Обучающие программы по развитию речи ребенка

Миронова Ольга
Программа по развитию речи детей дошкольного возраста «Учусь, играя»

Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение. Дошкольники много своего свободного времени проводят у экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Родители мало читают книги своим детям, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение развитию речи.

Программа «Учусь говорить» нацелена на развитие связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, внимания, памяти, логики и т. д.

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. Дети не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой. Чтобы понять речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов. Необходимо с раннего детства обеспечить ребенку возможность полноценного речевого развития.

Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей — обучение детей органически связано с воспитанием у них внимания, памяти, умения управлять собой и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. Основой программы заложены принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его доступности с постепенным усложнением.

Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной связи работы специалистов педагогического и медицинского профилей.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы:

1) Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников, т. е. практическое усвоение лексических средств языка.

5) Формирование грамматического стоя речи, т. е. практическое усвоение грамматических средств языка.

6) Развитие навыков связной речи дошкольников (диалогической и монологической форм).

7) Формирование предпосылок для обучения письму и чтению.

8) Развитие коммуникативной деятельности для формирования коммуникативной компетентности дошкольников в целях дальнейшей успешной социализации.

9) Развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики).

10) Развитие и коррекция психических процессов.

11) Развитие свободного общения воспитанников с взрослыми и детьми,как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли.

Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье.

Цель программы: воспитание у детей правильной, четкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом.

Задачи:

— Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

— Обогащение и активизация словаря.

Развитие навыков связной речи.

Направленность: коррекционно–развивающая.

Срок реализации программы — 1 год

Учебно-тематический план.

№ Виды деятельности Тема занятий Количество часов

1период

Формирование лексико-грамматических представлений 1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами.

3. Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами

4. Обогащение экспрессивной речи и словами-синонимами,

сложными словами.

5. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.

6. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.

7. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из-за, из-под.

8. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам.

9. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами.

10. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

11. Закрепление умения образовывать глаголы в разных временных формах. Развитие связной речи и речевого общения.

1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения. Совершенствование навыков ведения диалога.

2. Учить составлять описательные рассказы по заданному плану.

3. Учить составлять описательные рассказы по образцу.

4. Учить составлять пересказ текста.

5. Учить составлять небольшие рассказы по заданному плану.

6. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

7. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану.

8. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

9. Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени.

10. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее).

11. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового.

2 период

Формирование лексико-грамматических представлений Развитие словаря.

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем

2. Обогащение экспрессивной речи однокоренными словами.

3. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами,

4. Обогащение экспрессивной речи относительными и прилагательными;

5. Обогащение экспрессивной речи притяжательными прилагательными с противоположным значением.

6. Пополнение словаря однородными определениями.

7. Продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами.

8. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми и некоторыми сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).

9. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.

10. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

11. Формирование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени.

12. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже, подбирать однородные определения к существительным.

13. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени.

Развитие связной речи и речевого общения.

1. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

2. Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.

3. Формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.

4. Дальнейшее совершенствование навыка пересказа рассказов и знакомых сказок по коллективно составленному плану.

5. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия.

6. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по картине; распространения простых предложений однородными членами

7. Совершенствование навыков составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины.

8. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового

3 период

Формирование лексико-грамматических представлений

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами,

3. Обогащение экспрессивной речи многозначными словами, словами в переносном значении, однокоренными словами.

4. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами-синонимами и словами-антонимами.

5. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными; прилагательными с противоположным значением.

5. Обогащение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми.

6. Пополнение словаря отглагольными существительными.

7. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).

8. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными и уменьшительными суффиксами.

9. Совершенствование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени.

10. Закрепление умения подбирать определения к существительным.

11. Дальнейшее совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными и числительных с существительными.

Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений и распространения их однородными членами, составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений

Развитие просодической стороны речи.

Развитие и совершенствование речевого дыхания.

— Совершенствование звучности и подвижности голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру).

— Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.

— Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в свободной речевой деятельности.

1. Повышение речевой коммуникативной культуры и развитие речевых коммуникативных навыков. Закрепление умения соблюдать нормы вежливого речевого общения.

2. Дальнейшее совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.

3. Совершенствование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным. 4. Развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности. Формирование умения составлять рассказы по картине с описанием предыдущих и последующих событий. Развитие умения отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.

5. Дальнейшее совершенствование умений отвечать на вопросы по тексту литературного произведения и задавать их.

6. Совершенствование навыка пересказа небольших рассказов по коллективно составленному плану. Закрепление навыка пересказа с изменением лица рассказчика и времени действия. 4

ИТОГО 58

Источник

Юлия Енина
Программа дополнительного образования по развитию речи «Говоруша»

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного образования «Говоруша» является составным компонентом дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы студии развития ребенка «Грамотей – ка» и относится к социально-педагогической направленности, так как способствует воспитанию качеств личности, необходимых для успешной интеграции учащегося в современное общество, его социализации в образовательном пространстве, мотивации к познанию и творчеству.

Содержание данной программы ориентировано на создание необходимых условий для личностного развития учащихся, их позитивной социализации и удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном развитии.

Новизна программы в том, что на занятиях в объединении «Говоруша» используется особая образовательная технология, которая направлена на решение в интервалах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую, а в итоге – развитие связной речи в целом.

Актуальность предлагаемой программы определяется потребностью учащихся и их родителей в программах социального развития младших дошкольников, преимущественно не посещающих детские образовательные учреждения в развитии активной речи.

Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 4,5-5,5 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. Таким образом, при систематической работе по развитию речи у учащихся активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.

Педагогическая целесообразность программы в том, что она развивает и расширяет развитие речи у учащихся через театрально – игровую деятельность. Посредством театрализации легче знакомить с культурой и обычаями народа, ее творчеством и богатством родного языка. Все занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.Применяются здоровьесберегающие технологии: использование физкультминуток, психологических тренингов, динамических пауз, зарядки для глаз, пальчиковой гимнастики.

Отличительной особенностью данной программы является то, что весь используемый материал имеет практическую направленность и приоритет при его отборе отдан театрально — игровым упражнениям, направленным на развитие всех сторон устной речи.

Важно отметить, что программа позволяет педагогу предоставлять учащимся помощь с постоянным ее сокращением в зависимости от успехов детей.

Адресат программы. Программа адресована детям от 4,5 до 5,5 лет.

Формируется одновозрастная группа разнополых детей без предварительной подготовки, которые не посещают дошкольные учреждения. В объединение принимаются все желающие, имеющие допуск врача к занятиям. Количество обучающихся в группе 12-15 человек. Прием детей осуществляется в течение всего учебного года на основе входного тестирования.

Уровень программы, объем и сроки реализации программы. Сроки реализации программы «Говоруша» — 1 год обучения – 108 часов. Данная программа реализуется на ознакомительном уровне. Рекомендуется продолжить дальнейшее обучение по программе «Речецветик» в студии развития ребенка «Светлячок».

Форма обучения – очная.

Режим занятий – 108 часов в год, 3 занятия по 1 учебному часу в неделю, по 25 минут с перерывом 15 минут и динамической паузой 45 минут.

Особенности организации образовательного процесса – одновозрастная группа учащихся 4,5-5,5 лет.

Состав группы – постоянный,

Занятия – групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом.

Виды занятий – интегрированные, комплексно – комбинированные занятия, театрализованные занятия, занятия путешествия, занятия – игры, занятия – сказка, итоговые занятия, проектная и исследовательская деятельность.

Цель программы – создание условий для развития и формирования устной речи, обогащение словарного запаса и навыков речевого общения путем погружения в сюжетно – отобразительную игру, способствующую раскрытию потенциальных речевых возможностей учащегося и вовлечением его в дальнейшую предметную деятельность.

Задачи программы:

Образовательные:

— формировать навыки связной монологической речи, умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;

развивать диалогическую речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;

развивать словарь учащихся посредством знакомства со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;

развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;

личностные:

— воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

— знакомить с книжной культурой, детской литературой, развитие понимания на слух текстов различных жанров детской литературы;

— воспитывать любовь к родному языку.

метапредметные:

— формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте.

Учебный план

п/п

Наименование разделов

и тем

Всего часов Кол-во часов Формы аттестации/контроля

Теорет. учеб. занят. Практич.

учеб. занят.

1. Введение в программу 1 0,5 0,5 Беседа,

диагностика

2. Формирование словаря 14 0,5 13,5 Педагогическое наблюдение

3. Звуковая культура речи 11 2,25 8,75 Педагогическое наблюдение

4. Грамматический строй речи 11 1,75 9,25 Занятие – конкурс

5. Связная речь 31 1,5 29,5 Опрос

6. Театрально – игровая деятельность 9 1 8 Педагогическое наблюдение,

инсценировка

7. Занимательные звуки 24 5,75 18,25 опрос

8. Проектная деятельность 4 0 4 Педагогическое наблюдение,

защита проекта

9. Итоговые занятия. 3 0 3 Педагогическое наблюдение,

диагностика

Итого: 108 13,25 94,75

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

I. Вводное занятие.

Введение в программу. Педагогический мониторинг (диагностика).

II. Формирование словаря.

Теория:

Беседа «Надо ли учиться говорить.

Практика:

Дидактическая игра «Лоскутки».

Дидактическая игра «У лисы день рождения».

Дидактическая игра «Что из чего?»

Игра «Мир предметов».

Игра «В гостях у куклы Маши».

Дидактическая игра «Истрать все деньги».

Игра «Приходите в гости».

Дидактическая игра «Посуда».

Дидактическая игра «Один – много».

Дидактическая игра «Сумки».

Игра «Что растет на огороде?»

Дидактическая игра «Магазин подарков».

Дидактическая игра «Кто внимательный?».

Дидактическая игра «Что будем делать?».

III. Звуковая культура речи.

Теория:

Звуковая культура речи: звуки [с] и [c’].

Звуковая культура речи: звуки [з] и [з’].

Звуковая культура речи: звук [ц].

Звуковая культура речи: звук [ш].

Звуковая культура речи: звук [ж].

Звуковая культура речи: звук [ч].

Звуковая культура речи: звуки [щ],[ч].

Звуковая культура речи: звуки [л],[л’].

Звуковая культура речи: звуки [р] и [р’].

Практика:

Игра «Водичка».

Игра «Комарики».

Игра «Ищем звук во всем вокруг».

Игра «Змейка».

Игра «Жуки».

Игра «Назови, не ошибись».

Заучивание чистоговорки «В речке водятся лещи».

Игра «О ком я говорю.

Игра «Пропеллер».

Дидактическая игра «Слушай, запоминай, правильно повторяй».

Дидактическая игра «Назови какие».

IV. Грамматический строй речи.

Теория:

Сказка К. Чуковского «Телефон».

Придумывание загадок – описаний.

Образование формы родительного падежа множественного числа существительных.

Употребление предлогов в речи.

С. Маршак «Где обедал воробей?».

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».

В. Сутеев «Яблоко».

Дидактическая игра «Какой, какая, какое».

Практика:

Составление рассказа из набора игрушек «Таня, Жучка и котенок».

Игра «У меня зазвонил телефон».

Составление сказок по схемам «Репка», «Теремок».

Игра «Мой, моя».

Игра «Петрушка, угадай мою игрушку».

Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд».

Рассказывание по набору игрушек «Случай в лесу».

Дидактическая игра «Зоопарк».

Игра «Назови ласково».

Игра «Что я вижу?»

V. Связная речь.

Теория:

Рассказ «Мышонок».

Е. Чарушин «Кто как живет. Заяц. Белка. Волк.»

Произведение К. Чуковского «Федорино горе».

Описание потерявшихся зайчат по картинкам.

Русская народная сказка «Лиса и коза».

Рассказ «Лисичкин хлеб».

Сюжетная картина «Медведи в лесу».

Практика:

Обучение рассказыванию «Наша неваляшка идет трудиться».

Картина «Кошка с котятами». Составление описательного рассказа.

«Мои любимые домашние питомцы» (составление рассказа).

Пересказ рассказа по сюжетным картинкам «Мышонок».

Составление описательного рассказа «Моя любимая игрушка».

Игра «Маковое зернышко».

Игра «Вопрос с подсказкой».

Игра «Что в чудесном мешочке?».

Картина «Собака со щенятами». Составление описательного рассказа.

Картина «Вот это снеговик». Составление описательного рассказа.

Игра «Кто, что любит делать?»

Картина «Не боимся мороза» (составление описательного рассказа).

Составление близких к тексту пересказов «Кто как живет. Заяц. Белка. Волк»

Игра «Сервиз».

Игра «Помогите найти».

Картина «Куры». Составление описательного рассказа.

Игра «Повтори».

Составление рассказа по сюжетным картинкам «Лисичкин хлеб».

«Загадки – про сказки». Мини – викторина.

Составление описательного рассказа по картине «Медведи в лесу».

Игра «Кто пасется на лугу?»

Дидактическая игра «Похожи – непохожи».

Дидактическая игра «Любимые места».

Подвижная игра «Фокины дети».

Дидактическая игра «Справочное бюро».

Дидактическая игра «Волшебный ключ».

Подвижная игра «Волк и семеро козлят».

Дидактическая игра «Угощайся пирожком».

Дидактическая игра «Цветочный магазин».

Дидактическая игра «Встреча».

Инсценировка по отрывку И. Пивоваровой «Стихи про лошадку».

Игра «Говори по очереди».

VI. Театрально – игровая деятельность.

Теория:

Русская народная сказка «Репка».

Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и серый волк».

Русская народная сказка «Зимовье».

Русская народная сказка «Три медведя».

Практика:

Пальчиковый театр по сказке «Репка».

Инсценировка сказки «Репка». (использование перчаточных кукол).

Русская народная сказка «Теремок». Пальчиковый театр.

Инсценировка сказки «Теремок». (использование перчаточных кукол).

Пальчиковый театр по сказке «Лисичка – сестричка и серый волк».

Театр масок по сказке «Зимовье».

Театр – масок по сказке «Три медведя».

VII. Занимательные звуки.

Теория:

Звук [а]. Звук [у]. Звуки [а], [у].Звук [и].Звук [о]. Звук [м].Звук [н].

Звук [б]. Звук [п].Звук [д].Звук [т].Звук [в].Звук [к].Звук [г].Звук [х]. Звуки [е] и [ё]. Ь знак и Ъ знак. Звук [ы].Звук [э]. Звук [ю]. Звук [я].

Практика:

Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку».

Дидактическая игра «Кто качает куклу?».

Дидактическая игра «Наоборот».

Игра «Ау».

Игра «Хлопни в ладоши».

Дидактическая игра «Вопрос – ответ».

Гласные звуки [а], [у], [и], [о]. Дидактическая игра «Разложи картинки».

Дидактическая игра «Да — нет».

Дидактическая игра «Раздели пару».

Дидактическая игра «Подушка – камень».

Игра «Покажи как подходит тесто».

Игра «Игра «Тихо- громко».

Упражнение на развитие дыхания «Сдуй бабочку с цветка».

Дидактическая игра «Эхо».

Звук [ф]. Дидактическая игра «Да – нет».

Игра «Кукушка».

Игра «Барабан – колокольчик».

Игра «Посмеемся».

Игра «Отвечай быстро».

Ь знак и Ъ знак. Игра «Повтори».

Игра «Ошибка».

Дидактическая игра «Что из чего сделали?».

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Дидактическая игра «Не ошибись».

VIII. Проектная деятельность.

Проект «В гостях у сказки».

Проект «Наши любимые игрушки».

Проект «Театр – Говоруша».

Проект «Книжка – малышка или сказка на новый лад».

ХI. Итоговые занятия.

«Путешествие на планету речи».

«По сказочным тропинкам».

«Сказка в гости к нам пришла».

Планируемые результаты знаний,умений и навыков учащихся на конец года:

Образовательные:

— у учащихся будут сформированы навыки связной монологической речи, умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;

— у учащихся будет развита диалогическая речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;

— у учащихся будет развит словарь посредством знакомства со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;

— у учащихся будет развито умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;

личностные:

— у учащихся будет сформировано желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

— у учащихся будет развита мотивация к последующему саморазвитию и любви к родному языку.

метапредметные:

— сформирована звуковая аналитико – синтетическая активность как предпосылки обучения Условия реализации программы.

Материально техническое обеспечение.

Кабинет оснащен необходимым оборудованием для реализации данной программы. Мебель соответствует возрастным особенностям учащихся.

Стол ученический – 8 шт.

Стул ученический – 16 шт.

Стол учительский

Шкаф «Кукольный театр»

Ковер

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.

Ноутбук

Мультимедийный проектор

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы.

Текстовый материал «Артикуляционная гимнастика».

Текстовый материал «Пальчиковая гимнастика».

Текстовый материал «Дыхательная гимнастика».

Материалы для обследования устной речи.

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв).

Схемы для составления сказок.

Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, в данной в программе.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы в данной программе.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Профессии, Магазин, и др.)

Настольные развивающие игры.

Набор карточек «Логопедический фольклор.

Кукольный театр.

Пальчиковый театр.

Аудиозаписи сказок.

Презентации по темам: «Какие бывают звуки», «Моя семья» и др.

Интернет –ресурсы:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия: свободная энциклопедия.

2. https://pedsovet.org Педсовет. Всероссийский Интернет – педсовет.

3. https://portalobrazovaniya.ru/ Российский общеобразовательный портал.

4. https://www.maam.ru Образовательный портал Маам. ру

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий проф. стандарту.

Формы аттестации:

Промежуточная диагностика, итоговая диагностика.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, журнал посещаемости, портфолио, диагностическая карта, открытое занятие, свидетельство (сертификат).

Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, диагностическая карта, конкурс, викторина, открытое занятие, портфолио.

Оценочные материалы.

Опрос, беседа, диагностика.

Методические материалы.

Методы обучения: словесный, наглядно- практический, объяснительно- иллюстративный, игровой, театральный, проектный.

Технологии: групповая, развивающая, проектная, игровая, здоровьесберегающая, технология портфолио.

Формы занятия: игра, соревнование, театральное занятие, сомнение, путешествие, фантазия, занятие – диалог, интегрированное, комплексно – комбинированное.

Формы методических материалов: Диск В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду», методические рекомендации, конспекты занятий, наглядный материал. Пособие — Бизикова О. А.

«Развитие диалогической речи дошкольников в игре».

Дидактические материалы: таблицы; плакаты; раздаточный материал; дидактические карточки.

Алгоритм учебного занятия:

Тема занятия (определяется по задаче связной речи)

Программные задачи

Связная речь___

Грамматический строй речи___

Словарная работа___

Звуковая культура речи___

Закрепление представлений___

О слове, звуке, слоге; предложении (ср. и ст. возраст)___

Наглядный материал

Предварительная работа

Методические приемы (в учебных целях)

Ход занятия

I часть

1. Вводная часть

Цель: заинтересовать, нацелить учащихся.

Методы и приемы:

сюрпризный момент;

художественное слово;

показ наглядного материала;

вводная беседа.

2. Основная часть.

Цель: обучение рассказыванию, пересказу, развитие словаря, формирование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи.

Методы и приемы:

образец;

план;

частичный образец;

рассказывание детьми.

3. Заключительная часть.

Подвести итоги первой части, дать оценку.

Примечание: занятие может состоять из 2-4 частей, но они должны быть тематически объединены, структурные части – подвижны, изредка занятие может быть посвящено решению одной речевой задачи («звуковая культура речи», «ознакомление со звуковой стороной слова» в ст. гр).

II, III части

Решение других задач по развитию речи (словарная работа, формирование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи).

грамоте.

Источник