Обучение ребенка с нарушениями развития

Обучение ребенка с нарушениями развития thumbnail

Библиографическое описание:


Юхтанова, Е. А. Обучение детей с комплексными нарушениями развития / Е. А. Юхтанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 118-121. — URL: https://moluch.ru/archive/173/45804/ (дата обращения: 19.05.2020).



В последние годы отмечается увеличение числа детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории школьников.

В ряде научных публикаций и нормативных документов «сложные нарушения» обозначаются как «комплексные нарушения». В качестве синонима используется также понятие «множественные нарушения», когда выявляются не менее трех первичных дефектов [2, с. 3].

По мнению М. В. Жигарева, в основе сложного сочетанного дефекта лежат органические поражения центральной нервной системы (ЦНС), нарушения сенсорной сферы, а также различные генетические факторы.

И. М. Бгажнокова в своих работах отмечает, что «причинами психического недоразвития являются системные органические повреждения (заболевания) головного мозга (плода) ребенка на ранних этапах развития: до рождения, при родах, после родов, примерно до 3–5 лет. При психическом недоразвитии нарушается умственная (интеллектуальная) деятельность, под которой понимается индивидуальная способность человека усваивать, накапливать, преобразовывать разнообразную систему знаний для самостоятельного использования их в жизни» [1, c. 9].

В каждом конкретном случае у ребенка, относящегося к категории детей с комплексными нарушениями в развитии умственная отсталость, как правило, в той или иной форме осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, различное сочетание которых определяет особые образовательные потребности детей.

По данным ряда исследований и наблюдениям опытных дефектологов — практиков, дети с множественными нарушениями сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы составляют в среднем до 40 % контингента специальных образовательных учреждений.

Наиболее характерные особенности обучающихся позволяют выделить, с точки зрения их потребности в специальных условиях, три условные группы, каждая из которых включает детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.

Часть детей, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеет:

  1. Тяжёлые нарушения неврологического генеза — сложные формы ДЦП (спастический тетрапарез, гиперкинез и т. д.). Дети данной группы зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации, проявляют интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, могут овладевать основами счета, письма, чтения и др.
  2. Выраженные нарушениям поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). С детьми данной группы затруднена коммуникация и социальное взаимодействие, отсутствует интерес к деятельности окружающих, затруднено обучение в условиях группы.
  3. Нарушения движений и моторики (передвигаются самостоятельно). Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими. У некоторых — речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов [4, с.348–350].

У детей с ТМНР страдают интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, саморегуляция поведения и деятельности. Это определяет невозможность освоения академических (школьных) знаний даже на уровне начального образования, а также значительные трудности в быту, общении и социальном взаимодействии с другими людьми

Цель педагогической помощидетям с комплексными нарушениями развития: создать условия для появления у ребенка опыта конструктивного преодоления или разрешения проблем, адаптировать его к социальной среде через процесс воспитания и обучения.

Задача педагога — выбрать соответствующую тактику помощи, осуществлять и моделировать свои действия таким образом, чтобы максимально приблизить ребенка к обозначенной цели, а именно — подготовить его к жизни, сформировать у него навыки и умения для обустройства своего быта, для овладения какой-либо доступной и посильной профессией и т. д.

Обучение детей с ТМНР (в том числе с синдромом Дауна и РАС) направлено на формирование общей культуры, обеспечивающей развитие необходимых для жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:

  1. Созданием оптимальных путей развития;
  2. Использованием специфических методов и средств обучения;
  3. Дифференцированным, «пошаговым» обучением;
  4. Обязательной индивидуализацией обучения;
  5. Формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
  6. Обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;
  7. Дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за её пределами;
  8. Организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося.

Основываясь на теоретические положения отечественной психологической науки, обучение строится на деятельностном подходе и дифференцированном с учетом их образовательных потребностей.

Учитывая, при обучении детей данной категории особенности его познавательной деятельности, новый учебный материал, необходимый для усвоения, необходимо делить на маленькие порции и представлять для усвоения в наглядно-практических, деятельностных условиях, закрепление проводить на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторять усвоенное на разнообразном материале.

В связи с тем, что исходный уровень речевого развития у детей низкий, замедленный темп усвоения материала, необходимо правильно дозировать объем предлагаемого материала, уделяя особое внимание содержанию каждого занятия.

Критерием отбора и комбинирования методов и приемов обучения детей с особыми образовательными возможностями, является смена видов деятельности.

При обучении детей данной категории применяются следующие методы:

  1. Словесные методы. Это инструкция, рассказ, беседа, объяснение и др.;
  2. Наглядные методы. Кним относятся показ изучаемых предметов, изображений, организация наблюдений учащихся, показ кино- и развивающих видеофильмов, презентаций и др.

Применяя наглядные методы необходимо обыгрывать предметы и действия с ними, ставить уточняющие вопросы, направляющие внимание учащихся на признаки, различающие данные предметы, их изображения.

В связи с неустойчивым вниманием, детям с умеренной умственной отсталостью на уроке для работы с учащимися рекомендуется применять 2–4 предмета.

При этом наглядный материал должен быть ярких, насыщенных тонов.

  1. Практические методы. Они включают дидактические и сюжетно-ролевые игры, упражнения, выполнение трудовых и социально-бытовых заданий [3, с.74]
  2. Метод пошагового обучения.

А. Р. Маллер (2003), Г. В. Цикото (2003) были сформулированы основные требования к методике обучения детей данной категории.

  1. Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.
  2. Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.
  3. Использование подражательности, свойственной тяжело умственно отсталым детям.
  4. Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.
  5. Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.
  6. Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована.
  7. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время. Комбинированное (комплексное) построение урока: на одном уроке проводятся различные виды работы по разным разделам программы, например, развитие речи — игра -музыкальные (физкультурные) упражнения; предметно-практическая деятельность -ритмические упражнения — рисование и т. д.
  8. Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.
  9. Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Задание, как правило, должен выполнять каждый ребенок в соответствии со своими возможностями и с использованием необходимой помощи педагога. Обязательная эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка. [3, с.127]

При подготовке уроков нужно учесть, что дети с тяжёлым недоразвитием интеллекта могут усвоить только элементы письма, счёта, некоторые навыки слогового чтения. На большее они просто не способны. Всегда нужно учитывать уровень психофизических возможностей детей. Главное — создание у детей социальных контактов, тех необходимых навыков, которые пригодятся им в семье, при контактах в ближайшем окружении.

Литература:

  1. Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (программно-методические материалы) / Под. ред. И. М. Бгажноковой. — ВЛАДОС. 2007.
  2. Жигарева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
  3. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208с.
  4. Примерная АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) С.344–497
  5. Шипицына Л. М. Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
  6. Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. СПб.: Изд-во Союз, 2004. — 336 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная сфера, глубокая умственная отсталость, психическое недоразвитие, множественное нарушение развития, эмоционально-волевая сфера.

Источник

Марсела Кисиева
Обучение детей с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной школы

Автор — Калиман Наталья Адамовна

МИР «ОСОБОГО» РЕБЁНКА

Мир «особого» ребёнка –

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка –

Безобразен и красив.

Неуклюж, немного страшен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребёнка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он молчалив?

Почему он так испуган?

И совсем не говорит?

Мир «особого» ребёнка…

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка

Допускает лишь своих.

Совсем недавно мы даже не могли предположить, что в обычных классах среди обычных детей будут учиться и дети с умственной отсталостью. Но законом об образовании закреплено право родителей (законными представителями) самостоятельно выбирать образовательную организацию для обучения своего ребёнка, а за образовательной организацией – обязанность создать для него все необходимые для успешного обучения условия.

Можно, конечно, долго спорить, хорошо это или плохо, только споры ни к чему не приведут. Сегодня мы попробуем разобраться в общих чертах, что же делать, если у нас в классе есть умственно отсталый ребёнок, т. к. игнорировать этот факт и работать так, как раньше, ничего не меняя – значит не только оставить его без помощи и поддержки, но и накликать на себя много неприятностей, от вполне обоснованных претензий родителей до серьёзной проверки.

Ввиду того, что у умственно отсталого ребенка нарушена познавательная деятельность, одной из основных проблем является сложная обучаемость.

Чем же отличаются умственно отсталые дети от нормально развивающихся детей?

— он не осознает себя учеником,

— ему сложно организовать свою учебную деятельность

— Низкий уровень работоспособности,

— быстрая утомляемость

— объем и темп работы низкий

— информацию, идущую от учителя, воспринимает и перерабатывает замедленно,

— постоянно нуждается в наглядно-практической опоре, в четких и коротких инструкциях.

Что же является нашей с вами основной целью — это социальная адаптация и дальнейшее приспособление к условиям жизни в окружающей их социальной среде. Нам важен не столько результат учебной деятельности, сколько процесс адаптации. И если процесс инклюзивного образования будет идти успешно, то дети и их родители будут довольны, ведь они ждут от нас проявления внимания, тепла, принятия и важно оправдать эти ожидания.

Итак, давайте теперь по пунктам – что делать, если в обычном классе учится умственно отсталый ребёнок?

1. Педагогам крайне важно изучить особенности детей с умственной отсталостью перед тем, как с ними работать. Дело в том, что умственную отсталость часто путают с задержкой психического развития, а эти понятия очень сильно отличаются друг от друга! Кроме того, и умственная отсталость тоже может быть разной – от лёгкой до глубокой, и со своими особенностями и нюансами. Педагогу невозможно будет добиться успеха, если он не будет знать – что под силу ребёнку, в чём ему необходима помощь и какая, а с чем он никогда не сможет справиться, как бы ни старался.

2. Очень важно познакомиться (чем ближе, тем лучше) с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) и с программой для детей с умственной отсталостью. В ФГОС определены планируемые результаты, которых необходимо достичь к концу обучения, а также все условия для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. А в программе подробно, по классам, расписано всёсодержание: чему конкретно учить, когда и по каким темам.

3. Далее проведите педагогическую диагностику, чтобы определить, какому классу (по программе для детей с умственной отсталостью) соответствуют знания и умения ученика по основным предметам (русскому языку, математике). Как правило, в коррекционных школах дети учатся в тех классах, которые соотносятся с их возрастом.

4. Составить индивидуальный учебный план. Это дело всех педагогов, которые будут взаимодействовать с данным ребёнком (и учитель-логопед, и педагог-психолог, и социальный педагог, и классный руководитель, учитель-дефектолог).

5. Ученик с умственной отсталостью может выступать в роли объекта насмешек в коллективе, но если педагоги ведут себя правильно, дети привыкают к тому, что для таких детей тоже есть место в мире. Необходимо в общих чертах объяснить, что он обучается по другой программе, чтобы они не шептались у него за спиной и не строили догадок, почему у него всё не так, как у них. Также нужно привлекать одноклассников к оказанию этому ребёнку дружеской, моральной, эмоциональной поддержки.

6. Ищите у ребёнка с умственной отсталостью те качества, которыми он может выгодно отличиться от других детей в классе. Возможно, это будут какие-то способности, умения, хобби, качества характера. Важно давать задания, с которыми он сможет справиться — например, собрать во дворе листья или перенести книги из класса в класс — и после этого при всех отмечать его успехи. Создавайте для этого ученика ситуации успеха, как в учёбе, так и вне её. Это повысит самооценку обучающегося, его уверенность в себе и позволит обрести достойное положение среди сверстников. Ведь главная потребность умственно отсталых детей — в их принятии и их значимости.

7. Как организовать обучение ребёнка в условиях класса? Например, сообщив инструкцию для всего класса, можно объяснять ему задания, обязательно с опорой на наглядность и соответствующие уровню его развития, в то время, пока остальные дети выполняют упражнения самостоятельно, или давать ему задания на карточках, и т. п.

Вот еще некоторые рекомендации, которые можно использовать на уроке.

В завершении своего выступления хочется зачитать стихотворение Леонида Николаевича Мартынова.

А ты?

Входя в дома любые —

И в серые,

И в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Источник

наталья глушкова
Особенности обучения дошкольников с нарушением интеллекта

Особенности обучения дошкольников с ОВЗ (нарушение интеллекта)

Специфика обучения детей дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальной сфере заключается в организации учебного процесса, а также, в подборе разнообразных специальных методов и приемов. Педагоги должны помнить, что независимо от степени нарушения интеллектуальной деятельности, дети с ОВЗ (особыми возможностями здоровья) развиваются в процессе обучения и задача педагога – обеспечить максимальное развитие ребенка.

Рассмотрим основополагающие принципы построения занятий, учет которых необходим для наиболее полного и оптимального усвоения учебных знаний, умений,навыков:

— Повторяемость учебного материала. У ребенка с нарушениями интеллектуальной сферы отмечаются нарушения свойств памяти.Пример : для усвоения представлений о геометрической форме требуется более 20 повторений ее названия и свойств).

— Смена видов деятельности. Дети младшего возраста неспособны продуктивно сосредоточить внимание дольше4- 5 минут, поэтому с такой же частотой должна происходить смена предметов или смена действий.Пример : занятие по развитию речи, 1 год обучения, тема «Овощи» ,длительность занятия 15-20 минут, задачи – узнавать и называть реальные овощи, соотносить их с картинкой, учить составлять простую фразу из 3-4 слов по речевому образцу используя прилагательные и глаголы, формировать коммуникативную функцию речи.Виды деятельности на данном занятии : 1) рассматривание и называние реальных овощей – что это? какого цвета? формы? вкуса? где растет? 2) игра «А что у тебя?». У меня репа, а что у тебя? Репа желтая, а у тебя?. 3)игра «Попроси у товарища». Саша, попроси у Кати огурец. Саша, попроси Лену положить огурец к картинке. Вася, узнай у Саши, какой огурец? 4) игра «Узнай овощ по тени на картинке, найди его в корзине». На картинке помидор, он маленький, круглый и в корзинке помидор, он маленький, круглый. 5)игра «Чего не стало»? Прячем овощи по одному в корзинку. – На столе не стало моркови.

Чем старше дети, тем более длительное время они могут заниматься одним видом деятельности, до 7-10 минут.Пример: занятие по развитию речи, 2 год обучения, тема «Овощи — фрукты», длительность занятия 25-30 минут, задачи — узнавать и называть овощи и фрукты на муляжах, описывать их с опорой на карту-схему, классифицировать овощи –фрукты, учить пользоваться сложно подчиненным предложением по речевому образцу, развивать монологическую речь.Виды деятельности на данном занятии : 1) вступительная беседа, рассматривание сюжетной картины «Сад и огород», предметных картинок овощей и фруктов. 2) игра «Что продается в магазине?» Дети, выполняя роль «продавца», поочередно, с помощью опорной карты-схемы, описывают свой овощ или фрукт не называя его, оборачивают картинку на столе изображением вниз, другие дети угадывают. 3) игра –классификация с использованием интерактивной доски «Что где растет?» Это капуста, посажу ее на грядку, потому что это овощ.

— Формирование переноса полученных знаний, способа действий из одной ситуации в другую, повторение одного и того же программного материала в новых ситуациях и по отношению к новым объектам.Пример: Формирование у детей 1 года обучения представлений о величине – большое и маленькое.Виды работы по данной теме : 1) собираем шарики в корзинки – большие в большую корзинку, маленькие в маленькую; 2) складываем разнообразные пирамидки; 3) собираем кубы-вклады ; 4) строим башни из кубиков разной величины ; 5) проталкиваем кубики 2-х величины в квадратные окошечки 2-х величин; 6) строим для большой матрешки большой дом и мебель из крупного строителя, для маленькой из мелкого; 7) одеваем на прогулку большую и маленькую куклу подбирая им одежду двух величин; 8) устраиваем для кукол комнаты, подбирая мебель по величине и т. п.

— Игровая форма проведения занятия. Цель ее – создать у ребенка положительное эмоциональное отношение к заданию,мотивировать к его выполнению. Необходимо обратить внимание на то, что у старших детей возможно придать заданию игровую форму, а детям младшего возраста нужно дать игровую задачу.Пример : игра «Сделай, как у меня», 2 год обучения. Задача — соотносить плоские и объемные формы, называть их.Инструкция : у меня на карточке фигуры, положите у себя на столе похожие формы в том же порядке, выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок выполнит задание. Игра «1,2,3 к домику беги», 1 год обучения. Задача для педагога – различать и находить по слову геометрические фигуры, называть их. Задача для ребенка – найти свое место в нужном домике.Инструкция : раз, два, три к домику с круглым окном беги (квадратным и т. д.)

Дошкольная олигофренопедагогика использует разнообразные, в том числе, и специфические методы и приемы обучения, обусловленные особенностями развития психической деятельности у детей с нарушением интеллектуальной сферы.

Наглядные методы

1 Подражание действиям взрослого, показ, расчлененный на последовательные звенья. Известно, что подражая действиям взрослого ребенок овладевает действиями с предметами, бытовыми навыками, речью, но и это для ребенка с ОВЗ оказывается слишком сложным, так как ребенок не может самостоятельно уловить всю последовательность действий. Показ должен проходить в медленном темпе, сопровождаться комментирующей речью взрослого.Пример: рисование гуашью «Яблоки на тарелке» ,1 год обучения. Задача – учить рисовать округлые формы путем кругового накручивания, учить пользоваться кистью.Инструкция: — взяли кисточку с подставки за «рубашку» — обмакнули ее в гуашь — поставили на тарелке точку — «зернышко» — увеличиваем его по кругу, зернышко растет, вырастает яблоко — вымыли кисточку в воде — промокнули ее — положили на подставку 2 Не всегда ребенок может на начальном этапе подражать действиям взрослого даже при расчлененном показе, в этом случае используются совмещенные действия – педагог берет руку ребенка в свою и выполняет действия вместе с ним. 3 Жестовая инструкция. Педагог показывает жестом последовательность выполнения действий.Пример: — указующий жест на кисточку – «возьми» — на краску «макни сюда» и т. д. 4 Образец. Имеет разные формы применения.Пример : Игра «Парные картинки» ,1 год обучения.Задача- учить находить по образцу и называть предметы окружающего мира Инструкция : найди такую же картинку, как у меня (выбор из 4-6) Игра «Сделай постройку, как у меня», 2 год обучения. Задача — выполнение конструкции по образцу.Инструкция : сделай такую же башенку, как у меня. Для детей с нарушением интеллекта это может быть достаточно сложным, так как слабость анализа их характерная черта. В процессе конструктивной деятельности нужно вычленить – какой это предмет? из чего сделан? какая форма использовалась? какого цвета? ее количество? расположение частей, для чего нужен этот предмет и каким образом его можно сделать? Именно поэтому подобный образец используется, когда у детей уже сформированы элементарные знания, умения, навыки.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Особенно важны на первоначальном этапе обучения. Практический метод- это организация детской деятельности и детского опыта от простого к сложному.Пример : «Почтовый ящик» Задача — в этом доме «живут» разные фигуры, нужно каждой из них найти свое окошечко, похожее на фигуру. Ребенок вначале пытается действовать силой, но результата не получает, затем примериванием и, наконец, соотносит зрительно.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ

1 Словесные объяснения, словесные инструкции. Включаются постепенно, используются простые фразы из 2-3 слов, вначале односложные, а затем 2-х и 3-х ступенчатые речевые конструкции. Сплошной речевой поток ребенок с нарушением интеллекта воспринимает, как посторонний шум.Пример: 3-х ступенчатая словесная инструкция — возьми машину, посади в нее маленького мишку, увези мишку на диван. 2 Прием фиксации. Педагог фиксирует в речи сам ход деятельности, полученный результат и обобщает полученный детьми опыт.Пример: Игра с пирамидкой из 3-х колец одного цвета, 1 год обучения.Инструкция : словесное объяснение с одновременным показом способа выполнения — взяла большое колечко, надела его, взяла среднее колечко, надела его, взяла маленькое колечко, надела его. Сложила пирамидку. Сложила правильно – сначала большое колечко, потом среднее и маленькое. Получилось красиво. 3 Речевой образец. Используется на всех годах обучения.Пример : Развитие речи, 1 год обучения, тема «Фрукты». Задача – учить обращаться с вопросом, отвечать на него, формировать коммуникативную функцию речи.Инструкция : Катя, спроси у Алеши — «Алеша, что лежит у тебя на тарелке?», Алеша, скажи Кате — «У меня на тарелке лежит лимон». Развитие речи, 2 год обучения, тема «Осень», составление описательного рассказа по сюжетной картине. Задача — учить анализировать рассказы товарищей, давать им оценку.Инструкция: речевой образец педагога анализа рассказа – «Мне понравился этот рассказ, потому что Ваня говорил громко, по порядку, ничего не пропустил, придумал много нового,слушать его было интересно, рассказывал сам, без помощи». 4 Хоровое и индивидуальное проговаривание. Используется также на всех годах обучения.Пример: ФЭМП, 1 год обучения, тема «Количество и счет». Цель — учить пересчитывать предметы в горизонтальном расположении в пределах 3-х, подводить итоговое число.Инструкция : Послушайте, как я посчитаю машины – «Один, два, три. Всего три машины. Давайте все вместе посчитаем, сколько машин». ФЭМП, 3 год обучения, тема «Количество и счет». Цель – учить считать до 10 и обратно с использованием наглядного материала.Инструкция: Послушайте и посмотрите, как я пересчитываю и отгибаю пальцы до 10 и обратно. Давайте посчитаем до 10 и обратно вместе со мной, смотрите на меня и делайте, как я.

Необходимо помнить, что в процессе обучения должны сочетаться все методы и приемы – наглядные, словесные, практические. При этом важно правильно подбирать их в соответствии с уровнем развития каждого воспитанника. В случае, если ребенок затрудняется выполнить предложенное задание – опуститься к более низкому уровню способа обучения, например, от образца к поэтапному обучению. И, напротив, нельзя задерживать ребенка в развитии обучая способом подражания, если он может действовать по образцу.

Источник