Оценка динамики развития ребенка за год

Оценка динамики развития ребенка за год thumbnail

Оценка динамики развития ребенка. Рекомендации

Таким образом, развитие ребёнка следует рассматривать в течение определённого времени, оценивая каждую сферу навыков и её прогресс в отдельности, а затем соотносить сферы друг с другом и с хронологическим возрастом. Это фундаментальная концепция взгляда на оценку развития детей. Детальный опрос и осмотр необходимы у детей с нарушениями развития, а у нормальных детей при оценке развития они не требуются, поскольку краткого осмотра обычно достаточно.

Он сосредоточен на умениях, наиболее активно меняющихся с возрастом ребёнка. В каждой сфере есть определённый возраст, когда происходит прогресс развития. На рис. 3-8 это представлено в виде диаграммы для каждой сферы развития, на которой уровень изменения в развитии соответствует интенсивности цвета: чем интенсивнее цвет, тем быстрее происходят изменения в развитии. Это означает следующее:

• Развитие крупной моторики: большая часть навыков приобретается в течение первого года жизни.

• Развитие зрения и мелкой моторики: более существенное приобретение навыков — начиная с года жизни.

• Слух, речь и язык: развитие навыков с 18 мес.

• Социальное, эмоциональное развитие и поведение: приобретение навыков наиболее очевидно с 2,5 лет.

Знание возраста ребёнка и сроков, когда развитие в каждой сфере навыков становится более очевидным, помогает ориентироваться при первоначальном опросе о развитии. Таким образом, для ребёнка в возрасте:

• <18 мес — скорее всего, полезными будут вопросы о крупной моторике, наличии зрительных и слуховых навыков, которые определяют по умению работать руками.

• от 18 мес до 2,5 лет самыми полезными будут вопросы о речевых, языковых и навыках мелкой моторики (работы руками) с последующим кратким опросом о крупной моторике (поскольку, скорее всего, ребёнок проявил её ранее).

• от 2,5 до 3,5 лет — первые вопросы лучше сосредоточить на речевых, языковых и социальных/эмоциональных/поведенческих навыках.

Вопросы о развитии должны покрывать весь спектр прогресса в развитии, но этот более точный способ выяснения истории развития позволяет быстрее и точнее его оценить. Он ориентирует оценку на приобретённые способности вместо того, чтобы заставлять родителей вспоминать возраст, когда их ребёнок прошел основные этапы развития.

Во время визита при сборе анамнеза развития важно также умение врача наблюдать за поведением ребёнка. Это обеспечит не только почти точный ориентир для начала опроса, но быструю оценку способностей ребёнка, поведенческих особенностей, соответствия развития возрасту и взаимоотношений с родителями. Все это позволит составить общее представление о ребёнке, его способностях и развитии.

оценка динамики развития ребенка

Инструменты для оценки развития ребенка

Все, что нужно для оценки развития, — простые основные инструменты. Их используют для выявления навыков ребёнка, применяемых во время игры. Кубики, мяч, книга с картинками, кукла и маленькие игрушки (например, чайный столик, карандаши и бумага) позволят быстро, но эффективно оценить двигательные навыки, мелкую моторику, игровые, речевые и языковые способности. Эти способы позволяют ребёнку развеселиться и расслабиться, одновременно облегчая исследующему оценку его навыков.

Скрининг развития (обследование популяции детей определённых возрастов обученным медперсоналом) считают формальным процессом в составе программы обследования и пропаганды здоровья детей. Скрининг прогресса развития маленьких детей также обязательно проводят все врачи-специалисты при любом обращении к врачу, т.е. к врачу общей практики, по поводу боли в горле, при несчастном случае, в травмпункте после падения или при поступлении в педиатрическое отделение. Каждый визит ребёнка используют для определения, в норме ли его развитие.

Существует ряд проблем, связанных со скринингом развития:

• Субъективность клинического заключения, которое, таким образом, ограничивает его применение.

• Однократная оценка развития может быть затруднена из-за усталости ребёнка, его чувства голода, стеснительности или просто нежелания принять в этом участие.

• В то время как у грудных детей основное внимание при оценке раннего развития и динамики уделяют двигательной функции, её считают недостоверным предвестником когнитивных расстройств и успеваемости в школе. Развитие речи и языка лучше отражает когнитивную функцию, но его труднее быстро оценить. Достоверность скрининговых тестов можно повысить, заранее попросив родителей заполнить опросник. Более того, цель скрининга — выявление детей с высоким риском. Также скрининг проводят по просьбе родителей. Если у ребёнка выявлены нарушения развития, его следует направить к педиатру на обследование.

При анализе динамики развития маленьких детей:

• посмотрите, как ребёнок использует игрушки и общается с людьми;

• предложите ребёнку подходящие игрушки для оценки его навыков;

• выясните возраст ребёнка и сосредоточьте вопросы на сфере наибольшей динамики развития.

Оценка развития — детальный анализ определённой области развития, его проводят вслед за скринингом, при котором было выявлено нарушение динамики в какой-либо сфере. Это часть диагностического процесса, связанная с обследованием, лечением и заключением. Оценку развития проводят путём направления в специализированное отделение, которым могут быть различные педиатрические, терапевтические или местные многопрофильные детские отделения, где есть педиатр.

Ряд тестов разработан для скрининга развития формально производимым способом (например, таблица роста и скрининговый тест развития Denver). Существуют также стандартные тесты для оценки развития грудных и маленьких детей, например шкалы Griffiths and Bailey развития грудных детей. Их используют, например, в исследованиях с наблюдением за недоношенными детьми. Также существуют стандартные тесты, ориентированные на специфические моменты развития (например, языковая шкала Reynell, измерение функции крупной моторики (GMFM) и диагностический опросник при аутизме). Все тесты, кроме скрининговых, для получения достоверных результатов требуют времени и умений.

Оценку когнитивной функции (высшая нервная деятельность) у детей школьного возраста с использованием IQ и других тестов проводят клинические или педагогические психологи.

Скрининг и оценка развития:

• Скрининг развития — обследование популяции детей определённых возрастов опытными специалистами.

• Оценка развития — детальный анализ общего развития или определённых его областей.

Программа наблюдения и пропаганды здоровья ребенка

Эта программа включает обзор всех аспектов здоровья и развития у всех маленьких детей. Она содержит три основных элемента:

• Иммунизация.

• Пропаганда здоровья — для уменьшения риска и пропаганды оптимального физического и умственного здоровья.

• Скрининг для раннего выявления и коррекции при нарушениях в физическом развитии и др.

Эта программа — компромисс между стремлением выявить нарушения и потенциально вмешаться на ранней стадии и в то же время избежать частых посещений врача. При каждом осмотре проводится проверка специфических физических аномалий и общего развития, здоровья и роста ребёнка. Рассматриваются избранные темы пропаганды здоровья. Делается акцент на мнение родителей о зрении, слухе, речи и языковых навыках, поскольку родители обычно первые обнаруживают любое нарушение на ранней стадии. Подробности каждого осмотра вносятся в личную историю развития ребёнка. Эти истории сохраняются у родителей и специалисты при любом последующем осмотре ребёнка просят их показать.

Программу пропаганды здоровья детей выполняет в первичном звене врач общей практики или патронажные сестры. При выявлении проблемы составляют план действий для ребёнка, в который могут быть включены советы и отслеживание динамики либо направление к специалисту.

Программа наблюдения и пропаганды здоровья детей:

• Осуществляется первичным звеном.

• Включает иммунизацию, пропаганду здоровья и скрининг развития.

• Акцентирована на роли родителей в раннем выявлении нарушений развития.

— Также рекомендуем «Проверка слуха ребенка. Методы оценки»

Оглавление темы «Оценка развития детей»:

  1. Основные этапы развития детей. Оценка развития недоношенного ребенка
  2. Принципы скрининга развития ребенка. Безусловные рефлексы новорожденных
  3. Этапы развития мышления ребенка. Оценка интеллекта
  4. Оценка динамики развития ребенка. Рекомендации
  5. Проверка слуха ребенка. Методы оценки
  6. Этапы развития зрения ребенка. Проверка
  7. Нарушение развития ребенка. Аномальное развитие
  8. Причины задержки развития ребенка. На что обратить внимание?
  9. Причины аномального двигательного развития ребенка. На что обратить внимание?
  10. Церебральный паралич у ребенка. Причины, варианты

Источник

Наталья Васильева
Оценка динамики познавательно-речевого развития детей в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения ООПДО

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию «Мониторинг динамики освоения общеобразовательной программы «От рождения до школы» по познавательно-речевому направлению в подготовительной группе».

Форму представления результатов мониторинга разработала логопед нашего ДОУ Капустина Татьяна Владимировна – у нее охвачено речевое направление -, а мы наполнили ее содержание из программы «От рождения до школы» образовательной области «Познание».

Почему вы считаете, что необходимо вводить количественную оценку умений и навыков детей?

Необходимость разработки мониторинга связана прежде всего с расширением кругозора ребенка под воздействием современного ритма жизни, потока информации.

Введением в действие новых нармативно-правовых документов в системе дошкольного образования.

В первую очередь это связано с реализацией «Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования»

Новые требования к аттестации педагогических кадров в плане представления аналитической справки, по которой оценивается результативность работы педагогов.

Такой мониторинг очень удобен при работе с родителями и коллегами (рабочее совещание) – визуально видна динамика развития каждого ребенка и группы в целом.

Система обработки данных, полученных в результате мониторинга разработана на основе программного обеспечения Microsoft Office Excel и представляет собой таблицу, в которую занесены имя, фамилия ребенка (детей) и разделы для внесения результатов мониторинга, проводимого воспитателями, в соответствиями с требованиями программы.

В данном случае представлен мониторинг познавательно-речевого направления.

Мониторинг проводится в начале и конце года, соответственно каждый раздел таблицы разделен на 2 части – сентябрь и май.

Два последних столбца – «Баллы» и «Процент набранных баллов от максимально возможного количества баллов за период» объединены общим названием «Итог индивидуальный» — работает в режиме автоподсчета, в ходе работы внесение данных в эти ячейки недопустимо.

Оценка развития показателей производится по 6-ти бальной системе.

Мы условно разделили развитие детей на 3 уровня: I низкий, II средний и III высокий.

I низкий уровень – дети, не справляющиеся с заданиями и не набирающие знаний;

II средний уровень – дети, справляющиеся с заданиями, с помощью педагога;

III высокий уровень – дети, справляющиеся с заданиями самостоятельно, их уровень развития соответствует возрастной норме.

За степень сформированности каждого показателя вводятся баллы от 0 до 5- это дает возможность наиболее точно оценить уровень развития каждого показателя, особенно на начальной стадии обследования.

Для нашего мониторинга мы используем следующие методики:

«Диагностика к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой Красноярск 2009 год

«Педагогическая диагностика в детском саду» Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. И. Денисова Просвещение 2006 год

• «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу» под редакцией Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой Мозаика –синтез 2011 год

«Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе» Н. В. Нижегородцев, В. Д. Шадриков Владос 2001 год

«Тесты оценки моторики» Н. Озерецкий

«Диагностика развития ребенка» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина Паритет 2006 год

В ходе обследования воспитатель фиксирует результаты в виде среднего арифметического балла с учетом правил округления в соответствующем разделе таблицы.

По окончании внесения данных в столбце «Итог индивидуальный» в режиме автоподсчета виден результат в виде баллов (столбец «Баллы») и в виде %(столбец «Процент набранных баллов от максимально возможного количества баллов»)

В нижней части таблицы, в режиме автоподсчета, отражается количество обследуемых детей и общий итог обследования по группе в баллах и процентах.

Эти сведения необходимы, чтобы наглядно представить уровень освоения программы воспитанников группы в данный период времени в виде диаграммы.

Возможности данного мониторинга динамики освоения детьми программы позволяет также визуально оценить и личную динамику развития каждого ребенка в группе в виде диаграммы.

Насколько эти данные достоверны? Могут ли родители сами провести диагностику ребенка?

Да, могут. У нас есть список вопросов, заданий по каждому разделу мониторинга— при желании родитель получает весь необходимый методический инструментарий в электронном виде и может дома провести диагностику своего ребенка

Например, возьмем один из разделов мониторинга по познавательно-речевому направлению-«Диагностика сформированности математических представлений» подраздел «Ориентировка в пространстве»

В чем достоинства мониторинга?

Слайд 9

• Простота и легкость при составлении отчетов – минимум затраченного времени при получении максимума информации, автоподсчет результатов.

• Наглядность динамики результативности – в работе с родителями, самоконтроле воспитателей, при отчетах на рабочих совещаниях в ДОУ.

• Визуализация индивидуальной динамики личностных достижений ребенка при освоении общеобразовательной программы (в течение учебного года или всего периода нахождения в детском саду).

Достаточно простой методический инструментарий, дающий возможность родителям самостоятельно оценить развитие ребенка.

Источник

Татьяна Красовских
Аналитическая справка по результатам мониторинга динамики речевого развития воспитанников за 3 года обучения

Аналитическая справка

по результатам мониторинга динамики речевого развития

воспитанников за 3 года обучения

(2009/10 уч. год, 2011/2012 уч. год, 2012/2013 уч. год)

сентябрь 2013 г.

Мониторинг был проведен в ГБОУ СОШ № 572 структурного подразделения: Дошкольное (№8) ЮВОУО г. Москвы. Главной целью мониторинга являлось определение динамики речевого развития воспитанников, выявление проблем и улучшение состояния коррекционной работы. Объектом мониторинга являлись воспитанники группы ЗПР, посещавшие учреждение на протяжении двух лет (старшая и подготовительная к школе группа) и воспитанники группы ОНР, посещавшие учреждение также в течение двух лет. Основным методом мониторинга являлось изучение результатов диагностических обследований по определению уровня речевого развития детей за 2009/10 уч. год, 2011/2012 уч. год, 2012/2013 уч. год.

Задачами мониторинга было:

— определение динамики уровня речевого развития воспитанников по основным направлениям коррекционно-логопедической работы;

— корректировка коррекционно-развивающего обучения и его программно-методического обеспечения;

— определения качества логопедического воздействия и организации коррекционного обучения.

За основу диагностики (стартовой, промежуточной и итоговой) воспитанников с ОНР была принята методика Филичевой Т. Б. и Чиркиной Г. В., предложенная авторами для исследования состояния устной речи детей дошкольного возраста. Обследование проводилось по шести основным параметрам речевого развития:

— фонематические процессы;

— звукопроизношение;

— словарь;

— грамматический строй речи;

— связная речь;

обучение грамоте.

За основу диагностики (начало и конец учебного года) в группе с ЗПР была принята методика О. А. Безрукова, О. Г. Приходько, О. И. Служакова, Н. С. Челей для определения уровня сформированности речеязыковой компетенции. Обследование проводилось по следующим параметрам:

— фонематический слух;

— фонематическое восприятие;

— звукопроизношение;

— грамматический строй речи;

— слоговая структура слова;

обучение грамоте.

При проведении были изучены результаты диагностики за три года. Составлена «Сводная таблица динамики уровня речевого развития за 3 года обучения» (Приложение 3) и диаграмм динамики речевого развития (Приложение 4, 5,6).

В Приложении 3 представлена динамика речевого развития воспитанников за 3 года. При анализе учитывались показатели по низкому, среднему и высокому уровням речевого развития на начало и конец учебного года. В результате в подготовительной группе воспитанников с ОНР были получены следующие данные:

— в формировании фонематических представлений:

— в 2009/2010 уч. году: начало года низкий уровень – 27% детей, конце года – 0%; средний уровень в начале года – 64%, в конце года – 9%;высокий уровень в начале года – 9%, в конце года – 91%.

Вывод: прослеживается положительная динамика в формировании фонематических представлений в 2009/2010 уч. году у 100% детей положительная динамика в формировании фонематических представлений.

— в формировании навыков звукопроизношения:

— в 2009/2010 уч. году: начало года низкий уровень – 9% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале уч. года- 55%, в конце – 9%; высокий уровень в начале года – 36%, в конце года – 100%;

Вывод: прослеживается положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения в 2012/2013 уч. г. г. у 100% детей положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения.

-в формировании словаря:

— в 2009/2010 уч. году: на начало года низкого уровня у воспитанников не отмечался; средний уровень в начале года – 72%, средний уровень в конце года – 19%; высокий уровень в начале года – 28%, в конце года –81%.

Вывод: по результатам обучения прослеживается значительная положительная динамика в формировании словаря воспитанников.

-в формировании грамматического строя речи:

— в 2009/2010 уч. году: начало года низкий уровень – 27% детей, в конце года – 0%; средний уровень на начало года- 64%,конец года – 19%; высокий уровень в начале года – 9%, в конце года – 81%.

Вывод: по результатам обучения прослеживается значительная положительная динамика в формировании грамматического строя речи воспитанников.

— в формировании навыков связной речи:

— в 2009/2010 уч. году: начало года низкий уровень – 45% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года- 55%, в конце года-19%; высокий уровень в начале года – 9%, в конце года – 81%.

Вывод: у 100% детей отмечается положительная динамика в формировании навыков связной речи.

— в обучении грамоте:

— в 2009/2010 уч. году: начало года низкий уровень –28% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 72%, в конце года – 28%; высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 72%;

Вывод: по результатам обучения прослеживается значительная положительная динамика в обучении грамоте у 100% детей.

В результате мониторинга в группе воспитанников с ЗПР были получены следующие данные:

— в формировании фонематических слуха:

— в 2011/2012 уч. году: начало года низкий уровень 50 % детей, в конце года – 7%; средний уровень в начале года – 50%, в конце года – 86%;высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 7%;

— в 2012/2013 уч. году: начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 79%, в конце года – 14%;высокий уровень в начале года – 7%, в конце года – 86%.

Вывод: прослеживается положительная динамика в формировании фонематических представлений, без положительной динамики на конец 2011/2012 г. остались – 7% – это случаи сложных речевых расстройств у детей с ЗПР, обусловленных органическим поражением ЦНС. В 2012 /13 уч. г. у 100% детей положительная динамика в формировании фонематических представлений.

— в формировании фонематического восприятия:

— в 2011/2012 уч. году: начало года низкий уровень 76 % детей, в конце года – 7%; средний уровень в начале года – 14%, в конце года – 86%;высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 7%;

— в 2012/2013 уч. году: начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 72%, в конце года – 14%;высокий уровень в начале года – 7%, в конце года – 79%.

Вывод: прослеживается положительная динамика в формировании фонематических представлений, без положительной динамики на конец 2010/2011г. остались – 7% – это случаи сложных речевых расстройств у детей с ЗПР, обусловленных органическим поражением ЦНС. В 2012 /13 уч. г. у 100% детей положительная динамика в формировании фонематических представлений.

— в формировании навыков звукопроизношения:

— в 2011/2012 уч. году: начало года низкий уровень – 71% детей в конце года – 21%; средний уровень в начале года – 29%, в конце года – 65%;высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 14 %;

— в 2012/2013 уч. году: начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 65%, в конце года – 21%;высокий уровень в начале года – 14%, в конце года – 79%;

Вывод: прослеживается положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения, без положительной динамики 2011/ 2012 остались – 21% детей, дети продолжили обучение в подготовительной группе. В 2012/2013 уч. г. г. у 100% детей отмечается положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения.

-в формировании грамматического строя речи:

— в 2011/2012 уч. году: начало года низкий уровень – 42% детей в конце года – 15%; высокий уровень в начале года – 15%, в конце года – 50 %;

— в 2012/2013 уч. году: начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года — 79%, в конце — 21%; высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 79%.

Вывод: по результатам обучения прослеживается значительная положительная динамика в формировании грамматического строя речи воспитанников.

— в формировании слоговой структуры слова:

— в 2011/2012 уч. году: начало года низкий уровень – 65% детей в конце года – 21%; средний уровень в начале года – 35%, в конце года – 65%;высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 14 %;

— в 2012/2013 уч. году: начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 65%, в конце года – 14%;высокий уровень в начале года – 14%, в конце года – 86%;

Вывод: в 2012/2013 уч. году отмечается 100 % положительная динамика в формировании слоговой структуры слова.

— в обучении грамоте:

— в 2012/2013 уч. году: начало года низкий уровень – 72% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 28%, в конце года – 14%;высокий уровень в начале года –0%, в конце года – 86%;

Таким образом, мониторинг за 3 года обучения показывает положительную динамику по всем направлениям коррекционно-логопедической работы.

Анализ результатов коррекционной работы в выпускной группе 2012/13уч. год показал, что 100% детей усвоили программу подготовительной группы: у 85 % детей (высокий уровень) проведена полная коррекция речевых нарушений – речь норма, у 15 % детей (средний уровень) – речь в пределах возрастной нормы. Все выпускники подготовительной группы продолжили обучение в 1 классе общеобразовательной школы.

Такие показатели коррекционно-логопедической работы подтверждают эффективность использования педагогом методических приемов и технологий по преодолению системного недоразвития речи у детей с задержкой психического развития.

Источник