Оценка физического развития ребенка по антропометрическим данным

Оценка физического развития ребенка по антропометрическим данным thumbnail

Цель.
Научиться оценивать
показатели физического развития ребенка
с помощью центильных таблиц.

Материалы и
оборудование.
Центильные таблицы для
определения уровня физического развития
детей.

Ход работы

Задание 1. Пользуясь
теоретическим введением и приведенным
ниже примером научитесь пользоваться
центильными таблицами.

Теоретическое
введение.

Что такое
центильная таблица?

В настоящее время
для оценки антропометрических данных
используются таблицы центильного типа
(табл. 1-12). Использование их достаточно
просто и удобно. В этих таблицах за
средние, или условно нормальные величины,
принимаются значения, свойственные
половине здоровых детей данного пола
и возраста – в интервале от 25-го до
75-го центиля. В полной форме центильная
шкала представлена цифрами, отражающими
значения признака, ниже которых он может
встретиться соответственно только у
3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97 процентов детей.

Пространство между
цифрами (коридоры) отражает тот диапазон
или разнообразие величин признака,
которые свойственны определенному
проценту здоровых детей данной
возрастно-половой группы.

Каждый измерительный
признак (длина, масса, окружности грудной
клетки и головы) может соответственно
быть помещен в «свою» область или «свой»
коридор центильной шкалы в соответствующей
таблице. В зависимости от того, где
расположен этот коридор, можно
формулировать оценочные суждения о
физическом развитии ребенка и принимать
решения об обращении к врачу.

При этом возможны
следующие варианты:

Область или
«коридор» № 1 (до 3 центиля) Область
«очень низких
величин»
,
встречающихся у здоровых детей редко
(не чаще 3%). Ребенок с таким уровнем
признака должен проходить специальное
консультирование и, по показаниям,
обследование.

Область или
«коридор» № 2 (от 3 до 10 центиля) Область
«низких
величин»
,
встречающихся у 7% здоровых детей.
Показано консультирование и обследование
при наличии других отклонений в состоянии
здоровья и развития.

Область или
«коридор» № 3 (от 10 до 25 центиля) Область
величин «ниже
среднего»
,
свойственных 15% здоровых детей данного
пола и возраста.

Область или
«коридор» № 4 и № 5 (от 25 до 75 центиля)
Область «средних
величин»
,
свойственных 50% здоровых людей и поэтому
наиболее характерных для данной
возрастно-половой группы.

Область или
«коридор» № 6 (от 75 до 90 центиля) Область
величин «выше
среднего»
,
свойственных 15% здоровых детей.

Область или
«коридор» № 7 (от 90 до 97 центиля) Область
«высоких
величин»
,
свойственных 7% здоровых детей. Решение
о направление на обследование зависит
от существа признака и состояния других
органов и систем.

Область
или «коридор» № 8 (от
97 центиля и выше) Область
«очень
высоких величин»
,
свойственных не более 3% здоровых детей.
Вероятность патологической
природы изменения достаточно высока,
поэто­му
требуется консультирование и обследование.

2. Как пользоваться центильными таблицами?

Для
того, чтобы воспользоваться данными
таблицы, сначала необходимо провести
все необходимые

измерения
и определить
точный
возраст

ребенка. На первом году жизни в связи с
бурным ростом ребенка измерения обычно
проводят ежемесячно, а возраст определяют
так:

к 1 месяцу относятся
дети от 16 дней после рождения до 1 месяца
15 дней,

к
2 месяцам – от 1 месяца 16 дней до 2 месяцев
15 дней и т.д.

От
1 года до трех лет измерения проводят
каждые три месяца. Годовалым считается
ребенок от 11 месяцев 16 дней до 12 месяцев
15 дней,

к 1 году 3 месяцам
относят детей в возрасте от 1 года 1
месяца 16 дней до 1 года 4 месяцев 15 дней,

к 1 году 6 месяцам
– от 1 года 4 месяцев 16 дней до 1 года 7
месяцев 15 дней и т.д.

С
трех до 7 лет показатели снимают каждые
полгода, после 7 лет – каждый год.
Трехлетним считается ребенок от 2 лет
9 месяцев до 3 лет 2 месяцев 29 дней,

к
3 годам 6 месяцам относят детей в возрасте
от 3 лет 3 месяцев до 3 лет 8 месяцев 29 дней
и т.д.

за 7 лет считается
возраст от 6 лет 9 месяцев до 7 лет 5 месяцев
29 дней,

за 8 лет – от 7 лет
6 месяцев до 8 лет 5 месяцев 29 дней и т. д.

Далее,
учитывая пол и возраст ребенка, определяют
коридор
,
в котором находится каждая из измеренных
величин, делают выводы об отклонении
их от уровня «средних величин».

Полученные
данные используют также для определение
соматотипа ребенка и гармоничности его
развития.

Соматотип
определяют согласно схеме Р. Н. Дорохова
и И. И. Бахрара с выделением у здоровых
детей (то есть без ожирения и гипотрофии)
следующих трех соматотипов: микросоматический
(или астеник), мезосоматический (или
нормостеник) и макросоматический
(гиперстеник). Отнесение ребенка к одному
из этих соматотипов
производится согласно сумме номеров
областей или «коридоров» центильной
шкалы, полученных для длины тела,
окружности грудной клетки и массы тела.
При сумме баллов до 10 ребенок
относится к микросоматическому типу
(физическое развитие ниже среднего),
при сумме
от 11 до 15 баллов –

к мезосоматическому (физическое развитие
среднее), при сумме от 16
до 21 балла –

к макросоматическому (физическое
развитие выше среднего).

Определение
гармоничности
развития проводится на основании тех
же результатов центильных
оценок. В случае, если разность номеров
областей («коридоров») между любыми
двумя из
трех показателей не превышает 1, можно
говорить о гармоничном развитии, если
эта разность
составляет 2 –

развитие ребенка следует считать
дисгармоничным, а если разность превышает
3 и более –
налицо
резко дисгармоничное развитие.

Можно также
дополнительно определить соотношение
массы и длины тела
.
Оно позволяет ориентировочно
(статистически) судить о состоянии
питания ребенка. Для этой цели составлены
таблицы, где за основу берется длина
тела (табл. 9-12).

По аналогии с
центильной шкалой, показание искомой
величины массы тела в области 1 коридора
(до 3 центиля) может говорить об «очень
низком питании», в зоне 2 коридора (от 3
до 10 центиля) –
о «низком
питании», в зоне 3 коридора –
о питании
«ниже среднего» и т. д. Вместе с тем,
следует помнить, что статистическая
антропометрическая оценка массы тела
не всегда будет совпадать с клинической
оценкой питания, т. к. не учитывается
возраст ребенка. Так, при параллельной
задержке массы и длины тела статистическая
оценка будет средней или нормальной в
то время, как ребенок по возрасту отстает
в физическом развитии.

С целью точного
определения уровня физического развития
существует вспомогательная таблица
скрининг-диагностики
отклонений в физическом развитии,
учитывающая как характеристику длины
тела (роста) по возрасту, так и массы
тела по отношению к длине (не учитывая
возраст). После того, как ребенок измерен,
определяется зона нахождения данных
результатов («центильный коридор») и
на пересечении значений длины по возрасту
и массы по длине получаем (находим)
формализованную оценку физического
развития (табл. скрининг-диагностики
13,14).

ПРИМЕР

Калинин
Павел, дата рождения 8.10.2000 г., дата
обследования 8.01.2001 г. В
период обследования
длина тела –

60 см, масса –

5600 гр., окружность груди 39 см, головы –

40 см.

  1. Определяем возраст
    ребенка – 3 месяца.

  2. Определяем
    коридоры для каждой характеристики.
    Длина тела –

    IV
    кор. (табл. 1), средняя величина; масса
    тела — IV
    кор. (табл. 2),
    средняя
    величина;
    окружность груди — IV
    кор. (табл. 3),
    средняя величина;
    окружность головы — IV
    кор. (табл. 4), средняя
    величина.

  3. Определяем
    соматотип ребенка (объем головы не
    учитываем). Сумма
    коридоров составляет 4+4+4=12 –

    мезосоматотип.

  4. Определяем
    гармоничность развития. Все параметры
    находятся в одном коридоре

    гармоничное
    развитие.

  5. По
    таблице массы по длине (табл.12) –

    III
    кор. Питание ниже среднего.

  6. По
    таблице скрининг-диагностики (табл.
    13-14) пересечение
    III
    (масса по длине) и IV
    (длина тела) коридоров –
    нормальное
    физическое развитие.

Задание 2. С
помощью центильных таблиц определите
уровень физического развития детей,
антропометрические данные которых
приведены ниже.Запишите в
тетради полученные результаты так, как
это показано в примере.

Семенов
Павел,

новорожденный., Длина
при рождении — 50 см, масса — 2 600 гр.,
окружность груди — 32 см, окружность
головы — 34 см.

Иванов
Гриша
,
10 месяцев. Длина тела — 75 см, масса — 11 кг
, окружность груди
— 45 см, окружность головы — 47 см.

Воронина
Соня
,
4 года. Длина тела — 87 см , масса — 12 кг ,
окружность груди — 50
см .

Задание 3. С
помощью графического отображения
центильных таблиц (графики 1-6) определите
уровень физического развития развития
Марины и Стаса.Запишите в
тетради полученные результаты по пунктам
1-4 так, как это показано в примере. Вывод
о питании детей и их общем уровне
физического развития сделайте сами,
исходя из полученных коридоров.

Марина.
Родилась 6 января 1988 года. Данные
обследования от 6 ноября 2001 г. Длина —
152 см, масса — 38 кг, окружность груди — 70
см.

Стас.
Родился 17 апреля 1987 года. Данные
обследования от 6 ноября 2001 г. Длина —
178 см, масса — 53 кг, окружность груди — 82
см.

Табл.
1

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Физическое
развитие является одним из ведущих
показателей состояния здоровья детей
и подростков и зависит от множества
факторов: наследственности, климата,
особенностей питания, уровня материальной
обеспеченности семьи, соблюдения режима
и т.д. Наблюдение за физическим развитием
детей и подростков — неотъемлемая часть
работы врача любого детского учреждения
(детских яслей, садов, школ, школ-интернатов
и др.). Детальная оценка показателей,
характеризующих физическое развитие,
про­водится при углубленных медицинских
осмотрах детей с участием всех специалистов
перед поступлением в школу и в определенных
«декретированных» классах — 3-м, 6-м, 8-м
(Приказ Минздрава СССР
от
10 апреля 1981 г. № 387 «О мерах по
совершенствованию медико-санитарной
помощи подросткам»). В
связи
с этим будущие
специалисты должны овладеть методикой
антропометриче­ских исследований, а
также методами оценки физического
разви­тия.

Для
оценки физического развития детей и
подростков используют следующие
показатели:

  1. соматометрические
    — длина тела (рост), масса тела, окружность
    грудной клетки и др.;

  2. соматоскопические
    — состояние кожных покровов и видимых
    слизистых оболочек, степень развития
    подкожно-жирового слоя,
    состояние
    опорно-двигательного аппарата, степень
    полового развития;

  3. физиометрические
    — жизненная емкость легких, мышечная
    сила, частота пульса, величина
    артериального давления и др.;

  4. состояние
    здоровья.

Методика антропометрических измерений

Антропометрия

совокупность методов и приемов оценки
морфологиче­ских особенностей
человеческого тела; проведение точных
измерений на жи­вых людях с использованием
четко установленных анатомических
точек, стандартных методических приемов
и инструментария.

Главным
требованием при проведении антропометрических
исследова­ний является их строгая
унификация.

Только
единообразие приемов измерений и
использование точного из­мерительного
инструментария могут обеспечить
достоверность и сопостави­мость
полученных результатов. Исследования
должны проводиться на обна­женном
ребенке в светлом, чистом и теплом
помещении. Все измерения должны
проводиться только между, так называемыми,
«антропометриче­скими
точками»
,
под
которыми понимаются определенные точки
на теле, соответствующие ясно выраженным
и легко прощупываемым образованьям
скелета и лежащие, как правило, на
сагиттальной или боковых линиях тела.
Лучшим временем для антропометрических
исследований являются утрен­ние часы,
т.к. в течение дня возможно уменьшение
роста на 1

2 см в связи с уплощением свода стопы,
межпозвоночных хрящей и снижением
тонуса мускулатуры. Кроме того, в течение
дня вес тела может увеличиваться до 1
кг
и даже более.

Данные
антропометрических измерений заносятся
в индивидуальную для каждого обследуемого
антропометрическую карту.

Соматометрические
признаки
.
Измерение
роста.

Рост стоя и сидя измеряют с по­мощью
деревянного ростомера или металлического
антропометра. Деревянный ростомер
представляет собой стойку, хоро­шо
укрепленную на прочной площадке, высотой
до 2 м с деления­ми по 0,5 см. По стойке
передвигается муфта с планшеткой.

Измерение
роста стоя с помощью ростомера
обследуемый
дол­жен касаться стойки ростомера
четырьмя точками: затылком, межлопаточной
областью, ягодицами и пятками. Голова
устанавливается таким образом, что­бы
нижний край глазницы и верхний край
козелка уха находились в одной
горизонтальной плоскости. Кроме того,
чтобы иметь представление о про­порциях
тела, производят измерение роста сидя,
для чего у стандартных ростомеров
имеется откидное сиденье.

При
измерении роста антропометром позиция
обследуемого такая же, как при измерении
ростомером. С
помощью металлического антропометра
можно опреде­лить также размеры
туловища, верхних и нижних конечностей
и т.д. Для точного измерения пользуются
антропометрическими точками: например,
при измерении длины верхних конечно­стей
— плечевую и пальцевую точки. Ошибка
при измерении не должна превышать 0,5
см.

Определение
массы
тела.

Массу тела
определяют
натощак путем взвешивания на медицинских
весах. Обследуемый должен спокойно
стоять на середине весов. Взвешивание
в одежде и обуви не допускается.

Измерение
окружностей головы, грудной клетки,
плеча, бедра, голени.
Для
измерения пользуются стальной рулеткой
или обыч­ной сантиметровой лентой.
Окружность грудной клетки измеряют в
состоянии покоя, максимального вдоха
и максимального выдо­ха. Ленту
накладывают сзади по нижним углам
лопаток при под­нятых руках. Затем
руки опускают, и лента, соскальзывая,
ложит­ся под углами лопаток. У мужчин
и детей лента проходит спереди по краю
околососкового кружка, у женщин — по
IV ребру. Во время глубокого вдоха и
выдоха лента должна без задержки
сле­довать за движением грудной
клетки.

Соматоскопические
признаки.
При
осмотре (соматоскопии) обращают­
внимание на состояние кожных покровов
и слизистых оболочек(цвет,
тургор, чистота, влажность), степень
жироотложения,
состояние
опорно-двигательного аппарата (костяка,
формы грудной клетки, позвоночника,
формы ног и стопы).

Жироотложение.Развитие
подкожного жирового слоя объек­тивно
определяют
измерением толщины жировой складки на
животе (на
уровне
пупка на 5 —6 см сбоку от него) и под
лопаткой. Измеренную малым толстотным
циркулем толщину складки де­лят
пополам.
Средним считают жироотложение при
толщине жировойскладки
от 1 до 2 см, ниже среднего — при толщине
жи­ровой
складки
менее 1 см, выше среднего — при толщине
более 2 см.

Костяк.
Различают
три типа костяка: тонкий, коренастый и
промежуточный. Тонкий характеризуется
узкими плечами и груд­ной клеткой,
малыми размерами кистей рук и ступней;
корена­стый — широкими плечами и
грудной клеткой, большими разме­рами
кистей рук и ступней.

Форма
грудной клетки
.
Различают
цилиндрическую, кониче­скую, плоскую
и смешанную грудную клетку. Грудная
клетка ци­линдрической формы при
рассматривании спереди и сбоку вы­глядит
равномерно развитой в верхнем и нижнем
отделах, подгрудинный угол округлой
формы и по величине приближается к 90°.
Грудная клетка конической формы имеет
более широкий и выступающий вперед
нижний отдел по сравнению с верхним.
Подгрудинный угол большой, более 90°.
Плоская грудная клетка обыч­но имеет
удлиненную уплощенную форму, подгрудинный
угол сужен, он
менее
90°. У детей младшего возраста часто
бывают сме­шанные формы грудной
клетки. Могут встречаться рахитические
и
редко бочкообразные
формы.

Позвоночник.
Различают
нормальный, лордотический, кифотический
типы позвоночника. Нормальный позвоночник
в сагит­тальной плоскости имеет
S-образную
форму. Шейная и пояснич­ная кривизны
невелики и обращены вперед, грудная
выпуклость обращена назад. Для
лордотического характерна малая шейная
кривизна
и
резко выраженная поясничная. У
кифотического по­звоночника обе
кривизны и выпуклость резко выражены.

К
деформациям позвоночника относятся
право- и левосто­ронние сколиозы
разной степени (рис.1.). При сколиозе I
степени отме­чается слабовыраженная
асимметрия плеч, лопаток. Дефект не
имеет
стойкого
характера, при напряжении мускулатуры
вы­правляется. Сколиоз II степень
характеризуется устойчивым искривлением
вправо или влево, наличием мышечных
компенсаторныхваликов.
При III степени отмечаются глубокие
искривления, сопровождающиеся деформацией
грудной клетки. Начинающиеся изменения
позвоночника можно обнаружить следующим
простым способом: пальцем с нажимом
проводят по верхуш­кам остистых
отростков позвонков, а затем по
образующейся сплошной красной полосе
судят об изменениях в изгибе позво­ночника.

Оценка физического развития ребенка по антропометрическим данным

Рис.
1. Виды сколиоза: 1. – грудной, 2.- общий
левосторонний, 3.
S-образный

Форма
ног.
Различают
нормальную, Х-образную и О-образную
форму ног. При определении этого
показателя обследуемый ста­вит пятки
вместе, носки врозь. При правильной
форме ноги со­прикасаются в области
коленных суставов, при О-образной фор­ме
коленные суставы не соприкасаются, при
Х-образной один коленный сустав заходит
за другой.

Форма
стопы.
Различают
нормальную (сводчатую), уплощен­ную
и плоскую стопу. Для выявления плоскостопия
делают отпе­чатки стопы (плантографию)
(рис. 2). Ватным тампоном, погру­женным
в раствор метиленового синего, смачивают
стопу и ста­вят ребенка на чистый лист
бумаги. Можно использовать также 10 %
раствор полуторахлористого железа.
Бумагу при этом смачи­вают 10 % раствором
танина в спирте.Оценка физического развития ребенка по антропометрическим данным

На
полученном отпечатке проводят касательную
к наиболее выступающим точкам внутренней
поверхности стопы. Из сере­дины
касательной восстанавливают перпендикуляр
до наружного края стопы. Затем вычисляют
процентное отношение той части
перпендикуляра, которая прошла через
отпечаток, ко всей длине. Если перешеек
составляет до 50 %, стопу оценивают как
сводчатую, нормальную. Если он составляет
50 — 60%, то стопа упло­щенная. Если
отношение более 60%, имеет место выраженное
плоскостопие.

Физиометрическиепризнаки.Жизненную
емкость легких
определяют
с помощью спирометра. По­сле
предварительного вдоха и выдоха
обследуемый делает максимальный вдох
и затем равномерно выдыхает воздух в
трубку прибора. Измерение про­водят
3 раза и фиксируют лучший результат.

Мышечная
сила рук — характеризует степень развития
мускулатуры, измеряется ручным
динамометром. Для измерения силы кисти
динамометр берут стрелкой к ладони и,
вытянув руку в сторону, с максимальным
напря­жением сжимают его поочередно
правой и левой рукой.

Становую
силу
измеряют
с помощью станового динамометра, ручка
которого устанавливается на уровне
колен обследуемого. Разгибание должно
проводиться с максимальным усилием, но
без рывков. Ноги при этом не должны
сгибаться в коленных суставах.

Частоту
сердечных сокращений
по
пульсу подсчитывают в тече­ние 1 мин.
При наличии нарушений ритма детей всегда
направля­ют на консультацию к
кардиоревматологу.

Показатели
максимального и минимального артериального
дав­ления измеряют аппаратом Рива-Роччи
или тонометром (по ме­тоду Н.С. Короткова)
на правой руке в положении сидя, после
минутного отдыха.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник