Общение в семье развитие ребенка
Семья – один из важнейших элементов современного общества. От благополучия и
гармонии в семье зависит в том числе психологическое состояние всех ее членов.
В современных условиях развития общества особую значимость приобрела семья и
внутрисемейные отношения, обострилась проблема общения в семье, поскольку
семейные взаимоотношения носят менее эмоциональный и духовный характер. В
современном быстроменяющемся мире у людей всё меньше времени остаётся для
общения друг с другом, а общение с детьми, подчас, сводится лишь к
удовлетворению элементарных потребностей.
Многие родители не знают, чем живут их дети, что происходит в их внутреннем
мире. Но дети – это будущее. И от того, как их воспитывают, зависит очень многое
в жизни. Каждая эпоха, каждая культура всегда оказывала и оказывает своё
специфическое, более или менее благоприятное влияние на развитие детей. В
прежние времена жизнь ребёнка была в большей степени предопределена нормами и
традициями и т. к. жизненный путь был уже изначально предопределён, практически
не существовало выбора и возможности что-либо изменить. В последнее время
действительность меняется так стремительно, что условия жизни отдельно взятой
семьи в значительной степени влияют на формирование и развитие детей.
Большинство современных семей не может обеспечить в достаточной мере
потребность детей в общении и в обществе. Семья всё больше превращается в
сообщество «по интересам», где лишь живут, едят и спят. Порой индивидуализм
настолько возрастает, что члены семьи зачастую лишь сосуществуют друг с другом.
В таких семьях практически не остаётся проблем, которые семья должна решать
сообща, что лишает детей и родителей опыта совместных эмоциональных переживаний.
Конечно, родители стремятся дать своим детям всё лучшее, оградить их от излишних
тревог, обеспечить им «светлое будущее». Но в погоне за благами цивилизации, они
порой забывают о необходимости простого, доверительного общения.
Младший школьный возраст – это первый этап осознанного отношения ребенка к
общению и совместной деятельности, в это время происходит укрепление его чувства
успешности. При этом психика ребенка наиболее уязвима и чувствительна, младшие
школьники зачастую теряют присущую дошкольникам эмоциональную активность и
жизнерадостность, испытывают трудности в обучении и поведении. Основная роль
взрослого в этот период – это защитник, поэтому очень важным моментом является
максимальное доверие между родителями и детьми, способность взрослого не только
слышать, но и слушать волнения и переживания своего чада.
Как уже говорилось, многие родители считают, что у маленьких детей не может
быть проблем. Психологическая практика показывает, что ребенок, испытывая
внутреннее напряжение, не всегда может описать словами, что его беспокоит. И
часто родители обращаются к психологу при проявлении негативных симптомов, таких
как агрессивность, конфликтность, повышенная эмоциональность, застенчивость.
Такие дети часто испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. А
общение – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с
собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и
жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание
особенностей себя и других людей и учёт их в ходе общения. Всему этому ребенок
научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми.
Возникновение детских проблем зачастую связано со стереотипностью
родительских представлений о воспитании. Например, некоторые родители стараются
выполнять все требования и малейшие капризы ребенка, развивая тем самым эгоизм и
потребительское отношение к окружающим, или покупают своим детям много подарков,
как бы компенсируя недостаток общения со своим ребенком.
Общение – это главное условие для развития в жизни человека
Общение – это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на
взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий
взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию
совместной деятельности.
В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими
потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в
общении.
Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими
общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в
сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых –
помочь ему в этом.
Как известно, существуют следующие стили общения:
1. Авторитарный. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их
ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень
категоричны и неуступчивы. Закрыты для постоянного общения с детьми,
устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения,
позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их дети, как
правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. Девочки на
протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики
могут стать неуправляемыми и агрессивными.
2. Либеральный. Родители слишком высоко ценят своего ребёнка,
Считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во
всём. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли
ребёнку такая свобода? Детям предоставлен избыток свободы, т. е. руководство
родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому дети
склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно,
не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и
решительными, творческими людьми.
3. Индифферентный. Проблемы воспитания не являются для родителей
первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится
решать самому.
4. Авторитетный. Родители осознают важную роль в становлении личности, но за
ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо
диктовать, а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют автономию
детей, допускают изменению своих требований в разумных пределах. Дети
превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся,
обладают высокой самооценкой.
