Оценка нервно психического развития ребенка по таблицам

Оценка нервно психического развития ребенка по таблицам thumbnail

Таблицы по педиатрии
скачать (3208.6 kb.)

Доступные файлы (8):

2-НПР.doc

кафедра пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии

Критерии нервно–психического развития детей раннего возраста

ВозрастА зр.А сл.ЭмоцииДоДрРаРпНавыкиВоспитание
1 мес. Фиксирует взгляд на ярких предметах, плавно следит за движущимся предметом Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки Первая улыбка в ответ на разговор взрослого Пытается поднять и удерживать голову лежа на животе * * * * Выкладывать на живот между кормлениями до появления признаков усталости. Игрушки подвешивать на 50–70см
2 мес. Длительно следит глазами за двигающимся предметом. Рассматривает неподвижный предмет Ищет источник длительного звука поворотом головы Быстро отвечает улыбкой при общении Хорошо держит голову лежа на животе * Гортанные звуки * * Передвигать игрушки, разговаривать с ребенком
3 мес. Зрительное сосредоточение на неподвижном предмете в вертикальном положении Поворачивает голову в сторону голоса взрослого Комплекс «оживления» в ответ на общение Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову. Хорошо держит голову в вертикальном положении Случайно наталкивается рукой на подвешенную игрушку Гуление * * Подвешивание игрушки на вытянутую руку
4 мес. Узнаёт мать, радуется при её виде Находит глазами невидимый источник звука Громко смеется при общении со взрослым Поворачивается со спины на живот. Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность (с 3–х мес.) Захватывает низко висящую над грудью игрушку Гуление. * При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку Помощь ребенку в развитии захватывающих движений
5 мес. Различает близких от чужих Узнает голос матери.

Различает строгий и ласковый тон

* Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук, переворачивается со спины на живот, ровно устойчиво стоит при поддержке под мышки Берет игрушку из рук взрослого Подолгу певуче гулит * то же Матери необходимо разговаривать с ребенком лицо в лицо
6 мес. * По разному реагирует на своё и чужое имя* Переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя ручки или подползая Перекладывает в руках игрушку, берет еe из разных положений Произносит отдельные слоги * Ест пищу с ложки, снимая её губами Необходимо кормить с ложки, разговаривать, разнообразить игрушки

7 мес.

* * *Хорошо ползает в различном направлении Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает, бросает ее Лепет. Повторно произносит слоги На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый Игрушки должны быть звучащими. Кормить необходимо с ложки, поить с чашки
8 мес. * * * Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает Простое подражание в игре: стучит, катает Громко, четко и повторно произносит слоги. Находит 2–3 предмета, выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку” Сам держит и ест корочку хлеба Необходимо разговаривать, играя с ребенком
9 мес. * Под музыку совершает плясовые движения * Ходит, держась за опору Игрушками занимается долго и разнообразно. С предметами действует в зависимости от их свойств Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете Находит предмет, независимо от его местонахождения. Знает свое имя Пьет из чашки, держа руками, спокойно садится на горшок Разговаривать и обучать игре с игрушками, высаживать на горшок
10 мес. * * * Идет вперед при поддержке за обе руки, способен влезть на низкую поверхность и сойтиСамостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами Повторяет за взрослыми новые слоги По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы, выполняет разученные действия и движения Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев Закрепление навыков, приобретенных ранее.
11 мес. * * * Самостоятельно стоит, делает первые шаги Накладывает кубик на кубик, правильно собирает пирамидку Произносит первые упрощенные слова «кис–кис», «ав–ав» Первые обобщения: куклы, кубики, мячи То же Ребенку необходим максимум о6щения.
12мес. Узнает знакомого взрослого на фотографии * * Ходит самостоятельно Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова Понимает без показа названия нескольких предметов, понимает слово нельзя, выполняет отдельные поручения Сам пьет из чашки То же

Примечание: * – нет критериев оценки

^

ВозрастРазвитие речиСенсорное развитие^

с предметами

ДвиженияНавыки
понимание речиактивная речь
1 год 1 мес. –

1 год 3 мес.

Запас понимаемых слов быстро расширяется Пользуется лепетом и отдельными словами в момент двигательной активности, удивления и радости Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см Воспроизводит в игpe действия с предметами, ранее изученными. Кормит куклу, нанизывает кольцa на стержень Ходит длительно не присаживаясь, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) Самостоятельно ест густую пищу ложкой
1 год 4 мес. –

1 год 6 мес.

Отбирает предмет по существенным признакам (2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине) Словами, облегченными («би–би”) и произнесенными правильно (машина), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) Отображает в игре отдельные наблюдательные действия Перешагивает через препятствие приставным шагом Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой
1 год 7 мес.

1 год 9 мес.

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого Во время игры словами и 2 словными предложениями обозначает свои действия Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубиков) с разницей

в 3 см

Воспроизводит несложные сюжетные постройки перекрытия типа «ворот’, «скамейки», «дома» Перешагивает приставным шагом 3 палки на расстоянии 18–20 см, перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 5 см. Ходит по поверхности шириной 15–20 м, на высоте 15–20 см от пола Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого (трусы, ботинки, шапку)
1 год 10 мес. –

2 года

Понимает рассказ 6eз показа о событиях, бывших в опыте ребенка При общении со взрослыми пользуется 3–сложными предложениями употребляя прилагательные и местоимения Подбирает по образцу и слову 3 контрастных цвета В игре воспроизводит ряд логически связанных и последовательных действий (начало сюжетной игры) Перешагивает чередующимся шагом 3 палки (расстояние между ними 18 – 20 см), перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 10см Частично надевает одежду (ботинки, шапку)

^

ВозрастАктивная речьСенсорное развитиеСюжетная

игра

НавыкиДвижения
ГрамматикаВопросы Восприятие цветаВ одеванииВ кормлении
2 года –

2 г. 6 мес.

Говорит многословными предложениями (более 3 слов) «где?»,

«куда?»

Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает взаимосвязь и последовательность действий (2–3) Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки Ест аккуратноПерешагивает через палку, приподнятую от земли на 15 см, ходит по горизонтальной поверхности шириной 15–20 см на высоте от пола 20–28 см
2 года

7 мес –

3 года

Начинает употреблять сложные придаточные предложения «когда?»

«почему?»

Называет 4 основных цвета Появляются элементы ролевой игры Одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания Перешагивает через палку, приподнятую от земли на 20 см, ходит по горизонтальной поверхности шириной 15–20 см на высоте от пола 30–36 см

^

НЕРВНО — ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4 – 6 ЛЕТ

Показатели

развития

Соответствует нормеС отклонениями
4 г о д а
I. Мышление и речь.
^
Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др.Группирует предметы по несущественному признаку: например, по цвету
^
Специальные

Задания

Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперед. Тонкая: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнуркиНе умеет подпрыгивать на месте и, продвигаясь вперед, отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно
Ш. Внимание и память.

Специальные

Задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно, или медленно после многих повторений, но в целом успешноРассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи
IV. Социальные контакты.

Наблюдение,

опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игрыЧасто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе
V. Психическое здоровье

(опрос)

Без отклоненийНаличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера
5 л е т
1. Мышление и речь.

Специальные

задания

Умеет составить по картинке

рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает

на вопрос, как герой подал в данную ситуацию

Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо пересказа сюжета
2.Моторика.

Специальные

задания

Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегдаНе умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко
3.Внимание и

память.

Специальные

задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту,

запоминает быстро, прочно или медленно, после многих

повторения, но, в целом, успешно

Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, отключается. С трудом и непрочно запоминает стихи
4.Социальные

контакты

Наблюдение,

опрос.

Умеет играть с другими детьми, не

ссорясь, соблюдая правила игры

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе

  1. Психическое здоровье

(опрос)

Без отклоненийНаличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера
6 л е т
1.Мышление и речь.

Специальные

задания

Умеет составить по картинке

рассказ и с развитием сюжета,

отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего

При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится
2. Моторика.

Специальные

задания

Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 сек.Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 сек.
3.Внимаиие и

память.

Специальные

задания.

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешноРассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается”. С трудом и непрочно запоминает стихи
4.Социальные

контакты.

Наблюдение, опрос

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игрыЧасто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе
5.Психическое

здоровье

(опрос)

Без отклоненийНаличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера

Скачать файл (3208.6 kb.)

Источник

Оценка нервно психического развития ребенка по таблицам

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

tablitsa-psikhomotor.doc

Скачиваний:

866

Добавлен:

25.03.2015

Размер:

220.67 Кб

Скачать

Приложение
1

Таблица 1

Возраст

Сенсорное
развитие

Органы
чувств — анализаторы (А)

Эмоции

(Э)

Движения
(Д)

Подготовительные
этапы

развития
речи (Р)

Формирование
навыков и умений (Н)

Зрительный

(Аз)

Слуховой

(Ас)

Движения
руки и действия с предметами (Др)

Движения

общие
(До)

Понимание

речи или пассивная
речь (Рп)

Активная речь
(Ра)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10 дней

Удерживает в поле
зрения движущийся предмет

(ступенчатое
слежение)

На
резкий звуковой раздражитель отвечает
вздрагиванием и мигательным рефлексом

Отрицательные:
крик, плач

Атетозоподобные
(некоординированные) движения

Торможение
(сосредоточение) при воздействии
слуховых, пищевых лабиринтных
раздражителей

Нет

Нет

Нет

18-20 дней

Фиксирует

взгляд
на ярких

предметах

Слуховое
сосредоточение на громком звуковом
раздражителе

Отрицательные:
крик, плач

Атетозоподобные
(некоординированные) движения

Двигательное
торможение

(сосредоточение)

Нет

Нет

Нет

1

месяц

1.
Сосредоточивает взгляд на неподвижном
предмете.

2.
Появляется плавное прослеживание
движущегося предмета

Прислушивается
к звукам, голосу взрослого

Отвечает
улыбкой на вид, голос матери

Сохраняются
атетозоподобные движения

Лежа
на животе поднимает и удерживает
голову

Нет

Нет

Формирование
пищевого условного

рефлекса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

месяца

Формируется
сочетание слухового и зрительного
сосредоточения. Длительное зрительное
сосредоточение на неподвижном и
движущемся предметах

Поворачивает
голову в сторону звукового раздражителя

Улыбается на
обращенную к нему речь

Появляется
выпрямление конечностей и потягивание
при поглаживании.

Вскидывает
руки вверх

Лежа
на животе поднимает и непродолжительно
удерживает голову

Нет

Появляется
первая недифференцированная голосовая
реакция

Формирование
пищевого условного рефлекса

3

месяца

Рассматривание
предмета с дифференцировкой формы и
цвета

Совершенствуется
дифференцировка на звуковой раздражитель

«Комплекс
оживления» (двигат. активность,
взвизгивание, смех, усиленное дыхание)
в ответ на общение

Случайно
наталкивается руками на низко висящие
игрушки; ощупывает свои руки; оживленные
движения рук в ответ на разговор с
ним.

Появляются
локальные реакции: потирает руками
места раздражения кожи (глаза, уши,
нос)

Согласованная
работа мышц-антагонистов (велосипедные
движения ногами). Лежит на животе
несколько минут, опираясь на предплечья
и высоко подняв голову (верхний рефлекс
Ландау). При поддержке под мышки крепко
упирается ногами, согнутыми в
тазобедренных суставах. Удерживает
голову в вертикальном положении

В
ответ на обращенную речь проявляет
радость.

Голосовая
реакция во время пауз речи взрослых

Первые гортанные
звуки: «х», «к», иногда в
сочетании с «ы» — «хы»,

«кы»

При
виде бутылки с молоком появляется
зрительный пищевой условный рефлекс

4

месяца

Узнает мать.

Рассматривает
руки и близко расположенные предметы

Находит
глазами невидимый источник звука

Громко
смеется

Обеими
руками ощупывает и захватывает висящую
игрушку

Делает «мост»
при повороте на живот. Поднимает
голову и плечи в положении на спине

В
ответ на обращенную речь имитирует
интонацию

Появляется
гудение

Придерживает
руками грудь матери или бутылку во
время кормления

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5

месяцев

Отличает
близких людей от чужих. Узнавание на
основе опыта

Узнает
голос матери. Различает строгую и
ласковую интонацию

По-разному
реагирует на близких и чужих людей

Берет
игрушку из рук взрослого. Удерживает
игрушку в одной руке.

Лежит на животе,
опираясь на ладони выпрямленных рук.
Переворачивается с живота на спину.
Ровно, устойчиво стоит при поддержке
под мышки. Встает при подтягивании
за руки

Появляется
ответная реакция действием на речевой
раздражитель (подготовка к еде,
прогулке, пеленанию)

Длительно
эмоционально певуче гулит

Возможна
выработка произвольных мочеиспускания
и дефекации (навыка опрятности)

6

месяцев

Совершенствуется
глазомер. Различает цвет, объем

Знает свое имя

Отрицательные
реакции (хныканье, крик) на резкий
звук, крик

Из
разных положений свободно берет
игрушку и подолгу играет. Похлопывает
рукой по предметам. Игрушкой стучит,
размахивает, бросает ее

Формируются
дифференцированные двигательные
реакции — начинает подползать к
игрушкам

В
ответ на зрительно-речевой раздражитель
участвует в игровых ситуациях. Понимает
мимику, жесты

Произносит
отдельные слоги (ба, ма) с носовым
оттенком

Ест
с ложки, снимая пищу губами

7

месяцев

Зрительно
узнает игрушки

На
слуховые раздражители отвечает
подражанием

Совершенствуется
дифференцировка положи-

тельных
и отрицательных эмоций

Совершенствуются
игровые движения

Формируются
сложные цепные двигательные реакции.
Начинает ползать на четвереньках

На
вопрос «где?» находит взглядом
предмет, расположенный в определенном
месте

Подолгу
лепечет (повторно произносит одни и
те же слоги) — с преобладанием мягких
гласных

Пьет
из чашки, которую держит взрослый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

8

месяцев

Движения под
контролем

зрительного и
слухового

анализаторов

Совершенствуется
дифферендировка положительных и
отрицательных эмоций

Игрушками
занимается долго и разнообразно.
Подражает действиям взрослого с
игрушками (катает, стучит, вынимает
и др.)

Сам
садится, сидит и ложится. Хорошо
ползает на четвереньках. Стоит,
переступает и опускается, держась за
барьер

По просьбе
взрослого выполняет разученные
движения («ладушки», «дай ручку»
и др.)

Громко,
четко и повторно произносит различные
слоги, подражая голосу взрослого.
Формирование губных согласных («п»)

Сам
держит и ест кусочек хлеба. Спокойно
относится к процессу высаживания на
горшок

9

месяцев

Дальнейшее

совершенствование

Дальнейшее

совершенствование.

Сосредоточенно
слушает чтение, музыку, пение.

Совершенствуется
дифференцировка положи-

тельных
и отрицательных эмоций

Действует
с предметами по-разному, в зависимости
от их свойств

Переходит
от предмета к предмету, слегка
придерживаясь за них руками. Произвольные

плясовые
движения

На
вопрос «где?» находит несколько
знакомых предметов, независимо от их
места. Знает свое имя

Подражает
взрослому, повторяя за ним слоги,
имеющиеся в его лепете

Хорошо
пьет из чашки, слегка придерживая ее
руками

10

месяцев

Дальнейшее
совершенствование

Дальнейшее
совершенствование.

Сосредоточенно
слушает чтение, музыку, пение

Должны
преобладать положительные эмоции.
Эмоционально играет со взрослыми

Самостоятельно
и по просьбе взрослого выполняет
разученные Действия: открывает,
закрывает, вынимает и др.

Влезает
на невысокую поверхность и сходит с
нее

По
просьбе «дай» находит и дает
знакомые предметы

Подражая
взрослому, повторяет за ним новые
слоги и короткие слова

Закрепляются
умения, приобретенные ранее

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

месяцев

Дальнейшее

совершенствование

Дальнейшее

совершенствование.

Сосредоточенно
слушает чтение, музыку, пение

Должны
преобладать положительные эмоции.

Эмоционально
играет со взрослыми

Овладевает
новыми действиями и начинает выполнять
их по заданию взрослых: складывает
кубики, снимает и надевает кольца с
большими отверстиями и т.п.

Стоит
самостоятельно. Делает первые самостоя
тельные шаги

Первые
обшения (по слову находит любой мяч,
любую куклу, все часы, все машины и
т.д.)

Произносит
первые слова-обозначения («дай»,
«на», «ав», «па-па»,
«ба-ба» и т.д.)

Держит
ложку при кормлении

12

месяцев

Узнает
на фотографии знакомых людей.

Рассматривает
картинки

Дальнейшее
совершенствование.

Сосредоточенно
слушает чтение, музыку, пение

Должны
преобладать положительные эмоции.

Эмоционально
играет со взрослыми

Выполняет
самостоятельно разученные действия
с игрушками (катает, кормит, водит,
баюкает и т.п.).

Переносит
действия, разученные с одним предметом,
на другой (кошку, собаку, водит, кормит)

Ходит
самостоятельно (без опоры)

Понимает
(без показа) названия предметов,
действий, имена взрослых; выполняет
поручения (принеси, найди, отдай,
положи на место и др.)

Легко
подражает новым слогам. Произносит
до 10 слов. Понимает слово «нельзя»

Самостоятельно
пьет из чашки

Таблица 2

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник