Оценка пропорциональности развития ребенка расчет прибавки роста

Оценка пропорциональности развития ребенка расчет прибавки роста thumbnail

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

ЦМК общеобразовательных дисциплин

Методическая разработка теоретического занятия

УТВЕРЖДАЮ

Зав. по УМР

______________Е.Г. Ярандаева

«_____»__________20___г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия

по предмету «Математика»

(специальность «Лечебное дело», 1 курс)

ТЕМА: «Газообмен в лёгких. Показатели сердечной деятельности. Расчёт прибавки роста и массы детей. Способы расчёта питания. Оценка пропорциональности развития ребенка, используя астрометрические индексы.»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Пояснительная записка

Методическая разработка теоретического занятия по теме «Газообмен в лёгких. Показатели сердечной деятельности. Расчёт прибавки роста и массы детей. Способы расчёта питания. Оценка пропорциональности развития ребенка, используя астрометрические индексы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности Лечебное дело и предназначена для проведения занятия со студентами 1 курса по дисциплине «Математика». Согласно рабочей программе и КТП на изучение данной темы отводится 2 часа. Материалы методической разработки теоретического занятия составляют три основных блока: методический, информационный и самоконтроля.

В методическом блоке даны рекомендации по работе с методической разработкой, определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия.

Информационный блок включает терминологический словарь, материалы теоретического задания, раздаточный материала для студентов.

Блок самоконтроля знаний включает в себя:

-контрольные вопросы для самоконтроля;

С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной обучающей системы, где представлены текстовый материал, иллюстративный материал, схемы и т.д., которые отражают основные моменты теоретического занятия.

Предложенные варианты внеаудиторной самостоятельной работы студентов, (написание сообщений, составление терминологического словаря, составление кроссвордов и т.д.) способствуют более углубленному и детальному изучению данной темы.

Предлагаемый в методической разработке материал может быть использован как дополнительный к учебнику для более качественного усвоения материала, обобщения ранее полученных знаний.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В соответствии с требованиями ФГОС:

Студент должен уметь:

  • решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;

  • решать задачи при освоении образовательной программы.

Студент должен знать:

  • значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;

  • основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

  • основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;

  • основы интегрального и дифференциального исчисления

  • основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятности и математической статистики, основные численные методы решения прикладных задач.

Цели занятия:

1. Дидактические: формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС:

  • участие в формировании элементов общих и профессиональных компетенций в области математики:

  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач (ОК2);

  • отпускать лекарственные средства населению (ПК 1.2.)

  • изготавливать лекарственные формы по рецептам (ПК 2.1.)

2. Развивающие:

  1. развивать способность осуществлять поиск информации;

  2. развивать способность организовывать свою деятельность, выбирать методы и способы решения поставленных задач;

  3. развивать способность принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях;

  4. развивать вычислительные навыки.

3. Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к профессии мед.работника;

— воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы;

— воспитывать толерантность;

— продолжить формирование аккуратности и точности.

Тип занятия: лекция -дискуссия

Вид занятия: теоретическое занятие

Методы обучения: частично-поисковый

Оснащение: Мультимедийная презентация

Продолжительность занятия: 90 минут.

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ.

1. Межпредметные связи

2. Внутрипредметные связи

Используемая литература:

Для студентов: Основная литература:

  1. Пехлецкий И.Д. Математика. М.,2011.

  2. Учебное пособие по математике. Иванова Н.Л., Костригина Т.А.2004г.

Для преподавателей:

  1. Данко П.Е., Попов А.Г, Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах, в 2-х ч. М., 1986

  2. Гроссман С., Тернер Дж. Математика для биологов. М., 1983

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основные этапы теоретического занятия

и их содержание

Время

мин.

Обоснование методических приемов

1. Организационный момент

Проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих.

5

С целью настроить студентов на восприятие учебной атмосферы занятия, воспитания организованности и ответственности студентов.

2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства. Актуализация знаний.

  • Сообщение темы занятия, плана теоретического занятия; информация о целях занятия, методах подачи теоретического материала. Указание на межпредметные связи и связь с будущей профессией. Актуальность темы. Мотивация.

  • Актуализация опорных знаний

10

С целью мотивации необходимости  получения знаний, использования их  в  будущей практической деятельности.

3. Изложение нового материала с использованием активных методов изложения.

План:

  1. Газообмен в лёгких. Показатели сердечной деятельности.

  2. Расчёт прибавки роста и массы детей. Способы расчёта питания. Оценка пропорциональности развития ребенка, используя астрометрические индексы

60

Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций.

5. Подведение итогов занятия.

10

С целью логического завершения занятия, создания ситуации для системного подхода в изучении дисциплины.

6. Сообщение домашнего задания

5

С целью координации самостоятельной работы студентов.

Приложение 1

Информационный блок

Газообмен в лёгких. Показатели сердечной деятельности.

Опр.6 Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – это объем воздуха, выдохнутого из легких после максимального вдоха при максимальном выдохе:

ЖЕЛ=ДО+РОвд.+РОвыд.

ДО-дыхательный объём=0,5л

РОвд. — резервный объём вдоха=1,5л

РОвыд. — резервный объём выдоха=1,5л

ЖЕЛ составляет у мужчин 3,5 — 5,0 л, у женщин – 3,0 — 4,0 л

Опр.7Минутный объем дыхания (МОД) – объем воздуха, проходящий через легкие за 1 минуту. При относительном покое взрослый человек совершает примерно 16 дыхательных движений вминуту, а объем выдыхаемого воздуха – около 500 мл.

Минутный объем дыхания (МОД):

МОД=ЧД * ДО

ЧД-частота дыхания в минуту

ДОдыхательный объем воздуха

Содержание кислорода и углекислого газа во вдыхаемом/выдыхаемом воздухе:

Кислород Углекислый газ

Во вдыхаемом воздухе

20,97%

0,03%

В выдыхаемом воздухе

16%

4%

Опр.8 Расчётные формулы для должной ЖЕЛ:

1способ:

Мужчины: ЖЕЛ=Рост(см)*0,052-Возраст(лет)*0,022-3,6

Женщины: ЖЕЛ=Рост(см)*0,041-Возраст(лет)*0,018-2,68

2способ:

ЖЕЛ=ДО+РОвд.+РОвыд.

3способ:

Мужчины: ЖЕЛ=Рост(см)*25

Женщины: ЖЕЛ=Рост(см)*20

Показатели сердечной деятельности.

Опр.9 Ударный объём крови (УОК)-это объём крови поступающий в аорту при одном сокращении сердца.

УОК показывает величину сердечного выброса и является характеристикой производительности сердца как насоса.

Вычисляется по формуле: УОК=90,97+(0,54*(САД-ДАД))-(0,57*ДАД)-(0,61*возраст)

САД-систолическое артериальное давление, у человека в покое САД=90-140мм.рт.ст.

ДАД-диастолическое артериальное давление, у человека в покое ДАД=60-90мм.рт.ст.

Опр.10 Минутный объём крови (МОК)-количество крови, перекачиваемое сердцем за 1 минуту.

МОК=УОК*ЧСС, для взрослого человека МОК=5л

где ЧСС-частота сердечных сокращений (пульс), для взрослого 60-80 уд/мин.

Пример 6

Предположим, что мы обследуем женщину- 30 лет,рост-165см, вес-60 кг.

Вычислить ЖЕЛ тремя способами, минутный объём дыхания и показатели сердечной деятельности.

Решение:

Определим ЖЕЛ разными способами:

1способ: ЖЕЛ=165*0,041-30*0,018-2,68=6,765-0.45-2,68=3,635(л)

2способ: ЖЕЛ=ДО+Ровд+РОвыд=500+1500+1500=3,5(л)

3способ: ЖЕЛ=165*20=3300(мл)=3,3(л)

4способ:(есть готовые таблицы) ЖЕЛ=3,7(л)

Определим минутный объём дыхания:

МОД=ЧД*ДО=16*500=8000(мл)=8(л)

Вычислим показатели сердечной деятельности:

УОК=90,7+(0,54*(САД-ДАД))-(0,57*ДАД)-(0,61*возраст)=90,97+0.54*(120-80)-0,57*80-0,61*30=48,67(мл)

МОК=УОК*ЧСС=48,67*70=3406,9(мл)=3,4(л)

5.Оценка пропорциональности развития ребенка, используя астрометрические индексы:

Метрическая система единиц

Основные метрические единицы:

грамм (г) – мера массы

метр (м) – мера длины,

литр (л) – мера

Расчёт прибавки роста и массы детей

При оценке физического развития ребёнка объема. Необходимо учитывать его рост, массу тела, пропорции развития частей тела. Степень физического развития зависит от генетических особенностей и от социальных условий.

Масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро изменяется под влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первые три месяца.

Долженствующий вес детей до года:

m=m (при рождении) + месячные прибавки

Долженствующий вес у детей старше 1 года:

ДВ=10,5+2n(кг), где n-число лет после года.

Где 10,5 кг – средний вес ребенка в 1 год, 2 кг — среднестатистическая прибавка в весе за 1 год.

Долженствующий вес ребёнка после 10 лет:

ДВ=30+4(n-10), где n-число лет после года.

Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребёнка. Он определяет абсолютную величину тела, созревание органов и систем, формирование функций. Процесс роста протекает неравномерно, то усиливаясь, то замедляясь.

Оценка антропометрических показателей производят двумя способами: параметрическим и центильным.

Параметрическая шкала включает в себя среднюю арифметическую норму и отклонение от неё(среднее квадратичное отклонение).Центильные таблицы показывают границы признака у определённого количества детей.

Наибольшая прибавка(энергия) роста приходится на первые три месяца жизни ребёнка.

Долженствующий рост детей до года:

ДР=l( при рождении)+ прирост (см)

12

(см)

3

3

3

2,5

2,5

2,5

1,5

1,5

1,5

1

1

1

Долженствующий рост детей от 1 года до 10 лет:

ДР=75+5n(см) , где n-число лет после года, 75- средний рост ребёнка в год, 5см-среднестатистическая прибавка в год.

Способы расчёта питания

Суточное количество молока от 0 до 10-14 дней жизни можно рассчитать:

− по формуле Зайцевой :

СКМ=2%( от массы тела ребёнка при рождении)*n, где n-дни жизни ребёнка.

-по формуле Финкельштейна:

СКМ=70n, при массе ниже 3200г

СКМ=80n, при массе выше 3200г

Антрометические индексы для взрослых

Для подростков и взрослых используют друге антропометрические индексы, отличные от детских: весоростовой, пропорциональности, стройности, осанки, развития плеча и двигательного развития, а также индекс процентного содержания жира в организме. Для девушек; отношение окружности талии к окружности бёдер(индекс лишних кг-ИЛК), отношение массы тела в кг к квадрату роста в метрах(индекс массы тела ИМТ).

ИЛК=окружность талии/ окружность бёдер – (в норме составляет 0,8)

ИМТ= отношению массы тела/к квадрату роста- (в норме18,5-25) если 25-30 избыток массы, более 30-ожирение. Для девушек норма=22-24%.

При проведении функционального обследования и оценке физического развития пациента используются следующие антропометрические индексы.

-Размер окружности грудной клетки=рост/2+(2-4)см.

-Весоростовой индекс Кетле=масса тела (г)/рост(см).

Норма у женщин 325-375, у мужчин 350-400

-Тип телосложения=(окружность грудной клетки/рост)100%

Если результат 50-55%-нормостеник, ниже 50%-астеник, выше-55%-гиперстеник.

-Жизненный индекс=ЖЕЛ/масса тела(кг)

Норма составляет: 55-60мл/кг

-Проба Штанге-задержка дыхания

Норма=40-55с.

-Проба Генчи-зажержка дыхания на выдохе, норма не менее 25-40с.

-Соотношение ЧСС и АД=ЧСС*АД(систолическое)/100, норма 85-110.

-Проба Мартине: после измерения пульса в покое( за 10 сек)исследуемый делает 20 глубоких приседаний за 30 сек. По окончании подсчитывается пульс за первые 10сек., в норме пульс восстанавливается через 2-3 мин.

Приложение 2

Вопросы для самоконтроля

  1. Газообмен в лёгких.

  2. Показатели сердечной деятельности.

  3. Расчёт прибавки роста и массы детей.

  4. Способы расчёта питания.

  5. Оценка пропорциональности развития ребенка, используя астрометрические индексы.

Лист регистрации изменений

изменения

Номера листов (страниц)

Всего листов (страниц) в документе

Вход. № сопроводительного документа и дата

Подпись

ответственного за внесение

Дата

Измененных

Новых

Аннулиро-ванных

Должность

Фамилия/Подпись

Дата

Составил

Преподаватель

Кошечкина К.А.

Согласовал

Председатель ЦМК

Методист

Кошечкина К.А.

Микка О.В.

Версия: 1.0

Стр.1из 14

Источник

Введение 2
Основная часть
1 Антропометрические исследования 4
1.1 Антропометрия 4
1.2 Факторы, определяющие и регулирующие рост ребенка. 5
1.2.1 Генетическая программа 5
1.2.2 Средовые факторы 7
1.3 Основные законы роста детей 9
2 Методика оценки показателей физического развития и выяс-
нения пропорциональности 12
2.1 Центильный метод 13
2.2 Метод Брока 16
2.3 Индексные методы 17
2.4 Другие методы 19
Заключение 21
Список литературы 23
Приложения 24

Введение
Для всестороннего представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, помимо демографических данных, заболеваемости и т. п. большое значение приобретает изучение основного критерия здоровья детского организма – физического развития, в частности пропорциональности развития.
Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи [2].
Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. . Такие факторы внешней среды, как структура и режим питания, особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, условия воспитания, перенесенные заболевания, социальные проблемы и др., могут оказывать большое влияние на физическое развитие детского организма (рост, масса На темпы физического развития влияют также наследственные (генетические и биологические) факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.
Физическое развитие растущего и формирующегося организма ребенка – это один из основных показателей настоящего и будущего здоровья ребенка. Если нарушения в пропорциональном развитии у детей значительны, то в дальнейшем повышается вероятность возникновения каких-либо заболеваний.
Физическое развитие также является одним из важнейших критериев в оценке состоянии ребенка, тесно связанный с двигательным (моторным) развитием и половым созреванием молодого организма.
Наиболее просто и наглядно развитие ребенка оценивается по различным антропометрическим показателям и они широко используются на протяжении уже длительного времени.
Сегодня особенный интерес вызывает рассмотрение динамики физического и пропорционального развития детей и подростков с начала XXI века с учётом происходящих социально-экономических изменений. Согласно данным некоторых исследователей в разных регионах РФ и за рубежом выявлены новые тенденции развития детского населения: увеличение общих размеров тела, увеличение толщины жировых складок и обхватных размеров, более ранние сроки полового созревания. Также обнаружено существенное снижение функциональных показателей, в частности, например, мышечной силы кистей рук и т. п. [9]
Цель работы: рассмотрение методов определения морфо-функционального статуса (степени и гармоничности развития) и оценки пропорционального развития детей через показатели физического развития ребенка, получаемых в ходе антропометрических исследований.
Практическое значение работы заключается в том, что на основе рас-сматриваемых вопросов можно планировать объем и характер оздорови-тельных и лечебно-профилактических мероприятий, связанных с пропор-циональным развитием детей и подростков в современное время.
………….
Список литературы
1. Безруких М.М, Сонькин В.А, Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития человека) – М.: Академия, 2014. – С.288.
2. Нагаева, Т.А. Физическое развитие детей и подростков: учебное пособие/Т.А. Нагаева, Н.И. Басарева, Д.А. Понамарева. – Томск, 2011.?101с.
3. Оценка роста и развития ребенка. / Под ред. В.В.Юрьева, М.М.Хомича. – Москва, «ГЭОТАР-МЕДИА», 2012г
4. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология / И.М. Прищепа — Минск : Новое знание, 2006. —416с.: ил.
5. Рохлов, В.С. Практикум по анатомии и физиологии человека: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 160 с.
6. Столяренко, Л.Д. Антропология: Учебное пособие. / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко, А.Б. Котова, И.А. Петрулевич. – Москва: МарТ, 2008. – 304
7. Физическое развитие детей: учебно-методическое пособие для студентов. – ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. – Иркутск: ИГМУ, 2013. – 32с. [Центильные таблицы]
8. Хомутов А. Б. Антропология. /Б.А.Хомутов. — Ростов н/Д: «Феникс», изд. 3-е, 2004. (Серия «Высшее образование») — 384 с.
9. Юрьев В.В. Рост и развитие ребенка. .Краткий справочник./ В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич. 3-е изд. — СПб: Питер. —2007.
10. Мельник, В. А. Таблицы оценки физического развития школьников: метод. рекомендации для педиатров, научных сотрудников, клинических ординаторов, аспирантов, студентов медицинских вузов / В. А. Мельник, Н. В. Козакевич, А. А. Козловский; под общ. ред. В. А. Мельника. ? Гомель: ГомГМУ, 2012. ? 32 с.

Источник

ЛЕКЦИЯ №7

ТЕМА: «Численные методы математической подготовки среднего медицинского персонала»

Актуальность темы

При выполнении своих профессиональных обязанностей медицинским работникам часто приходится производить различные математические вычисления. От правильности проведенных расчетов зависит здоровье, а иногда и жизнь пациентов. В этой лекции рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, где необходимо применение математических методов.

В хозяйственных и статистических расчетах, во многих отраслях науки части величин принято выражать в процентах. Очень часто в лабораторной практике приходится встречаться со случаями приготовления растворов с определенной массовой долей растворенного вещества, смешением двух растворов разной концентрации или разбавлением крепкого раствора водой.

Основные вопросы темы:

1.  Определение пропорции и процента.

2.  Основные типы решения задач на проценты.

3.  Расчёт процентной концентрации растворов.

4.  Газообмен в лёгких. Показатели сердечной деятельности.

5.  Оценка пропорциональности развития ребенка, используя астрометрические индексы:

-расчёт прибавки роста и массы детей;

— способы расчёта питания.

6.  Антропометрические индексы для взрослых.

1.Определение пропорции и процента.

Опр.1 Пропорцией называется равенство двух отношений: a:в=с:d(a/в=с /d)

Основное свойство пропорции: произведение крайних членов = произведению средних членов.

Опр.2 Процентом называется сотая доля какого-либо числа и обозначается — %.

Пример 1

Выразить число в процентах

0,52=0,52*100=52%

2.Основные типы решения задач на проценты.

1.Нахождение числа по указанному проценту:

Данное число делится на 100% и умножается на число %.

Пример 2

В отделении за сутки расходуется 0,5 кг хлорной извести. Во время гениральной уборки израсходовали 150% суточного количества. Сколько хлорной извести израсходовано?

Решение:

0,5/100%* 150%=0,75(кг)

2.Нахождение числа по его процентам:

Данная величина делится на число процентов и умножается на 100%.

Пример 3

Сколько сотрудников должно работать в поликлинике, если работает 32 человека, что составляет 80%.

Решение:

32/80% * 100%=40(чел)

3.Нахождение выражения одного числа в процентах другого:

Первое число умножается на 100% и делится на второе число.

Пример 4

Позвоночник состоит из 34 позвонка, из которых 5 в поясничном отделе. Какой процент составляют позвонки поясничного отдела от общего числа позвонков?

Решение:

5/34 * 100%=14,7%

3.Расчёт процентной концентрации растворов.

Опр.3 Раствор =Сухое вещество + Растворитель

X% раствора – это значит:

1. В 100 мл раствора содержится Х г сухого вещества;

2. Раствор приготовлен в соотношении Х:100.

При решении задач на проценты приходится сталкиваться с понятием «концентрация», «процентное содержание вещества в растворе».

Орп.4 Концентрация– отношение массы растворённого вещества к массе раствора.

Опр.5 Процентное содержание– отношение массы растворённого вещества к массе раствора, выраженное в процентах.

Пример 5

Какую часть составляет сухое вещество в 2% растворе?

Решение:

2%р-ор = 2/100 = 1/50.

4.Газообмен в лёгких. Показатели сердечной деятельности.

Опр.6 Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – это объем воздуха, выдохнутого из легких после максимального вдоха при максимальном выдохе:

ЖЕЛ=ДО+РОвд.+РОвыд.

ДО-дыхательный объём=0,5л

РОвд. — резервный объём вдоха=1,5л

РОвыд. — резервный объём выдоха=1,5л

ЖЕЛ составляет у мужчин 3,5 — 5,0 л, у женщин – 3,0 — 4,0 л

Опр.7Минутный объем дыхания (МОД) – объем воздуха, проходящий через легкие за 1 минуту. При относительном покое взрослый человек совершает примерно 16 дыхательных движений вминуту, а объем выдыхаемого воздуха – около 500 мл.

Минутный объем дыхания (МОД):

МОД=ЧД * ДО

ЧД-частота дыхания в минуту

ДОдыхательный объем воздуха

Содержание кислорода и углекислого газа во вдыхаемом/выдыхаемом воздухе:

Кислород Углекислый газ

Во вдыхаемом воздухе

20,97%

0,03%

В выдыхаемом воздухе

16%

4%

Опр.8 Расчётные формулы для должной ЖЕЛ:

1способ:

Мужчины: ЖЕЛ=Рост(см)*0,052-Возраст(лет)*0,022-3,6

Женщины: ЖЕЛ=Рост(см)*0,041-Возраст(лет)*0,018-2,68

2способ:

ЖЕЛ=ДО+РОвд.+РОвыд.

3способ:

Мужчины: ЖЕЛ=Рост(см)*25

Женщины: ЖЕЛ=Рост(см)*20

Показатели сердечной деятельности.

Опр.9 Ударный объём крови (УОК)-это объём крови поступающий в аорту при одном сокращении сердца.

УОК показывает величину сердечного выброса и является характеристикой производительности сердца как насоса.

Вычисляется по формуле: УОК=90,97+(0,54*(САД-ДАД))-(0,57*ДАД)-(0,61*возраст)

САД-систолическое артериальное давление, у человека в покое САД=90-140мм. рт. ст.

ДАД-диастолическое артериальное давление, у человека в покое ДАД=60-90мм. рт. ст.

Опр.10 Минутный объём крови (МОК)-количество крови, перекачиваемое сердцем за 1 минуту.

МОК=УОК*ЧСС, для взрослого человека МОК=5л

где ЧСС-частота сердечных сокращений (пульс), для взрослого 60-80 уд/мин.

Пример 6

Предположим, что мы обследуем женщину — 30 лет, рост-165см, вес-60 кг.

Вычислить ЖЕЛ тремя способами, минутный объём дыхания и показатели сердечной деятельности.

Решение:

Определим ЖЕЛ разными способами:

1способ: ЖЕЛ=165*0,041-30*0,018-2,68=6,765-0.45-2,68=3,635(л)

2способ: ЖЕЛ=ДО+Ровд+РОвыд=500+1500+1500=3,5(л)

3способ: ЖЕЛ=165*20=3300(мл)=3,3(л)

4способ:(есть готовые таблицы) ЖЕЛ=3,7(л)

Определим минутный объём дыхания:

МОД=ЧД*ДО=16*500=8000(мл)=8(л)

Вычислим показатели сердечной деятельности:

УОК=90,7+(0,54*(САД-ДАД))-(0,57*ДАД)-(0,61*возраст)=90,97+0.54*(120-80)-0,57*80-0,61*30=48,67(мл)

МОК=УОК*ЧСС=48,67*70=3406,9(мл)=3,4(л)

5.Оценка пропорциональности развития ребенка, используя астрометрические индексы:

Метрическая система единиц

Основные метрические единицы:

грамм (г) – мера массы

метр (м) – мера длины,

литр (л) – мера

Расчёт прибавки роста и массы детей

При оценке физического развития ребёнка объема. Необходимо учитывать его рост, массу тела, пропорции развития частей тела. Степень физического развития зависит от генетических особенностей и от социальных условий.

Масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро изменяется под влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первые три месяца.

Долженствующий вес детей до года:

m=m (при рождении) + месячные прибавки

Мес.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

(г)

600

800

800

750

700

650

600

550

500

450

400

350

Долженствующий вес у детей старше 1 года:

ДВ=10,5+2n(кг), где n-число лет после года.

Где 10,5 кг – средний вес ребенка в 1 год, 2 кг — среднестатистическая прибавка в весе за 1 год.

Долженствующий вес ребёнка после 10 лет:

ДВ=30+4(n-10), где n-число лет после года.

Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребёнка. Он определяет абсолютную величину тела, созревание органов и систем, формирование функций. Процесс роста протекает неравномерно, то усиливаясь, то замедляясь.

Оценка антропометрических показателей производят двумя способами: параметрическим и центильным.

Параметрическая шкала включает в себя среднюю арифметическую норму и отклонение от неё(среднее квадратичное отклонение).Центильные таблицы показывают границы признака у определённого количества детей.

Наибольшая прибавка(энергия) роста приходится на первые три месяца жизни ребёнка.

Долженствующий рост детей до года:

ДР=l( при рождении)+ прирост (см)

мес.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

(см)

3

3

3

2,5

2,5

2,5

1,5

1,5

1,5

1

1

1

Долженствующий рост детей от 1 года до 10 лет:

ДР=75+5n(см) , где n-число лет после года, 75- средний рост ребёнка в год, 5см-среднестатистическая прибавка в год.

Способы расчёта питания

Суточное количество молока от 0 до 10-14 дней жизни можно рассчитать:

− по формуле Зайцевой :

СКМ=2%( от массы тела ребёнка при рождении)*n, где n-дни жизни ребёнка.

-по формуле Финкельштейна:

СКМ=70n, при массе ниже 3200г

СКМ=80n, при массе выше 3200г

СМК ребенка Возраст (мес)

Доля от массы тела ребенка

до 2-х мес.

1/5

2 – 4

1/6

4 – 6

1/7

>6

1/8

После 6 мес. суточный объем не более 1 литра

6.Антрометические индексы для взрослых

Для подростков и взрослых используют друге антропометрические индексы, отличные от детских: весоростовой, пропорциональности, стройности, осанки, развития плеча и двигательного развития, а также индекс процентного содержания жира в организме. Для девушек; отношение окружности талии к окружности бёдер(индекс лишних кг-ИЛК), отношение массы тела в кг к квадрату роста в метрах(индекс массы тела ИМТ).

ИЛК=окружность талии/ окружность бёдер – (в норме составляет 0,8)

ИМТ= отношению массы тела/к квадрату роста- (в норме18,5-25) если 25-30 избыток массы, более 30-ожирение. Для девушек норма=22-24%.

При проведении функционального обследования и оценке физического развития пациента используются следующие антропометрические индексы.

-Размер окружности грудной клетки=рост/2+(2-4)см.

-Весоростовой индекс Кетле=масса тела (г)/рост(см).

Норма у женщин 325-375, у мужчин 350-400

-Тип телосложения=(окружность грудной клетки/рост)100%

Если результат 50-55%-нормостеник, ниже 50%-астеник, выше-55%-гиперстеник.

-Жизненный индекс=ЖЕЛ/масса тела(кг)

Норма составляет: 55-60мл/кг

-Проба Штанге-задержка дыхания

Норма=40-55с.

-Проба Генчи-зажержка дыхания на выдохе, норма не менее 25-40с.

-Соотношение ЧСС и АД=ЧСС*АД(систолическое)/100, норма 85-110.

-Проба Мартине: после измерения пульса в покое( за 10 сек)исследуемый делает 20 глубоких приседаний за 30 сек. По окончании подсчитывается пульс за первые 10сек., в норме пульс восстанавливается через 2-3 мин.

Источник