Общие вопросы психология развития ребенка

Общие вопросы психология развития ребенка thumbnail
13 советов, чтобы лучше понять психологию детей

Рейтинг
45

Понимание психологии нужно родителям для того, чтобы воспитать ребенка здоровым и успешным в жизни

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Зигмунд Фрейд утверждал, что детьми изначально движут инстинкты и эгоистичные побуждения. Постепенно они приспосабливаются к условиям окружающего мира, усваивая ценности и правила родителей. Родители играют важную роль в развитии самосознания ребенка.

Одно из самых важных заданий, которое стоит перед родителями, — понять психологию своего ребенка. Разумеется, для этого вам не обязательно получать психологическое образование. Однако вы должны знать некоторые простые вещи о ребенке: что ему нравится, а что – нет; что заставляет его плакать, а что – смеяться; что мотивирует его, а что причиняет страдания.

Рассмотрим несколько советов, которые помогут вам понять, как видит мир ребенок.

Что такое детская психология?

Детская психология – это один из самых популярных разделов психологии развития. Он посвящен изучению психических процессов, которые происходят с ребенком с рождения до подросткового возраста. Особое внимание в детской психологии уделено изменениям, которые происходят с детской психикой с младенчества.

Также детская психология изучает развитие двигательных, когнитивных, языковых навыков, эмоциональной, социальной сфер и т. д.

Почему важно понимать детскую психологию?

Каждый родитель интерпретирует способности и навыки своего ребенка (или их отсутствие) по-своему. Если вы не понимаете своего ребенка, вы можете неправильно оценивать его. В большинстве случаев это не приносит ребенку никакого вреда, но иногда последствия могут быть серьезными. Родители играют ключевую роль в развитии ребенка. И если вы недостаточно осведомлены о том, как устроена его психика, вы можете допускать ошибки в его воспитании.

Ученые доказали, что развитие детей зависит от времени, которое родители вкладывают в это. Поэтому важно не только проводить время с ребенком, но и получать новые знания в сфере детского развития. Это будет существенным вкладом в эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.

Как лучше понимать детскую психологию

Известный психолог Жан Пиаже утверждает: «Что касается морали или интеллекта, ребенок не рождается хорошим или плохим. Он сам хозяин своей судьбы».

Воспитание детей – это нечто большее, чем просто обеспечение их комфорта. Воспитывать ребенка – значит дарить ему эмоции и обеспечивать его безопасность. Рассмотрим несколько главных советов о том, как лучше понять психологию вашего ребенка.

1. Главный секрет – наблюдение

Один из самых простых и в то же время эффективных способов изучения психологии ребенка – наблюдение. Проявляйте интерес к тому, что ваши дети делают и говорят.

Наблюдайте за поведением и эмоциями ребенка, когда он ест, спит, играет и т. д.

Имейте в виду, что ваш ребенок уникален и имеет свои черты характера даже в детстве. Поэтому не стоит сравнивать своего ребенка с другими детьми, потому что это вызывает у него стресс и даже заставляет чувствовать себя неполноценным.

Чтобы понять психологию ребенка, задайте себе несколько вопросов:

  • Что ребенок любит делать больше всего?
  • Как он реагирует, когда ему приходится делать то, что ему не нравится (например, есть овощи, рано вставать или выполнять работу по дому)?
  • Насколько он общителен? Готов ли он делиться чем-то с другими детьми или пробовать что-то новое?
  • Сколько времени ему требуется, чтобы освоиться в новой обстановке? Легко ли он приспосабливается к изменниям?

Отвечая на эти вопросы, не оценивайте своего ребенка. Просто наблюдайте.

2. Проводите качественное время с ребенком

Сегодня родители буквально разрываются между домом и работой, называя это многозадачностью. При этом воспитание ребенка оказывается в ряду многих других дел.

Если вам тоже не хватает времени на воспитание ребенка, пора что-то менять. Если вы хотите понимать своего ребенка, прежде всего вы должны уделять ему время.

  • Времени, которое вы проводите с ребенком за завтраком и ужином, недостаточно. Посвящайте время тому, чтобы поговорить с ребенком и поиграть с ним.
  • Разговоры с ребенком позволяют вам узнать, что происходит в его жизни в школе и дома, какую музыку и фильмы он любит, что ему нравится, а что – нет.
  • Качественное время не обязательно означает разговор или совместные занятия. Иногда вы можете просто сидеть с ребенком и молчать. Просто наблюдайте за ребенком – и вы начнете понимать особенности его личности.

3. Детям нужно ваше полное внимание

Когда вы собираетесь провести время со своим ребенком, не планируйте на это время никаких других дел. Ваш ребенок заслуживает вашего полного внимания. Если вы будете разговаривать с ребенком и одновременно готовите еду, ведете машину или занимаетесь чем-то еще, скорее всего, вы упускаете самое важное из того, что он вам рассказывает.

Планируйте время, которое вы посвятите только вашему ребенку. Когда вы не отвлекаетесь ни на какие посторонние дела, ребенок чувствует себя в безопасности и готов открываться вам еще больше.

4. Обращайте внимание на окружение ребенка

Исследования доказали, что поведение ребенка во многом определяется окружением, в котором он воспитывается. Поэтому родителям стоит обратить внимание на то, с кем общается ребенок.

Исследования также доказали, что окружение ребенка влияет на развитие его мозга. Это, в свою очередь, влияет на развитие языковых и когнитивных навыков. При этом особенно важна домашняя обстановка.

Поведение ребенка во многом зависит от того, какие люди его окружают и как он взаимодействует с ними. Обратите внимание на обстановку, которая окружает ребенка дома и в школе. Например, если ребенок агрессивен или испытывает проблемы с социализацией, подумайте, кто или что на это повлияло.

5. Поймите, как функционирует мозг ребенка

Родители могут хорошо знать физиологические особенности своего ребенка, но они не знают, как работает его мозг. Мозг ребенка развивается с опытом, который он приобретает. Соответственно, он учится реагировать определенным образом в различных ситуациях.

Понимание того, как функционирует мозг ребенка, может помочь вам узнать многое о поведении ребенка, о том, как он принимает решения, о его социальных, логических и когнитивных способностях.

Отрицательный опыт может привести к негативным эмоциональным реакциям ребенка. Это может плохо сказаться на его развитии.

Читайте также:  Этапы формирования психомоторного развития ребенка

Понимание того, как работает мозг ребенка, поможет вам превратить негативный опыт в новые возможности для развития.

Известный американский психолог Дэниел Сигел, автор книги «Растущий мозг» утверждает: «Понимая функции мозга, родители могут помочь своим детям создать прочную основу для здоровой социальной жизни и эмоционального благополучия, научить их с легкостью справляться с трудными ситуациями».

6. Позвольте ребенку рассказывать истории

Разговаривать с ребенком важно, но не менее важно и слушать его, когда он говорит. Инициируйте разговор, а затем послушайте, что ребенок пытается вам сказать. Иногда детям бывает сложно выразить свои мысли, поэтому обращайте внимание не только на их слова, но и на невербальные сигналы:

  • тон голоса: способы, которыми ребенок выделяет слово или фразу;
  • выражения, которые показывают, что чувствует ребенок в данный момент. Когда он рассказывает о чем-то, постарайтесь понять, какие эмоции он при этом чувствует: нравится ли ему то, о чем он рассказывает, боится ли он или испытывает стресс;
  • язык тела: следите за зрительным контактом, за позой ребенка, положением его рук;

Вам следует не только слушать ребенка, но и давать ему понять, что вы его слышите и воспринимаете его слова всерьез. Отвечайте ребенку, чтобы он понимал, что вы его слышите. Если вам что-то непонятно, задавайте вопросы. Но не говорите слишком много и не задавайте много вопросов, потому что это может переутомить ребенка и заставить его замолчать.

7. Дети выражают свои эмоции по-разному

 Существуют разные способы, с помощью которых дети выражают свои мысли и эмоции. Кроме разговоров, они могут использовать для этого различные действия.

  • Если ваш ребенок любит рисовать, писать или играть, поощряйте эти занятия. Отдайте его в художественную школу – так вы поможете ему лучше выражать себя. Вы можете предлагать ребенку темы для рисунков, но при этом не нужно ограничивать его фантазию.
  • Предложите ребенку вести дневник, в котором он будет писать о своих занятиях и впечатлениях за день. Чем больше ребенок пишет или рисует, тем лучше он проявляет себя.
  • Уделите время, чтобы проанализировать рисунки ребенка, чтобы понять, как он видит окружающий мир. Не пытайтесь анализировать каждую деталь – иначе вы рискуете сделать неправильные выводы о ребенке или спроецировать на него свои эмоции.
  • Позвольте ребенку самому объяснить, что он нарисовал или написал, и что он чувствует по этому поводу.

