Оценка физического развития ребенка заключение
Физическое
развитиеребёнка — это
совокупность морфологических и
функциональных признаков в их
взаимосвязи и зависимости от окружающих
условий, характеризующих процесс
созревания в данный момент времени.
В
клинической педиатрии термин «физическое
развитие» трактуется как динамический
процесс роста (увеличение длины, массы
и развитие отдельных частей тела) и
биологического созревания ребенка в
различные периоды детства.
Алгоритм
оценки физического развития
Определение
паспортного возраста
Измерение | Измерение | Измерение | Измерение |
Оценка
результатов измерения
Оценка
гармоничности физического развития
Заключение
по физическому развитию
Определение
паспортного возраста ребёнка:
Дата
измерения — Дата рождения = Паспортный
возраст ребенка
Измерение
массы тела:
Вес
детей до 18 мес должен измерять на весах
с возможностью «обнуления шкалы»,
калибровки и возможностью оценить
прибавку веса до 10 г.
Детей
следует взвешивать либо голыми, либо в
чистом подгузнике.
Взвешивание
лучше проводить в утренние часы.
Для
этого следует положить ребёнка на весы,
зафиксировать на шкале его массу тела,
записать показатели.
Вес
детей старше 18 месяцев следует взвешивать
на весах со шкалой деления 100 г.
Взвешивание
лучше проводить в утренние часы, с
минимальным количеством одежды.
Для
взвешивания следует поставить ребёнка
на весы, зафиксировать на шкале его
массу тела, записать показатели.
Измерение
длины тела и роста:
Ребёнка
до 2 лет следует измерять в лежачем
положении (дина тела), ноги должны
упираться в фиксированную перегородку
измерительного стола.
Ребёнка
следует положить так, чтобы:
-голова
упиралась в стационарную перегородку
-ноги
были выпрямлены
—
пятки «смотрели» на ножную перегородку,
пальцы ног – вверх.
При
правильном положении ребёнка зафиксировать
его длину, записать показатели.
Рост
ребёнка с 2 до 18 лет следует измерять с
использованием стадиометров (ростомеров),
когда он стоит спиной к шкале, сверху
подвижный ограничитель. Измерения лучше
проводить в утренние часы, на выдохе,
положение головы – верхний край уха и
глаз располагаются на одной горизонтальной
прямой
Ребёнка
поставить без обуви и головного убора
прямо, спиной к шкале, стопы полностью
на полу, ноги разогнут. Пятки, ягодицы,
лопатки прижаты к шкале.
При
правильном положении ребёнка зафиксировать
его длину, записать показатели.
Измерение
окружности головы:
Этот
параметр необходимо определять только
у детей до 36 мес.
Измерение
окружности головы производят по
«окципитально-фронтальной» окружности
— наибольшей окружности головы с точностью
до 1 см.
Следует
использовать гибкую не растягивающуюся
градуированную ленту.
Накладывают
ленту по линии над бровями, затем — над
ушами, сзади- по самой широкой части
головы.
При
правильном положении ленты зафиксировать
показатели, записать результаты.
Измерение
окружности груди:
Следует
использовать гибкую не растягивающуюся
градуированную ленту.
Измерения
следует проводить у раздетого ребёнка,
на выдохе, с опущенными руками.
В
положении стоя или сидя расположить
ленту спереди на уровне сосковой линии,
сзади — подлопаточной.
При
правильном положении ленты зафиксировать
показатели, записать результаты.
Оценка
результатов измерения.
По
лученные показатели могут быть переведены
в процентили или Z-показатели.
Найти
положение полученных измерений в
центильных интервалах по
таблицам
стандартов для каждого показателя в
зависимости от возраста и пола ребенка.
Центильные
распределения наиболее строго и
объективно отражают распределение
признаков среди здоровых.
Колонки
центильных таблиц показывают количественные
границы признака у определенной доли
или процента (центиля) детей данного
возраста и пола. При этом за средние или
условно нормальные величины принимаются
значения, свойственные половине здоровых
детей данного пола и возраста в интервале
от 25 до 75 центиля
Каждый
измеряемый признак (рост, масса тела,
окружность груди)
может
соответственно быть помещен в свою
область, или свой
≪коридор≫,
центильной шкалы в соответствующей
таблице. Никаких
расчетов
при этом не производится. В зависимости
от того, где
расположен
этот ≪коридор≫,
можно формулировать оценочное
суждение
и принимать врачебное решение.
В
одномоментной оценке принято относить
к вариантам нормы
измерения,
отнесенные к 3-5 интервалам, т.е. в зону
от 10 до 90 центиля.
Следует
считать, что положение показателей в
зонах 2 и 6 интервалов
(кроме
длины тела) является основанием для
включения ребенка в
группу
≪наблюдения≫
участкового педиатра и отнесения ко
2-й группе здоровья.
Положение
показателей в зонах 1 и 7 интервалов
свидетельствует о
необходимости
углубленного исследования для
дифференцировки
возможных
заболеваний.
Найти
положение полученных измерений в
центильных интервалах по
таблицам
стандартов для каждого показателя в
зависимости от возраста
и
пола ребенка.
Z-показатель
или стандартное отклонение является
более точным прогностическим фактором,
особенно у детей, которые оказываются
ниже 5-го или выше 95-го центиля.
Современные
графики Z-показателя (номограммы) массы
тела, роста имеют ось Х (для возраста) и
ось У (для веса, длины/роста, окружности
головы).
Полученные
значения массы тела, длины/роста,
окружности головы нужно нанести на
графики Z-показателя. По горизонтали
(ось Х) найти возраст ребёнка, используя
линейку начертить вертикальную линию
из данной точки. По вертикали (ось У)
найти измеренное значение веса,
длины/роста, окружности головы. Используя
линейку начертить горизонтальную линию
до её пересечения с осью Х. Место
пересечения обозначить точкой.
При
интерпретации результатов Z-критерия
за средние значения принимается интервал
-1+1. По рекомендациям ВОЗ значения Z=
-2и -3 для роста являются показателями
задержки роста, для веса -недостаточного
веса и исхудания. Значения Z=+2
и +3 для массы могут расцениваться как
проблемы с ростом, по графикам соотношения
веса к росту — как избыток массы тела и
ожирение.
Оценка
гармоничности физического развития:
Находят
разность между максимальным и минимальным
номерами
коридоров
центильной шкалы, полученных для массы,
роста и
окружности
груди относительно возраста. Если
разность равна 0 либо 1
– физическое
развитие гармоничное, если разность
равна 2 – физическое
развитие
дисгармоничное, если разность равна 3
и более –физическое
развитие
считают резко дисгармоничным.
Заключение
по физическому развитию.
Даётся
заключение о соответствии фактических
антропометрических данных долженствующим
по сравнению с таблицами перцентелей
или графиков Z-
показателей.
Формулируется
общая оценка антропометрических данных
и степень гармоничности физического
развития.
Соседние файлы в папке Навыки студентов
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Ребенок
Н., девочка, паспортный возраст на момент
обследования 11 месяцев. Длина тела –
72 см, окружность груди – 47 см, масса тела
– 9,5 кг.
Рост
по таблице перцентелей попадает в
≪коридор≫
№ 4, оценивается как ≪средний≫.
Окружность грудной клетки по таблице
– ≪коридор≫
№ 4, оценка ≪средняя≫,
масса тела по таблице – ≪коридор≫
№ 4, оценка ≪средняя≫.
Таким образом, у девочки Н. среднее,
соответствует возрасту, развитие
гармоничное, так как все ее параметры
находятся в 4 коридоре и разность между
ними равна 0.
Заключение:
физическое развитие среднее, гармоничное,
Оценка психомоторного развития ребёнка
Формирование
различных двигательных рефлексов и
возможностей в раннем возрасте
осуществляется в строгой связи с
созреванием определенных неврологических
структур. Поэтому спектр движений
ребенка очень наглядно говорит о степени
его неврологического развития. Задержка
моторного развития свидетельствует о
наличии у ребенка тяжелых нарушений
питания, обмена веществ или хронических
заболеваний.
Алгоритм оценки психОмоторного развития
Определение | Оценка |
Исследование | |
Оценка |
Заключение
по моторному развитию Заключение по
нервно- психиче
скому
развитию
Заключение по психомоторному развитию
Оценка
состояния мышечного тонуса:
Состояние
мышечного тонуса определяют при оценке
позы ребёнка и пассивных движениях
конечностей в различных суставах и
пальпации мышечных групп при пассивном
сгибании.
Провести
визуальную оценку позы.
У
здорового новорожденного руки согнуты
в локтях, колени и бедра притянуты к
животу.
Наличие
повышенного мышечного тонуса (гипертонус)
можно предположить если наблюдается:
—
сжатие пальчиков в кулак;
—
плавниковое положение рук – напряженно
расставленные пальцы при
слегка
согнутой кисти;
—
≪когтистая
лапа≫
– разгибание пальцев в плюснефаланговых
или
пястнофалагновых
суставах при их сгибании в межфаланговых;
—
атетозное
положение рук – пальцы выпрямлены,
напряжены и находятся
в
разных плоскостях;
—
положение
опистотонуса – вытянутые и напряженные
конечности, голо-
ва
резко запрокинута.
Низкий
мышечный тонус (гипотонус) можно
предположить если наблюдается:
—
расслабленная поза, руки и ноги раскинуты
в стороны.
Провести
сгибание и разгибание суставов ребёнка
(последовательно локтевых справа, слева,
коленных справа, слева).
Высокий
мышечный тонус приводит к невозможности
или затруднению провести сгибание и
разгибание в суставах.
У
новорожденных и детей первых 4 месяцев
жизни отмечается некоторое ограничение
движений в суставах, связанное с
физиологической гипертонией мышц.
При
пассивном сгибании и разгибании в
суставах провести пальпацию отдельных
мышечных групп.
При
высоком тонусе плотность мышц более
выражена.
При
низком тонусе — «тестоватая» консистенция
мышц.
Исследование
мышечной силы.
У
ребёнка раннего возраста можно
использовать сопротивление осмотру —
силу, с которой ребенок отдергивает
конечности.
У
ребёнка старше 3-х лет:
—
попросить ребёнка согнуть конечность
и удерживать её с максимальным усилием
(мышечная сила оценивается по возможности
разогнуть согнутую конечность);
—
попросить разогнуть конечность и
удерживать её с максимальным усилием
(мышечная сила оценивается по возможности
согнуть конечность в суставе).
Оценка
моторных навыков:проводится
с учетом способности в определённом
возрасте удерживать головку,
поворачиваться, садиться, вставать на
ноги, ходить, бегать.
1
мес-Лежа
на животе,пытается поднимать и удерживать
голову.
2
мес-Лежа
на животе,поднимает и некоторое время
удерживает голову.
3
мес- Лежит
на животе несколько минут, опираясь на
предплечья и высоко подняв голову.
Удерживает голову в вертикальном
положении (на руках у взрослого).
5
мес
— Долго лежит на животе, подняв корпус
и опираясь на ладони выпрямленных ручек.
Переворачивается со спины на живот.
Ровно, устой-
чиво
стоит при поддержке подмышки.
6
мес
— Переворачивается с живота на спинку.
Передвигается, переставляя ручки или
немного подползая.
7
мес
— Хорошо ползает
8
мес
— Сам садится, сидит и ложится. Держась
за барьер, сам встает, стоит и опускается.
Переступает, держась за барьер.
9
мес
— Переходит от одного предмета к другому,
слегка придерживаясь
за
них ручками.
10
мес
– Идёт вперёд с поддержкой взрослого.
11
мес
— Стоит самостоятельно. Делает первые
самостоятельные шаги.
12
мес
— Ходит самостоятельно (без опоры).
Старше
12 мес —
Быстро ходит и бегает.
Заключение
по моторному развитию: оценка
даётся по наличию моторных навыков,
соответствующих возрасту ребёнка.
За
нормальное моторное развитие на 1-м году
жизни принято принимать формирование
умений в пределах + 15 дней от возраста,
принятого за норму.
В
заключении следует отметь особенности
мышечного тонуса и силы (если выявлены)
и указать отставание моторных навыков,
если у ребёнка они не сформированы в
соответствующем возрасте.
Соседние файлы в папке Навыки студентов
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Определить
паспортный возраст ребенкаОпределить
возрастную группу ребенка.Провести
антропометрические измерения по
общепринятым методикам(масса, длина
тела, окружность груди, окружность
головы).Найти положение
полученных измерений в центильных
интервалах по таблицам стандартов для
каждого показателя в зависимости от
возраста и пола ребенка. При необходимости
использовать дополнительную центильную
таблицу для определения соответствия
массы тела данному росту.Оценивают
ГАРМОНИЧНОСТЬ физического развития:
находят разность между максимальным
и минимальным номерами коридоров
центильной шкалы, полученных для массы,
роста и окружности груди относительно
возраста. Если разность равна 0 либо 1
— физическое развитие гармоничное, если
разность равна 2 — физическое развитие
дисгармоничное, если разность равна 3
и более — физическое развитие считают
резко дисгармоничным.
При гармоничном
развитии определяют СОМАТОТИП: находят
сумму номеров коридоров для массы,
роста, окружности груди. При сумме
баллов (номеров) 10 и менее ребенок
относится к микросоматотипу,
при сумме от 11 до 15 баллов — к мезосоматотипу,
при сумме от 16 до 21 балла — к макросоматотипу
типу. Соматотип означает темповую
характеристику роста, определяет ТЕМП
физического развития. При микросоматотипе
говорят о замедленном темпе роста
(физическое развитие низкое или ниже
среднего), при мезосоматотипе — средний
темп роста (физическое развитие среднее),
при макросоматотипе — об ускоренном
темпе роста (физ. развитие выше среднего
или высокое). Соматотип определяют
ТОЛЬКО при гармоничном физическом
развитии, так как если развитие не
гармоничное, когда, например, рост
изменяется в одном темпе, а масса в
другом, нельзя говорить об общем темпе
физического развития.При негармоничном
физическом развитии (дисгармоничном
или резко дисгармоничном) определить,
за счет какого критерия обусловлена
дисгармония (т.е. отмечается наиболее
отклоняющийся признак).Определяют на
сколько возрастных интервалов данный
показатель (масса, рост, окружность
груди) отстает или опережает паспортный
возраст ребенка, для чего с помощью
центильных таблиц находят возрастную
шкалу, где показатели ребенка займут
положение между 25 и 75 центилями близко
к возрастной медиане (50-й центиль).
Считается нормой, если величина признака
не выходит за пределы одного возрастного
интервала, и признак можно принять за
патологический, если он попадает в
значения, отклоняющиеся от возраста
ребенка на 2 и более чем на 2 возрастных
интервала.
Возрастные
интервалы в таблицах стандартов:
от рождения до 1
года -1 месяц
от 1 года до 3 лет —
3 месяца
от 3 лет до 7 лет —
6 месяцев
от 7 лет до 17 лет —
1 год
Если дисгармония
обусловлена изменением массы тела,
указывают, каков процент отставания
или превышения массы обследуемого
ребенка от табличного стандарта (или
рассчитанного по эмпирическим формулам),
норма ± 10%.
Произвести расчет
долженствующих антропометрических
показателей и сравнить с ними фактические
данные ребенка с учетом существующих
ПДК. Если по всем эмпирическим формулам
основные показатели (масса, рост,
окружность груди) укладываются в
результаты расчетов (с учетом предельно
допустимых колебаний), можно считать,
что физическое развитие ребенка
соответствует возрасту.
Форма итоговой
записи антропометрического исследования.
Рекомендуется
записывать следующие данные:
1. Дата измерения
2.
Дата рождения
3. Паспортный
возраст ребенка
4. Возрастная группа
5. Результат каждого
измерения в см и кг, а рядом с этими
результатами в скобках — номера центильных
зон, к которым они относятся, а так же
рассчитанные долженствующие показатели,
ПДК и заключение о соответствии
фактических антропометрических данных
долженствующим.
6. Для массы тела
рекомендуется записывать и вторую
оценку-
по соответствию ее длине тела.
7. Формулируется
общая оценка антропометрических данных:
а) степень
гармоничности физического развития
б) темп физического
развития (или соматотип) при гармоничном
развитии.
в) при негармоничном
развитии отмечается наиболее отклоняющийсяпризнак с
указанием, на сколько возрастных
интервалов он отстает или опережает
паспортный возраст ребенка.
Примеры
конкретных оценок
1. Ребенок Н.,
девочка, возраст на момент обследования
7 лет 11 месяцев, возрастная группа — 8
лет. Длина тела — 136 см, окружность груди
— 69 см, масса тела — 34,5 кг. Рост по таблице
попадает в «коридор» № 6, оценивается
как «высокий». Окружность грудной
клетки по таблице — «коридор» № 6,
оценка «высокая», масса тела по
таблице — «коридор» № 6, оценка
«высокая». Таким образом, у девочки
Н. развитие гармоничное, так как все ее
оценки равны 6, и разность между ними
равна 0. При гармоничном развитии
оценивается соматотип. Ребенок имеет
сумму номеров коридоров 18 баллов, т.е.
должен быть отнесен к макросоматотипу.
Итак:
Рост-136
см (6)
Вес
-34,5 кг (6)
Окружность груди
— 69 см (6)
Заключение:
Физическое развитие гармоничное,
макросоматотип.
2. Ребенок Л.,
мальчик, возраст 1 г 8 месяцев. Возраст
ребенка приравнивается к ближайшей
возрастной группе 1 г 9 мес.(21 мес.). Длина
тела — 76 см, окружность груди — 50 см, масса
тела — 10.6 кг. Величина 76 см попадает в
«коридор» № 1 (менее 3 центиля) и
соответственно оценивается как «очень
низкая» по таблице. Масса тела по
таблице — «коридор» №3, расценивается
«ниже средней». Окружность груди
по таблице — «коридор» № 4, соответствует
«средним» величинам. Итак: у мальчика
Л. физическое развитие резко дисгармоничное,
т.к. разность оценок роста и окружности
груди составляет 3. Наиболее отклоняющимся
признаком является рост ребенка, который
соответствует 12 месяцам, то есть отстает
от паспортного возраста на 3 возрастных
интервала, т.к. с 1 года до 3-х лет возрастной
интервал составляет 3 месяца. Форма
записи:
Рост — 76 см (1)
Вес -10,6 кг (3)
Окружность груди
— 50 см (4)
Заключение:
Физическое развитие резко дисгармоничное,
рост отстает от паспортного возраста
на 3 возрастных интервала.
Учитывая низкие
показатели роста, следует решать вопрос
об обследовании мальчика.
Определение
соотношения массы и длины тела
Изменения массы
тела у детей с большей чувствительностью
улавливаются при ориентации оценки не
на возраст, а на имеющуюся у ребенка
длину тела (рост). Это можно сделать по
оценочным таблицам центильного типа
(таблицы 4.1
— 4.2 приложения).
Эти таблицы составлены применительно
к широким возрастным группам детей с
учетом половой принадлежности ребенка.
Строки таблицы представляют собой ряды
центильных распределений массы тела
по отношению к определенной длине тела,
или росту.
Попадание искомой
величины массы тела в область 1 «коридора»
(до 3 центиля) свидетельствует об «очень
низком» питании, в зону 2 «коридора»
(от 3 до 10 центиля) — о «низком»
питании, в зону 3 «коридора» ( от 10
до 25 центнля) — о питании «ниже среднего»
и т.д. В норме соотношение массы тела и
роста должно находиться в 4 «коридоре».
Используя данные таблицы, можно также
ориентировочно судить о степени
гипотрофии, в том числе внутриутробной
гипотрофии у доношенного и недоношенного
новорожденного (приложение,
таблицы 1,2).
Показатели массы тела от Р 25 до Р 75
считаются нормой для данной длины тела
ребенка (нормотрофия); от Р 25 до Р 10 —
умеренно сниженными (начальные проявления
гипотрофии, легкая гипотрофия (1 степень)
); от Р 10 до Р 3 — низкими (отчетливые
признаки гипотрофии, средней тяжести
(2 степень) ); ниже Р 3 — очень низкими
(значительные проявления гипотрофии,
тяжелая (3 степень) ).
Однако в диагностике
гипотрофии определение соответствия
массы тела длине должно сочетаться с
оценкой других клинических проявлений
пониженного питания и лабораторных
показателей.
Аналогично избыток
массы тела относительно роста
свидетельствует о расстройстве питания
ребенка, что на первом году жизни в
отечественной педиатрии чаще называют
паратрофией. К паратрофии относят те
случаи, когда кроме измененного веса у
ребенка имеют место клинические
проявления полигиповитаминоза, нарушение
трофики тканей. Избыток массы в первые
годы жизни в зарубежной литературе чаще
определяет термин “тучность”. Для
детей старшего возраста здесь применим
термин ожирение.
Пример:
Ребенок
— мальчик 6 мес., рост 66 см,масса 7,7 кг.
заключение —
нормотрофия.
Ребенок
— мальчик 6 мес., рост 66 см, масса 9,0 кг.
заключение –
паратрофия.
Ребенок
— мальчик 6 мес., рост 66 см, масса 6,5 кг.
заключение —
гипотрофия 2 степени.
БИОЛОГИЧЕСКИЙ
ВОЗРАСТ И ПОНЯТИЕ ОБ ИНДЕКСАХ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Соседние файлы в папке ФР, ПР
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник