Обучение и развитие ребенка учебная деятельность

Учебная деятельность — это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. Учебная деятельность может быть осуществлена только путём соответствующего выполнения деятельности учителя и деятельности ученика.
По уровню достижения цели учебная деятельность делится на два звена: учение и обучение[1][2].
Завершенность учебной деятельности определяется данными дидактической диагностирующей деятельности[3].
В психологии учебная деятельность не отождествляется учением. Дети могут учиться в самых видах деятельности — игровой, трудовой, общественной и др. Учебная деятельность[4]:
- имеет своё особое содержание и строение
- в младшем школьном возрасте является ведущей деятельностью, которая детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников, формирование их личности в целом.
Особенности специализации[править | править код]
Учебная деятельность является своеобразным инструментом передачи накопленных научных знаний последующим поколениям. Человек не вечен, ему отведено определённое время жизни. Накапливаемый информационный опыт хранится у человека в памяти, естественно, после его смерти также знания теряются вместе с ними. Новые поколения не имеют достаточного опыта и знаний. Это является главной причиной естественной потребности передачи существующих в обществе знаний последующим поколениям. Этими образовательными процессами управляет человек, который занимается учебной деятельностью. Преподавателей условно можно поделить: по тематике научных знаний, способу обучения, квалификационному уровню, стилю изложения информации и так далее. Учебная деятельность даёт возможность получать специалистов, имеющие базовые теоретические знания в своей специализации. Охват учебной деятельности зависит от развития самой науки. То есть, наука в процессе накопления знаний постоянно расширяется и разветвляется. Каждое научное открытие порождает новые вопросы и пути изучения. Новое ответвление спустя время (если изучение развивается) снова подвергается разделению. В итоге, с расширением науки, учебная деятельность то же нуждается в своём развитии. Получаемый информационный опыт должен подтверждаться, оптимизироваться, обобщаться, обретать правильную форму последующего его изложения, после чего преподноситься человеку для усваивания. Но и тут имеются свои проблемы. Со стремительным увеличением научной информации возникает нехватка времени и ресурсов на её естественную переработку. А это также влияет на актуальность её подачи.
Психологические исследования учебной деятельности[править | править код]
С точки зрения психологии деятельности, учебная деятельность формирует основы и конкретных механизмы саморазвития, выступая и как способ формирования системы научных и знаний, и как метод активного конструирования обобщенных способов действий, развития творческого мышления[5].
С позиций бихевиоризма учебная деятельность — это сложная форма поведения. Если действия одного человека (педагога) повлияли на то, что делает или может сделать другой человек (учащихся), то имело место обучение[6]. На основе поведенческого подхода к учебной деятельности разрабатывается исследовательский подход в преподавании, в основе которого находится постоянный поиск новых способов обучения, адекватных конкретному контингенту учащихся[7].
Структура учебной деятельности[править | править код]
Главными компонентами учебной деятельности являются[5]:
- Учебное действие
- Учебная задача (обеспечивает усвоение обобщенного способа решения конкретного класса задач)
- Действия контроля и оценки
Учебные действия, необходимые для решения учебной задачи, включают в себя [5]:
- преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы;
- моделирование выделенного отношения в графической и знаковой форме;
- преобразование модели отношения для изучения её свойств в чистом виде;
- выведение и построение серии частных конкретно-практических задач, решаемых общим способом;
- контроль за выполнением предыдущих действий;
- оценку усвоения общего способа решения данной учебной задачи.
Субъект учебной деятельности[править | править код]
Критериями того, что ученик (или класс в целом) выступают именно как субъекты учебной деятельности, а не какой-либо иной (например, общения с педагогом), являются[8]:
- умение (или способность) отделять известное от неизвестного, определять наличие или отсутствие средств и способов действия в новой ситуации (действие оценки);
- поиск способа решения новой задачи.
В младшем школьном возрасте субъектом учебной деятельности является класс как учебная общность, которая под руководством учителя способна ставить учебные задачи и искать способы их решения (совместно-распределенная форма учебной деятельности).
К моменту перехода в среднюю школу происходит индивидуализация учебной деятельности и становление её важнейшего новообразования — умения учиться самостоятельно[8].
Примечания[править | править код]
- ↑ Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методологический анализ) — М.: Педагогика, 1977, с.139 — 161
- ↑ Писарев В. Е. , Писарева В. В. «Объективное оценивание — фундаментальная задача образования» // Вопросы тестирования в образовании. 2002, № 4
- ↑ Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989, с.29-45. Ж. Русский язык в школе.
- ↑ Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986.
- ↑ 1 2 3 Давыдов В.В., Рубцов В.В., Крицкий А.Г. Психологические основы организации учебной деятельности, опосредствованной использованием компьютерных систем // Психологическая наука и образование. – 1996. – №2. – С. 68-72.
- ↑ Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости. — М.: Оперант, 2015.
- ↑ Умняшова И.Б. Вступит. статья к Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости. — М.: Оперант, 2015.
- ↑ 1 2 Подшивалова Е.П., Цукерман Г.А. Становление субъекта учебной деятельности (трехлетнее лонгитюдное исследование младших школьников) // Психологическая наука и образование. – 2003. – №2. – С. 57-66.
Ссылки[править | править код]
- Учебная Деятельность » инструмент передачи знаний новым поколениям — статья сайта Мир Людей.
- Портал психологических изданий PsyJournals.ru — все публикации по ключевым словам «учебная деятельность»
Источник
В тридцатые годы двадцатого века Л. С. Выготским были заложены основы теории развивающего обучения. Он рассмотрел при этом вопросы соотношения развития и обучения.
Немецкий психолог О. Зельц в те же тридцатые годы двадцатого века провел некоторый эксперимент, который продемонстрировал, как влияет обучение на умственное развитие обучающихся. Существовали в то время три подхода к решению данного вопроса.
При первом подходе (З. Фрейд, Ж. Пиаже и А. Гезелл) считалось, что развитие человека вовсе не зависит от обучения. Обучение, в свою очередь, рассматривалось как процесс, который должен быть согласован с ходом развития человека. Однако в самом процессе развития обучение не участвовало. Согласно данной теории, развитие должно было совершить определенные конечные циклы, а определенные функции должны созреть раньше, чем школа сможет приступить к обучению некоторым навыкам и знаниям ребенка. А циклы развития, в свою очередь, должны всегда предшествовать циклам обучения.
По предложению второго подхода (У. Джеймс, Э. Торндайк и другие) обучение сравнивалось с развитием. А развитие понималось как накопление человеком различных привычек в процессе обучения. Сторонники этого подхода считали, что определенно всякое обучение является развивающим.
В третьей теории (К. Коффка и другие.) была сделана попытка преодолеть крайности двух первых подходов. Развитие в этом подходе понимается как процесс, который не зависит от обучения, но само обучение считается равным развитию. В ходе обучения дети приобретают новые формы поведения и отношения.
Сторонники данного подхода полагали, что развитие делает возможным сам процесс обучения, а обучение стимулирует процесс развития. Эта теория, с одной стороны, полагает, что процесс развития и обучения не зависят друг от друга, а с другой стороны, данная теория находит взаимосвязи этих двух процессов.
Однако Л. С. Выготский не соглашался ни с какой из этих теорий, а сформулировал собственную гипотезу о соотношении обучения и развития. По мнению Выготскому, существует единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития.
Когда Выготский обосновывал свою гипотезу, он изложил содержание основного генетического закона развития психических функций человека. И этот закон является основой для его теории.
Выготский считал, что любая высшая психическая функция в развитии детей появляется два раза. Первый раз — как коллективная деятельность, а второй раз — как индивидуальная деятельность.
Учебная деятельность в развивающем обучении
Когда ребенок приобретает способность учиться, то с этого момента он перестает быть ведомым взрослым человеком. Он становится человеком, который также может обучать самого себя, менять себя. Но такое умение очень редко выделяется из ряда всех остальных школьных умений.
По мнению Д. Б. Эльконина учебная деятельность — это такая деятельность, в которой воспитывается способность к изменению самого себя. Если переход ребенка к саморазвитию к концу начальной школы произошел, то это значит, что появился развивающий характер начального обучения, что обучение осуществляется по законам учебной деятельности.
Учебная деятельность — это система таких условий обучения, которые делают возможным развитие младшего школьника: появление у него способности к изменению самого себя.
Обосновал необходимость освоения теоретических понятий В.В. Давыдов. В соответствии со способами получения определенных новых знаний, а также в соответствии со способом восхождения от абстрактного к конкретному и строится вся учебная деятельность. Однако мышление обучающихся в процессе всей учебной деятельности имеет некоторые сходности с мышлением ученых. Потому что ученые посредством теоретических понятий, обобщений и содержательных абстракций и получают результаты своих исследований.
Когда ученики приступают к овладению определенным учебным предметом, они сначала при помощи учителя анализируют материал, выделяют в нем какие — либо сходности, общее отношение. Так, они понимают, что данный учебный материал проявляется во множестве других частных отношениях. И именно так ученики строят содержательную абстракцию данного предмета. А при продолжении анализа учебного материала, школьники раскрывают связь исходного отношения с его проявлениями. И в этом случае получают содержательное обобщение изучаемого предмета.
Ученики используют в дальнейшем содержательное обобщение и абстракцию для выделения других более частных абстракций, а также для объединения их в конкретном учебном предмете. Это происходит с помощью учителя.
Таким образом, хоть учебная деятельность обучающихся и развертывается в соответствии со способом изложения продуктов духовной культуры, которые уже были получены другими людьми, но внутри этой деятельности в определенной форме сохраняются ситуации и действия, которые были присвоены реальному созданию этих продуктов. Именно благодаря этому способ их получения воспроизводится в сознании каждого из школьников в сокращенном виде.
Когда ученики систематически выполняют учебную деятельность, у них развиваются теоретическое мышление и сознание. Это происходит наряду с усвоением теоретических знаний.
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущим видом деятельности, то есть главным среди остальных видов деятельности, которые выполняют дети. Именно потребность в учебной деятельности и побуждает детей к усвоению теоретических знаний, мотивы к усвоению способов их построения, которые направленны на решение задач в учебе.
Такой путь усвоения знаний имеет две характерные ему лишь черты:
- мысль школьников при этом усвоении движется от общего к частному целенаправленно
- это усвоение направлено на выявление обучающимися условий происхождения содержания усваиваемых ими понятий.
Особенности учебной деятельности по Эльконину — Давыдову
По мнению Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова учебная деятельность является:
- общественной по форме своего осуществления (то есть, она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами);
- общественной по своему смыслу (то есть, она является общественно значимой и общественно оцениваемой);
- общественной по своему содержанию (то есть, в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, которые были накоплены человечеством).
Это деятельность является деятельностью по изменению самого себя. Это значит, что продутом этой деятельности являются те изменения, которые произошли в самом субъекте в ходее выполнения этой деятельности.
Учебная деятельность (сокращенно УД), как уже указывалось, это деятельность направленная, которая имеет своим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий. Она должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, то есть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Личные успехи, личное совершенствование приобретает тем самым глубокий общественный смысл.
Источник