Оценить физическое развитие ребенка задачи
Методические
указания
к
практическому занятию с пропедевтической педиатрии
для
студентов 3 курса медицинского факультета
Модуль
1.Рост и развитие ребенка
Занятие
№ 2 (практическое – 6 часов)
Темы: Оценка физического развития детей.
Семиотика нарушений физического розвития детей
Цель: уметь оценить
общее состояние ребенка на основе знания особенностей детского организма в
разные вековые периоды, научиться проводить антропометрические измерения у
детей разного возраста, оценивать физическое развитие детей разными методами с
выявлением отклонений разного ґенезу, знать методы закаливания детей.
Профессиональная
ориентация студентов:
одной из характерных особенностей детского организма есть беспрерывный рост,
развитие, усовершенствования структуры и функции органов и систем. Благодаря
этому каждый период жизни ребенка имеет свои специфические особенности. Знания
этих особенностей разрешает оценивать гармоническое физическое развитие
ребенка, своевременно диагностировать и правильно лечить разнообразную
патологию детского возраста, проводить конкретные мероприятия профилактики и
реабилитации. Физическое развитие — это динамический процесс роста (увеличения
длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и т.п.) и биологического
созревания ребенка в разные периоды детства. Уровень физического развития есть
одним из объективных показателей состояния здоровья. Физическое развитие есть чувствительным
показателем, который легко изменяется под влиянием разнообразных
неблагоприятных факторов, в особенности условий окружающей среды. Поэтому
оценка уровня физического развития ребенка есть неотъемлемым элементом контроля
за ее здоровье и занимает важное место в практической деятельности
врача-педиатра.
1.Программа
самоподготовки студентов
I. Тема №1
практического занятия.
1.Выучить
особенности периодов детского возраста.
2.
Выучить особенности собирания жалоб, анамнеза заболевания и жизни
3.
Выучить особенности собирания генетического анамнеза:
—
изучения родословной,
—
случаи спонтанного аборта, выкидышей, мертворожденных;
—
случаи смерти в семье и их причины,
—
заболевания в семье,
—
графическое изображение гениалогического дерева
ІІ
Тема №2 практического занятия
1.
Выучить основные показатели физического развития доношенного здорового
новорожденного.
2.
Выучить динамику основных критериев физического развития у детей разного
возраста.
3.
Выучить методику получения основных показателей физического развития
(стоматоскопические, соматометрические, антропометрические индексы,
использования таблиц)
4.
Выучить правила и технику проведения антропометрии у детей разного возраста
5.
Овладеть основными методами закаливания детей разного возраста
ІІІ
Тема №3 практического занятия
1.
Выучить факторы, которые
влияют на физическое развитие ребенка.
2.
Выучить основные формы нарушений
физического развития ребенка.
3.
Выучить особенности ухода и
наблюдения за детьми с отклонениями физического развития
2.ОБРАЗЦЫ
СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
Задача
№1.
Ребенку
5 лет. Иметь жалуется на частый влажный кашель, который беспокоит в течение
поры, частое дыхание, плохой аппетит.
Анамнез
болезни: заболела остро, 3 дня спустя. Мать связывает заболевания с
переохлаждением на прогулке. Лечила ребенка в домашних условиях: ставила
горчичники на грудную клетку, поила отваром мать-и-мачехи, однако состояние
ребенка ухудшалося, усилился кашель, появилось частое дыхание. Мать обратилась
к педиатру.
Из
анамнеза жизни известно, что ребенок из месячного возраста переведенный на
вскармливание коровьим молоком (сначала в разведении 1:1, со временем 2:1, с 2
месяцев — цельным молоком), раз в 2-3 месяцы болеет простудными заболеваниями,
переболел корем, скарлатиной, ветрянной оспой, энтероколитом.
Задание: 1. Определите
период детского возраста ребенка
2.
Патологию каких органов вы подозреваете
3.
Выделите факторы, которые имели влияние на состояние здоровья ребенка
Задача
№2.
Ребенок
возрастом 6 месяцев родился доношенным с массой тела 3800 г и длиной тела 54
см, на данное время ребенок весит 8,5 кг, имеет рост 70 см, обвод головы 43,5
см, обвод груди 45 см, плеча 15 см, бедра 32 см, голени 18 см
Задание: Оценить
физическое развитие ребенка
Исходный
уровень знаний и умений проверяется путем решения ситуационных задач из каждой
темы, ответами на тесты и конструктивные вопросы.
(наличие
комплектов тестов и ситуационных задач у преподавателя)
3.Ответа
на ситуационные задачи:
Ответ
на задачу №1:
1.Период
молочных зубов (предшкольный).
2.Патологию
органов дыхания.
3.Переохлаждения,
из месячного возраста переведенный на коровье молоко, часто болеет простудными
заболеваниями, переболел корем, скарлатиной, ветрянной оспой, энтероколитом
(высокий инфекционный индекс).
Ответ
на задачу №2.
І.За
эмпирическими формулами надлежащая масса ребенка:
1.
3800+600+800+800+750+700+650=8100 (отклонения 4,9 %)
2.
Рост: 54+3х3+2,5х3=70,5 см (отклонения 0,7 %)
3.
обвод головы: 34=1,5х6= 43 см (отклонения+1,1 5)
4.
Обвод грудной клетки: в 6 мес. 45 см
5.
Индекс Чулицькой: 3х15+32+18-70=25
6.
Индекс Эрисмана 45-70/2=10
7.
Индекс физического развития Q 8,5/8,1?100 %=104,9 %
ІІ.
За сигнальными таблицами:
1.
Рост 67,9 см, сигма 2,2
Фактическое
отклонение=70-67,9=2,1
Отклонения
сигмы 2,1/2,2=0,95 сигмы
2.
Масса за таблицей 8770, сигма 780
Фактическое
отклонение 8770-8500=270
Отклонения
сигмы 270/780=0,34 сигмы
4.
Обвод председателя за таблицей 44,2
см, сигма 1,5
фактическое
отклонение 44,2-43,5= 0,7
отклонения
сигмы 0,4/2,0=0,2
ІІІ.
За центильними таблицами
Масса
тела за ростом в границах 25-50 центилей
Масса
по возрасту 50-75 центилей
Рост
по возрасту 75 центилей
Сводим
все данные в таблице
Показатели | Фактические | Надлежащие | Надлежащие | Надлежащие |
Масса | 8,5 | 8,1 | +0,34 | 50-75 |
Рост | 70 | 70,5 | +0,95 | 75 |
Обвод | 43,5 | 43 | +0,46 | 25-75 |
Обвод | 45 | 45 | +0,2 | 25-75 |
Обвод | 15 | |||
Обвод | 32 | |||
Обвод | 18 | |||
Инд. | 25 | 20-25 | ||
Инд. | +10 | +10-13,5 | ||
Инд. | 104,9 | Излишек |
Вывод:
физическое развитие ребенка гармонический и отвечает среднему согласно возрасту
Количество
степеней тяжести при оценке общего состояния больного:
А. 5
В. 6
С. 4
D. 6
E. 3
F. 7
ANSWER:
A
Укажите
период эмбрионального разлития плода:
A. 1 неделя
B. 2-6 недель.
C. 7-8 недель.
D. 9-10 недель.
Е. 11-12 недель.
ANSWER: B
Укажите период фетального развития плода:
A. 1-2 недели.
B. 2-6 недель.
C. 6-9 недель.
D. 9-12 недель.
Е.9 неделя -начало родов
ANSWER: E
Укажите
сроки перинатального периода:
A. 1-12 недельл беременности.
B. 1-28 недель беременности.
С. 28 неделя беременности – начало родов
D. 28 неделя беременности — 6 сутки жизни включительно
Е. 40 неделя беременности — 6 сутки жизни включительно
ANSWER: D
Укажите сроки неонатального периода:
A. 0-6 сутки включительно
B. 0-28 сутки жизни включительно
C. 6-14 сутки жизни
D. 38- 42 недели внутриутробного развития.
Е. Нет правильного ответа
ANSWER: B
Укажите сроки периода грудного возраста:
A. 0 -4 месяца.
B. 0-9 месяцев
С. 0 — 1 год.
D. 1 — 9 месяцев
Е. 29 сутки жизни – 1 год
ANSWER: E
Укажите
сроки преддошкольного периода
A. 6 месяцев – 4 года
B. 1 – 3 года
C. 1 – 4 года
D. 2 – 5 лет
Е. 2 – 6 лет
ANSWER: B
Укажите сроки периода дошкольного возраста:
A. 1 – 6 лет
B. 2 – 5 лет
C. 3 – 6 лет
D. 5 – 6 лет
Е. Нет правильного ответа
ANSWER: C
Укажите
сроки периода младшего школьного возраста:
A. 5 – 10 лет
B. 7 – 11 лет
C. 8 – 10 лет
D. 9 – 10 лет
Е. 10 лет
ANSWER: B
Укажите сроки старшего школьного периода:
A. 10 – 15 лет
B. 10 – 17 лет
C. 12 – 15 лет
D. 12 – 17 лет
ANSWER: D
4.Методика
выполнения практической работы.(с 900 до 12 00 час)
Тема
№1. Периоды детского возраста, их характеристика и особенности. Особенности
методики обследования здоровых и больных детей.
Работа
1.
Особенности периодов детского возраста:
—
внутриутробный (фаза эмбрионального развития, фаза плацентарного развития);
—
период новорожденности;
—
грудной;
—
период молочных зубов (предшкольный и дошкольный периоды);
—
младший школьный (препубертатный);
—
старший школьный (пубертатный);
Работа
2.
Особенности собирания жалоб, анамнеза заболевания и жизни:
—
особенности собирания жалоб в родителей, у ребенка, у медицинского персонала согласно
алгоритмам коммуникативных связей
Сбор
жалоб и анамнеза у детей.
1.Приветливое
лицо, улыбка.
2.
Ласковый тон беседы.
3.
Поздоровится и представить себя.
4.
Знакомство с ребенком и найти с ним контакт в виде игровой формы.
5.
Корректно и спокойно разговаривать с родителями больного ребенка.
6.
Пояснить действия относительно ребенка (госпитализация, провидения некоторых
исследованья) которые планируют провести в будущим.
7.
Конец беседы.
—
изучения медицинской документации;
—
последовательность собирания анамнеза жизни ребенка (акушерский анамнез —
пренатальний, интранатальный и неонатальный анамнезы; физическое и
психомоторное развитие ребенка; пищевой анамнез; аллергологический анамнез;
эпидемиологический, генетический анамнез)
—
графическое изображение гениалогического дерева
Тема
№2 Оценка физического развития детей, техника антропометрических измерений.
Физическое воспитание, понятия о закаливание, его основные методы.
Работа
3.
Оценка физического развития детей
—
основные показатели физического развития доношенного здорового новорожденного:
—
а) масса
—
б) рост
—
в) обвод головы
—
г) обвод груди
—
д) массо-ростовой коэффициент
—
е) динамика основных критериев физического развития у детей разного возраста
Работа
4.
Методика получения основных показателей физического развития
—
стоматоскопические, соматометрические, антропометрические индексы
—
использования сигнальных и центильних таблиц;
Работа
5.
Правила и техника проведения антропометрии у детей разного возраста, и
закаливание детей согласно алгоритмам коммуникативных связей:
Физикальные
методы обследования детей
1.Приветливое
лицо, улыбка.
2.
Ласковый тон беседы.
3.
Поздоровится и представить себя.
4.
Объяснить родителям, какое обследование будет сделано и получить их согласие.
5.Установить
контакт с ребенком и попробовать вызвать его доверие.
6.Подготовить
к проведению обследования (чистые теплые руки, теплый фонендоскоп).
7.
Проведение обследования.
8.Объяснение
результатов обследования родителям ребенка.
9.
Конец беседы.
Расчет
коэффициента физического развития (Q) у ребенка
1 этап.
Определить надлежащую массу ребенка за эмпирической формулой согласно возрасту
ребенка
2
этап. Рассчитать коэффициент физического развития за формулой (фактическая
масса тела (кг) /надлежащая масса тела (кг))×100 %
3
этап. Сделать вывод относительно полученного коэффициента физического развития
—
использования ростомера
—
использования вессов
—
методы закаливания детей разного возраста
Тема №3 Семиотика отклонений физического развития, уход и наблюдения
за детьми с нарушениями физического развития
Работа
6.
Работа возле кровати больного:
— собрать жалобы, анамнез заболевания и жизни, графически изобразить
родословную;
— определить период детского возраста данного больного, определить
его особенность;
— провести антропометрические обследования в курованого больного (масса, рост,
обвод груди и головы, обвод бедра, голени и плеча)
— оценить стоматоскопические показатели: форму частей тела, поставу, развитие
мускулатуры, жироотложение, эластичность кожи, тургор тканей
— определить антропометрические индексы у ребенка, сравнить их с идеальными
антропометрическими показателями полученными за эмпирическими формулами
— оценить физическое развитие ребенка за вентильными и сигнальными таблицами
Работа
7.
Сделать вывод о физическом развитии ребенка, назвать причины отклонений
физического развития, если они имеются.
При
извещении результатов обследования.
1.Приветливое
лицо, улыбка.
2.
Ласковый тон беседы.
3.
Поздоровится и представить себя.
4.
Корректно и доступное для понимания родителей ребенка объяснение
результатов того и или иного обследования.
5.Привлечение
родителей и детей старшего школьного возраста к беседе (сравнение результатов
данного обследования с предыдущими результатами, установить, понятно ли им ваше
объяснение).
6. Конец
беседы.
Назначить
элементы ухода за ребенком с выявленными отклонениями от физического развития.
5.Семинарское
обсуждение теоретических вопросов (с 12.30 до 14.00)
6.Cамостоятельная
работа студентов 14 15-1500
Для
тех студентов, кто не сдал мудл)
Студент
должен знать:
1.
Определения периодов детского возраста
2.
Особенности собирания жалоб и анамнеза у детей разного возраста.
3.
Структуру анамнеза
4.
Основные показатели физического развития доношенного здорового новорожденного
5.
Динамику основных критериев физического развития
6.
Методику получения основных критериев физического развития
7.
Правила и технику проведения антропометрии у детей разного возраста
8.
Основные методы закаливания детей разного возраста
9.
Факторы, которые влияют на физическое развитие
10.
Основные формы нарушения роста
11.
Основные отклонения массы и роста у детей разного возраста
Студент
должен уметь:
1.
Собрать жалобы, анамнез заболевания и жизни
2.
Обнаружить особенности организма в каждый период детского возраста
3.
Выучить родословную, обнаружить случаи смерти, ее причины, заболевания в семье,
вероятность кровной родственности родителей, графически изобразить родословную
4.
Измерять основные параметры тела (массу, рост, обводы головы, груди,
бедра голени, плеча).
5.
Оценивать стоматоскопические показатели (форму частей тела поставу, тургор
тканей, эластичность кожи, развитие подкожной основы и мышц).
6.
Высчитывать антропометрические индексы
7.
Высчитывать надлежащие показатели физического развития за эмпирическими
формулами, сигнальными и вентильными таблицами
8.
Оценивать физическое развитие на основании полученных изменений
9.
Назначить схемы закаливания детям разного возраста
10.
Обнаружить причины отклонений физического развития
11.
Присматривать за детьми с нарушениями физического развития
Источники
информации:
Основные:
1.
Капитан Т. В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми 5-е изд.-
МЕДпресс-информ. – 2009. – 656 с.
2.
Калмыкова А.С., Ткачева Н.В., Климов Л.Я. и др. / Под ред. А.С. Калмыковой
Пропедевтика детских болезней (специальность 060103.65 «Педиатрия» по
дисциплине «Пропедевтика детских болезней в курсом здорового ребенка и
общим уходом за детьми»). – Гэотар.- 2010. – 920 с.
3.
Юлиш Пропедевтика педиатрии: Учебное пособие для студентов 3-го курса лечебных
фак. – Заславский. – 2010 с.
4.
Кельцев В.А.Пропедевтика детских болезней: учебник.- Феникс. – 2011.
– 573 с.
5.
Мазурин А.В. Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. Издательство
«Фолиант», 2009. – 1008 с.
6.
Материалы
7.Лекциї
Дополнительные:
1.
Ричард Э. Берман. Педиатрия по Нельсону. В 5 томах. Москва: МИА, 2009. – 4800
с.
2.
Педиатрия. Национальное руководство. В 2 томах. Том 2 (+ CD-ROM): —
Санкт-Петербург, ГЭОТАР-Медиа, 2009 г.- 1068 с.
3.
Капитан Т.В. Актуальные вопросы педиатрии. Уч-метод пособие по курсу
пропедевтики. Винница: — 2009. – 96 с.
4.
Кильдиярова Питание здорового ребенка. – Гэотар. – 2011. – 224 с.
Методическое указание составила
доц. НИКИТЮК С.О
Обсуждено
и утверждено на заседании кафедры
30.08.2010
г. протокол № 1
Утверждено
на заседании кафедры
31.05.2012
протокол №15
Утверждено
на заседании кафедры
26.06.2013
протокол №16
Источник