Обучение ребенка развитию чувство ритма

Обучение ребенка развитию чувство ритма thumbnail

упражнения для развития чувства ритма у ребёнкаЗдравствуйте, уважаемые посетители нашего сайта! Согласитесь, многие привыкли думать, что чувствовать и воспроизводить ритм — это удел музыкантов и танцоров. А вот и нет! С этим качеством мы сталкиваемся практически ежедневно, и, к счастью, его можно развить. В нашей статье — упражнения для развития чувства ритма у ребёнка, рассчитанные на разный возраст, и 5 веских доводов, почему это важно для каждого человека.

Откуда нам знакомо чувство ритма?

Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда мама берёт его к себе на руки и прижимает к груди. Это одно из первых знакомств маленького человека с ощущением ритма.

Ритмично функционируют и другие системы человеческой жизнедеятельности:

  • Дыхание.
  • Бодрствование и сон.
  • Желудочно-кишечный тракт.

Ритмами пронизана вся природа. Благодаря им происходят:

  • Смена времён года.
  • Смена времени суток.
  • Приливы и отливы.

Человек — часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.

За что отвечает чувство ритма у человека?

  • Координация движений. Она нужна при ходьбе, поворотах, танцах, однообразных движениях, играх. Ребёнок с развитым чувством ритма меньше расходует свою энергию, а значит, меньше устаёт, быстрее реагирует на препятствия и меньше травмируется.
  • Речь. Она становится более выразительной, управляемой, ребёнок умеет ставить акценты в нужных местах. Его становится легко выслушать и понять. Малыш быстрее усваивает информацию, а значит, более успешен в учёбе. Он выразительно рассказывает стихи и читает, выделяя паузами знаки препинания.
  • Уравновешивание эмоций. Благодаря чувству ритма происходит правильное чередование напряжения и расслабления при движениях и общении. Это даёт возможность крохе быстрее успокаиваться после встречи с раздражающими факторами.
  • Адекватное отношение к временным интервалам. На смену спешке и суете приходят продуманные действия и логика. Например, дожидаясь зелёного света светофора, ребёнок будет вести себя спокойно.
  • Улучшаются аналитические способности ребёнка. Он может более точно оценивать скорость движения, расстояние, глубину и высоту — и, следовательно, грамотно рассчитывать свои действия и силы.

Итак, переходим к практической части нашей темы.

Как развить чувство ритма у ребёнка?

Как всегда, непринуждённо, легко, в форме игры!

От 0 до 6 месяцев

Приучать к ритмичной деятельности можно даже такого кроху!

Зарядка или массаж с потешкой

Регулярно делайте с малышом зарядку или массаж, напевая весёлую потешку и выполняя действия в такт. Например, после пробуждения говорите ему эти простые слова:

  • «Мы проснулись, мы проснулись!» (на слове «мы» разводим ручки ребёнка в стороны, а на слове «проснулись» скрещиваем их на груди)
  • «Сладко, сладко потянулись!» (на словах «сладко, сладко» ручки тоже разводим и скрещиваем, а на слове «потянулись» поднимаем их вверх)
  • «Маме с папой улыбнулись!» (Улыбаемся малышу)

Танцы с мамой или папой

Малыши очень любят, когда мама или папа вальсируют с ним на руках. Делайте это плавно и ритмично под соответствующую музыку. Кроха получит море позитива и заодно ощутит темп ваших движений в танце.

От 6 до 12 месяцев

Ребёнок такого возраста уже вовсю жаждет и сам задавать ритм. Не препятствуйте этому. Пусть у него будет возможность погромыхать кастрюлями и крышками, погремушками или молоточком. Покажите ребёнку, что ладошки и ножки тоже могут ритмично шуметь.

Потешка «Ладушки»

Ладушки, ладушки! (выпрямляем пальчики малыша на своей ладони)
Где были? У бабушки! (соединяем его ручки ладошка к ладошке)
Что ели? Кашку! (хлопнули в ладоши)
Что пили? Бражку! (ещё раз)
Кыш, полетели, на головку сели! (прикасаемся ладошкой малыша к голове)

Игра «Ехал пан»

Усадите малыша на колени лицом к себе и покачивайте его взад-вперёд, приговаривая:

Ехал пан, ехал пан,
Шагом-шагом, шагом-шагом,
Ехал пан, ехал пан,
Рысью-рысью, рысью-рысью,
Ехал пан, ехал пан, Махом-махом, махом-махом.
После каждой фразы «Ехал пан» ускоряйте раскачивание крохи.

От 1 года до 2 лет

Как подружить с чувством ритма малыша-непоседу? При помощи музыки, стишков, песенок и движений.

Музыка

Ставьте малышу побольше классики и композиций со звуками природы. Например, произведения П. Чайковского:

  • «Щелкунчик».
  • «Спящая красавица».
  • «Лебединое озеро».

Марш и стишки

Маршируйте вместе с ребёнком, стоя к нему лицом и держа за руки, при этом рассказывая ему стихотворения. Например, вот это:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!

От 2 до 3 лет

В таком возрасте ребёнок уже стремится подражать вам и другим людям. Тогда покажите ему пример, как действовать ритмично.

Повторяй за мной

Вы задаёте ритм одним способом, а ребёнок повторяет за вами другим способом. Например, вы хлопаете в ладоши, а малыш топает ножкой, вы стучите в барабан, а малыш — в бубен:

Вы: Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

Малыш: Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Подобные занятия по развитию чувства ритма повышают шансы малыша достичь успехов в музыке.

Непослушный козлик

Может играть один ребёнок или несколько. Взрослый задаёт темп, произнося любой слог и выделяя некоторые из них силой голоса. Главное, чтобы это звучало ритмично, то есть в определённой последовательности. На слабые слоги малыш имитирует лягающегося козлика (машет ножкой назад), а на сильные — бодается, делая себе указательными пальцами рожки.

Например:

Та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА…

Или так:

ТА-та-та-та, ТА-та-та, Та-та-та-та, ТА-та-та…

От 3 до 5 лет

упражнения для развития чувства ритма у ребёнкаУсложняем упражнения, основанные на стихотворениях, песенках и движениях.

Маршируем активнее

Задача малыша — маршировать под ритм, который вы будете ему задавать. При этом выделяйте голосом определённые слова, слыша которые, ребёнок должен топнуть сильнее. Начинайте медленно, постепенно наращивая темп. Например:

РАЗ, два, ТРИ, четыре…

Затем начните считать по-другому:

РАЗ, ДВА, три, четыре…

Или так:

Раз, два, три, ЧЕТЫРЕ…

После того, как малыш начнёт легко справляться с заданием, предложите ему маршировать под ритмичную музыку. 3–4 минуты в день вполне достаточно.

Стих или песня в сопровождении ритмичных звуков

Вспоминаем стихотворение или песню, которое малыш знает наизусть. Пусть расскажет его или споёт, при этом издаёт звуки в такт. Например, хлопает в ладоши или ударяет в барабан. Можно использовать бубен или ксилофон. Вы можете тоже подстроиться под его исполнение и делать более слабые хлопки в ладоши в другом темпе. Получится мини-оркестр.

Например, ребёнок стучит в барабан на следующих слогах:

В ле-СУ ро-ДИ-лась Ё-лоч-ка,

В ле-СУ о-НА рос-ЛА…

А вы хлопайте в ладоши на каждый слог:

В ЛЕ-СУ РО-ДИ-ЛАСЬ Ё-ЛО-ЧКА,

В ЛЕ-СУ О-НА РОС-ЛА.

Слаженное исполнение может получиться не сразу, но ребёнку такое занятие точно придётся по душе.

Стихи и барабан

Прочитайте малышу стихотворение про ёжика и попросите его на каждый слог «бум» ударить в барабан или сделать хлопок в ладошки. Ну кто же откажется развивать чувство ритма через игру на музыкальных инструментах? Это будет звучать так:

С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум! (можно бум-бум-бум-бум-бум-бум)
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами —
Бум-бум-бум! —
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!

С ритмом по жизни

Быть может, развитое чувство ритма пригодится вашему ребёнку в его увлечениях? А даже если и нет, то оно обязательно сделает его более ловким, собранным и умным. Итак, подведём итоги и назовём ваших основных помощников, развивающих чувство ритма:

  • Стихотворения и песенки.
  • Танцы.
  • Музыка, музыкальные инструменты и предметы, издающие шум.
  • Занятия с хлопками в ладоши и топаньем ножками.
  • Маршировки.

Ну а мы желаем вам и вашему ребёнку с удовольствием познавать всё новое и развиваться в своём индивидуальном ритме. До скорых встреч!

Источник

Наталия Яковлева
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.

«Жизнь есть музыка с ее живым и творящим ритмом» (Э. Жак-Далькроз).

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Формирование чувства ритма — важнейшая задача педагога.

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Музыка эмоциональна. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.

Практика показывает, что развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.

Именно поэтому педагог должен прекрасно владеть методикой, умением находить такие технические приёмы, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию чувства ритма, творческого потенциала.

Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, – находка для увлекательных занятий с детьми.

Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела,игра на его поверхностях:

• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);

• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

• притопы (всей стопой, пяткой, носком);

• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Упражнение для младшей группы: «Барабан»

Мне купили барабан – бам,бам,бам!

Я на нем играю сам – бам,бам,бам!

Варианты исполнения:

1. Проговаривая текст,ритмично хлопать в ладошки.

2. Хлопать ладошками по барабану.

3. Ритмично ударять кулачком о кулачок.

4. Притопывать двумя ногами.

Упражнение для средней группы: «Колобок»

Колобок, колобок – По 3 хлопка в каждую сторону,

У тебя румяный бок – ритмичные хлопки по бокам двумя руками,

Ты от бабушки ушел – 4 прыжка на двух ногах,

Ты от дедушки ушел – Топать ногами на каждый слог.

Упражнение для старшей группы: «Дворник»

Дворник дверь два дня держал. –Качать руками вперед-назад.

Деревянный дом дрожал. — Топать ногами.

Ветер дергал эту дверь,-Стучать по коленям поочередно

Дворник думал: это зверь. — Потирать ладоши и на слово «Зверь»-хлопок.

Упражнение для подготовительной группы: «Храбрый воробей»

Чики-рики, чик-чирик! – Хлопать в ладоши.

Воробьишка с ветки – прыг!-3 щелчка в воздухе и на слово «Прыг»-подпрыгнуть.

Воробей,воробей! –По 3 хлопка по коленям.

Во дворе он всех храбрей! – топающий шаг на месте.

— Берегись,крадется кошка! –Походить на месте,показывая руками «коготки»

— Подразню ее немножко,-Погрозить пальчиком.

А потом – на ветку вмиг…-Машут руками.

Прыг! –Прыжок на двух ногах.

А. Данилевская

Пособие И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Этот удивительный ритм» помогает музыкальным руководителям развить в ребёнке чувство ритма. Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое муз. занятие, как неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года.

Необходимо приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.

Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, даёт определённый психотерапевтический эффект.

Большими возможностями в развитии чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняющиеся в ходе музыкальной игры.

Например,я использую на своих занятиях такие игры: «Шаг и бег».

Цель игры :дать детям представление о долгих и коротких звуках. «Ритмическое эхо».Цель игры: точно воспроизвести ритмический рисунок хлопками, шлепками и притопами.

«Угадай мелодию»-прохлопать ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям песни.

Очень интересно проходит работа с палочками и песнями Е. Попляновой. Дети любят эти образные песни-танцы.

Упражнения решают следующие задачи:

• Совершенствование умения передавать ритмический рисунок слова.

Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи.

• Совершенствование движений артикуляционного аппарата.

Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

• Формирование фонематического слуха.

НОЖКИ (CD Диск «Палочки-скакалочки» № 1)

Большие ноги шли пот дороге:

Топ-топ-топ…

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ…

Дайте в руки малышу две палочки. Договоритесь с ним о том, что это будут «ножки». Первые две строчки сопровождаются движениями, которые изображают большие папины шаги. Приговаривать нужно низким голосом, неторопливо. Следующие две строчки-шаги самого малыша. Они более лёгкие и подвижные. И голос ваш будет звучать более звонко и легко. Только следите, чтобы движения были точно в ритм стихов. А хотите – спойте песенку.

ЛЯГУШКА-ХОХОТУШКА (CD Диск «Палочки-скакалочки» № 10)

Весёлая лягушка чечётку танцевала

И пузыри пускала по вечерам в реке.

А днём она смеялась, шутила, кувыркалась

И даже умудрялась стоять на голове.

Первые две строчки сопровождаются весёлым постукиванием палочек восьмыми.

Затем, ещё две строчки рисуем в воздухе палочками «пузыри-кружочки».

Следующие две – снова постукиваем палочками. И в заключении стихов, стучим обеими палочками одновременно о стол или колени то одним концом, то другим. А в конце резко наклоняемся вперёд, вниз головой, руки с палочками поднимаем вверх.

ШЛА КОЗА НА КАБЛУКАХ (CD Диск «Палочки-скакалочки» №20)

1. Шла коза на каблуках. Ах! Ах! Ах! Ах!

В модных красных сапогах. Ах! Ах! Ах! Ах!

По дорожке: цок-цок-цок, чок, чок, чок, чок.

Поломала каблучок. Ох!

2. Вот коза на одной ножке прыг-скок, прыг-скок.

Поскакала по дорожке, прыг-скок, прыг-скок.

Зацепилась за сучок, чок-чок, чок-чок.

Вновь сломала каблучок, Ох!

3. Вот коза сняла сапожки, так-так, так-так.

Побежала по дорожке, так-так, так-так.

Стала прыгать высоко. Их-вох! Их-вох!

Как без каблуков легко! Их-вох! Их-вох!

Вариантов этой игры может быть несколько. Первый с палочками, в сопровождении стихов.

Начальные четыре строчки исполняются вместе с «шагами» палочек. (по четыре шага на каждую строчку) На слова «Ах!» — удары палочек друг о друга.

В следующих строчках стучим восьмыми длительностями. На возглас «Ох!» — удар палочками и остановка.

Следующие четыре строчки сопровождаются «прыжками» одной из палочек. Затем три строчки читаются со скользящим движением одной палочки о другую. На возглас «Ох!» — удар палочками и остановка.

Дети кладут палочки на пол. Дальше четыре строчки сопровождаются переменными шлепками ладошек по коленям (восемь шлепков на одну строчку.) Последние четыре – сопровождаются ударами обеих ладошек по коленям. При этом ладошки высоко подбрасываются вверх. Надо следить чтобы движения выполнялись точно, под ритм стихов.

Источник

ХОТИТЕ  НАУЧИТЬ  РЕБЁНКА ЧИТАТЬ?

РАЗВИВАЙТЕ  ЧУВСТВО  РИТМА!

 «Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше начнут они испытывать эту благодать на себе, тем лучше для них…»

В.Г. Белинский

В последние несколько десятков лет перед педагогами и родителями всё острее встаёт проблема обучения детей чтению. Дети в большинстве своём не хотят читать. Почему? Причин этому несколько. Это и  перегруженность  обилием информации, и отсутствие свободного времени, и просто неумение читать. А ведь «… вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась» (А. Герцен).

В арсенале педагогов присутствует  много инструментов, способствующих более высокой  обучаемости детей, в том числе чтению. В последнее время различными институтами проводятся научные исследования с целью решения этой задачи.

Уже много лет учёные спорят о силе воздействия музыки Моцарта на обучаемость детей. Термин «Эффект Моцарта» впервые был введён отоларингологом Альфредом Томатисом, который использовал произведения композитора в своей работе.

 В 1993 году Фрэнсис Роше, Гордон Шоу и Кэтрин Ки также проводили похожие исследования и выяснили, что музыка Моцарта оказывает стимулирующий эффект на работу головного мозга. Правда, он сохраняется лишь в течение 15 минут. И если физиологическое воздействие музыки является и по сей день предметом для дискуссий, то влияние её на настроение и концентрацию бесспорно!

Исследователи из лаборатории слуха и неврологии Северо-Западного университета в США под руководством профессора Нины Краус смогли установить непосредственную связь между присущим человеку умением следовать определенному ритму и его слуховыми способностями. Их исследование было опубликовано в журнале The Journal of Neuroscience в 2018 году. Ранее эта же лаборатория успешно занималась поиском взаимосвязей между чтением и чувством ритма.  Профессор и ее коллеги изучали зависимость между умением удерживать ритм и реакцией головного мозга. Как оказалось, ритмичные движения под музыку приводят к согласованной работе тех частей мозга, которые отвечают за слух и речь. Таким образом, умение удерживать ритм облегчает обучение чтению!

Как утверждает профессор Краус, результат исследования был предсказуем  по причине взаимосвязи в мозге человека областей, отвечающих за механическую и визуально-слуховую реакцию на раздражители. Поэтому задачи, требующие одновременного задействования обоих этих центров, приводят к их совместной работе. По мнению исследователей, наибольшая взаимосвязь между ритмом и речью проявляется в музыке, где необходимо сочетать эти элементы в относительно равных пропорциях. Поэтому музыкантов ученые называют наиболее приспособленными к слуховому восприятию информации. «Ритм, по сути, является частью музыки и языка. И вполне возможно, что музыкальное образование с акцентом на развитие ритмических навыков, упражнения слуховой системы приводят к развитию ассоциации  «звук-значение», которое так необходимо в обучении чтению. Когда вы научили мозг эффективно реагировать на звуки, он продолжает это делать, даже когда занятия музыкой прекратились», — считает профессор.

Джон Иверсен  (доктор психологии, нейробиолог и музыкант,  изучающий  способность мозга создавать музыку) считает: проведенное исследование — это еще одно доказательство того, что музыкальные способности улучшают активность в «немузыкальных» сферах мозговой деятельности. А именно: способствуют развитию речи и слуховому восприятию (Источник: babyreporter.eu).

Так что же это – чувство ритма?

Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. В нашей жизни все подчинено ритму — смена времен года, приливы и отливы, наступление дня и ночи. Физиология  человека также пронизана ритмом: биение сердца, дыхание, работа желудочно-кишечного тракта, бодрствование и сон.

Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма как нельзя лучше способствуют, помимо всего прочего, еще и оздоровлению детей. Следовательно, игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у детей). Однако, по утверждению исследователей, музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности.

«В музыке ритм — пульсация, свидетельствующая о жизни» (А. Рубинштейн). По словам А. Артоболевской, ритму не столько учат, сколько им «заражают». Ощутить, почувствовать ритм помогает сама музыка, которую слышит ребенок. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

О важности развития ритмического чувства у детей в разные годы писали Э. Ж. Далькроз, создатель и распространитель системы ритмического восприятия, К.  Орф, основатель системы тембрового ритмического воспитания на основе звучащих жестов (притопов, хлопков, щелчков), отечественные педагоги и исследователи  Н. Г. Александрова, Т. С. Бабаджан,  Н. А. Метлов, А. Н. Ветлугина, Ю. А. Двоскина и др.

Как ритм связан со слухом?

Отличие  чувства ритма от всех остальных чувств — это то, что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения, по сути, — это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха. Если существует понятие «врождённый слух», насколько корректно употреблять понятие «врождённый ритм»? Во-первых, когда музыканты говорят о «врождённом слухе», то подразумевают музыкальный дар — абсолютный слух человека, который способствует различению высотности и тембра звуков со стопроцентной точностью. Во-вторых, если человек обретает чувство ритма, ещё не родившись, разве может быть оно «неврождённым»? Оно может быть только в неразвитом состоянии, на уровне скрытого потенциала. Конечно же, в детском возрасте развить чувство ритма легче, но и взрослому человеку тоже это под силу.

Как развить чувство ритма у ребёнка?

Чувство ритма развивается ещё в материнской утробе, когда эмбрион всем телом ощущает биение материнского сердца. Сразу после рождения малыша старайтесь больше разговаривать с ним. Песенки, стишки, потешки, которые произносит мама во время ежедневных занятий с малышом, — всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма».

Зарядка или массаж с потешкой (Источник: nii-evrika.ru).

Регулярно делайте с малышом зарядку или массаж, напевая весёлую потешку и выполняя действия в такт. Например, после пробуждения говорите ему эти простые слова:

«Мы проснулись, мы проснулись!» На слове «мы» разводим ручки ребёнка в стороны, а на слове «проснулись» скрещиваем их на груди.

«Сладко, сладко потянулись!» На словах «сладко, сладко» ручки тоже разводим и скрещиваем, а на слове «потянулись» поднимаем их вверх.

«Маме с папой улыбнулись!» Улыбаемся малышу.

Такими  потешками рекомендуется сопровождать все режимные моменты. Это, помимо развития ритмического чувства, вызывает у ребёнка положительные эмоции.

        После полугода ребёнок уже сам может выполнять ритмические упражнения. У малыша в достаточном количестве должны быть погремушки, молоточки, разнообразные звучащие предметы (палочки, крышки от кастрюль и пр.)

        Когда ваш малыш достигнет года и уже свободно передвигается по дому, включаем в занятия ритмичную ходьбу. Маршируйте вместе с ребёнком, стоя к нему лицом и держа за руки, при этом рассказывая ему стихотворения. Также включайте для прослушивания больше музыкальных произведений. Пусть это будут не только детские песни, но и классика – Чайковский, Моцарт, Гайдн и др.

В возрасте двух – трёх лет ребёнок уже стремится подражать вам и другим людям. Тогда покажите ему пример ритмического подражания.

Повторяй за мной

Вы задаёте ритм одним способом, а ребёнок повторяет за вами другим способом. Например, вы хлопаете в ладоши, а малыш топает ножкой, вы стучите в барабан, а малыш — в бубен:

Вы:                 Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,    хлоп-хлоп-хлоп.

Малыш:         Топ-топ-топ-топ,       топ-топ-топ.

Подобные занятия по развитию чувства ритма повышают шансы малыша достичь успехов в музыке.

Усложняем упражнения, основанные на стихотворениях, песенках и движениях.

Маршируем активнее

Задача малыша — маршировать под ритм, который вы будете ему задавать. При этом выделяйте голосом определённые слова, слыша которые, ребёнок должен топнуть сильнее. Начинайте медленно, постепенно наращивая темп. Например:

РАЗ, два, ТРИ, четыре…

Затем начните считать по-другому:

РАЗ, ДВА, три, четыре…

Или так:

Раз, два, три, ЧЕТЫРЕ…

После того, как малыш начнёт легко справляться с заданием, предложите ему маршировать под ритмичную музыку. 3–4 минуты в день вполне достаточно.

Стихотворение  или песня в сопровождении ритмичных звуков

Вспоминаем стихотворение или песню, которые малыш знает наизусть. Пусть расскажет  или споёт, при этом издаёт звуки в такт. Например, хлопает в ладоши или ударяет в барабан. Можно использовать бубен или ксилофон. Вы можете тоже подстроиться под его исполнение и делать более слабые хлопки в ладоши в другом ритме.

Прочитайте малышу стихотворение  про ёжика и попросите его на каждый слог «бум» ударить в барабан или сделать хлопок в ладошки. Ну кто же откажется развивать чувство ритма через игру на музыкальных инструментах? Это будет звучать так:

С барабаном ходит ёжик.        Бум-бум-бум!
Целый день играет ёжик:        Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами         Бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрёл случайно.        Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.                Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.        Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались        Бум-бум-бум!
И удары раздавались                Бум-бум-бум!

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок:                 Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок:         Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Над дубравой сильный град:         Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:                Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра:         Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора:         Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

При пении слов «тук-тук»  ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный взрослым.        

Капля — раз! Капля — два! Капли медленно сперва.

Стали капли ударять, капля каплю догонять.

 А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой! Побежим скорей домой!

(Источник: https://multiurok.ru, Бессолова З. С., Занимательные упражнения для развития чувства ритма у детей)

        По мере взросления детей от игр с предметами  можно переходить  к  упражнениям с карточками. Начинаем с самых простейших заданий.

 Ритмическое эхо

         Прохлопайте  ритмы имён, слов, ребёнок должен  повторить ритмический рисунок, хлопая в ладоши.  Первоначально мы учим детей подбирать и прохлопывать слова, состоящие из двух и трёх слогов, обозначая слоги кружками одинаковой величины независимо от ударения в слове.

Молоко, бабушка, поляна:

Мама, папа, цветок, банан:                        

        В дальнейшем усложняем задание: ударный слог на карточке обозначаем кружком большего размера.

Молоко:

Бабушка:

Поляна:

Мама, папа:

Цветок, банан: 

Это упражнение, по сути, является подготовительным к определению слоговой структуры слова, а также подводит к пониманию соотношения длительностей (что в дальнейшем поможет в обучении музыке).

Одно из следующих заданий – ритмизация заданных текстов. Проговорите стихотворный текст (дразнилку, считалку), одновременно сопровождая его хлопками, передавая ритмический рисунок – ребёнок должен повторить. Ритмический рисунок выкладывается на столе, прохлопывается, проигрывается на ударных инструментах. Потом предложите узнать выбранный отрывок из нескольких ритмических карточек.

Выйди, выйди, солнышко,  мы посеем    зёрнышко!

        В дальнейшем, усложняя задачу, можно предложить подобрать ритмические карточки к музыкальным темам из известных детям произведений классиков. Чтобы облегчить выполнение этого сложного задания, научите детей использовать так называемые «ритмические слоги». Обычно на долгих звуках произносят слог «ТА», на коротких – «ти». Например:

        П. И. Чайковский Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»

        ТА    ТА   ТА    ТА         ти   ти   ТА    ТА   ТА

        Людвиг В. Бетховен V симфония

        ти   ти   ти    ТА        ти   ти  ти   ТА

В. А.Моцарт   Рондо в турецком стиле

ти   ти   ти  ти   ТА       ти   ти  ти  ти   ТА

ти   ти   ти  ти   ти  ти  ти  ти   ти  ти   ти   ти   ТА

Изложенных выше игр и упражнений вполне достаточно для развития ритмического слуха у дошкольников. Главное в занятиях – постепенное усложнение заданий и регулярность. Если следовать этим правилам, результат не заставит себя ждать.

Так что, если вы хотите научить ребёнка читать, развивайте чувство ритма!

Рекомендуемая литература по теме:

Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребёнка». М.: Просвещение, 1968.

Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм». Санкт-Петербург 2007г.

Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей». –М., 2005.

Тютюнникова Т. Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1. Игры звуками:Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003

Источник