Оценка физического развития ребенка методические рекомендации
- Авторы
- Файлы
Гачегов М.А.
1
Мерзлова Н.Б.
1
Сивакова Л.В.
1
1 Пермский ИПК РЗ
В пособии представлены современные подходы в оценке физического развития детей и подростков. Физическое развитие – один из основных показателей здоровья ребенка. Само понятие «физическое развитие» в отечественной литературе трактуется достаточно широко и не всегда однозначно – от понятия физического совершенства в спортивно-педагогической лексике до отражения только морфофункциональных, естественно-биологических свойств организма в узко медицинском смысле.
На физическое развитие детей оказывает влияние множество факторов, среди которых следует выделить: генетические, социально-бытовые, экологические, экономические, климатогеографические. В различные возрастные периоды влияние генетической программы и факторов внешней среды на физическое развитие неодинаково.
В представленных методических рекомендациях, ориентированных прежде всего на начинающего врача первичного звена здравоохранения, предпринята попытка унифицировать подходы в клинической оценке параметров физического развития у детей и подростков, разработать алгоритм действия педиатра и, наконец, преодолеть терминологический барьер.
В широкой практике рекомендуется использовать как обязательные показатели физического развития – антропометрические данные длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей раннего возраста и окружность головы, форма грудной клетки, форма ног, стопы, осанка, так и дополнительные – толщина жировой складки в 4-х точках, определение жировой массы, форма живота и другие. В настоящем руководстве представлена схема оценки физического развития на основании базисных параметров с определением гармоничности развития.
Не уменьшая значимость существующих параметрических методов исследования физического развития (метод сигмальных отклонений, шкалы регрессии), мы рассматриваем решение данной проблемы с позиций использования таблиц центильного типа – методики, получившей в последнее время, благодаря своей простоте и информативности, наиболее широкое распространение особенно при массовых обследованиях детей.
Приложения содержат эмпирические формулы оценки антропометрических данных, а также отрезные точки центильного распределения уровня систолического и диастолического давления у детей и подростков.
Рекомендации предназначены для медицинских работников первичного звена здравоохранения, дошкольных и школьных образовательных учреждений и слушателей системы дополнительного профессионального образования.
Библиографическая ссылка
Гачегов М.А., Мерзлова Н.Б., Сивакова Л.В. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 6. – С. 98-98;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5210 (дата обращения: 23.03.2020).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад компенсирующего вида № 15 «Мальвина»
г. Балаково Саратовской области
Методические рекомендации
по оценке физического развития дошкольников
Инструктор по физической культуре: Чернова М.С.
Балаково, 2013 г.
Физическое развитие — важный показатель состояния здоровья
детей, который характеризуется совокупностью морфологических
и функциональных параметров, обусловленных наследственными
факторами и условиями окружающей среды.
К наследственным факторам относят тип конституции, индивидуаль-
ные особенности центральной нервной системы, интенсивность обмена
веществ и некоторые другие. Эти факторы оказывают большое влияние
на темп физического развития.
К неблагоприятным факторам внешней среды можно отнести особен-
ности жилищно-бытовых условий, недостаток кислорода, недосыпание,
неудовлетворительное питание, особенности климата, неправильный
режим дня, ограничения двигательной активности и др. В связи с этим
уровень физического развития детей принято считать не только ярким
показателем их здоровья, но и показателем условий их жизни и вос-
питания.
Оценивают физическое развитие по следующим показателям:
1) длина и масса тела, окружность головы и грудной клетки;
2) пропорциональность развития тела;
3) выносливость и работоспособность;
4) степень развития подкожно-жирового слоя, мускулатуры, мышечного тонуса.
Физическое развитие человека закономерно меняется в течение жиз-
ни. Показатели массы и длины тела нарастают неравномерно не только
в разные возрастные периоды, но и в разные сезоны. У детей более
интенсивное нарастание массы тела наблюдается в конце лета и осенью,
в меньшей степени весной и в начале лета. Это объясняется улучшени-
ем обмена веществ из-за увеличения времени пребывания детей на
свежем воздухе, большей двигательной активностью, разнообразным
питанием с включением достаточного количества свежих овощей и
фруктов. Темп увеличения длины тела более выражен весной и в на-
чале лета, когда усиленная ультрафиолетовая радиация повышает
фосфорно-кальциевый обмен и способствует интенсивному росту
костей.
Индивидуальная оценка физического развития проводится путем со-
поставления антропометрических показателей ребенка с региональными
стандартами. Это позволяет выявлять отклонения в физическом раз-
витии детей, а также оценить динамику их физического развития.
Использование стандартизированных нормативов дает возможность
провести также и групповую оценку физического развития детей. Для
этого на основе индивидуальных показателей рассчитываются средние
значения физического развития возрастной группы.
Большое значение метод групповой оценки имеет при определении степени эффективности различных физкультурных технологий, используемых в дошкольном учреждении.
В обычной практике дошкольных образовательных учреждений
используются стандартные таблицы физического развития детей.
В них указываются возрастные показатели массы и длины тела и
допустимые отклонения.
Использование данных таблиц требует отнесения
обследуемого ребенка к определенной группе: большой, средний, ма-
ленький, — поскольку в пределах одного возраста дети различаются по
длине тела. Для этого следует вычислить рост ребенка, когда он станет
взрослым, так как интенсивность увеличения длины тела и ее оконча-
тельные размеры генетически обусловлены. Для расчетов используют
показатели длины тела родителей.
По массе тела ребенка мы можем судить о степени развития костной и мышечной систем. Она также генетически обусловлена, но зависит от
факторов внешней среды (например, от физической нагрузки, характера
питания
Задержка или превышение массы тела и особенно отрицательные сдвиги в массе тела, как утверждают исследователи, свидетельствуют о неблагоприятных изменениях физического развития и требуют принятия мер, в частности, рационализации двигательного режима. При грамотно построенном процессе физического воспитания подобные искажения (если они не связаны с эндокринными и другими заболеваниями) легко корректируются. Учитывая сезонную динамику увеличения длины и массы тела, можно судить о том, как гармонично развиваются воспитанники, а также и о том, каким образом это связано с осуществляемой в дошкольном учреждении оздоровительной деятельностью.
Другим важным показателем физического развития является пропор-
циональность развития тела. Для ее определения в практике дошколь-
ного учреждения используют индекс Пинье. Таблица 2
Данные физического развития необходимы воспитателю для того, чтобы определить количество гармонично развивающихся детей в группе, темпы физического развития которых соответствуют норме. Задержка или отсутствие изменений соматических размеров тела и особенно отрицательные сдвиги в массе тела свидетельствуют о неблагоприятных
изменениях физического развития и требуют принятия мер рационализации двигательного режима.
Уровень физического развития детей принято считать не только ярким показателем их здоровья, но и показателем условий их жизни и воспитания.
Таблица1
Таблица2
Литература:
Методический журнал для педагогов детского сада «Дошкольное образование» выпуск №15 октябрь 2011 г. Методы диагностики
физического развития детей с. 23–30
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 11 «Родничок» г. Тихорецка, муниципального образования Тихорецкий район
Методические рекомендации
по развитию физических качеств и оценке физической подготовленности детей дошкольного возраста.
Районное методическое объединение
инструкторов по физической культуре
дошкольных образовательных учреждений.
Составила:
Инструктор по физической культуре:
Девянина Ирина Юрьевна
г. Тихорецк
2014г
Дошкольное учреждение должно создать условия для эффективного развития каждого ребёнка независимо от уровня двигательной подготовленности и группы здоровья. Решение данной задачи требует выбора оптимальных вариантов развития потенциала физической дееспособности каждого ребёнка, с учётом физических способностей и личностных качеств, а также выявления физической подготовленности дошкольников, с помощью тестов помогающих определить уровень развития у детей дошкольного возраста физических качеств и сформированности двигательных навыков.
В данном пособии приводятся ориентировочные показатели физической подготовленности детей 5-7, а также комплексы упражнений способствующих повышению уровня развития двигательных качеств.
Содержание:
1. Введение………………………………………………………………………………3
2. Планирование работы по подготовке к диагностике………………………………4
3. Диагностика физической подготовленности дошкольников………………………5
4. Диагностические графики и схемы………………………………………………….7
5. Используемая литература……………………………………………………………10
Введение.
Спорт занимает всё более значительное место в современной системе физического воспитания. Высокие показатели, достигнутые спортсменами в раннем возрасте, общая тенденция к омоложению спорта, рост спортивных результатов на мировой арене обуславливают пересмотр установившихся взглядов на подготовку спортсменов. Учитывая современные тенденции в спорте, где особую роль приобретают эффективность и качество управления тренировочным процессом, можно говорить о необходимости обоснования подготовки будущих спортсменов начиная уже с детского сада.
Дошкольное учреждение должно создать условия для эффективного развития каждого ребёнка независимо от уровня двигательной подготовленности и группы здоровья. Решение данной задачи требует выбора оптимальных вариантов развития потенциала физической дееспособности каждого ребёнка, с учётом физических способностей и личностных качеств, а также выявления физической подготовленности дошкольников, с помощью тестов помогающих определить уровень развития у детей дошкольного возраста физических качеств и сформированности двигательных навыков.
Для успешного решения этих задач существует ряд программ как комплексных, так и парциальных, по физическому воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях. Несмотря на то, что программы отличаются друг от друга по своей структуре, общим для них является то, что содержание раздела «Физическое воспитание» базируется на основе «Программы…» под редакцией М.А. Васильевой.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» подготовлена на основе «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, разработана НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В программе предусматривается охрана и укрепление здоровья ребёнка, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности. Программа охватывает все возрастные группы, для каждой из них чётко обозначены задачи физического воспитания:
— развития двигательных умений и навыков;
— перечень основных движений;
— общеразвивающих и спортивных упражнений,
— подвижных игр.
Предусмотрено последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств, пространственной ориентировке, равновесия. Несмотря на то, что программа имеет чёткую структуру и подробное содержание, она имеет ряд недостатков: занятия подчинены жёсткой методике проведения, показатели физической
подготовленности не учитывают уровни физического развития и состояния здоровья детей.
Программа «Детство», авторы Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина, осуществляет задачи укрепления физического и психического здоровья ребёнка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры.
Основной интерес к программе представлен в разделе «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» начинается с физиолого-психолого-педагогической характеристики детей дошкольного возраста и состоит из двух частей:
1. Освоение основ гигиенической культуры (для детей 3-4 года жизни), приобщение к гигиенической культуре (для детей 5-7 года жизни);
2.Овладение основами двигательной культуры (3-4 года), приобщение к двигательной культуре (5-7 лет).
Во второй части программы представлены задачи физического воспитания детей дошкольного возраста;
— 3 —
— перечень общеразвивающих и спортивных упражнений,
— ритмических движений,
— содержание физических упражнений (строевые, основные виды, игры, спортивные упражнения).
Степень усвоения программы определяется в каждой возрастной группе по уровню сформированности представлений и практических умений в области гигиенической культуры и уровню сформированности двигательной культуры.
Отличительной особенностью программы является то, что в ней выделены три уровня
усвоения детьми содержания программы. Это позволяет педагогу дифференцировать нагрузку для детей с низким, средним и высоким уровнем физической подготовленности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы о том, что каждая из программ дошкольного образования содержит обязательный стандарт содержания дошкольного образования по разделу физическая культура, но не содержит перечня рекомендаций по подготовке и проведению диагностических тестов. А ведь своевременная и углублённая диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств у ребёнка, а также определить степень соответствия возрастным нормам. Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного развития и определить необходимые средства и методы физического воспитания, даёт возможность определить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приёмы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.
Для достижения этих целей можно использовать различные диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме.
Планирование работы по подготовке
к диагностированию.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
указывается необходимость разработки нормативов физической подготовленности различных категорий населения (статья 6. п. 6) и внедрение в учебный процесс дошкольных образовательных учреждений обязательных для выполнения детьми дошкольного возраста нормативных требований (статья 6, п.7). Дошкольное учреждение должно создать условия для эффективного развития каждого ребёнка независимо от двигательной подготовленности и группы здоровья.
Физическими (двигательными) качествами называют отдельные, качественные
стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость.
С целью повышения уровня развития физических качеств, в структуру физкультурного занятия необходимо включать следующие упражнения:
1. Для развития быстроты движений:
— общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, требующие быстрого движения, реакции на определённый сигнал спрятать предмет за спину или сделать хлопок…,
— 4 —
— различные способы ходьбы и бега с резкими поворотами или сменой направления,
— подвижные игры с правилами: догнать кого-то, успеть остановиться, убежать от кого-
-то, впрыгнуть в обруч…,
-езда на велосипеде: медленно, быстрее, быстро,
— игры с мячом, обручем в движении.
Упражнения для развития ловкости:
— общеразвивающие упражнения с мелкими предметами, когда нужно их перекладывать
из одной руки в другую,
— ходьба и бег между предметами,
— движения, рассчитанные на осторожность, точность / «пролезь не задев», пройди по
узкой тропе./,
— игры, предусматривающие правила не сталкиваться друг с другом,
— применение необычных исходных положений: стоя на коленях, сидя спиной вперёд и
т.д.,
-быстрая смена положений: сесть, встать, лечь,
— смена видов выполнения движения: метание сверху, снизу, сбоку…
Упражнения на развития силы:
— упражнения с длинным шестом, канатом,
— с отягощёнными предметами /мешочки с песком, набивные мячи/,
— ползанье по-пластунски,
— влезание на гимнастическую стену,
— метание предметов вдаль,
— ходьба на руках по «рукоходу».
Упражнения на выносливость:
— походы на территории ДОУ и за его пределы с дозированной нагрузкой,
— бег с заданиями,
-медленный бег на заданную дистанцию/ от 200 до 500 метров/.
Рекомендуемый материал целесообразно включать в занятия, планируемые в течение года, а также предлагать воспитателям для дополнительного
использования при проведении туристических прогулок, занятий на свежем воздухе, самостоятельной двигательной активности дошкольников.
Диагностика физического развития
дошкольников.
Определяя уровень физических качеств, следует помнить, что чем младше дети, тем более интегрировано проявляется моторная одарённость. По мере роста и развития двигательные способности дифференцируются. У детей 4-6 лет основные компоненты структуры двигательных способностей тесно взаимосвязаны между собой, поэтому оценить каждый из них в относительно «чистом» виде практически невозможно. В этой связи тесты лишь условно характеризуют проявление быстроты, силы, ловкости и выносливости.
Для определения у дошкольников уровень физической подготовленности используются следующие тесты:
-5-
1. Бег на 10 метров с хода /3-4 лет/.
(тест позволяет оценить скоростные качества ребёнка реакцию).
На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (6-7м от неё) ставится ориентир (яркий предмет), для того чтобы ребёнок пере-
секая линию финиша не сделал резкой остановки. Предлагаются 2 попытки, между которыми 5 минут отдыха, наилучший результат заносится в диагностический протокол.
Проводится в игровой форме.
2. Бег на 30 метров со старта. /5-7 лет/.
(тестируются скоростные качества).
Проводится на беговой дорожке (длина не менее 40м, ширина 3 метра). Тестирование проводят двое взрослых, один находиться на линии старта с флажком, другой на линии финиша с секундомером. За линией финиша на расстоянии 5-7 метров ставится яркий ориентир. По команде «Марш!» — взмах флажком, подаётся сбоку от детей, и в это же время включается секундомер. Предлагаются две попытки, фиксируется лучший результат. Во время выполнения теста никаких корректировок не вноситься!
3. Прыжок в длину с места. /4-7 лет/.
Тестирование проводится в специально оборудованной яме для прыжков. Ребёнок принимает исходное положение на линии старта, отталкивается двумя ногами и делая интенсивный взмах руками, прыгает на максимальное расстояние, по команде: «Прыжок!». Делается две попытки, педагог фиксирует лучший результат. Для поддержания интереса рекомендуется расположить несколько ярких предметов сбоку ямы для прыжков, с целью создания интереса, и предложить допрыгнуть до одного из них.
4. Прыжок в длину с разбега. /5-7 лет/.
(Тест позволяет оценить скоростно-силовые качества).
По сигналу педагога ребёнок начинает разбег, при этом корпус его слегка наклонён вперёд, руки согнуты в локтях, отталкивается правой ногой от линии и выполнив прыжок,
приземляется в яме с песком на две ноги. Результат фиксируется, по пяткам, заносится лучший результат. Важно сохранить равновесие после прыжка. Даётся две попытки.
5. Метание вдаль.
Тест проводиться на специально оборудованной территории с разметкой через каждые 50см, длина участка не менее 20 метров. Для метания используется резиновый мяч диаметром – 60-80 мм. По сигналу педагога, ребёнок принимает исходное положение: стоя у контрольной линии, левая нога за линией, правая сзади на расстоянии шага, мяч в правой руке, рука за головой. Слегка сгибая колени и отводя туловище назад, резко вытолкнуть руку из-за головы вперёд и бросить мяч как можно дальше. Выполняется две
попытки. Фиксируется лучший результат.
6. Статическое равновесие.
(Тест тренирует и выявляет координационные возможности детей).
Тест можно проводить с подгруппой детей3-4 человека. Педагог предлагает ребёнку в стать в стойку – носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги – и пытается при этом сохранить равновесие. Задание выполняется с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Две попытки.
7. Измерение мышечной силы кистей рук с помощью ручного механического динамометра.
-6-
Во время тестирования ребёнок принимает исходное положение: стоя, руки опущены вниз, динамометр в правой (левой) руке. Педагог даёт указание, используя игровой приём /поднять сетку картошки/- сильно сжать прибор ладонью. Даётся две попытки с интервалом отдыха в 1-2 минуты. Фиксируется лучший результат.
Диагностические графики и схемы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ГРУППЫ «……….» /средняя/
МБДОУ № … «………».
ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЁНКА | БЕГ 10м (сек.) | Стат. равновесие (сек.) | Метание правая (м) | Метание левая (м) | Прыжок с места (м) | Сила рук (кг) |
1. Иванов Сергей | ||||||
2. | ||||||
3. |
О – результат выше нормы, О — ниже нормы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ГРУППЫ «……….» /старшая/
МБДОУ № … «………».
ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЁНКА | БЕГ 30м (сек.) | Стат. равновесие (сек.) | Метание пр. лев. (м) | Прыжок с места (м) | Прыжок с разбега (м) | Сила рук пр. лев. (кг) |
1. Сидоров Иван | ||||||
2. | ||||||
3. |
О – результат выше нормы, О — ниже нормы.
-7-
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ КРИВАЯ
УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.
группы «………….» за 3 года обучения.
МБДОУ №… «……………..»
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ
(МЕТАНИЕ)
2014г.
2013г.
2012г.
удовлетворительно хорошо хорошо или отлично
средняя старшая подготовительная
ШКАЛА ОЦЕНКИ ПРИРОСТА ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ТЕМПЫ ПРИРОСТА % | ОЦЕНКА | За счёт чего достигнут прирост |
ДО 8% | НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО | За счёт естественного роста |
8-10 % | УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО | За счёт естественного роста и увеличения естественной двигательной активности |
10-15 % | ХОРОШО | За счёт естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания |
СВЫШЕ 15 % | ОТЛИЧНО | За счёт эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений. |
-8-
Ориентировочные показатели, физической
подготовленности детей 4-7 лет.
ПОКАЗАТЕЛИ | ПОЛ | 4 ГОДА | 5 ЛЕТ | 6 ЛЕТ | 7 ЛЕТ |
БЕГ 10 метров сходу | М Д | 3.5-3.0 3.7-3.2 | 2.8-2.7 3.0-2.8 | — | — |
БЕГ 30 метров со старта | М Д | 10.5-8.8 10.7-8.7 | 8.5-8.1 8.5-8.2 | 8.0-6.5 8.1-6.5 | 7.2-6.0 7.2-6.1 |
ПЫЖОК С МЕСТА | М Д | 56.5-76.6 52.5-73.8 | 85-130 85-125 | 100-150 90-140 | 130-155 125-150 |
ПРЫЖОК С РАЗБЕГА | М Д | — | 120-145 120-145 | 130-180 130-170 | 180-210 150-200 |
СТАТИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ (сек.) | М Д | 10-13 10-15 | 15-20 15-28 | 25-35 30-40 | 35-42 45-60 |
ДИНАМОМЕТРИЯ (правая) ДИНАМОМЕТРИЯ (левая) | М Д М Д | 3.9-7.5 3.1-6.0 3.5-7.1 3.2-5.6 | 6.5-10.3 4.9-8.7 6.1-9.5 5.1-8.7 | 9.6-14.4 7.9-11.9 9.2-13.4 6.8-11.6 | 11.6-15.0 9.4-14.4 10.5-14.1 8.6-13.2 |
-9-
Используемая литература:
1. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» под
редакцией С.О, Филипповой, Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 год.
2. «Двигательная активность ребёнка в детском саду», М.А. Рунова, пособие для
дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей.
Издательство «Мозаика-Синтез» Москва, 2000 год.
3. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях», Д.В. Хухлаева,
Москва «ПРОСВЯЩЕНИЕ» 1984 год.
4. Журнал «Дошкольное воспитание», главный редактор Кузина В.М. Издательский дом
«Воспитание дошкольника», Москва, 2004 год, № 1.
-10-
Источник