Оценка физического развития ребенка до года

Оценка физического развития ребенка до года thumbnail

rostУ новорожденного малыша органы чувств развиты лучше, чем двигательный аппарат. Но со временем на смену хаотичным движе­ниям приходят все более осмысленные, целенаправленные, надо с первых же недель жизни малыша создать условия, обеспечивающие полно­ценное физическое и психическое развитие.

Особенно внимательно родители должны следить за правиль­ным положением тела ребенка, когда он лежит, сидит, стоит. Ведь кости у младенца не обладают достаточной прочностью и легко поддаются искривлению. Неправильная поза не только нарушает осанку, но и приводит к непропорциональному росту костей. Про­цесс окостенения скелета происходит постепенно и тесно связан с образованием мышечной системы. Поэтому так важно с самого ран­него детства укреплять мышцы с помощью массажа и гимнастики.

Родители должны уметь определять, правильно ли развивается их ребенок и соответствует ли его развитие установленной воз­растной норме. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:

1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.

2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.

3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

Морфологические показатели развития ребенка:

1) Одним из основных показателей является нормальное прибавление веса. В среднем за месяц малыши прибавляют 600—700 г в первом полугодии и 500—600 г — во втором. Традиционно вес грудных детей опреде­ляется на медицинских весах в детской поликлинике, но можно легко проверить его и с помощью простейшей формулы (расчет приблизительный):

Р + (л-к) = М, где
М — вес малыша на данный момент;
Р— вес малыша при рожде­нии;
П — возраст ребенка (число месяцев);
к — коэффициент (для малышей в возрасте до полугода равен 0,7, от полугода до года — 0,6).

Например, 4-месячный мальчик, весивший при рождении 3 кг 40 г, может иметь вес: 3,4+(4*0,7) = 6,2 кг.

2) Рост грудного ребенка измерить нетрудно. На стол положите планку, на которой сбоку нанесены деления или метки предыдущих замеров. Перпендикулярно планке расположите два угольника (или две дощечки), один из которых закрепите неподвижно, а второй — свободно, чтобы скользил вдоль планки.

3) О правильном развитии ребенка можно судить и по размерам окружности головы, груди и живота. По этим по­казателям определяют пропорциональность соотношений важней­ших частей тела ребенка, гармоничность его развития. Например, у новорожденного окружность головы примерно на 2 см больше окружности грудной клетки. На 4-м месяце жизни величины этих окружностей сближаются и уравниваются, на 12-м месяце размер грудной клетки становится на 2 см больше окружности головы. Та­кая закономерность сохраняется всю жизнь. Рост или вес суще­ственно не влияют на эти пропорции, а отклонения могут свиде­тельствовать о некоторых нарушениях, заболевании. Окружность грудной  клетки  измеряют,   накладывая  сантиметровую ленту спереди на уровне сосков, сзади — на уровне нижних углов лопа­ток. При измерении окружности головы плотно обхватите санти­метровой лентой сзади затылочный бугор, а спереди — надбровные дуги. Кстати, величина окружности груди, разделенная пополам, обозначает размер одежды для малыша, а окружность головы — это размер головного убора.

Величина окружности живота очень изменчива и зависит от характера питания, тонуса мышц, типа выполняемых физических упражнений. Окружность живота должна быть несколько меньше окружности груди, в противном случае ребенок развит непропор­ционально.

Конечно, указанные возрастные показатели условны, однако они позволят родителям составить представление о физическом со­стоянии своих детей.

Предлагаем вашему вниманию динамику показателей физи­ческого развития малыша, а также примерную последовательность формирования статических и динамических функций соответ­ственно месяцам его жизни.

Средние показатели развития новорожденного
Рост — 50—51 см.
Вес — 3,3—3,5 кг.
Окружности: голо­вы — 34—36 см, груди — 32—34 см.
Появляется реакция на внешние воздействия — малыш начи­нает видеть и слышать, Выявляются врожденные умения: сосание, глотание, моргание и т. п.
Появляются условные рефлексы — на зрительный и слуховой раздражитель.
Самостоятельно не может изменить положения своего тела. Лежа на животе, голову не поднимает. Не может удерживать голову в вертикальном положении.

Средние показатели развития в 1 месяц
Рост — 53—54 см.
Вес — 4,1—4,3 кг.
Окружности: голо­вы — 36,6—37,3 см, груди — 36,0—36,3 см-
Несколько секунд может удерживать голову в вертикальном положении. Лежа на животе, старается приподнять голову. В ответ на раздражение производит рефлекторные движения ручками и ножками.

Средние показатели развития в 2 месяца
Рост — 56—58 см.
Вес — 5,0—5,3 кг.
Окружности: голо­вы — 38,4— 39 см, груди — 38,1—39,0 см.
Хорошо поднимает и удерживает голову в вертикальном поло­жении 1 —1,5 минуты. Приподнимает голову и грудь, лежа на жи­воте. Поворачивает голову в сторону говорящего. Хорошо следит за движущимися яркими предметами. Предметы хватает всей ла­донью и крепко их удерживает.

Средние показатели развития в 3 месяца
Рост— 59—61 см.
Вес —6,0—6,3 кг.
Окружности: голо­вы — 40,0—40,9 см, груди-—40,0—41,3 см.
В течение 5—6 мин. свободно удерживает голову в вертикальном положении. Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок; меняет по­ложение своего тела, но движения не координированы. Активно следит за движущимся предметом; определяет по голосу местонахо­ждение взрослого. Тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот, тянет пеленку. Любит, если с ним играют взрослые.

Средние показатели развития в 4 месяца
Рост — 62—64 см.
Вес — 6,5—6,9 кг.
Окружности: голо­вы — 41,0—41,9 см, груди — 41,8—42,0 см.
Приподнимает голову из положения на спине. При поддержке в вертикальном положении крепко упирается ножками. Сидит с поддержкой. Свободно переворачивается со спины на живот. Лежа на животе, приподнимается, опираясь на ладони, и следит за дви­жущимся предметом. Хватает и удерживает в руках мелкие предме­ты; играет с висящими над кроваткой игрушками, берет в руки, ощупывает, тянет в рот.

Средние показатели развития в 5 месяцев
Рост — 64—68 см.
Вес — 7,4—7,8 кг.
Окружности: голо­вы—42,2—43,2 см, груди — 43,0 — 44,3 см.
При поддержке или опоре садится, но удерживать прямо спину еще не может. Поддерживаемый под мышки, стоит ровно на ножках. Пытается поворачиваться с живота на спину. Подолгу удерживает схваченные предметы. Хорошо знает мать и не идет на руки к чужим. Хорошо различает тон голоса, который можно ис­пользовать в воспитательных целях. Не понимая слов, улавливает их смысл и интонации.

Средние показатели развития в 6 месяцев
Рост — 66—70 см.
Вес — 8,0—7,7 кг.
Окружности: голо­вы— 43,2—44,2см, груди—44,3—45,5 см.
Самостоятельно садится и сидит ровно без поддержки. Сво­бодно переворачивается с живота на спину. При поддержке за руки или за грудь встает и пытается переступать ножками. Пытается ползать на четвереньках. Свободно играет с игрушками, перекла­дывает их из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую игрушку. Протягивает ручки, чтобы его взяли на руки. Начинает произносить первые слоги «од», «ба» и т. п.

Средние показатели развития в 7 месяцев
Рост — 68—71 см.
Вес — 8,3—8,9 кг.
Окружности: голо­вы—44,0-44,8 см, груди —45,0—46,4 см.
Поднимается на четвереньки и свободно ползает. Уверенно сидит. Сидя самостоятельно, наклоняет и выпрямляет туловище. При опоре встает на колени; при поддержке за обе руки ровно стоит и хорошо переступает ножками. Тянется к своему изображению в зеркале; ищет взглядом и находит крупные предметы, называемые взрослыми.

Средние показатели развития в 8 месяцев
Рост — 70—72 см.
Вес — 8,5—9,5 кг.
Окружности: голо­вы — 44,3—45,4 см, груди — 46,0—47,2 см.
Цепляясь за кроватку, встает и сам садится. Пытается хлопать в ладоши («ладушки»). Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Становится разнообразной мимика: появляется интерес и удивление при появлении новой игрушки или незнакомого лица. Ищет взглядом нужный ему предмет и проявляет настойчивость и стремление достать его. Много играет с игрушками: рассматривает их, постукивает одной о другую, пытается бросить вниз и т. д.

Средние показатели развития в 9 месяцев
Рост— 71—73 см.
Вес — 9,3—9,9 кг.
Окружности: голо­вы — 45,3—46,3 см, груди — 46,7—47,9 см.
Пытается стоять без опоры. Самостоятельно ходит, держась за опору, приподнимается и встает из любого положения. При пол­зании по ровной поверхности залезает на предмет (подушку, чемо­дан и т. д.). Выполняет довольно сложные движения: перебирает кубики, собирает мелкие предметы; выполняет простые просьбы: «дай ручку», «помаши ручкой —до свидания» и др. С игрушками предпочитает играть сидя. Ищет упавший или спрятанный пред­мет, отыскивает предметы, находящиеся в разных местах, запоми­нает их названия. Помнит свое имя, поворачивает лицо к тому, кто его зовет. Понимает слово -нет. Улавливает не только интона­цию, но и значение отдельных слов (дай, на, брось, иди и др.). Раз­личает величину, цвет и форму предметов.

Средние показатели развития в 10 месяцев
Рост — 72—74 см.
Вес — 9,5—10,4 кг.
Окружности: головы — 45,6—46,6 см, груди —47,0—48,3 см.
Сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Мелкие предметы берет двумя пальцами, не отдает понравившуюся игрушку; хорошо подражает движениям взрослых. Сознательно выполняет сложные движения, например, открывает и закрывает коробочку, даст и берет мяч, прячет его. Начинает произносить простые слова. Окружающие предметы и животных называет отдельными слогами.

Средние показатели развития в 11 месяцев
Рост — 73—75 см.
Вес — 9,8—10,5 кг.Окружности: го­ловы — 46,0—16,9 см, груди — 47,7—48,7 см.
Хорошо ориентируется в пространстве (встает, садится, на­гибается, ходит при поддержке за руку). Знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела и т. д. Выполняет многие требования, при отрицании качает голо­вой. Заметно возрастает координация движения пальцев (крепко держит игрушки, комкает и рвет бумагу).

Средние показатели развития в 12 месяцев
Рост — 71—76 см.
Вес — 10,1—10,7 кг.
Окружности: го­ловы — 46,0—47,2 см, груди — 47,7—49,0 см.
Самостоятельно ходит; подходит, если зовут. Приседает и выпрямляется без опоры; наклонившись, может поднять предмет. Дает игрушку, если ее у него просят. Выполняет сравнительно сложные задания: открывает дверь, приносит отдельные предметы, игрушки. Пытается участвовать в одевании, умывании. Словарный запас — около 10 слов. Любит наблюдать за передвижением людей, животных; тянется к движущимся предметам, игрушкам.

На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.

Источник

Длина тела
доношенного новорожденного = 50 ± 2 см

Длина тела (рост)
в течение первого года жизни увеличивается
сначала примерно на 3 см ежемесячно (в
1 квартале), затем по 2,5 см в месяц (2
квартал), затем по 1,5-2 см (3 квартал) и по
1 см в месяц в 4 квартале. Итоговая прибавка
за весь первый год составляет 25 см. Таким
образом, к 1 году рост ребенка достигает
75-76 см (табл.).

Таблица

Изменение длины
тела в течение первого года жизни ребенка

Период
наблюдения

Ежемесячные
прибавки

Ежеквартальные
прибавки

I
квартал

II
квартал

III
квартал

IV
квартал

3,0 см

2,5 см

1,5 см

1,0
см

9,0 см

7,5 см

4,5 см

3,0
см

Общая прибавка
длины тела ребенка за первый год 25 см

Таким
образом, длина тела в 1 год = 75 см

В течение второго
года жизни рост увеличивается на 12 -13
см, за третий год жизни – на 7 – 8 см. в
последующем отмечается некоторая
стабилизация процессов роста со средними
прибавками 5-6 см в год. Исключения
составляют два «пика» или максимума
скорости роста. Это периоды «первого
ростового сдвига» в возрасте от 5 до 7
лет и «второго ростового сдвига» после
11-12 лет, которые у девочек наступают,
как правило, на 1-2 года раньше. Ежегодные
прибавки длины тела в период пубертатного
вытягивания могут достигать 10-15 см.
Абсолютная величина прироста длины
тела во время пубертатного ростового
скачка у мальчиков достигает 47-48 см, а
у девочек 36-38 см. Прекращение роста в
длину, по Д. Таннер, происходит у мальчиков
к возрасту 18 лет, у девочек – к 16,5 годам.

Масса тела
доношенного новорожденного колеблется
в пределах 2600-4000 г (в среднем, для мальчиков
– 3500 г, для девочек – 3350 г). Новорожденных
с массой 2500 г и ниже считают недоношенными,
либо родившимися с внутриутробной
(пренатальной) гипотрофией, а с массой
4000 г и более – крупными.

Сразу после рождения
масса тела новорожденного уменьшается
(у здоровых детей не более чем на 6-8% от
массы тела при рождении), достигая
минимума на 3-5-й день жизни. Подобные
изменения называются физиологической
убылью массы тела и обусловлены
механизмами естественной адаптации:
потерей воды через кожу и легкие при
дыхании, высыханием пуповинного остатка,
выделением мекония и мочи, становлением
лактации у матери. У новорожденных,
приложенных к груди сразу после рождения,
показатели потери массы тела значительно
меньше. Восстановление первоначальной
массы тела происходит обычно к 7-10-му
дню жизни. Изменение массы тела в течение
первого года ребенка см. в табл.

Таблица

Изменение массы
тела в течение первого года жизни ребенка

Период
наблюдения

Ежемесячные
прибавки

Ежеквартальные
прибавки

1 месяц

2 месяц

3
месяц

600 г

800 г

800
г

2200
г

4
месяц

5
месяц

6
месяц

750 г

700 г

650
г

2100
г

7
месяц

8
месяц

9
месяц

600 г

550 г

500
г

1650
г

10
месяц

11
месяц

12
месяц

450 г

400 г

350
г

1200
г

Общая прибавка
массы тела ребенка за первый год 7150
г

Масса
тела в 1 год = 10500 г

После первого года
жизни прибавки массы тела составляют
около 2 кг в год, а пребубертатном периодах
достигают 5-8 кг ежегодно.

Окружность головы
новорожденного ребенка в среднем равна
34-36 см. в дальнейшем она растет достаточно
быстро, составляя к 1 году жизни 46-47 см,
к 5 годам – 50-51 см. в последующем темпы
прироста головы снижаются.

Окружность груди
при рождении несколько меньше, чем
окружность головы, и составляет 32-34 см.
к 4 мес. жизни эти показатели сравниваются,
и в дальнейшем темповые прибавки
окружности грудной клетки опережают
темпы нарастания окружности головы. К
1 году окружность груди составляет в
среднем 48 см. в последующем, до пубертатного
возраста, отмечают ее более или менее
равномерное увеличение. После 10 лет
темпы развития грудной клетки существенно
нарастают.ценку
физического развития с расспроса и
осмотра. . и прочие. родов, срок гестации
к моменту родов, масса новорожденного
к моме

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

При оценке физического развития ребёнка необходимо знать его рост, массу тела, пропорции развития отдельных частей тела.

Степень физического развития зависит как от генетических особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий.

Различают эндогенные и экзогенные причины (факторы), влияющие на массу тела, рост и другие показатели уже после рождения.
Эндогенные причины находятся в зависимости от того влияния, которое оказывают на увеличение роста и массы тела эндокринные железы. В самом раннем периоде это влияние исходит из вилочковой железы, с конца первого года жизни — из щитовидной железы и с 3-4 лет — из гипофиза. Уровень гормонов, участвующих в процессе роста и чувствительность тканей к их действию – определяется генотипом. Гормонами, способствующими росту, являются: соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. СТГ стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез. Реализации многих эффектов гормона роста способствует комплекс инсулиноподобных ростовых факторов 1,2 и 3. Роль СТГ сравнительно мало сказывается на росте ребенка до 2-3 лет и особенно важна с 3 до 11 лет.
Экзогенные факторы — это те условия, в которые ребёнок попадает после рождения. Это прежде всего питание (пластический и энергетический материал). Количественно и качественно недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а затем роста.
Определенную роль приписывают ультрафиолетовым лучам, в связи с чем нарастание массы тела и роста имеет сезонные колебания. Отводится также некоторая роль климатическим и географическим условиям. На рост ребёнка влияют движения, которые увеличивают рост костей, усиливают обмен веществ. Физическое развитие служит показателем функциональной зрелости организма.
Для оценки физического развития детей до 1 года лучше использовать следующие показатели:

  • Рост;
  • Массу тела;
  • Пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);
  • Статические функции (двигательные умения ребенка);
  • Своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 2006г. представлены новые антропометрические таблицы, определяющие нормы роста и веса для детей от рождения до 5 лет :
Нормы ростаНормы весаСоотношения роста и веса от 0 до 2 летСоотношения роста и веса от 2 до 5 летдевочки

https://www.child-psy.ru/files/hp_girls_0-5.pdf

https://www.child-psy.ru/files/wp_girls_0-5.pdf

https://www.child-psy.ru/files/hwp_girls_0-2.pdf

https://www.child-psy.ru/files/hwp_girls_2-5.pdf

мальчики

https://www.child-psy.ru/files/hp_boys_0-5.pdf

https://www.child-psy.ru/files/wp_boys_0-5.pdf

https://www.child-psy.ru/files/hwp_boys_0-2.pdf

https://www.child-psy.ru/files/hwp_boys_2-5.pdf

РОСТ.
Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребенка. Он определяет абсолютную длину тела и соответственно этому увеличение размеров тела, развитие, созревание его органов и систем, формирование функций в тот или иной период времени.

На протяжении всей жизни ребёнка процесс роста протекает неравномерно, то усиливаясь, то замедлясь. Оценку антропометрических показателей производят преимущественно по 2-м способам: параметрическим или сигмальным и непараметрическим – центильным. Параметрическая шкала включает в себя среднюю арифметическую («норму») и отклонения от нее, измеряемые величиной сигмы (среднего квадратического отклонения). https://www.child-psy.ru/kalendaremo/241.htmlпоказывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. За нормальные величины приняты значения – в интервалах 25-50-75-го центиля (желательно оценивать по 50 центилю) (см. https://www.child-psy.ru/kalendaremo/241.html :: табл.1 и табл.2).

Наибольшая энергия роста приходится на первую четверть года (табл. А). У доношенных новорождённых рост колеблется от 46 до 60 см. В среднем – 48-52 см, но адаптивными показателями роста считают – 50-52 см. Это означает, что адаптация во внутриутробном периоде произошла не только на организменном уровне, но и на уровне органном и ферментативном.

За первый год ребёнок прибавляет в росте в среднем 25 см., так что к году его рост составляет в среднем 75-76 см. При правильном развитии ребёнка месячная прибавка роста может колебаться в пределах ± 1см, однако к 6 месяцам и к году эти колебания роста не должны превышать 1 см.

Рост отражает особенности пластических процессов, протекающих в организме человека. Отсюда важность качественного питания особенно содержания в нём достаточного количества сбалансированного полноценного белкового компонента и витаминов группы В, а также А, Д, Е. Безусловно, «золотым стандартом» оптимального питания для детей до 1-го года является женское молоко. Дефицит некоторых пищевых компонентов избирательно нарушает процессы роста у детей. К ним относятся витамин А, цинк, отмечается «физиологическая» убыль в массе до 5 %. Это объясняется большей потерей воды при недостаточном количестве молока. Восстановление физиологической потери массы тела происходит максимум к 2 неделям.

Динамика массы тела характеризуется большей прибавкой в первые 6 месяцев жизни и меньшей к концу первого года. Масса тела ребёнка к 4,5 месяцам удваивается, к году утраивается, несмотря на то, что этот показатель может изменяться и зависит от питания, перенесенных заболеваний и т.д. Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно ослабевает.
Для определения массы тела в возрасте до года лучше использовать табл. 3.
Исходя из данной таблицы, прибавку массы тела ребенка за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая из прибавки предыдущего месяца (но только после 3-го месяца) 50 граммов, или по формуле: Х=800-50 х п, где 50 — ребенок прибавляет в массе тела на 50 г. меньше за каждый последующий месяц жизни, после 3-го месяца; п — число месяцев жизни ребёнка минус три.
Например, за десятый месяц жизни ребёнок прибавляет в массе 800-(50х7) =450г.

Существует и другое мнение, что средняя ежемесячная прибавка в массе тела в первом полугодии жизни составляет 800г., во втором полугодии — 400г. Однако, следует подчеркнуть, что расчет по данным, приведенным в табл. 3 считается предпочтительнее (физиологичнее). Данные по оценке массы тела относительно роста (длина тела) для мальчиков и девочек в центильных интервалах приведены в табл. 4 и 5.

В среднем к одному году масса тела ребенка равна 10-10,5 кг. Нарастание массы тела у грудных детей не всегда отличается такой закономерностью. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и целого ряда внешних факторов. Дети с первоначальной малой массой тела дают относительно большие ежемесячные прибавки массы и она удваивается и утраивается раньше, чем у детей более крупных. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании сразу после рождения, удваивают свою массу тела приблизительно на месяц позднее детей, находящихся на естественном вскармливании. Масса тела лабильный показатель, особенно у ребёнка раннего возраста, и может меняться под влиянием различных условий иногда в течение дня. Поэтому масса тела является показателем текущего состояния организма, в отличие от роста, который не сразу изменяется под влиянием различных условий и является более постоянным и устойчивым показателем. Отклонение массы тела от нормы до 10% не считается патологией, однако, детский врач должен анализировать эту потерю.

Источник