Оценка физического развития ребенка мезосоматическое

Оценка физического развития ребенка мезосоматическое thumbnail

Автор: Олег Мальцев

Краткое содержание статьи:

В случае, когда вам сообщили, что вы или ваш ребенок мезосоматик – кто это, нормально ли это, что это значит – эти вопросы для вас становятся крайне важными. Это не диагноз, однако для полноценной качественной жизни разобраться в особенностях этого типа конституции человека необходимо.

Мезосоматик – кто это?

Мезосоматик: что это значит?

Все людей модно разделить на три соматотипа в зависимости от их строения тела:

  • Микросоматик;
  • Макросоматик;
  • Мезосоматик.

При определении соматотипа учитываются такие показатели, как:

  1. Рост;
  2. Вес;
  3. Окружности;
  4. Отношение костно-жировой и мышечной ткани;
  5. Телосложение.

Нетрудно понять, что мезосоматик – это нечто среднее между двумя другими соматотипами. Большинство из нас имеют именно среднюю конституцию тела. Такие люди имеют нормальный темп физического развития, среднюю частоту сердечных сокращений и хороший объем легких.

Знать свой соматотип человеку полезно, в первую очередь для того, чтобы правильно подобрать для себя рацион питания и спортивные нагрузки.

Нормальное атлетическое строение тела

Нормы мезосоматика (мезоморфа)

Определить мезосоматический тип сложения человека можно разными способами:

  • Оценить визуально фигуру. Для этого оценивающий должен иметь представление о параметрах мезосоматика;
  • Методом измерения обхвата запястья. Считается, что нормальная величина обхвата запястья 17,5 см. Именно она и относится к параметрам, принадлежащим мезосоматику. В настоящее время ученые сомневаются в достоверности определения строения этим методом;
  • Если рост человека более чем 170см, можно определить его соматотип путем соотношения роста и веса. Для этого необходимо от роста в см отнять 110 см. Если полученный показатель соответствует вашему весу, значит вы мезоморф;
  • Формула определения конституции с учетом возраста:

ВЕС = 50 + 0,75 * (РОСТ – 150) + (ВОЗРАСТ – 20) / 4;

  • Табличным способом, где сравниваются данные роста и веса человека с эталонными показателями типа;
  • С помощью использования различных сложных индексов, описанных в учебниках по физиологии;
  • Показателями склонности организма к отложению и сжиганию жировых запасов.

Таким образом, способов определить свой соматотип много. Начиная от простых, не требующих специального оборудования, заканчивая сложными вычислительными действиями.

Микросоматик, Макросоматик, Мезосоматик

Человек со средней конституцией тела и спорт

Определение конституции человека играет наиболее важную роль в процессе подбора вида спорта. Дело в том, что тип строения напрямую влияет на гибкость, силу, выносливость, скорость и другие спортивные показатели. Во всех видах профессионального спорта существуют физические модельные характеристики.

Определение детей в спортивную секцию следует проводить в соответствии с его строением. От правильного выбора вида спорта для вашего ребенка напрямую зависят его достижения и результаты, а также состояние здоровья и приложенные усилия.

По физиологическим показателям мезоморф хорошо реагирует и на аэробные и на силовые нагрузки. Однако физические нагрузки для них должны соответствовать нескольким правилам:

  • Нагрузка должна быть интенсивной, но вместе с тем короткой. Длительные тренировки, направленные на сжигание жира, мезоморфам не подойдут;
  • Мышцы мезоморфа быстро привыкают к нагрузке, поэтому тренировки должны быть разнообразными;
  • Быстрое восстановление мышц после силовых упражнений позволяет заниматься чаще;
  • Мезоморфы чаще других типов достигают эффекта плато. Для борьбы с этим явлением следует периодически менять вид спорта;
  • Представители среднего типа телосложения склонны к соревновательным видам спорта.

Таким образом, мезосоматик – наиболее подходящий тип строения для физической нагрузки. Тело представителя этого типа хорошо реагирует на физические упражнения для сжигания жира и наращивания мышечной массы.

