Оценка физического развития ребенка по антропометрическим данным
Цель.
Научиться оценивать
показатели физического развития ребенка
с помощью центильных таблиц.
Материалы и
оборудование.Центильные таблицы для
определения уровня физического развития
детей.
Ход работы
Задание 1. Пользуясь
теоретическим введением и приведенным
ниже примером научитесь пользоваться
центильными таблицами.
Теоретическое
введение.
Что такое
центильная таблица?
В настоящее время
для оценки антропометрических данных
используются таблицы центильного типа
(табл. 1-12). Использование их достаточно
просто и удобно. В этих таблицах за
средние, или условно нормальные величины,
принимаются значения, свойственные
половине здоровых детей данного пола
и возраста – в интервале от 25-го до
75-го центиля. В полной форме центильная
шкала представлена цифрами, отражающими
значения признака, ниже которых он может
встретиться соответственно только у
3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97 процентов детей.
Пространство между
цифрами (коридоры) отражает тот диапазон
или разнообразие величин признака,
которые свойственны определенному
проценту здоровых детей данной
возрастно-половой группы.
Каждый измерительный
признак (длина, масса, окружности грудной
клетки и головы) может соответственно
быть помещен в «свою» область или «свой»
коридор центильной шкалы в соответствующей
таблице. В зависимости от того, где
расположен этот коридор, можно
формулировать оценочные суждения о
физическом развитии ребенка и принимать
решения об обращении к врачу.
При этом возможны
следующие варианты:
Область или
«коридор» № 1 (до 3 центиля) Область
«очень низких
величин»,
встречающихся у здоровых детей редко
(не чаще 3%). Ребенок с таким уровнем
признака должен проходить специальное
консультирование и, по показаниям,
обследование.
Область или
«коридор» № 2 (от 3 до 10 центиля) Область
«низких
величин»,
встречающихся у 7% здоровых детей.
Показано консультирование и обследование
при наличии других отклонений в состоянии
здоровья и развития.
Область или
«коридор» № 3 (от 10 до 25 центиля) Область
величин «ниже
среднего»,
свойственных 15% здоровых детей данного
пола и возраста.
Область или
«коридор» № 4 и № 5 (от 25 до 75 центиля)
Область «средних
величин»,
свойственных 50% здоровых людей и поэтому
наиболее характерных для данной
возрастно-половой группы.
Область или
«коридор» № 6 (от 75 до 90 центиля) Область
величин «выше
среднего»,
свойственных 15% здоровых детей.
Область или
«коридор» № 7 (от 90 до 97 центиля) Область
«высоких
величин»,
свойственных 7% здоровых детей. Решение
о направление на обследование зависит
от существа признака и состояния других
органов и систем.
Область
или «коридор» № 8 (от
97 центиля и выше) Область
«очень
высоких величин»,
свойственных не более 3% здоровых детей.
Вероятность патологической
природы изменения достаточно высока,
поэтому
требуется консультирование и обследование.
2. Как пользоваться центильными таблицами?
Для
того, чтобы воспользоваться данными
таблицы, сначала необходимо провести
все необходимые
измерения
и определить
точный
возраст
ребенка. На первом году жизни в связи с
бурным ростом ребенка измерения обычно
проводят ежемесячно, а возраст определяют
так:
к 1 месяцу относятся
дети от 16 дней после рождения до 1 месяца
15 дней,
к
2 месяцам – от 1 месяца 16 дней до 2 месяцев
15 дней и т.д.
От
1 года до трех лет измерения проводят
каждые три месяца. Годовалым считается
ребенок от 11 месяцев 16 дней до 12 месяцев
15 дней,
к 1 году 3 месяцам
относят детей в возрасте от 1 года 1
месяца 16 дней до 1 года 4 месяцев 15 дней,
к 1 году 6 месяцам
– от 1 года 4 месяцев 16 дней до 1 года 7
месяцев 15 дней и т.д.
С
трех до 7 лет показатели снимают каждые
полгода, после 7 лет – каждый год.
