Обучение ребенка с отклонением в развитии

Обучение ребенка с отклонением в развитии thumbnail

Решая
проблемы обучения и воспитания детей
с отклонениями в развитии, специальная
дидактика исходит из положения о
принципиальной общности задач, стоящими
перед школой общего назначения и
специальными детскими учреждениями и,
соответственно, использует уже сложившиеся
общепедагогические принципы, которые
выработаны в нашей стране. Учитывается
и то, что при обучении детей с отклонениями
в развитии приходится преодолевать
специфические трудности, обусловленные
тем или иным дефектом ребенка — снижением
слуха или зрения, нарушениями
опорно-двигательного аппарата, задержкой
психического развития и др. Без
коррекционной направленности обучения
специальная педагогика фактически не
может существовать, поскольку она
лишается своей основной специфики. В
связи с этим все вопросы обучения в
специальных детских учреждениях
рассматриваются в аспекте основных
дидактических принципов и осуществлении
коррекции.

При
применении принципа сознательности
и активности
обучения используются различные приемы
и способы, позволяющие стимулировать
познавательную деятельность учащихся,
способствующие восприятию, запоминанию,
сохранению, переработке учебного
материала, его самостоятельному анализу
и обобщению и последующему применению.
В шкалах для детей с нарушениями
анализаторов, опорно-двигательного
аппарата, речи ученикам предоставляется
значительная самостоятельность. Учитель
объясняет новый материал, ставит перед
учениками мыслительные задачи, направляет
их познавательную деятельность, оказывает
периодическую помощь, побуждая
использовать полученные знания при
решении различных, в том числе практических
задач.

В
школе для умственно отсталых детей, в
школе для детей со сложными дефектами
учитель последовательно, шаг за шагом
руководит мыслительной деятельностью
учащихся, постоянно побуждает их к
выполнению тех или иных заданий, оставляя
без помощи лишь на короткое время,
постепенно приучая к самостоятельности,
путем подбора задач и постановки
вопросов, требующих активного подхода
к ним. Каждая, самая незначительная
попытка самостоятельно применить
полученные знания для выполнения
предложенных заданий всячески
поддерживается и одобряется.

В
разных типах специальных школ по-разному
реализуется принцип наглядности
в обучении. В школах для детей с нарушениями
зрения и слуха используются наглядные
средства, которые воспринимаются
сохранными анализаторами. В одних
случаях работа строится так, что
привлекаются осязание и остаточное
зрение. Например, при знакомстве слепых
учащихся с рельефными рисунками или
рельефными географическими картами. В
других — наглядные пособия воспринимаются
зрительно или на основе тактильно-вибрационных
ощущений. Таким образом глухие школьники
«слушают» звучащие предметы. Определенную
роль играют также технические средства
обучения — звукоусиливающие аппараты,
оптические приборы.

В
школе для умственно отсталых детей при
использовании принципа наглядности
обычно акцентируются приемы, объединяюших;
чувственное и рациональное познание.
Большое внимание при этом уделяется
вербальным средствам. Существенно
значение придается не только речи
учителя, которая должна быть четкой и
немно
гословной,
но и речи самих учеников. Учащиеся
постоянно побуждаются к речевым
высказываниям, основаниями для которых
служат в начальных классах преимущественно
реальные объекты, их объемные или
плоскостные изображения. При работе с
наглядными пособиями имеется также в
виду коррекция своеобразных черт
зрительного восприятия, свойственных
умственно отсталым детям, таких как
замедленность, узость, недостаточная
активность, слабая дифференцированность.

Позднее
все большее значение приобретает
схематическая наглядность, способствующая
обобщению учебного материала, установлению
определенных закономерностей.

Реализация
принципов научности,
систематичности и доступности
требует четкого соответствия между
изучаемым материалом и познавательными
возможностями учеников. Для специальной
школы каждого типа подбирается учебный
материал определенного содержания и
соответственным образом планируется
работа над ним, своеобразно построены
программы и учебники для специальных
школ.

Так,
в школах для глухих существенно замедлен
темп обучения в младших классах. Это
объясняется тем, что на ранней стадии
обучения школьники только овладевают
словесной речью, необходимой для усвоения
других учебных курсов, изучения различных
дисциплин. В старших классах обучение
идет более быстро. В общем учащиеся
осваивают программу массовой школы, но
делают это за более длительный срок по
сравнению со слышащими детьми.

