Оценка нервно психического развития ребенка первых трех лет жизни

Оценка нервно психического развития ребенка первых трех лет жизни thumbnail

В этом возрасте совершенствуются двигательные навыки, речь и психика; продолжается активный рост. Уменьшаются темпы физиологического развития, но увеличивается мышечная масса, формируется лимфоидная ткань, расширяются двигательные возможности, усложняются психологические навыки ребенка, совершенствуется моторная деятельность, ребенок начинает рисовать, различать цвета.

В этот период начинают формироваться социальные связи. Трёхлетний ребенок это личность. Для него характерен — эгоцентризм. Амбиции должны быть, из них вырастают личности. Они любознательны, нет предела любознательности (почемучки). Нельзя сюсюкаться.

Таблица 1 Показатели НПР (двигательные навыки, речь и психика) детей с 1 года до 3-х лет

Возраст ребёнка

Двигательные

навыки

Общение с окружающими, развитие и

понимание речи

Ощущение формы и цвета предметов

1 год

3 месяца

Долго ходит самостоятельно, меняет позу (поворачивается, на-клоняется, садится): воспроизводит простые действия (например, кормит куклу); самостоятельно ест ложкой густую пищу.

Называет отдельные предметы, упрощая их произношение (машина — «би-би», собака — «ав-ав» и т.д.); понимает названия многих окружающих предметов; сообщает о желаниях и потребностях: держится рядом с родителями

Различает 2 разных по величине предмета (например, 2 мяча)

1 год

6 месяцев

Перешагивает через небольшое, лежащее на полу препятствие (например, палку); повторяет часто наблюдаемые действия; самостоятельно ест ложкой жидкую пищу, учится бегать

Называет заинтересовавший его предмет; находя среди нескольких предметов одинаковые по значению; знает около 10 слов

Среди 3-4 предметов разной формы показывает одинаковый по форме с образцом

1 год

9 месяцев

Может ходить по поверхности шириной 15-20 см и приподнятой над полом на 15-20 см (например, сиденье скамейки); составляет из 3-4 кубиков простые конструкции; может раздеваться с помощью взрослого

В общении использует предложения из 2 слов; отвечает на вопросы по содержанию картинки в книге

Различает 3 разных по величине предмета

2 года

Хорошо бегает, воспроизводит несколько логически связанных действий (например, моет куклу и затем вытирает ее); может одеваться с помощью взрослого; складывает пирамиду из 6 кубиков

В общении использует предложения, содержащие до 3 слов, понимает короткий рассказ, слушает чтение книг, особенно ярко иллюстрированных

Находит предмет названного или показанного цвета

2 года

6 месяцев

Приставным шагом перешагивает через несколько небольших препятствий; одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы и завязывать шнурки; прыгает; складывает пирамиду из 8 кубиков

Строит предложения из 3 и более слов; знает свое имя, говорит о себе «я»; выполняет определенную роль в игре

Подбирает предметы 4 цветов (красный, желтый, зеленый, синий), соответствующие показанному образцу

3 года

Перешагивает через предметы высотой 10-15 см, чередуя шаг: одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки; катается на трехколесном велосипеде; может стоять на одной ноге; складывает пирамиду из 9 кубиков

В общении использует сложные предложения, словарный запас увеличивается примерно до 1200-1500 слов; может пересказывать небольшие стихотворения; знает свой возраст и пол; считает до трех; играет в простые игры

Называет 4 цвета; красный, желтый, зеленый, синий

Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 2-го года жизни

Оценка НПР детей 2-го года жизни осуществляется по следующим показателям:

1 — развитие речи: понимание речи (РП) и активная речь (РА);

2 — сенсорное развитие (С);

3 — игра и действия с предметами (И);

4 — движения (Д);

5 — навыки (Н).

Таблица 2 Показатели НПР 2-го года жизни

Возраст

Понимание речи (Рп)

Активная речь (Ра)

Сенсорное развитие (Ср)

Игра и действия с предметами (Ип)

Движения (Дв)

Навыки (Н)

1 год 3 месяца

Запас понимаемых слов резко расширяется

Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления

Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей граней в 3 см

Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)

Самостоятельно ест густую пищу ложкой

1 год 6 месяцев

Обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»)

Словами облегченными и произнесенными правильно называет предметы и действия при сильной заинтересованности

Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик)

Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия

Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой

1 год 9 месяцев

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы

Во время игры обозначает свои действия словами и двусложными предложениями

Ориентируется в трех контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей граней в 3 см

Воспроизводит сложные сюжетные постройки — перекрытия типа ворот, скамейки

Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см, приподнятой над полом на 15-20 см

Частично раздевается с помощью взрослого (снимает шапку, ботинки)

2 года

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослых

Пользуется трёхсловными предложениями, употребляя прилагательные, местоимения.

Подбирает по образу и словам взрослого три контрастных предмета разных цветов

Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Частично надевает одежду (шапку, ботинки)

Читайте также:  Сопровождение развития ребенка в кризисные периоды

Показатели НПР детей в возрасте 2-3 лет

Оценка нервно-психического развития детей в возрасте 2-3 лет осуществляется по следующим показателям:

1 — активная речь: грамматика (Г), вопросы (в);

2 — сенсорное развитие: воспроизведение формы (ВФ) и цвета (ВЦ);

3 — игра (И);

4 — конструктивная деятельность (КД);

5 — изобразительная деятельность (Изоб);

6 — навыки в одевании (НО), в кормлении (НК);

7 — движения (Д).

Таблица 3 Показатели НПР детей 3-го года жизни

Возраст

2 года 6 месяцев

3 года

Активная речь

Грамматика (Г)

Говорит многословными предложениями (более трех слов)

Начинает употреблять сложные предложения с придаточными

Вопросы (В)

Появляются вопросы: «Где?», «Куда?»

Появляются вопросы: «Когда?», «Почему?»

Сенсорное развитие

Воспроизведение формы (Ф)

Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале

В своей деятельности использует геометрические фигуры по назначению

Воспроизведение цвета (Цв)

Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех основных цветов

Называет четыре основных цвета

Игра (И)

Игра носит сюжетный характер

Появляются элементы ролевой игры

Конструкторская деятельность

Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их

Появляются сложные сюжетные постройки

Изобразительная деятельность (Изо)

С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их

Источник

Автор: ГКУЗ Дом ребенка № 1.

Оценка НПР проводится в следующем возрасте (эпикризные сроки): На первом году НПР контролируется ежемесячно, на втором году темп роста и развития несколько замедляется и контроль за НПР проводится один раз в квартал, на третьем году один раз в полгода, с трех лет – один раз в год.Условные обозначения анализаторов: Аз — зрительный анализаторАс — слуховой анализатор Э — эмоции Др — движения руки и действия с предметамиДо — движения общиеРп — речевое понимание Ра — речевая активностьН — навыкиС — сенсорное развитие

Возраст Анализатор Проявление
10 днейАзУдерживает в поле зрения движущийся предмет.
 АсВздрагивает и мигает при резком звуке.
18-20 днейАзУдерживает в поле зрения неподвижный предмет.
 АсУспокаивается при сильном звуке.
1 месяцАзСосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, появляется плавное прослеживание движущихся предметов.
 АсПрислушивается к звуку и голосу взрослого.
 ЭПервая улыбка в ответ на разговор.
 ДоЛёжа на животе, пытается поднять голову.
 РаПроизносит отдельные звуки.
2 месяцаАзДлительное зрительное сосредоточение.
 АсИщущие повороты головы при длительном звуке.
 ЭБыстро отвечает улыбкой на разговор взрослого.
 ДоЛёжа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову.
 РаПовторно произносит отдельные звуки.
3 месяцаАзЗрительное сосредоточение в вертикальном положении, на лице говорящего с ним взрослого.
 ЭКомплекс «оживления» в ответ на игрушки.
 ДоЛежит на животе, удерживая голову, опирается на предплечья. Высоко подняв голову, крепко упирается ногами при поддержке подмышками.
 ДрСлучайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.
4 месяца АзУзнаёт мать, радуется.
  АсНаходит глазами невидимый источник звука.
  ЭГромко смеётся в ответ на общение.
  ДРРассматривает, захватывает и раскачивает висящую игрушку.
  РаГулит.
  НПридерживает грудь матери или бутылочку.
5 месяцев АзОтличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого).
  АсУзнаёт голос матери, различает строгую и ласковую интонацию обращенной речи.
  ЭРадуется ребёнку, берёт у него из рук игрушку, гулит.
 ДрЧётко берёт игрушку из рук взрослого, удерживает в руке игрушку.
 ДоДолго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот.Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки.
  РаПодолгу певуче гулит.
  НЕст с ложки полугустую и густую пишу.
6 месяцев АсПо — разному реагирует на своё и чужое имя.
  ДРУверенно берёт игрушки, находясь в любом положении, подолгу занимается с ними, перекладывает из одной руки в другую.
  ДоПереворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая.
  РаПроизносит отдельные слоги, начало лепета.
  НЕст с ложки, снимает пищу губами.
7 месяцев ДрИгрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает её и др.
  ДоХорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
  РпНа вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определённом месте.
  РаПодолгу лепечет, произносит одни и те же слоги.
  НПьёт из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцевЭСмотрит на действие другого ребёнка и смеётся или лепечет.
ДрИгрушками занимается долго и разнообразно действует ими в зависимости от их свойств. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает, и др.).
 ДоСам садится, сидит и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и опускается. Переступает боком, держась за барьер.
 РпНа вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др.
 Рагромко, чётко, повторно произносит различные слоги.
 НЕст корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьёт из чашки, которую держит взрослый.
9 месяцевАсПлясовые движения под плясовую музыку.
 ЭДогоняет ребенка, ползет ему на встречу. Подражает действиям, движениям другого ребёнка.
 ДРС предметами действует по — разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и другое).
ДоПереходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них рукой.
 РпНа вопрос «где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения. Знает своё имя — оборачивается на зов.
 РаПодражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которые уже есть в его лепете.
 НХорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок).
10 месяцевЭДействует рядом с ребенком или играет одной игрушкой с ним.
ДРСамостоятельно или по просьбе взрослого выполняет с игрушками различные действия.
 ДоВходит на невысокую поверхность или «горку», держась за перила и сходит с неё. Идет вперед с поддержкой за обе руки.
 РпПо просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. При заигрывании с ним («прятки», «догоню-догоню») выполняет разученные действия и движения.
 РаПодражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете.
 НЗакрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев.
11 месяцевЭРадуется приходу детей. Избирательное отношение к детям.
 ДРОвладевает навыками и разученными действиями, выполняет их по просьбе взрослого.
 ДоСтоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги.
РпПо словесной инструкции выполняет различные действия, не подсказанные предметами /водит куклу/. Появляется первое общение в понимаемой речи, /по просьбе взрослого находит и даёт куклу, которую видит среди игрушек/.
 РаПроизносит первые слова — обозначения «ав-ав», «кис-кис», «дай».
 НУмение и навыки закрепляются.
12 месяцевАзРазличает предметы по форме — кубик, кирпичик. Узнает на фотографии знакомых.
 ЭПротягивает другому ребёнку и отдаёт игрушку, сопровождая её лепетом, смехом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком.
 ДрСамостоятельно выполняет различные действия с игрушками. Переносит действия, разученные с одним предметом на другой.
ДоХодит самостоятельно.
РпПонимает названия предметов, имена взрослых, отдельные поручения. Понимает «нельзя».
 РаПроизносит 5-10 облегченных слов, легко подражает новым слогам.
 НСамостоятельно пьёт из чашки.
1год 3 мес.СИграя, различает два разных по величине предмета, например, два куба.
 ДрУмеет воспроизводить в игре разученные действия /кормит куклу, собирает пирамиду/.
 ДоХодит длительно, меняет положение / присядет, наклонится/.
 РпЗначительно увеличился запас понимаемых слов.
 РаПользуется лепетом и облегченным словом / «дай», «мама», «никак», «бах»/.
 НСамостоятельно ест густую кашу ложкой.
1год 6 мес.СИз предметов разной формы /3-4/ к предлагаемому образцу и слову, подбирает такой же формы, /например, к кубику — кубик/.
 ДрУмеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия /причесывает, умывает куклу/.
 ДоДвижения более координированные — перешагивает через препятствия приставным шагом, /, например, через папку, лежащую на полу/.
 РпНаходит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине.
 РаВ удивлении, радости или сильной заинтересованности называет предмет.
 НСамостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
1год 9 мес.СИграя, различает три разных по величине предмета (например, 3 куба).
 ДоУмеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на высоте от пола 15-20 см.
 ДрСтроит «ворота», «скамейку», «домик».
 РаПользуется двухсловными предложениями.
 РпОтвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок.
 НУмеет частично раздеваться с небольшой помощью, взрослого.
2 годаСПо предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.
 ДоПерешагивает через препятствие чередующимся шагом.
 ДрВ игре воспроизводит ряд логических связанных действий. Например, куклу, купает, вытирает.
 РаПользуется 2-3 словными предложениями при общении с взрослыми, употребляя прилагательные и местоимения.
РпПонимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребёнку из его личного опыта.
НУмеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого.
2 года 6 мес.СПодбирает по образцу разнообразные предметы четырёх цветов /красный, синий, жёлтый, зелёный/.
 ДоПерешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см.
 ДрВ игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет).
 РаСтроит предложение из трех и более слов. Появляются вопросы где? куда?
 НСамостоятельно одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки.
3 годаСНазывает 4 основных цвета.
 ДоПерешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см.
 ИгрыВ играх исполняет роль. Например: играя с куклой, говорит: мама, доктор.
 РаУпотребляет сложные предложения. Появляются вопросы почему? когда?
 НОдевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки.
4 годаМышление, речь.Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др.
 Моторика.Умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперёд. Всегда или иногда сам застёгивает пуговицы, завязывает шнурки.
 Внимание и памятьВнимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.
 Социальные контакты.Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры.
 ПсихикаБез отклонений.
5 летМышлениеУмеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию.
 МоторикаУмеет прыгать на месте на одной ноге и подвигаться вперёд. Одевается и раздевается самостоятельно всегда или почти всегда.
 Внимание памятьВнимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.
 Социальные контакты.Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры.
 ПсихикаБез отклонений.
Читайте также:  Уровень развития ребенка 2 3

Оценка НПР детей раннего возраста.

Группы риска детей по нервно — психическому развитию:

Группа внимания: 

  • дети с опережением в развитии по одному или нескольким показателям на 2 и более эпикризных срока..
  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на один эпикризный срок.

Группа риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 2 эпикризных срока. 

Группа высокого риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 3 эпикризных срока. 

Группа диспансерная: 

  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 4-5 эпикризных срока.
  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 6 и более эпикризных срока,
  • дети с уровнем интеллекта, не подлежащим оценке НПР.

Группы развития I группа: 

  • дети с нормальным развитием.
  • дети с опережением в развитии:

а) на один эпикризный срок (ускоренное развитие)

б) на два и более эпикризных сроков (высокое развитие).

в) дети с дисгармоничным развитием — с опережением на разные эпикризные

сроки по одному или нескольким показателям. 

П группа: 

  • дети с отставанием в развитии на один эпикризный срок:

1-я степень — по 1-2 показателям.

2-я степень — по 3-4 показателям.

3-я степень — по 5-7 показателям.

  • дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок).

III группа: 

  • дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока.

1-я степень — по 1-2 показателям. 

2-я степень — по 3-4 показателям. 

3-я степень — по 5-7 показателям.

  • дети с дисгармоничным развитием: часть показателей выше, часть ниже на 12 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме.

IV группа:

Читайте также:  Дневник здоровья и развития ребенка

1) дети с отставанием на 3 эпикризных срока.

1-я степень — по 1-2 показателям.

2-я степень — по 3-4 показателям.

3-я степень — по 5-7 показателям,

2) дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных срока, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).

V группа: 

  • дети с отставанием на 4-5 эпикризных срока.

1-я степень — по 1-2 показателям.

2-я степень — по 3-4 показателям.

3-я степень — по 5-7 показателям.

дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-3 эпикризных срока, часть на 4-5 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).

Категория: Будущим родителям.

Печать
Электронная почта

Источник