Общие и специфические закономерности психического развития ребенка с овз

Общие и специфические закономерности психического развития ребенка с овз thumbnail

Современные классификации нарушений в развитии детей в специальной психологии.

Классификации нарушений развития отличаются в зависимости от критерия, взятого в качестве основания для группировок. Например по критерию времени возникновения:

— Врожденные (в эту группу входят так же лица с наследственной патологией, т.к. не все врожденное может быть наследственным, но все наследственное чаще всего врожденное)

— Приобретенные

По обратимости возникающих отклонений:

— необратимые — частично обратимые — практически обратимые (делятся на подгруппы в зависимости от скорости обратимости)

Этиологический критерий (причина, вызвавшая отклонение)

— церебрально-органического — психогенного — соматогенного происхождения

Клинический подход

— ретардация – запаздывание или приостановка психического развития любого происхождения; недоразвитие. Есть два вида ретардации общая (тотальная) и частичная (парциальная) – незрелость отдельных функций, сторон психики, школьных навыков, свойств личности.

— асинхрония – сочетание выраженного опережения одной функции, со значительным отставанием темпа формирования других, что приводит к дисгармонии структуры психики, ее искажению и диспропорциональности.

Классификация

— монофакторные – в основе патология какого-то одного органа или системы

— мультифакторные – комбинация двух и более патологий

Т.А.Власова и М.С.Певзнер

— дети с отклонениями в развитии, вызванными органическими нарушениями ЦНС

— дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью ЦНС

— дети с отклонениями в развитии, связанными с депривационными ситуациями

Ряд классификаций отражает существующую систему специального образования — группы, соответствующие типам коррекционных школьных и дошкольных образовательных учреждений. В эмпирических классификациях признак возраста представлен в усеченной форме: школьный и дошкольный.

Классификация Лебединского (наиболее распространена)

— Психическое недоразвитие – типичная модель – умственная отсталость

— задержанное развитие – разнообразные варианты инфантилизма, нарушение школьных навыков, недостаточность высших корковых функций. Характеризуется парциальной ретардацией и разными степенями обратимости.

— Поврежденное развитие – длительный период нормального развития, впоследствии нарушенный заболеваниями, прежде всего ЦНС и травмами

— Дефицитарное развитие – варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

— Искаженное развитие – сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития

— Дисгармоничное развитие – нарушения в формировании личности. Типичный вариант – различные формы психопатий.

Плюсы данной классификации – компактна, представленные группы полиморфны, удобна в использовании

Минусы – формы дизонтогенеза, как правило, в чистом виде не встречаются, а представляют собой один из симптомов нарушенного развития, сочетания которых образует определенную форму.

Общие и специфические закономерности психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Долгое время специальная психология развивалась как психология отдельного индивида, имеющего те или иные отклонения в развитии. В.М. Бехтерев – создатель комплексного подхода – один из первых начал рассматривать отклонении в психическом развитии в социально-психологическом контексте. Л.С Выготский рассматривал проблему аномального развития исключительно как социальную. Равно как и возможности преодоления м компенсации нарушенных функций видел на путях преобразования отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Чрезвычайно важная проблема для современной специальной психологии – соотношение общих и специфических закономерностей психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее общим и принципиальным в решении этой проблемы является идея единства законов, характерных для процесса развития в норме и патологии. Особенности, характерные для этого процесса в сравнении с параметрами в норме, обозначаются как специфические. Они делятся на модально-специфические (характеристики, свойственные определенной группе детей с ограниченными возможностями, например особенности психического развития детей с умственной отсталостью, слепых, глухих детей) и модально-неспецифические (связаны с теми качествами, которые наблюдаются у всех категорий этих детей, то есть общее между ними, но отличающее их от нормально развивающихся детей).

Общие закономерности развития детей в норме и патологии общих закономерностях развития нормальных и аномальных детей: — развитие нормальных и аномальных детей проходит одинаково — вместе с тем в развитии нормальных и аномальных детей имеются существенные различия

— разница заключается в сроках и способе развития: нормальные дети в сравнительно короткий срок проходят все стадии филогенетического развития

— развитие аномальных детей идет медленнее, и при тяжелых формах нарушений они проходят не все стадии, а только низшие, не доходя до высших

— в зависимости от стадии, на которой остановилось развитие, можно различить несколько степеней патологического недоразвития (например, при умственной отсталости – идиотизм, имбецильность, дебильность).

Идея общности законов в норме и патологии была ключевой в работах Выготского. Он сформулировал ряд положений, отражающих закономерности психического развития аномального ребенка. К их числу относятся:

— утверждение о системности строения психики человека, в силу чего нарушение одного из звеньев существенно изменяет функционирование всей системы

— выделение зон актуального и ближайшего развития ребенка

— утверждение идентичности основных факторов, обуславливающих развитие нормальных и аномальных детей

— выделение в развитии аномального ребенка первичных и вторичных отклонений, и, соответственно, определение важнейших направлений коррекционной учебно-воспитательной работы с каждым учеником

Модально-неспецифические особенности – своеобразное проявление общих законов развития, точнее закономерная реакция процесса развития на факт неблагоприятных условий, в рамках которых разворачивается этот процесс.

Процесс развития – перманентные позитивные изменения, связанные с появлением качественных новообразований. В ходе психогенеза происходит перестройка отношений между отдельными компонентами психики

— Универсальной характеристикой является неравномерность. Периоды активного развития тех или иных функций называется сенситивность

— Процесс развития непрерывен и необратим. (Особенно важно в отношении понимания умственной отсталости, так как долгое время она трактовалась как остановка в развитии)

— Развития психики подчинено закону целостности. Если неживые системы формируются от части к целому, то живые от целого к целому

— Внутренним механизмом развития выступает единство процессов дифференциации (выделение в формирующейся системе новых компонентов) и интеграции (сочленение этих компонентов с другими)

— Принцип единства эволюционирования и функционирования. (Живые системы развиваются в процессе функционирования и функционируют в процессе развития).

— Психическое развитие осуществляется в процессе разнообразных форм предметной деятельности. На каждом этапе выделяется ведущий вид деятельности.

Психическое развитие невозможно вне общения. Т.К. в процессе общения ребенок осваивает и присваивает культурно-исторический опыт, что составляет сущность формирования человеческого сознания, когда на базе элементарных психических способностей образуются высшие психические функции.

Еще одна важная функция общения – социальная ситуация развития. Она подразумевает требования и ожидания по отношению к ребенку. Не является пассивным фоном, а активным динамическим образованием, одним из элементов в структуре генеза психики.

Специфические закономерности не встречаются в норме, но их можно рассматривать как реакцию процесса развития на неблагоприятные условия его протекания.

— Замедление темпа возрастного развития, изменение сроков перехода от одной фазы к другой – наиболее общая черта всех форм дизонтогенеза – имеет устойчивый или переменный характер. — Замедление скорости приема и переработки информации при сохранных сенсорных системах. Возможно, это является снижением уровня интегративости в функционировании мозга.

— общее снижение психической активности, прежде всего познавательной активности (=> сужение запаса знаний и представлений о себе и окружающем мире), ограниченность в пространственных перемещениях (напр. У детей с Дцп)

— Диспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития – спонтанное развитие страдает больше, часто связано со снижением познавательной активности или затрудняется патологией. Оказывает тормозящее влияние на направленное развитие. Коррекционная работа опирается на направленное развитие.

— недоразвитие всех или некоторых форм предметной деятельности – нарушения в пределах одного вида деятельности могут носить тотальный характер, распространяясь на все ее структурные компоненты

— недоразвиие моторики – может приводить к замедлению темпов формирования двигательных навыков. Недостатки часто проявляются в многообразных частых стереотипных движениях.

— Более высокая психофизиологическая «цена» достижения результата – гораздо большая затрата усилий для достижения к-л результата, чем для нормально развивающего ребенка для достижения такого же результата

— иной характер протекания возрастных кризисов – позже, более длительны, приобретают нетипичные черты, часто переживаются наиболее остро и драматично, особенно подростковые.

— нарушение речевой деятельности

— недостатки словесного опосредования поведении и психической деятельности

— затруднения в сфере общения – обедняет соц опыт, затрудняет формирование высш психич функц

— несогласованность в образной и вербальной сферах психики –

— деформация социальной ситуации развития, системы отношений ребенка с ближайшим окружением

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

Инфоурок

Коррекционное обучение
›Презентации›Презентация по психологии на тему: «Общие закономерности развития детей с ОВЗ»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ Подготовила: студентка

Описание слайда:

Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ Подготовила: студентка 4 курса филологического факультета группы РЯЛ_14 Филимонова Ольга.

2 слайд

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо,

Описание слайда:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

3 слайд

Основная классификация делит нездоровых ребят на следующие группы: - с расст

Описание слайда:

Основная классификация делит нездоровых ребят на следующие группы: — с расстройством поведения и общения; — с нарушениями слуха; — с нарушениями зрения; — с речевыми дисфункциями; — с изменениями опорно-двигательного аппарата; — с отсталостью умственного развития; — с задержкой психического развития; — комплексные нарушения.

4 слайд

Современные классификации нарушений в развитии детей в специальной психологии

Описание слайда:

Современные классификации нарушений в развитии детей в специальной психологии. Классификации нарушений развития отличаются в зависимости от критерия, взятого в качестве основания для группировок. Например по критерию времени возникновения: — Врожденные (в эту группу входят так же лица с наследственной патологией, т.к. не все врожденное может быть наследственным, но все наследственное чаще всего врожденное) — Приобретенные

5 слайд

По обратимости возникающих отклонений: необратимые частично обратимые практи

Описание слайда:

По обратимости возникающих отклонений: необратимые частично обратимые практически обратимые Этиологический критерий (причина, вызвавшая отклонение): церебрально-органического происхождения психогенного происхождения соматогенного происхождения Классификация по количеству факторов: — монофакторные – в основе патология какого-то одного органа или системы — мультифакторные – комбинация двух и более патологий

6 слайд

Классификация Лебединского (наиболее распространена): - Психическое недоразв

Описание слайда:

Классификация Лебединского (наиболее распространена): — Психическое недоразвитие – типичная модель – умственная отсталость — Задержанное развитие – разнообразные варианты инфантилизма, нарушение школьных навыков, недостаточность высших корковых функций. Характеризуется парциальной ретардацией и разными степенями обратимости — Поврежденное развитие – длительный период нормального развития, впоследствии нарушенный заболеваниями, прежде всего ЦНС и травмами — Дефицитарное развитие – варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата — Искаженное развитие – сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития — Дисгармоничное развитие – нарушения в формировании личности. Типичный вариант – различные формы психопатий.

7 слайд

Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ: Неравномерность разв

Описание слайда:

Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ: Неравномерность развития — различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада. Пример: резкие перепады в развитии познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте. Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Неустойчивость развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития.

8 слайд

Сенситивность развития. Сенситивный период развития — это период повышенной

Описание слайда:

Сенситивность развития. Сенситивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Процесс развития непрерывен и необратим. Кумулятивность психического развития. Означает, накопление количества изменений, которое к итоге приводит к возникновению нового качества. Пример — последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя. Дивергентность—конвергентность хода развития. Дивергенция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свертывание, усиление избирательности. Внутренними механизмами развития выступает единство процессов дифференциации и интеграции, выделения в структуре формирующейся системы новых компонентов (дифференциация) и сочленение этих компонентов с другими (интеграция).

9 слайд

Наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития, сопровождающими лю

Описание слайда:

Наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития, сопровождающими любой тип нарушения, выделяют закономерности, специфические для определенной категории детей с ОВЗ.

10 слайд

Накладывание вторичного  дефекта на первичный Пример: интеллектуальная недос

Описание слайда:

Накладывание вторичного  дефекта на первичный Пример: интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта  определенного заболевания, порождает вторичные нарушения — отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка.

11 слайд

Замедление темпа возрастного развития проявляется в изменении сроков переход

Описание слайда:

Замедление темпа возрастного развития проявляется в изменении сроков перехода от одной фазы к другой; общем снижении психической активности. Замедление темпа имеет устойчивый или переменный характер. Может затрагивать развитие психики в целом и ее отдельных сторон. Замедление скорости приема и переработки поступающей информации носит компенсаторный характер. Прежде всего страдает познавательная активность, что становится причиной сужения запаса знаний и представлений об окружающем мире и о себе. Выраженность отставания не зависит напрямую от степени тяжести основного нарушения. Эта связь опосредована силой компенсаторных возможностей, временем и качеством оказанной ребенку психолого-педагогической помощи

12 слайд

Диспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития   С

Описание слайда:

Диспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития   Спонтанное развитие страдает в большей мере, чем направленное. При том, что на ранних этапах онтогенеза спонтанное развитие должно отчетливо доминировать в сравнении с направленным. Во многом это связано с упомянутым выше снижением уровня познавательной активности и проявляется в затруднениях самонаучения путем подражания.    Процесс подражания может серьезно осложняться за счет основного нарушения — патологии зрения, слуха, эмоциональных расстройств и многое другое.

13 слайд

Недоразвитие моторики   Недоразвитию подвержена как крупная, так и на мелкая

Описание слайда:

Недоразвитие моторики   Недоразвитию подвержена как крупная, так и на мелкая моторика.    В свою очередь это приводит к замедлению темпов формирования разнообразных двигательных навыков, автоматизация которых требует много времени и усилий.    В условиях отклоняющегося развития ребенок может достичь того же или почти того же уровня результативности, что и нормально развивающийся, но усилия, которые он при этом затрачивает, значительно выше, чем в норме.

14 слайд

Нарушается речевая деятельность, страдают разные стороны речи. Недостатки сл

Описание слайда:

Нарушается речевая деятельность, страдают разные стороны речи. Недостатки словесного опосредования поведения и психической деятельности в целом. Отставание в развитии высших психических функций, свойственное детям с ограниченными возможностями, связано с недостатками в их произвольной регуляции. Не случайно поэтому для многих особых детей характерно полезависимое поведение.

15 слайд

Нарушение системы социальных отношений проявляется в затруднении в сфере общ

Описание слайда:

Нарушение системы социальных отношений проявляется в затруднении в сфере общения, что, с одной стороны, является причиной обеднения социального опыта, а с другой — оказывает влияние на темпы формирования высших психических функций. Нарушается социальное поведение ребенка: характер установления контакта (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно); характер и протекание адаптации ребенка (быстро или медленно); уровень социальной активности (адекватная—неадекватная ситуации).

16 слайд

Психологические особенности развития детей с ОВЗ Восприятие	низкий уровень ра

Описание слайда:

Психологические особенности развития детей с ОВЗ Восприятие низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире. Мышление наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

17 слайд

Речь	имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы

Описание слайда:

Речь имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы. Эмоционально-волевая сфера Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Особенности личности Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны

18 слайд

Принципы обучения Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует бо

Описание слайда:

Принципы обучения Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются: 1. Психологическая безопасность. 2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям. 3. Единство совместной деятельности. 4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.

19 слайд

Источники: https://fb.ru/article/174784/ovz-rasshifrovka-deti-s-ovz-razvitie-d

Описание слайда:

Источники: https://fb.ru/article/174784/ovz-rasshifrovka-deti-s-ovz-razvitie-detey-s-ovz https://www.psiholog-pyatashova.ru/index.php/dlya-vas-pedagogi/konsultatsii/128-kharakteristika-osobykh-obrazovatelnykh-potrebnostej-detej-s-ovz https://kopilkaurokov.ru/psihologu/planirovanie/obshchiie-zakonomiernosti-psikhichieskogho-razvitiia-dietiei-s-ovz https://allrefrs.ru/5-31583.html

20 слайд

Общие и специфические закономерности психического развития ребенка с овз

Выберите книгу со скидкой:

Общие и специфические закономерности психического развития ребенка с овз

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-304940

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник