Оценка моторного развития ребенка до года

Оценка моторного развития ребенка до года thumbnail

Месяцы ожидания позади, и вот наконец в доме зазвучал голос новорожденного полноправного члена семьи. Малыш пока моторное развитие ребенка до годавыглядит хрупким и совсем беззащитным, но всего через несколько месяцев его моторное развитие достигнет определенного уровня и кроха обязательно порадует родителей новыми достижениями.

В первые недели жизни младенец практически ничего не умеет, большая часть его движений — не более чем рефлексы. До года малыш пройдет длинный путь, в конце которого научится уверенно сидеть, ползать, залезать на предметы мебели и, наконец, ходить. Родителям же остается набраться терпения и внимательно следить за тем, как протекает моторное развитие ребенка, фиксируя его новые навыки.

Для чего нужен контроль над процессом моторного развития крохи? Прежде всего для понимания того, что все идет своим чередом и малыш развивается в соответствии со своим возрастом. Естественно, что окончательную оценку процессу сможет дать только врач, тем не менее бдительный родительский контроль позволит не пропустить момент, когда консультация со специалистом может помочь своевременно решить проблему.

Важно понимать, что моторное развитие ребенка до года протекает поэтапно. Ребенок не может и не должен перескакивать этапы, осваивая новые навыки до момента закрепления имеющихся. Начинается процесс с умения держать голову, контроля над работой рук и торса, и моторное развитие ребенка до годатолько к концу года крохе в полной мере станут подвластны собственные ноги. Кроме того, скорость развития будет зависеть от:

  • здоровья малыша;
  • наследственных факторов;
  • особенностей организма крохи;
  • физического воспитания.

Тем не менее существуют некие нормы моторного развития ребенка до года, разработанные скорее для медиков, чтобы они могли отслеживать процесс, сравнивая имеющиеся показатели с нормой и делая соответствующие выводы с учетом вышеупомянутых факторов.

Условия для полноценного развития

Чтобы моторное развитие ребенка протекало гармонично и планомерно, необходимо создать благоприятные для этого условия. В первые месяцы кроху обязательно нужно будет моторное развитие ребенка до годаежедневно на несколько минут выкладывать на живот на твердой поверхности. После трех месяцев для развития ребенка будет полезным сменять привычную кроватку на бодрствование за ее пределами – в манеже или даже на полу.

Родители должны понимать, что современные методики развития малышей — это здорово, но чтобы процесс действительно шел без нарушений, просто необходимо обеспечить крохе все условия для самостоятельного моторного развития. Рассмотрим, какие особенности имеет этот процесс в каждый из месяцев жизни ребенка до года.

Первый месяц — адаптация

Сразу отметим, что первый месяц принесет не так много нового, так как в этот период малыш будет занят приспосабливанием к новым условиям жизни и большую часть времени будет тратить на сон и питание.

У новорожденногомоторное развитие ребенка до года имеются отличительные признаки, связанные с долговременным пребыванием в ограниченном пространстве утробы матери. Мышцы малыша пребывают в постоянном тонусе, конечности согнуты в локтях и коленях и прижаты к телу, движения резкие и нескоординированные.

Заметить некоторые положительные изменения можно будет только к концу первого месяца. Ребенок к этому времени сможет некоторое время удерживать голову, лежа на животе, и достаточно уверенно на протяжении нескольких минут сможет держать ее в положении «столбиком». Укреплению мышц шеи будут способствовать ежедневные тренировки на животе, поэтому родители не должны забывать выкладывать кроху в это положение перед кормлением, даже если такие манипуляции приходятся ему не по душе.

Достижения второго месяца жизни

На втором месяце жизни двигательное развитие ребенка характеризуется в первую очередь достаточно окрепшими мышцами шеи.моторное развитие ребенка до года Кроха уже не так протестует против выкладывания на живот, пробует не только удерживать голову, но и приподнимать плечи. Тонус мышц становится слабее и к окончанию второго месяца пропадает совсем.

Если попробовать поставить ребенка на поверхность кровати ножками, удерживая под руки, он будет плотно упираться в нее стопами прямых ног. В этот же период у ребенка совершенствуется хватательный рефлекс. Если вложить в руку крохи соску или легкую погремушку, он сможет держать их на протяжении нескольких секунд.

Моторные навыки третьего месяца

Если понаблюдать за малышом в три месяца, то можно увидеть, что в моменты бодрствования он не просто лежит, а заинтересованно наблюдает за руками или вложенным в них предметом. Вместе с этим кроха старается моторное развитие ребенка до годапоймать взглядом и ножки, которые намеренно за счет силы мышц пресса поднимает высоко над поверхностью. Со временем малыш научится пробовать на зуб не только пальчики рук, но и ног.

Анализируя моторное развитие в первые три месяца, можно сделать вывод, что оно протекает последовательно, по схеме «от простого к сложному». Сначала младенец учится соблюдать равновесие на опоре, после чего постепенно осваивает сложные в плане координации движения.

Четвертый месяц жизни: что изменилось?

Моторное развитие на четвертом месяце жизни приносит много новых сюрпризов. Движения ребенка становятся более координированными. Кроха сознательно захватывает игрушки, самостоятельно меняет положение, переворачиваясь в разные стороны, пробует поднимать верхнюю часть тела, лежа на спине. Тонус мышц конечностей пропадает окончательно.

Пятый месяц развития малыша

На пятом месяце жизни моторное развитие заметно совершенствуется. моторное развитие ребенка до годаРебенок уже с удовольствием лежит на животе, играя игрушками, удерживает предметы в каждой из рук, способен подниматься на руках, желая дотянуться до интересующих его предметов хотя бы взглядом. Многие малыши в 5 месяцев уже начинают сидеть, но, если этого не произошло, не стоит торопить события: скорее всего, мышцы спины крохи к этому пока просто не готовы.

Окончание первого полугодия: шестой месяц жизни

В 6 месяцев ребенок и ментально, и физически уже намного более развитый, чем был несколько месяцев назад. Активное развитие моторики позволяет ему менять положение тела, кроха умеет сидеть, переворачиваться и делает попытки доползти до игрушки.

Начиная моторное развитие ребенка до годас этого момента развитие моторики будет происходить в ускоренном темпе, поэтому задача взрослых — создать для крохи условия для активной двигательной деятельности. Не стоит в часы бодрствования укладывать малыша в кроватку или «запирать» в манеже. Правильным будет позволить ему исследовать безопасное пространство комнаты, помочь преодолеть первые расстояния с помощью ползанья, увлекая игрушками.

Шестимесячный малыш совершенно осознанно играет игрушками, перебирая их двумя руками, делает попытки шагать, если поддерживать его под руки на твердой поверхности.

Моторика на седьмом месяце жизни

Позади остались самые сложные первые 6 месяцев – впереди ждет стремительное, готовое привнести в жизнь крохи новые навыки моторное развитие. Полугодовалый малыш развивается не по дням, а по часам. На седьмом месяце он уже самостоятельно принимает позу для ползанья, активно преодолевает расстояния, прыгает, если поддерживать его под руки в вертикальном положении.

Что умеет малыш в 8-9 месяцев?

На девятом-десятом месяцах жизни малыши уже уверенно встают на ноги самостоятельно, стоят, удерживаясь за бортики моторное развитие ребенка до годакроватки или манежа, пробуют ходить вдоль опоры. В этот период особенно активным является развитие игровой деятельности. Дети намеренно кидают игрушки на пол, перекладывают их с места на места, стучат, звенят ими и катают.

На десятом месяце жизни многие малыши делают попытки шагать. Пока у них это получается с трудом, но уже спустя несколько недель самые смелые и активные малыши смогут справиться с новым вызовом.

Последние месяцы первого года

Ближе к концу первого года малыши всецело поглощены тем, что закрепляют освоенные ранее навыки, совершенствуя умение ходить. Именно этому дети моторное развитие ребенка до годапосвящают большую часть свободного времени.

Многие детки к году уже не только самостоятельно ходят, но и прыгают, спускаются и поднимаются за руку по ступенькам, обходят препятствия, залезают и слезают с мебели, приседают и нагибаются без потери равновесия.

Основное достижение малыша в развитии общей моторики до года — это осознанность движений и их утонченность. Кроха способен на целый ряд манипуляций с игрушками, контейнерами, конструктором. Он с интересом закручивает и раскручивает пробки на бутылках, открывает и закрывает коробки, пытается строить башни из кубиков и конструктора.

О пользе положения на спине

В первое полугодие на развитие общей моторики оказывает влияние периодичность выкладывания малыша на спину в часы бодрствования. В этом положении кроха не просто лежит, а осваивает навыки координации движений, знакомится с собственными конечностями, а со временем и с окружающей его обстановкой.

Так как продолжительное лежание на спине быстро наскучивает ребенку, он делает попытки поменять положение, и это также стимулирует моторное развитие в первой половине года. Мотивировать малыша, который самостоятельно не желает учиться переворачиваться, можно с помощью яркой игрушки, размещенной сбоку от крохи. Чтобы рассмотреть ее получше, малыш обязательно сделает попытку поменять положение тела.

Выкладывание на живот: почему это важно?

Выше уже упоминалось, что в первые месяцы жизни ежедневные выкладывания на живот помогут усилить моторное развитие, моторное развитие ребенка до годаукрепить мышцы спины и шеи. Какая же польза от такого положения в более старшем возрасте? Детки, лежа на животе, получают возможность больше увидеть, и это им не может не нравится.

Кроме того, в положении на животе малыши укрепляют руки и мышцы торса. Именно из этого положения в начале второго полугодия дети будут пробовать осваивать навыки ползанья, желая дотянуться до любимой игрушки.

О важности каждого из этапов развития

Как уже отмечалось выше, моторное развитие малыша происходит в несколько этапов, каждый из которых готовит кроху к новым достижениям. Естественно, бывают случаи, когда малыш переходит на следующий этап, минуя предшествующий. Родители в таких случаях испытывают чувство гордости, моторное развитие ребенка до годасчитая, что их малыш опережает сверстников в отношении моторного развития. На самом деле это не так хорошо, как кажется.

Например, если ребенок в 8 месяцев, так и не научившись ползать, будет осваивать навыки ходьбы, а родители, видя его воодушевление, позволят ему проводить много времени в ходунках или вожжах, то это может привести к развитию проблем с позвоночником и координацией движений. Дело в том, что ползанье — это подготовительный этап для освоения навыка ходьбы, в процессе которого мышцы позвоночника крохи готовятся к большей нагрузке.

В заключение отметим, что моторное развитие малыша до года — это определенные временные этапы, среди которых особенно стоит выделить наиболее важные:

  • в 3 месяца;
  • в 6 месяцев;
  • в 8 месяцев;
  • в год.

Как правило, именно в эти месяцы малыш осваивает особенно значимые навыки, способствующие дальнейшему гармоничному физическому и двигательному развитию.

Источник

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Слух – различает голоса близких.

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Источник: https://www.baby.ru/

Источник