Оценка физического развития ребенка нормосомия
Индексы учитывают два или более антропометрических показателей, например: масса тела/рост, возрастное соотношение массы, возрастное соотношение роста, окружности головы и др. Индексы являются не основными, а дополнительными критериями физического развития детей и подростков.
Наибольшее распространение получили следующие индексы:
1. Индекс Л.И. Чулицкой:(3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени) — длина тела. У детей первого года жизни индекс составляет 20-25. Снижение индекса указывает на недостаточность питания.
2. Массо-ростовой индекс(Кетле или Тура, является частным от деления массы тела в граммах на длину тела в сантиметрах и используется исключительно у новорожденных детей. Величина индекса для здоровых детей колеблется от 50 до 60
3. Индекс массы тела, или индекс Кетля, —частное от деления массы тела в килограммах на квадрат длины тела в метрах. Применяется в терапии и акушерстве, подростковом возрасте.
4. Индекс Эрисмана— разность между окружностью груди и половиной длины тела. Чаще используется в контроле физического развития школьников
5.Индекс Пирке — частное от деления разности длины тела стоя и роста сидя, умноженное на 100. Индекс характеризует изменение с возрастом соотношение нижнего и верхнего сегментов тела. В период детства изменяется от 55-60 до 90-95.
6.Индексы для контроля динамики соотношения пропорций тела с возрастом могут быть полезны в контроле биологического возраста детей К их числу относятся;
— отношение окружности головы к длине тела;
— отношение верхнего лица к длине тела;
— отношение длины ноги к длине тела;
— “филиппинский” тест (относительная длина руки)
Варианты заключений по оценке ФР у детей и подростков
по эмпирическим формулам
I. У детей первых двух лет жизни.Написание заключения по ФР является итогом комплексного клинического исследования ребенка и предусматривает анализ клинических и антропометрических данных. При использовании эмпирических формул заключение строится на оценке длины и массы тела. Гармоничность (или дисгармоничность) ФР в заключение не вносится, но отражается в описательной части, как нарушение пропорциональности телосложения.
Примеры:
1. Нормосомия, нормотрофия (или эйтрофия).Понятие эйтрофия наряду с нормальными показателями физического развития, подразумевают, что это здоровый ребенок первых двух лет жизни с устойчивыми темпами физического и нервно-психического развития, редко болеющий, имеющий своевременное прорезывание зубов и закономерное течение процессов костеобразования, а также нормальные показатели общего и биохимического анализов крови и мочи.
2. Нормосомия, гипотрофия (I, II, III ст.)
3.Гиперсомия (I, II, III ст.), нормотрофия
4. Гипосомия (I, II, III ст.) нормотрофия
5. Нормо-, гипо- или гиперсомия(с указанием степени), паратофия
6. Гипосомия (I, II, III ст.), гипотрофияили гипостатура —это равномерное (пропорциональное) снижение показателей длины тела (более 3 см) и массы тела (более чем на 10%) у детей первых двух лет жизни — это так называемые маленькие к сроку (по возрасту) дети, нередко здоровые соматически.
II. У детей старше двух лет.При использовании эмпирических формул для оценки ФР детей старше двух лет также учитывается величина роста и массы тела, другие показатели (ОГК и ОГ) описываются в текстовой части исследования ребенка.
Предлагается использование всего лишь двух вариантов написания заключений:
1.Физическое развитие нормальное, т.е. рост и масса тела ребенка не выходят за пределы допустимых отклонений от средних долженствующих величин.
2. Физическое развитие с отклонением,т.е. имеет место факт выхода параметров величин роста или массы тела за пределы допустимых колебаний относительно средних долженствующих показателей. Причем, может наблюдаться отклонение одного из показателей либо двух.
Примеры:
1. Ребенку 7 лет, его рост составляет 125 см, а масса тела равна 27 кг. Применив одну из формул (см. выше) получаем результат. ДР: 130 см — 7 см = 123 см + 9 см., ДТМ : 19 +3 × 2 = 25 + 6 (кг). Заключение: физическое развитие нормальное.
2. Ребенку 12 лет, его рост составляет 139 см, а масса тела 36 кг. ДР: 130 + 5 × 4 = 150 + 10 (см), ДМТ: 19 + 3 × 12 + 4 = 40 (кг.) или 5 × 12 — 20 = 40 (кг.) + 6 (кг). Заключение: физическое развитие с отклонением (низкий рост)
3.Ребенку 14 лет, его рост составляет 163 см, а масса тела 64 кг. ДР: 130 +5 × 6 = 160 + 10 (см.), ДМТ: 5 × 14 — 20 = 50 (кг.) + 10 (кг). Заключение: физическое развитие с отклонением — избыток массы тела(ожирение, если при физикальном обследовании установлена избыточное развитие подкожного жира). Могут быть и другие причины высокой массы тела: спортивная гипертрофия мышц, отеки.
4. Ребенку 11 лет, его рост равен 139 см, а масса тела 37 кг. ДР:130 + 5 × 3 = 145 + 10 (см.) ДМТ: 3 × 11 + 4 = 35 (кг.) + 10 (кг). Заключение: физическое развитие нормальное.
5. Ребенку 6 лет, его рост составляет 112 см. а масса тела 60 кг. ДР:130 — 7 × 2 = 116 + 9 (см.) ДМТ:19 + 3 = 22 ( кг) + 6 (кг) Заключение: физическое развитие с отклонением — дефицит массы тела.
6. Подростку 15 лет, его рост равен 180 см, а масса тела 60 кг. ДР:130 + 5 × 7 = 165 + 10 (см.), ДМТ: 5 × 15 — 20 = 55 (кг) + 10 (кг). Заключение: физическое развитие с отклонением — высокий рост (гигантизм). В данном случае необходима консультация специалиста — эндокринолога для подтверждения ( или исключения) диагноза “гигантизм”. Задача врача-педиатра — выявить ребенка с подобным отклонением и своевременно направить его на консультацию к специалисту.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Источник
Длина | ||||||||
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
7 | Гипосомия избыток массы II | Гипосомия избыток массы II | Нормосомия избыток массы II | Нормосомия избыток массы II | Нормосомия избыток массы II | Гиперсомия избыток массы II | Гиперсомия избыток массы II | |
Ма сса | 6 | Гипосомия избыток массы I | Гипосомия избыток массы I | Нормосомия избыток массы I | Нормосомия избыток массы I | Нормосомия избыток массы I | Гиперсомия избыток массы I | Гиперсомия избыток массы I |
5 | Гипосомия нормотрофия | Гипосомия нормотрофия | Нормосомия н о р мотрофия | Нормосомия нормотрофия | Нормосомия нормотрофия | Гиперсомия нормотрофия | Гиперсомия нормотрофия | |
4 | Гипосомия нормотрофия | Гипосомия нормотрофия | Нормосомия нормотрофия | Нормосомия нормотрофия | Нормосомия нормотрофия | Гиперсомия нормотрофия | Гиперсомия нормотрофия | |
3 | Гипосомия нормотрофия | Гипосомия нормотрофия | Нормосомия нормотрофия | Нормосомия нормотрофия | Нормосомия нормотрофия | Гиперсомия нормотрофия | Гиперсомия нормотрофия | |
2 1 | Гипосомия дефицит массы I Гипосомия дефицит массы II | Гипосомия дефицит массы I Гипосомия дефицит массы II | Нормосомия дефицит массы I Нормосомия дефицит массы II | Нормосомия дефицит массы I Нормосомия дефицит массы II | Нормосомия дефицит массы I Нормосомия дефицит массы II | Гиперсомия дефицит массы I Гиперсомия дефицит массы II | Гиперсомия дефицит массы I Гиперсомия дефицит массы II |
Соотношение массы и поверхности тела ребенка в зависимости от возраста
Возраст | Масса | Поверхность тела, м | % к средним показателям взрослых | |
масса тела | поверхность тела | |||
Новорожденные | 3,5 | 0,25 | 5 | 14 |
2-3 мес. | 5,0 | 0,28 | 8 | 16 |
6 мес. | 7,5 | 0,35 | 11 | 20 |
1 год | 10 | 0,43 | 15 | 25 |
3 года | 15 | 0,6 | 23 | 35 |
7 лет | 23 | 0,9 | 35 | 50 |
9 лет | 27 | 1,0 | 42 | 58 |
10 лет | 30 | 1,05 | 46 | 60 |
12 лет | 40 | 1,2 | 62 | 70 |
14 лет | 50 | 1,5 | 77 | 86 |
Взрослые | 65 | 1,73 | 100 | 100 |
Для определения площади повреждения (ожога) поверхности тела используют простой, но достаточно достоверный способ исследования — «правило девятки»: ¦ Площадь поверхности головы и шеи составляет 9 %; ¦ Одна верхняя конечность — 9 %; ¦ Одна нижняя конечность — 18 % (бедро — 9 %, голень + стопа — 9 %); ¦ Задняя поверхность туловища — 18 %; ¦ Передняя поверхность туловища — 18 %; ¦ Промежность и наружные половые органы — 1 % поверхности тела.
Номограмма для определения поверхности тела по длине и массе тела
(по i.d. grawford, m.e. terry, g.m. rourke)
Точка пересечения прямой, соединяющей цифры длины и массы тела на соответствующих шкалах со средней шкалой, указывает цифру поверхности тела.
- Физическое развитие населения, признаки изучения, оценка физического развития
- Физическое развитие. Методы определения и оценки физического развития детей
- ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- Оценка физического развития
- ОЦЕНКА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
- Исследование и оценка физического развития детей и подростков
- Методика оценки физического развития
- Схема оценки физического развития ребенка
- МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
- Исследование и оценка физического развития
студентов и школьников - Центильный метод оценки физического развития
- Общее заключение по оценке физического развития
- ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- Информативность методик оценки показателей физического развития детей и подростов на популяционном уровне
- ФИЗИЧЕСКОЕ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- Информативность методик оценки показателей физического развития детей и подростов на индивидуальном уровне
- Как измерять физическое развитие и пользоваться картами физического развития
- ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
- Учебно-воспитательные учреждения для детей с нарушениями умственного и физического развития
- Гигиеническая организация физических упражнений для укрепления здоровья и развития детей
Источник
Величина признака
Центили 3 10 25 75 90 97
Для составления центильных таблиц необходимо большое количество измерений по каждому параметру в каждой возрастной группе – 500 или 1000. Но, если допустим, взять 100 мальчиков в возрасте 10 лет и поставить их в порядке возрастания, т.е. первый мальчик самый маленький, а последний – самый большой, то получиться, что мальчик, который будет стоять третий по порядку, имеет рост 126,4 см (это третья центиля). Десятый в ряду мальчик имеет рост 129,2 см (это десятая центиля). И так далее.
Центили указывают процент детей, которые имеют показатель физического развития (рост, вес, окружность головы, груди) ниже указанного в таблице. Например, 10 % мальчиков 10-летнего возраста имеют рост меньше 129,2 см. и, соответственно 90 % – больше.
Показатели физического развития, находящиеся в интервале между 25 и 75 центилями, называются средние; между 75 и 90 центилями – выше среднего; между 90 и 97 центилями – высокие; более 97 центили – очень высокие, как правило это патология. Показатели, находящиеся в интервале от 25 до 10 центили – ниже среднего; от 10 до 3 центили – низкие; ниже 3 центили – очень низкие, как правило это патология.
Например, мальчик 10-летнего возраста имеет рост 128 см. Этот показатель находится в интервале между 10 и 25 центилями, он называется ниже среднего. Заключение: рост мальчика ниже среднего.
Для правильной оценки показателей по центильным таблицам необъходимо правильно определить возрастную группу.
От 1 до 12 месяцев интервал между возрастными группами составляет 1 месяц (1, 2, 3 месяца и т.д.). От 12 до 36 месяцев (до 3 лет) интервал между возрастными группами составляет 3 месяца (12, 15, 18 месяцев и т.д.). С 3 до 7 лет интервал между возрастными группами составляет ½ года – 6 месяцев (3, 5 года, 4 года, 4,5 года и т.д.). После 7 лет интервал между возрастными группами составляет 1 год (7, 8, 9 лет и т.д.).
В возрастную группу входят дети в возрасте от ½ предыдущего интервала до ½ последующего интервала.
Например, к 3-месячным детям относятся дети в возрасте от 2,5 месяцев до 3,5 месяцев. К 18-месячным детям относятся дети в возрасте от 16,5 месяцев до 19,5 месяцев. К 5-летним детям относятся дети в возрасте от 4 лет и 9 месяцев до 5 лет и 3 месяца. К 10-летним относятся дети в возрасте от 9,5 месяцев до 10,5 месяцев.
Возраст вычисляется следующим образом:
Возраст = дата обследования – дата рождения = полное количество лет, месяцев и дней.
Гармоничным считается такое физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту. Если масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют росту, такое развитие считается дисгармоничным.
Гармоничность можно оценить по центильным таблицам.
Интервалы между центилями называются коридорами. Если показатели физического развития (рост, вес, окружность груди) находятся в одном центильном коридоре или соседних, такое развитие называется гармоничным. Например, вес ребенка – выше среднего, рост – выше среднего, окружность груди – средняя.
Если показатели физического развития находятся не в соседних коридорах, т. е. расстояние между ними 1 центильный коридор и более, такое развитие считается дисгармоничным. Например, рост ребенка ниже среднего, а вес – выше среднего.
Третий способ оценки – по таблицам антропометрических стандартов или таблицам сигмальных отклонений.
Возрастные группы в данных таблицах те же.
Также используются параметры нормального распределения Гаусса.
Принцип оценки следующий. Показатели физического развития, находящиеся в интервале от М-1σ до М+1σ называются средними, от М+1 σ до м+2σ – выше среднего, больше, чем М+2σ – высокий. Аналогично в сторону уменьшения: от М-1σ до М-2σ – ниже среднего, меньше, чем М-2σ – низкий.
В таблицах сигмальных отклонений указывается М – средняя арифметическая величина и σ – среднее квадратическое отклонение.
Определить количество сигмальных отклонений можно по формуле:
Фактический показатель – М
σ
Дата добавления: 2014-02-12; просмотров: 9919; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 11148 — | 8285 — или читать все…
Читайте также:
Источник