В
школе для умственно отсталых детей вся
система предлагаемых ученикам знаний
значительно упрощена. Объем учебного
материала резко сокращен за счет
исключения теоретических предпосылок
и сложных правил. В программы не включены
химия, физика, иностранный язык и ряд
других предметов. Учащиеся этой школы
получают образование, которое не может
быть приравнено к цензовому. Вместе с
тем принципы научности, систематичности
и доступности приобретаемых ими знаний
сохраняются, хотя и реализуются на
сниженном уровне.

Принцип
прочности
усвоения знаний и способов деятельности
также по-разному реализуется в каждом
типе специальной школы. Этот принцип
предполагает работу, направленную
преимущественно на закрепление знаний,
на включение
их

в определенные системы, на использование
различным образом организованных
повторений пройденного. Всегда имеются
в виду вариативные повторения, дающие
возможность более глубоко понять учебный
материал и закрепить его в памяти. При
этом не отвергаются его многократные
повторения, однако им не отводится
решающего места. Большое внимание
уделяется развитию произвольной памяти
и обучению
детей способам логического запоминания.
Широко применяется принцип сравнения.
Конечно, во всех случаях и во всех
специальных шкалах применяется
вербализация учебного материала и
способов деятельности.

При
обучении всех категорий детей с
отклонениями в развитии исключительно
большое значение имеет принцип
индивидуального
подхода
к учащимся, который реализуется на всех
этапах работы со школьниками от первого
класса до последнего. Выполнение этого
принципа требует от учителя знаний об
особенностях, присущих каждому ученику.
Применение данного принципа несколько
облегчается за счет малой наполняемости
классов, наличием индивидуальных занятий
коррекционного плана (лечебная
физкультура, слуховая и логопедическая
работа, упражнения на тренажерах и др.).
Принцип индивидуального подхода к
ученикам — один из основных принципов
коррекционной педагогики. Без его
соблюдения немыслима работа специальной
школы.

Крайне
важен и дифференцированный
подход
к группам школьников, обучающимся в
одном и том же классе, объединенным на
основе типологических особенностей
познавательной деятельности, учета
уровня и темпа обучаемости детей. Так,
например, в школе для умственно отсталых
учеников в начальных классах есть
учащиеся, которые могут пересказывать
простые тексты, опираясь на серию
соответствующих картинок. Наглядные
опоры помогают детям самостоятельно
восстановить в памяти изложенный
материал в данном порядке. Другие дети
более продуктивно работают, отвечая на
вопросы, которые задает учитель. Серия
картинок помогает им пересказывать
текст лишь очень незначительно.
Естественно, что с учениками этих двух
групп следует по-разному организовывать
работу.

Следует
специально подчеркнуть, что специальное
обучение ставит перед собой цель не
приспособление к дефекту, характерному
для той или иной категории детей с
отклонениями в развитии, а его коррекцию
и, если возможно, преодоление.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Гаврилушкина.
    О. Об организации воспитания детей с
    недостатками умственного развития //
    журнал «Дошкольное воспитание». 1998. №
    2. с. 67.

  2. Ермолаева,
    М.В., Психологические рекомендации и
    методы развивающей и коррекционной
    работы с дошкольниками. — М.: Издательство
    «Институт практической психологии»;
    Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,
    1998. — 176 с. (Серия «Библиотека школьного
    психолога»).

  3. Зейгарник
    Б.В. Психология личности: норма и
    патология. Под ред. М.Р. Гинзбурга — М.:
    Издательство «Институт практической
    психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998
    — 352 с. (Серия «Психологи отечества»).

  4. Петрова
    В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с
    отклонениями в развитии? — М.: Флинта:
    Московский психолого-социальный
    институт, 1998. — 104 с.

Соседние файлы в предмете Педагогика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В настоящее время в нашей стране для воспитания и
обучения различных категорий детей с отклонениями в развитии функционируют
разнообразные учреждения государственного и частного характера. Это специальные
детские сады и специальные группы при обычных детских садах, специальные школы
и школы-интернаты, а также специальные классы, создаваемые при школах общего
назначения. Некоторые дети, главным образом те, у кого отклонения в развитии
выражены не резко, посещают обычные детские сады и учатся в школах общего
назначения. Многие родители таких детей систематически консультируются у
дефектологов или опытных педагогов-практиков или приглашают их для проведения
дополнительных занятий с детьми.

Часть детей, особенно из числа тех, что имеют грубые
отклонения в развитии, воспитываются и обучаются в домашних условиях. Нередко с
ними не проводится никакой коррекционной работы. Хотя встречаются и такие
случаи, когда родители делают все возможное для того, чтобы способствовать
развитию ребенка. Некоторое количество таких детей находится в интернатных
учреждениях Министерства социальной помощи.

Детские сады для детей с отклонениями в развитии,
как правило, оснащены, хоть и не всегда полностью, специальным оборудованием,
приспособленным для проведения коррекционно-воспитательной работы. Так для
детей со сниженным слухом предусмотрены слуховые кабинеты и слуховые аппараты.
Специальная мебель, разнообразные тренажеры, плавательные бассейны используются
в детских садах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.п. К
сожалению, это оборудование часто бывает не современным. Педагоги и воспитатели
далеко не всегда имеют дефектологическое образование, но, как правило, являются
хорошими практиками. Однако специальных детских садов совершенно недостаточно
для того, чтобы в них были приняты все нуждающиеся в этом дети. К тому же такие
детские сады расположены лишь в крупных населенных пунктах.

Поскольку многие родители не хотят отдавать своих
детей дошкольного возраста в учреждения, находящиеся на далеком расстоянии от
их места жительства, в некоторых детских садах организуются специальные группы
для тех или других категорий детей с отклонениями в развитии. Специального
оборудования, необходимого для работы в этих группах фактически не
предусмотрено. Так же дело обстоит с приглашением дефектологов. Однако заведующие
детскими садами и опытные педагоги-практики прилагают большие усилия к тому,
чтобы организовать возможно более продуктивную коррекционно-воспитательную
работу и добиваются несомненных успехов.

Значительная часть детей со слабо выраженными
отклонениями в развитии – дети с задержкой психического развития, с легкой
степенью умственной отсталости, слабовидящие, слабослышащие, с нерезкими
речевыми нарушениями и негрубыми недостатками опорно-двигательного аппарата
посещают обычные детские сады. Если эти дети не имеют грубых отклонений в
поведении, то они обычно остаются там до того времени, когда приходит пора
поступать в школу. Конечно, никакой целенаправленной
коррекционно-воспитательной работы с ними не проводится. Педагоги обычных
детских садов к этому не подготовлены и не ставят перед собой подобной задачи.
Фактически это самая обделенная группа детей с отклонениями в развитии,
поскольку именно они, своевременно получив специальную помощь, могли бы
значительно продвинуться в плане коррекции своего дефекта.

Тем не менее следует сказать, что нахождение ребенка
с отклонениями в развитии в специальной группе детского сада или просто в
обычном детском саду имеет для него положительное значение. Оно обусловлено его
пребыванием в коллективе сверстников, широкими возможностями общения с ними,
что важно для социальной адаптации и подготовки к дальнейшей жизни и обучению.
Ведь обычно таким образом детей готовят к поступлению в специальную школу или
школу общего назначения. Лишь небольшая часть детей (преимущественно с глубокой
умственной отсталостью) после пребывания в детском саду попадает в интернатные
учреждения Министерства социальной защиты или возвращается в семью.

Для всех категорий детей с отклонениями в развитии в
России «имеются специальные школы и школы-интернаты, а также специальные
классы, организуемые при школах общего назначения. В них работают учителя и
воспитатели, часть из которых имеет дефектологическое образование. В
специальных школах и школах-интернатах предусмотрено наличие медицинских
работников, специалистов по массажу, лечебной физкультуре, слуховой работе,
логопедов, которые проводят там свои занятия. Имеются наборы специального
оборудования, необходимого для коррекции у детей слуха, зрения, моторики,
наборы речевых игр и др.

В учебные программы введены занятия, имеющие большое
коррекционно-развивающее значение. Это ритмика, лечебная физкультура,
домоводство и социально-бытовая ориентировка и др.

В специальных школах и школах-интернатах большое
внимание уделяется трудовому обучению и воспитанию учащихся. Мы имеем в виду
формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации, уроки
ручного труда, включенные в программу младших классов, работу в различных
мастерских и в сельском хозяйстве, осуществляемую на старших годах обучения.
Кроме того, учащиеся старших классов проходят трудовую практику на
предприятиях, близко расположенных от школы, выполняя посильные виды работ. При
некоторых школах организуются производственные цеха, в которых работают
выпускники. Эта инициатива обусловлена сложностью их трудоустройства и,
вероятно, представляется временным явлением.

В специальных школах учителя и воспитатели много
работают над воспитанием у учащихся положительного отношения к труду,
необходимого для работы коллективе. Это очень важное направление педагогической
работы, имеющее большую коррекционно-воспитательную ценность. Ведь успешность
социальной адаптации ученика зависит не только от наличия у него трудовых
знаний, умений и навыков, но и от желания трудиться, от уважения к окружающим
работающим людям. В зависимости от своих возможностей, состояния здоровья,
места жительства выпускники специальных школ включаются в окружающую их
социальную среду.

При специальных школах организуются классы для детей
со сложными дефектами. Например, с нарушениями зрения и мыслительной
деятельности или со снижением слуха и умственной отсталостью и т.п. Такие
классы есть не в каждой школе. Они создаются по мере необходимости. Обучение в
них осуществляется по особым программам, поскольку сложный дефект резко снижает
познавательные возможности ребенка. В России есть одна школа для слепоглухих
детей. Она находится в г. Сергиевом Посаде Московской области (бывший Загорск).

Все дети с отклонениями в развитии, кроме умственно
отсталых и страдающих сложными дефектами (исключая слепоглухих) получают
цензовое образование. Они учатся в замедленном темпе, по специальным методикам,
но усваивают объем знаний, соответствующий программе начальных или средних
классов школ общего назначения. Это дает возможность наиболее способным, стремящимся
к знаниям подросткам после окончания специальной школы поступать на различные
курсы, в ПТУ, в средние и высшие учебные заведения и продолжать свое
образование.

В специальных классах, организуемых при школах
общего назначения, с учениками проводится коррекционно-направленное обучение и
воспитание, однако лечебные мероприятия, такие важные занятия, как
логопедические, слуховые, обучение чтению рельефных рисунков, трудовая
подготовка, домоводство, социально-бытовая ориентировка и др. имеют место далеко
не всегда. Это связано с отсутствием и соответствующей материальной базы и
недостатком специалистов. Тем не менее специальные классы являются определенным
выходом из сложной ситуации. Они дают возможность воспитывать и обучать ребенка
с отклонениями в развитии в относительно благоприятных для него социальных
условиях.

Часть детей с отклонениями в развитии в соответствии
с желанием родителей посещают школу общего назначения. Если дефект ребенка не
является грубым, а он умен и очень хочет учиться, если он систематически
получает квалифицированную коррекционно-направленную помощь со стороны взрослых
и при этом умеет пользоваться различными вспомогательными средствами (слуховой
аппарат, линзы и др.), то он чувствует себя среди нормально развивающихся
сверстников достаточно комфортно и является успевающим учеником. Конечно,
оставленный в обычной школе без всякой дополнительной помощи ребенок скоро
окажется в бедственном положении.

Труднее всего приходится в школе общего назначения
умственно отсталым детям. Учебная программа оказывается для них слишком
сложной, а темп ее прохождения – чрезмерно быстрым. Даже при дополнительных
занятиях с дефектологом они не усваивают материал первого класса. Чем дальше,
тем резче возрастают сложности. Их обучение является формальным. Оно мало
способствует продвижению детей в общем развитии и коррекции дефекта.

Предоставленные самим себе умственно отсталые дети в
обычной школе обучаться не могут. Если они по каким-то причинам задерживаются в
ней, то пользы получают мало, но приобретают многие отрицательные личностные
черты.

Некоторые дети с отклонениями в развитии вовсе не
посещают школу, постоянно живут в домашних условиях. Обычно к их числу
относятся те дети, у которых дефект выражен очень резко. Например, находящиеся
в лежачем состоянии или глубоко умственно отсталые (идиоты). Однако в ряде
случаев родители предпочитают воспитывать и обучать дома такого ребенка,
который вполне мог бы быть школьником.

Домашнее обучение несомненно имеет свои положительные
стороны. Прежде всего, ребенок не лишается постоянных эмоциональных контактов с
родителями и близкими. Однако следует предусмотреть и организовать такие
условия, при которых он не будет изолирован от других детей и взрослых.

Наиболее распространенным недостатком домашнего
воспитания и обучения является то, что родители стремятся дать ребенку возможно
больший объем знаний, вместо того, чтобы вырабатывать у него умения и навыки
социально-бытового и специфически трудового плана Однобокость обучения приводит
к тому, что ребенок оказывается не приспособленным к элементарному
самообслуживанию, к выполнению жизненно необходимых действий, т.е. становится
беспомощным ожидающим постоянной помощи.

Источник