Оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста
Фамилия, Имя ребенка _____________________________ Возраст: ____лет______мес
Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность особенностей развития ребенка Вашей группы. Это поможет Вам и другим специалистам ДОУ организовать эффективное развитие и помощь ребенку. Необходимо, не пропуская ни одного утверждения, отметить (обвести кружочком в соответствующей графе) только одно из трех значений: “0”, “1” или “2”, что характеризует выраженность данного показателя поведения или развития на текущий момент.
Если показатель выражен очень незначительно или отсутствует, отмечается значение “0”; если показатель отмечается, но не постоянно – “1”; показатель характерен для ребенка и проявляется часто – “2”. Будьте внимательны, не пропускайте утверждений.
№
пп.
Анализируемый показатель
Незначителен или
отсутствует
Отмечается, но не постоянно
Характерен для ребенка и наблюдается часто
I.
Поведение ребенка
1.
Импульсивен, двигательно расторможен. Нуждается в многократном повторении инструкций и постоянном контроле взрослого
1
2
2.
С трудом подчиняется правилам, не реагирует на замечания, много и часто возбужден неусидчив, на занятиях неусидчив.
1
2
3.
Тормозим. Не сразу включается в работу, долго «раскачивается», постоянно нуждается в организующей помощи взрослого.
1
2
4.
Неуверен в своих силах. Боязлив, тревожен и робок. Часто плачет.
1
2
II.
Темповые характеристики деятельности
Сумма по I гр:
5.
Заторможен, медлителен, не успевает за другими детьми
1
2
6.
Темп деятельности неравномерен. Быстро устает, теряет интерес, бросает занятия.
1
2
7.
На занятиях невнимателен, много отвлекается, не успевает за другими детьми, допускает много ошибок.
1
2
8.
Пытается делать все быстро, но работает хаотично, выполняет задания непродуктивно.
1
2
III.
Познавательное развитие
Сумма по II гр:
9.
Имеет низкую познавательную активность (затрудняется в ответах на простые вопросы и выполнения простых заданий)
1
2
10.
Постоянно нуждается в дополнительной помощи при выполнении заданий, объяснениях и показе.
1
2
11.
Объем представлений об окружающем мире недостаточен по сравнению со сверстниками
1
2
12.
Познавательное развитие своеобразно, имеет обширные знания в отдельных «узких» областях.
1
2
IY.
Речевое развитие
Сумма по III гр:
13.
Речевое развитие в целом явно недостаточно по сравнению со сверстниками
1
2
14.
Словарный запас беден, имеются выраженные нарушения грамматического строя речи
1
2
15.
Речевое развитие опережающее, говорит «как взрослый», может «пофилософствовать».
1
2
16.
Малоразговорчив. старается говорить односложно, предпочитает жесты
1
2
Сумма по IY гр:
№
пп.
Анализируемый показатель
Незначителен или
отсутствует
Отмечается, но не постоянно
Характерен для ребенка, наблюдается часто
Y.
Развитие навыков самообслуживания и опрятности
17.
Навыки опрятности сформированы недостаточно
1
2
18.
Навыки самообслуживания сформированы недостаточно
1
2
19.
Не «вписывается» в режимные моменты группы
1
2
20.
При сформированных навыках самообслуживания может ничего не делать сам.
1
2
YI.
Игра и общение со сверстниками и взрослыми
Сумма по Y гр:
21.
Предпочитает играть в одиночестве, малоконтактен как со сверстниками, так и со взрослыми. Игра может быть стереотипной
1
2
22.
Конфликтует с детьми, много дерется, злится
1
2
23.
Не умеет самостоятельно поддержать игру, постоянно требуется включение взрослого в игру. Не понимает сущности игры
1
2
24.
Чрезмерно общителен, ко всем «пристает», не чувствует, когда дети не хотят с ним играть.
1
2
YII.
Эмоциональные особенности
Сумма по YI гр:
25.
Фон настроения повышен, многоречив, «всюду лезет».
1
2
26.
Наблюдаются эмоциональные «перепады» (аффективные «вспышки»), может быть эмоционально неадекватен.
1
2
27.
