Оценка нервно психического развития ребенка третьего года жизни

Оценка нервно психического развития ребенка третьего года жизни thumbnail

Оценка
нервно-психического развития детей
младшего возраста с использованием
ведущих линий развития. Алгоритм оценки
НПР детей. Отклонения в нервно-психическом
развитии детей и группы диспансерного
наблюдения.

Самостоятельная
работа.
Работа студентов на участке
(активные и первичные вызовы на дом,
работа на приеме участкового врача и
специалистов узкого профиля, в кабинете
здорового ребенка — по индивидуальному
графику). Оценка уровня НПР детей.

Цель
занятия
— для управления
формированием здоровья и контроля
гармоничного развития ребёнка участковый
врач должен уметь правильно оценить
уровень нервно-психического развития
ребенка.

В
ходе занятия студент должен

знать:

  • Методы
    и способы оценки уровня НПР детей
    различного возраста

  • Эпикризные
    сроки, для оценки НПР детей различного
    возраста.

  • Ведущие
    линии развития. для оценки НПР детей
    различного возраста.

  • Группы
    НПР детей первых 3-х лет жизни

  • Показатели
    НПР детей первых 3-х лет жизни.

понимать:

  • Роль
    НПР, как критерия характеризующего
    уровень индивидуального здоровья
    ребенка.

  • Взаимосвязь
    уровня здоровья и уровня НПР

  • Основные
    закономерности НПР ребенка (по
    Щелованову).

  • Основные
    причины нарушения НПР у современных
    детей.

уметь:

  • Проводить
    оценку уровня НПР детей первых 3-х лет
    жизни.

  • Определять
    группу НПР первых 3-х лет жизни.

  • Проводить
    корректировочные мероприятия при
    нарушениях НПР ребенка.

МАТЕРИАЛ
ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы
для самоподготовки:

  1. Какие
    методы и способы оценки уровня НПР
    детей различного возраста применяются
    в современной педиатрии?

  2. На
    основании каких принципов основан
    метод диагностики НПР по Щелованову?

  3. Каковы
    эпикризные сроки, для оценки НПР детей
    различного возраста?

  4. Перечислить
    ведущие линии развития. для оценки НПР
    детей различного возраста.

  5. Какие
    группы НПР детей первых 3-х лет жизни
    вы знаете?

  6. Перечислить
    показатели НПР детей первых 3-х лет
    жизни.

  7. В
    чем заключается значение оценки НПР,
    как критерия характеризующего уровень
    индивидуального здоровья ребенка?

  8. Физиологический
    смысл взаимосвязи уровня здоровья и
    уровня НПР

  9. Каковы
    основные причины нарушения НПР у
    современных детей?

Содержание:

Ведущие
линии НПР ребенка в различные эпикризные
сроки.

Оценка нервно психического развития ребенка третьего года жизни

Соотношение
групп здоровья и групп НПР.

Группы

НПР

Группы
здоровья

I

II

III

IV
+
V

I

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

встречается
редко

не
встречается

II

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

встречается
редко

III

не
встречается

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

IV

не
встречается

не
встречается

встречается
редко

встречается
достаточно часто

Количественная
оценка НПР детей осуществляется:

  • до
    1 месяца (оцениваются отдельные
    анализаторы: СА, ЗА, ДА); Группы развития
    не определяются у новорожденного
    ребенка.

  • от
    1 месяца до 3-х лет (по четырем группам
    развития);

  • от
    4-х до 7 лет и старше (без отклонений;с
    отклонениями: сомато-вегетативного,
    эмоционального или психомоторного
    характера).

Для
выделения группы НПР необходимо:

1)
определить, есть ли задержка в развитии;

2)
если имеется задержка в развитии, найти
показатель с самым низким уровнем
развития и по нему определить группу
развития;

3)
посмотреть, равномерна ли задержка (или
опережение) в развитии или нет;

4)
если задержка (или опережение) равномерна,
определить степень задержки (или
опережения);

5)
если задержка (или опережение) неравномерна,
определить степень неравномерности.

Группы
развития не определяются у новорожденного
ребенка. При задержке в развитии ребенка
в возрасте 1 месяц за эпикризный срок
принимают 10 дней.

Формализованные
результаты заносятся в историю развития
ребенка (ф.112) при оформлении результатов
комплексной оценки состояния здоровья.

Назначения
по нервно-психическому развитию
детям первых 3 лет жизни врач делает,
исходя из их уровня по каждому показателю
и задач, обозначенных в показателях
развитияследующеговозрастного
периода.

Показатели
НПР детей первого года жизни

К
1 месяцу

Начинает
улыбаться в ответ на разговор взрослого
(Э); сосредоточивает взгляд на неподвижном
предмете и плавно прослеживает за
движущимся предметом; прислушивается
к голосу взрослого, слуховое сосредоточение
(СА); лежа на животе пытается поднимать
и удерживать головку (ДО).

К
2 месяцам

Быстро
отвечает улыбкой на обращение, разговор
(Э); длительно следит за движущейся
игрушкой или взрослым (ЗА); ищущие
повороты головы при длительном звуке
(СА); лежа на животе поднимает и
непродолжительно удерживает головку
(ДО); произносит отдельные звуки (АР).

К
3 месяцам

«Комплекс
оживления» в ответ на эмоциональное
обращение (Э); ищет источник звука (СА);
сосредоточивает взгляд на лице говорящего
с ним или игрушке, находясь в вертикальном
положении на руках взрослого (ЗА);
наталкивается руками на игрушки, висящие
над грудью на высоте 10–15 см (ДР); лежит
на животе, опираясь на предплечья и
высоко подняв голову, при поддержке под
мышки крепко опирается о твердую опору
ногами; длительно удерживает голову в
вертикальном положении (ДО).

К
4 месяцам

Громко
смеется в ответ на общение с ним (Э, СП);
поворачивает голову в сторону источника
звука и находит его глазами, по-разному
реагирует на спокойную и плясовую
мелодии (СА); узнает мать или другого
близкого человека (ЗА); рассматривает,
ощупывает и захватывает висящие над
грудью предметы (ДР); гулит (АР); во время
кормления придерживает руками грудь
матери или бутылочку. Совершенствуются
навыки, приобретенные ранее (Н).

К
5 месяцам

Узнает
голос матери или другого близкого
человека; различает строгую и ласковую
интонацию обращенной к нему речи (СА,
СП); по-разному реагирует на лицо знакомого
и незнакомого человека (ЗА, СП); четко
берет игрушку из рук взрослого и
удерживает ее (ДР); долго лежит на животе,
высоко подняв голову и опираясь на
ладони выпрямленных рук; переворачивается
со спины на живот; ровно, устойчиво стоит
при поддержке под мышки (ДО); подолгу
певуче гулит (АР); ест с ложки (Н), радуется
ребенку, берет из его рук игрушку (Э).

К
6 месяцам

Начинает
реагировать на свое имя (СА, СП); свободно
берет игрушку из разных положений и
подолгу занимается ею (ДР); переворачивается
с живота на спину; немного передвигается,
начинает ползать (ДО); начинает лепетать
(АР); хорошо ест с ложки, снимает пищу
губами (Н).

К
7 месяцам

Разнообразно
и долго занимается игрушкой (ДР); хорошо
ползает (ДО); на вопрос «где?» находит
взглядом предмет, расположенный в
определенном месте (ПР); подолгу лепечет,
произносит одни и те же слоги (АР); пьет
из чашки, которую держит взрослый (Н).

К
8 месяцам

Игрушками
занимается долго и разнообразно, при
этом подражает действиям взрослого
(ДР); встает, держась за барьер, стоит и
опускается; сам садится, сидит и ложится;
переступает, держась за опору (ДО);
смотрит на действия другого ребенка,
смеется или лепечет (Э, СП); на вопрос
«где?» находит несколько предметов,
расположенных в определенных местах;
по просьбе взрослого выполняет разученные
движения «ладушки» и др. (ПР); сам держит
и ест корочку хлеба, пьет из чашки,
которую держит взрослый (Н); громко и
четко повторно произносит различные
слоги (АР).

Группы
НПР:

Оценка нервно психического развития ребенка третьего года жизни

К
9 месяцам

Передвигается,
слегка придерживаясь руками за предметы
(ДО); действует с предметами по-разному,
в зависимости от их местоположения и
свойств — катает, открывает, гремит,
нажимает (ДР); на вопрос «где?» находит
знакомые предметы независимо от их
постоянного месторасположения, знает
свое имя, оборачивается на зов (ПР);
подражает слогам, имеющимся в лепете
(АР); пьет из чашки, слегка придерживая
ее руками; спокойно относится к высаживанию
на горшок (Н); делает плясовые движения
под плясовую мелодию (СА), догоняет
ребенка, ползет ему навстречу, подражает
действиям и движениям другого ребенка
(Э, СП).

К
10 месяцам

Действует
рядом с ребенком или одной игрушкой с
ним (Э, СП); длительно занимается игрушками;
самостоятельно и по просьбе выполняет
разученные действия с игрушками и
предметами (ДР); держась за опору,
поднимается на невысокую поверхность
и спускается с нее, идет вперед с
поддержкой за обе руки (ДО); по просьбе
«дай» находит и дает знакомые предметы,
во время игры с ним выполняет разученные
действия (догоню-догоню; сорока-воровка
и т.д.) (ПР); подражая взрослому произносит
новые слоги, которых не было в лепете
(АР).

К
11 месяцам

Радуется
приходу детей, избирательно относится
к детям (Э, СП); овладевает новыми
разученными действиями с предметами и
начинает выполнять их по команде
взрослого: накладывает кубик на кубик,
надевает кольца на пирамидку и др. (ДР);
делает первые самостоятельные шаги;
стоит без поддержки (ДО); по просьбе
взрослого приносит определенную игрушку,
отыскивая ее среди других, выполняет
разученные действия — кормит куклу,
водит собачку (ПР); произносит первые
слова-обозначения — кис-кис, ав-ав, дай
(АР).

К
12 месяцам

Самостоятельно
выполняет разученные действия с
предметами: водит куклу, кормит, баюкает;
переносит разученные действия с одного
предмета на другой (начало сюжетной
игры) (ДР); ходит самостоятельно (ДО);
протягивает другому ребенку игрушку,
ищет игрушку, спрятанную другим ребенком
(Э, СП); различает предметы по форме,
узнает на фотографии знакомого взрослого
(ЗА); понимает названия предметов,
игрушек, имена некоторых взрослых,
названия действий и предметов; понимает
слово «нельзя»; выполняет поручения:
принеси, найди и пр. (ПР); легко подражает
новым слогам; произносит 8–10 облегченных
слов (АР); самостоятельно пьет из чашки,
берет ее руками (Н).

Показатели
НПР детей второго года жизни

К
1 году 3 месяцам

Запас
понимаемых слов быстро растет (ПР); легко
подражает часто слышимым обычным словам;
сопровождает свои действия лепетом,
эмоциональными возгласами, пользуется
облегченными словами би-би, ав-ав (РА);
воспроизводит в игре действия (И),
различает два разных по величине предмета
(СР); ходит не присаживаясь, длительно;
меняет положение (приседает, поворачивается,
наклоняется) (ДО); самостоятельно ест
густую пищу ложкой (Н).

К
1 году 6 месяцам

Понимает
смысл целых предложений о событиях,
часто повторяющихся; понимает изображения
предметов и действий; обобщает предметы
по существенным признакам (находит два
однородных предмета, внешне отличных)
(ПР); словом пользуется в момент наибольшей
заинтересованности (АР); в своей
деятельности ориентируется в двух
контрастных формах предметов (шар, куб);
двух контрастных величинах предметов
(матрешки), подбирает к образцу предмет
такой же формы — кубик к кубику (СР);
отображает в игре отдельные, часто
наблюдаемые действия (причесывает
куклу, моет ее и пр.) (И); перешагивает
через препятствие приставным шагом
(ДО); самостоятельно ест густую и жидкую
пищу ложкой (Н).

К
1 году 9 месяцам

Понимает
рассказ о знакомых событиях без показа
картинок; понимает несложный сюжет по
картинке; отвечает на вопросы «кто
это?», «что это?» (ПР); легко повторяет
слова и фразы; во время игры обозначает
свои действия словами, употребляя при
этом предложения из 2–3 слов (АР); строит
ворота, скамейку (И); в своей деятельности
ориентируется в 4 контрастных формах и
3 величинах, играя различает 3 разных по
величине предмета (СР); ходит по
ограниченной поверхности шириной 20–40
см, высотой 15–20 см (ДО); частично
раздевается с небольшой помощью взрослого
(Н).

К
2 годам

Понимает
несложный сюжет по картинке, отвечая
на вопросы взрослого «что здесь
нарисовано?», понимает короткий рассказ
о событиях, знакомых ребенку по опыту
(ПР); обобщает предметы по существенным
признакам в активной речи (называет
однородные предметы, внешне отличные);
речь становится средством общения со
взрослыми; ребенок использует предложения
из 3–4 слов (АР); подбирает по образцу
предметы, отличая от других сходных по
форме; ориентируется в 3–4 величинах
предметов; подбирает по образцу 3
контрастных цвета (СР); в игре воспроизводит
ряд последовательных действий ( начало
сюжетной игры ) (И); перешагивает через
препятствие чередующимся шагом;
поднимается на высоту 15–20 см и спускается
с нее (ДО); контролирует свои физиологические
отправления; ест довольно аккуратно;
частично одевается (Н).

Показатели
НПР детей третьего года

К
2 годам 6 месяцам

Предложения
становятся многословными из 3 и более
слов (АР). Подбирает к образцу разнообразные
предметы 4-х цветов (СР). Игра носит
сюжетный характер; ребенок отражает
взаимосвязь и последовательность
действий; самостоятельно делает простые
постройки при игре со строительным
материалом и называет их (И); полностью
одевается, но не умеет застегивать
пуговицы и завязывать шнурки (Н);
перешагивает через палку или веревку,
поднятую над полом на 20–30 см, приставным
шагом (ДО).

К
3 годам

Начинает
употреблять сложные предложения (АР);
появляются элементы ролевой игры; в
игре со строительным материалом
появляются сюжетные постройки (И);
называет 4 основных цвета (СР); перешагивает
через препятствие в 10–15 см чередующимся
шагом; поднимается на скамейку высотой
25 см и спускается с нее (ДО); одевается
самостоятельно, начинает застегивать
пуговицы с помощью взрослого, завязывает
шнурки; пользуется салфеткой по мере
надобности.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА СТУДЕНТОВ:

Содержание:

1.Работа
в кабинете участкового педиатра: оценка
НПР у детей младшего возраста

Задание
к самостоятельной работе:

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Возраст

2 г. 6 мес.

3 г.

Сенсорное
развитие (С)

Подбирает по
образцу разнообразные предметы
четырех цветов (красный, синий, желтый,
зеленый)

Называет четыре
основных цвета

Движения (Д)

Приставным шагом
перешагивает через несколько
препятствий, лежащих на полу (палку,
веревку, кубик) при расстоянии между
ними около 20 см

Переступает
через препятствия высотой 10-15 см
чередующимся шагом

Игра и действия
с предметами (И)

В играх действует
взаимосвязано и последовательно
(кормит куклу, укладывает ее спать)

В играх исполняет
роль (играя с куклой, говорит: «Я —
доктор», «Я — мама»)

Активная речь
(Ра)

Строит предложения
из трех и более слов

Начинает
употреблять сложные предложения

Навыки (Н)

Сам одевается,
но еще не умеет застегивать пуговицы
и завязывать шнурки

Одевается
самостоятельно, с небольшой помощью
взрослого застугивает пуговицы,
завязывает шнурки

Воз-раст

Зритель-ные
ориентиро-вочные реакции

Слуховые
ориентиро-вочные реакции

Эмоции

Движения рук
и действия с предметами

Движения общие

Понимание речи

Активная речь

Навыки и умения
в процессах

Аз

Ас

Э

Др

До

Рп

Ра

Н

10 дней

Удерживает в
поле зрения движущийся предмет
(ступенча-тое слежение)

Вздрагивает и
мигает при резком звуке

18-20 дней

Удерживает в
поле зрения неподвиж-ный предмет
(лицо взрослого)

Успокаивает-ся
при сильном звуке

1-й мес.

Появляется
плавное прослежи-вание движущего-ся
предмета.

Прислуши-вается
к звуку и голосу взрослого

Первая улыбка
в ответ на разговор взрослого

Лежа на животе,
пытается поднимать и удерживать
голову

2-й мес.

Длительное
зрительное сосредото-чение на лице
взрослого или неподвиж-ном предмете.
Длительно следит за движущейся
игрушкой или взрослым (до 1 м)

Ищущие повороты
головы при длительном звуке

Быстро отвечает
улыбкой на разговор

Лежа на животе,
поднимает и непродол-жительно
удерживает голову (1-2 мин)

3-й мес.

Фиксирует взгляд
на неподвиж-ных предметах

Отчетливое
слуховое со-средоточение

Комплекс
оживления: в ответ на общение с ним
проявляет радость улыбкой, оживлен-ными
движениям рук и ног, звуками.

Случайно
налкивается руками на игрушки, висящие
над грудью

Лежит на животе
несколько минут, опираясь на предплечья,
высоко подняв голову. При поддержке
под мышки крепко упирается ногами,
согнутыми в тазобедренном суставе.
Удерживает голову в вертикальном
положении.

4-й мес.

Узнает мать
(радуется)

Находит глазами
источник звука.

Громко смеется.

Рассматривает
и захватывает висящую над ним игрушку

То же, что и в 3
месяца, но более ярко выражено

Гулит

Придержи-вает
руками грудь матери или бутылочку во
время кормления

5-й мес.

Отличает близких
от чужих

Узнает голос
матери или близкого человека. Различает
строгую и ласковую интонацию речи

Четко берет
игрушку из рук взрослого. Удерживает
в руке игрушку

Долго лежит на
животе, опираясь на ладони выпрямленныхрук.
Переворачива-ется со спины на живот,
устойчиво стоит при поддержке под
мышки

Подолгу певуче
гулит

Ест из ложки
полу-густую и густую пищу

6-й мес.

По-разному
реагирует на своё и чужое имя

Берет игрушки,
находясь в любом положении, и подолгу
ими занимается, перекладывает из
олдной руки в другую

Переворачива-ется
с живота на спину. Пытается ползать

Произно-сит
отдельные слоги (начало лепета)

Хорошо ест с
ложки, снимая пищу губами.

7-й мес.

Игрушкой стучит,
размахивает, бросает ее

Хорошо ползает
(много, быстро, в разных направлениях)

На вопрос «где?»
находит взглядом предмет, находящийся
постоянно в определённом месте
(например, часы, куклу)

Подолгу лепечет,
повторно произнося одни и те же слоги.

Пьёт из чашки,
которую держит взрослый

8-й мес.

Игрушками
занимается долго, подражает действиям
взрослого с игрушками (катает, стучит
и т.д.)

Сам садится,
сидит и ложится. Держась руками за
барьер, сам встает, стоит и опускается.
Переступает, держась за барьер

На вопрос «где?»
находит несколько предметов на
постоянных местах. По просьбе взрослого
выполняет заранее разученные простые
действия, например, «ладушки», «дай
ручку»

Громко, четко и
повторно произносит различные слоги

Сам держит
корочку хлеба (сухарик).

9-й мес.

Плясовые движения
под плясовую мелодию

Действует с
предметами по-разному, в зависимости
от их свойств (катает, открывает,
гремит и пр.)

Переходит от
предмета к предмету, слегка придерживаясь
руками

На вопрос «где?»
находит знакомые предметы, независимо
от их местоположения. Знает свое имя,
оборачивает-ся на зов

Подражает
взрослому, повторяет за ним слоги,
которые уже есть в его лепете

Хорошо пьет из
чашки, слегка придерживая ее руками.
Спокойно относится к высажива-нию на
горшок

10-й мес.

Само-стоятельно
и по просьбе взрослого выполняет
разученные действия (открывает,
вынимает, вкладывает)

Входит на
невысокую поверхность и сходит с нее
(ступенька). Идет вперед с поддержкой
за обе руки.

По просьбе «дай»
находит и дает знакомые предметы.

Подражает
взрослому, повторяет за ним новые
слоги, которых нет в его лепете

11-й мес.

Овладевает
новыми действиями с игрушками,
выполняет их по просьбе взрослого:
снимает и одевает кольца с большими
отверстиями на стержне

Стоит самостоятельно
без опоры. Делает первые самостоятель-ные
шаги

Первые обобщения
в понимаемой речи: по просьбе находит
любой мяч, куклу. По просьбе взрослого
выполняет разученные действия (кормит,
водит куклу).

Произносит
первые слова – обозначе-ния, например:
«дай», «мама»

12-й мес.

Узнаёт на
фотографии знакомое лицо, например,
мать.

Выполняет
само-стоятельно разученные действия
с игрушками: катает, водит, кормит.
Переносит действия, разученные с
одним предметом на другой

Ходит самостоятельно
без опоры

Понимает без
показа названия предметов, действий,
имена взрослых, выполняет поручения:
принеси, найди, отдай тёте, положи на
место. Понимает слово «нельзя»

Легко подражает
новым слогам. Произносит 5-10 облегчён-ных
слов

Само-стоятельно
пьёт из чашки, держит и ставит чашку

Источник