Обучению обычно ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики
Современный мир заполнили различные гаджеты: мобильный телефоны, планшеты, ноутбуки и т. д. У каждого ребенка на улице можно заметить подобную технологию. Теперь электрические устройства заменили им все игрушки. Как же это влияет на ребенка? В первую очередь страдает его мелкая моторика. Часто мы можем увидеть, как вместо указательного пальца ребенок начинает использовать большой палец, перелистывая страницы на планшете. И это распространяется не только на сенсорный экран. Ребенок начинает везде и всюду использовать большой палец вместо указательного: включая и выключая свет, нажимая кнопку в туалете и т. д. В дальнейшем неправильное употребление пальца может сказаться на графомоторных навыках ребенка, что может снизить его уровень подготовки к школе и дальнейшее развитие. Также может наблюдаться у детей неправильный тонус в кистях и пальцев руки.
У многих детей можно отметить проблемы со зрительно-моторной координацией. Дети настолько привыкли видеть 2D мир, что в реальности они становятся совершенно беспомощными. Им тяжело планировать собственные движения. У них нет понятия собственного «Я» в пространстве. Нарушается также связь «глаз-рука», что в будущем тоже плохо скажется на дальнейшем обучении.
Все выше перечисленное неблаготворно влияет на развитие мелкой моторики. В современном мире даже у нейротипичных детей могут наблюдаться проблемы с мелкой моторикой. Поэтому актуальной проблемой данной статьи считается развитие мелкой моторики и ее важная роль в жизни у малыша.
Для начала вспомним, что такое «мелкая моторика». Термин «мелкая моторика» подразумевает координированные движения мышц пальцев и кистей рук. Дальнейшее их развитие отразиться на уровне умений ребенка выполнять различные повседневные задание, по типу навыков самообслуживания и дальнейшие важные способности для школы.
Давно было доказано, что мелкая моторика способствует благоприятному развитию речи у детей. Эта связь обуславливается тем, что речевые зоны коры очень близко находятся к двигательным зонам, общностью формирования двигательной и речевой сферы, а также взаимной связью формирования речи и моторики в целом [4].
Таким образом, показателем нормального развития ребенка является ничто иное, как мелкая моторика и развитие руки ребенка. В своей книге М. М. Кольцова «Ребенок учится говорить» указывает на то, что даже в животном мире общение зарождается посредством движения. Что наши далекие предки начинали путь от безмолвия к речи с помощью жестикуляции, начиная использовать в аффекте звукоподражательные крики. Что для лучшего развития речевой сферы следует стимулировать у ребенка движения пальцев [4].
Согласно изучению различных детей Л. Ф. Фомина в своей работе отметила следующую закономерность:
«Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы» [11].
Исследованиями доказано, что ребенок проходит несколько этапов психомоторного развития. Постепенно он проходит стадии от неспецифических манипуляций до осознанной деятельности, которая подразумевает под собой планируемое целенаправленное действие. В том числе осознанная деятельность включает в себя вторую сигнальную систему — речь [5].
В своих работах И. М. Сеченов особое внимание уделяет движению руки. Что они возникают в результате ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями, получаемыми от взаимодействия ребенка с окружающей средой [10].
По мнению Марии Монтессори — ребенок проходит три стадии развития:
– развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В первую очередь на этом периоде развивается словарный запас ребенка (от 1 до 2,5 лет), а во вторую — осваиваются графомоторные навыки, проявляющиеся в творчестве ребенка (рисунок, лепка), что в дальнейшем отражается на письме ребенка (от 3 до 4,5 лет);
– восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этот период ребенок начинает активно играть с предметами окружающего мира. То, что в первую очередь лежит в поле его досягаемости. Это могут быть пуговицы, мелкие бусинки, цветные камушки и т. д. Взаимодействие с мелкими предметами положительно сказывается на развитии мелкой моторики малыша. Но такие игры должны проходить под чутким присмотром взрослого, так как в первую очередь ребенок попробует предмет «на зуб»;
– формирование навыков самообслуживания (от 1 до 4 лет). На данном этапе ребенок учится самым простейшим навыкам самоосблуживания — одеваться и раздеваться, причесываться, чистить зубы и прочее [7], [8].
Бернштейн выдвинул идею об уровнях построения движения:
Уровень A — самый низкий уровень, отвечающий за тонус мышц. Этот уровень регулирует немногочисленные движения, связанные с вибрацией и тремором.
Уровень B — уровень синергий. Обработка поступающих сигналов от мышечно-суставных рецепторов, сообщающие о положении и движении частей тела. На этом уровне происходит организация движений более высоких уровней и выполняется задача внутренней координации сложных двигательных ансамблей. Одним из примеров движения является потягивание и мимика человека.
Уровень C — уровень пространственного поля. На данном уровне принимается и обрабатывается информация, поступающая от органов зрения, слуха и осязания. То есть информация о внешнем пространстве. На данном уровне строятся движения, учитывающие пространственные свойства объектов — их форму, положение, длину, вес и т. д. То есть все переместительные движения.
Уровень D — уровень предметных действий. Уровень, отвечающий за организацию действий с предметами. На данном уровне учитываются все орудийные действия и манипуляции с предметами.
Уровень E — уровень интеллектуальных двигательных актов. На этом уровне учитываются такие движения, как: движение письма, речевые движения, движения символической или кодированной речи. Движения данного уровня имеют вербальный смысл.
Согласно всем выше описанным уровням, Бернштейн делает несколько выводов. Во-первых, в организации движений участвуют сразу несколько уровней. К примеру, письмо является самым сложным движением, в котором участвует все пять уровней. Во-вторых, одно движение может строиться на разных ведущих уровнях. К примеру, круговое движение (может выполняться по-разному — движение пальцем, движение тела или действие с предметом) может строится на любом из уровней [9].
Стоит более подробно рассмотреть и проанализировать становление мелкой моторики у ребенка от рождения. Изучим работы Визель Т.Г [3].
0–1,5 мес. На данном промежутке жизни ребенок лежит на спинке. Но даже в этот период он беспорядочно движет ручками, что является врожденной способностью.
2 мес. Зарождается ориентировочная деятельность ребенка. Происходит включение элементарных уровней коры головного мозга. Ребенок постепенно начинает прослеживать за движением своих рук. Рассматривать их, подносить к лицу, хватать предметы, прикасающиеся к рукам. В этом возрасте ребенок может приподнимать головку, что дает ему изучить ближайшее пространство.
3–4,5 мес. Этот период характеризуется включением различных двигательных систем мозга: стволовые, пирамидные и подкорковые. Младенец может уже лежать на животе, опираясь на предплечье. Данная поза позволяет ему рассматривать свои руки, играть с ними. Окружающее пространство расширяется.
4,5–5 мес. Ребенок старается сесть, когда его тянут за ручки. Новая поза говорит о том, что ребенок готов в ближайшее время принять вертикальное положение. Именно в этот момент, ребенок может удерживать предмет, который ему положат в руку. Неотъемлемой частью развития становится погремушка. Ребенок старается удержать ее и активировать звук из нее. Начало предметной деятельности положено.
5–5,5 мес. Появилась возможность трогать свои колени, изучать их с помощью прикосновений, лежа на спине. Совершаются перевороты со спины на бок. В данный период ребенок уже самостоятельно пытается взять ближайшие предметы для изучения. Ребенок может проводить пальцами по интересующей его игрушке.
5,5–6,5 мес. Ребенок может приподниматься, лежа на животе, опираясь при этом на руки. Кисти раскрыты, что помогает ему удерживать равновесие дольше. Поза руки подготавливается к предмету, который ребенок хочет взять.
6,5–7,5 мес. Ребенок продолжает изучать собственное тело путем осязания. На данном этапе первой частью изучения становятся ступни. Ребенок начинает сидеть без поддержки. Прослеживает за собственными движениями при перекладывании игрушки из руки в руку. Появляется способность вращать кистью, держащей игрушку.
7,5–8,5 мес. Двигательные координации усложняются: ребенок самостоятельно берет игрушку сразу двумя руками и поднимает ее. В этот период ребенок с поддержкой может принять вертикальное положение.
8,5–9,5 мес. Ребенок начинает владеть собственным телом и появляется его произвольность. Ребенок становится более подвижным. Он тянется к изучению окружающей среды. Также появляются первые непредметные действия руками — ребенок начинает хлопать в ладоши.
9,5–11 мес. Активное передвижение ребенка приносит новый способ движения — пинцетный захват.
11–12 мес. В данный период большее внимание родители уделяют тому, что ребенок встает при помощи опоры и крепко держится на ногах. В предметной деятельности тоже происходят изменения. Идет совершенствование кистевого и пальцевого праксиса. Ребенок может бросать мячик.
1–1,5 года. Ребенок начинает самостоятельно вставать и ходить. Просыпается интерес к изобразительной деятельности. Ребенок может несколько раз провести карандашом по бумаге, образуя каракули. Также развивается манипуляция с предметами. Ребенок может поставить кубик на второй кубик, построив небольшую башенку.
1,5–2 года. Появляется первое движение мелкой моторики: ребенок опускает в отверстие маленький предмет.
2–3 года. Ребенок может поймать мяч, который катится к нему. Башенка из кубиков может теперь состоять из 4 кубиков. Появляется интерес к сенсорным играм — ребенок переливает из одной емкости жидкость в другую.
3 года. Ребенок может работать с пластилином, раскатывая из него неровные колбаски. Совершаются попытки разрезать бумагу ножницами.
В своей работе Архипова Е. Ф. «Стертая дизартрия у детей» выделяет важность работы мелкой моторики, как неотъемлемую часть развития речи. По ее мнению, способности писать у ребенка начинается значительно раньше того момента, когда ребенку вкладывают в руки карандаш для обучения написания букв. Ребенок проходит несколько стадий развития графомоторных навыков [2].
В 1–1,5 года ребенок может только зажать карандаш в ладони, что ограничивает его движения. Нет конкретной мысли что-либо изобразить на бумаге.
В 2–3 года ребенок удерживает карандаш сверху. Движения свободные и спонтанные. Появляется определенность в движениях. Ребенок наблюдает за линиями. Преобладают вертикальные движения, имитация еще ограничена. На бумаге появляются неровные овалы — первая попытка изобразить человека и окружающую действительность (солнце, мячик и т. д.).
В 3,5–4 года появляется правильный захват карандаша. Улучшается координация движений, зрительно-пространственное восприятие. Ребенок отслеживает границы листа и границы собственных рисунков. Ребенок начинает копировать изображение. Старается передать пропорции предмета и рисунка.
В 5 лет в рисунках преобладает штрихи — вертикальные и горизонтальные. Теперь ребенок отслеживает длину линии, равномерность и четкость. Ребенок правильно держит ручку. Появляется желание писать буквы.
В 6 лет ребенок копирует геометрические фигуры. Их линии более четкие, пропорциональные. В этом возрасте ребенку доступны любые движения. Благотворно влияет на дальнейшую способность к письму рисование.
Согласно Е. М. Мастюковой особенности развития мелкой моторики тесно связаны со зрительно-моторной координацией [1], [6].
В 1–2 года ребенок может держать в руке 2 предмета, чертить карандашом, переворачивать страницы. Ставит друг на друга 2–6 кубиков.
В 2–3 года ребенок может открывать ящики. В этот период преобладает сенсорные игры — игра с песком и глиной. Открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы, пользуется ножницами.
В 3–4 года ребенок начинает рисовать цветными карандашами или мелками. Начинает складывать бумагу один раз. Строит башенку из 9 кубиков.
В 4–5 лет ребенок начинает лепить из пластилина поделки (из 2–3 частей), шнурует ботинки, может опознать фигуру на ощупь.
Стоит помнить, что на развитие мелкой моторики влияет не только поэтапное созревание центральной нервной системы, но и окружающая среда ребенка.
Таким образом, мы можем подвести итог, что развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью развития ребенка. Что развитие мелкой моторики начинается с первых дней жизни и позволяет ребенку изучать окружающий мир, подкрепляя другие немаловажные процессы в жизни.
Литература:
- Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. Вузов / Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 224 с.
- Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. –– М.: АСТ: Астрель, 2006. — 319 с.
- Визель, Т. Е. Основы нейропсихологии: учеб. для студ. Вузов / Т. Е. Визель. — М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005, 384с.
- Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить /М. М. Кольцова. — М.: «Сов. Россия», 1973.
- Лурия, А. Р. Мозг человека и психические процессы / А. Р. Лурия. — М.: Педагогика, 1970. — 495 с.
- Мастюкова, Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Е. М. Мастюкова. — М.: Классикс Стиль, 2003. — 320 с.
- Монтессори, М. Метод научной педагогики. Дом ребенка. — М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. — 269 с.
- Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. — М.: Карапуз, 2009. — 228 с.
- Общаяпсихология: В 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. Том 1. 0–28 Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 352 с.
- Сеченов, И. М. Избр. Произведения / И. М. Сеченов. — М.: АН СССР, 1952. — 774 с.
- Фомина, Л. В. Роль движений пальцев руки в развитии речи ребенка раннего возраста // Уч. зап. МГПИИЯ- Т. 60. Исследование и речи / Л. В. Фомина. — М., 1971. —С. 32–38.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, уровень, движение, предмет, рука, развитие, предметная деятельность, зрительно-моторная координация, вертикальное положение.
Источник
Оксана Терновская
Консультация для родителей «Уровень развития мелкой моторики — один из показателей готовности ребенка к школе»
хочется поделиться с Вами консультацией для родителей «Развитие мелкой моторики«
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. Сухомлинский
«Рука является вышедшим наружу головным мозгом» И. Кант
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Конечно, развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.
Существует огромное количество игр, упражнений, различных видов продуктивной деятельности развивающих мелкую мускулатуру.Все их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами, рисование, лепка, аппликация, плетение, вязание и т. д.
Главное – уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интереса. По мере усвоения программного материала игру можно усложнять, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал
игры на словесный и т. д.
Игры с пальчиками:
Пальчиковые игры и упражнения — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности. В конечном итоге, малыш лучше усваивает стихотворные тексты; его речь становится более выразительной.
Игры с конструктором:
Игры на базе конструктора ЛЕГО (или любого другого конструктора)
Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, формированию представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.
Преимущества использования конструктора:
с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры;
при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает чувство успеха;
поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;
конструктор безопасен, у ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
Игры с кубиками:
Не забывайте о конструировании из кубиков– оно развивает творческие и мыслительные способности ребенка и очень необходимо для развития моторики рук. Покупайте кубики с разноцветными деталями среднего размера. В начале покажите малышу, как строить и что из небольшого количества деталей, которые он сможет сразу же освоить, а после постепенно добавляйте детали и меняйте конструкции. При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома.
Кроме того, продаются деревянные кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные, герои сказок, благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки. Это уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики
Игры с мозайкой:
Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Чем больше мелких частей в мозаике, тем эффективнее развивается мелкая моторика. Однако для малышей до 3 лет следует подбирать мозаику из малого количества крупных частей!
Массаж ладоней массажным мячиком:
Особый интерес у детей вызывает массаж ладоней и пальчиков рук.
Играйте с ребенком в мячик, который уместится у него в ладошке. Пусть он катает и сжимает его в ладонях. В место мячика можно использовать любые безвредные для ребенка круглые предметы и игрушки. Подбрасывайте мячик и ловите его вместе с ребенком, старайтесь шуточно тянуть за мячик, теребить его у него в ладошке, чтобы ребенок старался удержать его, так рука малыша испытает мышечное усилие. Катайте мячик друг другу. Обратите внимание на то, что малыш должен распределять пальчики по всей поверхности шарика.
Игры со шнуровками:
Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. «Шнуровки» способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, речи, и как результат – стимулируют развитие органов артикуляции (речевого аппарата).
Игры с прищепками:
В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки и скрепки разных цветов и размеров. На занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, ребёнок может выбирать и прицеплять прищепки на края коробок, соотнося цвета прищепок с цветом кружков на дне коробок.
Игры с бусами:
Работа с бусами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание.Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.
Используемые материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки, пуговицы, макароны, сушки, шнурки и другие материалы (зависит от фантазии).
Содержание: Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т. п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.
Можно предложить ребенку самому придумать материал для нанизывания и узор.
Игры с пластилином:
Мелкая моторика рук предполагает также работу с пластилином. Ваша задача – показать ребенку пластилин и научить им пользоваться. Пускай малыш разминает пластилин, мнет, раскатывает. Пластилин можно заменить соленым тестом. Сначала вам придется лепить фигурки вместо малыша, потом вместе с ним, а после позвольте ему самому заниматься творчеством, проявлять свою фантазию, приобретая навыки работы с материалом. В конечном итоге ваша работа должна свестись к постановке задания или задачи, которую ребенок должен выполнить, то есть слепить то, что вы его попросили. Хотя задание ребенок может сам себе поставить, спросите его, что бы он хотел слепить и одобрите его выбор.
При помощи пластилина ребёнок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи.
Игры с рамками вкладышами:
Деревянные пазлы, или рамки-вкладыши, способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Впервые такие рамки были использованы Марией Монтессори. Игра строится на сравнении отверстий в рамке и вкладыша. Общим результатом могут быть как просто собранные в рамку фигуры, так и более сложные композиции. Существуют как простые рамки-вкладыши для самых маленьких, так и более сложные для деток постарше.
Если малыш успешно справляется с геометрическими рамками, попробуйте поиграть в рамки «художественные» — с силуэтными изображениями животных, листьев, машин или чего-то другого (сейчас таких рамок довольно много в продаже). Сначала познакомьте его с силуэтами, назовите, попросите показать то или иное изображение. Выньте вкладыши из рамок или попросите малыша сделать это самостоятельно. Потом начните вкладывать обратно
Рисование:
Рисование — интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе и элементы психотерапии — успокаивает, отвлекает, занимает. При обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т. д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создает необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Занимаясь рисованием с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно, ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край и т. п. Часто отсутствие умений сердит и расстраивает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задержаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки).
Игры с водой и песком:
Игры с водой и песком относятся к наиболее древним забавам человечества. И до сих пор они доставляют удовольствие и детям и взрослым. Но это не только развлечение. Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как детям нравиться трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развить мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких понятиях, как «много — мало», «быстро-медленно» «короткий- длинный», «высокий — низкий». При игре в песке с формочками или другими предметами, можно изучать цвета, геометрические фигуры и формы.
Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей:
Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.
-Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
-В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
-Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
-Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. —Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
-Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.
-Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
-Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!
-Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
-И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!
Постарайтесь, чтобы в дошкольном возрасте ваш ребенокуверенно умел проделывать следующее:
рисовать, используя в изображениях мелкие детали;
раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов;
вырезать крупные многоугольные фигуры;
лепить из пластилина мелкие детали;
застегивать и расстегивать пуговицы;
одеваться и обуваться;
шнуровать обувь и завязывать шнурки, застегивать молнии;
наливать в чашку молоко из пакета;
умываться и чистить зубы.
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда.
Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями.
Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально.
Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и
развивается ваш ребенок!
И принимать непосредственное участие в этом
увлекательном процессе!
Источник