Оценка нервно психического развития ребенка 3 лет
Автор: ГКУЗ Дом ребенка № 1.
Оценка НПР проводится в следующем возрасте (эпикризные сроки): На первом году НПР контролируется ежемесячно, на втором году темп роста и развития несколько замедляется и контроль за НПР проводится один раз в квартал, на третьем году один раз в полгода, с трех лет – один раз в год.Условные обозначения анализаторов: Аз — зрительный анализаторАс — слуховой анализатор Э — эмоции Др — движения руки и действия с предметамиДо — движения общиеРп — речевое понимание Ра — речевая активностьН — навыкиС — сенсорное развитие
Возраст | Анализатор | Проявление | |
10 дней | Аз | Удерживает в поле зрения движущийся предмет. | |
Ас | Вздрагивает и мигает при резком звуке. | ||
18-20 дней | Аз | Удерживает в поле зрения неподвижный предмет. | |
Ас | Успокаивается при сильном звуке. | ||
1 месяц | Аз | Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, появляется плавное прослеживание движущихся предметов. | |
Ас | Прислушивается к звуку и голосу взрослого. | ||
Э | Первая улыбка в ответ на разговор. | ||
До | Лёжа на животе, пытается поднять голову. | ||
Ра | Произносит отдельные звуки. | ||
2 месяца | Аз | Длительное зрительное сосредоточение. | |
Ас | Ищущие повороты головы при длительном звуке. | ||
Э | Быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого. | ||
До | Лёжа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову. | ||
Ра | Повторно произносит отдельные звуки. | ||
3 месяца | Аз | Зрительное сосредоточение в вертикальном положении, на лице говорящего с ним взрослого. | |
Э | Комплекс «оживления» в ответ на игрушки. | ||
До | Лежит на животе, удерживая голову, опирается на предплечья. Высоко подняв голову, крепко упирается ногами при поддержке подмышками. | ||
Др | Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. | ||
4 месяца | Аз | Узнаёт мать, радуется. | |
Ас | Находит глазами невидимый источник звука. | ||
Э | Громко смеётся в ответ на общение. | ||
ДР | Рассматривает, захватывает и раскачивает висящую игрушку. | ||
Ра | Гулит. | ||
Н | Придерживает грудь матери или бутылочку. | ||
5 месяцев | Аз | Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого). | |
Ас | Узнаёт голос матери, различает строгую и ласковую интонацию обращенной речи. | ||
Э | Радуется ребёнку, берёт у него из рук игрушку, гулит. | ||
Др | Чётко берёт игрушку из рук взрослого, удерживает в руке игрушку. | ||
До | Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот.Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки. | ||
Ра | Подолгу певуче гулит. | ||
Н | Ест с ложки полугустую и густую пишу. | ||
6 месяцев | Ас | По — разному реагирует на своё и чужое имя. | |
ДР | Уверенно берёт игрушки, находясь в любом положении, подолгу занимается с ними, перекладывает из одной руки в другую. | ||
До | Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая. | ||
Ра | Произносит отдельные слоги, начало лепета. | ||
Н | Ест с ложки, снимает пищу губами. | ||
7 месяцев | Др | Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает её и др. | |
До | Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях). | ||
Рп | На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определённом месте. | ||
Ра | Подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги. | ||
Н | Пьёт из чашки, которую держит взрослый. | ||
8 месяцев | Э | Смотрит на действие другого ребёнка и смеётся или лепечет. | |
Др | Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими в зависимости от их свойств. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает, и др.). | ||
До | Сам садится, сидит и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и опускается. Переступает боком, держась за барьер. | ||
Рп | На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др. | ||
Ра | громко, чётко, повторно произносит различные слоги. | ||
Н | Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьёт из чашки, которую держит взрослый. | ||
9 месяцев | Ас | Плясовые движения под плясовую музыку. | |
Э | Догоняет ребенка, ползет ему на встречу. Подражает действиям, движениям другого ребёнка. | ||
ДР | С предметами действует по — разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и другое). | ||
До | Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них рукой. | ||
Рп | На вопрос «где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения. Знает своё имя — оборачивается на зов. | ||
Ра | Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которые уже есть в его лепете. | ||
Н | Хорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок). | ||
10 месяцев | Э | Действует рядом с ребенком или играет одной игрушкой с ним. | |
ДР | Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет с игрушками различные действия. | ||
До | Входит на невысокую поверхность или «горку», держась за перила и сходит с неё. Идет вперед с поддержкой за обе руки. | ||
Рп | По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. При заигрывании с ним («прятки», «догоню-догоню») выполняет разученные действия и движения. | ||
Ра | Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. | ||
Н | Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев. | ||
11 месяцев | Э | Радуется приходу детей. Избирательное отношение к детям. | |
ДР | Овладевает навыками и разученными действиями, выполняет их по просьбе взрослого. | ||
До | Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги. | ||
Рп | По словесной инструкции выполняет различные действия, не подсказанные предметами /водит куклу/. Появляется первое общение в понимаемой речи, /по просьбе взрослого находит и даёт куклу, которую видит среди игрушек/. | ||
Ра | Произносит первые слова — обозначения «ав-ав», «кис-кис», «дай». | ||
Н | Умение и навыки закрепляются. | ||
12 месяцев | Аз | Различает предметы по форме — кубик, кирпичик. Узнает на фотографии знакомых. | |
Э | Протягивает другому ребёнку и отдаёт игрушку, сопровождая её лепетом, смехом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком. | ||
Др | Самостоятельно выполняет различные действия с игрушками. Переносит действия, разученные с одним предметом на другой. | ||
До | Ходит самостоятельно. | ||
Рп | Понимает названия предметов, имена взрослых, отдельные поручения. Понимает «нельзя». | ||
Ра | Произносит 5-10 облегченных слов, легко подражает новым слогам. | ||
Н | Самостоятельно пьёт из чашки. | ||
1год 3 мес. | С | Играя, различает два разных по величине предмета, например, два куба. | |
Др | Умеет воспроизводить в игре разученные действия /кормит куклу, собирает пирамиду/. | ||
До | Ходит длительно, меняет положение / присядет, наклонится/. | ||
Рп | Значительно увеличился запас понимаемых слов. | ||
Ра | Пользуется лепетом и облегченным словом / «дай», «мама», «никак», «бах»/. | ||
Н | Самостоятельно ест густую кашу ложкой. | ||
1год 6 мес. | С | Из предметов разной формы /3-4/ к предлагаемому образцу и слову, подбирает такой же формы, /например, к кубику — кубик/. | |
Др | Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия /причесывает, умывает куклу/. | ||
До | Движения более координированные — перешагивает через препятствия приставным шагом, /, например, через папку, лежащую на полу/. | ||
Рп | Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. | ||
Ра | В удивлении, радости или сильной заинтересованности называет предмет. | ||
Н | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. | ||
1год 9 мес. | С | Играя, различает три разных по величине предмета (например, 3 куба). | |
До | Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на высоте от пола 15-20 см. | ||
Др | Строит «ворота», «скамейку», «домик». | ||
Ра | Пользуется двухсловными предложениями. | ||
Рп | Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок. | ||
Н | Умеет частично раздеваться с небольшой помощью, взрослого. | ||
2 года | С | По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета. | |
До | Перешагивает через препятствие чередующимся шагом. | ||
Др | В игре воспроизводит ряд логических связанных действий. Например, куклу, купает, вытирает. | ||
Ра | Пользуется 2-3 словными предложениями при общении с взрослыми, употребляя прилагательные и местоимения. | ||
Рп | Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребёнку из его личного опыта. | ||
Н | Умеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого. | ||
2 года 6 мес. | С | Подбирает по образцу разнообразные предметы четырёх цветов /красный, синий, жёлтый, зелёный/. | |
До | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см. | ||
Др | В игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет). | ||
Ра | Строит предложение из трех и более слов. Появляются вопросы где? куда? | ||
Н | Самостоятельно одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки. | ||
3 года | С | Называет 4 основных цвета. | |
До | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см. | ||
Игры | В играх исполняет роль. Например: играя с куклой, говорит: мама, доктор. | ||
Ра | Употребляет сложные предложения. Появляются вопросы почему? когда? | ||
Н | Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки. | ||
4 года | Мышление, речь. | Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др. | |
Моторика. | Умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперёд. Всегда или иногда сам застёгивает пуговицы, завязывает шнурки. | ||
Внимание и память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. | ||
Социальные контакты. | Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры. | ||
Психика | Без отклонений. | ||
5 лет | Мышление | Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. | |
Моторика | Умеет прыгать на месте на одной ноге и подвигаться вперёд. Одевается и раздевается самостоятельно всегда или почти всегда. | ||
Внимание память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. | ||
Социальные контакты. | Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры. | ||
Психика | Без отклонений. |
Оценка НПР детей раннего возраста.
Группы риска детей по нервно — психическому развитию:
Группа внимания:
- дети с опережением в развитии по одному или нескольким показателям на 2 и более эпикризных срока..
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на один эпикризный срок.
Группа риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 2 эпикризных срока.
Группа высокого риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 3 эпикризных срока.
Группа диспансерная:
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 4-5 эпикризных срока.
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 6 и более эпикризных срока,
- дети с уровнем интеллекта, не подлежащим оценке НПР.
Группы развития I группа:
- дети с нормальным развитием.
- дети с опережением в развитии:
а) на один эпикризный срок (ускоренное развитие)
б) на два и более эпикризных сроков (высокое развитие).
в) дети с дисгармоничным развитием — с опережением на разные эпикризные
сроки по одному или нескольким показателям.
П группа:
- дети с отставанием в развитии на один эпикризный срок:
1-я степень — по 1-2 показателям.
2-я степень — по 3-4 показателям.
3-я степень — по 5-7 показателям.
- дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок).
III группа:
- дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока.
1-я степень — по 1-2 показателям.
2-я степень — по 3-4 показателям.
3-я степень — по 5-7 показателям.
- дети с дисгармоничным развитием: часть показателей выше, часть ниже на 12 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме.
IV группа:
1) дети с отставанием на 3 эпикризных срока.
1-я степень — по 1-2 показателям.
2-я степень — по 3-4 показателям.
3-я степень — по 5-7 показателям,
2) дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных срока, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).
V группа:
- дети с отставанием на 4-5 эпикризных срока.
1-я степень — по 1-2 показателям.
2-я степень — по 3-4 показателям.
3-я степень — по 5-7 показателям.
дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-3 эпикризных срока, часть на 4-5 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).
Категория: Будущим родителям.
Печать
Электронная почта
Источник
Возраст | Развитие речи | Сенсорное развитие Аз+Ас | Игра и действия с предметами | Движения Др | Навыки Н | |
Понимание Рп | Активная Ра | |||||
1 — 1г 3 мес | Быстро расширяется запас понимаемых слов | В момент радости, удивления пользуется слогами и словами | Различает величины кубиков с разницей более 3 см | Воспроизводит действия игры с кубиками, пирамидкой и др. | Ходит длительно, меняет положение (приседает, наклоняется) | Самостоятельно ест ложкой густую пищу |
1г 3 мес — 1г 5мес | Обобщает предметы по главным признакам | То же в момент сильной заинтересованности | Различает 4 контрастные формы предметов (шар, куб, кирпич, призма) | Проигрывает наблюдаемые действия | Перешагивает через препятствия приставным шагом | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой |
1г 5мес — 1г 9мес | Понимает несложный рассказ по картинке | Может отвечать словами и двусложными предложениями во время игры | То же и по их величине более 3 см | Элементы сюжетных игр, («построение дома», «скамейки») | Может ходить по скамейке шириной 15-29 см, над полом — 15 -20 см | С помощью взрослых может частично снимать одежду (трусы, шапку, ботинки) |
1г 9мес — 2 г | Понимает рассказ без показа | При общении со взрослыми пользуется трехсловнми предложениями с местоимением и прилагаетельным | По образу и слову подбирает 3 контрастных цвета | Сюжетные игры воспроизводит последовательными действиями | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом | Частично надевает одежду (шапку, ботинки) |
2г — 2,5 года | Говорит предложениями из 3-х и более слов. Появляются вопросы «где?» «куда?» | То же — для 4-х основных цветов | Игра в основном носит сюжетный характер из двух последовательностей | Хорошо бегает. Перешагивает через палку над полом в 20-28 см. | 1) Ест аккуратно 2) полностью одевается, но еще не застегивает пуговицы, не завязывает шнурки | |
2,5г — 3 г | Употребляет сложные предложения («придаточные»). Появляются вопросы «когда?», «почему?» | Называет 4 основных цвета | Появляются элементы ролевых игр | То же, через палку в 30-36 см над полом | 1) пользыется салфеткой без напоминания 2) полностью одевается без значительной помощи взрослого |
Показатели нервно-психического развития детей в возрасте от 3 до 14 лет:
1. Моторное развитие и зрительная координация (равновесие в ходьбе, статическое равновесие, прыжок и т.д.).
2. Развитие речи (звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов, рассказывание и т.д.).
3. Познавательная деятельность: количество и счет, величина, ориентировка в пространстве, воспроизведение, формирование обобщений.
4. Социально-культурное развитие, культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими.
5. Возможность освоения учебной программы в общеобразовательной школе. Успеваемость.
В нашей стране в медицинской практике степень задержка развития тех или иных функций в детском возрасте определяется в эпикризных сроках.
Эпикризный срок — это период в жизни ребенка, за который он приобретает новые навыки. На первом году жизни один эпикризный срок составляет 1 месяц. На втором году жизни — 3 месяца. С 2-х до 3-х лет — 6 месяцев. И с четырехлетнего возраста эпикризный срок соответствует одному году. Таким образом, в эпикризных сроках можно оценивать речевое и психологическое развитие ребенка до 5-летнего возраста. После 5-летнего возраста данная методика уже является малоинформативной и используются другие системы оценки развития (например, детский тест Векслера).
До трехлетнего возраста ребенка задержка любого показателя на 1 и 2 эпикризных срока называется темповой или доброкачественной, а более 2-х эпикризных сроков — патологической и требует консультации специалиста (невролога, детского психиатра).
Итогами оценки служит определение группы нервно-психического развития.
1-я группа
Дети с опережением в развитии.
- На 1 эпикризный срок – ускоренное развитие.
- На 2 эпикризных срока – высокое развитие.
Дети с опережением в развитии: с нетипичным верхнегармоничным развитием (часть показателей выше на 1 эпикризный срок, часть – выше на 2 эпикризных срока).
Дети с нормальным развитием.
2-я группа
Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок.
- 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
- 2-я степень: задержка 3-4 показателей.
- 3-я степень: задержка 5-7 показателей.
Дети с нетипичным негармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризный срок).
3-я группа
Дети с задержкой на 2 эпикризных срока.
- 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
- 2-я степень: задержка 3-4 показателей.
- 3-я степень: задержка 5-7 показателей.
Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть – на 2 эпикризных срока).
4-я группа
Дети с задержкой на 3 эпикризных срока.
- 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
- 2-я степень: задержка 3-4 показателей.
Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 2 эпикризных срока, часть – на 3 эпикризных срока).
Принципы организации режима дня у детей
Режим дня на первом году жизни определяется чередованием кормления, бодрствования и сна. Добиться чёткой смены сна и бодрствования на первом месяце жизни практически трудно, так как здоровый накормленный ребёнок сразу засыпает. Но со 2-го месяца жизни у него появляются периоды спокойного бодрствования, и можно установить чёткий ритм смены режимных элементов в течение дня (табл. 2).
Таблица 2
Оценка режима дня ребёнка проводится на основании возрастной толерантности клеток ЦНС к непрерывному бодрствованию (по Н.М. Аскариной)
Возраст | Длительность непрерывного бодрствования (в часах) | Количество дневных снов | Количество часов сна за сутки | Количество приемов пищи | Интервалы между приемами пищи (в часах) |
0 — 2 мес. | 30 мин. — 1 час | 20 — 19 | |||
2 — 5 мес. | 1 — 2 | 19 — 18 | 3,5 | ||
5 — 10 мес. | 2 — 3 | 18 — 16 | |||
10 — 18 мес. | 3 — 4 | 16 — 15 | 4-5 | 3,5 — 4,5 | |
18 — 24 мес. | 4 — 5 | 1 (=3 часа) | 3,5 — 4,5 | ||
2 г — 7 лет | 5 — 7 | 1 (=2 часа) | 3,0 — 4,5 | ||
8 — 12 лет | 12-10 | 3,0 — 4,5 | |||
12 — 18 лет | 15 — 16 | 9-8 | 3,0 — 4,5 |
Первым элементом режима дня считается утреннее пробуждение и кормление, после которого малыш около часа бодрствует. Желательно создавать условия для этого деятельного состояния. Чтобы ребёнок не уснул, его выкладывают на живот, с ним ласково разговаривают, привлекают внимание яркой игрушкой. В период бодрствования проводят все гигиенические процедуры. В это время нужна одежда, не затрудняющая движений. Для этой цели незаменимы ползунки и свободная кофточка с зашитыми рукавами.
У детей, которых продолжительное время туго пеленают, координация движений развивается хуже. Утомившись, ребёнок опять засыпает. У детей в возрасте 1-4 месяцев в течение дня совершается 4 таких цикла (кормление, бодрствование, сон). Если первое кормление проводится в 6 часов, то ночной сон по режиму дня начинается после купания и кормления в 20 ч 30 мин с перерывом на последнее кормление в 23 ч 30 мин, во время которого следует избегать яркого света и громкого разговора.
Первые изменения в режим дня ребёнка вносят в 5-месячном возрасте: уменьшается до 5 число кормлений, удлиняются промежутки активного бодрствования, сокращается частота и длительность дневного сна. Следующее изменение режима дня приурочивают к 9 месяцам. Здоровый малыш этого возраста может бодрствовать 3 часа без утомления. Практически все 9-месячные дети отказываются от третьего дневного сна.
Строгое соблюдение режима дня имеет важное значение для сохранения здоровья малыша, его правильного развития и выработки полезных навыков. Постоянное повторение одних и тех же действий тренирует способность нервной системы выполнять их почти автоматически с наименьшей затратой сил. Частые отступления от режима дня разрушают приспособительные механизмы детского организма (условный рефлекс на время). В таких случаях у детей нарушается сон, они могут долго спать днём и не засыпать поздно вечером. Всё это не на пользу малышу и нарушает нормальный ритм жизни семьи.
Неукоснительное соблюдение режима дня детьми в возрасте 1 — 7 лет является основным правилом для поддержания их высокого эмоционального тонуса и имеет большое воспитательное значение. Несоблюдение режима разрушает взаимосвязь биологических ритмов детского организма.
Главенствующее место в режиме дня детей после года занимает бодрствование. Дальнейшее развитие и укрепление нервной системы ребёнка позволяют ему бодрствовать без перерыва более длительное, чем в грудном возрасте, время. У него отпадает потребность во втором дневном сне, и малыш к полутора годам постепенно переходит на одноразовый сон. Продолжительность дневного сна на втором году жизни 3,5 часа, третьем — 2,5, в возрасте 3 — 5 лет — 2, к концу дошкольного возраста — 1,5 часа. Если ребёнок днём систематически просыпается раньше положенного срока, значит, он быстрее отдохнул и восстановил свои силы для активных действий и удерживать его больше в постели нет нужды. Лежание без сна ничего не даёт ребёнку, он начинает шалить и активно сопротивляться пребыванию в постели либо может приобрести черты будущего «лежебоки».
Приведённые в таблице 2 примерные режимы дня представляют схему, на которую следует ориентироваться. В зависимости от особенностей развития ребёнка, его здоровья, условий быта семьи в неё могут быть внесены соответствующие изменения. Детей с хорошим физическим и нервно-психическим развитием можно переводить на следующий возрастной режим несколько раньше, а ослабленных, длительно болевших лучше некоторое время оставить на режиме младшей возрастной группы.
Если ребёнок спокойно относится к двухразовому дневному сну, быстро засыпает, лучше не спешить с переводом его на режим с одноразовым сном. И наоборот, когда малыш ранее полутора лет отказывается спать днём 2-й раз, можно раньше перейти на следующий возрастной режим. Отклонения режима дня по бытовым условиям семьи не должны быть резкими. Все режимные моменты можно сдвинуть на один час. Но при этом следует соблюдать интервалы между отдельными режимными моментами и длительность последних.
Интервалы между кормлениями у детей преддошкольного и дошкольного возраста, даже сместившись во времени, должны составлять 3,5 — 4 часа, максимальная длительность бодрствования у детей до 1,5 лет — 3,5-4,5, от 1,5 до 2 лет — 4,5 — 5,5, в возрасте 2-3 лет — 5,5-6, 3-6 лет – 6-6,5 часа, продолжительность ночного сна в преддошкольном возрасте — 10,5-11, в дошкольном – 10-10,5 часа.
Должны быть предусмотрены 3 прогулки на воздухе по 1,5-2 часа.
Любые компоненты режима дня должны носить стойкий характер и выполняться постоянно. У детей преддошкольного возраста это особенно важно в связи со сравнительно быстрым образованием положительных условных рефлексов и трудностью их переделки. Ломка установившегося распорядка жизни ребёнка особенно трудна, следствием её могут быть срывы в нервной деятельности, проявляющиеся нарушениями поведения, сна, отказом от еды.
Если режим дня соответствует развитию и физиологическим возможностям ребёнка, то он легко к нему привыкнет. Правильное чередование бодрствования и сна предупреждает переутомление и создаёт условия для нормального развития двигательной активности, воспитывает уравновешенность, приучает ребёнка легко подчиняться семейному распорядку.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите показатели нервно психического развития у детей с рождения и до 6 месяцев.
2. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 6 до 12 месяцев жизни.
3. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 12 до 18 месяцев жизни.
4. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 1,5 до 3 лет.
5. Назовите показатели нервно психического развития у детей от 3 до 14 лет.
6. Перечислите группы нервно психического развития детей.
7. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 0-2 месяца.
8. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 2-5 месяцев.
9. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 5-10 месяцев.
10. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 10-18 месяцев.
11. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 18-24 месяца.
12. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 2-7 лет.
13. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 8-12 лет
14. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 12-18 лет.
15. Назовите порядок развития локомоции и статики у ребенка первого года жизни.
16. Назовите закономерности формирования двигательной сферы.
17. Опишите рефлексы новорожденного и сроки их исчезновения.
18. Назовите критерии оценки нервно-психического развития ребенка.
Тестовые задания для самоконтроля:
Выбрать один правильный ответ.
1. Установите соответствие рефлексов:
А. орального автоматизма.
1. Сосательный рефлекс.
Б. спинального автоматизма.
2. Бабкина.
3. Робинсона.
4. Поисковый.
5. Хоботковый.
6. Монро.
7. Галанта.
8. Бауэра.
9. Кернига.
2. Рефлексы Робинсона, Галанта, Монро, Кернига угасают:
1. К 2 мес.
2. К 4 мес.
3. К 6 мес.
4. К 8 мес.
3. Возраст исчезновения физиологического гипертонуса мышц нижних конечностей:
1. 2-3 мес.
2. 4-6 мес.
3. 6-8 мес.
4. Укажите правильную возрастную последовательность этапов развития анализатора зрения:
1. Узнаёт мать.
2. Отличает чужих от близких.
3. Следит взглядом за движущейся игрушкой.
4. Из любого положения фиксирует взгляд на неподвижных предметах.
5. Фиксирует взгляд на яркой игрушке.
5. Укажите правильную последовательность эмоционального развития ребенка:
1. Громко смеётся.
2. Первая улыбка.
3. Улыбается в ответ на речь взрослого.
4. ”Комплекс оживления”.
6. Укажите правильную возрастную последовательность для этапов развития анализатора слуха:
1. Прислушивается.
2. Поворачивает голову на звук.
3. Вздрагивает и мигает в ответ на резкий звук.
4. Отчётливое слуховое сосредоточение.
5. Различает тон, с которым к нему обращаются.
7. Укажите правильную последовательность этапов развития общих движений:
1. Хорошо держит голову 1-2 мин.
2. Переворачивается со спины на живот.
3. Переворачивается с живота на спину, начинает ползать.
4. Хорошо ползает, сидит с поддержкой.
5. Сидит самостоятельно, встаёт и ходит с опорой.
6. Стоит самостоятельно без опоры.
7. Ходит самостоятельно.
8. Укажите последовательность этапов развития движения рук:
1. Удерживает игрушку двумя руками.
2. Ощущает свои руки.
3. Захватывает подвешенную игрушку.
4. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.
5. Свободно берёт игрушку из разных положений.
6. Открывает, закрывает (коробочку, матрёшки).
7. Надевает кольцо на пирамидку.
9. Укажите последовательность формирования первых навыков:
1. Сам берёт чашку и пьёт.
2. Берёт пищу губами с ложки.
3. Пьёт из чашки, которую держит взрослый.
4. Пьёт из чашки, слегка поддерживая её руками.
5. Просится на горшок.
6. Самостоятельно раздевается.
10. Интеллектуальная сфера ребёнка не оценивается по параметру:
1. Понимание обращённой речи.
2. Память.
3. Мышление.
4. Концентрация внимания.
5. Эмоциональная реакция.
11. Образование условных рефлексов достигает полного развития и функционального совершенства:
1. В 1 год.
2. В 2 года.
3. В 5 лет.
4. В 10 лет.
12. Развитое цветовое зрение имеют дети в возрасте:
1. 3 мес.
2. 3 лет.
3. 5 лет.
4. 10 лет.
13. Бинокулярное зрение начинает формироваться:
1. С 6 мес.
2. С 6 лет.
3. С 8 лет.
14. Максимальная острота зрения достигается:
1. К 2 годам.
2. К 4 годам.
3. К 8 годам.
4. К 10 годам.
15. Для оценки нервно-психического развития ребенка не придается значение:
1. Наличию (отсутствию) врожденных безусловных рефлексов.
2. Наличию (отсутствию) присущих доношенным зрелым новорожденным рефлексов — спинального и орального автоматизма.
3. Характеру движений и мышечного тонуса.
4. Умениям и навыкам.
Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 12872; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10830 — | 8099 — или читать все…
Читайте также:
Источник