Особенности питания данного соматипа

Отличительной особенностью этих людей является пониженный уровень выработки гормона кортизола, который отвечает за состояние стресса и повышенный уровень усвояемости белка. Также они обладают достаточным уровнем гормона роста и тестостерона.

Такое сочетание гормонов позволяет человеку достаточно долго не обращать внимания на свой рацион питания и при этом не испытывать проблем с фигурой.

Питание мезоморфа

Особенно опасным является бесконтрольное употребление быстрых углеводов. Из-за них в организме может произойти гормональный сбой, в результате чего начнется быстрое накопление жира, от которого будет очень сложно избавиться в последствии.

Доля жира в рационе мезосоматика не должна превышать 30-35% дневной калорийности. При этом животные жиры в день должны составлять не более 20-30 г. Сложные углеводы можно потреблять без опасения, при этом белка должно быть примерно в три раза меньше, чем углеводов. Такое питание поможет мезоморфу поддерживать свой организм и уровень гормонов в порядке.

Мезосоматик-ребенок

С первого дня своего развития еще в утробе матери, ребенок имеет генетически заложенную формулу строения тела. Во время беременности и младенчества окружающая среда и неблагоприятные условия могут повлиять на генетический соматотип.

Врачи определяют тип строения у детей с помощью центильных таблиц, где основным характеристикам тела присваиваются так называемые коридоры. Средним показателем в таблицах соответствует коридор 4.

У детей используется четыре ключевых измерительных признака:

  1. Рост;
  2. Вес;
  3. Обхват груди;
  4. Окружность головы.

Если в результате определения коридоров сумма показателей варьируется от 11 до 15, значит ваш ребенок принадлежит к среднему типу строения фигуры.

центильная таблица для ребенка

Таким образом, теперь вы знаете что значит термин мезосоматик, кто это такой, каковы основные рекомендации для представителей данного типа. Эти знания помогут вам построить красивую фигуру, поддержать собственное здоровье и найти спортивные увлечения, подходящие именно вам.

Видео: подробнее про мезоморфов

В данном ролике Арсен Морин расскажет про строение тела мезосоматиков, посему им легче всего нарастить мышечную массу:

Источник

18 марта 2011, 15:41

  •  
инфа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНТРОПОМЕТРИИ Оценка длины/роста, массы, окружности груди и головы
  Номер центильного коридора Центильный интервал Оценка показателей 1ДоЗ%Очень низкие 2 3-10%Низкие3 10-25 %Ниже среднего4 25-50 %Средненизкие 5 50-75 %Средневысокие6 75-90 % Выше среднего7 90-97 %Высокие8 Свыше 97 %Очень высокие  Оценка соответствия массы тела росту (оценка питания)
  Номер центильного коридора Центильный интервал Оценка показателей 1 ДоЗ% Резкий дефицит массы по росту2 3-10% Масса недостаточна по росту3 10-25 %Масса ниже среднего но росту4 25-50 % Масса средне-низкая но росту5 50-75 % Масса срсдпсвы-сокая но росту6 75-90 %Масса выше среднего но росту7 90-97 % Масса избыточная но росту8 Свыше 97 %Резкий избыток массы но росту Оценка гормоничности физического развития Гармоничность физического развития ребенка определяется по максимальной разности между номерами коридоров центильной шкалы после оценки показателей роста, массы тела (по возрасту) и окружности груди. Заключение: 0-2 развитие гармоническое
3 развитие дисгармоническое
4-7 развитие резко дисгармоническое Оценка соматотипа Соматотип определяется только при условии гармонического развития ребенка. Оценка соматотипа проводится по сумме номеров центильных коридоров после оценки роста, массы (по возрасту) и окружности груди. Заключение: 3-10 микросоматический тип телосложения, «физическое развитие ниже среднего» 
11-16 мезосоматический тип телосложения, «физическое развитие среднее»
11-13 «мезомикросоматический тип»
14-16 «мезомакросоматический тип»
17-24 макросоматический тип телосложения, «физическое развитие выше среднего» Прогнозирование окончательного роста ребенка Родителям всегда интересно, унаследует ли ребенок их рост, насколько он окончательно вырастет. Ученые уже давно предпринимают попытки рассчитать конечный рост ребенка, основываясь на росте его отца и матери. Приводим некоторые тесты, получившие наибольшее подтверждение. 1. Исходя из среднего роста родителей рост ребенка к периоду его завершения (18-19 лет) будет составлять:
для мальчиков (рост папы + рост мамы): 2 + 5 см;
для девочек (рост папы + рост мамы): 2 — 5 см. Такой расчет можно сделать для ребенка любого возраста. Для этого необходимо найти дентальную зону для вычисленного ожидаемого конечного роста’по росту родителей на шкале дентального распределения длины тела в последней строке таблицы. Эта дентальная зона наиболее вероятна для нормального роста ребенка после 2 лет, если он унаследовал гены роста родителей. 2. По формулам Таннера исходя из роста ребенка в 3 года: окончательный рост для мальчиков 1,27 х рост в 3 года + 54,9 см; окончательный рост для девочек 1,29 х рост в 3 года + 42,3 см. 3. По таблицам, разработанным учеными Гарн и Роман, можно найти средний наиболее вероятный рост для ребенка любого возраста исходя из полуроста его родителей (табл. 9,10). 4. По данным костного возраста. Этот тест проводится по специальному назначению врача, когда необходимо определить биологический возраст ребенка. Для этого выполняют рентгеновские снимки костей лучезапястного сустава и по специальным таблицам и формулам рассчитывают конечный рост ребенка.

Средние величины длины тела мальчиков в связи со средним ростом их родителей по S. M. Garn и С. G. Rohmann 
 

https://www.medikov.net/det_bol/002.html

Источник

Измерение длины
тела детей у детей первых 2 лет
осуществляется с использование
горизонтального ростомера. Ребенка
укладывают на поверхность ростомера
прижимая голову к его неподвижной
планке. Следят, чтобы руки и ноги
испытуемого были максимально вытянуты,
а голова установлена в таком положении,
что линия, соединяющая наружный угол
глаза и верхний край козелка уха, была
перпендикулярна плоскости ростомера.
Затем подвижную планку ростомера
придвигают к пяткам ребенка и считывают
показания.

Старшие дети
измеряются на вертикальном ростомере
в положении стоя. Следует следить, чтобы
в процессе измерения ребенок касался
стойки ростомера областью лопаток,
крестца и пятками, а голова установлена
в таком положении, что линия, соединяющая
наружный угол глаза и верхний край
козелка уха, была перпендикулярна стойке
ростомера. После чего подвижную планку
ростомера опускают к голове ребенка и
считывают показания.

Для измерения
массы тела ребенка первого года жизни
используются механические чашечные
или специальные электронные весы,
которые перед началом измерения следует
установить на «ноль» вместе с положенной
на чашку весов пеленкой. После чего,
выполняется взвешивание и считываются
показания.

Старшие дети
взвешиваются на механических весах
типа «Фербенкс», которые перед началом
измерения следует установить на «ноль»
с помощью противовесов и закрыть стопор.
Ребенок устанавливается в центр подвижной
платформы весов, после чего открывается
стопор и производится взвешивание,
путем уравновешивания шкалы с помощью
подвижных грузов.

Окружность головы
измеряют в вертикальном положении
ребенка наложением сантиметровой ленты,
сзади по наиболее выступающей точке
затылочной кости, а спереди по надпереносью.

Окружность груди
измеряется трижды: на высоте вдоха и
выдоха, а также при спокойном дыхании,
после чего вычисляется среднее значение.
Сантиметровую ленту накладывают сзади
под нижними углами лопаток, спереди по
уровню верхнего края околососковых
кружков (у девочек подростков над
молочными железами).

У детей грудного
возраста это измерение производится в
положении лежа.

Перцентильный метод оценки физического развития

Данный метод
подразумевает использование центильных
таблиц основных антропометрических
показателей ребенка.

Таблица представляет
собой процентное распределение того
или иного признака в различные возрастные
отрезки выполненное на популяционном
или субпопуляционном материале.

Полученная, таким
образом, таблица содержит столбцы
числовых значений признака (центильные
ряды) соответствующие 3, 10, 25, 75, 90, 97
процентам распределения. Промежутки
между центильными рядами называются
центильными коридорами и обозначаются
соответствующими цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и
7.

Каждый из коридоров
имеет свой вариант оценки признака:

  • Первый – очень
    низкие величины;

  • Второй — низкие
    величины;

  • Третий – величины
    ниже среднего;

  • Четвертый –
    средние;

  • Пятый – выше
    среднего;

  • Шестой – высокие;

  • Седьмой – очень
    высокие величины.

Таким образом,
определяется оценка каждого
антропометрического признака, причем,
общий уровень физического развития
определяется по показателю длины тела.

Например, длина
тела попадает в 4 центильный коридор,
следовательно, уровень физического
развития «средний».

Кроме уровня
развития следует определять соматотип
ребенка.

Он рассчитывается
путем сложения номеров центильных
коридоров трех антропомерических
показателей- длины и массы тела и
окружности грудной клетки.

При
сумме баллов менее 11 ребенок относится
к микросоматическому соматотипу, 11 –
15 – мезосоматическому, более 15 –
макросоматическому
,
что чаще всего, соответствует или
является отклонениями от среднего
уровня физического развития.

Заключительной
фазой оценки физического развития
ребенка является определение гармоничности
развития.

Она проводится на
основании вычисления максимальной
разности между номерами двух центильных
коридоров.

Если
эта разность не превышает 1
– физическое развития можно считать
гармоничным, 2 – дисгармоничным, 3 и
более – резко дисгармоничным
.

Таким образом,
формулировка типичного заключения о
состоянии физического развития ребенка
с помощью перцентильного метода может
выглядеть так:

Физическое
развитие среднее, мезосоматический
соматотип, гармоничное.

  1. Учебно-методический
    материал:

Соседние файлы в папке Для преподавателей

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Оценка основных
антропометрических данных эмпирическим
методом

Метод оценки
физического развития предусматривает
сравнение антропометрических данных
ребенка с величинами, вычисленными с
помощью эмпирических формул (табл. 4,
5).

Таблица 4

Эмпирические
формулы для расчета антропометрических
данных у детей 1 года жизни (Мазурин
А.В., Воронцов И.М., 1999)

Определяемый
признак

Способ
расчета

Длина
тела

Длина тела
6-тимесячного ребенка равна 66 см

На каждый
недостающий месяц вычитается по 2,5
см

На
каждый месяц свыше 6 прибавляется по
1,5 см

Масса
тела

Масса тела в 6
месяцев равна 8000 г

На каждый месяц
до 6 вычитается по 800 г

На
каждый месяц свыше 6 прибавляется по
400 г

Окружность
груди

Окружность груди
в 6 месяцев составляет 45 см

На каждый
недостающий месяц вычитается по 2 см

На
каждый месяц свыше 6 прибавляется по
0,5 см

Окружность
головы

Окружность
головы в 6 месяцев составляет 43 см

На каждый месяц
до 6 вычитается по 1,5 см

На
каждый месяц свыше 6 прибавляется по
0,5 см

Необходимо отметить,
что допустимые колебания для любого
количественного показателя могут быть
в пределах одного возрастного интервала.
Обязательным условием для использования
данного метода оценки физического
развития является изначальная оценка
уровня роста. При любых нарушениях роста
ориентировочный расчет долженствующей
массы тела, окружности груди, окружности
головы проводят на соответствующий
длине тела возраст.

Таблица 5

Эмпирические
формулы для расчета антропометрических
данных у детей старше года (Мазурин
А.В., Воронцов И.М., 1999)

Определяемый
признак

Способ
расчета

Длина тела

(от
1 до 6 лет)

Длина тела
ребенка 4 лет равна 100 см

На каждый
недостающий год вычитается по 8 см

На
каждый год свыше 4 прибавляется по 7
см

Длина тела

(свыше
6 лет)

Длина тела
ребенка 8 лет равна 130 см

На каждый
недостающий год вычитается по 7 см

На
каждый год свыше 8 прибавляется по 5
см

Масса тела

(от
1 до 12 лет)

Масса тела в 5
лет равна 19 кг

На каждый год
до 5 вычитается по 2 кг

На
каждый год свыше 5 прибавляется по 3
кг

Масса тела

(свыше
12 лет)

Определяется
по формуле 5 х n
– 20 кг,

где
n
– возраст в годах

Окружность
груди

Окружность груди
у ребёнка в 10 лет равна 63 см

На каждый год
до 10 лет вычитается по 1,5 см

На
каждый год свыше 10 лет прибавляется
по 3 см

Окружность
головы

Окружность
головы в 5 лет равна 50 см

На каждый год
до 5 лет вычитается по 1 см

На
каждый год свыше 5 лет прибавляется
по 0,6 см

Пример оценки
физического развития по формулам
Воронцова И.М.:

Иванов С., 3 года

Рост – 97 см, масса
тела – 16 кг, окружность груди – 52 см,
окружность головы – 48,5 см.

Фактический рост
ребенка 97 см., по формуле – 110 см. рост
ребенка в 5 лет, на каждый недостающий
до 5 лет рост вычитают 8 см (8*2=16 см.),
110-16=94 см. разность между фактическим
ростом и долженствующим 97-94=3 см., что
входит в границы 1 возрастного интервала
(8 см) для данного возраста – значит
показатель роста средний.

Фактическая масса
ребенка 16 кг., по формуле – 19 кг. Масса
ребенка в 5 лет, на каждый недостающий
до 5 лет вычитают 2 кг (2*2=4 кг), 19 – 4 =15 кг.
Разность между фактической массой и
долженствующей16-15 равна 1 кг, что входит
в границы 1 возрастного интервала (2 кг)
для данного возраста – значит показатель
массы средний.

Показатели роста
и массы не выходят за границы одного
возрастного интервала по среднему
значению, т.е. масса соответствует росту.

Окружность груди
ребенка 52 см, по формуле – 63 см. Окружность
груди в 10 лет, на каждый недостающий год
вычитают по 1,5 см. (1,5*7=10,5), 63-10,5 =52,5 см.
Разность между фактической окружностью
груди и долженствующей 52,5-52=0,5 см, что
входит в границы 1 возрастного интервала
(1,5 см) для данного возраста – значит
показатель груди средний.

Окружность головы
ребенка 48,5 см, по формуле -50 см. Окружность
головы в 5 лет, на каждый недостающий
год вычитают по 1 см (1*2=2 см), 50-2=48 см.
Разность между фактической окружностью
головы и долженствующей 48,5-48=0,5 см, что
входит в границы 1 возрастного интервала
(1 см) для данного возраста – значит
показатель окружности головы – средний.

Заключение:
физическое развитие среднее, гармоничное,
пропорциональное.

Существуют формулы
для расчета долженствующих показателей
массы тела детей относительно роста
(табл. 6).

Таблица 6

Эмпирические
формулы для расчета долженствующей
массы тела (по росту)

Определяемый
признак

Способ расчета

Масса тела по
длине тела плода 25-42 недели гестации

Плод с длиной
тела 40 см имеет массу 1300 г

На каждый
недостающий 1 см длины тела масса
уменьшается на 100 г

На каждый
дополнительный 1 см длины тела масса
увеличивается на 200 г

Масса тела по
длине тела ребёнка первого года жизни

При длине тела
66 см масса составляет 8200 г

На каждый
недостающий 1 см длины тела масса
уменьшается на 300 г

На каждый
дополнительный 1 см длины тела масса
увеличивается на 250 г

Масса тела по
длине тела ребёнка старше года

При длине тела
125 см масса составляет 25 кг

На каждые
недостающие до 125 см 7 см вычитается
2 кг, на каждые дополнительные 5 см
прибавляется по 3 кг, а в пубертатный
период – по 3,5 кг

После
определения долженствующей массы тела
для данного роста необходимо рассчитать
процент дефицита массы тела, в соответствии
с которым можно определить степень
гипотрофии у ребёнка.

Определение
процента дефицита массы тела по сравнению
с долженствующей, рассчитанной по
эмпирической формуле:

(ФМ-ДМ)/ДМ=-%

ФМ
— фактическая масса тела

ДМ
— долженствующая масса тела

-%
— процент дефицита массы тела по
сравнению с долженствующей

При оценке
адекватности питания ребёнка, то есть,
соответствия пищевых рационов
физиологическим потребностям и
возможностям детского организма,
необходимо, в первую очередь, ориентироваться
на массо-ростовое соотношение.
Массо-ростовое
соотношение
определяет прогноз развития недостаточности
питания.

Массо-ростовое
соотношение

МРС = фактическая
масса тела (кг): идеальная масса тела
(для данного роста, кг) х 100%.

При показателе
МРС более 80% — риск отсутствует,

70—80% — имеется
средний риск,

менее 70% — имеется
выраженный риск развития недостаточности
питания.

Оценка физического
развития методом сигмальных отклонений

Таблицы сигмальных
отклонений содержат показатели роста
для каждого возраста, которые сгруппированы
по величине сигмальных отклонений на
5 групп:

Низкий – от М-2δ
и ниже

Ниже среднего –
от М-1δ до М-2 δ

Средний – от М-1δ
до М+1δ

Выше среднего –
отМ+1δ до М+2δ

Высокий – отМ+2δ
и выше.

Отклонения
антропометрических признаков в пределах
1δ рассматриваются как варианты нормы
для данного признака.

Если масса тела
соответствует данному росту, т.е.
колебания этих признаков не выходят за
пределы 1δ, то физическое развитие
исследуемого можно считать гармоничным,
если нет – дисгармоничным. Необходимо
учитывать описательные признаки
физического развития и в каждом конкретном
случае указывать за счет чего отмечается
дисгармоничное развитие.

Пример оценки
физического развития:

Иванов С., 7 лет

Рост – 126 см

Масса тела – 26 кг

Фактический рост
ребенка 126 см, средний рост мальчика 7
лет по таблице сигмальных отклонений
– 123,8 см. одна сигма для данного возраста
– 5,5. Разность между фактическим ростом
и долженствующим 126-123,8 равна 2,2 см, что
составляет менее одной сигмы (2,2:5,5=0,39
сигмы), значит показатель роста средний.

Фактическая масса
ребенка 26 кг, средняя масса мальчика 7
лет по таблице сигмальных отклонений
– 24,92 кг. Одна сигма для данного возраста
– 4,44. Разность между фактической массой
и долженствующей 26-24,92 равна 1,08 кг, сто
составляет менее одной сигмы (1,08:4,44=
0,24 сигмы), значит показатель массы
средний.

Показатели роста
и массы не выходят за границы 1 сигмы,
т.е. масса тела соответствует росту –
развитие гармоничное.

Оценка физического
развития центильным методом

Оценку
антропометрических показателей проводят
по таблицам центильного типа. Центильные
распределения наиболее строго и
объективно отражают распределение
признаков среди здоровых детей.
Практическое использование этих таблиц
исключительно удобно и просто.

Колонки центильных
таблиц показывают количественные
границы признака у определенной доли
или процента (центиля) здоровых детей
данного возраста и пола. Интервалы между
центильными колонками (зоны, коридоры)
отражают тот диапазон разнообразия
величин признака, который свойственен
или 3% (зона от 3-го до 10-го или от 90-го до
97-го центиля), или 15% (зона от 10-го до 25-го
или от 75-го до 90-го центиля), или 50% всех
здоровых детей возрастно-половой группы
(зона от 25-го до 75-го центиля).

Каждый измерительный
признак (рост, масса тела, окружность
груди) может соответственно быть помещен
в «свою» область или коридор
центильной шкалы в соответствующей
таблице. Никаких расчетов при этом не
производится. В зависимости от того,
где расположен этот коридор можно
формулировать оценочное суждение и
принимать врачебное решение.

— зона 1 (до 3-го
центиля) – «очень низкий» уровень;

— зона 2 (от3-го до
10-го центиля) – «низкий уровень»;

— зона 3 (от 10-го до
25-го центиля) – уровень «ниже среднего»;

— зона 4 (от 25-го до
75-го центиля) – «средний» уровень;

— зона 5 (от 75-го до
90-го центиля) – уровень «выше среднего»;

— зона 6 (от 90-го до
97-го центиля) — «высокий» уровень;

— зона 7 (от 97-го
центиля) – «очень высокий» уровень.

Понять, что такое
центильная шкала, например роста, можно
на следующем примере. Представьте себе
100 детей одного возраста и пола,
выстроившихся в шеренгу по росту от
самого маленького до самого высокого
(рис.). Рост первых трех детей оценивается
как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий,
10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний,
75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и
последних трех ребят — очень высокий.

Оценка физического развития ребенка мезосоматическое

Процентное
распределение детей по росту

Такие
же шкалы можно составить и для остальных
показателей.

Оценка физического развития ребенка мезосоматическое

Процентное
распределение детей по весу

Оценка физического развития ребенка мезосоматическое

Процентное
распределение детей по окружности груди

Оценка физического развития ребенка мезосоматическое

Процентное
распределение детей по окружности
головы

Определение
гармоничности развития проводится на
основании тех же результатов центильных
оценок. В случае если разность номеров
областей между любыми двумя из трех
показателей не превышает 1, можно говорить
о гармоническом развитии, если эта
разность составляет 2 — развитие ребенка
следует считать дисгармоничным, а если
разность составляет 3 и более — налицо
резко дисгармоничное развитие.

По результатам
центильных оценок выделяют следующие
три; соматотипа: микросоматический,
мезосоматический и макросоматический.
Отнесение ребенка к одному из этих
соматотипов производится согласно
сумме номеров «коридоров» центильной
шкалы, полученных для длины тела
окружности грудной клетки и массы тела.
При сумме баллов до 10 ребенок относится
к микросоматическому типу (физическое
развитие такого ребенка оценивается
как ниже среднего), при сумме от 11 до 15
баллов — к мезосоматическому (физическое
развитие среднее), при сумме от 16 до 21
-к макросоматотипу (физическое развитие
выше среднего).

Пример оценки
физического развития:

Иванов С., 10 лет

Рост-135 см – среднее
значение

Масса тела — 45 кг
– высокое значение. Избыток массы 50%

Окружность грудной
клетки – 75 см – высокое значение

Окружность головы
– 53,5 см – среднее значение

Заключение:
Физическое развитие ребенка среднее,
дисгармоничное (за счет повышенного
жироотложения), ожирение III
степени.

Оценка физического
развития с помощью индексов физического
развития.

Оценка
антропометрических данных методом
индексов физического развития в настоящее
время представляет в основном исторический
интерес, поскольку цифровые значения
индексов в различные возрастные периоды
трудно систематизировать, что, в целом
лишает метод универсальности. Тем не
менее, в практическом здравоохранении
в оценке упитанности используется ряд
индексов.

Наиболее широкое
распространение получил метод оценки
питания
по соответствию массы тела ребенка его
длине тела. Примером тому может служить
массо-ростовой индекс Кетле-I, который
используется в периоде новорожденности
и отражает пренатальное состояние
питания.
Снижение массо-ростового индекса —
свидетельство пренатальной гипо­трофии.

Масса
тела при рождении (гр) / длина (см)

Рассчитывается
как отношение массы тела (гр) при рождении
к его длине (см) (при нормотрофии величина
индекса составляет 60–70).

Для оценки
упитанности и пропорциональности детей
пользуются вычислением ряда индексов,
к которым относятся: индекс упитанности
Чулицкой, вычисляемый по формуле — 3
окружности плеча+окружность бедра+
окружность голени-рост; все показатели
в сантиметрах. У новорожденных в норме
он равен 12-18 см, к году постепеннно
увеличивается до 24-25, в 2-3 года — около
20 см.

Индекс Эрисмана
вычисляется по формуле: окружность
груди -полурост в сантиметрах. У
новорожденного он равен 8-10 см, к году
увеличивается до 11-13 см, в 2-3 года- 6-9 см,
в 5-6 лет около 0.

Индекс Бругша
вычисляется по формуле: Окружность
грудной клетки (см) умноженная на 100 и
деленная на рост стоя в см. У новорожденных
и детей до года он равен 68-65, в 2-3 года —
65-63 см, в 6-7 лет — 63-53 см.

Индексы Эрисмана
и Бругша позволяют судить о пропорциональности
развития грудной клетки по отношению
к росту. Снижение этих индексов
свидетельствует об отставании темпов
роста грудной клетки, а повышение
индексов — об избыточной упитанности
ребенка.

Один из индексов
пропорциональности очень легко может
быть применен родителями дома при
решении вопроса, пора или нет отдавать
ребенка в школу. Это так называемый
филиппинский тест: ребенка просят
попытаться достать рукой через макушку,
не наклоняя головы, кончик противоположного
уха. Если ребенок не может дотянуться
до уха, значит, его мозг еще не созрел
для того, чтобы усваивать учебную
программу (рис. 13). Если к тому же у малыша
не прорезалось ни одного постоянного
зуба, родителям следует серьезно
подумать, следует ли снаряжать сына или
дочь в первый класс. Для таких детей
школьная нагрузка, скорее всего, окажется
непосильной, что повлечет возникновение
проблем со здоровьем.

Оценка физического развития ребенка мезосоматическое

Рис.
13. Филиппинский тест.

В пубертатном
периоде изменения массы тела происходят
не столько за счет нарастания жировой
ткани, сколько за счет увеличения, в
первую очередь, костной и мышечной
массы. Поэтому оценка питания
у пациентов препубертатного и пубертатного
возраста по центильному распределению
массы тела относительно его длины
является некорректной. В таких случаях
адекватность
питания
можно оценивать сообразно принятым во
взрослой практике коэффициентам, в
частности — по индексу массы тела (ИМТ)
или индексу Кетле-II.

Масса
тела (кг) / квадрат длины тела (м²)

Индекс массы тела
(индекс Кетле-II) представляет собой
отношение массы тела (в килограммах) к
квадрату длины тела (в метрах).
Рассматриваемый индекс широко используют
для оценки состояния питания
в терапии и аку­шерстве. По мнению
ведущих отечественных педиатров
[ВоронцовИ.М., Мазурин А. В., 2001], индекс
Кетле-II должен найти широкое распространение
в подростковом возрасте (приложение).

Заключение о
состоянии питания
по индексу Кетле-II выносят аналогично
общим подходам использования
непараметрического метода. При определении
индекса в зоне от 25-го до 75-го центиля
констатируют «достаточное» питание
ребенка. О «низком» («очень низком»)
состоянии питания
говорят, когда показатель индекса массы
тела находится в зоне ниже 10-го (3-го)
центиля соответственно, а о «высоком»
(«очень высоком») состоянии питания
— в зоне выше 90-го (97-го) центиля
соответственно. При величинах индекса,
соответствующих 10–15 или 75–90 центильным
интервалам, можно говорить о «пограничном»
состоянии питания
(ниже или выше среднего), требующего
пристального динамического наблюдения
врача.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник