Оценка психического развития ребенка от 1 года до 3 лет

Оценка психического развития ребенка от 1 года до 3 лет thumbnail

Психология детства.
Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Составители:
Костромина С.Н., Реан А.А. / Под ред. А.А. Реан.
– СПб: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 224 с. – С.18-20

Адаптация для работы
в ДОУ – Е.А. Ничипорюк

С 1 года до 3 лет оценка психического развития
детей может производиться 1 раз в квартал (по достижению ребенком определенного
возраста) по шести основным показателям:

—        
речь
(А),

—        
общение
(Б),

—        
культурно-гигиенические
навыки (В),

—        
рисование
(Г),

—        
действия
с предметами (Д),

—        
моторика
(Е).

С этой
целью используется возрастная шкала оценки психического развития детей от
1 года до 3 лет. Все шесть показателей характеризуются особенностями своего
развития в том или ином возрасте.

Исходя из таблицы, следует определить реальный
возраст развития каждой функции. Для этого родителей или/и воспитателей просят
отметить те умения и навыки, которые уже сформированы у ребенка. Первичные
баллы вносят в сводную таблицу, сопоставляя оценки, данные разными взрослыми.
Значительное расхождение оценок родителей и воспитателей развития одного
ребенка должно стать предметом анализа…П
ри
обработке результатов выбирается максимальный (?) возрастной
показатель по каждому из 6 параметров. Результаты покажут равномерность или
неравномерность психического развития. Например, моторные навыки могут соответствовать
по возрасту развития 30 месяцам (расстегивает 3 пуговицы), речи — 36 месяцам
(может связно рассказывать), а общения 24 месяцам (общается с детьми) и т.
д.

Результаты в месяцах по каждому из показателей
складываются и делятся на 6, таким образом определяется ВПР — реальный возраст психического развития
ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям. Далее по формуле
рассчитывается коэффициент психического развития:

КР=ВПР/КВ*100%

где ВПР — реальный возраст психического развития
ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям;

KB — календарный возраст в месяцах от
рождения ребенка до даты обследования;

КР — коэффициент психического развития.

Полученный результат сравнивается с данными
возрастной нормы:

110-120 — высокое развитие;

107-90—нормальное развитие;

87-80 — недостаточный уровень развития;

77-70 – критический уровень развития;

67 и ниже – возможно умственная отсталость.

Если по результатам экспертной оценки ребенок
получает 87 и менее баллов проводят индивидуальное
углубленное обследование.

Возрастная шкала оценки психического развития детей

Возраст (месяцы)

Факторы психического развития

15

(1)

1.     
Произносит 20 и более слов

2.     
Выполняет 2 поручения

3.     
Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге

4.     
Держит ложку во время еды

5.     
Ставит 5 кубиков один на другой

6.     
Ходит сам, но часто падает

18

(2)

1.     
Стремится связать 2 слова в предложение

2.     
Хочет сделать все самостоятельно

3.     
Черкает карандашом целенаправленно и старательно

4.     
Пробует
самостоятельно есть

5.     
После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой

6.     
Ходит стабильно, редко падает

21

(3)

1.     
Называет 5 изображений на рисунке

2.     
Ищет помощи у взрослых

3.     
Черкает карандашом в рамках листа

4.     
Самостоятельно ест

5.     
Бросает мяч в ящик

6.     
Пробует бегать

24

(4)

1.     
Задает первые вопросы

2.     
Общается с детьми

3.     
Черкает вертикальные и горизонтальные линии

4.     
Регулирует отправление физиологических потребностей

5.     
Пробует ловить брошенный мяч

6.     
Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой

30

(5)

1.     
Задает различные вопросы

2.     
Может связно рассказывать

3.     
Умеет чертить кривую, замкнутую линию

4.     
Регулярно сообщает о физиологической потребности

5.     
Расстегивает 3 пуговицы

6.     
Бегает значительно лучше

36

(6)

1.     
Может связно рассказывать

2.     
В игре входит в роль

3.     
Рисует шар, яблоко и другие предметы

4.     
Сам раздевается и одевается

5.     
Ставит 10 кубиков один на другой

6.     
Поднимается и спускается по ступенькам без опоры

Читайте также:  Детский сад 4 центр развития ребенка выборг

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (…..месяцев)

Группа………………………………..ДОУ
№………

Дата:…………..20….г.

Ребенок

шифр или дата рождения

Речь

Общение

Рисование

КГН

Действия с предметами

Моторика

КР

Соответствие возрастной норме

         
         
         

ТАБЛИЦА ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

1

2

3

4

5

6

А

Произносит
20 и более слов

Стремится
связать 2 слова в предложение

Называет
5 изображений на рисунке

Задает
первые вопросы

Задает
различные вопросы

Может
связно рассказывать

Б

Выполняет
2 поручения

Хочет
сделать все самостоятельно

Ищет
помощи у взрослых

Общается
с детьми

Может
связно рассказывать

В
игре входит в роль

В

Держит
карандаш и оставляет им следы на бумаге

Черкает
карандашом целенаправленно и старательно

Черкает
карандашом в рамках листа

Черкает
вертикальные и горизонтальные линии

Умеет
чертить кривую, замкнутую линию

Рисует
шар, яблоко и другие предметы

Г

Держит
ложку во время еды

Пробует самостоятельно есть

Самостоятельно
ест

Регулирует
отправление физиологических потребностей

Регулярно
сообщает о физиологической потребности

Сам
раздевается и одевается

Д

Ставит
5 кубиков один на другой

После
наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой

Бросает
мяч в ящик

Пробует
ловить брошенный мяч

Расстегивает
3 пуговицы

Ставит
10 кубиков один на другой

Е

Ходит
сам, но часто падает

Ходит
стабильно, редко падает

Пробует
бегать

Поднимается
и спускается по лестнице с поддержкой

Бегает
значительно лучше

Поднимается
и спускается по ступенькам без опоры

БЛАНК

экспертной оценки
развития ребенка

……………………………………………………………

(имя, фамилия, дата
рождения, дата заполнения)

Пожалуйста, отметьте достижения ребенка, выбрав
номер высказывания по каждому из пунктов (от А до
Е)

Источник

Психическое развитие детей от года до трех лет

По итогом нашего небольшого общения с Катей, нашла и делюсь. Вынесла отдельно из своего дневника, вдруг кому-то еще интересно или пригодится.

Психическое развитие детей 1-3х лет характеризуется по шести показателям:

1. Речь.
2. Эмоционально-социальное развитие (общение).
3. Образовательная деятельность (рисование).
4. Навыки.
5. Умения.
6. Моторика.

Исходя из возрастной шкалы, родители могут самостоятельно определить возраст психического развития ребенка (в месяцах). Например, по речевому фактору возраст 15 месяцев, по второму фактору – 18, по третьему – 12, по четвертому – 24, по пятому – 22, по шестому – 24 месяца. Суммируем возраст по всем факторам и делим на шесть. Получается, что возраст психического развития (ВПР) определен в 19 месяцев. (Расчет: ВПР = 15+18+12+24+22+24 = 115, ВПР = 115/6 = 19,2). Коэффициент развития (КР) определяется так: возраст психического развития (ВПР) умножается на 100, делится на календарный возраст (КВ) в месяцах от рождения до даты обследования. Результаты сопоставляются с таблицей ниже. Коэффициенты психического развития (КР) Высокое развитие 108-120 Нормальное развитие 107-90 Слабое развитие 89-80 Критический уровень 79-70 Дебильность 69 и меньше

Возрастная шкала оценки психического развития
Месяцы Факторы психического развития

Читайте также:  Развитие речи ребенка в 2 года мультик

18

1. Стремится связать два слова в предложение;
2. Хочет все делать самостоятельно;
3. Чиркает карандашом спонтанно и старательно;
4. Пробует кушать самостоятельно;
5. После наблюдения повторяет с игрушками действия;
6. Ходит стабильно, редко падает.

21

1. Называет 5 изображение на картинке;
2. Ищет помощи взрослых;
3. Чиркает карандашом в рамках листа;
4. Самостоятельно ест;
5. Бросает мяч в ящик;
6. Пробует бегать.

24

1. Задает первые вопросы;
2. Общается с детьми;
3. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии;
4. Регулирует физиологические потребности;
5. Перегибает лист бумаги;
6. Поднимается и спускается по ступенькам с поддержкой.

30

1. Задает различные вопросы;
2. Можно переубедить словами;
3. Чертит кривую замкнутую линию;
4. Регулярно сообщает о физиологической потребности;
5. Расстегивает 3 пуговицы;
6. Бегает значительно лучше.

36

1. Может связно рассказывать;
2. В игре входит в роль;
3. Рисует шар, яблоко и другие предметы;
4. Сам раздевается и одевается;
5. Ставит 5 кубиков один на другой;
6. Поднимается и опускается по ступенькам без опоры.

взято с сайта yavsemogu. ru

Вот тоже самое по сути в таблице (источник таблиц уже не подскажу)

Оценка психического развития ребенка от 1 года до 3 лет

Оценка психического развития ребенка от 1 года до 3 лет

Нашла еще вот такую методику (хотя по сути она повторяется)

Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности малыша, развивать его при активном участии его самого. Необходима ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень и актуальную зону его развития. Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития. Для малышей 1-го года жизни их авторами являются Э. Л. Фрухт, Н. М. Щелованов; а для ребят 2—3-го и 4-го года жизни Н. М. Аксарина, Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора.

Диагностирование отдельных сторон и уровня психического развития занимает важное место в современной педагогической практике, так как дети до 3 лет преимущественно воспитываются в семье и не охвачены системой общественного воспитания, где диагностирование является составляющей педагогического процесса. Педагоги и родители должны ориентироваться на образ ребенка как личности самоуправляемой, активной, самостоятельной и творческой.

Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важно не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление личности ребенка (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности).

Диагностика психического развития дает возможность определить ту сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Это понятие использовал Л. С. Выготский, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом.

Об отклонениях в поведении детей и методы коррекции см. приложение 3.

Ниже представлены начальные показатели нервно-психического развития детей как раннего, так и дошкольного возраста, различные методы диагностики, некоторые игры и занятия с детьми табл. 7 – 14. В следующей статье расскажем, в какие развивающие игры надо играть с детьми разных возрастов.

Оценка психического развития ребенка от 1 года до 3 лет

Оценка психического развития ребенка от 1 года до 3 лет

почему-то данная таблица закончилась на возрасте 2х лет

Читайте также:  Центр развития ребенка московский район

Источник

Возрастная шкала оценки психического развития детей от 1 года до 3 лет

Возраст

Факторы психического развития

1 г. 3 мес.

(15 мес.)

1.Произносит 20 и более слов

2.Выполняет два поручения

3.Держит карандаш и оставляет им след на бумаге

4. Держит ложку во время еды

5.Ставит один кубик на другой

6.Ходит сам, но часто падает

1 г. 6 мес.

(18 мес.)

1.Стремится связать 2 слова в предложение

2.Хочет делать все самостоятельно

3.Черкает карандашом целенаправленно и старательно

4. Пробует самостоятельно есть

5.После наблюдения повторяет указанное действие с игрушкой

6.Ходит стабильно, редко падает

1 г. 9 мес.

(21 мес.)

1.Называет 5 изображений на рисунке

2.Ищет помощи у взрослых

3.Черкает карандашом в рамках листа

4.Самостоятельно ест

5.Бросает мяч в ящик

6.Пробует бегать

2 года

(24 мес.)

1.Задает первые вопросы

2.Общается с детьми

3.Черкает вертикальные и горизонтальные линии

4.Регулирует отправление физиологических потребностей

5.Пробует ловить брошенный мяч

6.Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой

2 г. 6 мес.

(30 мес.)

1.Задает различные вопросы

2.Может связно рассказывать

3.Умеет чертить кривую замкнутую линию

4.Регулярно сообщает о физиологической потребности

5.Растегивает 3 пуговицы

6.Бегает значительно лучше

3 года

(36 мес.)

1.Может связно рассказывать

2.В игре входит в роль

3.Рисует шар, яблоко и другие предметы

4.Сам раздевается и одевается

5.Ставит 10 кубиков один на другой

6.Поднимается и спускается по ступенькам без опоры

Определение коэффициента психического развития

детей от 1 года до 3 лет (в баллах)

 С 1 года до 3 лет оценка психического развития детей может производиться 1 раз в квартал по шести основным показателям: речь, общение, культурно- гигиенические навыки, рисование, действия с предметами и моторика. С этой целью используется возрастная шкала оценки психического развития детей от 1 года до 3 лет. Все 6 показателей характеризуются особенностями своего развития в том или ином возрасте.

Исходя из таблицы, следует определить реальный возраст развития каждой функции. Для этого родителей или воспитателей, близко общающихся с ребенком просят отметить (обвести) те умения и навыки, которые уже сформированы у ребенка. При обработки результатов выбирается максимальный возрастной показатель по каждому из 6 параметров. Результаты  покажут равномерность или неравномерность психического развития. Например, моторные навыки могут соответствовать по возрасту развития 30 месяцам ( расстегивает 3 пуговицы), речи- 36 месяцам( может связно рассказывать), а общения 24 месяцам ( общается с детьми) и т.д.

 Результаты в месяцах  по каждому из показателей складываются и делятся на 6, таким образом, определяется ВПР- реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем 6 показателям. Далее по формуле рассчитывается коэффициент психического развития:

                                      КР= ВПР х 100%

                                                     КВ

 Где ВПР — реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем 6 показателям;

КВ. — календарный возраст в месяцах от рождения ребенка до даты обследования;

КР — коэффициент психического развития.

Полученный результат сравнивается с данными возрастной нормы:

Высокое развитие………………………………………….110 – 120

Нормальное развитие………………………………………107 — 90

Слабое развитие…………………………………………….87 – 80

Критический уровень развития……………………………77 – 70

Дебильность…………………………………………………67 и ниже

Источник