Настроение снижено, плаксив, упрям, может проявлять негативизм
1
2
28.
Агрессивен по отношению к детям и/или взрослым
1
2
YIII
Моторное развитие
Сумма по YII гр:
29.
Нарушена общая координация. Неуклюжий, неловкий
1
2
30.
Развитие графической деятельности (рисунок) не соответствует возрасту
1
2
31.
Неуспешен на занятиях ручной деятельности.
1
2
32.
В основном все делает левой рукой
1
2
Сумма по YIII гр:
Дата __________________ Воспитатель ______________ ____________
Источник
Педагогическая характеристика
(оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста)
Ф.И.О. ребенка _______________________________________________________
Дата рождения __________________ Возраст на момент заполнения __________
Группа ______________________________________________________________
Оцениваемая характеристика
1. Внешний вид_______________________________________________________
2. Поведение в группе _________________________________________________
3. Игра в общение с детьми и взрослыми (умеет/ не умеет занять себя игрой, организует/ не организует самостоятельную игру, бесцельно ходит по группе, мешает другим детям. Интерес к игрушкам: формальный (интерес пропадает, как только ребенок получает игрушку в руки). Проявляет/ не проявляет интерес к игрушкам. Использование игрушки: адекватно, неадекватно, стереотипно. Является в сюжетной игре ведущим/ ведомым. Отсутствуют/не отсутствуют элементы творчества, фантазии._________________________________________
________________________________________________________________________________
4. Речевое развитие (нарушения произношения звуков; речь неразборчива, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих; объем словарного запаса соответствует возрасту; словарь беден (неточен, ограничен обиходно-бытовой тематикой); не всегда точно использует слова; опыт речевого общения беден; самостоятельно высказываться затрудняется) _____________________________________________________
5. Социально-бытовые навыки (сформированы/ не сформированы, недостаточно сформированы) __________________________________________________________________
6. Отношение к занятиям (правильно реагирует на замечания взрослого; охотно принимается за выполнение заданий, не дослушав объяснения; легко заинтересовывается, но быстро теряет интерес к работе; запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен; инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно) ___________________________________________________________________
7. Темповые характеристики деятельности (темп деятельности: быстрый, замедленный; деятельность целенаправлена) _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
8. Моторное развитие (движения неловкие, медлительные; ограничен объем активных движений; трудности при имитации движений: «как идет солдат, летит птица, как режут хлеб» и т.д.; мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках; трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений)______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
9. Дополнительные особенности развития ребенка (его положительные или отрицательные качества) _______________________________________________________________________
10. Разделы программы, которые вызывают наибольшие затруднения, или, наоборот, очень легко даются ребенку _____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Дата «_____» _________________________20___г.
Подпись педагога ________________________ / ____________________ /
Представление педагога-психолога на воспитанника ДОУ
Ф.И.О. ребенка __________________________________________________________________
Дата рождения _______________ Возраст на момент обследования ______________________
Группа _________________________________________________________________________
Запрос специалистов/родителей ____________________________________________________
1. Внешний вид и поведение в ситуации обследования _________________________________
________________________________________________________________________________
2. Темп работы и работоспособность________________________________________________
3. Общая осведомленность ребенка (социально-бытовая ориентация) ____________________
_______________________________________________________________________________
4. Характеристика моторики, в т.ч. графической деятельности __________________________
_______________________________________________________________________________
6. Особенности памяти:
Слухоречевая ___________________________________________________________________
Зрительная ______________________________________________________________________
Опосредованная _________________________________________________________________
7. Особенности восприятия:
Цвет ___________________________________________________________________________
Форма _________________________________________________________________________
Величина _______________________________________________________________________
Пространства ___________________________________________________________________
8. Особенности внимания:
Концентрация __________________________________________________________________
Объем _________________________________________________________________________
Переключаемость _______________________________________________________________
Устойчивость __________________________________________________________________
9. Особенности мышления:
Уровень развития мышления:
— наглядно-действенное _________________________________________________________
— наглядно-образное ____________________________________________________________
— элементы словесно-логического _________________________________________________
Классификация _________________________________________________________________
Обобщение ____________________________________________________________________
Анализ и синтез ________________________________________________________________
10. Особенности воображения ____________________________________________________
11. Особенности речевого развития _________________________________________________
12. Особенности эмоционально-личностной сферы ___________________________________
13. Особенности мотивационно-волевой сферы ______________________________________
14. Характер межличностных отношений ___________________________________________
15. Заключение педагога-психолога _______________________________________________
________________________________________________________________________________
16. Рекомендации ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Дата «______» __________________________20____г.
Подпись специалиста __________________________
Источник
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________ Возраст_______
Дошкольное учреждение __________________________________(группа)_____________________
Педагог-воспитатель___________________________________________________________________
Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность некоторых поведенческих характеристик ребенка, находящегося в Вашей группе. Это поможет другим специалистом организовать адекватную работу с ребенком. Необходимо, не пропуская ни одного признака поведения (развития), отметить (поставить крестик или галочку) только одно на трех значений: «О», «1» или «2», что характеризует выраженность данной характеристики в настоящий момент. Значение «0» — показывает, что данный признак поведения (развития) отсутствует, «1» — признак выражен в средней степени, «2» — означает, что данный признак выражен в значительной степени. Постарайтесь работать внимательно, не пропуская утверждений.
Если Вы сомневаетесь, кок отмечать ту или иную характеристику поведения (развития) ребенка, вспомните, как вел себя ребенок в недавнем прошлом.
№ п/п | Оцениваемая характеристика | Отсут | Слаб | Знач |
Баллы: | ||||
I.Внешний вид. Отношение родителей | ||||
1. | Ребенок неопрятен. Родители не уделяют внимания его внешнему виду и одежде | | | |
2. | Ребенка забирают из сада одним из последних | |||
3. | Родители мало общаются с воспитателями, не уделяют достаточного внимания ребенку | | | |
4. | Родители не интересуются жизнью группы и потребностями детского сада | | | |
II. Поведение в группе | ||||
5. | Не сразу воспринимает требования воспитателя (как бы «отсутствует») | |||
6. | Не выполняет правила распорядка жизни группы | |||
7. | Неуверен, боязлив, плаксив без видимых причин | |||
8. | Двигательная и речевая расторможенность. Нуждается в контроле и многократном повторении требований взрослого | | | |
III.Игра и общение с детьми и взрослыми | ||||
9. | Предпочитает играть в одиночестве | |||
10. | Конфликтует с детьми, часто дерется, кричит | |||
11. | Не умеет поддержать игру | |||
12. | Плачет. Очень ждет родителей, мало контактен со взрослыми | |||
IV. Речевое развитие | ||||
13. | Речь невнятная. Имеются трудности звукопроизношения | |||
14. | Словарный запас беден | |||
15. | Речь грамматически неправильна | |||
16. | Малоразговорчив. Имеет выраженные трудности при пересказе. Старается говорить односложно | | | |
V. Социально-бытовые навыки и ориентировка в окружающем | ||||
17. | Недостаточен объем знаний об окружающем мире | |||
18. | Путается в понятиях «Дни недели», «Времена года», «Время суток» и т.п. | |||
19. | Недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (неопрятно ест, небрежно одевается, «грязнуля») | | | |
20. | Не улавливает причинно-следственные отношения между явлениями окружающего мира (что из чего следует) | | | |
VI. Отношение к занятиям и их успешность | ||||
21. | Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном контроле педагога | | | |
22. | С трудом овладевает необходимым объемом знаний | |||
23. | Неусидчив, не доводит дело до конца | |||
24. | Мешает педагогу и/или детям на занятиях | |||
VII. Темповые характеристики деятельности | ||||
25. | Часто сонлив и вял в течение дня | |||
26. | Темп работы на занятиях неравномерен | |||
27. | Работает медленно и невнимательно | |||
28. | Темп работы быстрый, но работает хаотично и «бестолково» | |||
VIII. Физическое развитие | ||||
29. | Недостаточно развит физически | |||
30. | Быстро устает, истощается, становится вялым или, наоборот, расторможенным | |||
31. | Не посещает детский сад из-за болезней (часто болеющий ребенок). Болеет более 7-ми раз в году | |||
32. | Плохо ест. Беспокойно спит днем или/и трудно засыпает | |||
IX. Моторное развитие | ||||
33. | Плохо развита мелкая моторика рук | |||
34. | Нарушена общая координация. Неуклюжий | |||
35. | Медлителен в движениях | |||
36. | Предпочитает работать левой рукой (или иногда работает левой рукой) | |||
Общее количество баллов по каждому столбцу: | ||||
Общее количество баллов: |
Умножьте количество крестиков (галочек) на соответствующее число (0, 1, 2) в данном столбце и запишите получившуюся цифру в графе «Общее количество баллов по каждому столбцу», суммируйте полученные баллы по всем столбцам и запишите полученную цифру в графу«Общее количество баллов».*
Какие дополнительные особенности развития ребенка (его положительные или отрицательные качества) Вы хотели бы отметить?_______________________________________
Общая оценка особенностей развития и поведения ребенка _________________________
(Общая характеристика, учитывающая отмеченные особенности по всем разделам анкеты, написанная в свободной форме)
* Примечание: Ребенок может быть отнесен к группе риска и направлен на углубленное обследование (психолога, врача, логопеда и др.) в том случае, если общее количество баллов превышает 28 баллов.
РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СОСТОЯНИЯ СЛУХА
(СПИСОК Л.В. НЕЙМАНА)
мама | папа | Вова |
часы | сумка | глаза |
булка | хлеб | перо |
учитель | чашка | утка |
заяц | мяч | молоко |
карандаш | бабушка | бабочка |
собака | ручка | сахар |
школа | барабан | птичка |
яблоко | стол | кукла |
кошка | молоток | лошадь |
книга | чулки | шуба |
мальчик | коза | зеркало |
мел | санки | рубашка |
дедушка | корова | лампа |
парта | печка | белка |
мышка | мишка | шар |
коса | курица | дым |
муха | мыло | ученик |
петух | палка | шапка |
дом | окно | стул |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА РЕБЕНКА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Фамилия, имя, отчество ребенка _________________________________________________
Дата рождения __________________Возраст на момент обследования__________________
Речевое окружение ___________________________________________________________
(недостатки речи у близких, двуязычие, наследственность и т.д.)
Краткий анамнез ______________________________________________________________
(беременность, ее течение, роды, раннее физическое развитие, заболевания раннего возраста)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие: лепет______, гуление________слово______фраза_____________
Когда заметили нарушения речи?________________________________________________
Занятия с логопедом в дошкольном возрасте_______________________________________
(где, с каким результатом?)
Слух, зрение__________________________________________________________________
Связная речь
Общая характеристика речи _____________________________________________________
(в соответствии с возрастным уровнем)
_____________________________________________________________________________
Качество рассказа, пересказа_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Уровень наглядности __________________________________________________________
Уровень связности_____________________________________________________________
Типы используемых предложений________________________________________________
Уровень необходимой помощи___________________________________________________
Общее звучание речи__________________________________________________________
(внятность, темп, плавность, голос, дыхание, интонированность)
_____________________________________________________________________________
Звуковая сторона речи
Артикуляционный аппарат:
Строение_____________________________________________________________________
Двигательная функция__________________________________________________________
Звукопроизношение :
Отсутствие звука_______________________________________________________________
Смешение звуков______________________________________________________________
Замена звука__________________________________________________________________
(отраженно, в самостоятельной речи)
Искажение произношения______________________________________________________
Слоговая структура слова_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Звуковой анализ и синтез_______________________________________________________
(по какой группе или нескольким группам фонем есть нарушения)
_____________________________________________________________________________
Начальные навыки чтения и письма ___________________________________________
(только для читающих и пишущих)
_____________________________________________________________________________
Словарный запас
Общая характеристика словарного запаса _________________________________________
_____________________________________________________________________________
Количественный объем ________________________________________________________
Качественное употребление _____________________________________________________
Использование слов в расширенном или суженом значении __________________________
_____________________________________________________________________________
Соотношение активного и пассивного словаря _____________________________________
Преимущественное употребление слов различных частей речи ______________________
Иные особенности ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Источник