Общие закономерности психики развития ребенка выготский

Общие закономерности психики развития ребенка выготский thumbnail
Студопедия

Главная страница
Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Л.С. Выготский установил четыре основные закономерности, или особенности, детского развития.

Закономерности психического развития – это те механизмы, которые определяют, объясняют, описывают психическое развитие, опираясь на которые можно этим развитием управлять.

Существуют общие закономерности развития, которым подчиняются все психические феномены, и существуют частные закономерности развития.

Разные авторы выделяют разные закономерности психического развития…

1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени, темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Подъем, интенсивное развитие сменяется замедлением, затуханием. Ценность месяца в жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: месяц в младенчестве не равен месяцу в подростничестве.

2. Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Есть периоды, когда функция доминирует, — это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития, а остальные функции оказываются на периферии сознания и зависят от доминирующей функции. Каждый новый возрастной период знаменуется перестройкой межфункциональных связей — в центр выдвигается другая функция, устанавливаются новые отношения зависимости между остальными функциями.

3. «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это не рост, а цепь качественных преобразований. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы инволюции закономерно включены в прогрессивное развитие. То, что сложилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать.

Детское развитие подчиняется не биологическим законом, а общественно-историческим законам, развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Таким образом, движущая сила развития у человека — это обучение. Но обучение не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития, приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в процессе взаимодействия с взрослыми и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. Зона ближайшего действия — это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития, при содействии взрослых, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; характеризует умственное развитие на завтрашний день».Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка (Выготский);

Человеческое сознание не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Так, в раннем детстве в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова — обобщения. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение способно перестраивать всю систему сознания.

Л.С. Выготский сформулировал очень важное для педагогической психологии положение о двух уровнях умственного развития ребенка: это уровень актуального развития (наличный уровень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллектуального развития, определяемым с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно) и уровень, определяющий зону его ближайшего развития. Этот второй уровень психического развития достигается ребенком в сотрудничестве с взрослым, не путем прямого подражания его действиям, а решением задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей, «Большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве, и оказывается самым чувствительным симптомом, характеризующим динамику развития и успешности умственной деятельности ребенка. Она вполне совпадает с зоной его ближайшего развития». На этой основе, был сформулирован принцип «опережающего обучения», которым определяется эффективная организация обучения, направленного на активацию, развитие мыслительной деятельности обучающегося, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с взрослыми и другими обучающимися, т.е. саморазвиваться.

Важно отметить, что интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребенка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают: самостоятельность мышления, быстрота и прочность усвоения учебного материала, быстрота ориентировки при решении нестандартных задач, умение отличить существенное от несущественного, различный уровень аналитико-синтетической деятельности, критичность ума, а также темп продвижения как скорость формирования обобщения, экономичность мышления. Очевидно, что основной критерий развития интеллекта ребенка — умение самостоятельно, творчески решать задачи разного типа, переходя от репродуктивных задач к творческим. Существенным показателем развития ребенка, его сознания является уровень рефлексии, т.е. степень осознания ребенком своих действий, самого себя, своего Я. Последнее становится основным механизмом, опосредствующим разные стороны развития личности ребенка, в том числе и интеллектуального.

.

Источник

Возрастное развитие,
в особенности детское, — сложный процесс,
который в силу рада своих особенностей
приводит к изменению всей личности
ребенка на каждом возрастном этапе. Для
Л.С. Выготского развитие — это прежде
всего возникновение нового. Стадии
развития характеризуются возрастными
новообразованиями
,
т.е. качествами или свойствами, которых
не было раньше в готовом виде. Но новое
«не падает с неба», как писал
Л.С.Выготский, оно появляется закономерно,
подготовленное всем ходом предшествующего
развития.

Источником развития
является социальная среда. Каждый шаг
в развитии ребенка меняет влияние на
него среды: среда становится совершенно
иной, когда ребенок переходит от одной
возрастной ситуации к следующей.
Л.С.Выготский ввел понятие «социальная
ситуация развития
»
— специфическое для каждого возраста
отношение между ребенком и социальной
средой. Взаимодействие ребенка со своим
социальным окружением, воспитывающим
и обучающим его, и определяет тот путь
развития, который приводит к возникновению
возрастных новообразований.

Как ребенок
взаимодействует со средой? Л.С.Выготский
выделяет две единицы анализа социальной
ситуации развития—деятельность и
переживание. Легко наблюдать внешнюю
активность ребенка, его деятельность.
Но существует и внутренний план, план
переживаний. Одну и ту же ситуацию в
семье по-разному переживают разные
дети, даже дети одного возраста —
близнецы. В результате на развитии
одного ребенка конфликт между родителями,
например, скажется слабо, а у другого
вызовет невроз и прочие отклонения.
Один и тот же ребенок, развиваясь,
переходя от одного возраста к другому,
будет по-новому переживать ту же самую
семейную ситуацию.

Социальная ситуация
развития меняется в самом начале
возрастного периода. К концу периода
появляются новообразования, среди
которых особое место
занимает центральное новообразование,
имеющее наибольшее значение для развития
на следующей стадии.

Л.С.Выготский
рассмотрел динамику переходов от одного
возраста к другому. На разных этапах
изменения в детской психике могут
происходить медленно и постепенно, а
могут — быстро и резко. Соответственно
выделяются стабильные и кризисные
стадии развития. Для стабильного
периода
 характерно
плавное течение процесса развития, без
резких сдвигов и перемен в личности
ребенка. Незначительные, минимальные
изменения, происходящие на протяжении
длительного времени, обычно незаметны
для окружающих. Но они накапливаются и
в конце периода дают качественный скачок
в развитии: появляются возрастные
новообразования. Только сравнив начало
и конец стабильного периода, можно
представить себе тот огромный путь,
который прошел ребенок в своем развитии.

Стабильные периоды
составляют большую часть детства. Они
длятся, как правило, по нескольку лет.
И возрастные новообразования, появляющиеся
медленно и долго, оказываются устойчивыми,
фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных,
существуют кризисные
периоды
 развития.
В возрастной психологии нет единого
мнения по поводу кризисов, их места и
роли в психическом развитии ребенка.
Часть психологов считает, что детское
развитие должно быть гармоничным,
бескризисным. Кризисы — ненормальное,
«болезненное» явление, результат
неправильного воспитания. Другая часть
психологов утверждает, что наличие
кризисов в развитии закономерно. Более
того, по некоторым представлениям,
ребенок, не переживший по-настоящему
кризис, не будет полноценно развиваться
дальше.

Л.С.Выготский
придавал кризисам большое значение и
рассматривал чередование стабильных
и кризисных периодов как закон детского
развития. В настоящее время у нас чаще
говорят о переломных моментах в развитии
ребенка, а собственно кризисные,
негативные проявления относят на счет
особенностей его воспитания, условий
жизни. Близкие взрослые могут эти внешние
проявления смягчить или, наоборот,
усилить.

Кризисы, в отличие
от стабильных периодов, длятся недолго,
несколько месяцев, при неблагоприятном
стечении обстоятельств растягиваясь
до года или даже двух лет. Это краткие,
но бурные стадии, в течение которых
происходят значительные сдвиги в
развитии и ребенок резко меняется во
многих своих чертах. Развитие может
принять в это время катастрофический
характер.

Кризис начинается
и завершается незаметно, его границы
размыты, неотчетливы. Обострение
наступает в середине периода. Для
окружающих ребенка людей оно связано
с изменением поведения, появлением
«трудновоспитуемости», как пишет
Л.С.Выготский. Ребенок выходит из-под
контроля взрослых, и те меры педагогического
воздействия, которые раньше имели успех,
теперь перестают действовать. Аффективные
вспышки, капризы, более или менее острые
конфликты с близкими — типичная картина
кризиса, характерная для многих детей.
У школьников падает работоспособность,
ослабляется интерес к занятиям, снижается
успеваемость, иногда возникают мучительные
переживания, внутренние конфликты.

Однако у разных
детей кризисные периоды проходят
по-разному. Поведение одного становится
труднопереносимым, а второй почти не
меняется, так же тих и послушен.
Индивидуальных различий во время
кризисов гораздо больше, чем в стабильные
периоды. И все же в любом случае изменения
есть даже во внешнем плане. Чтобы их
заметить, нужно сравнить ребенка не с
ровесником, тяжело переживающим кризис,
а с ним самим — таким, каким он был
раньше. Каждый ребенок испытывает
трудности в общении с окружающими, у
каждого снижается темп продвижения в
учебной работе.

Главные изменения,
происходящие во время кризиса, —
внутренние. Развитие приобретает
негативный характер. Что это значит? На
первый план выдвигаются инволюционные
процессы: распадается, исчезает то, что
образовалось на предыдущей стадии.
Ребенок теряет интересы, еще вчера
направлявшие всю его деятельность,
отказывается от прежних ценностей и
форм отношений. Но наряду с потерями
создается и что-то новое. Новообразования,
возникшие в бурный, непродолжительный
период, оказываются неустойчивыми и в
следующем стабильном периоде
трансформируются, поглощаются другими
новообразованиями, растворяются в них
и, таким образом, отмирают.

В кризисные периоды
обостряются основные противоречия: с
одной стороны, между возросшими
потребностями ребенка и его все еще
ограниченными возможностями, с другой
— между новыми потребностями ребенка
и сложившимися ранее отношениями со
взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие
противоречия часто рассматриваются
как движущие силы психического развития.

Кризисные и
стабильные периоды развития чередуются.
Поэтому возрастная периодизация Л.С.
Выготского имеет следующий вид: кризис
новорожденное — младенческий возраст
(2 месяца — 1 год) — кризис 1 года — раннее
детство (1—3 года) — кризис 3 лет —
дошкольный возраст (3—7 лет) — кризис 7
лет — школьный возраст (7—13 лет) — кризис
13 лет — пубертатный возраст (13—17 лет)
— кризис 17 лет.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В отечественной психологии.

Теория культурно-исторического развития психики

Л.С. Выготского

Л.С. Выготский (1896 — 1934) заложил основы возрастной психологии, разработав принципиально новый подход к явлениям психического развития, разворачивающимся во времени. Вместо изучения возрастных особенностей отдельных психических процессов и функций (восприятия, внимания, мышления), традиционно изучаемых психологией, он предложил на первый план выдвинуть понятие «психологический возраст» и рассматривать возрастные периоды развития как «единицы» анализа детского развития.

Для Выготского Л.С. развитие – это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Каждый психологический возраст, по Выготскому, характеризу­ется складывающейся к началу каждого возрастного периода со­циальной ситуацией развития.

Социальная ситуация развития — это «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде все­го социальной» (Выготский Л.С.).

Социальная среда, по Выготскому, — это не просто внешнее ок­ружение, а аккумулированный общечеловеческий опыт, материализованный в предметах материальной и духовной культуры; мир созданных человечеством предметов и явлений, творений культуры, в том числе мир человеческой деятельности. Среда содержит идеаль­ные формы, образцы развития, т.е. то, к чему развитие ребенка должно стремиться. Высшие психические функции взрослого человека, речь и действия взрослого — идеальные формы (по отноше­нию к действиям и речи ребенка), задающие направление онтогене­тического развития. Социальная среда рассматривается как источник индивидуального психического развития.

Человек есть социальное существо в том смысле, что вне взаи­модействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые возникли в результате развития всего человечества.

Процесс развития в онтогенезе проходит путь от социального к индивидуальному. Форма психического развития ребенка — овладение общественным опытом, присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления. Общим механизмом формирования высших психических функций Выготский считал подражание ребенка взрослому.

Движущая сила (фактор) психического развития — обучение. Высшие психические функции ребенка формируются прижизненно, в результате общения со взрослым. Орудием общения Выготский считал речевой знак как феномен культуры.

Однако обучение и воспитание по своему значению превосходят роль природных особенностей. В широком смысле сама жизнь в человеческом обществе (стихийное обучение) является необходимым условием специфически человеческого развития ребенка. Таким образом, под условиями развития, которые оказывают влияние на вариативность развития в пределах нормы, в культурно-историческом подходе понимаются морфофизиологические особенности мозга и общение.

Л.С. Выготский установил четыре основные закономерности или особенности, детского развития.

1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во
времени, темп и содержание развития изменяются на протяжении
детства. Подъем, интенсивное развитие сменяется замедлением, затуханием. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом. Ценность месяца в жизни ребенка определяется тем, ка­кое место он занимает в циклах развития: месяц в младенчестве не равен месяцу в подростничестве.

2. Неравномерность развития. Разные стороны личности,
в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Есть
периоды, когда функция доминирует, — это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития, а остальные функции оказываются на периферии сознания и зависят от доминирующей функции. Каждый новый возрастной период знаменуется перестройкой межфункциональных связей — в центр выдвигается другая функция, устанавливаются новые отношения зависимости между остальными функциями. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном – память, в младшем школьном – мышление.

3. «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это не рост, а цепь качественных преобразований. Ребенок не похож на маленького взрослого. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше и того, что будет потом.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы инволюции закономерно включены в прогрессивное развитие. То, что сложилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать.

    Определив общие закономерности развития психики ребенка, Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. Выделяет стабильные и кризисные периоды.

Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Они оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности. «Под возрастными новообразованиями, — подчеркивал Л.С.Выготский, — следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».

Кризисные периоды насыщены резкими переломами и изменениями в личности ребенка. Кризисы длятся недолго, несколько месяцев. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в психическом развитии. Характерно резкое обострение кризиса в середине периода — кульминационная точка, или апогей, по которой датируется кризис. Кризисы, по мнению Выготского, имеют не только не­гативное, но и собственное позитивное значение. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляет ocновное содержание кризисного периода. Кризисы, сочетающие в себе разрушительные и созидательные тенденции, — это норма он­тогенеза.

Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Выготского имеет следующий вид:

Границы возраста Характер возраста Название возраста
0 — 2 месяца Критический Кризис новорожденности
2 месяца – 1 год Стабильный Младенческий возраст
1 год Критический Кризис одного года
1 – 3 года Стабильный Раннее детство
3 года Критический Кризис трех лет
3 – 7 лет Стабильный Дошкольный возраст
7 лет Критический Кризис 7 лет
8 – 12 лет Стабильный Школьный возраст
13 лет Критический Кризис 13 лет
14 – 17 лет Стабильный Пубертатный возраст
17 лет Критический Кризис 17 лет

  Развитие и обучение.

Проблема соотношения обучения и развития — это один из основных вопросов, связанных с пониманием хода психического развития ребенка. Процесс развития и процесс обучения тесно связаны между собой: обучение непосредственно влияет на развитие, а достигнутый уровень развития в свою очередь существенно меняет протекание процессов учения.

«Существенным признаком обучения, — пишет Выготский, — является то, что оно создает зону ближайшего развития, т.е. вызывает у ребенка интерес к жизни, пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития». Сначала эти процессы возможны для ребенка только в совместной деятельности со взрослыми, но преодолевая внутренний ход развития, они становятся внутренним достоянием самого ребенка. То, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно. Зона ближайшего развития помогает определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое, но и находящееся в процессе созревания.

Обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. Уровень актуального развития — тот уровень развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся циклов его развития. Состояние умственного развития ребенка может быть определено, по меньшей мере, с помощью выяснения двух его уровней — актуального развития и зоны ближайшего развития.

Ребенок развивается, усваивая общественный опыт, овладевая разнообразными действиями, свойственными человеку, передает ему этот опыт обучение. Значит, обучение не должно приспосабливаться к развитию. Обучение учитывает достигнутый уровень для того, чтобы понять, куда вести дальше. Величина зоны ближайшего развития — важный показатель обучаемости ребенка, того запаса развития, которой он имеет в данное время. Каждый новый шаг обучения использует зону ближайшего развития и одновременно создает новую, которая становиться предпосылкой дальнейшего обучения.

Обучение не есть развитие, но правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывая к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение является источником развития.

Источник