Общие закономерности индивидуального развития ребенка

Общие закономерности индивидуального развития ребенка thumbnail

Онтогенез человека осуществляется в
соответствиис определенными
закономерностями, изложенными ниже.

1.        
Целостность и
фазность (этапность) онтогенеза
 
объективное разделение онтогенеза на
отрезки, различающиеся набором решаемых
организмом задач и свойствами
физиологических систем (возрастная
периодизация).

2.        
Непрерывность
и неравномерность роста и развития
 –
рост и развитие организма протекает
непрерывно с чередованием периодов
ускоренного роста или интенсивного
развития.

3.        
Гетерохронность 
разновременное созревание функциональных
систем, причем в первую очередь созревают
те из них, которые необходимы для решения
задач очередного этапа развития
(системогенез).

4.        
Гетеросенситивность –
различная чувствительность (восприимчивость)
развивающихся систем к внешним
воздействиям на отдельных этапах
онтогенеза.

5.        
Нарастающая
гетерогенность
 –
усложнение организации всех систем
организма за счет специализации
элементов, т. е. увеличение неоднородности
клеток и тканей, повышение специфичности
их функционирования.

6.        
Дифференциация –
по мере созревания периферических
структур происходит передача контроля
функций, «полномочий», от центра на
периферию и местный уровень. С возрастом
увеличивается роль и вклад местных
(тканевых и клеточных) процессов в
регуляции функционирования организма.

7.        
Экономизация
функций
 – уменьшение
функционального ответа биологической
системы на внешние воздействия. С
возрастом уменьшается уровень
функциональной активности организма
в условиях покоя, за счет чего возрастает
объем резервных его возможностей при
напряжении функций.

8.        
Биологическая
надежность –

повышение надежности функционирования
биологической системы по мере ее развития
за счет совершенствования структуры,
функции и их регуляции.

9.        
Адаптивность –
согласованность возрастных особенностей
строения и функционирования организма
с параметрами среды его обитания.

В адекватных условиях даже незрелый
организм успешно справляется с задачей
адаптации (приспособления) к условиям
среды обитания.

10.    
Увеличение
жесткости (стабильности) гомеостатических
констант в онтогенезе
 –
при действии внешних факторов показатели
гомеостаза изменяются в меньшей степени
у взрослых, чем в детском возрасте.
Поэтому при любых воздействиях на
организм его жизнеспособность выше у
взрослых, чем в раннем возрасте, благодаря
способности сохранять стабильность
внутренней среды организма.

1.1. Целостность и фазность (этапность) онтогенеза

В настоящее время онтогенез, т. е.
жизненный цикл человека, рассматривают,
с одной стороны, как целостный, с
другой, – какфазовыйпроцессы.
Каждая фаза, или этап, представляет
собой закономерный качественный период,
который осуществляется при определенных
условиях. До настоящего времени нет
общепринятой классификации возрастных
периодов, что затрудняет единый подход
к систематизации результатов исследований.
Однако проблема возрастной периодизации
остается актуальной не только с точки
зрения теории, но и практики. Очень важно
знать, когда, какие и на каком возрастном
этапе онтогенеза наиболее эффективны
и безопасны для здоровья ребенка те или
иные методы педагогического воздействия.

Одни исследователи за основу периодизации
берут созревание половых желез, скорость
роста и дифференцировки тканей и органов,
другие – уровень созревания костей
или степень развития центральной нервной
системы. Распространенная в настоящее
время возрастная периодизация с
выделением периодов новорожденности,
ясельного, дошкольного и школьного
возрастов, отражает, скорее существующую
систему детских учреждений, нежели
системные возрастные особенности.
Значительное распространение получила
схема возрастной периодизации,
рекомендованная Симпозиумом по проблеме
возрастной периодизации в Москве (1965).
По этой схеме в жизненном цикле человека
выделяют следующие периоды (табл. 1).

Таблица 1

Возрастная периодизация жизненных
циклов человека (1965)

Возрастной период

Пол

Продолжительность периода

Новорожденный

1–10 дней

Грудной возраст

10 дней–1 год

Детство

раннее

1–3 года

первое

4–7 лет

второе

мальчики

девочки

8–12 лет

8–11 лет

Подростковый возраст

мальчики

девочки

13–16 лет

12–15 лет

Юношеский возраст

юноши

девушки

17–21 год

16–20 лет

Зрелый
возраст

I период

мужчины

женщины

22–35 лет

21–35 лет

II период

мужчины

женщины

36–60 лет

36–55 лет

Пожилой возраст

мужчины

женщины

61–74года

56–74года

Старческий возраст

75–90 лет

Долгожители

90 лет и выше

В данной классификации возрастных
периодов учитываются половые особенности
в развитии человека, а также связь
календарного возраста с биологическим.
Хронологический (календарный) возраств различных странах отсчитывается
по-разному. В большинстве стран он
регистрируется с момента рождения. В
странах Востока (например, в Корее)
дополнительно учитывается и период
развития человека до рождения, и это
справедливо, т. к. истинное «рождение»
человека происходит в момент зачатия.
Появление же новорожденного знаменует
лишь окончание первого этапа развития.
Новорожденный не является простой,
уменьшенной копией взрослого, а отличается
от него рядом качественных особенностей.
И хотя ребенок обладает всем необходимым
набором запрограммированных морфологических
и функциональных свойств, обеспечивающих
ему существование в условиях окружающей
среды, его физиологические возможности
далеко не соответствуют функциональной
активности взрослого организма.Биологический возрастотражает
степень биологического и социального
развития человека на каждом возрастном
этапе. В разные периоды онтогенеза
используют различные методики определения
биологического возраста. Так, до 1 года
о степени развития ребенка косвенно
судят по увеличению массы тела. В
последующие периоды критериями
биологической зрелости может служить
количество прорезавшихся постоянных
зубов (табл. 2).

Таблица 2

Средние темпы прорезывания постоянных
зубов

Возраст (лет)

Количество постоянных зубов

Мальчики

Девочки

5,0

0–1

0–2

5,5

0–3

0–4

6,0

1–4

1–5

6,5

2–8

3–9

7,0

6–10

6–11

При меньшем количестве прорезавшихся
постоянных зубов делается заключение
об отставании, а при большем – об
опережении биологического возраста по
отношению к календарному.

Кроме этого, в качестве критерия
биологического возраста служит достижение
определенных пропорций тела:

ОГ/L*100, где ОГ – окружность головы;
L – длина тела (см. табл. 3).

Таблица 3

Возрастная динамика пропорций тела

Возраст (лет)

Средние темпы развития

Мальчики

Девочки

5,0

49,4–45,0

48,1–44,5

5,5

47,9–44,3

46,7–43,2

6,0

46,6–43,1

45,7–42,1

6,5

45,4–41,9

44,9–41,6

7,0

44,7–41,3

43,9–39,7

Если индивидуальные значения оказываются
больше приведенных показателей, это
свидетельствует об отставании, если
ниже средних значений – об опережении
темпов биологического развития.
Биологический возраст считается
отстающим от паспортного, если два
показателя из трех (длина тела, зубной
возраст, пропорции тела) оказываются
меньше средних данных.

Косвенным показателем биологической
зрелости детей дошкольного возраста
считается филиппинский тест (ФТ). Этот
показатель положителен в тех случаях,
когда пальцами правой руки, положенной
на голову при ее вертикальном удержании,
дети перекрывают левую ушную раковину.

У детей 11–17 лет показателем биологического
возраста является степень полового
созревания (формирование вторичных
половых признаков в определенной
последовательности).

Ниже приведены основные критерии
полового созревания девочек (табл. 4)
и мальчиков (табл. 5). В табл. 6 и 7
даны формулы для расчета отставания в
половом развитии девочек и мальчиков.

Таблица 4

Стадии развития вторичных половых
признаков у девочек

Признак

Стадия

Балл

Развитие молочной железы

Железы не выдаются над поверхностью
грудной клетки

Ма-0

0,0

Железы несколько выдаются: околососковый
кружок вместе с соском образуют единый
конус

Ма-1

1,2

Железы значительно выдаются, вместе
имеют форму конуса

Ма-2

2,4

Тело железы принимает округлую форму,
соски приподнимаются над околососковым
кружком

Ма-3

3,6

Оволосение лобка

Отсутствие волос

Р-0

0,0

Единичные волосы

Р-1

0,3

Волосы на центральном участке лобка
редкие, длинные

Р-2

0,6

Волосы на всем треугольнике лобка
длинные, вьющиеся, густые

Р-3

0,9

Развитие волос в подмышечной
впадине

Отсутствие волос

Ах-0

0,0

Единичные волосы

Ах-1

0,4

Волосы редкие на центральном участке
впадины

Ах-2

0,8

Волосы густые, длинные, вьющиеся по
всей впадине

Ах-3

1,2

Становление менструальной функции

Отсутствие менструаций

Ме-0

0,0

1–2 менструации к моменту осмотра

Ме-1

2,1

Нерегулярные менструации

Ме-2

4,2

Регулярные менструации

Ме-3

6,3

Таблица 5

Стадии развития вторичных половых
признаков у мальчиков

Признак

Стадия

Балл

1

2

3

Оволосение подмышечных впадин

Отсутствие волос

Ах-0

0,0

Единичные волосы

Ах-1

1,0

Редкие волосы на центральном участке
впадины

Ах-2

2,0

Густые прямые волосы на всех впадинах
(всей впадине)

Ах-3

3,0

Густые вьющиеся волосы по всей впадине

Ах-4

4,0

Оволосение лобка

Отсутствие оволосения

Р-0

0,0

Единичные волосы

Р-1

1,1

Редкие волосы в центре лобка

Р-2

2,2

Густые прямые волосы неравномерно по
всей поверхности лобка

Р-3

3,3

Густые вьющиеся волосы равномерно по
всей поверхности лобка в виде
треугольника

Р-4

4,4

Густые вьющиеся волосы, распространяющиеся
на внутреннюю поверхность бедер и в
направлении к пупку

Р-5

5,5

Рост щитовидного хряща

Отсутствие признаков роста

0,0

Начинающееся выпячивание щитовидного
хряща гортани

1

0,6

Отчетливое выпячивание (кадык)

2

1,2

Изменение тембра голоса

Детский голос

0,0

Мутация (ломка) голоса

1

0,7

Мужской тембр голоса

2

1,4

Оволосение лица

Отсутствие оволосения

0,0

Начинающееся оволосение над верхней
губой

1

1,6

Жесткие волосы над верхней губой,
появление волос на подбородке

2

3,2

Распространенное оволосение над
верхней губой и в области подбородка,
начало роста бакенбардов

3

4,8

Слияние зон роста волос над губой и в
области подбородка, выраженный рост
бакенбардов

4

6,4

Слияние всех зон оволосения

5

8,0

Таблица 6

Стандарты полового созревания девочек
(по Л. И. Улановой)

Формула

Норма (лет и мес.)

Отставание (после)

Опережение (ранее)

Р0Ах0Ма1

9,5–11,1

11,1

9,5

Р1Ах1Ма2

10,8–12,6

12,6

10,8

Р1Ах0-1Ма2-3

11,0–12,6

12,6

11,0

Р2Ах2Ма2

10,8–12,6

12,6

10,8

Р3Ах2-3Ма3

11,9–13,7

13,7

11,9

Р2Ах2Ма3-4

Ме+12,0–13,6

13,6

12,0

Р2Ах2Ма3-4

Ме+13,0–14,6

14,6

13,0

Р3Ах3Ма3-4

Ме+13,5–14,7

14,7

13,5

Р3Ах3Ма3-4

Ме+14,6–16,0

16,0

14,6

Таблица 7

Стандарты полового созревания мальчиков
(по Л. И. Улановой)

Формула

Норма (лет и мес.)

Отставание (после)

Опережение (ранее)

Р0Ах0

11,9–13,3

13,3

11,9

Р1Ах1

11,1–13,5

13,5

11,1

Р2Ах1

12,6–13,1

13,1

12,6

Р2Ах2

13,6–15,0

15,0

13,6

Р3Ах1

13,6–15,0

15,0

13,6

Р3Ах2

13,8–15,2

15,2

13,8

Р3Ах3

14,4–16,4

16,4

14,4

Р4Ах3

15,1–16,5

16,5

15,1

Следует отметить, что всякая возрастная
периодизация довольно условна, но она
необходима для учета меняющихся в
процессе онтогенеза физиологических
и морфологических свойств организма
детей. Она может быть использована для
разработки научно-обоснованной системы
охраны их здоровья, для создания таких
приемов воспитания и обучения, которые
были бы адекватны каждой возрастной
ступени и способствовали бы оптимальному
развитию физических и психических
возможностей.

Кроме вышеприведенной возрастной
периодизации жизненных циклов человека,
существуют и другие схемы периодизации
индивидуального развития (табл. 8).

Таблица 8

Схемы периодизации онтогенеза человека

Общие закономерности индивидуального развития ребенкаОбщие закономерности индивидуального развития ребенка

В наибольшей степени всем требованиям
отвечает классификация возрастных
периодов детства, представленная в
табл. 9, где указан уровень развития
детей на каждом этапе онтогенеза и
зависимости от биологических и социальных
факторов. Биологическое является
предпосылкой развития социального, а
социальное, в свою очередь, изменяет
развитие природного, биологического
начала.

В качестве критерия уровня развития в
данной классификации использовались:
степень созревания тканей и окостенения
скелета, особенности развития двигательной
сферы и высшей нервной деятельности, а
также социальные и педагогические
аспекты. В рассматриваемой классификации
уделяется большое внимание периоду
внутриутробного развития.

Таблица 9

Медико-биологическая классификация
возрастных периодов детства

Возрастной
период

Продолжительность возрастного периода

Критерии

Основные морфо-функциональные

изменения

1

2

3

4

I. Внутриутробный(антенатальный)

280 дней (40 недель)

Развитие организма с момента
оплодотворения образования зиготы
до родов

Формирование организма из зиготы.
Быстрый рост и дифференцировка клеток
и тканей, органов и систем. Питание за
счет материнского организма

1. Эмбриональный

8 недель (развивающийся организм
называют зародышем или эмбрионом)

Гистотрофное питание за счет слизистой
матки, формирование плаценты

Отмечаются следующие критические
периоды:
7–12 день – период имплантации;

3–6 неделя – образование зачатков
органов;
с 8 недели начинает
функционировать сердце

2. Плацентарный

32 недели (развивающийся организм
называется плодом)

Питание через плаценту и из околоплодных
вод

Критические месяцы:
3-й, когда
заканчивается формирование плаценты,
формируется костно-мозговое
кроветворение, образуются зачатки
коры головного мозга;
6-й – все органы
в основном сформированы;
к концу
9-го плод занимает постоянное положение

II. Внеутробный (постна-тальный)

Период онтогенеза от рождения до
смерти

Развертывание во времени программы
развития и деградации

Дальнейший рост и развитие организма

1. Новорожденный

0–10 дней

Формирование легочного газообмена.
Вскармливание молозивом

Адаптация к новым условиям существования
сопровождается физиологической
потерей веса, которая восстанавливается
к концу периода, физиологической
желтухой, заживлением пупочной ранки.
Начинает функционировать дыхательная
система, изменяется характер питания.
Включаются механизмы терморегуляции.
Взаимосвязь с окружающей средой
осуществляется на основе безусловных
рефлексов. Образуются условные рефлексы
на время кормления и положение при
кормлении

2. Грудной

10 дней–1 год

Лактотрофное питание. Реализация и
закрепление сидения и стояния

Интенсивный рост. Формирование изгибов
позвоночника. Прорезывание первых
молочных зубов. Развивается деятельность
всех органов чувств в связи с
миелинизацией проводящих путей.
Формируются положительные эмоции.
Начинается развитие внимания, памяти,
мышления на основе условных рефлексов.
Большая ранимость организма и низкая
сопротивляемость к различным острым
заболеваниям

3. Раннее
детство

1–3 года

Освоение локомоторных актов (ходьба,
бег). Овладение речью

Интенсивно развиваются системы
организма, совершенствуются движения.
Формируется большое количество
условных рефлексов и динамических
стереотипов, но они недостаточно
устойчивы из-за большой активности
подкорковых отделов. Совершенствуется
высшая нервная деятельность,
увеличивается работоспособность,
быстро развивается речь. Сопротивляемость
организма к болезнетворным воздействиям
средыостается пониженной. Дети
чувствительны к нарушению режима дня
и питания

4. Первое
детство

4–7 лет

Интенсивное развитие и высокая
пластичность коры головного мозга

Замедление темпов роста, а в 6–7 лет –
усиление ростовых процессов. Повышение
координации движений. Начало смены
молочных зубов на постоянные. Высокая
пластичность анализаторных систем,
обеспечивающая возможность обучения,
эстетического воспитания. Особая
прочность динамических стереотипов.
Дальнейшее развитие речи и становление
абстрактного мышления. Основой всех
функций служит игра. Легко возникают
травмы вследствие большой любознательности
и отсутствия собственного опыта

5. Второе
детство

девочки 8–11 лет,
мальчики 8–12 лет

Адаптация организма к школьному
обучению. Развитие абстрактного
мышления

Заканчивается смена молочных зубов
на постоянные. Проявляются половые
особенности в развитии. Развитие
девочек более интенсивно, чем мальчиков.
У девочек формируется грудной тип
дыхания, у мальчиков – брюшной.
Повышение силы и уравновешенности
нервных процессов под тренирующим
воздействием учебной нагрузки. Высокий
уровень развития положительных и
отрицательных условных рефлексов.
Развитие внутренней речи и
абстрактно-логического мышления.
Эмоциональные, умственные и физические
перегрузки приводят к снижению
надежности организма, развитию неврозов
и других нарушений здоровья

6. Подростковый период

девочки 12–15 лет,
мальчики 13–16 лет

Половое созревание, развитие вторичных
половых признаков

В начале периода – интенсивный
рост. Выраженные эндокринные сдвиги
и изменения в деятельности нервной
системы, связанные с половым созреванием,
усиление деятельности половых желез,
вегетативные расстройства, повышение
возбудимости центральной нервной
системы, повышение активности
подкорковых структур, ослабление
тонуса коры головного мозга, ухудшение
образования условных рефлексов,
особенно торможения, преобладание
конкретного мышления по сравнению с
абстрактным; лаконичность, замедленность
речи, обеднение словарного запаса.
Несоответствие между предъявляемыми
требованиями и физиологическими
возможностями приводит к утомлению

7. Юношеский

девушки 16–20 лет,
юноши 17–21 лет

Завершение развития организма и всех
его систем

Замедление роста. Завершение полового
развития. Гармоничное развитие коры
и подкорковых отделов. Возрастание
роли абстрактного мышления

Источник