Трехлетним считается ребенок от 2 лет
9 месяцев до 3 лет 2 месяцев 29 дней,
к
3 годам 6 месяцам относят детей в возрасте
от 3 лет 3 месяцев до 3 лет 8 месяцев 29 дней
и т.д.
за 7 лет считается
возраст от 6 лет 9 месяцев до 7 лет 5 месяцев
29 дней,
за 8 лет – от 7 лет
6 месяцев до 8 лет 5 месяцев 29 дней и т. д.
Далее,
учитывая пол и возраст ребенка, определяют
коридор,
в котором находится каждая из измеренных
величин, делают выводы об отклонении
их от уровня «средних величин».
Полученные
данные используют также для определение
соматотипа ребенка и гармоничности его
развития.
Соматотип
определяют согласно схеме Р. Н. Дорохова
и И. И. Бахрара с выделением у здоровых
детей (то есть без ожирения и гипотрофии)
следующих трех соматотипов: микросоматический
(или астеник), мезосоматический (или
нормостеник) и макросоматический
(гиперстеник). Отнесение ребенка к одному
из этих соматотипов
производится согласно сумме номеров
областей или «коридоров» центильной
шкалы, полученных для длины тела,
окружности грудной клетки и массы тела.
При сумме баллов до 10 ребенок
относится к микросоматическому типу
(физическое развитие ниже среднего),
при сумме
от 11 до 15 баллов –
к мезосоматическому (физическое развитие
среднее), при сумме от 16
до 21 балла –
к макросоматическому (физическое
развитие выше среднего).
Определение
гармоничности
развития проводится на основании тех
же результатов центильных
оценок. В случае, если разность номеров
областей («коридоров») между любыми
двумя из
трех показателей не превышает 1, можно
говорить о гармоничном развитии, если
эта разность
составляет 2 –
развитие ребенка следует считать
дисгармоничным, а если разность превышает
3 и более –
налицо
резко дисгармоничное развитие.
Можно также
дополнительно определить соотношение
массы и длины тела.
Оно позволяет ориентировочно
(статистически) судить о состоянии
питания ребенка. Для этой цели составлены
таблицы, где за основу берется длина
тела (табл. 9-12).
По аналогии с
центильной шкалой, показание искомой
величины массы тела в области 1 коридора
(до 3 центиля) может говорить об «очень
низком питании», в зоне 2 коридора (от 3
до 10 центиля) –
о «низком
питании», в зоне 3 коридора –
о питании
«ниже среднего» и т. д. Вместе с тем,
следует помнить, что статистическая
антропометрическая оценка массы тела
не всегда будет совпадать с клинической
оценкой питания, т. к. не учитывается
возраст ребенка. Так, при параллельной
задержке массы и длины тела статистическая
оценка будет средней или нормальной в
то время, как ребенок по возрасту отстает
в физическом развитии.
С целью точного
определения уровня физического развития
существует вспомогательная таблица
скрининг-диагностики
отклонений в физическом развитии,
учитывающая как характеристику длины
тела (роста) по возрасту, так и массы
тела по отношению к длине (не учитывая
возраст). После того, как ребенок измерен,
определяется зона нахождения данных
результатов («центильный коридор») и
на пересечении значений длины по возрасту
и массы по длине получаем (находим)
формализованную оценку физического
развития (табл. скрининг-диагностики
13,14).
ПРИМЕР
Калинин
Павел, дата рождения 8.10.2000 г., дата
обследования 8.01.2001 г. В
период обследования
длина тела –
60 см, масса –
5600 гр., окружность груди 39 см, головы –
40 см.
Определяем возраст
ребенка – 3 месяца.Определяем
коридоры для каждой характеристики.
Длина тела –IV
кор. (табл. 1), средняя величина; масса
тела — IV
кор. (табл. 2),
средняя
величина;
окружность груди — IV
кор. (табл. 3),
средняя величина;
окружность головы — IV
кор. (табл. 4), средняя
величина.Определяем
соматотип ребенка (объем головы не
учитываем). Сумма
коридоров составляет 4+4+4=12 –мезосоматотип.
Определяем
гармоничность развития. Все параметры
находятся в одном коридоре
–
гармоничное
развитие.По
таблице массы по длине (табл.12) –III
кор. Питание ниже среднего.По
таблице скрининг-диагностики (табл.
13-14) пересечение
III
(масса по длине) и IV
(длина тела) коридоров –
нормальное
физическое развитие.
Задание 2. С
помощью центильных таблиц определите
уровень физического развития детей,
антропометрические данные которых
приведены ниже.Запишите в
тетради полученные результаты так, как
это показано в примере.
Семенов
Павел,
новорожденный., Длина
при рождении — 50 см, масса — 2 600 гр.,
окружность груди — 32 см, окружность
головы — 34 см.
Иванов
Гриша,
10 месяцев. Длина тела — 75 см, масса — 11 кг
, окружность груди
— 45 см, окружность головы — 47 см.
Воронина
Соня,
4 года. Длина тела — 87 см , масса — 12 кг ,
окружность груди — 50
см .
Задание 3. С
помощью графического отображения
центильных таблиц (графики 1-6) определите
уровень физического развития развития
Марины и Стаса.Запишите в
тетради полученные результаты по пунктам
1-4 так, как это показано в примере. Вывод
о питании детей и их общем уровне
физического развития сделайте сами,
исходя из полученных коридоров.
Марина.
Родилась 6 января 1988 года. Данные
обследования от 6 ноября 2001 г. Длина —
152 см, масса — 38 кг, окружность груди — 70
см.
Стас.
Родился 17 апреля 1987 года. Данные
обследования от 6 ноября 2001 г. Длина —
178 см, масса — 53 кг, окружность груди — 82
см.
Табл.
1
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Физическое
развитие является одним из ведущих
показателей состояния здоровья детей
и подростков и зависит от множества
факторов: наследственности, климата,
особенностей питания, уровня материальной
обеспеченности семьи, соблюдения режима
и т.д. Наблюдение за физическим развитием
детей и подростков — неотъемлемая часть
работы врача любого детского учреждения
(детских яслей, садов, школ, школ-интернатов
и др.). Детальная оценка показателей,
характеризующих физическое развитие,
проводится при углубленных медицинских
осмотрах детей с участием всех специалистов
перед поступлением в школу и в определенных
«декретированных» классах — 3-м, 6-м, 8-м
(Приказ Минздрава СССР
от
10 апреля 1981 г. № 387 «О мерах по
совершенствованию медико-санитарной
помощи подросткам»). В
связи
с этим будущие
специалисты должны овладеть методикой
антропометрических исследований, а
также методами оценки физического
развития.
Для
оценки физического развития детей и
подростков используют следующие
показатели:
соматометрические
— длина тела (рост), масса тела, окружность
грудной клетки и др.;соматоскопические
— состояние кожных покровов и видимых
слизистых оболочек, степень развития
подкожно-жирового слоя,
состояние
опорно-двигательного аппарата, степень
полового развития;физиометрические
— жизненная емкость легких, мышечная
сила, частота пульса, величина
артериального давления и др.;состояние
здоровья.
Методика антропометрических измерений
Антропометрия
—
совокупность методов и приемов оценки
морфологических особенностей
человеческого тела; проведение точных
измерений на живых людях с использованием
четко установленных анатомических
точек, стандартных методических приемов
и инструментария.
Главным
требованием при проведении антропометрических
исследований является их строгая
унификация.
Только
единообразие приемов измерений и
использование точного измерительного
инструментария могут обеспечить
достоверность и сопоставимость
полученных результатов. Исследования
должны проводиться на обнаженном
ребенке в светлом, чистом и теплом
помещении. Все измерения должны
проводиться только между, так называемыми,
«антропометрическими
точками»,
под
которыми понимаются определенные точки
на теле, соответствующие ясно выраженным
и легко прощупываемым образованьям
скелета и лежащие, как правило, на
сагиттальной или боковых линиях тела.
Лучшим временем для антропометрических
исследований являются утренние часы,
т.к. в течение дня возможно уменьшение
роста на 1
—
2 см в связи с уплощением свода стопы,
межпозвоночных хрящей и снижением
тонуса мускулатуры. Кроме того, в течение
дня вес тела может увеличиваться до 1
кг
и даже более.
Данные
антропометрических измерений заносятся
в индивидуальную для каждого обследуемого
антропометрическую карту.
Соматометрические
признаки.
Измерение
роста.
Рост стоя и сидя измеряют с помощью
деревянного ростомера или металлического
антропометра. Деревянный ростомер
представляет собой стойку, хорошо
укрепленную на прочной площадке, высотой
до 2 м с делениями по 0,5 см. По стойке
передвигается муфта с планшеткой.
Измерение
роста стоя с помощью ростомера обследуемый
должен касаться стойки ростомера
четырьмя точками: затылком, межлопаточной
областью, ягодицами и пятками. Голова
устанавливается таким образом, чтобы
нижний край глазницы и верхний край
козелка уха находились в одной
горизонтальной плоскости. Кроме того,
чтобы иметь представление о пропорциях
тела, производят измерение роста сидя,
для чего у стандартных ростомеров
имеется откидное сиденье.
При
измерении роста антропометром позиция
обследуемого такая же, как при измерении
ростомером. С
помощью металлического антропометра
можно определить также размеры
туловища, верхних и нижних конечностей
и т.д. Для точного измерения пользуются
антропометрическими точками: например,
при измерении длины верхних конечностей
— плечевую и пальцевую точки. Ошибка
при измерении не должна превышать 0,5
см.
Определение
массы
тела.
Массу тела определяют
натощак путем взвешивания на медицинских
весах. Обследуемый должен спокойно
стоять на середине весов. Взвешивание
в одежде и обуви не допускается.
Измерение
окружностей головы, грудной клетки,
плеча, бедра, голени. Для
измерения пользуются стальной рулеткой
или обычной сантиметровой лентой.
Окружность грудной клетки измеряют в
состоянии покоя, максимального вдоха
и максимального выдоха. Ленту
накладывают сзади по нижним углам
лопаток при поднятых руках. Затем
руки опускают, и лента, соскальзывая,
ложится под углами лопаток. У мужчин
и детей лента проходит спереди по краю
околососкового кружка, у женщин — по
IV ребру. Во время глубокого вдоха и
выдоха лента должна без задержки
следовать за движением грудной
клетки.
Соматоскопические
признаки. При
осмотре (соматоскопии) обращают
внимание на состояние кожных покровов
и слизистых оболочек(цвет,
тургор, чистота, влажность), степень
жироотложения,
состояние
опорно-двигательного аппарата (костяка,
формы грудной клетки, позвоночника,
формы ног и стопы).
Жироотложение.Развитие
подкожного жирового слоя объективно
определяют
измерением толщины жировой складки на
животе (на
уровне
пупка на 5 —6 см сбоку от него) и под
лопаткой. Измеренную малым толстотным
циркулем толщину складки делят
пополам.
Средним считают жироотложение при
толщине жировойскладки
от 1 до 2 см, ниже среднего — при толщине
жировой
складки
менее 1 см, выше среднего — при толщине
более 2 см.
Костяк.
Различают
три типа костяка: тонкий, коренастый и
промежуточный. Тонкий характеризуется
узкими плечами и грудной клеткой,
малыми размерами кистей рук и ступней;
коренастый — широкими плечами и
грудной клеткой, большими размерами
кистей рук и ступней.
Форма
грудной клетки.
Различают
цилиндрическую, коническую, плоскую
и смешанную грудную клетку. Грудная
клетка цилиндрической формы при
рассматривании спереди и сбоку выглядит
равномерно развитой в верхнем и нижнем
отделах, подгрудинный угол округлой
формы и по величине приближается к 90°.
Грудная клетка конической формы имеет
более широкий и выступающий вперед
нижний отдел по сравнению с верхним.
Подгрудинный угол большой, более 90°.
Плоская грудная клетка обычно имеет
удлиненную уплощенную форму, подгрудинный
угол сужен, он
менее
90°. У детей младшего возраста часто
бывают смешанные формы грудной
клетки. Могут встречаться рахитические
и
редко бочкообразные
формы.
Позвоночник.
Различают
нормальный, лордотический, кифотический
типы позвоночника. Нормальный позвоночник
в сагиттальной плоскости имеет
S-образную
форму. Шейная и поясничная кривизны
невелики и обращены вперед, грудная
выпуклость обращена назад. Для
лордотического характерна малая шейная
кривизна
и
резко выраженная поясничная. У
кифотического позвоночника обе
кривизны и выпуклость резко выражены.
К
деформациям позвоночника относятся
право- и левосторонние сколиозы
разной степени (рис.1.). При сколиозе I
степени отмечается слабовыраженная
асимметрия плеч, лопаток. Дефект не
имеет
стойкого
характера, при напряжении мускулатуры
выправляется. Сколиоз II степень
характеризуется устойчивым искривлением
вправо или влево, наличием мышечных
компенсаторныхваликов.
При III степени отмечаются глубокие
искривления, сопровождающиеся деформацией
грудной клетки. Начинающиеся изменения
позвоночника можно обнаружить следующим
простым способом: пальцем с нажимом
проводят по верхушкам остистых
отростков позвонков, а затем по
образующейся сплошной красной полосе
судят об изменениях в изгибе позвоночника.
Рис.
1. Виды сколиоза: 1. – грудной, 2.- общий
левосторонний, 3. S-образный
Форма
ног. Различают
нормальную, Х-образную и О-образную
форму ног. При определении этого
показателя обследуемый ставит пятки
вместе, носки врозь. При правильной
форме ноги соприкасаются в области
коленных суставов, при О-образной форме
коленные суставы не соприкасаются, при
Х-образной один коленный сустав заходит
за другой.
Форма
стопы. Различают
нормальную (сводчатую), уплощенную
и плоскую стопу. Для выявления плоскостопия
делают отпечатки стопы (плантографию)
(рис. 2). Ватным тампоном, погруженным
в раствор метиленового синего, смачивают
стопу и ставят ребенка на чистый лист
бумаги. Можно использовать также 10 %
раствор полуторахлористого железа.
Бумагу при этом смачивают 10 % раствором
танина в спирте.
На
полученном отпечатке проводят касательную
к наиболее выступающим точкам внутренней
поверхности стопы. Из середины
касательной восстанавливают перпендикуляр
до наружного края стопы. Затем вычисляют
процентное отношение той части
перпендикуляра, которая прошла через
отпечаток, ко всей длине. Если перешеек
составляет до 50 %, стопу оценивают как
сводчатую, нормальную. Если он составляет
50 — 60%, то стопа уплощенная. Если
отношение более 60%, имеет место выраженное
плоскостопие.
Физиометрическиепризнаки.Жизненную
емкость легких определяют
с помощью спирометра. После
предварительного вдоха и выдоха
обследуемый делает максимальный вдох
и затем равномерно выдыхает воздух в
трубку прибора. Измерение проводят
3 раза и фиксируют лучший результат.
Мышечная
сила рук — характеризует степень развития
мускулатуры, измеряется ручным
динамометром. Для измерения силы кисти
динамометр берут стрелкой к ладони и,
вытянув руку в сторону, с максимальным
напряжением сжимают его поочередно
правой и левой рукой.
Становую
силуизмеряют
с помощью станового динамометра, ручка
которого устанавливается на уровне
колен обследуемого. Разгибание должно
проводиться с максимальным усилием, но
без рывков. Ноги при этом не должны
сгибаться в коленных суставах.
Частоту
сердечных сокращений по
пульсу подсчитывают в течение 1 мин.
При наличии нарушений ритма детей всегда
направляют на консультацию к
кардиоревматологу.
Показатели
максимального и минимального артериального
давления измеряют аппаратом Рива-Роччи
или тонометром (по методу Н.С. Короткова)
на правой руке в положении сидя, после
минутного отдыха.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник