Оценка психомоторного развития ребенка по месяцам

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.
В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.
В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».
Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.
Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.
Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.
Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.
Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.
Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.
Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.
Психомоторное развитие детей первого года жизни
Новорожденный
Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.
Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.
Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.
Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.
1 месяц
Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.
Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.
Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».
Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.
Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).
2 месяца
Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.
Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.
Речь – в конце второго месяца появляется гуление.
Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.
Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.
3 месяца
Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.
Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.
Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.
Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.
Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.
Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.
4 месяца
Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).
Слух – различает голоса близких.
Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.
Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.
Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.
Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.
5 месяцев
Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.
Слух – прислушивается к музыке.
Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.
Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.
Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.
Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.
6 месяцев
Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).
Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.
Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).
Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.
Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.
Игра – манипулирует с игрушками.
7 месяцев
Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.
Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.
Речь – элементы лепетной речи.
Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.
Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.
Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.
8 месяцев
Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.
Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».
Речь – активный лепет, слоговая речь.
Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».
Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.
Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.
9 месяцев
Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.
Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».
Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).
Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.
Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.
Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.
10 месяцев
Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.
Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.
Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.
Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.
Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.
Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.
11 месяцев
Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.
Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).
Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.
Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.
Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.
Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.
12 месяцев
Зрение – узнает многие предметы на картинке.
Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).
Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.
Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.
Эмоции – появляется сопереживание.
Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.
Источник: https://www.baby.ru/
Источник
Оценить развитие ребенка опытным, эмпирическим путем сложно, так как опыт у всех людей различен. У многодетных родителей есть прекрасная возможность сравнивать малыша сего старшими братьями и сестрами. Если же в семье растет только один ребенок, папа с мамой не имеют возможности накопить знания по оценке развития сына или дочери, а кратковременные наблюдения за другими детьми во время прогулок оказываются недостаточными. Это является достаточно веской причиной для родителей, чтобы ознакомиться с литературой соответствующей тематики.
Ребенок динамично развивается, обретая все новые и новые навыки. Поэтому то, что считается нормой для новорожденного, является патологией для ребенка 6 месяцев, нормальное развитие 6-месячного — патология для годовалого малыша. При оценке психомоторного развития детей мы вновь встречаемся со «скользящим» образом возрастной нормы.
Понятие психомоторного развития очень широкое: в него входят оценка функций слуха, зрения, других видов чувствительности; очень широкая двигательная сфера — от оценки мышечного тонуса и удержания головы в вертикальном положении у новорожденного до целенаправленных движений руки и тонкой пальцевой моторики, из которой формируется умение писать, шить, вышивать. К сфере психомоторного развития относятся и социальные контакты малыша от узнавания голоса матери до групповых игр со сложными ролевыми сюжетами. Для простоты тестирования все это условно обозначается «ведущими линиями развития».
При оценке развития ребенка следует иметь в виду тот факт, что заключение об успешном овладении ребенком тем или иным навыком можно дать только тогда, когда малыш способен совмещать его с другим необходимым действием. Например, ребенок при взятии ложки должен пытаться зачерпнуть в нее пищу, а затем направлять руку с ложкой в направлении открытого рта. Только в таком случае можно сказать, что ребенок начинает овладевать навыком еды с ложки самостоятельно.
Для успешного психомоторного развития огромное значение имеет постоянное общение ребенка с матерью и членами семьи. Правильное, постепенно усложняющееся общение с малышом является прекрасным основанием для гармоничного развития его психики и движений. Дефицит внимания, педагогическая запущенность могут резко замедлить процесс познания окружающего мира. Следствием этого может быть вначале темповая задержка психического развития, к которой вскоре присоединяется более существенное отставание в приобретении новых двигательных навыков ребенка. Печальным финалом такого невнимания к ребенку могут стать слабоумие и полная социальная дезадоптация, завершающаяся неспособностью приспособиться к жизни в окружающем мире.
Так, на первом году жизни даны признаки, которые должны появиться впервые в каждом из 12 месяцев жизни. Для удобства были отобраны по пять признаков в месяц. В день рождения проводится тестирование развития ребенка, он как бы «сдает» своеобразный «экзамен», вытаскивая соответствующий его возрасту «билет», в котором содержатся пять вопросов. При правильном «ответе» на все вопросы малыш получает оценку «отлично». Это значит, что развитие малыша идеально соответствует его возрасту. Отметка приводится в клеточках вертикального столбца, соответствующего его возрасту, в месте пересечения с горизонтальными строками «экзаменационного билета».
Если позволяют возможности, то можно попытаться предложить малышу сдать экстерном «экзамен» за следующий возрастной срок. При этом вы с удивлением можете обнаружить, что ребенок уже выполняет задания следующего возрастного рубежа! Это значит, что ваш малыш развивается с опережением возраста, и вы даже можете сказать, по каким ведущим линиям развития!
Аналогично этому, если ребенок не выполняет каких-либо заданий для своего возраста, можно облегчить ему задачу. Поднявшись выше по таблице, отыщите признаки этой линии развития в более младшем возрасте и проверьте, выполняет ли ребенок это облегченное задание. Отыскав в проблемной линии развития задание, которое ребенок выполняет хорошо, отмечаем его в горизонтальной строке, после чего становится отчетливо видно, насколько значимо отставание малыша в развитии и в каком направлении идет задержка.
Обнаружив у ребенка отставание в развитии, прежде всего следует исключить причины воспитательного характера. Так, малыш может не уметь ползать, если ему не дают такой возможности, и в то же время он не в состоянии ползать, если у него имеется даже небольшой парез нижних конечностей. Ребенок может плохо захватывать и удерживать игрушку, если ему ее никогда не давали, с другой стороны, то же самое будет отмечаться, если у малыша была родовая травма шейного утолщения спинного мозга. Во всем этом вам помогут разобраться педиатр и невропатолог.
Помните, что табличная оценка не заменяет осмотра врача, особенно детского невропатолога. Она лишь ориентировочно помогает быстро и просто оценить, соответствует ли возрастной норме развитие ребенка.
Развитие ребенка до года
1 МЕСЯЦ
Удерживает в поле зрения и плавно следит за движущейся игрушкой
Прислушивается и реагирует на голос взрослого, изменяет/прекращает плач
Кратковременно приподнимает и удерживает голову лежа на животе
При общении со взрослым издает тихие короткие гортанные звуки
Первая улыбка при общении со взрослым
2 МЕСЯЦА
Все безусловные рефлексы новорожденного вызываются, симметричны, но не резко выражены и непостоянны
Длительно удерживает предмет в ноле зрения. Ищет источник звука поворотом головы
Хорошо держит голову в вертикальном положении, лежа на животе, длительно удерживает голову
Крик интонационно выразительный. Начальное гуление
Быстро отвечает улыбкой при общении со взрослым
3 МЕСЯЦА
Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба. Исчезает реакция выпрямления туловища при опоре па ноги
Плавно следит и длительно сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете
Опора на предплечья, лежа на животе, поворачивается на живот. Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до плеча
Крик с отчетливой интонацией. Певучее гуление
Комплекс «оживления»
4 МЕСЯЦА
Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлекса Керпига и Моро. Исчезает физиологический гипертонус
Четко локализует источник звука в пространстве поворотом головы. Рассматривает руку
Поворачивается с живота па спину. Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку
Певучее продолжительное гуление. Начинает смеяться в голос
Комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Узнает мать, радуется при ее виде
5 МЕСЯЦЕВ
Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного
Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается. Лежа па животе опирается па ладони выпрямленных рук
Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается. Лежа па животе опирается па ладони выпрямленных рук
Продолжительно певуче гулит цепочками звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем и пр.
Различает близких и чужих, строгий и ласковый тон. Адекватная реакция оживления или страха
6 МЕСЯЦЕВ
Оптическая реакция опоры па руки — выпрямляет и вытягивает руки
При подтягивании за руки изгибает голову, садится. Перекладывает в руках игрушку
Появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги
Ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки
По-разному реагирует на свое и чужое имя. Формируется активное внимание.
7 МЕСЯЦЕВ
Самостоятельно сидит. Встает на четвереньки
Долго рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку
На вопрос «где» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает на него пальнем. Подолгу активно лепечет
Хорошо, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый
Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Появляется познавательный интерес
8 МЕСЯЦЕВ
Узнает, различает и показывает пальцем близких людей на фотографии
Уверенно сидит, сам встает на колени, ползает на четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает
Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». Появляется интонационно-выразительный лепет
Сам держит сухарик, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их
Играет в «прятки», сидя па руках у взрослого. Простое подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими.
9 МЕСЯЦЕВ
Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки. Берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку
По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается на зов
Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Интонационно-выразительная имитация фразы
Спокойно относится к высаживанию на горшок
Подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами
10 МЕСЯЦЕВ
Хорошо стоит и ходит у опоры, придерживаясь за все одной рукой. Поднимается и спускается с невысокой лестницы
По просьбе и самостоятельно с удовольствием выполняет разные известные действия «сорока», «ладушки», до свидания
По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, утки
Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя
Голосом и жестам и сигнализирует о своих нуждах, любит находиться в компании с другими детьми
11 МЕСЯЦЕВ
Уверенно, самостоятельно стоит, ходит, придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры
Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком
Понимает первые обоснования: машинки, куклы, кубики, мячики. С удовольствием показывает многие части своего лица и тела
Увеличивается запас лепетных слов, появляются первые упрощенные слова
Начинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к разным детям и взрослым, очень любит трогать животных
12 МЕСЯЦЕВ
Первые самостоятельные шаги без поддержки
Собирает пирамидку с маленькими отверстиями, по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку
Выполняет простые поручения. Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке
Произносит 8-10 облегченных слов, использует их для общения
Различает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики
Развитие ребенка от 1 года до 3 лет
1 ГОД И 3 МЕСЯЦА.
Быстро расширяется запас понимаемых слов
Увеличивается словарный запас
Различает предметы по величине с разницей в 3 см
Повторяет ранее видимые действия в игре
Много ходит, приседает, может пятиться
Может самостоятельно есть ложкой густую пишу
1 ГОД И 6 МЕСЯЦЕВ
Обобщает предметы по существенным признакам
Использует более сложные слова при общении
Ориентируется в формах: шарик, кубик, кирпичики пр.
Копирует в игре часто наблюдаемые действия взрослых
Перешагивает препятствия приставным шагом
Самостоятельно ест ложкой жидкую пищу
1 ГОД И 9 МЕСЯЦЕВ
Понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы
Обозначает действия двумя словами, использует глаголы
Ориентируется в размерах с разницей 3 см
Выполняет несложные постройки из кубиков— ДОМИК, ворота
Ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см
Частично надевает простые вещи с помощью взрослого
2 ГОДА
Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого
Употребляет в речи прилагательные и местоимения
Подбирает по образцу и просьбе предметы контрастных видов
Выполняет ряд простых логических последовательных действий
Перешагивает препятствия высотой 15 см чередующимся шагом
Частично самостоятельно одевается
(Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее пяти заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога).
2 ГОДА И 6 МЕСЯЦЕВ
В речи использует сложные предложения с придаточными
Начинает задавать вопросы «где?» «когда?»
Подбирает по образцу предметы основных геометрических форм
Подбирает по образцу и просьбе предметы основных цветов: белый, черный, красный, сипни, зеленым, желтый
Усложняет сюжетные игры с логическом последовательностью действии: кормит и укладывает спать куклу и пр.
Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их
Начинает пользоваться карандашом, но рисунок отсутствует
Может сам полностью одеваться, за исключением застегивания и шнуровки
Правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть
Перешагивает препятствия высотой 20 см чередующимся шагом
3 ГОДА
В речи использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
Часто задает вопросы «почему?», «зачем?»
Правильно и но назначению использует предметы в игре
Правильно показывает и называет основные цвета
Появляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», игра в стройку и пр.
Усложняются используемые в игре сюжетные постройки
Появляются элементарные карандашные рисунки, начинает лепить простые фигурки из пластилина
Полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого
При необходимости начинает пользоваться салфеткой и носовым платком
Перешагивает препятствия высотой в 30 см, чередующимся и приставным шагом
(Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее восьми заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога).
Календарь психомоторного развития ребенка: каким образом он составлен?
Календарь развития ребенка всегда индивидуален. Впрочем, можно выделить некие среднестатистические показатели психомоторного развития ребенка, которым соответствует большинство детей одного возраста. Именно эти усредненные показатели психомоторного развития ребенка и отражены в нижеприведенном календаре развития ребенка.
Календари уровней психомоторного развития ребенка для различных возрастов составляют эксперты ВОЗ путем сравнения индивидуальных календарей развития ребенка из большой статистической выборки детей из благополучных семей в разных странах мира. Однако при составлении календаря развития ребенка обязательно принимаются во внимание национальные особенности. Так, в части, отражающей нормативы разговорных навыков, приведенный ниже календарь психомоторного развития ребенка ориентирован на лингвистические особенности носителей русского языка. Развитие коммуникационных навыков для носителей других языков может отличаться.
Календарь психомоторного развития ребенка: насколько велики индивидуальные отличия?
Впрочем, используя календарь развития ребенка для определения соответствия психомоторных навыков ребенка его возрасту, всегда следует помнить об индивидуальных отличиях в календаре развития каждого ребенка.
Так, у большинства малышей часть навыков, приведенных в календаре развития ребенка, может опережать среднестатистические нормы, а часть – несколько отставать от них.
Кроме того, показатели психофизического ребенка зависят от таких факторов, как настроение ребенка, его окружение, время суток и т.д.
Календарь психомоторного развития ребенка: отставание от нормы
Отставание одного из психомоторных навыков ребенка от тех, что приведены в календаре развития ребенка на срок менее трех месяцев, не является симптомом заболевания.
Однако при длительном отсутствии динамики развития психомоторных функций ребенка в течение трех месяцев и более, стоит показать ребенка соответствующему специалисту (неврологу – при отставании в развитии моторных функций или логопеду при отставании в речевом развитии от календаря развития ребенка и т.д.).
Кроме того, не стоит забывать, что интеллектуальное и моторное развитие ребенка зависит не столько от генов, сколько от усилий родителей.
Найдено в Интерне. сайты zdravoe.com/, ellina2004.narod.ru/
Источник