Помните!
- Ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
- Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным.
- Ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины.
- Ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.
- Ребенка хвалят – он учится быть благородным.
- Ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.
- Ребенка поддерживают – он учится ценить себя.
- Ребёнка высмеивают – он учится быть замкнутым.
- Ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в
этом мире.
Доверительность общения
Самое главное, никогда не воспитывайте в плохом настроении,
Оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее,
разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры», в минуты
сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение
минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои
чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?
Подумайте и ответьте
1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
2. С каким лицом чаще всего общается ваш ребёнок?
3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с
вами?
Сделаем вывод…
Вывод
- Чаще улыбаться;
- Общаться с детьми не меньше 3 часов в сутки;
- Радоваться успехам ребенка. Не раздражаться в момент его временных
неудач; - Терпеливо, с интересом слушать рассказы ребенка о событиях в его жизни;
- Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации;
- Создавать в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Помня о том, что в этом возрасте для ребенка ведущей является игровая
деятельность, мы можем делать шаги к взаимопониманию с ним, просто играя! Игра,
с одной стороны, дарит сиюминутную радость, а с другой – всегда направлена в
будущее, так как в ней моделируются либо какие-то жизненные ситуации, либо
закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности,
необходимые личности ребенка.
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда
практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В
таких случаях лучше всего… его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли.
Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе
его называют «активным слушанием».
Что же это значит – активно слушать ребенка?
Техника активного слушания
1. Занять правильное положение по отношению к собеседнику (глаза должны
находиться на одном уровне). Психологические исследования показали, что человек
воспринимает преимущественно невербальную информацию, поэтому наша поза является
для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и
услышать.
2. Повтор услышанного. Повторяя то, что вы слышите от ребенка, вы выражаете
готовность принять ту информацию, которую он до вас пытается донести (будь то
рассказ о действиях, или о мыслях, или о чувствах).
3. Делать паузы между фразами. Паузы помогают говорящему разобраться в своих
переживаниях и одновременно почувствовать, что рядом с ним – понимающий их
человек.
4. Обозначение чувств. Называйте чувство, которое ребенок пытается выразить
рассказом.
5. Чувства – в утвердительной форме. Ответы должны отражать сочувствие и
звучать не в вопросительной, а в утвердительной форме.
Правила активного слушания
1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не
только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.
3. Не давай советов.
4. Не давай оценок.
5. Поза (Необходимо сидеть напротив человека; корпус наклонен немного
вперед.)
6. Взгляд (доброжелательный, смотреть в глаза).
7. Стимуляция собеседника к рассказу (Угу, Ага и т.д.).
Итак, что может дать техника активного слушания?
– Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка,
(разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается);
– Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает больше
рассказывать о себе;
– Ребенок учится сам решать свои проблемы;
– Ребенок начинает активно слушать родителей.
– Родители становятся более чувствительными к проблемам и нуждам ребенка,
легче принимают его «отрицательные» чувства, то есть меняются и сами родители!
Вот некоторые упражнения, игры, направленные на снятие напряжения,
успокоение, мышечное расслабление, релаксацию дыхания.
1. Упражнение «Воздушный шарик»
Упражнение проводится сидя или стоя. Родитель: «Представь себе, что сейчас мы
с тобой будем надувать шарик. Вдохни воздух, поднеси воображаемый шарик к губам
и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай его. Следи глазами за
тем, как твой шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут
узоры на нем. Представил? Я тоже представила наши огромные шары. Дуй осторожно,
чтобы шарик не лопнул. А теперь покажем их друг другу». Упражнение можно
повторить 3 раза.
2. «Игра без правил»
Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения,
активного слушания и т.д.
Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая
начало фразы: «Мне нравится, что ты…» и добавляя к ней свое утверждение. Тем
самым возникает позитивный диалог.
3. «Зеркало»
Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения,
формирование умения подчиняться требованиям другого.
Участники становятся в две шеренги. Один человек в паре – водящий и
показывает разные движения, другой – зеркало, все повторяет. Затем меняются
ролями.
4. «Машины»
Цель: налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие
тактильных ощущений.
Работа в парах (родитель и ребенок). Ребенок в роли «машины», родитель – в
роли «мойщика машины». В течение 5 минут машину приводят в порядок: моют,
протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используя как можно больше
ласковых слов.
Затем меняются ролями.
5. «Только вместе!»
Цель: физический контакт, возможность почувствовать друг друга,
сотрудничество. Работа в парах (родитель и ребенок). Надо встать спина к спине и
попробовать медленно, не отрываясь от партнера, сесть на пол. И точно также
встать.
6. Упражнение «Хвасталки»
«Я …, мой ребенок…» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен
охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за
тебя!»
В заключение можно сказать, что необходимо заниматься со своими детьми, хотя
бы полчаса в день, находить время для совместных занятий и чтобы они приносили
радость и Вам и ребенку! Хотелось бы закончить словами известного педагога о
том, что дети – это наше будущее, правильное их воспитание – это наше счастливое
будущее, плохое воспитание – это наше горе и слезы.
Источник
Ирина Найда
Консультация для родителей «Особенности общения с детьми в семье»
Консультация для родителей
Особенности общения с детьми в семье
Цель: Дать родителям полное представление об общении, показать важность и значимость общения для полноценного развития ребенка, расширить представление родителей об эмоциях, их влиянии на общение, подсказать советы и рекомендации, обеспечивающие благоприятные условия для общения.
Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на доминирование его системы ценностей. Сколько бы нам не было лет, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец». Малыш всему учится в общении со взрослыми. Это создает фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов «Годы чудес» — годы общения ребенка с родителями. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям, — конечно же, все это оставит неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мысли человека.
Такие виды общения, как улыбка и взгляд, увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей. Уже в младенчестве у детей формируется чувство доверия, или недоверия, к окружающему миру, у людям, вещам, явлениям и т. д.
Доверие к ребенку, умение взрослого прощать малышу большие и малые прегрешения, поручения детям посильных трудовых задач, воспитание младших – вот истоки морали бескорыстия и доброты. По мере того как у ребят развиваются способности к совместным действиям и умения общаться, взаимодействие со сверстниками становится более стабильным и продолжительными. Успех среди партнеров по игре в немалой степени зависит от ощущения безопасности и удовлетворенности, которые знакомы детям по их общениям с отцом и матерью. Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающие эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Они отражение индивидуальности человека его внутреннего состояния (интерес, радость, удивление, стыд, страх).
Если преобладает отдельная эмоция у ребенка, то это и определяет характер его поведения. Воспитание способно ослабить отрицательное эмоциональное восприятие у детей, а положительное, наоборот, усилить.Точно известно: живое человеческое общение – это самое интересное на свете. Сначала мы видим и слышим человека и лишь за тем что-то понимаешь. Будьте всегда внимательны ко всем проявлениям чувств и желаний собеседника. Это позволит не только общаться со взрослыми людьми, но и найти настоящих друзей в лице ваших малышей.
Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимика жестовой речи затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становиться причиной страха, отчужденности, враждебности. Возможность выражать свои чувства и мысли по средствам мимики способна заменить нам обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволит не только лучше понимать своего собеседника, но и привносить определенную живость в общении друг с другом. Необходимо мягко, но настойчиво воспитывать у ребенка культуру жеста. Жесты, а также интонации должны лишь эмоционально дополнять его речь. Это ласка, нежное прикосновение, выражение несогласия.
Способность к общению включает в себя:
1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
2. Умение организовать общение («Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:
• создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
• признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;
• сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».
Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека, «Зоопарк» (подражание зверям).
Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.
Советы родителямпо формированию адекватной самооценки:
• не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;
• не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;
• поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;
• не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;
• показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;
• не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
Игра, позволяющая выявить самооценку ребенка
«ИМЯ» — предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.
Принципы общенияс агрессивным ребенком:
• для начала поймите причины,лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;
• помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;
• дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;
• показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;
• пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.
Игра на выплеск агрессивности:
«Брыкание» — ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.
Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми:
• сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;
• не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;
• после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;
• не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;
• не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.
Игра: «На кого я похож» — сравнение себя с животным, цветком, деревом
«Спина к спине» — игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.
Вам необходимо обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для общения с вами,а для этого запомните следующие:
• Для ребенка вы являетесь образом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.
• Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает и понимает гораздо больше, чем может сказать.
• Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
•Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме, местах удаленных от него.
• По возможности нужно присоединиться к ребенку. Когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
• У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребенка реальные цели.
• Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.
Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.
Источник