Общий подход к развитию ребенка

Общий подход к развитию ребенка thumbnail
Общий подход к развитию ребенка

ТОП 10:

Развитие — изменение, представляющее собой переход от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.

В.В. Зеньковский писал: «Дитя становится личностью – оно медленно раскрывается само для себя, — медленно развивается и вбирает в себя все из сферы самосознания. Приходит час, когда дитя научается отделять себя от других и становится личностью не только для других, но и для себя». [ 25. С.285].

Физическое и психическое развитие человека отвечает общим закономерностям. Поскольку явления физического и психического развития школьника, как и все явления природы, имеют свое прошлое и будущее, что-то отживающее и нечто нарождающееся, им свойственны внутренние противоречия (например, противоречие между требованиями, предъявляемыми организму, индивидуальности или личности и тем, чем располагает человек и как он может ответить на эти требования).

Рост организма (количественные изменения) связан с изменением его структуры и функций (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в организме приводят к переходу от одних ступеней возрастного развития к другим, более высоким, при этом каждая ступень возрастного развития качественно отлична от всех других.

В педагогике и психологии постоянно сталкивались два подхода к пониманию сущности развития личности: биологический и социологический. Биологический подход обуславливает этот процесс сугубо природными факторами и прежде всего теми, которые присущи человеку от рождения. Социологический подход предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы. Целесообразно рассматривать личность как целостную систему, в которой находит отражение как биологическое так и социальное. Растущий организм стремится к реализации собственного «Я» в границах, заданных задатками.

Развитие личности представляет собой единый процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования. Процесс предполагает разрешения различного рода противоречий, которые являются источниками развития личности.

· противоречие между потребностями детей и возможностями их удовлетворения;

· противоречие между возможностями ребенка и требованиями общества;

· противоречие между целями, которые ставит перед собой ребенок и условиями их достижения.

Эти противоречия проявляются по-разному на различных возрастных этапах развития человека.

 Л.С.Выготский выделил два уровня развития детей:

· «уровень актуального развития» – отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день.

· «зона ближайшего развития» – отражает возможности значительно больших достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.( 15,Т.2, ,с.246-247)

Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка, то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.

Задача педагога — способствовать развитию у ребенка организма (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага жизни и с уверенности воспитателя (родителя, учителя), а затем и ребенка, что всего можно добиться, если проявить достаточную настойчивость и упорство. Конфуций сказал: «Если я буду ежедневно приносить по корзине земли и не отступлюсь от этого, то создам гору».

Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывает влияние окружающая среда и, прежде всего система социальных отношений, в которую с самого раннего детства включается ребенок.

Что такое социализация?

Социализация как понятие сегодня широко употребляется в философских, психологических и педагогических работах. Под социализацией понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организации). Социализация рассматривается как усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Несомненно, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации. Однако полноценная социализация возможна, когда человек является не только объектом, но и субъектом этого процесса. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.

Обратим внимание на то, что процесс социализации существенным образом зависит от тех норм, принятых в обществе, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность. Социализация выступает как элемент механизма саморегуляции социальной жизни, обеспечивает сохранение и развитие социума. Социализируясь, человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. В процессе усвоения социального опыта происходит формирование социальных чувств: социальных симпатий и антипатий.( В.В. Зеньковский)

От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять на личность, с другой — формирование способности личности поддаваться влиянию других людей.

 Общество, являясь сложной системой, дифференцируется на ряд ролей, предполагает участие каждого воспитанника в деятельности и общении зависимых подструктур (в сфере политических и экономических отношений, социальных групп, общественных институтов и т.п.). Это определяет разнообразие социальных ролей и социальных позиций человека.

Говоря о социализации человека, мы имеем в виду, прежде всего формирование готовности к реализации индивидом совокупности социальных ролей, освоение этих ролей. При этом происходит социальное самоопределение — выбор детьми своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающий их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.

Социализация формирует личность, существенные черты которой определяются тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеский, любовных, семейных, производственных, политических и т.д. П.Н.Наторп писал: «Человек становится человеком благодаря человеческой общности…, не вырастает в одиночестве, не вырастает и просто один рядом с другим, в приблизительно одинаковых условиях, но каждый — под многосторонними влияниями друг-друга, непрестанно реагируя на эти влияния» [41.С.76].

Долгие годы школа готовила учеников к кажущемуся социальному благополучию, которое было запрограммировано системой социальных отношений. Идеальным считалось, что выпускники школы пойдут туда, куда их позовет общество. Однако это явно противоречило реальным оценкам того будущего, которое по-разному видели выпускники школы. Характерным в этом отношении является выступление на выпускном вечере Юлечки Студенцовой, героини повести Владимира Тендрякова «Ночь после выпуска». «Люблю ли я школу? — Голос звенящий, взволнованный. — Да, люблю! Очень!.. Как волчонок свою нору… И вот нужно вылезть из своей норы. И оказывается — сразу тысячи дорог!.. Тысячи!.. По какой мне идти? Давно задавала себе вопрос, но отмахивалась, пряталась от него. Теперь все — прятаться нельзя. Надо идти, а не могу, не знаю… Школа меня заставляла знать все, все, кроме одного — что мне нравиться, что я люблю. Мне что-то нравилось, а что-то не нравилось. А раз не нравиться, то и дается труднее, значит, этому не нравившемуся и отдавай больше сил, иначе не получишь пятерку. Школа требовала пятерок, я слушалась и … и не смела сильно любить… Теперь вот оглянулась, и оказалось — ничего не люблю. Ничего, кроме мамы, папы, и школы. И тысячи дорог — и все одинаковы, все безразличны… Не думайте, что я счастливая. Мне страшно. Очень!» [61.С.12].

Юлечку и других героев повести можно назвать «жертвами социализации». Привыкнув приспосабливаться к определенному типу отношений, сложившихся в школе, они оказались в очень затруднительном положении при выборе своего только себе присущего способа социального поведения.

Такими же «жертвами» социализации являются и те, кто в отношениях с людьми не может адаптироваться к нормам отношений группы людей, общества в целом.

Критерии социализации

В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. С.И. Гессен писал: «Давление внешней среды должно соответствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превышать центробежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастающий напор». (22 ,с.86)

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация — реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». Несомненно, результатом социализации человека также является социальная активность — реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека. Таким образом, критериями, которые свидетельствуют о социализации человека, являются: социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность.



Источник

Уважаемые родители, в этой статье мы поговорим о том, что волнует всех нас: о социализации ребенка, о его вхождении в мир, о том, как помочь ему общаться с окружающими, играть со сверстниками, самостоятельно обслуживать себя. В связи с этим нам кажется уместным рассказать о новых тенденциях в обучении и воспитании детей раннего возраста.

Немного истории

Долгое время во всем мире в основе поддержки детей с особенностями развития лежала модель «дефицита», в которой главным показателем развития человека был уровень его интеллекта. После принятия ряда международных документов (Болонская рекомендательная декларация 1999 года и подписание соглашения по использованию компетентностного подхода на Берлинской конференции 2003 года) возникла и начала развиваться «модель социальной поддержки», которая ставит своей целью социализацию человека вне зависимости от степени снижения интеллекта. В основе появления и развития такой модели лежат наблюдения и исследования, которые показали, что барьером на пути к социализации является не только и не столько уровень развития интеллекта, сколько сложности адаптации в обществе. То есть, с одной стороны, высокий интеллект не является гарантией того, что человек легко адаптируется в обществе, а с другой стороны, снижение интеллекта может и не быть препятствием для его социализации. Это значит, что важны не только знания, имеющиеся у человека, но и умение использовать их в повседневной жизни. Кроме того, необходимо учитывать значение таких качеств, как общая способность размышлять, умение планировать свои действия и решать жизненные задачи. Всё это относится не только к взрослым и подросткам, но и к совсем маленьким детям. Так, стремление малыша достать сушку из вазочки, стоящей на столе, требует от него не только двигательных навыков, но и ориентировки в пространстве, умения принести банкетку и встать на нее и, что самое главное, планирования собственных действий, то есть целенаправленной деятельности, позволяющей решить стоящую перед ним задачу. Таким образом, современная модель социальной поддержки основана на оценке способности человека к адаптации и учитывает компетенции, необходимые человеку для жизни в обществе.

Что такое компетенция? Это совокупность навыков, умений и знаний, относящихся к разным областям развития и направленных на решение определенной задачи. Например, для взрослого человека компетенция, которую можно обозначить словом «Еда», включает в себя умение приобретать продукты и готовить из них пищу. Приобретение продуктов, в свою очередь, состоит из следующих умений: составить список продуктов, добраться до магазина, найти продукты на полках, заплатить за них в кассе и т. д. 

Сопоставление имеющихся у человека компетенций с компетенциями, необходимыми для социализации, позволяет выявить «зазор» между возможностями человека и требованиями среды. Анализ этого зазора дает возможность определить недостающие или недостаточно сформированные навыки, умения и знания. Важно отметить, что подобная оценка и анализ результатов не являются самоцелью – на их основании составляется программа поддержки, направленная на повышение способности к адаптации. При составлении программы учитываются возможности самого человека, а также обстоятельства жизни и возможности поддержки со стороны социальной среды: его близких, педагогов, друзей, соседей, церковной общины. Еще один важный момент: программа, о которой мы говорим, в значительной степени опирается не только на возможности, но и на интересы и мечты данного человека. Таким вкратце является механизм формирования компетенций, необходимых для успешной социализации. Успехи в использовании данного подхода в общем образовании привели к его распространению на дошкольное детство, а позже и ранний возраст. 

Общий подход к развитию ребенка

Особенности использования компетентностного подхода в работе с детьми раннего возраста

Работа современных служб ранней помощи в той или иной форме включает в себя использование компетентностного подхода, признанного в последние годы наиболее эффективным при формирования готовности ребенка к вхождению в коллектив сверстников. Рассмотрим вопрос о том, на каких принципах и как компетентностный подход реализуется при воспитании ребенка младенческого и раннего возраста. 

Принцип 1. Компетенции, а не отдельные навыки

Прежде всего, вместо формирования отдельных изолированных навыков, в центре внимания специалистов и родителей находится формирование компетенций, в структуру которых входят навыки из разных областей (или линий) развития. Собственно говоря, сама природа развития младенца дает нам пример подобного сочетания.

Пример: малыш протянул руку и ударил по игрушке:

младенец видит игрушку, 

он тянется к ней рукой, 

он совершает целенаправленные движения под контролем зрения (зрительно-двигательная координация),

ударив по ней, получает слуховые и тактильные ощущения. 

И, если ему нравится результат, он повторяет это действие снова и снова. 

Мы видим, как двигательный компонент сочетается со зрительным, слуховым и тактильным восприятием, и всё это, вместе взятое, вызывает интерес ребенка, активизирует его и побуждает снова и снова повторять свои действия. Такой интерес и становится основой его исследовательской деятельности.

Как мы можем формировать компетенции в раннем возрасте?
Обратимся к современным таблицам обследования детей младенческого и раннего возраста и перечислим стороны / линии развития, которые выделяются в этих таблицах:

  1. Общение (включая речь).
  2. Социально-эмоциональное развитие.
  3. Познавательная и игровая деятельность.
  4. Сенсомоторное развитие.
  5. Навыки самообслуживания.

Согласно новому подходу, все перечисленные линии развития в разных сочетаниях объединяются в ключевые компетенции, которые формируются на конкретном этапе развития. 

Пример: ребенок 8-12 месяцев активно исследует пространство, интересуется деятельностью взрослых и активно пытается подражать им. Очевидно, что навыки, необходимые для реализации интересов ребенка, относятся практически ко всем линиям развития и выпадение/искажение или отставание одной из линий сразу скажется и на других. Так, затруднения в передвижении по поверхности будут тормозить развитие целенаправленной деятельности, а неумение принять позу сидя ограничит возможности развития игры, а значит, и получения дополнительного сенсорного опыта. Всё это, в свою очередь, отразится на формировании бытовых навыков и совместной игры со взрослым, а, следовательно, и на развитии взаимодействия и общения.
Именно поэтому при составлении программы развития нужно учитывать не только имеющиеся навыки, но и определять, насколько они взаимосвязаны и сбалансированы. 

Часто бывает так, что ребенок, у которого нет самостоятельных навыков передвижения, малоподвижен, и это воспринимается его близкими, как усидчивость. Ребенку дают все больше заданий на сортировку, нанизывание, рисование, работу с карточками. Он успешен в этом, это вдохновляет и его, и маму на усложнение заданий. И вроде бы ничего плохого в этом нет, если не вспомнить о том, что такой подход в разы увеличивает неравномерность развития.

Так, в приведенном выше примере педагог, стремящийся сбалансировать развитие ребенка, будет одновременно поддерживать замещающие навыки (например, перекаты или передвижение в позе сидя взамен отсутствующего ползания) и одновременно с этим формировать ползание. Если ребенок не умеет сидеть без опоры, то для формирования игры и общения со взрослым специалист предложит использовать специальный шезлонг. Параллельно с этим будут приняты меры по выработке умения садиться и сидеть без опоры. Все это в сочетании с созданием развивающей среды поможет сделать развитие ребенка более сбалансированным.

Принцип 2. Значимость приобретенных компетенций за пределами ситуации обучения

Итак, перейдем к следующей особенности компетентностного подхода, реализуемого в раннем возрасте. Поскольку у детей раннего и дошкольного возраста критерием успешности является интеграция в коллектив сверстников, то и акцент делается на формировании универсальных умений, которые помогут малышу чувствовать себя комфортно и уверенно в дошкольном учреждении. С этой целью нужно сформировать у ребенка компетенции, которые могут быть условно разделены на познавательные, коммуникативные и деятельностные. Все эти компетенции ребенок не просто усваивает, но и учится использовать в повседневной жизни.

Пример ситуации в детском саду. Воспитатель говорит: «Идем мыть руки». Каких умений и навыков требует выполнение данной инструкции от ребенка?

  • Понимать, что слова педагога относятся не просто ко всем, но и к нему тоже. Он должен понять и запомнить смысл сообщения.
  • Хорошо ориентироваться в пространстве группы.
  • Иметь достаточные двигательные возможности, чтобы добраться до умывальной комнаты
  • Уметь дождаться своей очереди.
  • Ну и, конечно, у него должна быть сформирована цепочка действий «умывание».
  • Кроме того, он должен найти свое полотенце, а затем повесить его на место.

Если в соответствии с прежним подходом, навык «умывания» относился только к самообслуживанию, и считалось достаточным, если у ребенка есть цепочка действий (намочить и намылить руки, потереть руки друг о друга, смыть мыло и т. д,), то компетентностный подход позволяет нам спланировать и сформировать весь комплекс умений, необходимых для успешного и комфортного пребывания в дошкольном учреждении. 

Общий подход к развитию ребенка

Какой вывод могут сделать из этого родители ребенка? Главное – это понимание того, что ухватить ребенка поперек живота, принести его в ванную, поставить на банкетку и помочь вымыть руки – не самый короткий путь к его интеграции в общество, даже если он после «доставки по месту умывания» все сделает правильно.

Очевидно, что правильное формирование компетенции «умывание» потребует от родителей следующих действий:

  • Сообщить ребенку, что он сейчас будет мыть руки.
  • Дождаться пока он сам направится в ванную. Ему можно помочь, но лишь в меру необходимости.
  • Ну, а далее уже следует само умывание.

Что же касается дополнения этого умения социальным компонентом, например, умением ждать своей очереди, то здесь помогут специально создаваемые ситуации в семье, в гостях и в различных развивающих группах. С этой точки зрения, включение детей раннего возраста в групповые формы обучения дает нам прекрасные возможности для дальнейшей социализации малыша. Именно групповая форма занятий позволяет ребенку использовать свои умения в ситуации, приближенной к детскому саду. Так, например, умение мыть руки, есть за столом, играть, которые ребенок усвоил в семье, на групповых занятиях пополняется рядом дополнительных умений, которые потребуются ему в условиях дошкольного учреждения.

Принцип 3. Активная позиция ребенка и всей семьи

Очень важно, чтобы пребывание ребенка с синдромом Дауна в кругу сверстников не ограничивалось условиями специально организованной группы, а дополнялись бы, например, совместными играми на детской площадке, совместными походами в гости и т. д. Мы понимаем, что касаемся непростой, а для многих родителей болезненной темы – социальных контактов ребенка. Но никто, кроме родителей не может лучше организовать для малыша этот необходимый опыт. 

Таким образом, для достижения основной цели – инклюзии ребенка в коллектив сверстников – необходимы активная позиция родителей и активная позиция ребенка. Активная роль родителей предполагает их партнерские отношения со специалистами, оказывающими консультативную поддержку, не превращаясь при этом в репетиторов. А активная позиция ребенка, в свою очередь, требует от взрослых учета его интересов и реальных возможностей, причем результат его деятельности должен быть понятен самому малышу и востребован в повседневной жизни.

Как составляется программа занятий с ребенком?

  1. Обследование навыков по всем линиям развития.
  2. Выявление отсутствующих или не полностью сформированных навыков.
  3. Составление программы формирования навыков на основании обследования.
  4. Формирование недостающих навыков изолированно в игре и быту, на специальном занятии. Например, при формирования умения есть ложкой можно не только побуждать ребенка есть самому, но и предлагать ему покормить куклу, поиграть в песочнице с использованием совка.
  5. Включение навыка в структуру компетенции. В данном случае, в компетенцию «умение есть самостоятельно» войдут навыки: — понять слова взрослого: «Сейчас мы будем кушать»,- принести стульчик, сесть за стол, есть ложкой, пить из чашки, пользоваться салфеткой. При решении вопроса о включении того или иного навыка в состав умений, образующих компетенцию, важно учитывать уровень сформированности этого навыка. Например, если ребенок неуверенно ходит, то умение принести стульчик пока не входит в компетенцию.
  6. Подбор способов включения социального компонента (в семье, групповые занятия, детская площадка, гости и т. д.).
  7. Определение лиц, ответственных за формирование этого навыка (мама, бабушка, няня, педагог в развивающем центре).
  8. Контроль/динамика/ усвоения умения и уточнение программы.

Общий подход к развитию ребенка

Примерный перечень компетенций, необходимых для пребывания в детском саду

  • Наличие двигательных возможностей для смены поз и передвижения – по ровной поверхности, вверх и вниз по лестнице.
  • Умение одеваться и раздеваться.
  • Умение есть за общим столом.
  • Умение умываться.
  • Умение пользоваться туалетом.
  • Умение взаимодействовать, общаться и играть со сверстниками.
  • Умение использовать игрушки: брать их, играть и класть на место.
  • Умение взаимодействовать, сотрудничать и общаться с педагогами.
  • Умение участвовать в организованном занятии и других режимных моментах (понимание временной и пространственной структуры, правил и границ).
  • В дополнение к перечисленным имеется ряд компетенций, относящихся к каждому виду занятий.

И в завершение отметим, что такой подход к обучению, позволяющий использовать все приобретенные навыки в быту и игре, дает возможность без многочисленных повторений повысить прочность усвоения знаний, сделать процесс запоминания осознанным и понятным для ребенка и повысить уровень его интеллектуального развития. 

Источник