8. Правильно задавайте вопросы

Если вы хотите, чтобы ребенок делился с вами своими мыслями, задавайте ему правильные вопросы. Начните разговор с открытых вопросов, которые мотивируют ребенка поделиться подробностями.

  • Вместо того, чтобы спросить: «Тебе нравится эта песня?», спросите: «Что ты думаешь об этой песне?» На первый вопрос ответ может быть «да» или «нет», тогда как открытый вопрос позволит ему рассказать больше.
  • Вместо того чтобы спросить, с кем ребенок играл во дворе, спросите, в какие игры они играли. Позвольте ребенку в деталях объяснить суть игры и не перебивайте его.
  • Никогда не уклоняйтесь от вопросов, которые задает ребенок. Если у вас нет ответа на вопрос, вернитесь к нему позже. Если вы игнорируете вопросы ребенка, считая их глупыми, в будущем он, вероятно, не захочет задавать вопросы.

9. Узнавайте больше о развитии ребенка

Вы должны понимать, что происходит с ребенком на разных этапах его развития, чтобы убедиться, что этот процесс проходит нормально. Читайте книги и интернет-сайты, посвященные данной тематике, разговаривайте со специалистами, которые могут вам рассказать о развитии детской психики. Когда вы не знаете, как развивается ребенок, вам может казаться, что с ребенком что-то не так. Не спешите строить пессимистичные догадки.

10. Наблюдайте за другими детьми

Иногда наблюдение за сверстниками вашего ребенка помогает вам лучше его понять. Вы видите, как дети ведут себя с окружающими, и можете определить сильные и слабые стороны его личности.

Это не означает, что вам нужно сравнивать вашего ребенка с каждым его другом или одноклассником. Родители часто определяют способности своего ребенка, сравнивая его со сверстниками. Но в долгосрочной перспективе это может оказать негативное влияние на ребенка. Сравнение – это не всегда плохо, но с ним не стоит переусердствовать.

11. Сопереживайте – поставьте себя на место ребенка

Иногда, чтобы стать ближе к ребенку, вы должны поставить себя на его место, думать и иногда даже вести себя как он. Эмпатия – это важное качество, которое родители должны развить, если хотят лучше понимать своего ребенка. Вы знаете, что чувствует ваш ребенок, когда он рассказывает вам об этом. Но вы можете не понимать его чувств, если вы не можете сопереживать ребенку. Рассмотрим несколько простых способов развить свою эмпатию.

  • Прислушивайтесь к чувствам ребенка. Попытайтесь понять, что он переживает.
  • Говорите с ребенком на его языке, чтобы он мог понять вас. Спросите себя: если бы вы были ребенком, смогли бы вы понять взрослый разговор, полный сложных слов и выражений?
  • Когда вы не можете понять поведение ребенка, спросите себя: как бы вы повели себя на его месте?

12. Развивайте эмоциональный интеллект ребенка

Долгое время к эмоциям ребенка не относились так же серьезно, как к эмоциям взрослого человека. Чувства и эмоции ребенка воспринимались как должное, поскольку считалось, что дети забывают их, когда вырастают.

Никогда не стоит недооценивать эмоции ребенка или его способность управлять ими.

Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность человека распознавать, выражать и контролировать свои эмоции. У каждого ребенка свой уникальный темперамент, который дается ему с рождения. Одни дети открыты и инициативны, другие – застенчивы и медлительны.

Вы должны понимать эмоциональный интеллект своего ребенка и сделать все возможное, чтобы помочь ему развить это качество.

13. Не делайте поспешных выводов

Не думайте, что вы точно знаете, чего хочет ваш ребенок и как он себя чувствует в любой момент. Если ребенок ни на что не жалуется, вы можете предположить, что он счастлив. Или вы можете считать себя хорошими родителями только потому, что ребенок хорошо ведет себя на публике и не капризничает.

Читайте также:  Причины возникновения нарушений развития ребенка

Когда вы делаете подобные предположения, вы перестаете понимать своего ребенка. Из-за этого вы можете совершать неправильные поступки по отношению к нему. Когда вы не уверены в том, что чувствует ребенок, просто спросите у него – и вы развеете все сомнения.

