами — бумагой, картоном, тканью. Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицы, может пользоваться пилой и молотком.

Сенсорное развитие: правильно называет простые и сложные геометрические формы, правильно указывает на основные различия геометрических форм. При рисовании использует не только цвета, но и их оттенки.

Умственное развитие. Владеет прямым и обратным счетом до 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание, дифференцирует количество независимо от формы, четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено. Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает слоги.

Игровая деятельность. Создает новые игры, предпочитает групповые игры, обобщает и анализирует свою деятельность, отдает предпочтение групповым играм.

Поведение. Испытывает сложные моральные переживания за свои и чужие поступки, первым здоровается со взрослыми, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам.

Навыки. Выполняет индивидуальные поручения, убирает комнату, ухаживает за цветами. Способен критически анализировать черты характера.

Источник

1. Уровни и методы оценки психомоторного развития Для оценки психомоторного развития выделяют 2 уровня — психический и моторный. В психическом развитии учитываются развитие речи и социальная адаптация. В моторном развитии выделяются общая моторная деятельность и ручная умелость. Психомоторное развитие учитывается при состоянии здоровья ребенка до 6 лет жизни в следующие возрастные интервалы:
1) до 1 года — 1 раз в месяц;
2) до 3 лет — 1 раз в 3 месяца;
3) с 3 до 6 лет — 1 раз в 6 месяцев.
После проведенного обследования ребенка указывается соответствие психомоторного развития возрасту или задержка, опережение. Обычно уточняется, по каким подуровням и на сколько возрастных интервалов имеется задержка или опережение психомоторного развития. Степень психомоторного развития позволяет определить наблюдение за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Оценку психомоторного развития проводят эмпирическим методом, табличным, центильным. При оценке эмпирическим методом психомоторного развития учитываются основные показания нервно-психического развития.
2. Показатели нервно-психического развития на 1-м году жизни В 1 месяц ребенок кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним, вздрагивает при резком звуке и мигает; появляется первая улыбка; держит голову лежа на животе.
В 2 месяца следит взглядом за движущимся предметом. Ищет источник звука поворотом головы. Хорошо держит голову в вертикальном положении. Улыбается в ответ на речь взрослого.
3 месяца. Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба, фиксирует взгляд на неподвижном предмете, находясь в любом положении, отчетливое слуховое сосредоточение, отмечается опора на предплечье лежа на животе, опора на полусогнутые ноги. Первые направленные движения рук к игрушке, отводит руки от плеча, случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью.
4 месяца. Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлексов Керинга и Моро. Исчезает физиологический гипертонус с верхних конечностей; узнает мать, поворачивает голову на звук, громко смеется, поворачивается со спины на живот, рассматривает руку, захватывает, ощупывает игрушку, поддерживает рукой бутылочку или грудь матери при кормлении.
5 месяцев. Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного. Отличает чужих от близких, различает тон, с которым к нему обращаются. Поворачивается со спины на живот, стоит с поддержкой, не подгибая ног, берет игрушку из рук взрослого, тянет ее в рот. Продолжительно гулит; адекватная реакция оживления или страха; различает близких и чужих, ласковый и строгий тон.
6 месяцев. Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке, садится, перекладывает игрушку в руках. Появляются элементы лепета; ест с ложки. Начинает формироваться внимание.
7 месяцев. Хорошо ползает и сидит. Постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую. На вопрос «где?» находит предмет, пьет из чашки, которую держит взрослый. Подолгу лепечет, реакция страха сменяется интересом при обращении взрослого.
8 месяцев. Самостоятельно садится, сидит, самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее. Игрушками занимается долго, громко повторно произносит различные слоги. По просьбе родителей произносит различные слоги. По просьбе взрослых делает «ладушки», «до свидания». Сам держит печенье, корочку хлеба, сухарики, яблоко. Общается с помощью жестов. Узнает близких по фотографии.
9 месяцев. Ходит при поддержке за обе руки. Действует с предметами по-разному, подражает слышимым слогам, по просьбе взрослых делает определенные действия. Знает свое имя, умеет пить из чашки, спокойно относится к высаживанию на горшок, общается с помощью жестов.
10 месяцев. Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. Открывает, закрывает коробку, матрешку, вкладывает один предмет в другой. Подражает разным слогам взрослого. Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого, пьет из чашки. Показывает части лица другого человека. Произносит первые односложные слова «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Любит играть с другими детьми.
11 месяцев. Стоит самостоятельно, без опоры, ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидок. Делает несколько шагов без опоры. Понимает первые обобщения — куклы, машины, кубики, мячики. Показывает части своего тела. Увеличивается запас лепетных слов, упрощенных слов. Реакция торможения при слове «нельзя».
12 месяцев. Самостоятельно ходит без поддержки, выполняет простые поручения. По назначению использует расческу. Произносит 8- 10 слов, сам берет чашку и пьет. Подбирает предметы по формам.
1 год 3 месяца. Играя, различает два разных по величине предмета. Ходит долго, меняет положение — может приседать, наклоняться. Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиды). Быстро расширяет запас понимаемых слов, произносит отдельные слова, самостоятельно ест ложкой густую пищу.
1 год 6 месяцев. Из предметов разной формы подбирает предметы такой же величины, уверенно перешагивает через препятствия. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые действия. В момент удивления, радости или сильной заинтересованности называет предмет. Находит по слову среди нескольких предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
1 год 9 месяцев. Играя, различает три разных по величине предмета. Умеет ходить по поверхности шириной 15- 20 см и на высоте 15- 20 см над полом. Выполняет несложные постройки из кубиков: домик, ворота, скамья. Понимает несложный рассказ, отвечает на вопросы, обозначает действиями, пользуется двухсложными выражениями, частично одевается с небольшой помощью, надевает шапку, колготки.

Источник

Ребенок
Н., девочка, паспортный возраст на момент
обследования 11 месяцев. Длина тела –
72 см, окружность груди – 47 см, масса тела
– 9,5 кг.

Рост
по таблице перцентелей попадает в
≪коридор≫
№ 4, оценивается как ≪средний≫.
Окружность грудной клетки по таблице
– ≪коридор≫
№ 4, оценка ≪средняя≫,
масса тела по таблице – ≪коридор≫
№ 4, оценка ≪средняя≫.
Таким образом, у девочки Н. среднее,
соответствует возрасту, развитие
гармоничное, так как все ее параметры
находятся в 4 коридоре и разность между
ними равна 0.

Заключение:
физическое развитие среднее, гармоничное,

Оценка психомоторного развития ребёнка

Формирование
различных двигательных рефлексов и
возможностей в раннем возрасте
осуществляется в строгой связи с
созреванием определенных неврологических
структур. Поэтому спектр движений
ребенка очень наглядно говорит о степени
его неврологического развития. Задержка
моторного развития свидетельствует о
наличии у ребенка тяжелых нарушений
питания, обмена веществ или хронических
заболеваний.

Алгоритм оценки психОмоторного развития

Определение
состояния мышечного тонуса

Оценка
нервно-психического развития

Исследование
мышечной силы

Оценка
моторных навыков

Оценка психомоторного развития ребенка табличным методомОценка психомоторного развития ребенка табличным методом

Заключение
по моторному развитию Заключение по
нервно- психиче

скому
развитию

Оценка психомоторного развития ребенка табличным методом

Заключение по психомоторному развитию

  1. Оценка
    состояния мышечного тонуса:

Состояние
мышечного тонуса определяют при оценке
позы ребёнка и пассивных движениях
конечностей в различных суставах и
пальпации мышечных групп при пассивном
сгибании.

Провести
визуальную оценку позы.

У
здорового новорожденного руки согнуты
в локтях, колени и бедра притянуты к
животу.

Наличие
повышенного мышечного тонуса (гипертонус)
можно предположить если наблюдается:


сжатие пальчиков в кулак;


плавниковое положение рук – напряженно
расставленные пальцы при

слегка
согнутой кисти;


≪когтистая
лапа≫
– разгибание пальцев в плюснефаланговых
или

пястнофалагновых
суставах при их сгибании в межфаланговых;


атетозное
положение рук – пальцы выпрямлены,
напряжены и находятся

в
разных плоскостях;


положение
опистотонуса – вытянутые и напряженные
конечности, голо-

ва
резко запрокинута.

Низкий
мышечный тонус (гипотонус) можно
предположить если наблюдается:


расслабленная поза, руки и ноги раскинуты
в стороны.

Провести
сгибание и разгибание суставов ребёнка
(последовательно локтевых справа, слева,
коленных справа, слева).

Высокий
мышечный тонус приводит к невозможности
или затруднению провести сгибание и
разгибание в суставах.

У
новорожденных и детей первых 4 месяцев
жизни отмечается некоторое ограничение
движений в суставах, связанное с
физиологической гипертонией мышц.

При
пассивном сгибании и разгибании в
суставах провести пальпацию отдельных
мышечных групп.

При
высоком тонусе плотность мышц более
выражена.

При
низком тонусе — «тестоватая» консистенция
мышц.

  1. Исследование
    мышечной силы.

У
ребёнка раннего возраста можно
использовать сопротивление осмотру —
силу, с которой ребенок отдергивает
конечности.

У
ребёнка старше 3-х лет:


попросить ребёнка согнуть конечность
и удерживать её с максимальным усилием
(мышечная сила оценивается по возможности
разогнуть согнутую конечность);


попросить разогнуть конечность и
удерживать её с максимальным усилием
(мышечная сила оценивается по возможности
согнуть конечность в суставе).

  1. Оценка
    моторных навыков:
    проводится
    с учетом способности в определённом
    возрасте удерживать головку,
    поворачиваться, садиться, вставать на
    ноги, ходить, бегать.

1
мес-
Лежа
на животе,пытается поднимать и удерживать
голову.

2
мес-
Лежа
на животе,поднимает и некоторое время
удерживает голову.

3
мес-
Лежит
на животе несколько минут, опираясь на
предплечья и высоко подняв голову.
Удерживает голову в вертикальном
положении (на руках у взрослого).

5
мес

— Долго лежит на животе, подняв корпус
и опираясь на ладони выпрямленных ручек.
Переворачивается со спины на живот.
Ровно, устой-

чиво
стоит при поддержке подмышки.

6
мес

— Переворачивается с живота на спинку.
Передвигается, переставляя ручки или
немного подползая.

7
мес

— Хорошо ползает

8
мес

— Сам садится, сидит и ложится. Держась
за барьер, сам встает, стоит и опускается.
Переступает, держась за барьер.

9
мес

— Переходит от одного предмета к другому,
слегка придерживаясь

за
них ручками.

10
мес

– Идёт вперёд с поддержкой взрослого.

11
мес

— Стоит самостоятельно. Делает первые
самостоятельные шаги.

12
мес

— Ходит самостоятельно (без опоры).

Старше
12 мес

Быстро ходит и бегает.

  1. Заключение
    по моторному развитию:
    оценка
    даётся по наличию моторных навыков,
    соответствующих возрасту ребёнка.

За
нормальное моторное развитие на 1-м году
жизни принято принимать формирование
умений в пределах + 15 дней от возраста,
принятого за норму.

В
заключении следует отметь особенности
мышечного тонуса и силы (если выявлены)
и указать отставание моторных навыков,
если у ребёнка они не сформированы в
соответствующем возрасте.

Соседние файлы в папке Навыки студентов

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник