Оценка актуального состояния развития ребенка
Исследование соматического (физического) состояния. При обследовании важно обратить внимание на внешний вид, самочувствие ребенка, убедиться в том, что его физическое состояние на момент встречи не вызывает опасений, выслушать возможные жалобы. В случае если соматическое состояние ребенка неблагополучно, организовать необходимую медицинскую помощь силами соответствующих специалистов. Необходимо также обратить внимание на особенности речи ребенка, его моторику (походка, особенности движений, поз, мимики, жестов), уровень активности.
Оценка настроения. Уже на первой встрече важно оценить настроение ребенка, силу и выразительность проявляемых им эмоций. Особое внимание надо обратить на такие признаки неблагополучия, как тревога, депрессия, страх, чувство вины, агрессия, апатия.
В случае очевидного снижения настроения (депрессии) надо убедиться в отсутствии у ребенка суицидальных мыслей. Если на момент контакта ребенок открыто высказывает суицидальные намерения и стремится к их реализации, необходима немедленная организация встречи с врачом-психиатром. Также консультация врача-психиатра является необходимой при совершении ребенком неадекватных действий и поступков, при наличии у него галлюцинаций, выраженной дереализации с угрозой причинения вреда окружающим или самому себе. Важно отличать в этом случае манипулятивное поведение (демонстративные, шантажные, агравационные способы поведения), всегда имеющее вторичную выгоду и исчезающее по получении последней.
Если ребенок чрезмерно беспокоен и неусидчив во время консультации, необходимо выяснить, не является ли это следствием тревоги и страхов, следствием дефицита внимания или проявлением гипердинамического синдрома. В любом случае важно вести себя твердо и последовательно, объясняя свои требования, подкрепляя устные инструкции зрительной стимуляцией, повторяя свои просьбы несколько раз одними и теми же словами.
Лишь после того, как создана атмосфера доверия и безопасности (а на это может потребоваться несколько встреч), можно переходить к вопросам, связанным с кризисной ситуацией: «Что-нибудь плохое с тобой происходило? А было ли так, что с тобой делали что-то, что тебе не нравилось?» На этой стадии для выяснения обстоятельств можно использовать проективные картинки, проективное фантазирование или рисование (особенно с дошкольниками и младшими школьниками). Если у консультанта возникают подозрения в серьезных когнитивных или аффективных нарушениях, то необходимо провести специальное углубленное тестирование ребенка.
Важно помнить, что консультант прежде всего должен следовать за ребенком и поддерживать только те темы, к разговору на которые ребенок готов. Все это надо делать очень мягко, максимально заботясь о безопасности ребенка.
В работе с детьми, переживающими кризисную ситуацию, особое место занимает работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. Факт пережитого насилия не всегда бывает очевидным, поэтому особую важность приобретает умение психолога (педагога) распознать признаки совершения сексуального насилия над детьми.
Например, наличие в поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста описанных ниже симптомов позволяет с высокой долей вероятности предположить, что по отношению к ним было совершено сексуальное насилие.
1. Необычные сексуальные познания, нехарактерные для данного возраста.
2. Повторяющиеся, неадекватные для возраста и уровня развития сексуальные игры, включая игры игрушками.
3. Сексуализированные выражения привязанности.
4. Чрезмерная самостимуляция гениталий (ребенка невозможно отвлечь от этого занятия).
5. Имитация полового акта с другими детьми или же сексуальное внимание к животным.
6. Сексуализированные поцелуи во взаимоотношениях с друзьями.
7. Компульсивное сексуальное поведение (хватание за грудь, гениталии, раздевание и т.п.).
8. Внезапные изменения чувств по отношению к человеку или месту.
9. Частая бессонница и легко возникающая реакция внезапного испуга.
10. Необычная боязнь какого-нибудь конкретного человека или группы людей, боязнь возвращаться домой, боязнь идти в группу или, наоборот, оставаться в одиночестве, страх перед реальными или воображаемыми объектами, продолжающийся гораздо дольше, чем обычно.
11. Наличие между ребенком и более старшим человеком особых, необычных, секретных взаимоотношений, особенно если в них присутствуют уговоры, заманивания и подарки.
12. Кошмары, ночные страхи и другие нарушения сна.
13. Саморазрушающее поведение (злоупотребление алкоголем, токсическими препаратами, проституция, самоповреждение, суицидальная угроза, попытки суицида, подверженность всяческим несчастным случаям), побеги из дома.
14. Выраженные изменения в поведении: протестное, чрезмерно агрессивное поведение, вызывающее трудности в общении с другими детьми в школе, или, наоборот, пассивное, подчиняемое, чрезмерно уступчивое, угодливое, а также правонарушающее поведение.
15. Спонтанное вранье, спутанный образ собственной реальности.
16. Общее недоверие к взрослым или специфическое недоверие к взрослым одного пола (тольно к мужчинам или только к женщинам).
17. Проблемы утраты навыков гигиены, приводящие к тому, что ребенка вновь приходится приучать ходить в туалет.
18. Возможное снижение обучаемости, которое может некоторое время не проявляться и выявиться только на поздних стадиях развития.
19. Возврат к инфантильному детскому поведению: энурез, сосание пальца, сильный немотивированный плач, вспышки раздражения, или наоборот, слишком взрослое псевдовзрослое поведение.
20. Чрезмерная привязанность или чрезмерная потребность в выражении привязанности.
21. Хроническая депрессия, уход в себя, фобии.
22. Плохие взаимоотношения со сверстниками, низкая самооценка, плохой уход за собой.
В случае работы с ребенком, находящимся в кризисе после совершения над ним сексуального насилия, необходимо прояснить следующее:
§ характер взаимоотношений между ребенком и правонарушителем;
§ частоту и длительность сексуальных злоупотреблений;
§ способы, которыми ребенка склоняли к сексуальному акту;
§ наличие или отсутствие сексуального проникновения;
§ влияние других возможных видов жестокого обращения на реакцию ребенка на сексуальное насилие;
§ особенности раскрытия факта сексуального злоупотребления;
§ особенности семейного взаимодействия и поддержки, оказываемой ребенку;
§ национальные и культурные особенности ребенка.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 2117; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9026 — | 7293 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Планируемые результаты освоения детьми Программы подразделяются на промежуточные и итоговые.
Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми Программы включают интегративные качества ребёнка, которые он приобретает в результате освоения программы. Таким образом, итоговый результат можно представить в виде портрета «выпускника».
Ребёнок, успешно освоивший Программу – это ребёнок, качества которого можно охарактеризовать следующим образом:
Интегративные качества ребёнка
В чём проявляются
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками
Достижение максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учётом индивидуальных особенностей);
Сформированность основных физических качеств, потребности в двигательной деятельности;
Самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур, соблюдение элементарных правил здорового образа жизни
Любознательный, активный
Интерес к новому, неизвестному в окружающем мире (мир предметов и вещей, мир отношений, свой внутренний мир);
Любовь к экспериментированию;
Способность самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), обращение в случае затруднений за помощью к взрослому;
Живое, заинтересованное участие в образовательном процессе
Эмоционально-отзывчивый
Отклик на эмоции близких людей и друзей, сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов
Эмоциональная реакция на произведения искусства, мир природы
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Адекватное использование вербальных и невербальных средств общения, владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (распределение действий при сотрудничестве и др.);
Изменение стиля общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
Способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
Соблюдение правил поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и т.д.)
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
Самостоятельное применение усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребёнком;
Преобразование в зависимости от ситуации способов решения задач (проблем);
Предложение собственного замысла и воплощение его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе
Ребёнок имеет представление:
О себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу;
О составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
Об обществе (ближайшем социуме), о его культурных ценностях и своём месте в нём;
О государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему;
О мире (планете Земля. Многообразии стран и государств, о населении, природе планеты)
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
Умение работать по правилу и образцу;
Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции
Овладевший необходимыми умениями и навыками
Сформированность умений и навыков (речевых, изобразительных, музыкальных, конструктивных и др.), необходимых для осуществления различных видов детской деятельности
Педагоги МДОУ при осуществлении системы мониторинга принимают во внимание то, что педагогическая оценка развития и актуального состояния ребёнка базируется на определённых принципах, требует соблюдения определённых правил, имеет свою технологию и ограничения:
Принципы педагогической оценки
Сущность принципа
Педагогическая оценка нацелена на помощь ребёнку в развитии
Цель педагога – оказать ребёнку помощь и поддержку в его стремлении узнать новое, сориентироваться в мире людей, вещей и природы, разобраться в себе;
Результаты оценки ни в коем случае не должны получать эмоциональную или этическую окраску;
На основе полученной информации родителям даются рекомендации о том. Как помочь ребёнку в его развитии (найти способ объяснения, наиболее понятный ребёнку, помочь ему включиться в привлекательную для него деятельность, техникой которой он ещё не владеет, удовлетворить его потребность в дополнительной информации, загадках, сказках, головоломках и т.п.).
Педагогическая оценка исходит из личности самого ребёнка
Результаты мониторинга сравниваются только с собственными достижениями ребёнка, недопустимо сравнивать их с результатами оценки других детей или с общими представлениями об обычном ходе развития в зависимости от возраста. Социальной принадлежности или других внешних обстоятельств;
Каждый ребёнок имеет право на свой собственный, уникальный путь развития.
Педагогическая оценка отличается от психологической диагностики
Психологическая диагностика направлена на исследование различных психических функций ребёнка (внимания, памяти, вербального и невербального интеллекта и т.п.), а также сферы его личности; по результатам исследования делают вывод об уровне когнитивного и эмоционально-личностного развития ребёнка и о соответствии направления его развития нормальному (нормированному);
Психологические тесты стандартизированы, то есть проверены на большом количестве испытуемых, известны ограничения сферы их действия, способы обработки полученных данных и возможные варианты интерпретации результатов (возможные выводы);
Психолог делает выводы не только об уровне развития ребёнка на данный момент, но и об имеющихся у него потенциальных, пока ещё не использованных возможностях;
Педагогическая оценка значительно более свободна и основана на понимании поведения ребёнка, а не на его тестировании
Педагогическая оценка осуществляется в привычной для ребёнка обстановке
Наблюдения за поведением детей, особенностями их общения между собой и со взрослыми проводятся во время организованной образовательной деятельности, свободной игры или игры, организованной педагогом, прогулки или режимных моментов (воспитатель замечает (фиксирует) возникающие проблемы, отмечает состояние заинтересованности или скуки, увлечённости или отстранённости, радости или огорчения, фиксирует достижения каждого ребёнка и его реакцию на похвалу и т.п.);
Результаты наблюдений фиксируют в специальных регистрационных формах и используют для оказания ребёнку помощи в обучении и развитии, подбирая основные методы и подходы, организуя таким способом особый контекст развития;
Педагогическая оценка включает и специальные диагностические пробы, они направлены на выяснение некоторых специальных аспектов развития ребёнка (эмоциональный статус, самооценка и т.п.), которые также проводятся в привычной для ребёнка обстановке.
Педагогическая оценка развития ребёнка складывается из множества частных оценок
Для оценки общего уровня развития ребёнка необходимо оценивать различные сферы его развития: социальную, эмоциональную, коммуникативную, личностную, интеллектуальную и т.д. (развитие ребёнка представляет собой целостный процесс, уровень и направление развития в каждой из сфер не могут рассматриваться изолированно, так как эти сферы связаны между собой и оказывают влияние друг на друга);
Важно получать информацию о развитии ребёнка от родителей, анализировать данные о социальном статусе семьи, об атмосфере в семье и т.п.;
Целесообразно повторять наблюдения, проводить регулярное анкетирование родителей, результат одного наблюдения может быть необъективным и зависеть от таких факторов, как настроение ребёнка, его усталость, желание заняться чем-то другим, внешняя ситуация и т.д.;
Воспитателя должны интересовать не просто поведение ребёнка в группе, но и его мотивы, установки (личностные устремления и предрасположенности), ход его мысли и т.д.
Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребёнка включает в себя: сбор информации, регистрацию полученных данных, интерпретацию полученных результатов.
Компоненты, методы
Содержание (рекомендации)
Сбор информации
Осуществляется при помощи определённых методов – систематического структурированного наблюдения, получения от детей ответов, сохранения продукта детской деятельности; бесед с родителями и обследования условий жизни ребёнка в семье
Метод структурированного наблюдения
Применяется для решения определённой педагогической задачи, касающейся одного ребёнка или группы детей;
Выбрав конкретную цель, воспитатель может направить своё внимание: на поведение ребёнка (детей) вообще. На некоторые способы его (их) действий (реакцию на конфликт, стиль мышления, поведение в различных типах коммуникации и др.); на определённые ситуации, на прогресс в развитии ребёнка (детей)
Метод получения ответов от детей
Необходимо дать детям возможность отвечать различными способами, не требовать от них только одной формулировки ответа, которую педагог считает единственно правильной;
Задавая вопрос, необходимо быть уверенным, что дети его действительно поняли
Метод сохранения продуктов детской деятельности (рисунков, поделок и т.п.)
На основании того, что сделал ребёнок, педагог может судить и о его актуальном состоянии, о его интересах, предпочтениях, уровне владения определёнными техническими навыками, о свободе самовыражения, его опыте и др.
Регистрация полученных данных (результаты проб и наблюдений)
На каждого ребёнка заводится индивидуальная карта развития;
Необходимо быть объективным при регистрации наблюдений (на оценку воспитателя могут влиять его установки, предварительная информация о ребёнке, общие предпочтения и предубеждения)
Интерпретация полученных данных (процесс анализа полученных данных и выведение из них определённого заключения)
Важно сопоставлять результаты, полученные различными методами в разных видах деятельности и относящиеся к различным сферам личности ребёнка (интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, социальной, сфере развития самооценки, представления о себе, уверенности в себе);
Необходимо принимать во внимание только закономерность
Таким образом, педагогическая оценка развития и актуального состояния ребёнка является основой педагогического процесса МДОУ, потому что она:
— позволяет выстраивать процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребёнка и группы в целом;
— даёт педагогам возможность творчески подходить к обучению и воспитанию ребёнка, обеспечивая ему эмоциональный комфорт и создавая условия для наиболее эффективного личностного и интеллектуального роста (необходимость импровизации и изменения привычных способов действия).
Источник