Оценка нервно психического развития ребенка 2 года

Оценка нервно психического развития ребенка 2 года thumbnail

Оценка
нервно-психического развития детей
младшего возраста с использованием
ведущих линий развития. Алгоритм оценки
НПР детей. Отклонения в нервно-психическом
развитии детей и группы диспансерного
наблюдения.

Самостоятельная
работа.
Работа студентов на участке
(активные и первичные вызовы на дом,
работа на приеме участкового врача и
специалистов узкого профиля, в кабинете
здорового ребенка — по индивидуальному
графику). Оценка уровня НПР детей.

Цель
занятия
— для управления
формированием здоровья и контроля
гармоничного развития ребёнка участковый
врач должен уметь правильно оценить
уровень нервно-психического развития
ребенка.

В
ходе занятия студент должен

знать:

  • Методы
    и способы оценки уровня НПР детей
    различного возраста

  • Эпикризные
    сроки, для оценки НПР детей различного
    возраста.

  • Ведущие
    линии развития. для оценки НПР детей
    различного возраста.

  • Группы
    НПР детей первых 3-х лет жизни

  • Показатели
    НПР детей первых 3-х лет жизни.

понимать:

  • Роль
    НПР, как критерия характеризующего
    уровень индивидуального здоровья
    ребенка.

  • Взаимосвязь
    уровня здоровья и уровня НПР

  • Основные
    закономерности НПР ребенка (по
    Щелованову).

  • Основные
    причины нарушения НПР у современных
    детей.

уметь:

  • Проводить
    оценку уровня НПР детей первых 3-х лет
    жизни.

  • Определять
    группу НПР первых 3-х лет жизни.

  • Проводить
    корректировочные мероприятия при
    нарушениях НПР ребенка.

МАТЕРИАЛ
ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы
для самоподготовки:

  1. Какие
    методы и способы оценки уровня НПР
    детей различного возраста применяются
    в современной педиатрии?

  2. На
    основании каких принципов основан
    метод диагностики НПР по Щелованову?

  3. Каковы
    эпикризные сроки, для оценки НПР детей
    различного возраста?

  4. Перечислить
    ведущие линии развития. для оценки НПР
    детей различного возраста.

  5. Какие
    группы НПР детей первых 3-х лет жизни
    вы знаете?

  6. Перечислить
    показатели НПР детей первых 3-х лет
    жизни.

  7. В
    чем заключается значение оценки НПР,
    как критерия характеризующего уровень
    индивидуального здоровья ребенка?

  8. Физиологический
    смысл взаимосвязи уровня здоровья и
    уровня НПР

  9. Каковы
    основные причины нарушения НПР у
    современных детей?

Содержание:

Ведущие
линии НПР ребенка в различные эпикризные
сроки.

Оценка нервно психического развития ребенка 2 года

Соотношение
групп здоровья и групп НПР.

Группы

НПР

Группы
здоровья

I

II

III

IV
+
V

I

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

встречается
редко

не
встречается

II

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

встречается
редко

III

не
встречается

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

IV

не
встречается

не
встречается

встречается
редко

встречается
достаточно часто

Количественная
оценка НПР детей осуществляется:

  • до
    1 месяца (оцениваются отдельные
    анализаторы: СА, ЗА, ДА); Группы развития
    не определяются у новорожденного
    ребенка.

  • от
    1 месяца до 3-х лет (по четырем группам
    развития);

  • от
    4-х до 7 лет и старше (без отклонений;с
    отклонениями: сомато-вегетативного,
    эмоционального или психомоторного
    характера).

Для
выделения группы НПР необходимо:

1)
определить, есть ли задержка в развитии;

2)
если имеется задержка в развитии, найти
показатель с самым низким уровнем
развития и по нему определить группу
развития;

3)
посмотреть, равномерна ли задержка (или
опережение) в развитии или нет;

4)
если задержка (или опережение) равномерна,
определить степень задержки (или
опережения);

5)
если задержка (или опережение) неравномерна,
определить степень неравномерности.

Группы
развития не определяются у новорожденного
ребенка. При задержке в развитии ребенка
в возрасте 1 месяц за эпикризный срок
принимают 10 дней.

Формализованные
результаты заносятся в историю развития
ребенка (ф.112) при оформлении результатов
комплексной оценки состояния здоровья.

Назначения
по нервно-психическому развитию
детям первых 3 лет жизни врач делает,
исходя из их уровня по каждому показателю
и задач, обозначенных в показателях
развитияследующеговозрастного
периода.

Показатели
НПР детей первого года жизни

К
1 месяцу

Начинает
улыбаться в ответ на разговор взрослого
(Э); сосредоточивает взгляд на неподвижном
предмете и плавно прослеживает за
движущимся предметом; прислушивается
к голосу взрослого, слуховое сосредоточение
(СА); лежа на животе пытается поднимать
и удерживать головку (ДО).

К
2 месяцам

Быстро
отвечает улыбкой на обращение, разговор
(Э); длительно следит за движущейся
игрушкой или взрослым (ЗА); ищущие
повороты головы при длительном звуке
(СА); лежа на животе поднимает и
непродолжительно удерживает головку
(ДО); произносит отдельные звуки (АР).

К
3 месяцам

«Комплекс
оживления» в ответ на эмоциональное
обращение (Э); ищет источник звука (СА);
сосредоточивает взгляд на лице говорящего
с ним или игрушке, находясь в вертикальном
положении на руках взрослого (ЗА);
наталкивается руками на игрушки, висящие
над грудью на высоте 10–15 см (ДР); лежит
на животе, опираясь на предплечья и
высоко подняв голову, при поддержке под
мышки крепко опирается о твердую опору
ногами; длительно удерживает голову в
вертикальном положении (ДО).

К
4 месяцам

Громко
смеется в ответ на общение с ним (Э, СП);
поворачивает голову в сторону источника
звука и находит его глазами, по-разному
реагирует на спокойную и плясовую
мелодии (СА); узнает мать или другого
близкого человека (ЗА); рассматривает,
ощупывает и захватывает висящие над
грудью предметы (ДР); гулит (АР); во время
кормления придерживает руками грудь
матери или бутылочку. Совершенствуются
навыки, приобретенные ранее (Н).

К
5 месяцам

Узнает
голос матери или другого близкого
человека; различает строгую и ласковую
интонацию обращенной к нему речи (СА,
СП); по-разному реагирует на лицо знакомого
и незнакомого человека (ЗА, СП); четко
берет игрушку из рук взрослого и
удерживает ее (ДР); долго лежит на животе,
высоко подняв голову и опираясь на
ладони выпрямленных рук; переворачивается
со спины на живот; ровно, устойчиво стоит
при поддержке под мышки (ДО); подолгу
певуче гулит (АР); ест с ложки (Н), радуется
ребенку, берет из его рук игрушку (Э).

К
6 месяцам

Начинает
реагировать на свое имя (СА, СП); свободно
берет игрушку из разных положений и
подолгу занимается ею (ДР); переворачивается
с живота на спину; немного передвигается,
начинает ползать (ДО); начинает лепетать
(АР); хорошо ест с ложки, снимает пищу
губами (Н).

К
7 месяцам

Разнообразно
и долго занимается игрушкой (ДР); хорошо
ползает (ДО); на вопрос «где?» находит
взглядом предмет, расположенный в
определенном месте (ПР); подолгу лепечет,
произносит одни и те же слоги (АР); пьет
из чашки, которую держит взрослый (Н).

К
8 месяцам

Игрушками
занимается долго и разнообразно, при
этом подражает действиям взрослого
(ДР); встает, держась за барьер, стоит и
опускается; сам садится, сидит и ложится;
переступает, держась за опору (ДО);
смотрит на действия другого ребенка,
смеется или лепечет (Э, СП); на вопрос
«где?» находит несколько предметов,
расположенных в определенных местах;
по просьбе взрослого выполняет разученные
движения «ладушки» и др. (ПР); сам держит
и ест корочку хлеба, пьет из чашки,
которую держит взрослый (Н); громко и
четко повторно произносит различные
слоги (АР).

Группы
НПР:

Оценка нервно психического развития ребенка 2 года

К
9 месяцам

Передвигается,
слегка придерживаясь руками за предметы
(ДО); действует с предметами по-разному,
в зависимости от их местоположения и
свойств — катает, открывает, гремит,
нажимает (ДР); на вопрос «где?» находит
знакомые предметы независимо от их
постоянного месторасположения, знает
свое имя, оборачивается на зов (ПР);
подражает слогам, имеющимся в лепете
(АР); пьет из чашки, слегка придерживая
ее руками; спокойно относится к высаживанию
на горшок (Н); делает плясовые движения
под плясовую мелодию (СА), догоняет
ребенка, ползет ему навстречу, подражает
действиям и движениям другого ребенка
(Э, СП).

К
10 месяцам

Действует
рядом с ребенком или одной игрушкой с
ним (Э, СП); длительно занимается игрушками;
самостоятельно и по просьбе выполняет
разученные действия с игрушками и
предметами (ДР); держась за опору,
поднимается на невысокую поверхность
и спускается с нее, идет вперед с
поддержкой за обе руки (ДО); по просьбе
«дай» находит и дает знакомые предметы,
во время игры с ним выполняет разученные
действия (догоню-догоню; сорока-воровка
и т.д.) (ПР); подражая взрослому произносит
новые слоги, которых не было в лепете
(АР).

К
11 месяцам

Радуется
приходу детей, избирательно относится
к детям (Э, СП); овладевает новыми
разученными действиями с предметами и
начинает выполнять их по команде
взрослого: накладывает кубик на кубик,
надевает кольца на пирамидку и др. (ДР);
делает первые самостоятельные шаги;
стоит без поддержки (ДО); по просьбе
взрослого приносит определенную игрушку,
отыскивая ее среди других, выполняет
разученные действия — кормит куклу,
водит собачку (ПР); произносит первые
слова-обозначения — кис-кис, ав-ав, дай
(АР).

К
12 месяцам

Самостоятельно
выполняет разученные действия с
предметами: водит куклу, кормит, баюкает;
переносит разученные действия с одного
предмета на другой (начало сюжетной
игры) (ДР); ходит самостоятельно (ДО);
протягивает другому ребенку игрушку,
ищет игрушку, спрятанную другим ребенком
(Э, СП); различает предметы по форме,
узнает на фотографии знакомого взрослого
(ЗА); понимает названия предметов,
игрушек, имена некоторых взрослых,
названия действий и предметов; понимает
слово «нельзя»; выполняет поручения:
принеси, найди и пр. (ПР); легко подражает
новым слогам; произносит 8–10 облегченных
слов (АР); самостоятельно пьет из чашки,
берет ее руками (Н).

Показатели
НПР детей второго года жизни

К
1 году 3 месяцам

Запас
понимаемых слов быстро растет (ПР); легко
подражает часто слышимым обычным словам;
сопровождает свои действия лепетом,
эмоциональными возгласами, пользуется
облегченными словами би-би, ав-ав (РА);
воспроизводит в игре действия (И),
различает два разных по величине предмета
(СР); ходит не присаживаясь, длительно;
меняет положение (приседает, поворачивается,
наклоняется) (ДО); самостоятельно ест
густую пищу ложкой (Н).

К
1 году 6 месяцам

Понимает
смысл целых предложений о событиях,
часто повторяющихся; понимает изображения
предметов и действий; обобщает предметы
по существенным признакам (находит два
однородных предмета, внешне отличных)
(ПР); словом пользуется в момент наибольшей
заинтересованности (АР); в своей
деятельности ориентируется в двух
контрастных формах предметов (шар, куб);
двух контрастных величинах предметов
(матрешки), подбирает к образцу предмет
такой же формы — кубик к кубику (СР);
отображает в игре отдельные, часто
наблюдаемые действия (причесывает
куклу, моет ее и пр.) (И); перешагивает
через препятствие приставным шагом
(ДО); самостоятельно ест густую и жидкую
пищу ложкой (Н).

К
1 году 9 месяцам

Понимает
рассказ о знакомых событиях без показа
картинок; понимает несложный сюжет по
картинке; отвечает на вопросы «кто
это?», «что это?» (ПР); легко повторяет
слова и фразы; во время игры обозначает
свои действия словами, употребляя при
этом предложения из 2–3 слов (АР); строит
ворота, скамейку (И); в своей деятельности
ориентируется в 4 контрастных формах и
3 величинах, играя различает 3 разных по
величине предмета (СР); ходит по
ограниченной поверхности шириной 20–40
см, высотой 15–20 см (ДО); частично
раздевается с небольшой помощью взрослого
(Н).

К
2 годам

Понимает
несложный сюжет по картинке, отвечая
на вопросы взрослого «что здесь
нарисовано?», понимает короткий рассказ
о событиях, знакомых ребенку по опыту
(ПР); обобщает предметы по существенным
признакам в активной речи (называет
однородные предметы, внешне отличные);
речь становится средством общения со
взрослыми; ребенок использует предложения
из 3–4 слов (АР); подбирает по образцу
предметы, отличая от других сходных по
форме; ориентируется в 3–4 величинах
предметов; подбирает по образцу 3
контрастных цвета (СР); в игре воспроизводит
ряд последовательных действий ( начало
сюжетной игры ) (И); перешагивает через
препятствие чередующимся шагом;
поднимается на высоту 15–20 см и спускается
с нее (ДО); контролирует свои физиологические
отправления; ест довольно аккуратно;
частично одевается (Н).

Показатели
НПР детей третьего года

К
2 годам 6 месяцам

Предложения
становятся многословными из 3 и более
слов (АР). Подбирает к образцу разнообразные
предметы 4-х цветов (СР). Игра носит
сюжетный характер; ребенок отражает
взаимосвязь и последовательность
действий; самостоятельно делает простые
постройки при игре со строительным
материалом и называет их (И); полностью
одевается, но не умеет застегивать
пуговицы и завязывать шнурки (Н);
перешагивает через палку или веревку,
поднятую над полом на 20–30 см, приставным
шагом (ДО).

К
3 годам

Начинает
употреблять сложные предложения (АР);
появляются элементы ролевой игры; в
игре со строительным материалом
появляются сюжетные постройки (И);
называет 4 основных цвета (СР); перешагивает
через препятствие в 10–15 см чередующимся
шагом; поднимается на скамейку высотой
25 см и спускается с нее (ДО); одевается
самостоятельно, начинает застегивать
пуговицы с помощью взрослого, завязывает
шнурки; пользуется салфеткой по мере
надобности.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА СТУДЕНТОВ:

Содержание:

1.Работа
в кабинете участкового педиатра: оценка
НПР у детей младшего возраста

Задание
к самостоятельной работе:

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.

Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.

В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)

Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.

Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.

Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)

Опираясь на материалы об особенностях психического развития  детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:

  1. Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
  2. У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
  3. Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:

1г. 1мес. – 1г. 6мес.;

1г. 4мес. – 1г. 6мес.;

1г. 7мес. – 1г. 9мес.;

1г. 10мес. – 2г.

На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:

                         2г. 1мес. – 2г. 6мес.;

                         2г. 7мес. – 3г.

В каждом из них контролируется:

  1. Понимание речи.
  2. Активная речь.
  3. Сенсорное развитие.
  4. Игры и действия с предметами.
  5. Изобразительная деятельность.
  6. Конструктивная деятельность.
  7. Степень развития общих движений.
  8. Формирование навыков самостоятельности.
  9. Поведение.

Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.

 Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.

В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:

1) Беседа с матерью.

2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его

    поведения).

3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).

(См. таблицу 2)

От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.

Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.

Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.

Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.

Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.

По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).

(См.таблицу 3)

В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.

В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием  ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).

Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.

В графе «Заключение» проставляется группа развития.

В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.

I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.

Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.

Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.

Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.

Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.

Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.

II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.

Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.

Характер сна  — глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.

Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.

III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.

IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.

V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:

Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.

Познавательные способности – проявляет интерес к  занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.

Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.

Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.

ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

I. Факторы медико-биологического риска:

  1. наличие наследственных заболеваний в семье;
  2. пороки развития системы организма, врожденные

     и раноприобретённые:

—  снижение слуха;

—  снижение зрения;

—  нарушения в строении и развитии опорно-двигательного  

   аппарата (мышечной системы и скелета);

—  аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-

   мозговые грыжи и др.);

  1. органическое поражение ЦНС и периферической НС:

—   ДЦП, церебральные и спинальные параличи;

—   гидроцефалия;

—   энцефалопатия перинатальная;

  1. психические заболевания (ранние проявления):

—   РДА;

—   эпилепсия;

  1. выраженная соматическая патология различной этиологии:

—   пороки развития основных систем организма (порок сердца)

    и хронические соматические заболевания;

—   частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета

    (в том числе врождённый иммунодефицит);

            II. Факторы биологического риска:

                   —   недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой

                       тела менее 1500 г;

                   —   дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;

                   —   дети, перенёсшие асфиксию во время родов;

                   —   дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.

   III. Факторы социального риска:

  1. наркомания и алкоголизм родителей;
  2. малолетние родители (моложе 17 лет);
  3. дети беженцев;
  4. стресс, пережитый ребёнком;
  5. длительная разлука с матерью;
  6. социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.

ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ.

Возраст

Факторы психического развития

1г. 3 мес.

  1. Произносит 20 и более слов.
  2. Выполняет 2 поручения.
  3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге.
  4. Держит ложку во время еды.
  5. Ставит 5 кубиков один на другой.
  6. Ходит сам, но часто падает.

1г. 6 мес.

  1. Стремится связать 2 слова в предложение.
  2. Хочет всё делать самостоятельно.
  3. Чиркает карандашом целенаправленно и старательно.
  4. Пробует самостоятельно есть.
  5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой.
  6. Ходит стабильно, редко падает.

1г. 9 мес.

  1. Называет пять изображений на рисунке.
  2. Ищет помощи у взрослых.
  3. Чиркает карандашом в рамках листа.
  4. Самостоятельно ест.
  5. Бросает мяч в ящик (корзину).
  6. Пробует бегать.

2года

  1. Задаёт первые вопросы.
  2. Общается с детьми.
  3. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии.
  4. Регулирует отправление физиологических потребностей.
  5. Пробует ловить брошенный мяч.
  6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой.

2г. 6мес.

  1. Задаёт различные вопросы.
  2. Может связно рассказывать.
  3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию.
  4. Расстёгивает 3 пуговицы.
  5. Бегает значительно лучше.

3 года

  1. Может связно рассказывать.
  2. В игре входит в роль.
  3. Рисует шар, яблоко и другие предметы.
  4. Сам раздевается и одевается.
  5. Ставит 10 кубиков один на другой.
  6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.

Источник