Общения со сверстниками психическом развитие ребенка

Светлана Морозова
Значение общения в психическом развитии ребенка

Значение общения в психическом развитии детей дошкольного возраста

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение, благодаря широким возможностям к научению, ребенок приобретает все свои высшие познавательные способности и качества и превращается в полноценную личность.

Личность людей складывается и функционирует только в их отношениях с окружающими людьми. Согласно Л. С. Выготскому все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т. е. такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно посредством присвоения они становятся внутренними.

Разработка взглядов Л. С. Выготского привела к созданию отечественными психологами (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) концепции детского развития, в рамках которой развитие ребенка понимается как процесс присвоения общественно-исторического опыта в процессе взаимодействия с его носителями — взрослыми.

Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими. Потребность общения ребенка со взрослыми, возникает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях. Общаясь со взрослыми, ребенок оказывается в пределах «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности. Именно в ходе общения ребенок совершает первые вылазки в новые области; благодаря общению подготавливается смена предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития: 1) взрослый задает ребенку образцы для подражания; 2) передает информацию; 3) развивает речь и все познавательные процессы; 4) формирует личностные качества, самооценку, эмоции; 5) способствует усвоению различных видов деятельности;

6) формирует отношение к другим людям. Три группы фактов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка:

• изучение «детей-маугли»;

• исследование природы и причин «госпитализма»;

• прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.

Результаты психологического исследования «детей-маугли», выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое, и необратимое недоразвитие. Сегодня никто не сомневается, что приспособление к жизни среди животных вызывает у маленького ребенка, попавшего в их среду, отклонение от пути, по которому обычно идут человеческие дети. Без поддержки взрослых он не использует свою природную способность стать «человеком разумным», а затем, по-видимому, и вовсе ее теряет. Это передвигающиеся на четвереньках существа, полностью зависящие от вскормивших их животных. Явление «госпитализма» обнаружилось при первых попытках наладить внесемейное воспитание оставшихся без родителей маленьких детей. В конце прошлого и начале нынешнего века появились частные и государственные приюты, которые вскоре превратились в «фабрики ангелов» — так велика была смертность, особенно в первые месяцы и годы жизни детей. Дети, которые оставались жить, резко отставали в общем физическом, и особенно в психическом развитии: к 3 годам они не владели простейшими навыками самообслуживания, не соблюдали опрятность, почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли поразительную пассивность или, напротив, суетливость и агрессивность. Описанный комплекс и получил название «госпитализма». Полная изоляция детей от взрослых, не позволяет им стать людьми и оставляет на положении «полуживотных». Недостаточность контактов со взрослыми («дефицит общения») тоже драматическим образом влияет на психическое развитие ребенка, снижая его сопротивляемость болезням, темп психического развития и его уровень, достигнутый в младенческом и раннем возрасте. Не менее значимыми, чем взаимоотношения со взрослым, для ребенка дошкольного возраста становятся взаимоотношения со сверстниками. Характерными чертами общениядошкольников со сверстниками являются: разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон; большое разнообразие коммуникативных задач; яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность контактов; а также преобладание инициативных действий над ответными. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер.К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А. В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание малыша — один из путей овладения общественным опытом. На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения.Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка. Усложнение видов деятельности и общения, расширение круга общения приводят к формированию самосознания. Ребенок осознает себя, прежде всего, на уровне субъекта действия. У него складывается устойчивое положительное отношение к себе, определяемое потребностью в признании со стороны окружающих. Ребенок осознает себя как носителя индивидных характеристик — физического облика и пола, как человека, изменяющегося во времени, имеющего свое прошлое, настоящее и будущее. Самооценка дошкольника появляется в особых ситуациях, требующих от ребенка оценить себя, но по содержанию она ситуативна и отражает оценку, даваемую ребенку взрослым. К концу дошкольного возраста формируется конкретная самооценка, ребенок может внеситуативно и обоснованно оценить себя. Согласно B.C. Мухиной, психическое развитие детей в общении с другими людьми будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным. Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах, в желании того, чтобы окружающие были ему благодарны и признавали его хорошие поступки.На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. По данным Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной, на положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам. Социальная ситуация развития, специфическая для дошкольного возраста, определяет весь образ жизни ребенка и особенности его психического развития. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с сюжетно-ролевой игрой как ведущей деятельностью дошкольника, в которой складываются главные психические новообразования этого возраста, формируется опыт межличностных отношений. Навыки общения и совместной деятельности заключаются в развитии навыков социальной перцепции, согласование детьми своих мыслей и действий, разработки общего плана, прежде всего, в игре; способности выражать сочувствие, оказывать взаимную поддержку, делать взаимооценки, распределять игрушки, отстаивать свою точку зрения, поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Если ребенок не готов или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не считается с условиями игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных отношений. Именно в игровых ситуациях ребенок учится быть человеком. Для каждого ребенка старшего дошкольного возраста значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих. Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, — симпатию, сочувствие, уважение. Игровые отношения – суровые отношения по правилам, только опрятный, смышленый и хороший ребенок не будет раздражать других детей, будет нравиться, и будет ими принят. Слабый ребенок с физическими недостатками также вызывает у детей неприязнь. Тихий и плаксивый может вызвать желание не принимать его в игру. Развитие личности будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным.

Таким образом, общение с взрослым выступает решающим, но недостаточным фактором полноценного, гармоничного развития личности дошкольника. Общение со сверстниками является необходимым условием формирования готовности к обучению в школе. Вклад общения и совместной деятельности со сверстником в развитие дошкольника наиболее заметен в этической, познавательной сферах личности, в развитии самосознания, творческих способностей, способности к сотрудничеству.

Используемая литература:

1. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни || Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Давыдова В. В.) М. 1978

2. Лисина М. И., Формирование личности ребенка в общении. — электронная книга

3. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.

Источник

Общение детей со сверстниками в раннем возрасте, несмо­тря на то, что находится на этапе становления, вносит свой вклад в психическое развитие.

Польский психолог А. Кемпински отразил специфику общения детей со сверстниками следующим образом. Он писал, что плоскости взаимодействия ребенка со взрос­лым и сверстником находятся на разных уровнях. Плос­кость отношений со взрослым — наклонная: внизу нахо­дится ребенок, наверху — авторитетный, во многом недо­сягаемый взрослый, с которым малыш не может сравнить­ся. Со сверстником он общается в горизонтальной плоско­сти. Перед ним — равное существо, в котором ребенок без слов находит интуитивное понимание своих состояний, готовность разделить ценное и для него стремление к само­выражению. В общении со сверстниками малыши получа­ют огромное удовольствие от возможности выразить себя во всей полноте своей непосредственности. В этом заклю­чается особая ценность для ребенка общения с ровесника­ми. Таким образом А. Кемпински подчеркивал важную психотерапевтическую роль совместных игр детей со свер­стниками.

Общение с другими детьми играет важную роль в социаль­ном развитии ребенка. В ходе эмоционально-практических игр дети начинают лучше чувствовать и понимать друг дру­га. Опыт общения со сверстниками учит их жить в коллекти­ве, ладить с другими людьми. Благодаря этому опыту они приобретают умение отстаивать свои права, согласовывать свои действия с действиями других.

Общение маленьких детей является одним из источников развития у них познавательной активности. Контакты со сверстниками дают им дополнительные впечатления, стиму­лируют яркие переживания, являются полем для проявления инициативы, дают возможность обнаружить и продемонстри­ровать свои умения, все эти качества важны для развития самосознания детей. Наблюдая за действиями сверстника, подражая ему, сравнивая себя с ним, действуя вместе, ребе­нок как будто «смотрится» в невидимое зеркало, в котором отражаются его собственные умения и качества. Поэтому об-

щение с равными партнерами является одним из важных средств формирования адекватного представления ребенка о себе.

Итоги

Общение ребенка со сверстниками складывается в раннем возрасте и проходит в своем развитии несколько этапов. На втором году жизни дети проявляют только интерес и вни­мание друг к другу, окрашенные положительными эмоция­ми, контакты между ними эпизодичны и кратковременны. Эти контакты побуждаются потребностью ребенка во впечат­лениях и в активном функционировании. На данном этапе дети преимущественно обращаются друг с другом как с инте­ресным предметом, игрушкой, выделяя в партнере его объ­ектные качества.

В конце второго года жизни у детей появляется стремле­ние привлечь к себе внимание сверстника и продемонстриро­вать ему свои умения.

На третьем году появляется чувствительность детей к от­ношению сверстника. К концу третьего года потребность в общении со сверстниками полностью формируется. Контакты детей приобретают характер субъектно-ориенти-рованного взаимодействия.

Общение детей друг с другом в раннем возрасте осу­ществляется в форме эмоционально-практического взаимо­действия, построенного на взаимном подражании. Его отли­чительными чертами является отсутствие предметного содержания, непосредственность и раскованность.

Важная роль в формировании общения детей со сверстни­ками принадлежит взрослому. Организуя субъектное взаи­модействие детей в процессе совместной предметной деятель­ности, он обогащает опыт стихийно складывающегося эмо­ционально-практического общения малышей друг с другом новым содержанием.

Основное значение общения со сверстниками состоит в том, что оно открывает возможности для самовыражения ре­бенка, способствует его социальному развитию и развитию самосознания.

112 II. Особенности развития ребенка раннего возраста

8. Развитие личности 113

Дата добавления: 2015-06-28; просмотров: 4161; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10933 — | 8180 — или читать все…

Читайте также:

Источник

В
первые дни после рождения младенец не
общается с окружающими людьми. Но
жизненно важные нужды ребенка в сочетании
с активными воздействиями на него
близких людей приводят к тому, что к
двум месяцам у него уже складывается
самая ранняя генетическая форма особого
взаимодействия со взрослыми, которую
принято называть эмоциональным общением
(Дж. Боулби, А. Баллон, А. В. Запорожец, Д.
Б. Эльконин). Она составляет первую сферу
контактов ребенка с окружающими людьми,
значение которой в его жизни трудно
переоценить. В советской детской
психологии общение со взрослыми
рассматривается как тот контекст, в
котором дети усваивают опыт предшествующих
поколений, чтобы затем обогатить его
собственными достижениями (Л. С. Выготский,
А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

Очень
скоро выясняется, однако, что ребенку
недостаточно контактировать только со
старшими: у него появляется и затем все
более усиливается потребность в общении
с другими детьми. Взаимодействие с ними
составляет вторую сферу контактов
ребенка с окружающими людьми. Она также
очень важна для детей, и они сами остро
это ощущают (один дошкольник сказал
матери, предлагавшей малышу свою
компанию: «Ты большая, а мне надо
ребенков»). Однако значение общения со
сверстниками для общего психического
развития детей изучено намного меньше,
чем общение со взрослыми: об этом пишут
Я. Л. Коломинский, У. Хартап и другие
специалисты по детской психологии.

Важность
и недостаточная изученность общения
детей со сверстниками побудила нас
обратиться к исследованию становления
и развития этой сферы социальных
контактов ребенка. Мы сосредоточили
внимание на событиях, происходящих в
первые семь лет жизни ребенка, и исходили
при этом из следующих положений.

1. Общение
детей с ровесниками имеет ту же природу,
что и общение их со взрослыми. Поэтому
можно использовать для его анализа
результаты исследования генезиса
общения детей со старшими, начатого
нами 20 лет назад по инициативе А. В.
Запорожца.

2. По
своей сути общение – это взаимодействие
ребенка с окружающими людьми, направленное
на объединение усилий с целью выяснения
отношений и достижения

1
Доклад на советско–американском
симпозиуме, июнь 1983 г.

общей
цели. Характерной особенностью общения
является отношение его участников друг
к другу как к субъектам активности, а
не физическим объектам.

3. При
рождении ребенок не способен к общению.
Эта способность складывается у него в
ходе жизни постепенно. Становление
общения начинается с формирования
особой потребности ребенка в контактах
с другими детьми. Природа указанной
потребности состоит в стремлении ребенка
к самопознанию и самооценке через
посредство окружающих и с их помощью.

4. Становление
второй сферы общения ребенка – со
сверстниками – предполагает оформление
у него специфического варианта общей
коммуникативной потребности. По–видимому,
его особенность состоит в возможности
для ребенка сравнивать себя с ровесниками
путем прямого наложения сведений о себе
на образ равного существа, в то время
как взрослый для маленького ребенка –
идеал, реально недостижимый (гипотеза
Т. В. Драгуновой, А. Кемпински, А. Г.
Рузской).

Наличие
у ребенка специфической потребности в
общении со сверстниками мы определяли
по 4 критериям:

1) вниманию
его к другим детям;

2) эмоциональному
отклику на их действия;

3) стремлению
обратить на себя внимание сверстников;

4) чувствительности
к их аффективному отношению.

Одновременное
наличие всех 4 критериев свидетельствует
о желании ребенка познать себя (третий
критерий), оценить себя (четвертый
критерий) через посредство других детей
(первый и второй критерии) и с их помощью
(снова четвертый критерий).

Мы
провели ряд исследований в области
генезиса общения детей со сверстниками.
Они позволили выделить в этом процессе
4 этапа.

Первый
этап

– это период отсутствия у ребенка
самостоятельной и специфической
потребности в общении со сверстниками.
Он охватывает первый год жизни. С. В.
Корницкая и Л. М. Царегородцева наблюдали
взаимоотношения младенцев в микрогруппах
из 3 человек, в условиях закрытого
детского учреждения, где дети живут
постоянно и воспитываются в группах по
12 человек. Они установили, что у младенцев
выявляются только два критерия: внимание
и аффективный отклик. Первый и второй
критерии характеризуют отношение
ребенка к сверстнику как к объекту –
источнику богатых впечатлений. Младенцы
с интересом следят за ровесниками,
находящимися в отдалении. Соприкосновение
обычно вызывает у них опасение или
протест, и вполне обоснованно: активные
дети чересчур смело исследуют товарищей
– трогают их лицо, тело, тянут за волосы,
теребят одежду. В конце года возникают
эпизодические практические контакты,
когда дети вместе рассматривают что–то,
раскачивают ограждение манежа, тянут
за шнурки ботинок: но они очень
кратковременны и быстро прекращаются
из–за неумения младенцев произвольно
регулировать свое поведение.

Контакты
детей со сверстниками побуждаются на
первом этапе не специфической потребностью
в общении с равными партнерами, а
стремлением к активности и новым
впечатлениям. Обыкновенные игрушки
нередко привлекают младенцев сильнее
ровесника, а желание присвоить
понравившийся предмет вызывает у них
отношение к другому ребенку лишь как к
преграде, мешающей достичь цели.

Вмешательство
взрослого производит благоприятное
действие. Когда он брал одного ребенка
на руки, показывал его другим, гладил
ручкой этого младенца остальных детей,
можно было заметить, как малыши начинали
вглядываться в лицо, в глаза ровесника,
улыбаться ему. Но эффект был кратковременным:
стоило посадить ребенка рядом с другими,
дать игрушки – и через минуту они уже
забывали друг о друге.

Второй
этап

становления общения со сверстниками
охватывает второй год жизни. Это этап
первичного оформления специфической
потребности детей в общении со
сверстниками. Исследования Л. Н.
Галигузовой, Т. М. Землянухиной, Р. И.
Желеску, Т. М. Сорокиной показали, что
помимо двух первых критериев в поведении
ребенка проявляются также третий и
четвертый: малыш старается обратить на
себя внимание товарищей, перестраивая
с этой целью свои действия. В начале
второго года жизни два последних типа
проявлений отмечаются редко, и лишь к
трем годам они приобретают устойчивый
и систематический характер. Таким
образом, дети начинают относиться друг
к другу как к субъекту потенциального
общения; они учитывают способность
ровесника воспринимать их действия,
реагировать на них и ведут себя в расчете
на нее.

На
втором этапе контакты с ровесником
начинают удовлетворять потребности
детей не только во впечатлениях – они
позволяют им развивать также бурную
активность и строить совместную
деятельность: малыши перебрасывают
друг другу предметы, вместе занимаются
крупными игрушками, переглядываются,
пересмеиваются, легко заражаются общим
весельем. Взаимодействие детей во многом
напоминает их контакты со взрослым:
слова, улыбки, ожидание ответа присутствуют
в обоих случаях. Но возникает и
специфическое содержание взаимодействия
именно со сверстником. Его отличает
особенно раскованный, свободный характер
действий детей и яркая эмоциональная
окраска: дети прыгают, принимают
причудливые позы, громко визжат, поют
и явно испытывают при этом повышенное
удовольствие, не возникающее у них ни
в одиночестве, ни при общении с заботливыми
и вечно осторожными взрослыми. И все же
место общения с ровесниками в общей
иерархии потребностей ребенка на втором
этапе очень скромное. Детей сильно
привлекают игрушки, и они действуют с
ними главным образом индивидуально.
Игра интерферирует с общением. Значение
взрослого также несравненно больше,
чем привлекательность сверстника. Т.
М. Землянухина установила, что дефицит
общения с близкими людьми у сирот заметно
тормозит развитие контактов детей со
сверстниками и мешает становлению
отношения к ним как к субъектам общения.

Третий
этап

развития общения детей со сверстниками
охватывает третий и четвертый годы
жизни. Он характеризуется закреплением
и стабилизацией успехов, достигнутых
детьми к самому концу второго этапа. В
поведении детей теперь постоянно
проявляются все четыре критерия
потребности в общении друг с другом.
Присутствует отношение к товарищу как
к субъекту общения. Контакты детей
множатся и разнообразятся параллельно
развитию их практических умений, речи,
игровой фантазии. Но дети по–прежнему
больше ориентированы на взрослого и
без его помощи и участия не умеют наладить
сотрудничество и достичь согласия между
собой.

С
четырех лет до семи включительно длится
четвертый
этап

развития общения детей со сверстниками.
Его начало знаменуется резким переломом
в соотношении двух сфер социального
поведения ребенка: взрослый сохраняет
значение наиболее авторитетного,
любимого и необходимого человека в его
жизни, но сверстник, как партнер по
общению, обгоняет взрослого по своей
привлекательности и становится
предпочитаемым (Д. Б. Годовикова, Р. И.
Деревянко, Л. Б. Митева, Р. А. Смирнова).
Если предложить дошкольникам старше
четырех лет нескольких партнеров разного
возраста для взаимодействия с ними в
различных обстоятельствах, то они
выбирают и для игры, и для рассматривания
книг, и для беседы именно сверстников;
дети постоянно относятся к сверстнику
как к субъекту, и в их поведении выявляются
все четыре критерия сформированности
потребности в общении. Но третий и
четвертый критерии резко преобладают
над двумя первыми. Это означает, что
дошкольник относительно слабо интересуется
своим товарищем как таковым: он плохо
отражает его портретные черты, редко
обращает внимание на особенности его
душевного состояния, не осведомляется
о важных обстоятельствах его жизни
(например, не знает, где тот живет, как,
кто у него в семье). Зато он чутко
воспринимает все тонкие нюансы отношения
ровесников к самому себе – ребенок
сразу усиливает воздействия, вызывающие
одобрительный смех; прилагает разнообразные
усилия, чтобы обратить на себя внимание
отвлекающихся товарищей. Таким образом,
дошкольники относятся к сверстнику как
к «невидимому зеркалу» – они ищут в нем
лишь свое собственное отражение.

Вместе
с тем дошкольник очень внимательно
слушает, что говорят старшие о других
детях; характерно, что он немедленно
примеривает к себе все, что узнал о
других детях; он склонен ревниво
оспаривать их успехи и преувеличивать
их промахи. Такое непрестанное
сопоставление себя с другими детьми
служит важным средством формирования
у дошкольника представления о себе.
Исследования И. Т. Димитрова и А. И.
Силвестру показали, что в результате
общения с друзьями ребенок научается
оценивать свои практические умения и
получает первое представление о своих
знаниях. Правда, его мнение о своих
личностных достоинствах явно преувеличено,
но это порождает у дошкольников
своеобразный детский оптимизм,
благоприятствующий успеху ребенка в
новых делах и смелости в новых предприятиях.

Общение
со сверстниками порождает в дошкольном
возрасте избирательные привязанности
между детьми. По данным Р. А. Смирновой,
в основе дружеских отношений детей
лежит удовлетворение потребности в
доброжелательном внимании сверстников;
оно обеспечивает познание детьми себя
в своих лучших качествах. На втором по
значению месте для формирования дружеских
связей стоит удовлетворение потребности
детей в игровом сотрудничестве, а
стремление к общности мнений и взглядов
занимает лишь скромное третье место.

В
пределах дошкольного детства сфера
общения детей со сверстниками намного
уступает сфере общения со взрослыми по
содержательности контактов и глубине
личностных связей партнера с ровесниками.
Тем не менее она имеет большое значение
в жизни ребенка благодаря своему
непринужденному раскованному характеру,
яркой эмоциональной окраске, щедрой
насыщенности элементами воображения
и фантазии.

Проведенные
исследования позволяют приблизиться
к пониманию роли общения со сверстниками
у детей первых семи лет жизни. По–видимому,
в этой сфере общения создаются условия,
своеобразно обеспечивающие самопознание
и самооценку ребенка.

Во–первых,
здесь дети могут проверить, как они
усвоили опыт и наставления старших,
прямо сопоставляя свое поведение с
действиями других детей, в споре и
обсуждениях с ними того, что и как следует
делать.

Во–вторых,
общение с равными партнерами создает
благоприятные обстоятельства для
познания детьми своих потенций путем
свободного выявления творческого,
оригинального начала в отсутствие
ограничивающих регламентаций старших.
Исследование показывает также решающее
значение общения со взрослыми для
налаживания гармоничных взаимоотношений
детей друг с другом.

Источник