Расстройства психики у детей

Дети формируют определенные модели поведения под влиянием родителей, родственников и окружения. У большинства детей есть незначительные проблемы с поведением – они могут быть упрямыми, грубыми или невнимательными. Если эти проблемы со временем не проходят, они могут перерасти в расстройства поведения. Рассмотрим самые распространенные из них.

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). У детей с СДВГ проявляются три основных симптома: невнимательность, импульсивность и гиперактивность. Такие дети также могут быть беспокойными, агрессивными и излишне возбудимыми.

2. Депресси и биполярное расстройство. Дети с биполярным расстройством, как правило, страдают от резких перепадов настроения: длительные периоды гиперактивности, сопровождающиеся приступами гнева и вызывающим поведением, сменяются периодами депрессии, которая сопровождается фрустрацией и подавленным настроением.

3. Тревожное расстройство.  Дети, страдающие им, склонны беспокоиться обо всем. Даже самые мелкие проблемы могут вызвать у них бессонницу.

4. Синдром Аспергера. Это легкая форма аутизма. Симптомы данного расстройства включают в себя отсутствие социальных навыков, неприятие перемен и привычной обстановки, избегание зрительного контакта, отсутствие эмпатии и недостаточное развитие моторики.

5. Расстройство обучения. Это психологическое расстройство, которое усложняет процесс обучения для ребенка. Симптомы включают в себя плохую концентрацию внимания, плохую память, координацию, неспособность следовать инструкциям и неорганизованность.

6. Расстройство социального поведения. Дети с данным расстройством склонны запугивать сверстников, избегать социальной жизни, портить имущество окружающих, издеваться над животными, лгать или даже воровать вещи.

7. Расстройства пищевого поведения. Дети с такими расстройствами, как анорексия или булимия, как правило, имеют неправильные привычки питания. Часто данные расстройства возникают из-за навязчивых мыслей по поводу внешности и веса. Симптомы данного расстройства включают в себя бессонницу, отсутствие мотивации, снижение успеваемости, депрессию, забывчивость и т. д.

Если вы подозреваете одно из вышеперечисленных расстройств у своего ребенка, немедленно обратитесь к врачу.

Сегодня психологи придерживаются двух основных теорий: биологической (заключается в том, что развитие ребенка – это естественный процесс) и социальной (развитие ребенка происходит в результате воспитания и воздействия внешней среды). Специалисты изучают развитие детей в разных аспектах, в частности:

  • социальном (отношения с родителями, братьями и сестрами, друзьями, учителями и другими людьми, которые влияют на развитие ребенка);
  • культурном (традиции, общепринятые ценности и жизненные принципы, которые влияют на развитие ребенка);
  • социально-экономическом (как социальный статус ребенка, образ жизни и обеспеченность его семьи могут влиять на его развитие).

Не бойтесь трудностей

Понимание детской психологии может быть сложной задачей. Если у вас несколько детей, у каждого из них могут быть свои особенности психики.

Не стоит полагать, что психика всех детей устроена одинаково и что существует стиль воспитания, подходящий для всех. Изучение психологии вашего ребенка может быть долгим и утомительным процессом, но это очень важно для того, чтобы сформировать у него здоровую психику.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.09 из 5 на основе
11 оценок.

Развитие ребенка
11.11.2019

Источник

Детская психология, наряду с другими
науками (педагогикой, физиологией,
педиатрией и пр.), изучает ребенка, но
имеет свой особый предмет, в качестве
которого выступает развитие психики
на протяжении детства. Детство, по
периодизации, принятой в отечественной
психологии (Д.Б. Эльконии), охватывает
три большие эпохи: раннее детство —
возраст от рождения до 3 лет, детство —
от 3 до 10 лет и отрочество. Дошкольная
психология, являясь составной частью
детской психологии, изучает психическое
развитие ребенка на протяжении первых
7 лет жизни.

Специфика изучения ребенка в психологии
состоит в том, что исследуются не столько
психические процессы и качества сами
по себе, сколько законы их возникновения
и становления. Детская психология
показывает механизмы перехода от одной
возрастной стадии к другой, отличительные
признаки каждого периода и их
психологическое содержание.

Психическое развитие нельзя рассматривать
как уменьшение или увеличение каких-либо
показателей, как простое повторение
того, что было раньше. Психическое
развитие предполагает появление новых
качеств и функций и в то же время изменение
уже существующих форм психики. То есть
психическое развитие выступает как
процесс количественных и качественных
изменений, взаимосвязанно происходящих
в сфере деятельности, личности и познания.
Непрерывность развития психики
прерывается, когда в ней появляются
качественно новые приобретения и оно
делает резкий скачок.

