Оценка нормального психологического развития ребенка

Автор: ГКУЗ Дом ребенка № 1.

Оценка НПР проводится в следующем возрасте (эпикризные сроки): На первом году НПР контролируется ежемесячно, на втором году темп роста и развития несколько замедляется и контроль за НПР проводится один раз в квартал, на третьем году один раз в полгода, с трех лет – один раз в год.Условные обозначения анализаторов: Аз — зрительный анализаторАс — слуховой анализатор Э — эмоции Др — движения руки и действия с предметамиДо — движения общиеРп — речевое понимание Ра — речевая активностьН — навыкиС — сенсорное развитие

Возраст Анализатор Проявление
10 днейАзУдерживает в поле зрения движущийся предмет.
 АсВздрагивает и мигает при резком звуке.
18-20 днейАзУдерживает в поле зрения неподвижный предмет.
 АсУспокаивается при сильном звуке.
1 месяцАзСосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, появляется плавное прослеживание движущихся предметов.
 АсПрислушивается к звуку и голосу взрослого.
 ЭПервая улыбка в ответ на разговор.
 ДоЛёжа на животе, пытается поднять голову.
 РаПроизносит отдельные звуки.
2 месяцаАзДлительное зрительное сосредоточение.
 АсИщущие повороты головы при длительном звуке.
 ЭБыстро отвечает улыбкой на разговор взрослого.
 ДоЛёжа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову.
 РаПовторно произносит отдельные звуки.
3 месяцаАзЗрительное сосредоточение в вертикальном положении, на лице говорящего с ним взрослого.
 ЭКомплекс «оживления» в ответ на игрушки.
 ДоЛежит на животе, удерживая голову, опирается на предплечья. Высоко подняв голову, крепко упирается ногами при поддержке подмышками.
 ДрСлучайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.
4 месяца АзУзнаёт мать, радуется.
  АсНаходит глазами невидимый источник звука.
  ЭГромко смеётся в ответ на общение.
  ДРРассматривает, захватывает и раскачивает висящую игрушку.
  РаГулит.
  НПридерживает грудь матери или бутылочку.
5 месяцев АзОтличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого).
  АсУзнаёт голос матери, различает строгую и ласковую интонацию обращенной речи.
  ЭРадуется ребёнку, берёт у него из рук игрушку, гулит.
 ДрЧётко берёт игрушку из рук взрослого, удерживает в руке игрушку.
 ДоДолго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот.Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки.
  РаПодолгу певуче гулит.
  НЕст с ложки полугустую и густую пишу.
6 месяцев АсПо — разному реагирует на своё и чужое имя.
  ДРУверенно берёт игрушки, находясь в любом положении, подолгу занимается с ними, перекладывает из одной руки в другую.
  ДоПереворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая.
  РаПроизносит отдельные слоги, начало лепета.
  НЕст с ложки, снимает пищу губами.
7 месяцев ДрИгрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает её и др.
  ДоХорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
  РпНа вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определённом месте.
  РаПодолгу лепечет, произносит одни и те же слоги.
  НПьёт из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцевЭСмотрит на действие другого ребёнка и смеётся или лепечет.
ДрИгрушками занимается долго и разнообразно действует ими в зависимости от их свойств. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает, и др.).
 ДоСам садится, сидит и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и опускается. Переступает боком, держась за барьер.
 РпНа вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др.
 Рагромко, чётко, повторно произносит различные слоги.
 НЕст корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьёт из чашки, которую держит взрослый.
9 месяцевАсПлясовые движения под плясовую музыку.
 ЭДогоняет ребенка, ползет ему на встречу. Подражает действиям, движениям другого ребёнка.
 ДРС предметами действует по — разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и другое).
ДоПереходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них рукой.
 РпНа вопрос «где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения. Знает своё имя — оборачивается на зов.
 РаПодражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которые уже есть в его лепете.
 НХорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок).
10 месяцевЭДействует рядом с ребенком или играет одной игрушкой с ним.
ДРСамостоятельно или по просьбе взрослого выполняет с игрушками различные действия.
 ДоВходит на невысокую поверхность или «горку», держась за перила и сходит с неё. Идет вперед с поддержкой за обе руки.
 РпПо просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. При заигрывании с ним («прятки», «догоню-догоню») выполняет разученные действия и движения.
 РаПодражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете.
 НЗакрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев.
11 месяцевЭРадуется приходу детей. Избирательное отношение к детям.
 ДРОвладевает навыками и разученными действиями, выполняет их по просьбе взрослого.
 ДоСтоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги.
РпПо словесной инструкции выполняет различные действия, не подсказанные предметами /водит куклу/. Появляется первое общение в понимаемой речи, /по просьбе взрослого находит и даёт куклу, которую видит среди игрушек/.
 РаПроизносит первые слова — обозначения «ав-ав», «кис-кис», «дай».
 НУмение и навыки закрепляются.
12 месяцевАзРазличает предметы по форме — кубик, кирпичик. Узнает на фотографии знакомых.
 ЭПротягивает другому ребёнку и отдаёт игрушку, сопровождая её лепетом, смехом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком.
 ДрСамостоятельно выполняет различные действия с игрушками. Переносит действия, разученные с одним предметом на другой.
ДоХодит самостоятельно.
РпПонимает названия предметов, имена взрослых, отдельные поручения. Понимает «нельзя».
 РаПроизносит 5-10 облегченных слов, легко подражает новым слогам.
 НСамостоятельно пьёт из чашки.
1год 3 мес.СИграя, различает два разных по величине предмета, например, два куба.
 ДрУмеет воспроизводить в игре разученные действия /кормит куклу, собирает пирамиду/.
 ДоХодит длительно, меняет положение / присядет, наклонится/.
 РпЗначительно увеличился запас понимаемых слов.
 РаПользуется лепетом и облегченным словом / «дай», «мама», «никак», «бах»/.
 НСамостоятельно ест густую кашу ложкой.
1год 6 мес.СИз предметов разной формы /3-4/ к предлагаемому образцу и слову, подбирает такой же формы, /например, к кубику — кубик/.
 ДрУмеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия /причесывает, умывает куклу/.
 ДоДвижения более координированные — перешагивает через препятствия приставным шагом, /, например, через папку, лежащую на полу/.
 РпНаходит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине.
 РаВ удивлении, радости или сильной заинтересованности называет предмет.
 НСамостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
1год 9 мес.СИграя, различает три разных по величине предмета (например, 3 куба).
 ДоУмеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на высоте от пола 15-20 см.
 ДрСтроит «ворота», «скамейку», «домик».
 РаПользуется двухсловными предложениями.
 РпОтвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок.
 НУмеет частично раздеваться с небольшой помощью, взрослого.
2 годаСПо предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.
 ДоПерешагивает через препятствие чередующимся шагом.
 ДрВ игре воспроизводит ряд логических связанных действий. Например, куклу, купает, вытирает.
 РаПользуется 2-3 словными предложениями при общении с взрослыми, употребляя прилагательные и местоимения.
РпПонимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребёнку из его личного опыта.
НУмеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого.
2 года 6 мес.СПодбирает по образцу разнообразные предметы четырёх цветов /красный, синий, жёлтый, зелёный/.
 ДоПерешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см.
 ДрВ игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет).
 РаСтроит предложение из трех и более слов. Появляются вопросы где? куда?
 НСамостоятельно одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки.
3 годаСНазывает 4 основных цвета.
 ДоПерешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см.
 ИгрыВ играх исполняет роль. Например: играя с куклой, говорит: мама, доктор.
 РаУпотребляет сложные предложения. Появляются вопросы почему? когда?
 НОдевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки.
4 годаМышление, речь.Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др.
 Моторика.Умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперёд. Всегда или иногда сам застёгивает пуговицы, завязывает шнурки.
 Внимание и памятьВнимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.
 Социальные контакты.Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры.
 ПсихикаБез отклонений.
5 летМышлениеУмеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию.
 МоторикаУмеет прыгать на месте на одной ноге и подвигаться вперёд. Одевается и раздевается самостоятельно всегда или почти всегда.
 Внимание памятьВнимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.
 Социальные контакты.Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры.
 ПсихикаБез отклонений.
Читайте также:  У ребенка риск развития астмы

Оценка НПР детей раннего возраста.

Группы риска детей по нервно — психическому развитию:

Группа внимания: 

  • дети с опережением в развитии по одному или нескольким показателям на 2 и более эпикризных срока..
  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на один эпикризный срок.

Группа риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 2 эпикризных срока. 

Группа высокого риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 3 эпикризных срока. 

Группа диспансерная: 

  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 4-5 эпикризных срока.
  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 6 и более эпикризных срока,
  • дети с уровнем интеллекта, не подлежащим оценке НПР.

Группы развития I группа: 

  • дети с нормальным развитием.
  • дети с опережением в развитии:

а) на один эпикризный срок (ускоренное развитие)

б) на два и более эпикризных сроков (высокое развитие).

в) дети с дисгармоничным развитием — с опережением на разные эпикризные

сроки по одному или нескольким показателям. 

П группа: 

  • дети с отставанием в развитии на один эпикризный срок:

1-я степень — по 1-2 показателям.

2-я степень — по 3-4 показателям.

3-я степень — по 5-7 показателям.

  • дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок).

III группа: 

  • дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока.

1-я степень — по 1-2 показателям. 

2-я степень — по 3-4 показателям. 

3-я степень — по 5-7 показателям.

  • дети с дисгармоничным развитием: часть показателей выше, часть ниже на 12 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме.

IV группа:

Читайте также:  Центр развития ребенка в заводском районе

1) дети с отставанием на 3 эпикризных срока.

1-я степень — по 1-2 показателям.

2-я степень — по 3-4 показателям.

3-я степень — по 5-7 показателям,

2) дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных срока, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).

V группа: 

  • дети с отставанием на 4-5 эпикризных срока.

1-я степень — по 1-2 показателям.

2-я степень — по 3-4 показателям.

3-я степень — по 5-7 показателям.

дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-3 эпикризных срока, часть на 4-5 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).

Категория: Будущим родителям.

Печать
Электронная почта

Источник