Обучение движущая сила целостного развития личности ребенка

Обучение движущая сила целостного развития личности ребенка thumbnail

Под принципами обучения (дидактическими принципа­ми) подразумеваются объективные закономерности, исход­ные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения.

Как уже говорилось выше, заслуга разработки системы ди­дактических принципов как нормативной основы обучения принадлежит Я. А. Коменскому (см. гл. II настоящего по­собия). Но эта система оказалась достаточно подвижной: в последующие столетия отвергались одни ее принципы (принцип природосообразности и др.), наполнялись иным содержанием имеющиеся, вводились новые. С чем это свя­зано? За время, минувшее с 1654 г., когда Я. А. Коменский в своей книге «Великая дидактика» впервые сформулиро­вал дидактические принципы, прежде всего изменились со­циально-экономическая и политическая ситуации в мире, что сказалось на целях обучения и воспитания; трансфор­мировалась система образовательных учреждений. К это­му следует прибавить успехи науки, которая шагнула да­леко вперед, обогатившись данными о возрастных харак­теристиках обучаемых, об особенностях процесса позна­ния, о роли мотивационной сферы в его ходе и др. Современные дидактические принципы опираются на по­знанные законы и закономерности обучения, развития познавательной деятельности. Остановимся на тех принципах, которые лежат в основе современной теории дошкольного обучения.

Принцип воспитывающего обучения. В этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимуще­ственно всегда носит воспитывающий характер. Чем млад­ше дети, тем в более тесном единстве выступают обучение и воспитание. На протяжении всего дошкольного возраста обучение остается воспитывающим, а воспитание — обуча­ющим. Правильно организованный процесс обучения ока­зывает влияние на формирование личности в целом. Это осуществляется через содержание обучения, формы его организации, методы и средства. Специально подобранное содержание обучения имеет своей целью ознакомление де­тей с окружающей действительностью, приобщение к куль­туре в самом широком смысле этого слова, на основе чего у ребенка складывается динамически развивающийся «об­раз мира», происходит усвоение норм отношений, станов­ление ценностных ориентации. В ходе обучения вырабаты­вается произвольность поведения, психических процессов; дети овладевают навыками общения.

Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребен­ка. В основе принципа лежит закономерность, согласно ко­торой обучение — движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования спо­собностей, интересов, склонностей. По Л.С. Выготскому, ребенок имеет две зоны развития. Первая — зона актуального развития — уже достигнутый в данном возрас­те уровень. Он показывает, что ребенок выполняет или может выполнить самостоятельно. Актуальный уровень развития определяет содержание сегодняшней жизни ребен­ка и готовит его к вхождению в завтрашнюю жизнь. Вок­руг зоны актуального развития образуется широкий круг — зона ближайшего развития, завтрашний уровень развития ребенка. Зона ближайшего развития — определяющая в обу­чении и развитии: то, что ребенок в этой зоне сделает в со­трудничестве с педагогом, завтра он сумеет сделать самостоятельно, следовательно, перейдет на уровень акту­ального развития. «Обучение только тогда хорошо,- пи­сал Л. С. Выготский, — когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функ­ций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития» (Выготский Л. С. Собр. соч.: В 2 т. — М., 1982.- Т. 1,- С. 252), Концепции развивающего обучения разработаны Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В.Давы­довым, Л.А. Венгером и реализуются в практике многих школ и дошкольных учреждений.

Сущностьпринципа научности состоит в том, чтобы ре­бенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят осно­ву соответствующих научных понятий, облегчат изучение учебных дисциплин в школе. Знания могут с разной глуби­ной отражать действительность, не теряя своей научности.

В исследовании А. П. Усовой доказано, что в обучении дошкольников нельзя ограничиваться эмпирическими знани­ями, так как они формируют представления о внешних каче­ствах и свойствах предметов и явлений без выделения их су­щественных признаков. Эмпирические знания необходимы, поскольку именно на их основе формируется способность к простейшим формам анализа, абстракции, обобщениям, умо­заключениям. Но для дальнейшего развития этой способнос­ти следует давать детям теоретические знания, которые отра­жают общие зависимости между явлениями (некоторые мате­матические зависимости, связи в мире природы и т.д.). Начальные формы теоретического обучения требуют соблю­дения следующих правил принципа научности:

-обеспечить ребенку неискаженное первоначальное вос­приятие предметов, явлений, вызвать к ним положитель­ное отношение, заинтересовать;

-при повторном восприятии объекта помочь ребенку выявить существенные признаки, свойства, подвести к по­ниманию простейших связей, отношений; учить правильно называть познаваемые объекты, их части, качества, исполь­зуя некоторые общеупотребительные научные термины;

-раскрывать перед детьми картину развития, изменения изучаемых объектов, обращая их внимание на наиболее важные стороны процесса развития, зависимость от вне­шних условий, места, времени.

Принцип наглядности Я. А. Коменский справедливо счи­тал «золотым правилом» дидактики, ибо «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Полноценное обучение долж­но опираться на чувственный опыт ребенка, на его непос­редственные наблюдения окружающей действительности. Коменскому вторил К. Д. Ушинский, утверждая, что «дет­ская природа ясно требует наглядности». Значение данно­го принципа убедительно подтверждено современными исследованиями: оказывается, что основная информация ус­ваивается человеком через зрительное и слуховое восприя­тие. Зрительная информация воспринимается мгновенно, тогда как слуховая поступает последовательно и занимает гораздо больше времени.

Читайте также:  Развитие понимания речи у ребенка раннего возраста

Принцип наглядности соответствует основным формам

мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) дошкольника. Реальные предметы и наглядные образы спо­собствуют правильной организации мыслительной деятель­ности ребенка. Наглядность обеспечивает понимание, проч­ное запоминание. Сделать обучение наглядным — значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприя­тие окружающего, включить непосредственно в практическую деятельность, связать обучение с жизнью.

Но все хорошо в меру. Следует помнить, что переоцен­ка наглядности в обучении может задержать развитие сло­весно-логического мышления.

Принцип систематичности и последовательности предпо­лагает, что усвоение учебного материала идет в определен­ном порядке, системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Последователь­ность обучения заложена в общеобразовательных програм­мах, предназначенных для дошкольных учреждений. При планировании обучения педагог выделяет темы в учебном материале (труд и профессии, сезонные изменения в при­роде, выращивание и уход за растениями и др.); устанавли­вает последовательность раскрытия темы на разных заня­тиях и намечает методику работы, продумывает связь но­вого материала с ранее усвоенными знаниями, опытом де­тей. При этом предусматривается повторение усвоенных знаний и умений в разнообразных формах, в различной по характеру деятельности (малыши рассматривали кролика на картинке, учили о нем стихотворение, затем выполняли аппликативную работу). При таком повторении объект вы­ступает в новом значении, что делает знания детей более богатыми и глубокими, прочными, поддающимися анали­зу, обобщению, систематизации.

Принцип доступности предполагает соотнесение содер­жания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. Еще Я. А. Коменский выдвинул несколько правил этого принципа, не утратив­ших сегодня своего значения:

— переходить от изучения того, что близко (история род­ного края) к тому, что далеко (всеобщая история);

— переходить от легкого к трудному, от известного к не­известному.

Доступность в обучении нельзя отождествлять с его лег­костью. В 70-е гг. Л. В. Занков выдвинул и обосновал прин­цип обучения на высокомуровне трудности: обучение, оста­ваясь доступным, должно быть сопряжено с приложением серьезных усилий, что приводит к развитию личности. Если учебный материал равен возможностям ребенка или даже ниже их, процесса развития не происходит.

Принцип осознания процесса обучения (И. Я. Лернер) бли­зок к принципу сознательности и активности в обучении. Он предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал рань­ше, почему ошибался, что хочу знать и т. п. Конечно, разви­вать такую позицию у ребенка должен педагог, «наталки­вая» его на осознание своего «Я», своих умений, достижений, затруднений, приемов деятельности, которыми он овладел. Вопросы к детям типа: как ты узнал об этом? Как ты это сде­лал? Что тебе нравится в твоей работе, а что надо было сде­лать по-другому? — должны постоянно направлять внима­ние ребенка на элементарный анализ его деятельности. Если ребенок видит свои достижения, это укрепляет в нем веру в собственные возможности, побуждает к новым усилиям. Если ребенок понимает, в чем и почему он ошибся, что еще не получается, он делает первый шаг на пути к самовоспи­танию. А следующие шаги ему поможет совершить педа­гог, подбадривая, авансируя успех, оказывая конкретную помощь.

Источник

Основной целью развития личности является воспитание гармоничного члена социума, способного принимать самостоятельные решения, видеть новые горизонты, ставить амбициозные цели, достигать их. Главное, что отличает полноценного человека от заурядного индивида – способность брать на себя ответственность за поступки. Жизнь не дает человеку гарантий, а предоставляет возможности, которыми мудрый человек непременно воспользуется, а несмелый, с большим количеством комплексов – проигнорирует. Итак, цельная личность достаточно смелая, чтобы довериться жизни и преодолеть страхи перед трудностями. Тема статьи – движущие силы психического развития личности. Поговорим о том, как формируется личность, какие факторы влияют на этот процесс и какие существуют механизмы.

мальчик в очках читает книгу

Развитие личности – это выход за пределы возможностей

Почему некоторым удается добиться успеха, а другие люди так и остаются неудачниками? Вероятнее всего, дело в личностных характеристиках, отношении к жизни. Чтобы выбраться за пределы собственных возможностей, необходимо:

  • ежедневно работать над собой и способностью выходить за пределы проблемной ситуации;
  • выходить из зоны комфорта, ставить перед собой неудобные цели;
  • учиться отделять важное от второстепенного и отказываться от цели, которая обречена на провал;
  • выбрать активную жизненную позицию, только так можно приобрести полезный жизненный опыт.

Это важно! В жизни человек получает огромное количество возможностей, но не каждый человек умеет ими воспользоваться. Почему? Ответ прост – многие зацикливаются на единственном способе достижения цели и не способны увидеть другие способы. Чаще всего, человеку мешает чувство беспокойства, именно поэтому распознать альтернативные решения.

Понятие личности

С точки зрения психологии, личность – это совокупность социальных качеств человека, степень овладения социальными, жизненными ценностями, а также способность человека применять их на практике.

Индивид и личность – есть ли разница? Индивид – совокупность качеств, присущих биологическому виду homo sapiens. Личность – понятие больше индивидуальное, характеризуется высоким уровнем развития, а также определенной системой взаимоотношений с внешним миром.

Это важно! Свойства человека определяются отношением к социуму, людям, профессиональным обязанностям. Важнейшая характеристика человека – осознание и принятие собственных отношений с другими людьми, внешним миром.

Способность индивида реализовывать свои принципы и жизненные принципы определяется несколькими факторами:

  • талант;
  • интеллект;
  • знания, умения;
  • эмоционально-волевые качества;
  • физические способности.
Читайте также:  Поведение ребенка с задержкой психического развития

Способности, личностные характеристики формируются всю жизнь, основой для них является заложенные природой качества или наследственная основа. Таким образом, человеческая природа – это следствие биологической эволюции, истории поколений. Что влияет на становление, развитие личности? Прежде всего, особенности социального окружения, общественные условия.

Различают несколько видов личности:

  • социализированная – подготовленная к жизни в социуме;
  • десоциализированная – не способная выполнять основные социальные функции, человек с психическими отклонениями.

Социализированная личность:

  • имеет собственную автономию;
  • в сложных ситуациях человек продолжает придерживаться жизненной стратегии и ценностям;
  • использует методики психологической защиты;
  • устанавливает добрые отношения в социуме;
  • проявляет сострадание;
  • способна проявлять настойчивость в достижении целей.

Это важно! Состояние развития личности – основной показатель здорового, полноценного человека, способного принять ответственность на себя.

Развитие личностных характеристик

Разностороннее развитие личности зависит от совокупности качеств, заложенных природой, определяющих поведенческие особенности. На протяжении жизни определенные личностные характеристики не меняются, а некоторые – меняются под влиянием внешних факторов.

Это важно! Основным периодом развития личности являются первые 5 лет жизни ребенка. В будущем черты характера незначительно корректируются.

Личностные характеристики оказывают непосредственное влияние на все жизненные сферы, начиная от выбора одежды, заканчивая выбором профессиональной деятельности. Главная закономерность – если человек испытывает потребность в лучшей жизни, он приложит все усилия, чтобы достичь поставленной цели. Движущими силами в данном процессе являются целеустремленность, умение реально оценивать ситуацию, собственные возможности. Если индивид способен в полной мере осознать свою индивидуальность, он обязательно подберет профессиональную деятельность, которая раскроет весь его потенциал. Кроме этого, всегда можно использовать методы, влияющие на развитие личностных характеристик.

Роль общения в развитии личности играет ключевую роль, поскольку формирование характера начинается с первых дней жизни ребенка. Это процесс, в котором задействованы родители, социум и непосредственно дети. Посредством общения происходит познание всех форм взаимодействия индивида с другими людьми.

Это важно! Все особенности темперамента и характера формируются в детстве. До пяти лет ребенок ищет способы мотивации, стили поведения, подбирает возможные инструменты взаимодействия в социуме.

Механизмы развития личности

сферы развития личности

Вопрос развития личности – предмет изучения многих ученых. Специалистами выявлены основные механизмы развития: присвоение, обособление, идентификация.

  • Человек развивается через присвоение собственной сущности.
  • Обособление – отстаивание своей природы и сущности.
  • Идентификация – процесс отождествления себя с другим человеком и социумом. Данный процесс продолжается на протяжении всей жизни.

Социализация

Речь идет о многоэтапном процессе развития и формирования психических свойств под влиянием общества и социальной среды.

Формы взаимодействия личности и социума:

  • пассивная – использование уже существующего социального опыта;
  • активная – непосредственное влияние на социальные связи через собственную деятельность.

Этапы социализации:

  • дотрудовой – с дня рождения до этапа зрелости;
  • трудовой – зрелый возраст;
  • послетрудовой – преклонный возраст.

Важно! На каждом увеличивается объем социальных обязанностей – в семье, на работе, в социуме. Таким образом, влияние социальной роли на развитие личности происходит всю жизнь.

Роль наследственности в развитии личности

ребёнок играет с игрушкой

Влияние наследственности на формирование личностных характеристик называют еще одной движущей силой. Наследственность оказывает огромное влияние на жизнь индивида, поскольку сохраняет человека как биологический вид и обеспечивает его способность приспосабливаться к изменению внешних условий

С точки зрения психологии, наибольший интерес представляет наследование задатков и творческих способностей, талантов. Родителям важно учитывать природные задатки ребенка в его воспитании. Именно эти задатки определяют характер и направленность в отношении профессиональных предпочтений. Реализация природных способностей зависит от условий проживания, воспитания и отношений в семье. Психологи отмечают, что способности и талант, которые передаются из поколения в поколение, во многом зависят от методов воспитания.

Это важно! Задатки, данные природой, указывают лишь на общую направленность и общие сферы деятельности, но определить конкретный вид творчества только по ним нельзя.

Современная педагогика ориентирована на выявление различных, наиболее ярких способностей ребенка и их развитии, а также создании условий для проявления талантов.

Характер новорожденного формируется под влиянием нервной системы, которая обладает безграничными возможностями. Сочетание определенных свойств нервной системы определяет темперамент человека. Психологи называют темперамент, как базовую, неизменную характеристику, которая определяет особенности поведения и способности к саморазвитию.

Это важно! Совокупность генетически заданных качеств ребенка определяют его способность саморазвитию. Задача родителей – подкрепить природные задатки воспитанием. В семье, где хорошо поют, повышается роль музыки в развитии малыша, а в семье спортсменов следует обратить внимание на спорт и на физическое развитие.

Роль общения в развитии личности

Влияние коллектива на развитие способностей ребенка и целостной личности ни в коем случае нельзя недооценивать. В дошкольном возрасте у ребенка формируется круг общения и по мере взросления количество контактов увеличивается. Уже в детском саду ребенок переживает огромную гамму чувств и эмоций. Этот первый опыт является фундаментом для формирования дальнейших отношений и развития личностных качеств.

Это важно! Своевременно выявить проблемы социализации и общения со сверстниками можно только посредством диалога.

Специалисты отмечают, что уже в один год ребенку необходимо общение, и родители должны водить его в места, где есть другие малыши. Здесь ребенок впервые учится отстаивать свои права и взаимодействовать с обществом.

Читайте также:  Мероприятие направленное на развитие ребенка

При этом нельзя сказать, что роль в развитии личности с возрастом уменьшается, наоборот – значение данного фактора становится глубже. Дело в том, что с возрастом душевный мир ребенка обогащается, становится насыщеннее, появляется потребность в общении с друзьями, взрослыми. Посредством общения ребенок преодолевает сложные жизненные ситуации. Более того, общение позволяет скорректировать ошибки, допущенные в процессе воспитания.

Это важно! Задача родителей и педагогов организовать взаимодействие с ребенком таким образом, чтобы сформировать позитивное мышление и благоприятные условия для развития личностных характеристик.

Главная форма общения для детей – игра, через нее происходит обучение партнерству, дружбе, строить взаимоотношения. С помощью игры можно снять психологическое напряжение, сформировать уверенность в себе, преодолеть замкнутость и пассивность.

Влияние среды на развитие личности

В психологии социальная среда рассматривается как основной элемент взаимодействия. Человек своим поведением вносит определенные изменения в среду, которая в свою очередь также меняет индивида. Необходимо отметить, что среда в большей степени влияет на человека. Она может диктовать свои условия, выдвигать требования или относиться доброжелательно.

Это важно! Отношение среды к человеку зависит от того, насколько индивид готов принять ее требования. А поведение зависит от положения человека в обществе.

Каждый индивид занимает в обществе несколько позиций – в семье, на работе, среди друзей. Для каждой позиции характерны определенные требования, права и обязанности. В социологии их называют социальным статусом. Он может быть врожденным или достигнутым.

Усвоение и реализация определенного социального статуса и роли – важнейшая составляющая успешной социализации личности.

Воспитание

семья, отец, мать, дети

Воспитание – еще один важнейший фактор формирования личностных качеств. При помощи воспитания можно корректировать наследственный фактор, влияние социальной среды. Психологи расценивают воспитание, как механизм управления процессом социализации. Цель воспитания – формирование человека, который соответствует требованиям социума, способен противостоять негативным факторам в обществе.

Функции воспитания:

  • помогает упорядочить спектр воздействия на человека;
  • создает условия для успешной социализации.

Несомненно, воспитание оказывает влияние на такие факторы, как формирование силы и физической активности, ведь регулярный спорт и тренировки закаливают здоровье, что в свою очередь, положительно отражается на трудоспособности. Кроме этого, психологи отмечают влияние физической культуры на личностные характеристики. Доказано, что регулярный график занятий спортом закаляет характер, человек становится уверенным в себе, учится преодолевать трудности и побеждать.

Это важно! Только воспитание способно приобщить человека к определенному виду деятельности, развить природные задатки. Однако полностью изменить человека с помощью воспитания нельзя, поскольку есть качества, которые не поддаются коррекции.

Обучение и образование

Влияние образования на развитие личности – вопрос актуальный и социально значимый. Под словом «обучение» понимают не просто передачу знаний, а полное взаимодействие между обучающим и учениками, способы реализации педагогического процесса. Роль образования в развитии ребенка, несомненно, велика, ведь в результате обучения происходит освоение и осознание опыта.

Это важно! Роль обучения в развитии человека становится актуальной только при условии достаточного созревания мозговых тканей и структур.

Как научиться уважать себя

Конечно, каждому хочется, чтобы его уважали, но добиться этого можно только, научившись уважать себя. Для этого необходимо следовать простым правилам.

  1. Мнение человека не должно зависеть от мнения других людей и их оценок.
  2. Никогда не говорите о себе негативные вещи.
  3. Не позволяйте людям указывать, что и как вам делать.
  4. Никогда не изменяйте своим принципам и жизненным ценностям.
  5. Контролируйте свои эмоции.
  6. Постоянно развивайте свой кругозор, поскольку роль образования в развитии достаточно велика.
  7. Возьмите ответственность за собственную жизнь.

Самосознание личности

В психологии понятие «самосознание» — это психический процесс, который обеспечивает и формирует основные характеристики личности – единственно, постоянство, целостность. Самосознание выражается в способности личности принять самого себя и собственных качеств.

Конечно, эпицентром понятия самосознания является «Я». Осознание внешнего мира и самосознание формируются и развиваются параллельно и одновременно. Представление о самом себе складывается из собственных ощущений о самом себе. Психологи расценивают ощущение внешнего мира и самого себя, как необходимые условия для успешного осознания себя. Посредством самосознания формируется ощущение целостности и постоянство личности.

Основная функция самосознания – объяснить человеку мотивы, причины и результаты поступков, помочь выяснить – какой он есть на самом деле.

Про уровни развития личности рассказывает профессиональный психолог.

Источник