Следовательно, развитие психики — не
простое повторение пройденного, а очень
сложный, часто зигзагообразный процесс,
протекающий по восходящей спирали, как
поступательный переход от одной ступени
к другой, качественно отличной и
своеобразной.

Психическое развитие предполагает не
только рост, но и преобразования, при
которых количественные усложнения
переходят в качественные. А новое
качество, в свою очередь, создает основу
для дальнейших количественных изменений.

§ 1. Основные закономерности психического развития

Развитие каждой психической функции,
каждой формы поведения подчиняется
своим особенностям, но психическое
развитие в целом имеет общие закономерности,
которые проявляются во всех сферах
психики и сохраняются на протяжении
всего онтогенеза. Говоря о закономерностях
психического развития, имеют в виду
описание и объяснение не случайных
фактов, а главных, существенных тенденций,
определяющих ход этого процесса.

Во-первых, для психического развития
характерны неравномерность и
гетерохронность. Каждая психическая
функция обладает особым темпом и ритмом
становления. Отдельные из них как бы
«идут» впереди остальных, подготавливая
другим почву. Затем те функции, которые
«отставали», приобретают приоритет в
развитии и создают основу для дальнейшего
усложнения психической деятельности.
Например, в первые месяцы младенчества
наиболее интенсивно развиваются органы
чувств, а позднее на их основе формируются
предметные действия. В раннем детстве
действия с предметами превращаются в
особый вид деятельности —
предметно-манипулятивную, в ходе которой
развиваются активная речь,
наглядно-действенное мышление и гордость
за собственные достижения.

Периоды, наиболее благоприятные для
становления той или иной стороны психики,
когда обостряется ее чувствительность
к определенного рода воздействиям,
называются сензитивными. Функции
развиваются наиболее успешно и интенсивно.
Таковым для овладения родным языком
является возраст с 2 до 5 лет, когда малыш
активно расширяет свой словарный запас,
усваивает законы грамматики родного
языка, переходя в итоге к связной речи.

Читайте также:  Право ребенка на выживание и здоровое развитие

Во-вторых, психическое развитие протекает
стадиально, имея сложную организацию
во времени. Каждая возрастная стадия
обладает своим темпом и ритмом, не
совпадающим с темпом и ритмом времени
и изменяющимся в разные годы жизни. Так,
год жизни в младенчестве по своему
объективному значению и происходящим
преобразованиям не равен году жизни в
отрочестве. Наиболее быстро психическое
развитие происходит в раннем детстве
— с рождения до 3 лет.

Стадии психического развития определенным
образом следуют одна за другой, подчиняясь
своей внутренней логике. Их последовательность
нельзя перестроить или изменить по
желанию взрослого. Любая возрастная
стадия вносит свой неповторимый вклад,
а поэтому имеет свое непреходящее
значение для психического развития
ребенка, имеет собственную ценность.
Поэтому важно не ускорять, а обогащать
психическое развитие, расширять, как
подчеркивал А.В.Запорожец, возможности
ребенка в присущих данному возрасту
видах жизнедеятельности. Ведь только
реализация всех возможностей данного
возраста обеспечивает переход к новой
стадии развития.

Ребенок определенного возраста занимает
особое место в системе общественных
отношений. И переход от одного этапа
развития к другому есть прежде всего
переход к новой, качественно более
высокой и глубокой связи ребенка и
общества, частью которого он является
и без связи с которым не может жить
(А.В.Запорожец).

Характеристиками стадий психического
развития выступают социальная ситуация
развития, основные новообразования и
ведущая деятельность.

Под социальной ситуацией развития
понимается соотношение внешних и
внутренних условий развития психики
(Л.С.Выготский). Она определяет отношение
ребенка к другим людям, предметам, вещам,
созданным человечеством, и к самому
себе.

В качестве возрастных новообразований
выступают новый тип строения личности
и ее деятельности, психические изменения,
возникающие в данном возрасте и
определяющие преобразования в сознании
ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь.
Это те позитивные приобретения, которые
позволяют перейти к новой стадии
развития.

Каждому возрасту присуща ведущая
деятельность, которая обеспечивает
кардинальные линии психического развития
именно в этот период (А.Н.Леонтьев). В
ней наиболее полно представлены типичные
для данного возраста отношения ребенка
со взрослым, а через это и его отношение
к действительности. Ведущая деятельность
связывает детей с элементами окружающей
действительности, которые в данный
период являются источниками психического
развития. В этой деятельности формируются
основные личностные новообразования,
происходит перестройка психических
процессов и возникновение новых видов
деятельности. Так, например, в предметной
деятельности в раннем возрасте формируются
«гордость за собственные достижения»,
активная речь, складываются предпосылки
для возникновения игровой и продуктивных
видов деятельности, возникают элементы
наглядных форм мышления и знаково-символической
функции.

Подлинным содержанием психического
развития является борьба внутренних
противоречий, борьба между отживающими
формами психики и новыми нарождающимися
(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн
и др.). Внутренние противоречия выступают
движущими силами психического развития.
Они отличаются в каждом возрасте и в то
же время протекают в рамках одного,
главного противоречия, между потребностью
ребенка быть взрослым, жить вместе с
ним общей жизнью, занимать определенное
место в жизни общества, проявлять
самостоятельность и отсутствием реальных
возможностей для ее удовлетворения. На
уровне сознания ребенка оно выступает
как несоответствие между «хочу» и
«могу». Данное противоречие ведет к
усвоению новых знаний, формированию
умений и навыков, к освоению новых
способов деятельности, что позволяет
расшириться границам самостоятельности
и возрасти уровню возможностей. В свою
очередь расширение границ возможностей
приводит ребенка к «открытию» все новых
и новых областей жизни взрослых, которые
пока ему недоступны, но куда он стремится
«войти».

Таким образом, разрешение одних
противоречий приводит к появлению
других. В результате ребенок устанавливает
все более разнообразные и широкие связи
с миром, преобразуются формы действенного
и познавательного отражения им
действительности. Основной закон
психического развития Л.С.Выготский
формулировал следующим образом: «Силы,
движущие развитие ребенка в том или
ином возрасте, с неизбежностью приводят
к отрицанию и разрушению самой основы
развития всего возраста, с внутренней
необходимостью определяя аннулирование
социальной ситуации развития, окончание
данной эпохи развития и переход к
следующей, или высшей, возрастной
ступени».

В-третьих, в ходе психического развития
происходит дифференциация и интеграция
процессов, свойств и качеств. Дифференциация
состоит в том, что они отделяются друг
от друга, превращаясь в самостоятельные
формы или деятельности. Так, память
выделяется из восприятия и становится
самостоятельной мнемической деятельностью.

Интеграция обеспечивает установление
взаимосвязей между отдельными сторонами
психики. Так, познавательные процессы,
пройдя период дифференциации, устанавливают
взаимосвязи друг с другом на более
высоком, качественно новом уровне. В
частности, взаимосвязи памяти с речью
и мышлением обеспечивают ее
интеллектуализацию. Следовательно, эти
две противоположные тенденции
взаимосвязаны и не существуют друг без
друга.

С дифференциацией и интеграцией связана
кумуляция, предполагающая накопление
отдельных показателей, подготавливающих
качественные изменения в разных областях
психики ребенка.

В-четвертых, на протяжении психического
развития происходит смена детерминант
— причин, которые его определяют. С одной
стороны, меняется взаимосвязь биологических
и социальных детерминант. С другой,
становится иным и соотношение разных
социальных детерминант. На каждом
возрастном этапе подготавливаются
условия для освоения ребенком определенных
видов деятельности, складываются особые
взаимоотношения со взрослыми и
сверстниками. В частности, по мере
взросления контакты с товарищами все
больше начинают влиять на психическое
развитие дошкольника.

В-пятых, психика отличается пластичностью,
что дает возможность для ее изменения
под влиянием каких-либо условий, усвоения
различного опыта. Так, родившийся ребенок
может овладеть любым языком, независимо
от своей национальности, а в соответствии
с той речевой средой, в которой он будет
воспитываться. Одно из проявлений
пластичности состоит в компенсации
психических или физических функций, в
случае их отсутствия или недоразвития,
например при недостатках зрения, слуха,
двигательных функций. Другое проявление
пластичности — подражание. В последнее
время оно рассматривается как своеобразная
форма ориентировки ребенка в мире
специфически человеческих видов
деятельности, способов общения и личных
качеств путем уподобления, моделирования
их в собственной деятельности (Л.Ф.Обухова,
И.В.Шаповаленко).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник