Обследование развития ребенка с речевыми нарушениями
Наталья Хрулева
Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС
Хрулева Н. В., учитель – логопед МОУ ППМС ЦДК «Шанс», 2014год
«Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС».
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – в программу «От рождения до школы» включен раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика».
Созданный с учетом особенностей речевого и общего развития детей с ОВЗ, Стандарт обеспечивает обучение через деятельность, открывает широкие возможности для педагогического творчества, предоставляя возможность создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности детей самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.
Реализация программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.
В основе логопедического обследованиялежат общие принципы и методы педагогической диагностики: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.
Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития — как общего, так и речевого.
Так что же такое логопедическое обследование?
Логопедическое обследование – это комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи, ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.
Основная цель логопедического обследования состоит в следующем:
— изучить условия воспитания и развития ребенка на основе беседы с родителями и анализа документов;
— выявить уровень развития ведущей деятельности и оценить в соответствии с возрастными нормативами;
— выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;
— оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;
— определить степень овладения компонентами языковой системы.
В основе логопедического обследования лежит «речевая карта».
Логопедическое обследование в соответствии с речевой картой,включает следующие пункты:
1. Имя, фамилия, возраст.
2.Данные раннего развития:
а) общего (кратко);
б) речевого (подробно, по периодам).
3. Слух.
4. Зрение.
5. Интеллект.
6. Строение органов артикуляции, их подвижность.
7. Состояние общей моторики.
8. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.
9.Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью.
10. Заключение.
Первые пункты заполняются со слов матери, сопровождающей ребенка, и на основании медицинской документации.
Этот сбор данных занимает достаточно большой объём времени.
Мы оптимизировали этот процесс и используем анкеты для сбора анамнестических данных.
Анкета не исключает беседы с родителями, но значительно сокращает ее время.
Данные из анкеты логопед переносит в речевую карту, а саму анкету вкладывает в индивидуальную папку ребенка. Такие папки мы завели на каждого ребенка и собираем в нее весь материал по обследованию (рисунки, карточки с выполненными заданиями и т. д. + вкладываем и речевую карту).
Данные о строении органов артикуляции получаем на основании осмотра ротовой полости. Мы от этого никуда уйти не можем. Подвижность артикуляционного аппарата устанавливаем, предлагая ребенку произвести основные движения каждого из органов (губ, языка, мягкого нёба, при этом отмечается свобода и быстрота движения, его плавность и равномерность движения правой и левой стороны (языка, губ, мягкого нёба, а также легкость перехода от одного движения к другому.
Обследование начинается с беседы. Тему для беседы и пособия используем, согласно речевой карте.
Другим методическим приемом обследования будет активное наблюдение за ребенком в процессе его деятельности, которую мы организуем, предлагая ему различный материал (игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана.
На занятиях по музыкальному, физическому развитию, во время приема пищи выявляем состояние общей и мелкой моторики, и вносит данные в речевую карту.
В процессе специально организованной деятельности наблюдаем за тем, как дети выполняют учебные и игровые задания, направленные на исследование общего развития ребенка.
Н –р: Задание «Четвертый лишний» на индивидуальных листах. Дети должны были обвести лишний, по их мнению, предмет, а остальные предметы, объединенные общим признаком, раскрасить цветными карандашами. Во время наблюдения за детьми, отмечаем, кто затрудняется в правильном выполнении задания, и просим этого ребенка объяснить свой выбор.
Это и другие виды заданий для обследования мы берем из «Альбома индивидуального обследования дошкольника» — автор Татьяна Александровна Ткаченко, серия «Практическая логопедия». Карточки с выполненным заданием вкладываем в индивидуальную папку ребенка.
Эти задания мы используем для выявления уровня владения детьми обобщающими понятиями.
Используются и настольные игры, например лото «Кому, что нужно для работы?»,или же картинки с вопросом: «Кому чего не хватает?» Игру может провести воспитатель. Логопед в это время наблюдает за действиями детей, слушает их ответы и фиксирует данные в речевой карте. Этот прием мы используем для выявления объема словарного запаса.
Полноценное понимание речи — необходимая предпосылка для правильного пользования речью и для дальнейшего успешного обучения. Поэтому, приступая к обследованию ребенка, логопед изучает все стороны речи: импрессивную и экспрессивную ее стороны.
Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи, мы ориентируется на то,как понимает ребенок:
а) названия различных обиходных предметов;
б) обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, транспорт и т. п.);
в) фразы обиходного характера;
г) небольшой рассказанный или прочитанный ему текст.
При обследовании экспрессивной стороны речи изучаем:
а) словарь;
б) грамматический строй речи;
в) звукопроизношение;
г) фонематический слух;
д) слоговую структуру слова;
е) голос, его темп и плавность.
Анализируя ответы детей, определяем бедность или богатство словаря (называния предметов и их действий, качества, положения в пространстве (для выявления употребления предлогов) и т. д.
При обследовании грамматического строя выявляется характер оформления ответов, употребления фразы (короткие, элементарные, стереотипные или развернутые, свободные, особое внимание обращается на правильное согласование в глагольных и падежных окончаниях, правильность употребления предлогов.
Для обследования звукопроизношения подбираем предметные картинки так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки в начале, середине и конце слов.
Для обследования мы подбираем необходимый иллюстративный материал,
удобно дифференцированный по разделам и темам:
«Альбом по развитию речи» — автор Виктория Семеновна Володина;
«Логопедические карточки для обследования звукопроизношения, слогового состава слов, лексико – грамматического строя и связной речи» — автор Наталья Николаевна Белавина.
«Альбома индивидуального обследования дошкольника» — автор Татьяна Александровна Ткаченко.
Инновации, изменяющие образование в нашей стране, предполагают активную деятельность всех участников образовательного процесса, побуждают анализировать свою работу и вносить в неё необходимые коррективы. Мы оптимизировали процесс логопедического обследования:
ввели анкету в процесс беседы с родителями;
для обследования общего развития ребенка используем метод активного наблюдения в процессе специально организованной деятельности и во время занятий;
на каждого ребенка завели папку, куда собираем весь материал по обследованию (рисунки, карточки с выполненными заданиями, анкету родителей, речевую карту).
В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи, но и наметить план наиболее эффективной помощи.
Источник
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Пояснительная записка
Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени.
Задачи логопедического обследования:
1) изучить условия воспитания и развития ребёнка на основе беседы с педагогом, родителями и анализа документов;
2) выявить уровень развития ведущей деятельности и оценить в соответствии с возрастными нормативами;
3) выявить характер особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребёнка;
4) оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического её оформления;
5) определить степень овладения компонентами языковой системы.
Каждый ребёнок должен обследоваться индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения, с выборочным использованием стандартных логопедических заданий.
Использованные методики.
Логопедическое обследование проводится в первые две недели сентября и первые две недели мая. Для проведения полного логопедического обследования мной были использованы в адаптированном варианте методики: А.Р. Лурия, «Логопедический альбом» Иншаковой О.Б., «Альбом по развитию речи» Володиной О.С., тесты для детей 4-5 лет. Речевой материал был подобран с учётом требований программы детского сада.
При логопедическом обследовании ребёнка должен в полной мере использоваться системный подход к анализу речевых нарушений. При этом выявляется не только то, какой компонент речевой деятельности нарушен, но и какова взаимосвязь его с другими нарушениями или сохранными компонентами речи.
Обследование ребёнка должно быть комплексным, то есть включающим как педагогическое заключение, так и медицинский диагноз.
Полученная во время обследования информация фиксируется в речевых картах, которые заводятся на каждого обследуемого ребёнка. Логопедическое заключение аргументируется данными первичного обследования.
Технология проведения логопедического обследования.
1. Сбор общих сведений.
Сбор общих сведений начинается с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемых детей, а также со сбора сведений о них у медицинского персонала, воспитателей ДОУ, у родителей ребёнка.
Выясняются такие сведения о детях как: возраст, домашний адрес, заключения врачей – специалистов, справляется ли ребёнок с программой детского сада, данные о родителях, течение беременности и родов, раннее психомоторное развитие ребёнка, речевой анамнез.
2. Обследование состояния общей моторики.
Обследуются следующие стороны общей моторики: двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб; произвольное торможение движений; статическая организация движений; динамическая организация движений; пространственной организации двигательного акта; исследование темпа и ритмического чувства.
Все предлагаемые задания выполнялись по показу, затем по словесной инструкции.
В протоколе фиксируются нарушенные и сохранные стороны общей моторики.
3. Обследование произвольной моторики пальцев рук.
Все предлагаемые задания ребёнку выполняются по показу, а затем по словесной инструкции.
а) Исследование статической координации движений. Ребёнку предлагается ряд упражнений, например, распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой, а затем на левой руке и удержать в вертикальном положении под счёт от 1 до 15. Эту же пробу предлагается выполнить обеими руками. Предлагается 8 проб.
б) Исследование динамической координации движений. Ребёнку предлагается выполнить пробы под счёт, например, пальцы сжать в кулак – разжать (5 – 8 раз на правой руке, левой и обеих). Выполняется 6 проб.
4. Обследование состояния органов артикуляционного аппарата.
Изучение состояния органов артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.
а) Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата. Обследование начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения; характер линии губ и плотность их смыкания; имеются ли гиперкинезы мимической мускулатуры. Затем переходим к осмотру органов артикуляции, в ходе которого отмечаются особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого нёба, челюстей, твёрдого нёба.
б) Обследование моторики органов артикуляционного аппарата.
Это обследование проводится для изучения функционального состояния активных органов артикуляционного аппарата и включает исследование двигательных функций органов артикуляции, динамической организации движений этих органов и изучение состояния мимической мускулатуры.
Все предъявляемые ребёнку задания вначале проводятся по показу, а затем о словесной инструкции при многократном повторении предлагаемого комплекса движений.
в) Обследование мимической мускулатуры.
Это исследование позволяет обнаружить поражение черепно — мозговых нервов. Предлагаемые пробы выполняются сначала по показу, а затем по словесной инструкции.
5. Обследование фонетической стороны речи.
Это исследование направлено на изучение состояния компонентов фонетики: звукопроизношения и просодики.
а) Обследование произношения звуков.
При обследовании обращается внимание, как на произношение согласных звуков, так и на произношение гласных. Отмечается, как ребёнок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применялись задания, состоящие в многократном повторении одного звука.
Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях должны быть такие слова, в которых исследуемый звук стоит в начале, середине конце слова. Проверяются следующие группы звуков: гласные — а, о, у, э, и, ы; свистящие, шипящие, аффрикаты — с, сь, з, зь, ц, ш, ж, щ, ч; сонорные — р, рь, л, ль, н, нь, м, мь; глухие и звонкие парные — п-б, т-д, к-г, ф-в в твёрдом и мягком звучании, йотированные гласные.
На основе полученных данных, нами определялся характер нарушения произношения: отсутствие звуков; искажение звуков; замена звуков или их смешение.
Результаты обследования фиксируются в протоколе.
б) Состояние просодики.
Характеризуются следующие стороны просодической стороны речи: голос, темп речи, мелодико-интонационная окраска речи, дыхание.
6. Обследование слоговой структуры слова.
У ребёнка обследуется умение произносить слова различной слоговой сложности. При этом ребёнку сначала предлагаются для называния предметные картинки, затем логопед называет слова для отражённого произношения. Особо выделяются слова, которые произносятся без искажения слогового и звукового состава.
7. Обследование состояния функций фонематического слуха.
Предлагаемые задания применяются для определения того, как ребёнок воспринимает и различает каждый звук речи. Для этого использовались предметные картинки, а также различные акустические раздражители.
8. Обследование звукового анализа слова.
Ребёнка просят выполнить следующие пробы: определить количество звуков в словах; выделить последовательно каждый звук в словах ; выделить согласный звук в начале слова и т.п.
9. Обследование понимания речи.
В этот раздел обследования входят следующие подразделы: обследование понимания номинативной речи ( ребёнок должен назвать, что изображено на предъявляемых ему предметных и сюжетных картинках). Выявляется понимание ребёнком слов — признаков, пространственных наречий; обследование понимания предложений; обследование понимания грамматических форм ( понимание логико — грамматических отношений, отношений выраженных предлогами и т.п.).
10. Обследование активного словаря.
Называние предметов.
Материалом исследования служит картинный материал, подобранный:
А) по математическому признаку (части тела, игрушки, овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, домашние и дикие животные, мебель, транспорт и т.д.). Перед ребёнком выкладываются предметные картинки и задаются вопросы: «Назови кто (что) нарисован(о) на картинке?;
Б) по ситуативному признаку (сад, огород, магазин и т.д.).
Перед ребёнком выкладываются сюжетные картинки (например «Лес») и даётся задание: «Внимательно рассмотри картинку и ответь на вопросы: «Кто живёт в лесу? Что растёт в лесу?».
Дополнение тематического ряда, начатого экспериментатором.
Материалом исследования служит ранее предложенный картинный материал.
Перед ребёнком выкладываются предметные картинки (морковь, лук и т.д.) и даётся задание продолжить смысловой ряд. Затем спрашивают: «Как одним словом можно назвать всё перечисленное?»
Придумывание к картинкам названий, состоящих из одного слова.
Материалом исследования служат сюжетные картинки («Улица», «Зима», «Осень», «Лето», «Семья», «Школа» и т.д.).
Перед ребёнком выкладывается сюжетная картинка и даётся задание: «Придумай к картинке название из одного слова».
Называние предмета по описанию.
Ребёнку предлагаются вопросы, характеризующие предмет: «Как называется помещение, где читают и выдают книги?», «Кто косой, слабый, трусливый?» (по признакам), «Что светит, сияет, греет?» (по действиям) .
Называние слов для обозначения действия.
Материалом исследования служат картинный материал и вопросы экспериментатора.
Ребёнку задают вопросы:
Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит).
Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает ит.д.).
Что делает щенок?
Что делает птичка? и т.п.
Называние признаков предмета.
Материалом исследования служат упражнения с предметными картинками.
Ребёнку даётся задание – найти признаки предметов.
А) Морковь сладкая, а редька… (какая?), ручей узенький, а река… (какая?) и т.д.;
Б) Какими словами можно охарактеризовать:
Солнышко, – какое оно?
Небо, – какое оно? и т.п.
В) Какими словами можно сказать о повадках птиц, животных:
Сорока, какая она?
Воробей, – какой он? Ворона, какая она? Лиса, какая она?
Г) Какими словами можно сказать о внешнем виде птиц, животных?
Сорока, – какая она? Воробей, какой он?
Называние слов – наречий.
Материалом исследования служат упражнения с предметными и сюжетными картинками. И вопрос Как? (волк, черепаха, листья, Новый год).
Перед ребёнком выкладывается картинный материал и задаются вопросы:
Как мчится волк со своей добычей?
Как передвигается черепаха?
Как падают на землю листья?
Как вы встречаете новогодний праздник?
Подбор родственных слов.
Материалом служат слова, предложенные экспериментатором: скворец, глаз, клюв, лес, кот, вода, труд ,храбрость, печальный радоваться.
Ребёнку предлагается слово стимул и даётся задание: «Подбери к этому слову другое, родственное». (Скворец – скворчонок, скворчата, скворечник).
Подбор слов – антонимов.
Материалом служат слова и словосочетания, предложенные экспериментатором:
Ребёнку предлагается слово – стимул и даётся задание: «Подбери к данному слову другое, противоположное по смыслу»:
Большой – маленький Светлый — тёмный
Холодный – горячий Высокий — низкий
Чистый – грязный Старший — младший
Твёрдый – мягкий Мокрый — сухой
Тупой – острый Широкий — узкий
Подбор слов – синонимов.
Материалом исследования служат слова, предложенные экспериментатором:
Ребёнку предлагается слово – стимул и даётся задание: «Подбери к данному слову другое, близкое по смыслу».
Боец, радость, врач, ненависть, верный, громкий, тайна, быстрый, сильный, умный.
Подбор категориальных слов.
Материалом исследования служит набор картинок, обозначающих видовые понятия (морковь, лук, репа, картофель, яблоко, вишня, слива, абрикосы, стол, стул, диван и т.д.):
А) Ребёнку предлагается набор картинок и задаётся вопрос: «Как можно назвать одним словом все эти предметы?» (морковь, лук, репа, картофель).
Б) Экспериментатор перечисляет предметы (стол, стул, диван и т.д.) и просит ребёнка назвать их одним словом.
Обследование грамматического строя и связной речи.
Ребёнку предлагаются задания на составление предложений по сюжетной картинке и серии картинок; составление предложений по опорным словам; пересказ знакомого и незнакомого текста после прослушивания; рассказ из собственного опыта; задания на словоизменение и словообразование.
Заключение
Полученные результаты обследования позволяют сформулировать логопедическое заключение на каждого ребенка .Описание уровней общего недоразвития речи, а также возможные клинические диагнозы. Составить индивидуальный план работы на каждого ребенка.
Выстроить тематический план организации содержания образовательной работы, детализировать его поквартально и недельно, чётко определить взаимосвязь тем и разделов.
Это способствует не только преодолению незрелости познавательно-речевой сферы детей, но и их социальному адаптированию к окружающей действительности, формированию познавательных интересов, способностей, развитию творческого воображения.
Источник