Обследование ребенка с нарушениями речевого развития
Наталья Хрулева
Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС
Хрулева Н. В., учитель – логопед МОУ ППМС ЦДК «Шанс», 2014год
«Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС».
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – в программу «От рождения до школы» включен раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика».
Созданный с учетом особенностей речевого и общего развития детей с ОВЗ, Стандарт обеспечивает обучение через деятельность, открывает широкие возможности для педагогического творчества, предоставляя возможность создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности детей самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.
Реализация программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.
В основе логопедического обследованиялежат общие принципы и методы педагогической диагностики: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.
Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития — как общего, так и речевого.
Так что же такое логопедическое обследование?
Логопедическое обследование – это комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи, ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.
Основная цель логопедического обследования состоит в следующем:
— изучить условия воспитания и развития ребенка на основе беседы с родителями и анализа документов;
— выявить уровень развития ведущей деятельности и оценить в соответствии с возрастными нормативами;
— выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;
— оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;
— определить степень овладения компонентами языковой системы.
В основе логопедического обследования лежит «речевая карта».
Логопедическое обследование в соответствии с речевой картой,включает следующие пункты:
1. Имя, фамилия, возраст.
2.Данные раннего развития:
а) общего (кратко);
б) речевого (подробно, по периодам).
3. Слух.
4. Зрение.
5. Интеллект.
6. Строение органов артикуляции, их подвижность.
7. Состояние общей моторики.
8. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.
9.Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью.
10. Заключение.
Первые пункты заполняются со слов матери, сопровождающей ребенка, и на основании медицинской документации.
Этот сбор данных занимает достаточно большой объём времени.
Мы оптимизировали этот процесс и используем анкеты для сбора анамнестических данных.
Анкета не исключает беседы с родителями, но значительно сокращает ее время.
Данные из анкеты логопед переносит в речевую карту, а саму анкету вкладывает в индивидуальную папку ребенка. Такие папки мы завели на каждого ребенка и собираем в нее весь материал по обследованию (рисунки, карточки с выполненными заданиями и т. д. + вкладываем и речевую карту).
Данные о строении органов артикуляции получаем на основании осмотра ротовой полости. Мы от этого никуда уйти не можем. Подвижность артикуляционного аппарата устанавливаем, предлагая ребенку произвести основные движения каждого из органов (губ, языка, мягкого нёба, при этом отмечается свобода и быстрота движения, его плавность и равномерность движения правой и левой стороны (языка, губ, мягкого нёба, а также легкость перехода от одного движения к другому.
Обследование начинается с беседы. Тему для беседы и пособия используем, согласно речевой карте.
Другим методическим приемом обследования будет активное наблюдение за ребенком в процессе его деятельности, которую мы организуем, предлагая ему различный материал (игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана.
На занятиях по музыкальному, физическому развитию, во время приема пищи выявляем состояние общей и мелкой моторики, и вносит данные в речевую карту.
В процессе специально организованной деятельности наблюдаем за тем, как дети выполняют учебные и игровые задания, направленные на исследование общего развития ребенка.
Н –р: Задание «Четвертый лишний» на индивидуальных листах. Дети должны были обвести лишний, по их мнению, предмет, а остальные предметы, объединенные общим признаком, раскрасить цветными карандашами. Во время наблюдения за детьми, отмечаем, кто затрудняется в правильном выполнении задания, и просим этого ребенка объяснить свой выбор.
Это и другие виды заданий для обследования мы берем из «Альбома индивидуального обследования дошкольника» — автор Татьяна Александровна Ткаченко, серия «Практическая логопедия». Карточки с выполненным заданием вкладываем в индивидуальную папку ребенка.
Эти задания мы используем для выявления уровня владения детьми обобщающими понятиями.
Используются и настольные игры, например лото «Кому, что нужно для работы?»,или же картинки с вопросом: «Кому чего не хватает?» Игру может провести воспитатель. Логопед в это время наблюдает за действиями детей, слушает их ответы и фиксирует данные в речевой карте. Этот прием мы используем для выявления объема словарного запаса.
Полноценное понимание речи — необходимая предпосылка для правильного пользования речью и для дальнейшего успешного обучения. Поэтому, приступая к обследованию ребенка, логопед изучает все стороны речи: импрессивную и экспрессивную ее стороны.
Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи, мы ориентируется на то,как понимает ребенок:
а) названия различных обиходных предметов;
б) обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, транспорт и т. п.);
в) фразы обиходного характера;
г) небольшой рассказанный или прочитанный ему текст.
При обследовании экспрессивной стороны речи изучаем:
а) словарь;
б) грамматический строй речи;
в) звукопроизношение;
г) фонематический слух;
д) слоговую структуру слова;
е) голос, его темп и плавность.
Анализируя ответы детей, определяем бедность или богатство словаря (называния предметов и их действий, качества, положения в пространстве (для выявления употребления предлогов) и т. д.
При обследовании грамматического строя выявляется характер оформления ответов, употребления фразы (короткие, элементарные, стереотипные или развернутые, свободные, особое внимание обращается на правильное согласование в глагольных и падежных окончаниях, правильность употребления предлогов.
Для обследования звукопроизношения подбираем предметные картинки так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки в начале, середине и конце слов.
Для обследования мы подбираем необходимый иллюстративный материал,
удобно дифференцированный по разделам и темам:
«Альбом по развитию речи» — автор Виктория Семеновна Володина;
«Логопедические карточки для обследования звукопроизношения, слогового состава слов, лексико – грамматического строя и связной речи» — автор Наталья Николаевна Белавина.
«Альбома индивидуального обследования дошкольника» — автор Татьяна Александровна Ткаченко.
Инновации, изменяющие образование в нашей стране, предполагают активную деятельность всех участников образовательного процесса, побуждают анализировать свою работу и вносить в неё необходимые коррективы. Мы оптимизировали процесс логопедического обследования:
ввели анкету в процесс беседы с родителями;
для обследования общего развития ребенка используем метод активного наблюдения в процессе специально организованной деятельности и во время занятий;
на каждого ребенка завели папку, куда собираем весь материал по обследованию (рисунки, карточки с выполненными заданиями, анкету родителей, речевую карту).
В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи, но и наметить план наиболее эффективной помощи.
Источник
Наталья Щербинина
Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста
Современные подходы к изучению речевых нарушений у детей дошкольного возраста:-Клинико-педагогический подход;психолого-педагогический подход. Клинико-педагогический подход учитывает совокупность лингвистических, психологических, клинических данных, позволяет формировать целостное видение проблемы, так как базируется на комплексном изучении речевых расстройств и учитывает этиологию, патогенез, клинику нарушений речи. Психолого-педагогический учитывает какие компоненты речи нарушены и в какой степени (фонетику,лексику и грамматику).В логопедическом заключении указывается характер нарушений речи на основе психолого-педагогической и клинико-педагогической классификации.Психолого-педагогическая классификация:
-Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)
-Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
-Общее недоразвитие речи.
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)характеризуется как:
-Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов произношения фонем.
— Нарушением формирования фонетической стороны речи в комплексе (нарушение звукопроизношения, которое проявляется в искажении звуков; звукослоговой структуры слова; просодики)
-Нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи характеризуется нарушением процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие восприятия и произношения фонем.
К фонематическим процессам относится:
-Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
-Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Общее недоразвитие речи (ОНР)-это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой функциональной системы.
Выделяют три уровня речевого развития (Р. Е. Левина).Четвертый уровень речевого развития выделила Т. Б. Филичева.
Первый уровень речевого развития – ОНР I уровня
Характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована.
Второй уровень речевого развития – ОНР II уровня
Речевые возможности детей возрастают. Общение осуществляется не только с помощью жестов, лепетных слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и искаженных в фонетической и грамматическом отношении речевых средств.
Третий уровень речевого развития – ОНР III уровня
Обиходная речь более или менее развернута, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений не обнаруживается, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя речи.
Четвертый уровень речевого развития – ОНР IV уровня
Нерезко выраженные нарушения в лексике, фонетике, грамматике, которые чаще всего проявляются в процессе выполнения специальных заданий.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, «застреванием» на второстепенных деталях, пропусках главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картине, по серии сюжетных картин.
Клинико-педагогическая классификация (раскрывает механизмы, виды и формы речевых расстройств).Психолого-педагогические критерии позволяют выделить 2 группы: нарушение устной и письменной речи (дисграфия и дислексия).
Логопедическая диагностика должна рассматриваться в рамках существующих в логопедии классификаций (ПП и КЛП, а логопедическое заключение строится с учетом пересечения этих двух классификаций.
При формулировке логопедического заключения целесообразно учитывать поэтапность обследования: от определения симптоматики речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта (т. е. формы нарушений речи).
Варианты пересечения двух классификаций:
-Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ):
а)Дислалия
б)дизартрия или стертая дизартрия
в)Нарушения голоса
г)Ринолалия
-Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР)
а)Дизартрия или стертая дизартрия
б)Ринолалия
-Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III, IV уровней):
а)Моторная алалия,
б)Сенсорная алалия,
в)Сенсомоторная алалия,
г)дизартрия или стертая дизартрия,
д)По типу ЗРР
е)Невыясненного патогенеза.
-Нарушения темпа и ритма речи:
а)Заикание
б)Тахилалия
в)Брадилалия
г)Спотыкание (полтерн).
Источник
Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития
Технология обследования речи.
Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития
Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. В связи с этим в современной специальной педагогике и психологии утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений, которые являются общей закономерностью аномального развития, т.е. встречаются у большинства детей с различными отклонениями в развитии (В.И.Лубовский) и могут затрагивать различные компоненты речи. Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.
Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речи представлена в трудах Р.Е.Левиной, Т.Б.Филичевой, Г. В. Чиркиной, О. Е. Грибовой и др.
Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводя к общему недоразвитию речи, которое может иметь различный механизм и соответственно различную структуру нарушения и наблюдается при наиболее сложных формах детской речевой патологии (алалии, дизартрии и т.д.).
У детей с речевыми нарушениями отмечаются также трудности полноценной коммуникативной деятельности, формирования саморегуляции и самоконтроля, разнообразные недостатки познавательной деятельности и моторики, а также нарушения эмоционально-волевой сферы.
Уровень развития речи — важный диагностический критерий при оценке общего уровня развития ребенка. Поэтому обследование речи является неотъемлемой составной частью психолого-педагогического изучения ребенка с проблемами в развитии.
Объект логопедического обследования – закономерности и особенности языкового и речевого развития ребенка.
Предмет – состояние языковых и речевых средств ребенка.
Цель – определение структуры речевого дефекта, его механизмов и научное обоснование направлений и содержания логопедической работы.
Задачи обследования:
1. Определение причин речевого нарушения
2. Выявление механизмов речевого нарушения
3. Определение симптоматики и степени проявления нарушения речи
4. Выявление структуры речевого дефекта
5. Определение путей, содержания и методики логопедической работы
Принципы логопедического обследования (Левина Р.Е.):
I. Принцип развития. Он имеет 2 подхода:
Необходимо выделять в процессе обследования те трудности и коррекционные задачи, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Это позволит оценить дальнейшие возможности ребенка и осуществить профилактику вторичных речевых нарушений.
Необходимо осуществлять эволюционно-динамический анализ речевого нарушения. То есть при диагностике речевого нарушения необходимо оценивать не только имеющиеся симптомы нарушения речи, но и процесс их появления и их влияние на развитие ребенка в дальнейшем. При оценке динамики необходимо:
· Выяснить причину речевого нарушения (сбор анамнеза: изучение мед. документации, анкетирование или беседа с родителями)
· Выяснить в каком возрасте речевое нарушение стало проявляться (это необходимо для выявления периода сбоя речевой деятельности, в результате – возможность определить механизм речевого нарушения и грамотно спланировать коррекционную работу)
· Оценить и проанализировать непосредственные результаты нарушений речевого развития ребенка (уже появившиеся вторичные, третичные и т.д. нарушения)
· Оценивать и предупреждать последствия имеющихся симптомов нарушения речи
Для осуществления этого принципа необходимо:
· Знать предпосылки и условия вызывающие проявление речевого нарушения
· Знать, как развивается речь в норме
· Иметь заключения ряда специалистов (обследование должно быть комплексным: невролог, окулист, отоларинголог, терапевт; при наличии показаний и другие узкие специалисты: например психиатр; Заключение: педагога, при необходимости дефектолога и психолога).
Таким образом, применение принципа развития позволяет определить первичные и вторичные нарушения развития, определить клинический вид речевого нарушения по клинико-педагогической классификации; определить направления и содержание комплексного коррекционного воздействия; спланировать программу логопедической работы и определить ее предварительные сроки.
II. Принцип системного подхода к анализу речевых нарушений.Основывается на теории о системном строении речи. Нарушение любого из речевых компонентов (звуковая – произносительная сторона речи, фонематические процессы, лексика, грамматический строй) приводит к нарушению речевой системы. Так, одни недостатки касаются только произносительных процессов и выражаются в нарушении внятности речи без каких-либо сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую систему языка и проявляются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, что влечет за собой нарушения чтения и письма. Также существуют нарушения, которые охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую систему и выражаются в ОНР. Поэтому при оценке состояния речи ребенка необходимо знать состояние всех речевых компонентов.
Таким образом, принцип системного подхода позволяет своевременно выявлять осложнения в формировании тех или иных сторон речи. Также лежит в основе педагогической классификации речевых нарушений (Фонетическое НР, Фонематическое НР – при акустико-фонематической дислалии, ФФНР, ОНР); определения методов преодоления и предупреждения речевых нарушений (возможность предупредить появление в дальнейшем нарушений чтения и письма); лежит в основе комплектования специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
III.Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка. Ребенок сначала овладевает элементарными психическими функциями: восприятие, память, внимание, мышление – еще до появления речи. Они являются психологической базой речи (подготавливают основу и обуславливают появление у ребенка речи). Затем речь организует высшие психические функции и способствует их качественному развитию.
Для правильного определения речевого нарушения необходимо знать не только состояние речи ребенка, но и состояние высших психических функций. Необходимо выявить, что первично нарушено у ребенка. Если речевое нарушение первично – логопедическая работа направлена на его преодоление и профилактику возможных отклонений состояния ВПФ. Если речь нарушена вторично, то логопедическая работа строится только на основе коррекции ВПФ.
Этот принцип помогает определить образовательный маршрут ребенка, который определяется на ПМПК и ребенку рекомендуется обучение по определенной программе (виды образовательных учреждений для детей с отклонениями: 1,2 – слух, 3,4 – зрение, 5 – тяжелые нарушения речи, 6 – опорно-двигательный аппарат, 7 – ЗПР, 8 – УО).
Таким образом, применение всех трех принципов позволяет определить общую картину нарушения развития, механизмы нарушения речи; научно обосновать и разработать систему коррекционной работы.
Этапы логопедического исследования:
Подготовительный:
· Отбор материала для обследования ребенка по каждому разделу (выбор методики и подбор заданий, определение последовательности их предъявления)
· Составление схем и протоколов обследования
· Формулировка инструкций к заданиям
· Предварительный сбор анамнеза (если возможно)
Обследование
· Организационный момент
· Вступительная беседа (создается мотивация ребенка, выясняются его интересы и предпочтения)
· Непосредственное предъявление заданий (по речевой инструкции или по образцу)
· Фиксация результатов обследования (протокол или запись на диктофон).
Анализ и оценка полученных результатов
· Качественная оценка результатов (определение наличия нарушения и его тяжести)
· Количественная оценка (используются при применении балльных методик)
· Формулируются комментарии к протоколам обследования (использовались ли подсказки, наводящие вопросы и т.д.).
Этап формулирования выводов:
· Составление многоуровневого логопедического заключения;
· Индивидуальный план коррекционной работы;
· Рекомендации педагогам и родителям.
Направления логопедического обследования:
· общая и мелкая моторика,
· артикуляционная моторика (подвижность органов речи),
· произносительная сторона,
· фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез),
· грамматический строй речи,
· словарь,
· связная речь,
· состояние чтения и письма школьников.
Методы логопедического обследования:
1. Организационные — изучение в динамике, комплексность.
2.Эмпирические — наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы (тесты, анкеты, беседы и пр.), биографические методы (сбор и анализ анамнестических данных – изучение документации).
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Интерпретационные — истолкование, объяснение полученных данных.
В логопедической литературе представлено большое количество методик обследования речи. Объединяет их то, что они с разной степенью подробности анализируют фонетико-фонематический, лексический, грамматический уровни развития речи и составляют суждение о связной речи ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
Репина З.А. Нейропсихологическое обследование детей с ТНР,
Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи,
Иншакова – логопедическое обследование,
Филичева, Левина, Архипова, Лалаева, Стребелева (с детьми раннего возраста) и др.
Фотекова – методика обследования речи младших школьников (2 раздела – устная речь (импрессивная и экспрессивная) и письменная речь (предпосылки письменной речи, оценка письменной речи и навыков чтения) – балльная система оценки.
Источник