Оценка пропорциональности развития ребенка формулы
https://medecinskayaencyclopedia.ru/index.php/pediatria/160-fizicheskoe-razvitie-detey-ocenka-fizicheskogo-razvitia
Физическое
развитие детей. Оценка физического
развития детей.
«Педиатрия»
Физическое
развитие детей — это динамический
процесс роста и биологического созревания
ребенка в том или ином периоде детства.
Критерии оценки физического развития.
Основными
критериями оценки физического развития
ребенка являются:
— масса
тела;
— длина тела
(рост);
— окружность
головы;
— окружность
грудной клетки;
—
пропорциональность этих показателей.
Наиболее
интенсивно развитие ребенка происходит
во внутриутробном (гестационном) этапе.
Для
определения нормативных показателей
физического развития плода применяются
такие методы. Масса тела плода при
гестационном возрасте 25-42 недель
высчитывается по формуле: в среднем у
30-недельного плода масса тела равняется
1300 г, на каждую предыдущую неделю
отнимается 100 г, на каждый следующий
прибавляется 200 г.
При рождении
доношенного ребенка масса тела в среднем
составляет у мальчиков 3 500 г, у девочек
3 350 г. Допустимые нормативные колебания
массы тела от 2 700 г до 4 000 г. Если масса
тела при рождении превышает 4 000 г, ребенок
считается большой.
Длина тела
у новорожденного имеет особое значение
как показатель зрелости организма. В
норме она равняется 50 см (соответственно
у мальчиков и девочек — 50,7 см и 50,2 см).
Допустимые колебания — 46-56 см
Окружность
головы у ребенка при рождении равняется
34-36 см, окружность грудной клетки — 32-34
см. Методика определения и расчет
показателей физического развития
здорового ребенка.
Масса тела.
Правила измерения массы тела такие.
Перед каждым использованием весов, на
которых определяется масса ребенка,
нужно проверить ее ровное горизонтальное
расположение и отрегулировать. Ребенок
до 6 месяцев укладывается на специальные
детские весы в положении на спине. Малыш
старше 6-7 месяцев может находиться на
таких же весах в сидячем положении.
Если это
не противопоказано по состоянию здоровья,
ребенка раздевают и кладут на заранее
застеленный пеленкой лоток весов головой
на ее широкую часть. От полученной
суммарной величины массы отнимается
вес пеленки (и другой одежды, если малыш
был одет). Ребенок после года при измерении
массы тела находится в стоячем положении
на медицинских весах.
Для
определения точного показателя веса
ребенка рассмотренная методика проводится
утром, до первого кормления, после
выделения мочи и кала. В первые дни жизни
ребенка вес тела несколько уменьшается,
что называется физиологическая потеря
веса. Физиологическая потеря массы тела
обусловлена такими факторами: в первые
дни жизни ребенок получает небольшое
количество материнского молока при
потере большого количества энергии,
так как сразу после рождения вступают
в действие все органы и системы
новорожденного.
Три четверти
утраченной массы тела связаны с выделением
жидкости без ощущения этого процесса
через кожу. А также жидкость теряется
через дыхательную систему, которая
включается в работу после рождения.
Выделение мочи, отпадение пупкового
канатику и подсыхание пупковой ранки
— это тоже причины уменьшения массы
тела новорожденного.
Для расчета
надлежащей массы тела (НМТ) ребенка
первого года жизни используются такие
показатели: ежемесячно в первом полугодии
вес увеличивается на 800 г, на втором –
на 400 г.
Длина тела.
Правила измерения длины тела такие.
Ребенок первого года укладывается на
горизонтальном ростомере, покрытом
пеленкой. Голова ребенка располагается
возле неподвижной стенки ростомера.
Нижние конечности в разогнутом положении
прижимаются к деревянной поверхности.
К стопам прикладывается подвижная
планка ростомера.
Длина тела
ребенка равняется расстоянию от
недвижимой стенки к подвижной планке.
Длина старших детей измеряется в стоячем
положении на стандартном деревянном
ростомере. Ребенок прижимается к
вертикальной планке затылком, участком
позвоночника между лопатками, крестцом
и пятами.
Голова
располагается в таком положении, чтобы
между нижним веком и верхним краем
внешнего слухового прохода визуально
проводилась горизонтальная линия. Руки
опущены вдоль туловища, пальцы разогнуты
в суставах, ладони направлены на бедра.
В таком положении к голове опускается
подвижная пластина ростом е р а, и место
ее остановки указывает на длину тела
ребенка.
Окружность
головы измеряется сантиметровой лентой.
Она прикладывается позади на месте
максимального выпячивания затылочного
бугра, впереди — по надбровным дугам.
Окружность грудной клетки в грудном
возрасте измеряется в лежачем положении,
со второго года жизни — в стоя ч ем
положении.
Сантиметровая
лента у кладывается позади под углами
лопаток, впереди — над сосками. У девочек
в пубертатном периоде лента впереди
прикладывается над грудными железами
на уровне IV ребра.
Возрастные
показатели увеличения окружности
грудной клетки такие:
I полугодие
— по 2 см ежемесячно;
II полугодие
— по 0,5 см ежемесячно;
До 10 лет —
по 1,5 см ежегодно;
До 15 лет —
по 3 см ежегодно.
Для выяснения
гармоничности, пропорциональности
физического развития используются
индексы Чулицкой и Эрисмапа. Расчет
индекса упитанности Чулицкой (отечественный
врач XX столетие) у детей до 8 лет проводится
по формуле: три окружности плеча +
окружность бедра + окружность голени —
длина тела. При измерении окружностей
плеча, бедра и голени сантиметровая
лента прикладывается на местах наиболее
развитых мышц, т.е. широчайших отделов
соответствующих частей в горизонтальной
плоскости.
Возрастные
нормативные показатели:
грудной
возраст — 20-25 см,
2-3 года — 20
см,
6-7 лет -10-15
см,
до 8 лет —
уменьшается до 6 см.
При трактовке
полученного результата следует помнить,
что индекс зависит от упитанности
ребенка (три первых показателя) и его
роста (последний показатель).
Таким
образом, уменьшение индекса может быть
как при гипотрофии, истощении, так и при
значительном увеличении длины тела. А
увеличение индекса Чулицкой возникает
в случае паратрофии, ожирения или
значительной задержки роста. Индекс
Брисмана рассчитывается по формуле (до
15 лет): Объем груди — 1/2 длины тела.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
С появлением малыша на свет медики первым делом проводят ряд манипуляций для оценки его физического развития. Сначала это чисто визуальная оценка на соответствиие показателей роста и веса ребенка нормам.
По мере взросления малыша педиатры наблюдают за ним, пробуют вступить в контакт для определения уровня его развития. Такой метод оценки носит название эмпирического, что в переводе с греческого означает «опытный». Важно отдавать себе отчет в том, что оценка такого рода не может быть максимально точной.
С момента появления педиатрической науки ученые постоянно разрабатывают разнообразные нормативные таблицы, с помощью которых становится возможной адекватная и точная оценка физического развития ребенка.
Главная сложность работы педиатра заключается в том, что сам малыш до определенного возраста не в состоянии указать на то, что с ним происходит. Нужно учитывать, что чем младше ребенок, тем быстрее он меняется. А это значит, что данные физического развития малыша и возраст связаны напрямую.
Именно поэтому так важно сначала определить, насколько соответствуют показатели развития крохи нормам для его возраста, прежде чем выявлять отклонения, если таковые имеются.
Основная причина возникновения нарушений в ходе развития малыша — это болезни, протекающие в организме. В задачу родителей входит контролировать процесс развития ребенка, сверяя его данные с нормой для выявления возможных отклонений. Важны следующие антропометрические показатели:
- рост;
- вес;
- окружности тела;
- общие пропорции тела.
Своевременно выявить отклонения у ребенка гораздо больше шансов у мамы и папы, чем у педиатра, ведь они видят малыша каждый день и могут анализировать его данные постоянно. Родители должны следить за уровнем развития малыша и периодически проводить измерения, обращая внимания на очевидные отклонения от нормы.
Рост — важный показатель физического развития
По каким принципам изменяется рост ребенка? Сразу стоит отметить, что именно рост считается прямым отражением процесса развития. Если ребенок плохо растет, значит процесс развития задерживается или имеет отклонения. Именно своевременное увеличения длины детского тела будет подтверждением того, что все идет по плану.
Основные факторы, влияющие на показатели роста:
- качество и режим питания;
- соблюдение режима сна;
- наследственность.
С питанием здесь все ясно. Растущему организму очень важно получать в нужном количестве белки, углеводы, жиры, минеральные вещества и, конечно же, витамины. Относительно наследственности все немного сложнее.
За рост отвечают сотни генов, которые будут воздействовать на организм вплоть до совершеннолетия ребенка. На раннем этапе можно определить воздействие генов родителей на рост с помощью известной формулы Таннера. Важную роль в формировании показателей играют гормоны в костно-хрящевой ткани.
Дополнительно можно отметить воздействие внешних факторов на рост ребенка. Речь идет об условиях проживания, физических нагрузках и атмосфере, окружающей ребенка.
Считается, что рост замедляется при повышенных или недостаточных физических нагрузках.
Нужно понимать, что до 18 лет детям противопоказаны серьезные вертикальные нагрузки, вместе с тем такие игры, как волейбол, теннис, баскетбол, способствуют росту.
. Наиболее активным временем роста считается утренний сон. Именно поэтому хронические недосыпания также могут стать причиной отклонений в показателях роста.
Еще одно заключение ученых — остановка в росте может быть связана с дефицитом любви в семье. Малыши гораздо интенсивнее растут, когда их окружают любовью и заботой, тогда как чувство апатии, сильные психические нагрузки и постоянная угроза могут стать причинами замедления роста.
В период серьезных психологических встрясок рост также имеет свойство замедляться. Например, в периоды адаптации к общеобразовательным учреждениям, как правило, дети растут не так интенсивно. К таким же встряскам можно отнести конфликты в школе, семье.
Рост ребенка во многом зависит от пола. Мальчики обычно растут медленнее девочек, но в конечном итоге превосходят их по росту.
Кроме того, на показатели роста могут влиять расовые и национальные принадлежности. Так, если ребенок имеет в роду предков-скандинавов, то, скорее всего, рост у него будет выше нормы для детей его возраста.
Развитие ребенка: как изменяются пропорции тела
Пропорции тела на протяжении взросления меняются, прежде всего из-за неравномерного роста скелета.
Оценка индексов пропорциональности позволяет врачам с максимальной четкостью определить биологический возраст ребенка (биологическим считается возраст с момента зачатия эмбриона в утробе).
Один из индексов может быть определен без помощи специалиста в домашних условиях. По результатам можно будет понять, готов ли ребенок к школе.
Речь идет о филиппинском тесте, когда малыша просят дотянуться рукой через макушку до мочки уха. Если дошкольник этого сделать не сможет, то его мозг недостаточно созрел для обучения в школе и не сможет справиться со школьной программой. Если к этому времени у ребенка нет ни одного коренного зуба, то в первый класс идти еще рано. Таким детям нужно будет еще год побыть дома, чтобы избежать проблем со здоровьем в результате непосильной для них нагрузки.
Соматометрические измерения: показатели
Чтобы оценить уровень физического развития ребенка с помощью таблиц, необходимо научиться измерять его данные правильно. Рассмотрим особенности этих процессов.
Как измерить рост. Оценка длины тела у маленьких детей проводится с помощью обычного сантиметра на столе. До начала процедуры ленту нужно будет растянуть и закрепить. Можно использовать рулетку или линейку. Ребенка кладут на стол головкой к стене с нулевой отметкой сантиметровой ленты.
Важно стараться уложить ребенка максимально ровно, выпрямить ему ножки в коленях. Удобнее всего делать это после сна, когда малыш не слишком активен. Если малыш сам не выпрямляет коленки, можно слегка на них надавить, после чего приставить линейку и измерить длину его тела.
Детей более старшего возраста можно легко измерять домашним ростомером — бумажной настенной вертикальной линейкой. Для получения точных данных ребенка нужно будет поставить на пол спиной к ростомеру таким образом, чтобы тело его было абсолютно прямым, а стопы сдвинутыми.
Чтобы получить максимально точный результат, нужно проследить, чтобы ребенок касался стены в трех основных точках: в области спины, ягодиц и пяток. На макушку можно положить тонкую книгу или фанеру перпендикулярно туловищу, после чего сделать отметку и проверить показания.
Определение массы тела. Проще всего взвешивать младенцев с помощью электронных точных весов, таким образом, чтобы кроха лежал точно в центре. Совсем маленьких взвешивают лежа, более старших — сидя или даже стоя. Определение массы тела проводится до завтрака рано утром после опорожнения кишечника и мочевого пузыря.
Оценка окружности груди. Измерить грудь можно простым сантиметром. Обхват делают под лопатками и до верхней точки сосков. У девочек с большой грудью измерения производят над грудными железами.
Как измерить окружность головы. Сантиметром обхватите голову на выпуклой части затылка через надбровные дуги.
Физиометрические показатели: оценка
К физиометрическим признакам относят:
- экскурсию грудной клетки;
- силу сжатия кисти;
- жизненную ёмкость легких.
Экскурсию грудной клетки вычисляют, вычитая показатели окружности груди во время выдоха из показателей окружности груди во время вдоха.
Вместительность легких определяют вместе с анализом показателей силы дыхательных мышц. Простыми словами, речь идет об определении максимального количества воздуха, которое ребенок может вдохнуть.
Для измерения используют специальный портативный спирометр. Измерения проводят несколько раз с перерывом в 15 секунд, после чего фиксируют наибольший результат.
На эту величину оказывают влияние:
- возраст;
- пол;
- пропорции тела;
- степень физической подготовки.
У девочек, как правило, жизненная емкость легких меньше, чем у мальчиков.
Мышечную силу рук измеряют для определения степени развития мускулатуры. Для этого используют гидравлический динамометр. Во время измерения ребенку предлагают сжать прибор в вытянутой вперед руке. Измерения проводят три раза, после чего фиксируют наибольший результат.
Таблицы-шкалы регрессии: способ оценки
Оценка физических показателей также может проводиться с помощью таблицы-шкалы регрессии. В основе таблицы лежит длина тела, показатели которой представлены от минимума до возможного максимума с сантиметровым интервалом и разделением на пять групп.
Современные дети в большинстве своем имеют показатели роста средней, выше средней и высокой группы, тогда как низкая группа встречается в исключительно редких случаях. Для каждого из показателей роста дополнительно вычислены средние значения массы тела и окружности грудной клетки с учетом их взаимосвязи.
Оценка развития ребенка с помощью таблицы-шкалы регрессии проводится только после определения группы, к которой относится рост ребенка. После чего выбирают соответствующие этим показателям данные массы и окружности груди и сравнивают фактические данные с табличными для получения заключения.
Такие таблицы составляют на основании региональных стандартов для детей в каждой возрастной группе. Рассчитывать на оценку «нормальное развитие» могут дети, у которых показатели длины тела относятся к группе ниже средней, выше средней или средней в соответствующей таблице с минимальным отклонением массы тела. Все остальные варианты показателей будут считаться нарушениями, которые также можно будет сгруппировать по степени тяжести.
Заключение
Оценка физически особенностей развития ребенка проводится путем анализа его индивидуальных показателей и последующего их сравнения с нормативными. Наиболее точный метод — антропометрические исследования.В этом случае пользуются двумя способами: антропометрических точных стандартов и приблизительных расчетов.
Первый вариант более надежный, так как в этом случае проводят сравнение антропометрических данных с нормативными, учитывая возраст и пол малыша.
Второй вариант не такой точный и больше используется педиатрами при необходимости оказания срочной помощи вне стен больницы. Интервал отклонений составляет плюс/минус 7%. С помощью такого метода измерения можно будет получить лишь приблизительные данные о том, насколько физическое развитие ребенка соответствует норме.
Источник
Физическое
развитиеребёнка — это
совокупность морфологических и
функциональных признаков в их
взаимосвязи и зависимости от окружающих
условий, характеризующих процесс
созревания в данный момент времени.
В
клинической педиатрии термин «физическое
развитие» трактуется как динамический
процесс роста (увеличение длины, массы
и развитие отдельных частей тела) и
биологического созревания ребенка в
различные периоды детства.
Алгоритм
оценки физического развития
Определение
паспортного возраста
Измерение | Измерение | Измерение | Измерение |
Оценка
результатов измерения
Оценка
гармоничности физического развития
Заключение
по физическому развитию
Определение
паспортного возраста ребёнка:
Дата
измерения — Дата рождения = Паспортный
возраст ребенка
Измерение
массы тела:
Вес
детей до 18 мес должен измерять на весах
с возможностью «обнуления шкалы»,
калибровки и возможностью оценить
прибавку веса до 10 г.
Детей
следует взвешивать либо голыми, либо в
чистом подгузнике.
Взвешивание
лучше проводить в утренние часы.
Для
этого следует положить ребёнка на весы,
зафиксировать на шкале его массу тела,
записать показатели.
Вес
детей старше 18 месяцев следует взвешивать
на весах со шкалой деления 100 г.
Взвешивание
лучше проводить в утренние часы, с
минимальным количеством одежды.
Для
взвешивания следует поставить ребёнка
на весы, зафиксировать на шкале его
массу тела, записать показатели.
Измерение
длины тела и роста:
Ребёнка
до 2 лет следует измерять в лежачем
положении (дина тела), ноги должны
упираться в фиксированную перегородку
измерительного стола.
Ребёнка
следует положить так, чтобы:
-голова
упиралась в стационарную перегородку
-ноги
были выпрямлены
—
пятки «смотрели» на ножную перегородку,
пальцы ног – вверх.
При
правильном положении ребёнка зафиксировать
его длину, записать показатели.
Рост
ребёнка с 2 до 18 лет следует измерять с
использованием стадиометров (ростомеров),
когда он стоит спиной к шкале, сверху
подвижный ограничитель. Измерения лучше
проводить в утренние часы, на выдохе,
положение головы – верхний край уха и
глаз располагаются на одной горизонтальной
прямой
Ребёнка
поставить без обуви и головного убора
прямо, спиной к шкале, стопы полностью
на полу, ноги разогнут. Пятки, ягодицы,
лопатки прижаты к шкале.
При
правильном положении ребёнка зафиксировать
его длину, записать показатели.
Измерение
окружности головы:
Этот
параметр необходимо определять только
у детей до 36 мес.
Измерение
окружности головы производят по
«окципитально-фронтальной» окружности
— наибольшей окружности головы с точностью
до 1 см.
Следует
использовать гибкую не растягивающуюся
градуированную ленту.
Накладывают
ленту по линии над бровями, затем — над
ушами, сзади- по самой широкой части
головы.
При
правильном положении ленты зафиксировать
показатели, записать результаты.
Измерение
окружности груди:
Следует
использовать гибкую не растягивающуюся
градуированную ленту.
Измерения
следует проводить у раздетого ребёнка,
на выдохе, с опущенными руками.
В
положении стоя или сидя расположить
ленту спереди на уровне сосковой линии,
сзади — подлопаточной.
При
правильном положении ленты зафиксировать
показатели, записать результаты.
Оценка
результатов измерения.
По
лученные показатели могут быть переведены
в процентили или Z-показатели.
Найти
положение полученных измерений в
центильных интервалах по
таблицам
стандартов для каждого показателя в
зависимости от возраста и пола ребенка.
Центильные
распределения наиболее строго и
объективно отражают распределение
признаков среди здоровых.
Колонки
центильных таблиц показывают количественные
границы признака у определенной доли
или процента (центиля) детей данного
возраста и пола. При этом за средние или
условно нормальные величины принимаются
значения, свойственные половине здоровых
детей данного пола и возраста в интервале
от 25 до 75 центиля
Каждый
измеряемый признак (рост, масса тела,
окружность груди)
может
соответственно быть помещен в свою
область, или свой
≪коридор≫,
центильной шкалы в соответствующей
таблице. Никаких
расчетов
при этом не производится. В зависимости
от того, где
расположен
этот ≪коридор≫,
можно формулировать оценочное
суждение
и принимать врачебное решение.
В
одномоментной оценке принято относить
к вариантам нормы
измерения,
отнесенные к 3-5 интервалам, т.е. в зону
от 10 до 90 центиля.
Следует
считать, что положение показателей в
зонах 2 и 6 интервалов
(кроме
длины тела) является основанием для
включения ребенка в
группу
≪наблюдения≫
участкового педиатра и отнесения ко
2-й группе здоровья.
Положение
показателей в зонах 1 и 7 интервалов
свидетельствует о
необходимости
углубленного исследования для
дифференцировки
возможных
заболеваний.
Найти
положение полученных измерений в
центильных интервалах по
таблицам
стандартов для каждого показателя в
зависимости от возраста
и
пола ребенка.
Z-показатель
или стандартное отклонение является
более точным прогностическим фактором,
особенно у детей, которые оказываются
ниже 5-го или выше 95-го центиля.
Современные
графики Z-показателя (номограммы) массы
тела, роста имеют ось Х (для возраста) и
ось У (для веса, длины/роста, окружности
головы).
Полученные
значения массы тела, длины/роста,
окружности головы нужно нанести на
графики Z-показателя. По горизонтали
(ось Х) найти возраст ребёнка, используя
линейку начертить вертикальную линию
из данной точки. По вертикали (ось У)
найти измеренное значение веса,
длины/роста, окружности головы. Используя
линейку начертить горизонтальную линию
до её пересечения с осью Х. Место
пересечения обозначить точкой.
При
интерпретации результатов Z-критерия
за средние значения принимается интервал
-1+1. По рекомендациям ВОЗ значения Z=
-2и -3 для роста являются показателями
задержки роста, для веса -недостаточного
веса и исхудания. Значения Z=+2
и +3 для массы могут расцениваться как
проблемы с ростом, по графикам соотношения
веса к росту — как избыток массы тела и
ожирение.
Оценка
гармоничности физического развития:
Находят
разность между максимальным и минимальным
номерами
коридоров
центильной шкалы, полученных для массы,
роста и
окружности
груди относительно возраста. Если
разность равна 0 либо 1
– физическое
развитие гармоничное, если разность
равна 2 – физическое
развитие
дисгармоничное, если разность равна 3
и более –физическое
развитие
считают резко дисгармоничным.
Заключение
по физическому развитию.
Даётся
заключение о соответствии фактических
антропометрических данных долженствующим
по сравнению с таблицами перцентелей
или графиков Z-
показателей.
Формулируется
общая оценка антропометрических данных
и степень гармоничности физического
развития.
Соседние файлы в папке Навыки студентов
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник