Оценка физического развития ребенка нормосомия

Индексы учитывают два или более антропометрических показателей, например: масса тела/рост, возрастное соотношение массы, возрастное соотношение роста, окружности головы и др. Индексы являются не основными, а дополнительными критериями физического развития детей и подростков.

Наибольшее распространение получили следующие индексы:

1. Индекс Л.И. Чулицкой:(3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени) — длина тела. У детей первого года жизни индекс составляет 20-25. Снижение индекса указывает на недостаточность питания.

2. Массо-ростовой индекс(Кетле или Тура, является частным от деления массы тела в граммах на длину тела в сантиметрах и используется исключительно у новорожденных детей. Величина индекса для здоровых детей колеблется от 50 до 60

3. Индекс массы тела, или индекс Кетля, —частное от деления массы тела в килограммах на квадрат длины тела в метрах. Применяется в терапии и акушерстве, подростковом возрасте.

4. Индекс Эрисмана— разность между окружностью груди и половиной длины тела. Чаще используется в контроле физического развития школьников

5.Индекс Пирке — частное от деления разности длины тела стоя и роста сидя, умноженное на 100. Индекс характеризует изменение с возрастом соотношение нижнего и верхнего сегментов тела. В период детства изменяется от 55-60 до 90-95.

6.Индексы для контроля динамики соотношения пропорций тела с возрастом могут быть полезны в контроле биологического возраста детей К их числу относятся;

— отношение окружности головы к длине тела;

— отношение верхнего лица к длине тела;

— отношение длины ноги к длине тела;

— “филиппинский” тест (относительная длина руки)

Варианты заключений по оценке ФР у детей и подростков
по эмпирическим формулам

I. У детей первых двух лет жизни.Написание заключения по ФР является итогом комплексного клинического исследования ребенка и предусматривает анализ клинических и антропометрических данных. При использовании эмпирических формул заключение строится на оценке длины и массы тела. Гармоничность (или дисгармоничность) ФР в заключение не вносится, но отражается в описательной части, как нарушение пропорциональности телосложения.

Примеры:

1. Нормосомия, нормотрофия (или эйтрофия).Понятие эйтрофия наряду с нормальными показателями физического развития, подразумевают, что это здоровый ребенок первых двух лет жизни с устойчивыми темпами физического и нервно-психического развития, редко болеющий, имеющий своевременное прорезывание зубов и закономерное течение процессов костеобразования, а также нормальные показатели общего и биохимического анализов крови и мочи.

2. Нормосомия, гипотрофия (I, II, III ст.)

3.Гиперсомия (I, II, III ст.), нормотрофия

4. Гипосомия (I, II, III ст.) нормотрофия

5. Нормо-, гипо- или гиперсомия(с указанием степени), паратофия

6. Гипосомия (I, II, III ст.), гипотрофияили гипостатура —это равномерное (пропорциональное) снижение показателей длины тела (более 3 см) и массы тела (более чем на 10%) у детей первых двух лет жизни — это так называемые маленькие к сроку (по возрасту) дети, нередко здоровые соматически.

II. У детей старше двух лет.При использовании эмпирических формул для оценки ФР детей старше двух лет также учитывается величина роста и массы тела, другие показатели (ОГК и ОГ) описываются в текстовой части исследования ребенка.

Предлагается использование всего лишь двух вариантов написания заключений:

1.Физическое развитие нормальное, т.е. рост и масса тела ребенка не выходят за пределы допустимых отклонений от средних долженствующих величин.

2. Физическое развитие с отклонением,т.е. имеет место факт выхода параметров величин роста или массы тела за пределы допустимых колебаний относительно средних долженствующих показателей. Причем, может наблюдаться отклонение одного из показателей либо двух.

Примеры:

1. Ребенку 7 лет, его рост составляет 125 см, а масса тела равна 27 кг. Применив одну из формул (см. выше) получаем результат. ДР: 130 см — 7 см = 123 см + 9 см., ДТМ : 19 +3 × 2 = 25 + 6 (кг). Заключение: физическое развитие нормальное.

2. Ребенку 12 лет, его рост составляет 139 см, а масса тела 36 кг. ДР: 130 + 5 × 4 = 150 + 10 (см), ДМТ: 19 + 3 × 12 + 4 = 40 (кг.) или 5 × 12 — 20 = 40 (кг.) + 6 (кг). Заключение: физическое развитие с отклонением (низкий рост)

3.Ребенку 14 лет, его рост составляет 163 см, а масса тела 64 кг. ДР: 130 +5 × 6 = 160 + 10 (см.), ДМТ: 5 × 14 — 20 = 50 (кг.) + 10 (кг). Заключение: физическое развитие с отклонением — избыток массы тела(ожирение, если при физикальном обследовании установлена избыточное развитие подкожного жира). Могут быть и другие причины высокой массы тела: спортивная гипертрофия мышц, отеки.

4. Ребенку 11 лет, его рост равен 139 см, а масса тела 37 кг. ДР:130 + 5 × 3 = 145 + 10 (см.) ДМТ: 3 × 11 + 4 = 35 (кг.) + 10 (кг). Заключение: физическое развитие нормальное.

5. Ребенку 6 лет, его рост составляет 112 см. а масса тела 60 кг. ДР:130 — 7 × 2 = 116 + 9 (см.) ДМТ:19 + 3 = 22 ( кг) + 6 (кг) Заключение: физическое развитие с отклонением — дефицит массы тела.

6. Подростку 15 лет, его рост равен 180 см, а масса тела 60 кг. ДР:130 + 5 × 7 = 165 + 10 (см.), ДМТ: 5 × 15 — 20 = 55 (кг) + 10 (кг). Заключение: физическое развитие с отклонением — высокий рост (гигантизм). В данном случае необходима консультация специалиста — эндокринолога для подтверждения ( или исключения) диагноза “гигантизм”. Задача врача-педиатра — выявить ребенка с подобным отклонением и своевременно направить его на консультацию к специалисту.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Источник

 Длина
 1234567
 7Гипосомия избыток массы IIГипосомия избыток массы IIНормосомия избыток массы IIНормосомия избыток массы IIНормосомия избыток массы IIГиперсомия избыток массы IIГиперсомия избыток массы II
Ма сса6Гипосомия избыток массы IГипосомия избыток массы IНормосомия избыток массы IНормосомия избыток массы IНормосомия избыток массы IГиперсомия избыток массы IГиперсомия избыток массы I
5Гипосомия нормотрофияГипосомия нормотрофияНормосомия н о р мотрофияНормосомия нормотрофияНормосомия нормотрофияГиперсомия нормотрофияГиперсомия нормотрофия
 4Гипосомия нормотрофияГипосомия нормотрофияНормосомия нормотрофияНормосомия нормотрофияНормосомия нормотрофияГиперсомия нормотрофияГиперсомия нормотрофия
 3Гипосомия нормотрофияГипосомия нормотрофияНормосомия нормотрофияНормосомия нормотрофияНормосомия нормотрофияГиперсомия нормотрофияГиперсомия нормотрофия
 2 1Гипосомия дефицит массы I Гипосомия дефицит массы IIГипосомия дефицит массы I Гипосомия дефицит массы IIНормосомия дефицит массы I Нормосомия дефицит массы IIНормосомия дефицит массы I Нормосомия дефицит массы IIНормосомия дефицит массы I Нормосомия дефицит массы IIГиперсомия дефицит массы I Гиперсомия дефицит массы IIГиперсомия дефицит массы I Гиперсомия дефицит массы II

Соотношение массы и поверхности тела ребенка в зависимости от возраста

ВозрастМассаПоверхность тела, м% к средним показателям взрослых
масса телаповерхность тела
Новорожденные3,50,25514
2-3 мес.5,00,28816
6 мес.7,50,351120
1 год100,431525
3 года150,62335
7 лет230,93550
9 лет271,04258
10 лет301,054660
12 лет401,26270
14 лет501,57786
Взрослые651,73100100

Для определения площади повреждения (ожога) поверхности тела используют простой, но достаточно достоверный способ исследования — «правило девятки»: ¦ Площадь поверхности головы и шеи составляет 9 %; ¦ Одна верхняя конечность — 9 %; ¦ Одна нижняя конечность — 18 % (бедро — 9 %, голень + стопа — 9 %); ¦ Задняя поверхность туловища — 18 %; ¦ Передняя поверхность туловища — 18 %; ¦ Промежность и наружные половые органы — 1 % поверхности тела.

Номограмма для определения поверхности тела по длине и массе тела

(по i.d. grawford, m.e. terry, g.m. rourke)

Номограмма для определения поверхности тела по длине и массе тела

Точка пересечения прямой, соединяющей цифры длины и массы тела на соответствующих шкалах со средней шкалой, указывает цифру поверхности тела.

  1. Физическое развитие населения, признаки изучения, оценка физического развития
  2. Физическое развитие. Методы определения и оценки физического развития детей
  3. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  4. Оценка физического развития
  5. ОЦЕНКА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
  6. Исследование и оценка физического развития детей и подростков
  7. Методика оценки физического развития
  8. Схема оценки физического развития ребенка
  9. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
  10. Исследование и оценка физического развития
    студентов и школьников
  11. Центильный метод оценки физического развития
  12. Общее заключение по оценке физического развития
  13. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  14. Информативность методик оценки показателей физического развития детей и подростов на популяционном уровне
  15. ФИЗИЧЕСКОЕ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  16. Информативность методик оценки показателей физического развития детей и подростов на индивидуальном уровне
  17. Как измерять физическое развитие и пользоваться картами физического развития
  18. ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
  19. Учебно-воспитательные учреждения для детей с нарушениями умственного и физического развития
  20. Гигиеническая организация физических упражнений для укрепления здоровья и развития детей

Источник

Величина признака

Центили 3 10 25 75 90 97

Для составления центильных таблиц необходимо большое количество измерений по каждому параметру в каждой возрастной группе – 500 или 1000. Но, если допустим, взять 100 мальчиков в возрасте 10 лет и поставить их в порядке возрастания, т.е. первый мальчик самый маленький, а последний – самый большой, то получиться, что мальчик, который будет стоять третий по порядку, имеет рост 126,4 см (это третья центиля). Десятый в ряду мальчик имеет рост 129,2 см (это десятая центиля). И так далее.

Центили указывают процент детей, которые имеют показатель физического развития (рост, вес, окружность головы, груди) ниже указанного в таблице. Например, 10 % мальчиков 10-летнего возраста имеют рост меньше 129,2 см. и, соответственно 90 % – больше.

Показатели физического развития, находящиеся в интервале между 25 и 75 центилями, называются средние; между 75 и 90 центилями – выше среднего; между 90 и 97 центилями – высокие; более 97 центили – очень высокие, как правило это патология. Показатели, находящиеся в интервале от 25 до 10 центили – ниже среднего; от 10 до 3 центили – низкие; ниже 3 центили – очень низкие, как правило это патология.

Например, мальчик 10-летнего возраста имеет рост 128 см. Этот показатель находится в интервале между 10 и 25 центилями, он называется ниже среднего. Заключение: рост мальчика ниже среднего.

Для правильной оценки показателей по центильным таблицам необъходимо правильно определить возрастную группу.

От 1 до 12 месяцев интервал между возрастными группами составляет 1 месяц (1, 2, 3 месяца и т.д.). От 12 до 36 месяцев (до 3 лет) интервал между возрастными группами составляет 3 месяца (12, 15, 18 месяцев и т.д.). С 3 до 7 лет интервал между возрастными группами составляет ½ года – 6 месяцев (3, 5 года, 4 года, 4,5 года и т.д.). После 7 лет интервал между возрастными группами составляет 1 год (7, 8, 9 лет и т.д.).

В возрастную группу входят дети в возрасте от ½ предыдущего интервала до ½ последующего интервала.

Например, к 3-месячным детям относятся дети в возрасте от 2,5 месяцев до 3,5 месяцев. К 18-месячным детям относятся дети в возрасте от 16,5 месяцев до 19,5 месяцев. К 5-летним детям относятся дети в возрасте от 4 лет и 9 месяцев до 5 лет и 3 месяца. К 10-летним относятся дети в возрасте от 9,5 месяцев до 10,5 месяцев.

Возраст вычисляется следующим образом:

Возраст = дата обследования – дата рождения = полное количество лет, месяцев и дней.

Гармоничным считается такое физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту. Если масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют росту, такое развитие считается дисгармоничным.

Гармоничность можно оценить по центильным таблицам.

Интервалы между центилями называются коридорами. Если показатели физического развития (рост, вес, окружность груди) находятся в одном центильном коридоре или соседних, такое развитие называется гармоничным. Например, вес ребенка – выше среднего, рост – выше среднего, окружность груди – средняя.

Если показатели физического развития находятся не в соседних коридорах, т. е. расстояние между ними 1 центильный коридор и более, такое развитие считается дисгармоничным. Например, рост ребенка ниже среднего, а вес – выше среднего.

Третий способ оценки – по таблицам антропометрических стандартов или таблицам сигмальных отклонений.

Возрастные группы в данных таблицах те же.

Также используются параметры нормального распределения Гаусса.

Принцип оценки следующий. Показатели физического развития, находящиеся в интервале от М-1σ до М+1σ называются средними, от М+1 σ до м+2σ – выше среднего, больше, чем М+2σ – высокий. Аналогично в сторону уменьшения: от М-1σ до М-2σ – ниже среднего, меньше, чем М-2σ – низкий.

В таблицах сигмальных отклонений указывается М – средняя арифметическая величина и σ – среднее квадратическое отклонение.

Определить количество сигмальных отклонений можно по формуле:

Фактический показатель – М

σ

Дата добавления: 2014-02-12; просмотров: 9919; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 11148 — | 8285 — или читать все…

Читайте также:

Источник