Обухова л развитие ребенка дошкольника

Обухова л развитие ребенка дошкольника thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Обухова.

Людми́ла Фили́пповна Обу́хова (22 июля 1938, Москва, СССР — 20 июля 2016, Москва, Россия) — советский и российский ученый в области психологии, доктор психологических наук, профессор МГУ и МГППУ, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ (1999—2016).

Биография[править | править код]

В 1955—1960 годах училась на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова.

1960 г. — старший лаборант философского факультета МГУ, позднее — младший научный сотрудник.

В 1970-е гг. во время проведения «Загорского эксперимента» курировала группу слепоглухих студентов, обучавшихся в МГУ (в том числе ныне известного психолога А. В. Суворова). В этой работе ей большую поддержку оказывали главный учитель и воспитатель этой группы психолог А. И. Мещеряков и философы Э. В. Ильенков и Ф. Т. Михайлов.

В 1972 году защитила кандидатскую диссертацию «Формирование элементов научного мышления у ребёнка» под руководством П. Я. Гальперина.

В 1996 году — защитила докторскую диссертацию «Пути научного изучения психики ребёнка в XX веке».

Действительный член РАЕН (1996), член Международного общества культурно-деятельностных исследований. Работала экспертом ЮНЕСКО по проблеме «Маленький ребёнок и семья» (с 1988 по 1990 год[1].

Научная деятельность[править | править код]

В сфере фундаментальных теоретико-методологических исследований Л. Ф. Обуховой представлена система возможных интерпретаций психического развития ребёнка. Установлены два магистральных пути развития детской психологии, каждый из которых реализует одну из существующих парадигм исследования — естественно-научную и культурно-историческую. Сравнительный анализ теорий детского развития позволил вскрыть их преемственность и установить логику процесса формирования научного знания о движущих причинах детского развития[2].

Л. Ф. Обухова провела детальный анализ учения Ж. Пиаже и подвергла экспериментальному опровержению ряд его положений. Для изучения характерных особенностей детского мышления (феноменов Ж.Пиаже) она применяла метод планомерного формирования умственных действий П. Я. Гальперина[2].

Л. Ф. Обухова принимала участие во многих исследованиях, посвящённых изучению умственного развития детей, влиянию семейных отношений на развитие ребёнка. Участвовала в многолетней работе со слепоглухими студентами факультета психологии МГУ. В составе научного коллектива центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца» она участвовала в разработке программы дошкольного образования «Истоки», направленной на обогащение (амплификацию) психического развития ребёнка и максимальную реализацию возможностей каждого возрастного периода[3].

Людмила Филипповна не только учёный и педагог, но и прекрасный пропагандист и организатор науки. По её инициативе, при её поддержке и участии начиналась и развивается педагогическая и научно-исследовательская работа во многих университетах и педагогических институтах РФ (Архангельск, Нижний Новгород[4], Сургут, Самара, Дубна[5] и др.). Она — почётный доктор Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова (г. Архангельск)[6].

Л. Ф. Обухова реализовывала проект «Конференция „На пороге взросления“» при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (№ 11-06-14057 г.). В 2009—2011 гг. прошли три всероссийские научно-практические конференции, посвящённые самым современным тенденциям развития детей и подростков, живущих в разных социокультурных условиях[7].

Преподавательская деятельность[править | править код]

Людмила Филипповна читала в МГППУ курсы «Возрастная психология», спецкурсы «Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов», «Теория Ж.Пиаже», «Актуальные проблемы современной психологии развития», «Основы общей (генетической) психологии», «Теория П. Я. Гальперина»; в МГУ преподаёт общий курс «Возрастная психология», спецкурс «Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов»[1].

Также Л. Ф. Обухова являлась руководителем международной магистерской программы «Психология развития» в МГППУ.

Под руководством Обуховой Л. Ф. успешно защищено более 30-ти кандидатских диссертаций. Людмила Филипповна — автор фундаментального учебника «Возрастная психология», ставшего уже классическим, по нему учатся многие студенты не только в России, но и в ближнем зарубежье. C 1994 г. учебник выдержал несколько переизданий, новейшее на сегодняшний день: Л. Ф. Обухова «Возрастная психология». — М., Юрайт, 2011. Для сохранения научно-педагогической значимости учебника, в первоначальный текст были внесены существенные изменения и дополнения. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ВПО третьего поколения.

Издательская деятельность[править | править код]

Л. Ф. Обухова являлась членом редколлегий журналов:

  • «Вестник Московского университета. Серия «Психология»
  • «Психологическая наука и образование»[8]
  • «Культурно-историческая психология»[9]
  • Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна»

Основные публикации[править | править код]

Л. Ф. Обуховой опубликовано более 70 научных работ, включая статьи на немецком, английском, французском языках.

Читайте также:  Ребенок в 15 лет мальчику развитие

  1. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.
  2. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
  3. Обухова Л. Ф. Современная американская психология развития. — М.: Издательство Московского университета, 1986. — 128 с.
  4. Обухова Л. Ф., Шаповаленко И. В. Формы и функции подражания в детском возрасте. — М.: МГУ, 1994.
  5. Обухова Л. Ф. Развитие творческого мышления дошкольника. — М., 1995.
  6. Обухова Л. Ф., Чурбанова С. М. Развитие дивергентного мышления. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995.
  7. Парамонова Л. А., Новоселова С. Л., Тарасова К. В., Обухова Л. Ф. «Истоки». Базисная программа развития ребёнка-дошкольника. Концепция. — М., 1995.
  8. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
  9. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. 3-е изд., стер. — М.: Тривола, 1998.
  10. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребёнок: психологический аспект детского развития. — М.: Правительство Москвы, Департамент образования, 1999.
  11. Обухова Л. Ф. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. — М.: Гардарики, 2001.
  12. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 2004.
  13. Алиева Т. И., Антонова Т. В., Арушанова А. Г., Богина Т. Л., Давидчук А. Н., Обухова Л. Ф. и др. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Карапуз-Дидактика, 2004.
  14. Обухова Л. Ф. «Детская возрастная психология» (Учебно-методический комплекс: учебник, сборник задач, хрестоматия). — М.: МГППУ, 2004.
  15. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Интервью с Л. Ф. Обуховой
  • Видео публичной лекции Л. Ф. Обуховой «Социо-когнитивный подход к исследованию интеллектуального развития ребёнка»
  • Видео публичной лекции Л. Ф. Обуховой «Психология развития»
  • Видео-интервью с Л. Ф. Обуховой
  • Сборник материалов конференции «На пороге взросления» 2011

Источник

Спасибо,
что скачали книгу в бесплатной
электронной библиотеке Royallib.ru

Все
книги автора

Эта
же книга в других форматах

Приятного
чтения!

Л.Ф.Обухова

Детская
(возрастная) психология

ОБУХОВА
Л. Ф., доктор психологических наук.

Детская
(возрастная) психология.

Данное
издание представляет собой первую
попытку в современной отечественной
психологической науке создания учебника
по детской психологии. Содержание и
структура учебника включают существующие
зарубежные и отечественные теории,
многообразный фактический материал и
проблемы, решаемые наукой и практикой
в области возрастной психологии.

Учебник
предназначен для студентов психологических
факультетов университетов, педагогических
вузов и колледжей, а также всех тех, кто
интересуется вопросами психического
развития детей.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава I. Детство как предмет психологического исследования.

1.
Исторический анализ понятия «детство»

2.
Детство как предмет науки

3.
Специфика психического развития ребенка.

4.
Стратегии исследования психического
развития ребенка

Глава
II. ПРЕОДОЛЕНИЕ БИОГЕНЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХИКИ РЕБЕНКА

1.
Биогенетический принцип в психологии

2.
Нормативный подход к исследованию
детского развития.

3.
Отождествление научения и развития

4.
Теория трех ступеней детского развития..

5.
Концепции конвергенции двух факторов
детского развития.

6.
Подходы к анализу внутренних причин
психического развития ребенка.

Глава
III. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕТСКОГО
РАЗВИТИЯ.

1.
Теория Зигмунда Фрейда.

2.
Развитие классического психоанализа
в работах Анны Фрейд.

3.
Эпигенетическая теория развития
личности. Эрика Эриксона.

Глава
IV. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

1.
Отход от классического бихевиоризма…

2.
Воспитание и развитие.

3.
Критические периоды социализации.

4.
Поощрение и наказание как условия
формирования нового поведения.

5.
Роль подражания в формировании нового
поведения.

6.
Ребенок и взрослый.

7.
Семья как фактор развития поведения
ребенка

Глава
V. УЧЕНИЕ ЖАНА ПИАЖЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ
РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

1.
Этапы научной биографии.

2.
Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже.

3.
Открытие эгоцентризма детского мышления

4.
Открытие стадий интеллектуального
развития ребенка.

Глава
VI. Л. С. ВЫГОТСКИЙ И ЕГО ШКОЛА

1.
Смена научного мировоззрения.

2.
Дальнейшие шаги по пути, открытому Л.
С. Выготским.

Читайте также:  Развитие ребенка при беременности фильм

Глава
VII. КОНЦЕПЦИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА. ПЕРИОД
РАННЕГО ДЕТСТВА.

1.
Кризис новорожденности

2.
Стадия младенчества.

3.
Ранний возраст.

4.
Кризис трех лет

Глава
VIII. КОНЦЕПЦИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА. ПЕРИОД
ДЕТСТВА.

1.
Дошкольный возраст.

2.
Кризис семи лет и проблема готовности
к школьному обучению.

3.
Младший школьный возраст.

Глава
IX. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В СВЕТЕ РАЗНЫХ
КОНЦЕПЦИЙ..

1.
Влияние исторического времени.

2.
Классические исследования кризиса
подросткового возраста.

3.
Новые тенденции в изучении отрочества
(Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И.
Божович)

Глава
X. НЕОКОНЧЕННЫЕ СПОРЫ.

1.
П. Я. Гальперин и Ж. Пиаже.

2.
О закономерностях функционального и
возрастного развития психики ребенка.

3.
Формы и функции подражания в детстве.

4.
Проблема общих и специфических
закономерностей психического развития
слепоглухонемого ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приложение
1. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Приложение
2. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА (1959)

Вечная
признательность Учителям

ПРЕДИСЛОВИЕ

В
настоящее время в мире существует
множество учебников по детской психологии.
Практически каждый крупный западный
университет имеет свой оригинальный
вариант. Как правило, это объемные,
хорошо иллюстрированные пособия,
обобщающие огромное количество научных
исследований. Некоторые из них переведены
на русский язык. Однако ни в одной из
этих понастоящему интересных книг мы
не встречаем анализа целостной концепции
детского развития, разработанной Л. С.
Выготским и его последователями, которая
является истинной гордостью и подлинным
достижением отечественной психологии.

Отсутствие
знаний о столь существенной концепции
заставляет нас считать, что любой
зарубежный учебник не отражает современный
уровень психологических знаний о
развитии ребенка в полной мере.

Отечественные
учебники по детской психологии невелики
по объему и бедны иллюстративным
материалом. К тому же им тоже присущ
содержательный недостаток: обобщая
опыт, накопленный в’ нашей науке, они
дают весьма слабое представление о
достижениях современной зарубежной
психологии. Предлагаемая вниманию
читателя книга и создавалась в основном
для того, чтобы восполнить эти пробелы
и представить в уравновешенном и полном
виде многообразные подходы к пониманию
психического развития ребенка, которые
были разработаны в XX веке, то есть за
весь период существования детской
психологии как отдельной научной
дисциплины. Изложение материала опирается
на несколько основных принципов.

Это,
прежде всего, принцип историзма, который
позволяет как бы нанизать на один
стержень все важнейшие проблемы детского
развития, возникавшие в разные периоды
времени. В книге анализируется историческое
происхождение понятия «детство»,
прослеживается связь истории детства
с историей общества, показываются
исторические предпосылки возникновения
детской психологии как науки.

Второй
принцип, положенный в основу выбора
анализируемык концепций детского
развития, связан с разработкой и введением
в науку новых методов исследования
психического развития. Изменения в
представлениях о психическом развитии
всегда связаны с появлением новых
методов исследования. «Проблема
метода есть начало и основа, альфа и
омега всей истории культурного развития
ребенка,— писал Л. С. Выготский. — Опереться
понастоящему на метод, понять его
отношение к другим методам, установить
его сильные и слабые стороны, понять
его принципиальное обоснование и
выработать к нему верное отношение —
значит, в известной мере, выработать
правильный и научный подход ко всему
дальнейшему изложению важнейших проблем
детской психологии аспекте культурного
развития». Именно этот принцип, эта
установка Л. С. Выготского позволила
проанализировать исторический путь
детской психологии от первых наивных
представлений о природе детства до
современного углубленного системного
изучения этого феномена. Биогенетический
принцип в психологии, нормативный подход
в исследовании детского развития,
отождествление развития и научения в
бихевиоризме, объяснение развития
влиянием факторов среды и наследственности
в теории конвергенции, психоаналитическое
изучение ребенка, сравнительные
исследования нормы и патологии,
ортогенетические концепции развития
— все эти и многие другие подходы в
отдельности и все вместе отражают
сущность и иллюстрируют связь концепций
психического развития и методов его
исследования.

Третий
принцип касается анализа развития
основных аспектов человеческой жизни
— эмоционально-волевой сферы, поведения
и интеллекта. Теория классического
психоанализа 3. Фрейда развивается в
работах М. Клейн и А. Фрейд, а затем
переходит в концепцию психосоциального
развития жизненного пути личности Э.
Эриксона.

Читайте также:  Основные задачи развития языка ребенка

Проблема
развития в классическом бихевиоризме
переосмысливается в теории социального
научения — самом мощном направлении
современной американской психологии
развития. Исследования познавательного
развития также претерпевают изменения
— наблюдается переход от изучения
эпистемического субъекта к изучению
конкретного ребенка в реальных условиях
его жизни.

На
фоне всех этих выдающихся достижений
западной психологии все же подлинный
революционный переворот в детской
психологии совершил Л. С. Выготский. Он
предложил новое понимание хода, условий,
источника, формы, специфики, движущих
сил психического развития ребенка; он
описал стадии детского развития и
переходы между ними, выявил и сформулировал
основные законы психического развития
ребенка.

Л.
С. Выготский избрал областью своего
исследования психологию сознания. Он
назвал ее «вершинной психологией»
и противопоставил ее трем другим —
глубинной, поверхностной и объяснительной.
Л. С. Выготский разработал учение о
возрасте как единице детского развития
и показал его структуру и динамику. Он
заложил основы детской (возрастной)
психологии, в которой реализуется
системный подход к изучению детского
развития. Учение о психологическом
возрасте позволяет избежать биологического
и средового редукционизма при объяснении
детского развития.

Анализ
концепции Л. С. Выготского составляет
смысловое ядро данной работы. Однако
было бы ошибкой считать, что идеи
Выготского застыли, превратились в
догму, не получили закономерного развития
и логического продолжения. Отметим, что
не только достоинства, но даже и некоторая
ограниченность идей Л. С. Выготского
стимулировали развитие отечественной
детской психологии. Теоретический
анализ идей Л. С. Выготского и его
последователей показывает, что существует
совсем иная детская психология, до сих
пор мало известная большинству психологов.

Большой
раздел учебника посвящен характеристике
стабильных и критических периодов
психического развития ребенка. Здесь
анализ фактов детского развития
осуществляется на основе учения Л. С.
Выготского о структуре и динамике
возраста. Структура возраста включает
в себя характеристику социальной
ситуации развития ребенка, ведущего
типа деятельности и основных психологических
новообразований возраста. В каждом
возрасте социальная ситуация развития
содержит в себе противоречие (генетическую
задачу), которое должно быть решено в
особом, специфическом для данного
возраста, ведущем типе деятельности.

Разрешение
противоречия проявляется в возникновении
психологических новообразований
возраста. Эти новообразования не
соответствуют старой социальной ситуации
развития, выходят за ее рамки. Возникает
новое противоречие, новая генетическая
задача, которая может быть решена
благодаря построению новой системы
отношений, новой социальной ситуации
развития, свидетельствующей о переходе
ребенка в новый психологический возраст.
В этом самодвижении проявляется динамика
детского развития. Такова схема
рассмотрения всех возрастных периодов
детской жизни от рождения до подросткового
возраста, такова логика их развития.

В
заключительном разделе книги
рассматриваются некоторые дискуссионные
проблемы детской психологии — о причинах
многоликости подражания в детстве, о
закономерностях функционального и
возрастного развития психики ребенка,
об общем и специфическом в развитии
нормального и аномального ребенка.

На
наш взгляд, такое построение учебника
будет способствовать не только усвоению
теории, фактов, проблем и методов их
изучения, но и развитию научного мышления
в области детской психологии.

Данное
издание приближено к форме учебника
для студентов, изучающих психологию и
педагогику. Для каждого раздела указаны
возможные темы семинарских занятий,
которые преподаватель может более
подробно разработать. Темы для
самостоятельной работы направлены на
расширение общего кругозора учащихся.
Рекомендованная литература включает
в себя наиболее значимые работы в области
детской психологии. Их чтение позволит
углубить и расширить знания, представленные
в учебнике.

Пользуясь
случаем, выражаю глубокую признательность
за разного рода помощь студентам и
аспирантам, с которыми мне выпало
удовольствие работать.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник